Программа развития МБОУ ООШ с Сиреники на 2021-2025 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский район, село Сиреники, ул. Мандрикова, 29, тел. (факс)
2-52-37
E-mail: sireniki_school@mail.ru
СОГЛАСОВАНО
Начальник
Управления социальной политики
администрации Провиденского
городского округа
_____________В.Н.Альшевская
Решение МЭК от
_____________№ __________

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
«Основная общеобразовательная
школа села Сиреники»
______________Я.Ю. Щуцкая
Приказ от 17.12.2020 г. № 238- о. д.

Рассмотрена на Педагогическом совете
(протокол № 5 от 09.12.2020)

Программа развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
на 2021-2025 г.г.

с.Сиреники
2020 год

Методист отдела методического
Сопровождения Провиденского района
ГАОУ ДПО ЧИРОиПК
______________________ Н. А. Ханенко

3

Содержание
Пояснительная записка

3

Паспорт Программы развития школы

4

1. Информация об образовательной организации

8

2. SWOT-анализ потенциала развития школы

12

3. Концепция развития школы

17

Модель школы – 2025

18

Модель педагога школы – 2024

18

Модель выпускника школы- 2024

19

Миссия школы

20

4. Основные направления реализации программы развития школы

20

4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии

20

4.2. Повышение качества образования

22

4.3. Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся

23

4.4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья 26
детей в процессе обучения
4.5. Развитие информационной среды школы

28

4.6. Инклюзивное образование в школе

30

4.7. Развитие системы государственно-общественного управления

34

5. Система мер по минимизации рисков реализации Программы

36

6. Ожидаемые результаты реализации Программы развития

37

7. Механизм управления реализацией Программы развития

38

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» (далее –
Программа или Программа развития) является стратегическим документом,
определяющим пути и основные направления развития школы на период с января
2021 года до 2025 года в логике современной государственной образовательной
политики и с учетом потенциала саморазвития образовательного учреждения.
Программа подготовлена рабочей группой школы.
В Программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы
главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов
МБОУ «ООШ с. Сиреники», представлены меры по изменению содержания и
организации образовательного процесса. Развитие школы в данный период
предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его
подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах
жизнедеятельности в информационном обществе.
Программа является инструментом управления, развитием образовательного
процесса и учреждения в целом. Она предназначена для систематизации управления
развитием школы, а также разработки и реализации комплекса мер, направленных
на достижение школой качества образования, адекватного запросам современного
российского общества, уровню развития педагогической науки и меняющимся
социально-экономическим условиям; на становление демократического уклада
школы как действующей модели гражданского общества, которая призвана, в
конечном счете, обеспечить достижение целей, поставленных в государственной
программе Российской Федерации «Развитие Образования» на 2021 -2025 годы:
цель 1 - качество образования, которое характеризуется: обеспечением глобальной
конкурентоспособности российского образования, вхождением Российской
Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
цель 2 - доступность образования
цель 3 - воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на
основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации,
исторических и национально-культурных традиций,

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
Наименование
Программы
Тип программы
Разработчики
программы
Исполнители
программы
Цель Программы
Тема программы

Задачи
Программы

Программа
развития
муниципального
общеобразовательного
учреждения
общеобразовательная школа села Сиреники»
Целевая
Администрация и педагогический коллектив

бюджетного
«Основная

Педагоги, учащиеся и родители
Совершенствование образовательного пространства в
соответствии с требованиями законодательства и с учетом
потребностей социума
Создание единого общеобразовательного пространства как
условие получения доступного и качественного образования
1. Эффективное использование кадровых, материальнотехнических ресурсов образования для обеспечения
высокого его качества, максимального удовлетворения
образовательных потребностей обучающихся, запросов
семьи и общества. Обеспечение доступности и качества
образования.
2. Совершенствование методов и технологий организации
образовательного процесса для успешной социализации
обучающихся, формирования различных компетенций.
3. Создание условий для самоопределения, выявления и
реализации индивидуальных возможностей каждого
ребенка, поиск и поддержка одаренных и талантливых
детей.
4. Совершенствование
системы
здоровьесбережения
учащихся.
5. Обеспечение
обучающихся
с
особыми
образовательными потребностями равной доступности к
образовательным ресурсам. Создание условий для
инклюзивного образования и безбарьерной среды.
6. Совершенствование работы системы психолого-медикопедагогического
сопровождения
образовательного
процесса.
7. Формирование условий для удовлетворения граждан в
качественном
образовании;
открытость
образовательного
пространства
через
участие
общественности в управлении школой и развитие
информационной среды школы.
8. Формирование и совершенствование педагогических
компетенций, развитие кадрового потенциала школы.
9. Совершенствование материально-технической базы
школы
для
обеспечения
высокого
качества
непрерывного образовательного процесса, оптимизации
4

Сроки
реализации
Программы

Нормативноправовые
основания для
разработки
Программы
развития

Этапы
реализации
Программы

взаимодействия всех его участников.
2020 – 2025 гг.
 Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; поправки к нему;
 Конвенция о правах ребенка;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт начального общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897;
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт среднего общего образования (утв. Приказ
Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 г., №413);
 Государственная программа Российской Федерации
"Развитие образования" на 2018-2025 годы, утв.
постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 г. №
1642;
 Национальный проект
«Образование» на 2019 2024годы;
 Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях" (с изменениями и
дополнениями;
 Постановление Правительства Российской Федерации от
11.06.2014г № 540 «Об утверждении Положения о
Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе
«Готов к труду и обороне (ГТО)»;
 Устав школы.
Первый этап (2020 – 2021 учебный год) – аналитикопроектировочный:
 Проблемно-ориентированный
анализ
результатов
реализации предыдущей Программы развития (2015-2020
гг.);
 Разработка направлений приведения образовательной
системы школы в соответствие с задачами программы
развития на 2020-2025 гг. и определение системы
мониторинга реализации настоящей Программы.
Второй этап (2020 - 2023 учебные годы) – реализующий:
5

Реализация мероприятий плана действий Программы;
Реализация ФГОС ООО.
Реализация образовательных и воспитательных проектов.
Нормативно-правовое
сопровождение
реализации
Программы развития;
 Осуществление системы мониторинга реализации
Программы,
текущий
анализ
промежуточных
результатов.






Перечень
направлений

Перечень
подпрограмм

Ожидаемые
результаты
реализации
Программы

Третий этап (январь – июль 2025) – аналитикообобщающий:
 Итоговая
диагностика
реализации
основных
программных мероприятий;
 Анализ итоговых результатов мониторинга реализации
Программы;
 Обобщение
позитивного
опыта
осуществления
программных мероприятий;
 Определение целей, задач и направлений стратегии
дальнейшего развития школы.
1. ФГОС: образовательный стандарт в действии.
2. Повышение качества образования.
3. Гражданско-правовое образование и воспитание
обучающихся.
4. Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей в процессе обучения.
5. Развитие информационной среды школы.
6. Инклюзивное образование в школе.
7. Развитие
системы
государственно-общественного
управления.
 «Цифровая образовательная среда»

«Одаренные дети»
 «Воспитание»
 «Инклюзивное образование»
 «Социальная защита»
 инфраструктура
и
организация
образовательного
процесса школы соответствует требованиям ФЗ-273,
СанПиНов и другим нормативно-правовым актам,
регламентирующим
организацию
образовательного
процесса;
 оснащение кабинетов в соответствии с требованиями
ФГОС;
 100 % педагогов и руководителей школы пройдут
повышение квалификации и (или) профессиональную
переподготовку
по
современному
содержанию
образования (в том числе ФГОС соответствующих
ступеней образования) и инновационным технологиям;
 не менее 35% педагогов работают по инновационным
6

Исполнители
Порядок
управления
реализацией
Программы
Источники
финансирования

образовательным технологиям;
 не менее 80% педагогов имеют опыт предъявления
собственного опыта на профессиональных мероприятиях
(на семинарах, научно-практических конференциях,
профессиональных
конкурсах,
в
методических,
психолого-педагогических изданиях, в том числе
электронных и т.д.);
 100% обеспеченность специалистами и педагогами для
организации службы сопровождения детей с ОВЗ;
 переход
на
федеральные
государственные
образовательные стандарты второго поколения на всех
ступенях обучения;
 100%
выпускников
успешно
осваивают
общеобразовательные
программы
по
итогам
государственной итоговой аттестации;
 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей
потребностям внеурочной деятельностью;
 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями
для занятий физической культурой и спортом;
 успешная реализация инклюзивного образования в
школе;
 в школе реализуется подпрограмма поддержки
талантливых детей (по различным направлениям
интеллектуального, творческого, физического развития);
 не менее 50% родителей (законных представителей)
включены в различные формы активного взаимодействия
со школой (через участие в решении текущих проблем,
участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
Коллектив
школы,
совет
родителей
(законных
представителей), обучающиеся.
Корректировка программы осуществляется Педагогическим
советом школы.
Управление
реализацией
программы
осуществляется
директором.
Бюджетное финансирование.

7

1.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Полное название школы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
Сокращенное название школы: МБОУ «ООШ с. Сиреники»
Юридический адрес: 689273 Чукотский автономный округ Провиденский район,
село Сиреники, ул. Мандрикова д.29
Дата государственной регистрации: 29 июня 1999 года
E-mail: sireniki_school@mail.ru
адрес сайта школы: https://sireniki.chukotschool.ru
Лицензия: серия 87 Л01 № 0000278 от 08 декабря 2015 года № 404
Свидетельство о государственной аккредитации: серия 87А01 № 0000084 от 16
февраля 2016 г. № 230
ОГРН:

1028700517405

ИНН/КПП: 8705001520/870501001
Учредитель:
Управление
социальной
политики
Администрации
Провиденского городского округа Чукотского автономного округа
По историческим записям МБОУ «ООШ с. Сиреники» была образована в
сентябре 1929 года. Первое школьное помещение представляло собой маленький
деревянный домик американского образца, сбитый из тонкого тёса, где изначально
обучались дети начальной школы.
Сейчас школа располагается в одноэтажном здании, построенное канадской
компанией «Фергюсон Симек и Кларк» в 2004 году.
На основании Постановления Главы администрации муниципального
образования Провиденского района от 02.06.2003г. № 142 Сирениковская
муниципальная средняя общеобразовательная школа была преобразована в
муниципальную основную общеобразовательную школу села Сиреники.
На основании Постановления Главы администрации муниципального
образования Провиденского района от 08.09.2003г. № 218 с 01.09.2003
Муниципальная основная общеобразовательная школа села Сиреники была
переименована в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная
общеобразовательная школа села Сиреники».
На основании Постановления Главы администрации Провиденского
муниципального
района
от
21.11.2011
г.
№
217
Муниципальное
общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села
Сиреники» была переименована Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники».
8

Проектная наполняемость здания -160 мест (детский сад – 40, школа- 120).
На 01.01. 2021 год число классов – 6 (начальная школа – 3, основная школа –
3) и 2 группы дошкольного образования. Все классы общеобразовательные, средняя
наполняемость классов – 7 человек.
Работают 5 групп продленного дня: 3 группы – для учащихся начальной
школы, 2 группы – для учащихся основной школы. Общая численность
посещающих ГПД – 36 человек.
МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» осуществляет
образовательную деятельность по программам:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования.
Условия комплектования классов – на основании Устава МБОУ «ООШ с.
Сиреники» и Положении «О приёме граждан в МБОУ «ООШ с. Сиреники»:
Приём заявлений для обучения по образовательной программе начального
общего образования для граждан, проживающих на закреплённой территории,
начинается не позднее 1 апреля и завершается не позднее 30 июня текущего года.
Для граждан, не проживающих на закреплённой территории, приём заявлений
в первый класс начинается с 6 июля текущего года до момента заполнения
свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
2-9 классы формируют списочный состав с 01июня текущего года по 05
сентября текущего года. Приём учащихся в МБОУ «ООШ с. Сиреники»
происходит в течение всего года по заявлению родителей (законных
представителей).
Продолжительность учебного года:

для учащихся 1 класса – 33 недели (с 1 сентября по 25 мая);

для учащихся 9 классов – 34 недели (с 1 сентября по 25 мая);

для учащихся 2 - 8 классов - 35 недель (с 1 сентября по 31 мая).
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной
нагрузки выполняются:
Классы
1
2-4
5
6
7
8-9

Максимально
допустимая
нагрузка СанПиН
21
23
29
30
32
33

недельная

Продолжительность урока для учащихся 2-9 классов - 45 минут, для учащихся 1
класса – 35 минут, занятия в детском саду – от 10 – до 30 минут.
Для функционирования школы, в том числе организации образовательного
процесса имеются:
 учебные кабинеты – 8 шт., площадь – 246,4 м2;
 1 компьютерный класс, площадь – 30,8 м2;
9











1 мастерская, площадь – 42 м2;
1 кабинет домоводства – 30,8 м2;
1 спортивный зал, площадь – 232 м2;
1 библиотека, площадь – 30,8 м2;
1 столовая (120 посадочных мест) – 70,7 м2;
кухня – 36,5 м2;
1 медицинский кабинет, площадь – 8 м2;
1 учительская, площадь – 17 м2;
1 приёмная, площадь – 14 м2.

Кадровый состав школы:
Всего в школе работают 33 человека. Из них 14 – педагогов, 19 – непедагогические
работники.
Среди педагогического состава есть учителя, отмеченные наградами:
 Почётный работник сферы образования Российской Федерации – 1
работник;
 Почётный работник общего образования Российской Федерации – 1
работник;
 Отличник народного просвещения – 1 работник;
 Ветеран труда Чукотского автономного округа – 1 работник.
2.2. Концепция развития школы
Современная школа призвана достичь ряда основополагающих задач,
определенных
потребностями развития общества:
1. Создание особых условий обучения, при которых уже в школе дети могли
бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном
конкурентном мире.
2. Создание условий для развития творческого потенциала каждого ребенка в
условиях гуманистического воспитания.
3. Создание системы поиска и поддержки талантливых детей, а также
их сопровождения в течение всего периода становления личности.
4. Создание условий для физического и психологического комфорта учащихся
в школе.
5. Формирование нравственного, здорового микроклимата в детском
сообществе для
появления
толерантных
взаимоотношений,
развития
коммуникативной культуры, нравственных качеств личности.
6. Сбережение здоровья учащихся.
7. Развитие у учащихся стремления к здоровому и безопасному образу
жизни, занятиям спортом.
8. Сохранение, качественное улучшение и пополнение кадрового
состава преподавателей.
9. Модернизация и пополнение материально - технического обеспечения
школы.
Особый акцент в деятельности школы делается на организацию
воспитательной работы. С этой целью школа разработала программу воспитания. еж
10

и ежегодные календарные планы воспитательной работы как части основных
образовательных программ общего образования.
Основной целью воспитательной работы школы является сближение
«портрета выпускника» школы с современным национальным воспитательным
идеалом — высоконравственным, творческим, компетентным гражданином России,
принимающим судьбу Отечества как свою личную, осознающим ответственность за
настоящее и будущее своей страны, укоренённым в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Содержание воспитательного процесса направлено на интеграцию
воспитательного и образовательного пространства школы через:

создание условий для развития творческой, интеллектуальной, нравственной
личности ученика в учебной деятельности;

активизацию взаимодействия педагогического коллектива и родительской
общественности;

деятельность системы дополнительного образования (кружков, спортивных
секций);

деятельность органов ученического самоуправления;

повышение профессионального уровня классных руководителей и других
педагогических работников.
Внеурочная деятельность в школе строится с учетом интересов и склонностей
учащихся, их потребностей. Так, в школе организована внеурочная деятельность по
следующим направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное.
2. Духовно-нравственное.
3. Общеинтеллектуальное.
4. Общекультурное.
5. Социальное.
Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых
результатов освоения основных образовательных программ (личностных,
метапредметных и предметных). Основной формой внеурочной деятельности
является проектная деятельность.
Организованный таким образом образовательный процесс подготавливает
учащихся к жизни в современном мире, обеспечивая формирование таких качеств
личности, как мобильность, способность к самостоятельному освоению знаний и
развитию требуемых умений. Также образовательный процесс помогает учащимся
овладеть поисковым, проблемным, исследовательским и продуктивным
типами деятельности.
Школа
нацелена
продолжать
формировать у
педагогических
работников компетенций и установок, которые необходимы для достижения
результатов Программы. К ним относятся:
- активное участие в научно-методической работе;
- мотивация к продолжению инновационной деятельности;
- качественный рост профессиональной активности;
- системное повышение квалификации через самообразование, участие
в профессиональных объединениях.
Важную роль в обеспечении права детей на образование, в защите личности
учащегося от вредных влияний на его физическое, психическое и нравственное
11

здоровье играет работа социально-педагогической службы, основными задачами
которой являются:




работа с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации;
работа по профилактике наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;
привлечение к воспитательной работе других организаций.

Проблемно-ориентированный анализ позволяет выявить проблемные точки
образовательной системы школы, на которых необходимо сосредоточить внимание
руководству и педагогическому коллективу:
- нормативно-правовая база не позволяет достаточно эффективно решать
проблемы в образовательных отношениях в связи с расширением прав и
обязанностей их участников;
- профессиональный рост отдельных педагогических работников отстает от
новых тенденций развития отечественного образования;
- социум не всегда откликается на потребности школы в расширении пространства
социализации учащихся и взаимной ответственности за результаты образования.
В связи с этим выделены следующие направления совершенствования
образовательного пространства школы:
- приведение нормативно-правовой базы школы в соответствие с действующим
законодательством Российской Федерации;
- оптимизация системы профессионального роста педагогических работников;
- развитие содержания и организации образовательного процесса;
- обновление инфраструктуры школы;
- совершенствование системы взаимодействия школы с внешней средой.
Материально-техническая база учреждения укомплектована, пополняется новым
оборудованием. В школе имеется 1 кабинет информатики, укомплектованный 19
компьютерами. В учебном здании работает столовая, которая обеспечивает
горячим питанием детей, рассчитанная на 120 посадочных мест. В школе имеются
туалеты. Имеется спортивный зал.
Образовательное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации
о школе, информирование общественности, родителей не только через
информационные стенды, но и через сайт школы sireniki.chukotschool.ru
.
2. АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Для выявления потенциала развития образовательной системы школы был
проведен анализ, который позволил выявить ее сильные и слабые стороны
(внутренние факторы), перспективные возможности и риски ее развития (внешние
факторы).
Оценка внутреннего потенциала школы

Оценка перспектив развития школы
исходя из внешнего окружения
Сильная сторона
Слабая сторона
Благоприятные
Риски
возможности
Реализация направления «ФГОС: образовательный стандарт в действии»
- Все классы уровня
- Насыщенность
- Привлечение
- Нет
12

начального общего
образования
обучаются по ФГОС
НОО.
- Созданы условия для
реализации ФГОС
НОО;
- Обучающиеся 5 –9
классов обучаются по
ФГОС ООО.

урочной и
родителей к участию существенной
внеурочной
в общешкольных
профессиональн
деятельности,
мероприятиях;
ой поддержки
- Все педагоги школы при освоении
потенциально
прошли КПК по
возможные
ФГОС со
ФГОС;
перегрузки
стороны
- Внедрение
обучающихся, в
внешних
инновационных
сочетании с не
партнеров,
технологий
сформированным
вследствие чего
развивающего
здоровым отдыхом
возможны
обучения;
вне школы может
угрозы
вызывать усталость - Внедрение в
допустимых
систему
у некоторых
ошибок;
воспитательной
учащихся;
работы школы
- При обновлении
технологии
содержания
социального
образования нет
проектирования.
полноценной
поддержки от
родительской
общественности,
частично
проявляется
сниженная
активность и
заинтересованность
в участии жизни
школы, а также при
переходе на ФГОС;
- У педагогов
проявляется
привычка работать
по известной
модели подачи
знаний
- Риск увеличения
объема работы,
возлагающийся на
членов
администрации и
педагогов.
Реализация направления «Повышение качества образования»
- В школе создана и
- Не все педагоги
- Все педагоги школы - Отсутствие
реализуется система
школы готовы
своевременно
должного
подготовки
морально к
проходят КПК;
контроля со
обучающихся к
изменению
- Внедрение
стороны
независимой оценке
подходов к
инновационных
родителей
качества образования; обучению
значительного
технологий
13

- Создана система
- Нежелание
развивающего
числа
поощрения педагогов
некоторых
обучения.
обучающихся;
за качественную
педагогов изменять
- низкий
социальный
подготовку
формы работы,
уровень
обучающихся к ГИА
подходы к
некоторых
(система
обучающимся;
семей, низкий
стимулирующих
уровень
выплат педагогам);
образовательных
- Готовность педагогов
потребностей.
к изменениям;
- Возможность
самообразования и
повышения
квалификации в очной
и заочной,
дистанционной
формах.
Реализация направления «Гражданско-правовое образование
и воспитание обучающихся»
- наличие опытного и
- недостаточная
-заинтересованность
- риск потери
обученного кадрового материальноразличных
кадров;
потенциала;
техническая
социальных
- изменение
- заинтересованность
оснащенность базы; институтов
концепций по
педагогических
- недостаточно
(пограничный пост в патриотическом
работников и
высокий уровень
селе Сиреники,
у воспитанию.
учащихся в
патриотического
участковый
патриотическом
сознания
уполномоченный
воспитании;
школьников в
полиции ОУУП и
- отражение
современное время; ПДН МОтд МВД
гражданско-правового - отсутствие
России
сознания в урочной и
«Провиденское») в
оборудованной
внеурочной
полосы препятствий патриотическом
деятельности
воспитании
на территории
(проведение
школы
различных экскурсий,
изучение личностей
героев, участников
ВОВ округа, страны)
Реализация направления «Сохранение и укрепление физического и психического
здоровья детей в процессе обучения»
- Расписание, урочная - Нет
- Привлечение
- Перегрузка
социальных партнеров, учащихся
и внеурочная
дополнительных
родительского
деятельность,
помещений и
урочной и
комитета
и
кабинеты,
ресурсов для
внеурочной
волонтерского
оборудование
организованных
деятельностью;
соответствуют
спортивных занятий движения для
- Нездоровый
организации учащимся
СанПиН;
(например,
образ жизни
полноценного
ряда семей
- Регулярный
спортивный городок
14

физического
медосмотр, контроль и для занятий
спортивного развития
отслеживание
спортом на свежем
(создание площадки
медицинских
воздухе, площадка
показателей
по отработке ПДД); для спортивных
занятий на свежем
учащихся;
- Недостаточное
воздухе)
Витаминизированное финансирование
питание, отлаженное
организации
расписание работы
физкультурношкольной столовой;
спортивных занятий
- Просветительская
разных видов
работа педагогов,
спортивной
классных
деятельности;
руководителей,
учителей физической
культуры и ОБЖ на
темы
здоровьесбережения,
- Спортивная работа
(спортивные
мероприятия,
проведение Дней
здоровья);
- Организация
медицинских осмотров
учителей;
- Использование
здоровьесберегающих
технологий во время
уроков, качественное
методическое
сопровождение.
Реализация направления «Развитие информационной среды школы»
-Материально-В школе имеются
- Высокая скорость
-Отсутствие
техническая
база педагоги ,
интернета.
штатных единиц
учреждения
испытывающие
для привлечения
укомплектована,
трудности в
дополнительных
пополняется
новым освоении ИКТспециалистов
технологий.
ИКТ-профиля,
оборудованием;
- Создана локальная
Недостаточность
сеть.
финансовых
- Создан сайт школы.
ресурсов
для
активного
развития
материальнотехнической
базы.
15

Реализация направления «Инклюзивное образование»
- Все педагоги прошли -отсутствие
-Посещение курсов
курсовую подготовку
штатных единиц
повышения
по данному
узких специалистов квалификации по
направлению.
для работы с данной данному
категорией детей;
направлению;
- Моральная
- Участие в
неготовность ряда
вебинарах, семинарах
педагогов к
по инклюзивному
принятию детей с
образованию.
ОВЗ.
Реализация направления «Развитие системы государственно-общественного
управления»
- Наличие в школе
- Некоторые
-Перераспределение
- Сложности
профессиональной
классные
обязанностей членов взаимодействия
команды педагогов;
руководители не в
коллектива;
с
- Педагоги активно
- Поиск новых идей организациями,
полной мере
пользуются
и ресурсов;
используют ресурс
предприятиями
предметными сайтами, родительской
- Возможность
для активации
Интернет-ресурсами
общественности при дистанционного
возможностей и
обучения (вебинаров) поиска новых
для обогащения опыта, решении проблем
для обогащения
- Функционирование
организации
ресурсов
Педсовета,
опыта и обновления
образовательного
родительского
знаний;
процесса
комитета, органов
- Формализм в
ученического
работе
самоуправления
родительского
комитета
Реализация подпрограммы «Одаренные дети»
- Систематизируется
- Дефицит
- Мониторинг
- Дефицит
работа с одаренными
временных ресурсов «Одаренные дети»
временных
талантливыми детьми; как у учителя, так и проводится регулярно ресурсов как у
- Проводятся
у ученика;
через: изучение
учителя, так и у
индивидуальные
- Выявлением и
«Портфолио»
ученика;
консультации,
поддержанием
учащихся, участия в
олимпиады,
талантливых детей
олимпиадах,
конференции, участие занимаются не все
творческих
в интеллектуальных
педагоги,
конкурсах,
играх, проектах;
существуют
интеллектуальных
- Существует
учителя, не
проектах;
сопровождение и
преследующие
- психологоподготовка учащихся
данной цели в
педагогическое
со стороны педагогов; процессе обучения. сопровождение
одаренных детей;
Реализация подпрограммы «Усовершенствование материальной базы»
- имеется материально- - Недостаточное
- Привлечение
- Недостаточное
16

техническая база для
обеспечения качества
образования.

финансирование для
внедрения всех
необходимых
требований ФГОС
ООО

социальных
партнеров к решению
вопросов развития
школы;
- Финансовая
поддержка школы за
счет включения в
различные адресные
программы.

внебюджетное
финансирование
.

Анализ
позволяет
выделить
приоритетную
стратегию
развития
образовательной системы школы до 2020 года – организованный переход,
эффективное внедрение и качественная оценка результатов освоения федеральных
государственных образовательных стандартов второго поколения на основе
гармоничного развития образовательной среды и участников образовательного
процесса.
Анализ позволяет оценить, что внешние возможности и риски не являются
определяющими в развитии образовательной системы школы. Стратегия развития
ориентирована на внутренний потенциал развития школы и инновационные
технологии управления и обучения.
3. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Основная стратегическая цель Программы развития МБОУ «Основная
общеобразовательная школа села Сиреники» Провиденского района Чукотского АО:
совершенствование образовательного пространства в соответствии с требованиями
законодательства и с учетом потребностей социума.
Для достижения указанной цели должны быть следующие стратегические
задачи:
1. Эффективное использование кадровых, материально-технических ресурсов
образования для обеспечения высокого его качества, максимального
удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, запросов семьи
и общества. Обеспечение доступности и качества образования.
2. Обеспечение поэтапного внедрения профессионального стандарта педагога в
школе.
3. Привлечение молодых специалистов.
4. Совершенствование методов и технологий организации образовательного
процесса для успешной социализации обучающихся, формирования
различных компетенций.
5. Создание условий для самоопределения, выявления и реализации
индивидуальных возможностей каждого ребенка, поиск и поддержка
одаренных и талантливых детей.
6. Совершенствование системы здоровьесбережения учащихся.
7. Обеспечение обучающимся с особыми образовательными потребностями
равной доступности к образовательным ресурсам. Создание условий для
инклюзивного образования и безбарьерной среды.
8. Совершенствование работы системы психолого-медико-педагогического
сопровождения образовательного процесса.
17

9. Формирование условий для удовлетворения граждан в качественном
образовании; открытость образовательного пространства через участие
общественности в управлении школой и развитие информационной среды
школы.
10. Формирование и совершенствование педагогических компетенций, развитие
кадрового потенциала школы.
11. Совершенствование материально-технической базы школы для обеспечения
высокого качества непрерывного образовательного процесса, оптимизации
взаимодействия всех его участников.
МОДЕЛЬ ШКОЛЫ – 2024
Настоящая программа развития предполагает, что в результате ее реализации,
образовательная система школы будет обладать следующими чертами:
1) школа предоставляет учащимся качественное образование, соответствующее
требованиям федеральных государственных стандартов второго поколения, что
подтверждается через независимые формы аттестации;
2) выпускники школы конкурентоспособны в системе среднего, высшего и
среднего профессионального образования;
3) в школе существует/действует воспитательная система культурнонравственной и экологической ориентации, адекватная потребностям времени;
4) деятельность школы не наносит ущерба здоровью учащихся, в ней они
чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
5) в школе работает высокопрофессиональный творческий педагогический
коллектив;
6) педагоги школы применяют в своей практике современные технологии
обучения;
7) школа имеет эффективную систему управления, обеспечивающую не только
ее успешное функционирование, но и развитие, используются механизмы
государственно-общественного управления школой;
8) школа имеет современную материально-техническую базу и
пространственно-предметную среду, обладает необходимым количеством ресурсов
для реализации ее планов;
9) школа имеет широкие партнерские связи с системой дополнительного
образования;
10) школа востребована потребителями и они удовлетворены ее услугами, что
обеспечивает ее лидерство на рынке образовательных услуг.
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГА ШКОЛЫ – 2024
Учитывая все вышеизложенное в предыдущих разделах, наиболее
целесообразным представляется следующая модель компетентного педагога:
1) наличие высокого уровня общей, коммуникативной культуры,
теоретических представлений и опыта организации сложной коммуникации,
осуществляемой в режиме диалога;
2) способность к освоению достижений теории и практики предметной
области: к анализу и синтезу предметных знаний с точки зрения актуальности,
достаточности, научности;
18

3) стремление к формированию и развитию личных креативных качеств,
дающих возможность генерации уникальных педагогических идей и получения
инновационных педагогических результатов;
4) наличие рефлексивной культуры, сформированность потребности в
саморефлексии и в совместной рефлексии с другими субъектами педагогического
процесса;
5) наличие методологической культуры, умений и навыков концептуального
мышления, моделирования педагогического процесса и прогнозирования
результатов собственной деятельности;
6) готовность к совместному со всеми иными субъектами педагогического
процесса освоению социального опыта;
7) освоение культуры получения, отбора, хранения, воспроизведения,
отработки и интерпретации информации в условиях лавинообразного нарастания
информационных потоков;
8) принятие понятия профессиональной конкуренции как одной из движущих
идей развития личности педагога;
9) наличие культуры педагогического менеджмента в широком смысле, то есть
стремление к самоопределению в ситуации ценностного выбора и к принятию
ответственности за конечный результат педагогического процесса, что определяет
профессиональную успешность в условиях конкуренции;
10)
сформированность
теоретических
представлений
о системнопедагогическом
мышлении,
наличие
опыта
системного
исследования
педагогической деятельности в целом и собственной педагогической деятельности;
11) осознание метода педагогической деятельности как одной из высших
профессиональных ценностей педагога.
МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА - 2024 года.
Перспективная модель выпускника школы строится на основе Национального
образовательного идеала - высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий
ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и
культурных традициях российского народа и ориентирована на его готовность к
самореализации в современном мире. В понятии готовность отражается единство
потребностей и способностей выпускника.
Соответственно, результатом деятельности школы станут, с одной стороны,
сформированные личностные качества выпускника, а, с другой стороны,
компетенции выпускника, значимые в социальном окружении и компетентности.
Выпускник должен обладать следующими чертами:
1) стремление к позитивной самореализации себя в современном мире;
2) прочные знания по основным школьным предметам обучения;
3) способность самостоятельно добывать знания, способность эффективно
работать и зарабатывать, способность полноценно жить и способность нравственно
жить в обществе;
4) владение основами мировой культуры; воспринимать себя как носителя
общечеловеческих ценностей, быть способным к творчеству в пространстве
культуры, к диалогу в деятельности и мышлении, а так же проектировать и
реализовать свои жизненные смыслы на основе общечеловеческих ценностей;
19

5) готовность в любой момент защищать свою Родину, обладать твердыми
моральными и нравственными принципами, знать Конституцию Российской
Федерации,
общественно-политические
достижения
государства,
чтить
государственную символику и национальные святыни народов, его населяющих,
принимать активное участие в государственных праздниках;
6) ведя здоровый образ жизни, гражданин России может принести своей стране
практическую пользу;
7) умение жить в условиях рынка и информационных технологий, знание
компьютерной техники и иностранных языков, готовность к жизни в современном
мире, ориентация в его проблемах, ценностях, нравственных нормах, ориентация в
возможностях этой жизни для развития своих духовных запросов, ориентация в
научном понимании мира;
8) уважительное отношение к национальным культурам народов Российской
Федерации, владение родным языком и культурой;
9) наличие коммуникативной культуры, владение навыками делового общения,
выстраивание межличностных отношений, способствующих самореализации,
достижению успеха в общественной и личной жизни;
10) готовность выпускника основной школы к достижению высокого уровня
образованности на основе осознанного выбора программ общего и
профессионального образования;
11) способность к выбору профессии, ориентации в политической жизни
общества, выбору социально ценных форм досуговой деятельности, к
самостоятельному решению семейно-бытовых проблем, защите своих прав и
осознанию своих обязанностей на основе традиций национальной духовной
культуры.
МИССИЯ ШКОЛЫ
Социально-педагогическая
миссия
школы
состоит
в
создании
образовательной среды, способной удовлетворить потребность субъектов
образовательного
процесса
в
доступном
качественном
образовании,
соответствующем современным требованиям и способствующем развитию
потенциала субъектов образовательного процесса.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Цели, задачи, идеи и принципы развития МБОУ «ООШ с.Сиреники», а также
ее особенности, достижения и проблемы определяют основные направления
совершенствования организации педагогического процесса.
4.1. ФГОС: образовательный стандарт в действии
С 1 сентября 2011 года образовательное учреждение осуществило переход на
новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
начального общего образования второго поколения. Это позволило изменить
основные требования к содержанию образовательного процесса, а также к условиям
его реализации, не забывая при этом, что школа не только должна давать знания, но
и серьезное внимание уделять воспитательному процессу.
20

Во всех классах ступенчато на внеурочную деятельность отводится по 10 ч.. во
время которых реализуются дополнительные образовательные программы,
программы социализации учащихся, воспитательные программы. Занятия
проводятся в форме кружков, экскурсий, презентаций проектов, бесед.
С 2015 года началось введение ФГОС основного общего образования.
Администрация образовательного учреждения и все педагоги начального
общего и основного общего образования поэтапно прошли курсы повышения
квалификации по ФГОС.
Внесены изменения в основную образовательную программу, положение о
текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в связи
с введением ФГОС второго поколения.
Цель: Обеспечение условий для внедрения и реализации Федерального
государственного образовательного стандарта.
Задачи:
1. Создать комплекс организационно-методических и психолого-педагогических
условий, обеспечивающий успешный поэтапный переход ОО на освоение
ФГОС общего образования второго поколения.
2. Обеспечить
единство
и преемственность между уровнями общего
образования при переходе к непрерывной системе образования в условиях
внедрения ФГОС.
3. Обеспечить
реализацию
новых
федеральных
государственных
образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
№
1

2

3

4

5

6

Мероприятия
Приведение нормативной базы ОО в
соответствие с требованиями ФГОС НОО,
ООО
Приведение
основных
общеобразовательных программы ОО в
соответствие с требованиями ФГОС НОО,
ООО
Изучение
требований,
нормативноправовых документов по введению и
реализации ФГОС НОО, ООО, ФГОС
ОВЗ педагогами ОО
Организация и проведение независимого
мониторинга результатов освоения ФГОС
НОО, ООО
Развитие внутренней системы оценки
качества образования

Сроки
Ответственные
До августа 2020 Директор ОУ
г
До августа 2020 Директор ОУ
г
Постоянно

Зам. директора
по УВР, ВР

По
графику Зам. директора
Минобр РФ
по УВР

В течение 2020- Зам. директора
21
учебного по УВР
года
Создание условий для повышения К 2023 г
Зам. директора
вариативности
образовательных
по УВР
маршрутов и формирования ключевых
компетентностей на основе внедрения
новых
принципов
организации
образовательного процесса
21

7
8

9

10

11

12
13

14

15

16

17

Введение в педагогическую практику
портфолио обучающихся 5-9 классов
Разработка и утверждение модели
взаимодействия
образовательного
учреждения
с
учреждениями
дополнительного образования
детей,
культуры
и
спорта,
базовыми
предприятиями и организациями в
условиях введения ФГОС
Обеспечение ОУ УМК
при введении
ФГОС СОО согласно
федеральному
перечню
Разработка и реализация плана по
информированию общественности через
средства массовой информации, сайт
школы
Проведение экспертизы образовательных
программ внеурочной деятельности

В течение 202021 года
Начало
20202021 учебного
года

Зам. директора
по УВР
Зам. директора
по ВР

Начало
20202021 учебного
года
Начало
20202021 учебного
года

Библиотекарь

Октябрь-ноябрь
2020 г.
далее ежегодно
Реализация проектно-исследовательской Ежегодно
деятельности обучающихся
Активизация деятельности по разработке В течение 2020индивидуальных
образовательных 21 г
маршрутов обучающихся

Директор, зам.
директора
по
УВР
Зам. директора
по УВР, ВР
Зам. директора
по УВР
Зам. директора
по УВР

Обеспечение оснащённости учебного Постоянно по Директор
процесса и оборудования учебных мере
помещений
материального
и
технического
оборудования
в финансирования
соответствии с требованиями ФГОС
Участие педагогов в работе проблемных Ежегодно
семинаров по вопросам введения ФГОС
начального общего, основного общего
образования
Подготовка и проведение совещаний, 1-2 раза в год
педсоветов, семинаров, консультаций для
учителей по реализации ФГОС НОО,
ФГОС ООО, ФГОС ОВЗ
Анализ внедрения ФГОС ООО
Конец 2024 г

Директор

Директор

Администрация

4.2. Повышение качества образования
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года
обозначено, что качество образования — это ориентация образования не только на
усвоение обучающимися знаний, но и развитие познавательных и созидательных
способностей; а также личной ответственности и опыта самостоятельной
деятельности.
22

Цель: повышение качества образования через совершенствование учебного
процесса, обновление его содержания, использования инновационных технологий
обучения и воспитания
Задачи:
1. Обеспечить
условия для внедрения инновационных педагогических
технологий в образовательный процесс в интересах обеспечения доступного
качественного образования
2. Повысить качество результатов ВПР, ОГЭ-9.
3. Обеспечить дифференциацию и индивидуализацию обучения учащихся
4. Разнообразить формы внеурочной деятельности
№
1
2
3

4

5

6

7
8

9

10
11

Мероприятия

Ответственны
е
Создание плана подготовки к ГИА
Ежегодно
Зам директора
сентябрь
по УВР
Прохождение курсов повышения
По отдельному Зам директора
квалификации педагогами школы
графику
по УВР
Мониторинг
уровня
подготовки Ежегодно
Зам директора
выпускников 4х, 9х классов на основе Июнь-июль
по УВР
результатов итоговой аттестации
Мониторинг
качества
обученности Каждое
Зам директора
учащихся по результатам полугодовых и полугодие
по УВР
годовых контрольных работ
Мониторинг образовательных достижений Ежегодно
Зам директора
учащихся 4-х классов начальной школы по Апрель
по УВР
ФГОС
Май
Мониторинг
выполнения
учебных Ежегодно
Зам директора
программ по предметам
конец
по УВР
четверти, года
Проверка
состояния
преподавания В течение года Зам директора
предметов учебного плана.
по УВР
Анализ
результативности
внеурочной Ежегодно
Зам. директора
деятельности
конец
по УВР, ВР
четверти
Мониторинг результативности учебного Ноябрь,
Зам директора
процесса по итогам четвертей (полугодий) январь, апрель, по УВР
и учебному году
май, июнь
Мониторинг исследования адаптационного Сентябрь
Зам директора
периода обучающихся 1-х и 5-х классов
Октябрь
по УВР, ВР
Обеспечение проведения независимой По графику
Зам директора
оценки качества образования
Министерства по УВР

4.3.

Сроки

Гражданско-правовое образование и воспитание обучающихся

Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и
обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые,
23

инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы
учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.
Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении –
формирование правовых знаний, правил поведения в обществе, так как каждый
ребёнок находится в социуме. В концепции модернизации российского образования
сформулированы
важнейшие
задачи
воспитания
несовершеннолетних:
формирования у школьников
гражданской ответственности правового
самосознания, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности,
толерантности, способности к социализации в обществе и к активной адаптации на
рынке труда.
В школе на протяжении всех лет работы уделялось большое внимание данному
направлению. Образовательный процесс организуется через урочную и внеурочную
деятельность, сотрудничество с учреждениями социума, правоохранительными
органами и силовыми ведомствами, участие в конкурсах различного уровня,
проведение митингов, тематических недель и другие мероприятия согласно
Программе воспитательной работы школы.
В системе проводится работа по формированию сознательной дисциплины
учащихся, выполнению правил внутреннего распорядка, заложенных в Уставе
школы.
Задачи воспитания и
Виды
социализации
деятельности
гражданскопатриотического
направления
- сформировать знание о
Урочная
политическом устройстве
РФ, символах и институтах
РФ и Чукотского АО;
- познакомиться с
героическими страницами
истории России,
Чукотского АО;
- познакомиться с
историей и культурой,
народным творчеством,
этнокультурными
традициями, фольклором,
особенностями быта
народов России,
Внеклассная
Чукотского АО;
- сформировать
представление о
содержании и значении
государственных
праздников РФ;
- познакомиться с

Формы занятий и мероприятия с
обучающимися

1. Мини-проекты по истории,
обществознанию и краеведению.
2. Викторины на уроке истории.
3. Тематические уроки истории к
памятным датам и событиям
российской истории и культуры.
4. Тематические уроки литературы и
русского языка.
5. Тематические уроки музыки.
6. Составление бизнес-плана по
теме «Экономика».
7. Участие в проведении уроков
представителей местных органов
власти и правопорядка.
1. Участие во встречах с ветеранами
и военнослужащими.
2. Участие во встречах и беседах с
выпускниками школы, знакомство
с биографиями выпускников,
явивших собой достойные примеры
гражданственности и патриотизма.
3. Составление родословных семьи.
24

деятельностью
общественных
организаций
патриотической и
гражданской
направленности, детскоюношеских движений,
организаций, сообществ, с
правами гражданина;
- принимать участие в
беседах о подвигах
Российской армии,
защитниках Отечества;
- принимать участие во
встречах и беседах с
выпускниками школы,
знакомиться с
биографиями
выпускников, явивших
собой достойные примеры
гражданственности и
патриотизма.

1. Классные часы «Уроки
мужества».
2. Публичные презентации о
славных людях Провиденского
района, Чукотского АО, России,
мира.
3. Мероприятия, приуроченные к
государственным и национальным
праздникам РФ: Дню народного
единства, Дню воссоединения
Крыма с Россией, Дню Победы.
4. Всероссийский Урок Мира.
5. Встречи и беседы с
представителями общественных
организаций.
Внешкольная
1. Участие во Всероссийских
Акциях Памяти героев
Отечественной войны 1812г,
Первой мировой, Великой
Отечественной, афганской,
чеченской войн.
2. Создание школьного музейного
уголка.
По данному направлению обучающимися могут быть достигнуты определённые
результаты по трем уровням: когнитивный, ценностно-смысловой, деятельностный.

Ценностные
установки
Любовь к России,
своему народу,
краю, служение
Отечеству,
правовое
государство,
гражданское
общество, закон и
правопорядок,
поликультурный
мир, свобода
личная и
национальная,
доверие к людям,
институтам
государства и
гражданского
общества.

Внеурочная

Планируемые
результаты
воспитательной
деятельности
1. Когнитивный компонент:
- обучающиеся знают об институтах гражданского общества,
о государственном устройстве и структуре российского
общества, о традициях и культурном достоянии Чукотского
АО, о примерах исполнения гражданского и патриотического
долга;
- знают основные положения Конституции Российской
Федерации, символов государства, Чукотского АО, основные
права и обязанности гражданина России, школьника;
- знают национальных героев и важнейшие события истории
России, Чукотского АО, школы;
- знают государственные праздники, их историю и значение
для общества;
- знают о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
2. Компонент ценностного отношения:
- у обучающихся сформировано ценностное отношение к
России, своему народу, государственной символике, законам
РФ, родному языку, народным традициям, старшему
поколению;
25

- имеется понимание защиты Отечества как
конституционного долга и священной обязанности
гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к
защитникам Родины;
- сформировано уважительное отношение к органам охраны
правопорядка;
3. Деятельностный компонент:
- обучающиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и
реализации гражданской, патриотической позиции;
- имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- имеют первоначальный опыт участия в гражданской жизни.
Работа по данному направлению будет осуществляться поэтапно:
Аналитический этап (2020 -2021 гг.).
1) создание рабочей группы педагогов, участвующих в реализации
Программы работы по гражданско-правовому воспитанию и обучению учащихся;
2) проведение мониторинга среди учащихся, учителей, родителей по
проблеме прав ребенка, ответственности несовершеннолетних, изучении их
запросов;
3) выработка рекомендаций по реализации межпредметной системы по
гражданско-правовому образованию и воспитанию.
II.
Этап реализации модели гражданско-правового воспитания и
образования в школе (2021-2023 гг.).
1. Отработка модели системы гражданско-правового образования и
воспитания в школе;
2. Проведение промежуточной диагностики уровня правовой культуры
учащихся;
III.
Рефлексивно-оценочный этап (2024 - 2025 гг).
1. Анализ итогов работы по данному направлению
2. Корректировка модели гражданско-правового образования и воспитания в
школе
3. Обобщение и распространение опыта по инновационной деятельности
I.

4.4.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
в процессе обучения

Сохранение и укрепление здоровья школьников – один из главных вопросов
развития современной школы. Дети проводят в школе значительную часть дня, и
сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только
семьи, но и педагогов. Здоровье человека - важный показатель его личного успеха.
Деятельность школы по данному направлению включает в себя ряд ключевых
моментов:
- внедрение комплекса мер по организации здоровьесберегающей среды для
детей в ОО, позволяющей обеспечивать их гармоничное развитие и повышать
качество воспитательно-образовательной работы;
- совершенствование организации питания детей в ОО;
- организация совместных мероприятий здоровьесберегающей и здоровье
формирующей направленности;
26

- разработка и внедрение программы оказания всесторонней помощи семье в
укреплении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.
Цель: Формирование у школьников всех возрастов понимания значимости
здоровья для собственного самоутверждения.
Задачи:
1. Формирование у школьников понимания необходимости разумного
сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии
в своём развитии.
2. Создание благоприятных условий жизнедеятельности школы для
саморазвития, самосовершенствования личности и повышение уровня здоровья
учащихся.
3. Привитие учащимся традиций бережного отношения человека к
собственному здоровью.
4. Вовлечение учащихся в активную внеклассную деятельность по пропаганде
здорового образа жизни в семье и среди сверстников.
№
1

2

3

4

5

6

7

8

Мероприятия
Проведение мониторинга состояния
физического развития детей и влияние
учебной нагрузки на их здоровье.
Развитие системы
информированности родителей о
результатах анализа состояния
здоровья детей.
Осуществление индивидуальнодифференцированного подхода к
учащимся на уроках физкультуры.
Осуществление контроля выполнения
санитарно-гигиенического режима
школы.
Организация и проведение Дня
Здоровья
Повышение квалификации педагогов
по внедрению здоровьесберегающих
технологий и формированию навыков
здорового образа жизни
Развитие системы
информированности о спортивных
достижениях школы: оформление
стенда; создание компьютерного
банка данных о спортивных
достижениях школы
Работа пед. коллектива по
сохранению зрения у учащихся

Сроки
реализации
2020-2021гг

Ответственные
Зам. директора по ВР,
медсестра

2020-2021 гг

Классные
руководители

2020-2025 гг

Учитель физической
культуры

2020-2025 гг

Директор школы

2020-2025 гг

Зам. директора по ВР,
педагог-организатор,
учитель физической
культуры
Зам. директора по ВР,
педагог-организатор

2020-2025 гг

2020-2025 гг

Зам. директора по УВР

2020-2025 гг

Педагоги
27

9

10
11

(замена освещения в кабинетах,
проведение физ. минуток для глаз).
Работа по профилактике травматизма
в школе (организация перемен, работа
с родителями, организация дежурства
учителей).
Организация полноценного питания в
школьной столовой.
Участие во внедрении физкультурноспортивного комплекса «Готов к
труду и обороне (ГТО)»

2020-2025гг

Администрация,
классные
руководители

2020-2025 гг

Директор школы

2020-2025 гг

Учитель физической
культуры

В рамках ВШК проводится мониторинг по следующим направлениям:
- физическое здоровье учащихся (соблюдение ЗОЖ, данные медицинских
осмотров, двигательная активность);
- психическое здоровье учащихся (оценка уровня тревожности, развитие
познавательных процессов, самооценка);
- социальная адаптация учащихся (оценка уровня комфортности).
При оценке физического здоровья учащихся
учитываются следующие
показатели: состояние здоровья по медицинским показателям (рост, вес, зрение,
слух), физический энергопотенциал, количество пропусков уроков по болезни,
степень готовности к здоровому образу жизни.
Мониторинг уровня здоровья педагогов: данные ежегодных медицинских
осмотров, анкетирование, психологические тесты.
Ожидаемые результаты:
1. Тенденция к снижению роста заболеваемости учащихся;
2. Рост личностных и спортивных достижений.
3.Повышение уровня валеологической грамотности учащихся и родителей;
4. Рост комфортности субъектов образовательного процесса.
2.5.

Развитие информационной среды школы

Одним из направлений модернизации школы является создание условий для
повышения информационно – коммуникативной грамотности, как педагогов,
так и учащихся. В рамках данного направления в школе реализуются
образовательные программы по информатике и ИКТ для учащихся, организованы
элективные занятия и внеурочная деятельность по данному направлению. Активно
используются информационно-коммуникационные технологии в обучении.
Программа развития предусматривает расширение сфер использования ИКТ в
школе.
Цели:
1. Разработка и внедрение механизмов информационного обеспечения
процессов функционирования и развития школы.
2. Повышение информационной культуры педагогов и учащихся школы.
Задачи:
1. Создание условий, обеспечивающих целенаправленную подготовку
педагогов и учащихся в области получения, переработки и использования
информации.
28

2. Использование информационных систем для повышения эффективности
управленческих решений.
3. Широкое внедрение современных информационных технологий в учебновоспитательный процесс школы.
4. Обновление программного и технического обеспечения компьютерных
классов школы.
5. Разработка системы информирования населения о школе, ее достижениях и
преимуществах.
№

1

2

3

4

5

Мероприятия

Ответственн
ый
исполнитель

Сроки
реализации

Ожидаемый
результат

Разработка концепции
информационного
обеспечения
образовательного
процесса, разработка и
внедрение механизмов
информационного
обеспечения процессов
функционирования и
развития школы
Повышение
информационной
культуры педагогов и
учащихся школы

Директор,
зам.
директора по
УВР

2020-2025 гг

Концепция
информационног
о
обеспечения
образовательного
процесса

Зам.
директора по
УВР

2020-2025 гг

Создание условий,
обеспечивающих
целенаправленную
подготовку педагогов и
учащихся в области
получения, переработки и
использования
информации
Ведение школьного
делопроизводства в
электронном виде

Директор

2019-2022 гг

Владение ПК
педагогами и
учащимися в
соответствии с
ФГОС и
современными
требованиями
законодательства
и социума
Организация и
проведение КПК

Директор,
зам.
директора по
УМР, УВР,
ВР, отдел
кадров
Директор,
зам.

2020-2025 гг

Создание
компьютерной
базы

В течение
года

Расширение
Информированно

Расширение
возможностей школьного

29

сайта для полного
директора по
информирования
УМР, учитель
населения о деятельности информатики
школы

6
7

Ведение электронных
журналов и дневников.
Обновление
программного и
технического
обеспечения
компьютерных классов

Администрац
ия, педагоги
Директор,
учителя
информатики

2020-2025г
постоянно

сти участников
ОП с целью
наиболее полной
реализации прав
граждан на
образование
электронные
журналы
Программное
обеспечение в
соответствии с
требованиями
ФГОС и
законодательства

Ожидаемые результаты:
1. Создание эффективной системы информационного обеспечения
образовательной программы школы.
2. Подготовка учащихся и педагогов к жизни и деятельности в условиях
информационного общества.
3. Повышение уровня научно-методического обеспечения профессиональной
деятельности педагогов.
4. Расширение информированности участников образовательного процесса с
целью наиболее полной реализации прав граждан на образование.
5. Активное использование медиа – ресурсов на каждом предмете и во
внеурочной деятельности.
2.6.

Инклюзивное образование в школе

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях
ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата
образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его
потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило
важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики школы.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции
детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного
образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому
отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного»
(включенного) образования.
Инклюзивное образование – это специально организованный образовательный
процесс, обеспечивающий ребенку с ОВЗ обучение в среде сверстников в
общеобразовательном учреждении по стандартным программам с учетом его
особых образовательных потребностей. Главное в инклюзивном образовании
ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и
социального опыта вместе со сверстниками.
Основной критерий эффективности инклюзивного образования – успешность
социализации, введение в культуру, развитие социального опыта ребенка с ОВЗ
30

наряду с освоением им академических знаний, тем более, что реабилитация детей с
ограниченными возможностями здоровья средствами образования является
важнейшей составной частью программы их комплексной реабилитации,
направленной на максимальную реализацию личностного потенциала детей и их
полноценное вхождение в общество.
Цель работы по данному направлению в школе: создание условий для
инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях
общеобразовательного учреждения.
Задачи:
 Создание безбарьерной среды для обучения детей, имеющих особые
образовательные потребности.
 Создание единой образовательной среды для детей с разными стартовыми
возможностями.
 Разработка нормативно-правовой базы по проблеме.
 Организация системы психолого-педагогического сопровождения развития
детей в инклюзивных классах посредством взаимодействия диагностическоконсультативного, социально-трудового направлений деятельности.
 Разработка модели взаимодействия с родителями и социумом, успешной
социализации детей в социуме.
 Обеспечение повышения профессиональной компетентности педагогов по
проблеме инклюзивного образования.
Подзадачи:
В работе с семьей:
 Способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности
через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и
представлений;
 Вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных его
участников, посредством их обучения приемам взаимодействия с детьми,
организации совместной практической деятельности.
 Содействовать изменению родительской позиции и вооружение родителей
позитивными способами коммуникации.
 Создать условия для объединения родителей в сообщество, расширения
социального пространства семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии.
В работе с педагогами:
 Создать условия для повышения квалификации педагогов по проблеме
инклюзивного образования.
 Способствовать повышению мотивации педагогической деятельности.
 Стимулировать
педагогов на самообразование и инновационную
деятельность по проблеме.
Ожидаемые результаты:
Разработка модели инклюзивного образования и эффективное её
функционирование в образовательном учреждении.
Индикаторы результативности:
 Результаты опросов, тестирования, анкетирования родителей и педагогов
(аналитические материалы)
 Результаты диагностики:
- развития детей,
- уровня детско-родительских отношений,
31

- личностного развития учащихся и педагогов (диаграммы, графики,
сводные таблицы, результаты продуктивной деятельности).
 Востребованность
родителями психолого-педагогических мероприятий
(журналы посещаемости, книги отзывов).
 Повышение рейтинга учреждения.
Эффективность работы будет оцениваться по следующим критериям:
реализация индивидуального подхода к детям; обеспечение условий для
самостоятельной активности ребенка; активное включение в образовательный
процесс всех его участников; междисциплинарный подход; вариативность
образовательного и воспитательного процесса; взаимодействие с семьей;
динамическое развитие образовательного учреждения.
№

Мероприятия

1

Обеспечение права граждан на выбор формы
получения образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, через создание
соответствующих условий (индивидуально в
школе, в малой группе в школе,
индивидуально на дому, комбинированно,
дистанционное обучение, инклюзивные
классы)
Повышение квалификации педагогических и
управленческих кадров для реализации
федеральных государственных
образовательных стандартов общего
образования для детей с ОВЗ
Адаптация инструментария реализации
модели общероссийской системы оценки
качества общего образования и обеспечение
комплексного электронного мониторинга
качества образования в условиях школы,
обучающей детей с ОВЗ
Развитие системы дистанционного
образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, детей-инвалидов
Разработка, апробация и внедрение моделей
оценки качества работы
общеобразовательного учреждения по
социализации личности
Развитие системы поиска и поддержки
одаренных детей с ослабленным здоровьем
Обеспечение закупки оборудования в целях
оснащения релаксационных зон (сенсорной
комнаты, комнаты психологической
разгрузки)

2

3

4

5

6
7

Сроки

Ответственны
е
2020-2025 гг Администраци
я

2020-2025 гг Зам директора
,
по УВР
по мере
необходимос
ти
2020-2023 гг Зам директора
по УВР

2020-2025 гг Директор
2020-2024 гг Зам директора
по УВР
2020-2024 гг Зам директора
по УВР
По мере
Директор
финансирова
ния

32

8

9

10

11

Модернизация образовательного
пространства в рамках реализации
программы «Доступная среда»
Развитие и оптимизация условий и форм
деятельности, способствующих
оздоровлению обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Создание условий для внедрения
современных инновационных технологий
физического воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение школьников с ОВЗ горячим
питанием и проведение мониторинга
организации школьного питания

2020-2021 гг Администраци
я
2020-2022 гг Администраци
я
20202023 гг

Администраци
я

2020-2025 гг Директор

Формами оценки эффективности может быть как административный контроль,
так и самоконтроль, самооценка и самоанализ деятельности каждым участником
педагогического процесса.
Критерии эффективности инклюзивного образовательного процесса в
соответствии с принципами инклюзии
Критерии
Реализация
индивидуальног
о подхода к
детям
Обеспечение
условий
для
самостоятельно
й
активности
ребенка

Показатели
Составление
индивидуального
учебного
плана с учетом данных
диагностики
Организация
развивающей
среды, наличие в режиме дня
времени и форм
для самостоятельной активности
ребенка,
обеспеченной
наблюдающей
позицией взрослого

Индикаторы
Наличие
индивидуальных
учебных планов с оценкой хода
их выполнения

Планирование времени в
режиме дня для
самостоятельной активности
детей. Методические
рекомендации по психологопедагогическому
сопровождению детей с
разными образовательными
потребностями.
Активное
Командные формы выработки и Функционирование в школе
включение в
принятия
организационных разнообразных
командных
образовательны решений:
форм работы
й процесс всех
междисциплинарные команды,
его
собрания, командные тренинги,
координационный
совет,
участников
проектные группы, родительские
комитеты, пожелания детей
Междисциплина Междисциплинарное проведение Наличие специалистов.
рный подход
и
обсуждение
диагностики, Циклограмма проведения
составления
междисциплинарных
и реализации ИОП
консилиумов, формы фиксации
33

Вариативность в
организации
процессов
обучения и
воспитания
Партнерское
взаимодействие
с семьей

Вариативные образовательные
программы, приемы, методы
образования, вариативная
образовательная среда

Организация партнерских форм
взаимодействия
с
семьей,
участие родителей в жизни
школы, консультации родителей
по волнующим их вопросам
Динамическое
Выстраивание образовательного
развитие
процесса в соответствии с
образовательной потребностями
детского
модели
контингента,
изменение
инклюзивного
образовательных условий в связи
пространства
с диагностикой образовательных
школы
потребностей

результатов обследования и
рекомендаций.
Квалификация специалистов –
наличие образования по разным
методам работы, в том числе и
с детьми с ОВЗ,
методических, дидактических
пособий, обеспечивающих
образовательный процесс
Наличие договора с
родителями с приложением о
конкретной
программе
действий.
Соответствие
качественного
состава контингента детей,
штатного
расписания,
методической
базы
и
предметно-развивающей среды.
Применение новых технологий
в соответствии с выявленными
потребностями детей.

Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит
организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно
корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по
конечным результатам.
2.7.

Развитие системы государственно-общественного управления

Роль государственно-общественного управления в образовании с каждым днем
становится все значимее. Каждый коллектив образовательной организации
реализует свою модель школы.
В Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в
Российской Федерации» одним из принципов государственной политики в области
образования определен демократический, государственно-общественный характер
управления образованием. Действительно, закон предусматривает право участия в
управлении образовательным учреждением обучающихся, их родителей и
работников образовательного учреждения.
Цель: развитие образования как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного
процесса.
Основные задачи:
1. Разработка и реализация модели государственно-общественного управления
в образовании.
34

2. Повышение эффективности управления школой с разграничением
полномочий между учредителем и образовательным учреждением, между
директором и Управляющим советом для обеспечения реализации принципа
государственно-общественного управления.
3. Формирование консолидированного заказа на оказание образовательных
услуг.
4. Активное привлечение педагогов, обучающихся и родителей к участию в
управлении образовательным учреждением.
Развитая система государственно-общественного управления является
необходимым условием повышения доступности и качества образования.
№
п/п
1
2

3
4

5

6

7

8

9

10

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Анализ нормативно-правовых актов
школы, внесение необходимых изменений
Внесение корректив в планы работы
школы Совета школы, Совета
обучающихся
Разработка подпрограмм работы согласно
Программе развития школы
Проведение обучающих семинаров с
членами Совета школы (по
законодательству РФ, региональным и
муниципальным нормативно-правовым
документам)
Проведение заседаний Совета школы с
приглашением заинтересованных сторон
по проблемным вопросам развития
образовательного организации
Разработка системы информирования
населения о школе, ее достижениях и
преимуществах. Публикация ежегодного
информационного доклада школы об
итогах учебного года и его представление
родителям учащихся.
Совершенствование содержания сайта
школы в сети Internet и поддержание его
актуальности.
Проведение общественной экспертизы
эффективности систем государственнообщественного управления
Прогнозирование перспективных
направлений развития государственнообщественного управления.
Обобщение работы органов ГОУ

2020-2025 гг

Директор

2020-2025 гг

Администрация

2019-2020 гг

Администрация

2020-2022 гг

Администрация

2020-2025 гг

Директор,
председатель
Совета школы

2020-2025 гг

Администрация

2020-2025 гг

Директор

2020-2022 гг

Директор

2020-2022 гг

Администрация

2021-2025 гг

Директор

Критерии оценки работы школы по данному направлению:
35

 Система общественного наблюдения (контроля) за проведением
процедуры итоговой аттестации учащихся, в том числе в форме и по технологии
единого государственного экзамена, контрольных и тестовых работ для учащихся
школы, аттестации администрации школы, за деятельностью аттестационных,
конфликтных и иных комиссий.
 Функционирование системы государственно-общественного управления в
части распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников
школы;
 Публичная отчетность школы в форме докладов, процедурах его
утверждения, презентации и оценки.
Ожидаемые результаты:
 Создание оптимальной организационно-управленческой структуры школы;
 Включение в единое информационно-образовательное пространство всех
участников образовательного процесса: администрации, учителей, обучающихся,
родителей, общественности.
 Создание положительного имиджа школы среди общественности.
 Возможность школе динамично и гибко реагировать на изменение
образовательных запросов местного сообщества, акцентируя внимание на основные
приоритеты в системе образования на период до 2022 года.
5. СИСТЕМА МЕР ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски
и неопределенности.
Виды рисков
Пути минимизации рисков
Нормативно-правовые риски
- Неполнота отдельных нормативно—
-Регулярный
анализ
нормативноПравовых
документов, правовой документации на предмет ее
предусмотренных
на
момент актуальности, полноты, соответствия
разработки и начало внедрения решаемым задачам.
Программы.
- Систематическая работа руководства с
Неоднозначность
толкования педагогическим
коллективом,
отдельных
нормативно-правовых родительской
общественностью
по
документов,
регламентирующих разъяснению конкретных нормативнодеятельность
и
ответственность правовых
актов,
регламентирующих
субъектов образовательного процесса деятельность в школе и содержание
школе в целом
образовательного процесса в целом
Финансово-экономические риски
-Недостаточность
бюджетного - Своевременное планирование бюджета
финансирования
школы по реализации программных
мероприятий, внесение корректив с
учетом реализации новых направлений и
программ, а также инфляционных
процессов.
Участие в проектах
Систематическая
работа
по
36

расширению партнерства, по выявлению
дополнительных финансовых влияний
Социально-психологические риски (или риски человеческого фактора)
-Недостаточность профессиональной
- Систематическая работа по обновлению
инициативы и компетентности у внутриучрежденческой
системы
отдельных педагогов по внедрению повышения квалификации.
инновационных
образовательных -Разработка
и
использование
технологий.
эффективной
системы
мотивации
- неготовность молодых специалистов включения педагогов в инновационные
работать в школе.
процессы.
- недостаточная инициатива участия в - Психолого-педагогическое и
различных конкурсных мероприятиях
методическое сопровождение педагогов с
недостаточной
коммуникативной
компетентностью
Ресурсно-технологические риски
- Неполнота ресурсной базы для - Систематический анализ достаточности
реализации
направлений, ресурсной базы для реализации всех
подпрограмм
и
мероприятий компонентов Программы.
Программы;
Участие
педагогов
и
всего
образовательного
учреждения
в
международных,
федеральных,
региональных проектах и в грантовой
деятельности
для
расширения
возможностей развития ресурсной базы.
6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ
1. Инфраструктура и организация образовательного процесса школы соответствует
требованиям федерального законодательства, СанПиН и других нормативноправовых актов, регламентирующих организацию образовательного процесса.
2. Оснащение кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС общего
образования.
3. Доступность не менее 95 % учебных кабинетов к локальной сети школы и к
Интернет-ресурсам.
4. 100% педагогов и руководителей школы пройдут повышение квалификации и
(или) профессиональную переподготовку по современному содержанию
образования (в том числе ФГОС соответствующих ступеней образования) и
инновационным технологиям.
5. Не менее 85% педагогов работают по инновационным образовательным
технологиям.
6. Не менее 50% педагогов имеют опыт предъявления собственного опыта на
профессиональных
мероприятиях
(на
семинарах,
научно-практических
конференциях, профессиональных конкурсах, в методических, психологопедагогических изданиях, в том числе электронных и т.д.).
7. 100% обеспеченность специалистами и педагогами для организации службы
сопровождения детей с ОВЗ.
37

8. Реализация федерального государственного образовательного стандарта второго
поколения на всех ступенях обучения, реализация ФГОС с ОВЗ.
9. 100% выпускников успешно осваивают общеобразовательные программы и
проходят государственную итоговую аттестацию.
10. 100% учащихся охвачены доступной удовлетворяющей потребностям
внеурочной деятельностью.
11. 100% учащихся обеспечены необходимыми условиями для занятий
физкультурой и спортом.
12. Успешная реализация инклюзивного образования в школе.
13. Большинство учащихся школы включены в исследовательскую и проектную
деятельность.
14. В школе реализуется подпрограмма поддержки талантливых детей (по
различным направлениям интеллектуального, творческого, физического развития).
15. Не менее 50% родителей (законных представителей) включено в различные
формы активного взаимодействия со школой (через участие в решении текущих
проблем, участие в общешкольных мероприятиях и т.д.).
7. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
1. По каждому из направлений будут созданы проблемные творческие группы,
ответственные за его реализацию.
2. Функция общей координации реализации программы выполняет –
Педагогический совет школы.
3. Мероприятия по реализации целевых программ являются основой годового
плана работы школы.
4. Вопросы оценки хода выполнения программы, принятия решений о
завершении отдельных подпрограмм, внесения изменений в программу решает
Педагогический совет школы.

38

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти