Программа деятельности МБОУ «ООШ с Сиреники» по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на 2022-2027 г.г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский район, с. Сиреники, ул. Мандрикова, 29,
тел. (факс) 2-52-37
E-mail: sireniki_school@mail.ru
Рассмотрено:
На педагогическом Совете
Школы
Секретарь ___________ А.Н. Петрова
Протокол № 1
от «28 » августа 2022 года

Утверждаю:
Директор МБОУ «ООШ с. Сиреники»
_________________ Щуцкая Я.Ю.
« 29 » августа 2022 года
Приказ № 179-о.д от 29.08.2022 г.

Программа деятельности
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся
на 2022-2027 г.г

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы
Разработчик Программы
Исполнители Программы
Научно-методическая основа

Кем принята Программа

Цели и задачи Программы

Ожидаемые результаты

Программа деятельности школы по сохранению и
укреплению здоровья обучающихся на 20220-2027
г.г
Директор МБОУ «ООШ с. Сиреники»
Педагогический коллектив школы.
Закон Российской Федерации «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ ( принят
Государственной Думой РФ
21 декабря 2012 г.)
решением совета Школы «28» августа 2022 год,
протокол № 1
Цели:
1. Формирование единого пространства для
формирования и воспитания гармонично развитой
личности, физического и психического комфорта
в условиях школы.
2.Формирование творческой, стремящейся к
сохранению
физического,
психического
и
нравственного здоровья личности учащегося.
Задачи:
- Создание условий для обеспечения охраны
здоровья учащихся, их полноценного физического
развития и принятия здорового образа жизни.
- Привитие учащимся знаний, умений и навыков,
необходимых для принятия разумных решений по
сохранению
личного
здоровья,
а
также
сохранению и улучшению безопасной и здоровой
среды обитания.
- Формирование устойчивой мотивации к
здоровому образу жизни у педагогов, детей и
родителей.
Формирование
отношения
участников
образовательного процесса к своему здоровью как
к основному фактору успеха на последующих
этапах жизни
Сохранение
и
укрепление
здоровья
обучающихся.
- Адаптация (средствами образования) детей с
проблемами в развитии и ограниченными
возможностями здоровья и детей, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации
- Повышение уровня профилактической работы
Создание условий для обеспечения охраны
здоровья
учащихся,
их
полноценного
физического развития и принятия здорового
образа жизни.
Приобретение знаний, умений и навыков,
необходимых для принятия разумных решений
по сохранению личного здоровья, а также
сохранению и улучшению безопасной и
2
здоровой среды обитания.

Срок действия Программы

Устойчивая мотивация к здоровому образу
жизни у педагогов, детей и родителей
Формирование
отношения
участников
образовательного процесса к своему здоровью как
к основному фактору успеха на последующих
этапах жизни
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Адаптация детей с проблемами в развитии и
ограниченными возможностями здоровья и детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации
Повышение качества профилактической работы
2022 – 2075 гг.

3

1. Пояснительная записка
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие
требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная школа должна не
только давать обучающимся определенный объем знаний, умений и навыков, но и
формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить
каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей, талантов и
изобретательности при должной охране и укреплении здоровья. Создание благоприятной
образовательной среды способствует укреплению здоровья школьников. Биологическая
реакция организма школьника зависит как от его адаптационных возможностей, так и от
силы сочетаемого воздействия образовательной среды. Многие параметры образовательной
среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются
обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Программа направлена на
внедрение здоровьесберегающих технологий и
валеологическое образование учащихся.
В реализации программы задействованы все службы школы: администрация, учителя,
социально-психологическая служба, медицинский работник.
Реализация школьной
целевой
программы «Здоровье» позволяет
комплексно осуществлять систему мер, направленную на улучшение состояния здоровья
учащихся.
2. Цели и задачи программы:
2.1.Цели:
2.1.1. Создание единого пространства для формирования и воспитания гармонично
развитой личности, физического и психического комфорта в условиях школы.
2.1.2. Формирование творческой, стремящейся к сохранению физического,
психического и нравственного здоровья личности учащегося.
2.2. Задачи программы:
1.
2.

3.
4.
5.
6.

7.

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного
физического развития и принятия здорового образа жизни.
Привитие учащимся знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных
решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению
безопасной и здоровой среды обитания
Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у педагогов, детей и
родителей
Формирование отношения участников образовательного процесса к своему здоровью
как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Адаптация (средствами образования) детей с проблемами в развитии и
ограниченными возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации
Повышение уровня профилактической работы

Для этого необходимо:
1.

Разработать и внедрить педагогические
рекомендации, программы по
оптимизации
образовательного процесса на валеологической основе

2.

Организовать
пропагандистскую работу по вопросам сохранения
укрепления здоровья и формирования потребности в здоровом образе жизни

и
4

3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Создать условия для
социально-психологической защищенности детей и
подростков
Внедрять современные методы мониторинга здоровья
Проводить мониторинг качества организации учебно-воспитательного процесса
Разработать систему мер, уменьшающих риск возникновения заболеваний и
повреждений,
связанных с социальными аспектами жизни учащихся и
минимизирующих влияние стрессообразующих факторов образования
Организовать учебно-воспитательный процесс с учетом медико-психологического
обследования учащихся.
Осуществлять просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья
Популяризировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор
всех участников образовательного процесса
Обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм при организации
образовательного процесса, норм по охране труда и технике безопасности
Обеспечивать соблюдение здоровьесберегающего режима работы школы
Обеспечить организацию рациональной системы питания учащихся
Обеспечить оптимальный режим двигательной активности учащихся
Проводить инструктивно-методическую работу со
всеми
участниками
образовательного процесса
Использовать на уроках и во внеурочной деятельности здоровьесберегающие
технологии
Проводить профилактические мероприятия
Совершенствовать нормативно-правовые условия, информационно – методическое
обеспечение
Внедрять оптимальную систему медико - педагогического обеспечения по
оказанию помощи детям и подросткам
Совершенствовать материально-техническое обеспечение
Проводить санитарно-просветительскую работу
Проводить оздоровительно-профилактическую работу
Решать оздоровительные задачи средствами физической культуры и спорта
Обеспечивать рациональное питания школьников
Организовывать летний отдых и круглогодичное оздоровление детей и подростков
Корректировать учебную нагрузку в соответствии с состоянием здоровья детей
Внедрить оптимальный режим учебного труда и активного отдыха детей в урочное
и внеурочное время

3. Основные принципы Программы.
Программа основывается на следующих принципах:
- Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на получение
образования и медицинского обслуживания.
- Принцип участия: привлечение детей и подростков к здоровому образу жизни.
- Принцип педагогической поддержки: вовлечение учителей и воспитателей в широкое
движение по созданию здоровой образовательной среды.
4. Основные мероприятия программы
4.1.
Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического
обеспечения в целях сохранение и укрепления здоровья учащихся
№

Мероприятия

сроки

Исполнители
5

1.

2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.
9.
10.

11.
12.

13.

14.

15.

Анализ состояния здоровья учащихся.
Оформление аналитических и статистических
отчетов о состоянии
здоровья учащихся в школе.
Издание и анализ локальных и нормативных
актов по сохранению и укреплению здоровья
обучающихся.
Создание в школьной библиотеке подборки
научно – методической литературы по
тематике ЗОЖ.
Мониторинг выполнения Программы.

Каждое
полугодие

Заместитель
директора по ВР,
мед. работник

ежегодно

Администрация

постоянно

Библиотекарь

ежегодно

Администрация

Составление
социальных
паспортов
обучающихся,
составление списков:
учащихся группы риска;
проблемных семей;
многодетных семей;
малообеспеченных семей;
неполных семей;
детей с заболеваниями.
Составление
индивидуальных
учебных
планов для учащихся с ограниченными
возможностями
Издание приказов:
о назначении лиц, ответственных за
соблюдение правил ТБ
Составление графика работы технического
персонала
Проверка состояния охраны труда в школе и
документации по ТБ
Обеспечение требований ТБ во время
работы ЛОП и трудового отряда

Сентябрь

Социальный
педагог, классные
руководители

Август,
сентябрь

Заместитель
директора по УР

Сентябрь

Директор

Сентябрь

Заведующий
хозяйством
Администрация

Разработка плана мероприятий по охране
труда и ТБ в школе
Оформление листков здоровья в классных
журналах

Сентябрь

Запись в специальном журнале о результатах
испытания спортивного инвентаря,
оборудования и вентиляционных устройств,
акты-разрешения на проведение занятий в
спортивном зале
Наличие инструкций по охране труда при
занятиях легкой атлетикой, спортивными и
подвижными играми, лыжной подготовкой,
спортивными играми и т.д.

Август

Заключение договора о медицинском
обслуживании детей с ГБУЗ ЧОБ

По
графику
В летний
период

Сентябрь

Август

Январь

Заведующий
хозяйством
начальник ЛОП
Администрация,
Классные
руководители,
медработник
Ответственный за
ОТ и ТБ

Ответственный за
ОТ и ТБ

Администрация

6

16.

Изучение методических рекомендаций по
проведению занятий по физкультуре с
учащимися, отнесенными по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе

Август

17.

Изучение методов проведения уроков
физической
культуры
с
учащимися,
имеющими
недостаточное
физическое
развитие
и
слабую
физическую
подготовленность
Пополнение
в
школе
накопительной
информации
о
состоянии
здоровья
обучающихся

Август

18.

Август –
июнь

19.

Изучение информации об оптимальном
объеме
двигательной
активности
обучающихся по ступеням обучения

Август

20.

Организация деятельности педагогического
совета школы по организации физкультурнооздоровительной работы с обучающимися

Постоянно

Заместитель
директора по УР,
учитель
физической
культуры
Заместитель
директора по УР,
учитель
физической
культуры
Заместитель
директора по ВР,
учитель
физической
культуры
Заместитель
директора по ВР,
учитель
физической
культуры
Педагогический
совет

4.2 Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа
№
1.

2.

Мероприятия
Организация работы с «ударниками»
учащимися с целью профилактики учебных
перегрузок
Вводный инструктаж по правилам ТБ,
пожарной безопасности и охране труда

3.

Обеспечение соблюдения требований к
объемам домашних заданий

4.

Организация работы по изучению правил
дорожного движения

5.

Проведение
классных
часов
по
нравственному воспитанию:
«Ценностные ориентиры выпускников»
(анкетирование 9 классов);
«Чувство законности и совесть» (8- 9класс);
«Учитесь властвовать собой» (7-8 классы);
«Человек и его манеры» (4-5 классы);
«Личная гигиена» (1- 9 классы);
«Жить, побеждая зло» (5-9 классы)

сроки
Исполнители
В течение Зам директора по
года
УР
Сентябрь,
март

Директор,
заведующий
хозяйством
В течение Зам директора по
года
УР, руководители
МО
По запросам Классные
руководители, зам.
директора по ВР

По планам
классных
руководит
еле й

Зам директора по
ВР,
классные
руководители

7

Проведение месячников:
пожарной безопасности;
гражданской обороны;
охраны труда
Создание
библиотеки
методической
литературы по проблеме здорового образа
жизни
Обеспечение
правил
ТБ
и
пожарной
безопасности
во
время
проведения
мероприятий и на каникулах
Родительский лекторий «Роль семьи в
формировании здорового образа жизни детей»

Ноябрь,
апрель, май

10.

6.

Администрация
преподаватель
ОБЖ

Декабрь

Библиотекарь

Во время
каникул

Зам директора по
ВР, завхоз

Раз в
четверть

Зам директора по
ВР

Консультации для родителей по проблеме
сбережения здоровья детей

Постоянно

Зам директора по
ВР

11.

Проведение цикла уроков с валеологической
направленностью

В течение
года

Учитель
физкультуры

12.

Ознакомление педагогов с методическими
рекомендациями по проведению занятий по
физкультуре с учащимися, отнесенными по
состоянию
здоровья
к
специальной
медицинской группе
Ознакомление
педагогов
с
методами
проведения уроков физической культуры с
учащимися, имеющими недостаточное
физическое развитие и слабую физическую
подготовленность
Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с
приглашением
школьных
педагогов,
медицинского
работника,
психолога,
администрации школы

Август

Заместитель
директора по
учитель
физической
культуры
Заместитель
директора по
учитель
физической
культуры
Заместитель
директора по
учитель
физической
культуры
Заместитель
директора по
учитель
физической
культуры

7.

8.

9.

13.

14.

15.

Индивидуальная
работа
с
родителями.
Консультирование, беседы, посещение ребенка
на дому, общение по телефону.

Август

Постоянно

Постоянно

УР,

УР,

ВР,

ВР,

4.3. Внедрение оптимальной системы медико - педагогического обеспечения по оказанию
помощи детям и подросткам.
№
1.

2.

Мероприятия
сроки
исполнители
Организация оздоровительных режимных
Ежедневно
Учителямоментов в организации занятий в первой
предметники
половине дня (зарядка, физкультминутки)
Организация учебных занятий с исключением Ежедневно
Учителяфакторов, негативно влияющих на здоровье
предметники
учащихся (неподвижная поза на уроке,
отсутствие живых чувственных ощущений,
преобладание
словесно-информационного
принципа учебного процесса, отсутствие
чувственно-эмоционального фона на уроке)
8

3.

4.

5.

6.

7.

Составление
расписания
уроков,
Начало
предусматривающее чередование предметов с
четверти
высоким баллом по шкале трудности с
предметами, которые позволяют частичную
релаксацию учащихся
Своевременное информирование субъектов Один раз в
образовательного процесса о состоянии
полугодие
здоровья
учащихся
и
условиях,
способствующих сохранению и развитию
здоровья
Мониторинг физического здоровья учащихся Один раз в год
по итогам медосмотра

Заместитель
директора
УВР

по

Заместитель
директора по
УР, медсестра

Заместитель
директора по
УР, медсестра
Использование диагностики по выявлению
Ежегодно
Педагогнаркомании, токсикомании и других вредных
психолог,
привычек среди детей и подростков
медсестра
Анализ состояния психического здоровья вновь Два раза в год Социальный
поступивших учащихся
педагог

8.

Проведение
общешкольных
родительских Два раза в год Администрация.
собраний по актуализации ценности здоровья
Классные
руководители

9.

Проведение психологических тренингов для
формирования благоприятного морально психологического
климата
среди
всех
субъектов образовательного процесса
Организация работы кабинета психологической
разгрузки

Один раз в
четверть

Социальный
педагог

постоянно

Администрация,
психолог

Проведение смотров учебных кабинетов на
предмет соответствия требованиям санитарно –
гигиенических условий к
кабинету
Обеспечение условий для предупреждения
травматизма:
организация досуга школьников во время
перемен;
соблюдение ТБ при организации учебно –
воспитательного процесса
Обеспечение
готовности
школьных
помещений, системы отопления для работы в
зимний период
Рейды:
по проверке внешнего вида учащихся;
по сохранности книг и учебников;
по выполнению школьниками режима дня.

По графику

Комиссия

Постоянно

Преподаватели

К началу
зимнего
периода
По графику

15

Проведение
мероприятий

эвакуационных

По графику

Директор,
заведующий
хозяйством
Заместители
директора по УР,
ВР, социальный
педагог;
библиотекарь
Преподаватель
ОБЖ

16

Обеспечение
соблюдение
правил
противопожарной безопасности в школе

Постоянно

10
11

12

13

14

учебных

Директор,
заведующий
хозяйством
9

17

Организация
занятий
для
будущих
первоклассников с целью адаптации к условиям
школьной образовательной среды

18

Обеспечение оптимальных условий и режима
Май-июнь
труда при проведении итоговой аттестации в 9
классах
Организация физкультурной деятельности в Сентябрь- май Воспитатель
группах продленного дня, в том числе
ГПД, учитель
проведение спортивного часа;
физической
культуры

19

Февраль-май

Социальный
педагог, учитель
начальных
классов
Зам. директора
по УР

4.4. Совершенствование материально-технического обеспечения и улучшение санитарногигиенических условий
№

Мероприятия

1.

3.

Приобретение
сантехнического
оборудования,
люминесцентных
и
светодиодных ламп
Составление заявок на приобретение
мебели, наглядных пособий, оборудования
и ТСО для кабинетов
Приобретение моющих и чистящих средств

4.

Приобретение посуды для столовой

5.

2.

8.
9.
10
11
12

13
14

15

сроки

исполнители

В течение года

администрация

В течение года

администрация

Постоянно

администрация

Постоянно

администрация

Обеспечение медицинскими аптечками
учебных кабинетов
Обеспечение спортзала спортивным
инвентарѐм
Обеспечение исправности электроприборов
и приборов учѐта
Оснащение спортивного зала
оборудованием и инвентарем
Улучшение освещения спортивного зала

Август, сентябрь

администрация

постоянно

администрация

Постоянно

администрация

Постоянно

администрация

Постоянно

администрация

Улучшение
санитарно-гигиенического
состояния всех физкультурно-спортивных
объектов, в том числе раздевалок
для мальчиков и девочек
Улучшение технического состояния
спортивных снарядов и оборудования
Оснащение
медицинского
кабинета
оборудованием и инструментами,
необходимыми
для
обследования
физического состояния школьников
Обеспечение условий для инклюзивного
образования

Постоянно

администрация

Постоянно

администрация

Постоянно

администрация

Постоянно

администрация

10

Санитарно-просветительская работа
№ п/п Мероприятия

Сроки

Уроки здоровья и практической гигиены
1 класс
1
Правильная посадка
при письме
чтении (в школе и дома). Правильная
осанка

и

Сентябрь

2

Правила уличного движения

Сентябрь

3

Как уберечь
себя
несчастных случаев

4

День первоклассника. Режим дня

Октябрь

5

Гигиена сна

Октябрь

6

Мытье рук, стрижка ногтей
Гигиенические навыки.

7

Болезни грязных рук

Ноябрь

8

Гигиена тела. Умывание лица и шеи,
мытье ног, уход за волосами, носовой платок

Декабрь

9

Гигиена полости рта

Январь

10

«Здоровые зубы – здоровью любы»

Январь

11

Питание – основа жизни. 10 заповедей
правильного питания

Февраль

и

других от

и

волос.

Сентябрь

Ноябрь

Ответственные

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.директора по
УВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
11

12

Рост и развитие человека

Февраль

13

Здоровье
и
болезнь,
гуманное
отношение к физическим недостаткам

Февраль

14

Гигиена внешней среды.
класса

15

Уход за обувью и одеждой

16

Утренняя зарядка, подвижные игры, их
польза для здоровья

17

Закаливание, правила купания

Проветривание

2 класс
1
Правильная посадка при письме и чтении
(в школе и дома). Правильная осанка

Март

Март

Апрель

Май

Сентябрь

2

Режим дня ученика 2 класса.
Гигиенические навыки, связанные со сном

Сентябрь

3

Школьник должен быть чистым и
опрятным. Болезни грязных рук.

Октябрь

4

Как сохранить хорошее зрение

Ноябрь

5

Безопасность поведения на дорогах. Как
уберечь себя и других от несчастных
случаев

Декабрь

6

Пагубное
влияние
алкоголя,
никотина, наркотиков на организм

Январь

7

Гигиена питания. Питание – основа
жизни

Февраль

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.директора по
УВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.директора по
УВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.директора по
УВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
12

8

Гигиена полости рта

Март

9

Укрепление здоровья. Подвижные
игры на улице

Апрель

10

Здоровье и болезнь, гуманное отношение
к физическим недостаткам

Апрель

11

Закаливание, правила купания

Май

12

Гигиена внешней среды. Проветривание
класса

Май

классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
учитель
физической
культуры
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

3-4 классы
1

Режим дня школьника

Сентябрь

2

Утренняя гимнастика

Сентябрь

3

Сон школьника

Октябрь

4

Как одеваться в разное время года

Ноябрь

5

Личная гигиена девочки

Ноябрь

6

Личная гигиена мальчика

Ноябрь

7

Гигиена
витаминах.
питания.

Декабрь

питания.
Понятие
о
10 заповедей правильного

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.директора по
УВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
13

руководители
8

Зимние подвижные игры и развлечения на
воздухе в зимнее время

Декабрь

9

О микробах, вызывающих разные болезни

Январь

10

Гигиена полости рта

Февраль

11

Рост и развитие человека

Февраль

12

Здоровье и болезнь, гуманное отношение
к физическим недостаткам

Февраль

13

Безопасное поведение на дорогах. Как
уберечь себя и других
от несчастных
случаев

Март

14

Влияние
алкоголя,
наркотиков на организм

никотина,

Март

15

Как уберечься
глистами

заражения

Апрель

16

Как отдыхать летом

Май

17

Гигиена внешней среды. Уборка и
проветривание класса

Май

от

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

5-7 классы
1. Здоровый образ жизни, его принципы и значение
1

Нормы поведения в коллективе и их
значение для охраны физического и
психического здоровья.

Сентябрь

2

Понятие
о
здоровье.
Здоровье
индивидуальное, семейное, общественное.
Пути сохранения и укрепления здоровья.

Ноябрь

Медсестра,
директора по
классные
руководители
Медсестра,
директора по
классные

зам.
ВР,
зам.
ВР,
14

3

ЗОЖ как фактор немедикаментозной
профилактики заболеваний
Нравственность и здоровье

Факторы,
влияющие
на
здоровье:
состояние окружающей среды. Режим
учебы
и
отдыха,
закаливание,
рациональное питание,
профилактика
инфекционных заболеваний, личная и
общественная
гигиена,
формирование
негативного отношения к употреблению
алкоголя, наркотиков, курению.
2. Режим дня, учебы и отдыха
4

руководители
Март

В течение года

1

Режим дня школьника

Сентябрь

2

Гигиена домашних учебных занятий

Октябрь

3

Гигиена сна

Октябрь

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

3. Основы рационального питания
1

Режим питания

Ноябрь

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
2
Санитарно-гигиенические правила
Декабрь
Медсестра,
зам.
приема пищи
директора по ВР,
классные
руководители
3
Витамины. Сезонные гоповитаминозы и их Декабрь
Медсестра,
зам.
профилактика
директора по ВР,
классные
руководители
4. Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья
1

Виды физической культуры и их значение Сентябрь
для здоровья человека

2

Закаливание. Значение закаливания для Октябрь
оздоровления организма, профилактика
респираторных заболеваний

Учитель
физической
культуры,
медсестра
Учитель
физической
культуры,
медсестра
15

3

Нарушение осанки

Ноябрь

Учитель
физической
культуры,
медсестра

5. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний
1

Правила личной гигиены мальчиков и
девочек

Январь

2

Гигиена полости рта

Январь

3

Гигиена труда и отдыха

Февраль

4

Профилактика туберкулеза

Март, май

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды
1

Гигиена внешней среды

Март

2

Понятие о ядовитых растениях

Май

3

Предупреждение
заболеваний,
передающихся от домашних животных

4

Предупреждение укусов насекомых
и животных

Апрель

Май

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

7. Гигиенические вопросы трудового обучения
1

Организация труда и
производственных травм

профилактика

1

Безопасное поведение на дорогах

Октябрь

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители,
преподавательорганизатор ОБЖ
8. Основные принципы личной безопасности и профилактика травматизма
Январь

Преподаватель –
организатор ОБЖ
16

2

Бытовой и уличный травматизм

Февраль

3

Поведение в экстремальных условиях

Февраль

Преподаватель –
организатор ОБЖ
Преподаватель –
организатор ОБЖ

9. Гигиенические аспекты полового воспитания
Анатомо-физиологические
особенности
Апрель
Фельдшер
мужского организма. Гигиена мальчика,
амбулатории
юноши.
2
Анатомо-физиологические
особенности
Апрель
Фельдшер
женского
организма. Гигиена девочки,
амбулатории
девушки.
3
Половое
воспитание
подростков.
Октябрь
Фельдшер
Профилактика
ранней
беременности,
амбулатории
заболевания, передающиеся
половым
путем.
10. Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на здоровье детей и подростков
1

1

Понятие о
алкоголизме

наркомании,

2

Предупреждение
психоактивных веществ

3

СПИД-чума XXI века

токсикомании,

Ноябрь, май

употребления

Март

Декабрь

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

8-9 классы
1. Здоровый образ жизни, его принципы и значение
1

2

3

4

Нормы поведения в коллективе и их
значение для охраны физического и
психического здоровья. Факторы риска и
понятие о самоконтроле
Понятие о
здоровье.
Здоровье
индивидуальное, семейное, общественное.
Пути сохранения и укрепления здоровья.
ЗОЖ как фактор
немедикаментозной
профилактики заболеваний
Нравственность и здоровье

Сентябрь

Факторы,
влияющие
на
здоровье:
состояние окружающей среды. Режим
учебы
и
отдыха,
закаливание,
рациональное питание,
профилактика
инфекционных заболеваний, личная и
общественная
гигиена,
формирование

В течение года

Ноябрь

Март

Медсестра,
директора по
классные
руководители
Медсестра,
директора по
классные
руководители

зам.
ВР,
зам.
ВР,

Медсестра,
зам.
директора по УВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
17

негативного отношения к употреблению
алкоголя, наркотиков, курению
2. Режим дня, учебы и отдыха
1
Принципы организации режима дня
старшего
школьника.
Основные
принципы
гигиенической организации умственного
труда
2
Профилактика
переутомления.
Рациональная организация труда и отдыха
во время экзаменов
3

Гигиена сна

3. Основы рационального питания
1
Режим питания.
Основные
рационального питания

Сентябрь

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

Октябрь

Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

Октябрь

принципы

Ноябрь

Медсестра,
директора по
классные
руководители
2
Санитарно-гигиенические правила приема
Декабрь
Медсестра,
пищи
директора по
классные
руководители
3
Витамины. Сезонные гиповитаминозы и
Декабрь
Медсестра,
их профилактика
директора по
классные
руководители
4
Значение диетического питания для детей и
Декабрь
Медсестра,
подростков с различными заболеваниями.
директора по
классные
руководители
5
Пищевые отравления. Их профилактика.
Январь
Медсестра,
Первая помощь при пищевом отравлении
директора по
классные
руководители
4. Значение физической культуры и закаливания для сохранения здоровья
1
Виды физической культуры и их значение
Сентябрь
Учитель
для здоровья человека. Двигательный
физической
режим.
культуры,
медсестра
2
Виды физической культуры. Значение
Октябрь
Учитель
закаливания для оздоровления организма,
физической
профилактика респираторных заболеваний.
культуры,
Физиологические основы закаливания
медсестра
3
Нарушение осанки.
Понятие
об
Ноябрь
Учитель
искривлении позвоночника, плоскостопия
физической
культуры,
медсестра

зам.
ВР,
зам.
ВР,
зам.
ВР,
зам.
ВР,
зам.
ВР,

18

5. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний
1
Половое воспитание подростков
Октябрь
2

Гигиена полости рта

Январь

3

Гигиена труда и отдыха

Февраль

4

Общие правила
инфекционных заболеваний

профилактики

Апрель

5

Основные виды инфекционных заболеваний
и их профилактика

Апрель

6

Профилактика туберкулеза

6. Общественная гигиена и охрана окружающей среды
1
Здоровье
и
окружающая среда.
Медицинские аспекты экологии

Март, май

Март

2

Ядовитые растения, опасные животные и
насекомые. Правила поведения в тундре.
Съедобные дикорастущие растения

3

Предупреждение
заболеваний,
передающихся от животных

Май

4

Предупреждение насекомых и животных
укусов

Май

7. Гигиенические вопросы трудового обучения
1
Роль физического труда и
трудовых
навыков в гармоничном
развитии организма

Апрель

Сентябрь

2

Правила техники безопасности на уроках
физики, химии, информатики, трудового
обучения

Октябрь

3

Понятие
о
профессиональной
пригодности
и
профессиональной
ориентации. Здоровье и выбор профессии

Апрель

Фельдшер
амбулатории
Учитель
физической
культуры,
медсестра
Учитель
физической
культуры ,
медсестра
Учитель
физической
культуры ,
медсестра
Учитель
физической
культуры,
медсестра
Учитель
физической
культуры,
медсестра
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
директора по
классные
руководители
Медсестра,
директора по
классные
руководители
Медсестра,
директора по
классные
руководители

зам.
ВР,
зам.
ВР,
зам.
ВР,
19

8. Основные принципы личной безопасности и профилактики травматизма
1
Безопасное поведение на дорогах
Январь
Преподаватель
ОБЖ
2

Бытовой и уличный травматизм.
Основные сведения о травмах

Февраль

Преподаватель
ОБЖ

3

Поведение в
экстремальных
ситуациях
Первая помощь при различных
видах травм
Первая помощь при ожогах

Февраль

Преподаватель
ОБЖ
Преподаватель
ОБЖ
Преподаватель
ОБЖ
Преподаватель
ОБЖ

4
5

Март
Март

Утопление. Первая
помощь
Май
утопающему. Искусственное
дыхание и методы его проведения
7
Кровотечения. Виды кровотечения.
Май
Первая помощь при кровотечении
8
Признаки жизни и смерти. Понятие
Май
о шоке. Непрямой массаж сердца.
9. Гигиенические аспекты полового воспитания
1
Анатомо-физиологические
Апрель
особенности мужского организма.
Гигиена юноши
2
Анатомо-физиологические
Апрель
особенности женского организма.
Гигиена девушки
3
Половое
воспитание ранней
Май
беременности.
Заболевания,
передающиеся половым путем.
10. Пагубное влияние алкоголя, никотина, наркотиков
1
Понятие
о
наркомании,
Ноябрь, май
токсикомании,
алкоголизме.
Химические свойства наркотиков и
алкоголизма. Действие наркотиков
и алкоголя на разных стадиях. Вред
однократного приема наркотиков.
2
Предупреждение
употребления
Декабрь
психоактивных веществ
6

СПИД-чума XXI века

Декабрь

Общешкольные мероприятия
1
Круглый стол (актуальные темы
гигиенического воспитания)

1 раз в четверть

3

2

Праздник здоровья

1 раз в полугодие

Преподаватель
ОБЖ
Преподаватель
ОБЖ
Фельдшер
амбулатории
Фельдшер
амбулатории
Фельдшер
амбулатории
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные

20

руководители
3

Диспут о здоровом образе жизни

«Дни здоровья» проводимые под
эгидой ВОЗ:
«Международный день отказа от
курения».
«Международный день борьбы со
СПИДом».
«Всемирный день борьбы
с
туберкулезом».
«Всемирный день здоровья»
«Всемирный день отказа от
курения»
Рекламная деятельность
1
Оформление уголков здоровья в 19-х классах

1 раз в четверть

4

12 ноября
1 декабря
21 ноября
7 апреля
31 мая

1 раз в квартал

2

Выпуск школьной стенгазеты
«Будьте здоровы!»

1 раз в четверть

3

Выпуск тематических санитарных
бюллетеней

1 раз в четверть

Работа с родителями
1-4 классы
1
Возрастные особенности младшего
школьника (итоги медицинского
осмотра):
охрана зрения;
профилактика нарушений осанки;
режим дня и правильное питание;
гигиена младшего школьника;
предупреждение утомляемости
2
Закаливание детей

3

Организация летнего отдыха

5-8 классы
1
Анатомо-физиологическая
перестройка организма младшего
подростка. Режим дня

1 в четверть

Апрель

Май

Ноябрь

Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители

Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра,
зам.
директора по ВР,
классные
руководители

Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители

21

2

Рациональное питание

Март

3

Гигиена
органов
дыхания,
профилактика туберкулеза

4

Организации летнего отдыха

Апрель

Май

9 - класс
1
Режим учебы, труда и отдыха:
о вреде занятий ночью;
рациональное питание

1 раз в полугодие

2

Круглый
стол «Физические
и
умственные нагрузки учащихся»

Ноябрь

3

Дисгармония
между
половой
зрелостью
и
уровнем
психологической и социальной
зрелостью

Декабрь

Работа с педагогическим коллективом
1
Обсуждение результатов
медицинского осмотра учащихся на
педагогическом совете

Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Медсестра, зам.
директора по ВР,
классные
руководители
Педагог - психолог

После медосмотра

зам. директора по
ВР

Октябрь

Медсестра,
зам.
директора по ВР

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март

Медсестра

Оформление стенда в помощь
учителям
«Гигиеническое
обучение и воспитание учащихся»
Работа с обслуживающим персоналом школы
Провести
профилактические
занятия:
Профилактика кишечной инфекции
Профилактика
заболеваний,
передающихся половым путем,
ВИЧ-инфекций
Пропаганда
здорового
образа
жизни
Профилактика гриппа и ОРВИ
2

Оздоровительно-профилактическая работа
№
п/п

Мероприятия

Сроки

1.

Контроль соблюдения режима дня

2.

Организация работы
здорового образа

по

пропаганде

Постоянно

Ответственные

Классные
руководители,
социальный педагог
По отдельному Зам директора по ВР
22
плану

жизни (лекции, беседы, вечера)
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10
11

12
13
14

15

16
17
18

19
20

Социальная
поддержка
детям,
оказавшимся в трудной жизненной
ситуации
Организация летней оздоровительной
площадки при школе
Озеленение учебных кабинетов
Месячник
по
уборке
школьной
территории
Проведение Недели и дней здоровья
Обеспечение
своевременного
проведения профилактических прививок
Соблюдение санитарно-гигиенических
норм на уроках
Проведение
подвижных
школьных
перемен
Обучение школьников эффективным
поведенческим стратегиям: умению
разрешать жизненные проблемы,
эффективно общаться, владеть эмоциями
Витаминотерапия в весенний период
Организация работы по оздоровлению
педагогического коллектива
Разработка комплексов физических
упражнений для детей, имеющих
отклонения в состоянии здоровья
Проведение бесед о вреде курения,
употребления
спиртосодержащей
продукции, наркотических и
психотропных веществ (5-11 классы)
Проведение Дня психического здоровья
Создание игровой зоны для участников
летнего оздоровительного лагеря
Развитие спортивных традиций школы:
ГТО;
Большая легкоатлетическая эстафета;
Первенство села по волейболу;
Лыжная эстафета села;
«Президентские состязания»
Обеспечение выполнения программы по
курсу ОБЖ.
Организация воспитательной работы по
возрастам по формированию навыков
ЗОЖ:
-проведение классных часов, Дней
здоровья;
организация
тематических
выставок
плакатов, рисунков;
проведение конкурсов сочинений;
проведение
массовых
спортивных

Постоянно

Классные
руководители,
социальный педагог
Июнь - август Зам директора по ВР
Май-сентябрь Трудовой отряд
Май
Трудовой отряд
Не реже 1 раза Учитель
в 2 месяца
физкультуры
По графику Медработник
Постоянно
Постоянно

Зам директора по УР,
учителя
Зам директора по ВР

По отдельному Педагог-психолог
плану
Март, апрель
Июнь-август
Постоянно

Классные
руководители
Директор, профком
Учитель
физкультуры

По отдельному Зам директора по ВР,
плану
социальный педагог
10 октября

Социальный педагог

июнь
Ежегодно

Директор,
учитель
физической культуры
Зам директора по ВР,
учитель
физкультуры

Постоянно

Администрация

Постоянно

Классные
руководители,
учитель физической
культуры,
преподаватель ОБЖ

23

праздников;
Проведение школьных мероприятий по
привитию
навыков
правильного
поведения детей в опасных для жизни
ситуациях:
Дни ГО и ЧС;
Участие в операции « Внимание дети!»

21

22

2

Совершенствование спортивно массовой
работы через систему дополнительного
образования:
организация
спортивных
секций,
танцевального кружка;
обучение спортивным играм.

3

№

2

3

4

5

учитель физической
культуры,
преподаватель ОБЖ

Ежегодно

руководитель отряда
ЮИД

Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта
мероприятия
сроки
исполнители
Использование на уроках физической
Постоянно
учитель
культуры новых методов проведения
физической культуры
уроков
с более высоким уровнем двигательной
активности.
Комплектование кабинета физкультуры
Ежегодно
Администрация,
необходимым
спортивным
учитель
оборудованием и инвентарем
физической культуры

№
1

1

По плану

Постоянно

Организация питания школьников
Мероприятия
Сроки
Организация питания детей
Постоянно

Проведение совещаний по вопросам
2 раза в год
организации и развития школьного
питания.
Осуществление ежедневного контроля В течение года
за
работой
школьной
столовой,
проведение
целевых
тематических
проверок
Улучшение материально – технической
Ежегодно
базы столовой ( приобретение и ремонт
инвентаря, оборудования), разработка и
введение в систему питания новых блюд
с учетом изучения запросов учащихся и
их родителей
Проведение работы по воспитанию
Постоянно
культуры питания, пропаганде ЗОЖ среди
учащихся и родителей через:
систему классных часов и родительских
собраний «Режим дня и его значение»,
«Культура приема пищи», «Хлеб – всему
голова», « Острые кишечные заболевания
и их профилактика» и др.;

Руководители
секций, кружков.

Исполнители
Директор,
классные
руководители
Директор
Администрация,
комиссия
Администрация,
совет по питанию

Заместитель
директора по
классные
руководители

ВР,

24

игры, конкурсы, беседы, ярмарки,
встречи с медработником
Анкетирование учащихся и родителей по
вопросам школьного питания.

6

Ежегодно

Заместитель
директора по
классные
руководители

ВР,

Организация летнего отдыха и круглогодичного оздоровления детей и подростков
№
1
2
3

4

5

Мероприятия
Сроки
Исполнители
Определение режима пришкольного Апрель – май
Начальник лагеря
лагеря
Организация полноценного питания
Май – август
Директор
ежегодно
Охват летним отдыхом детей различных Апрель – август Заместитель
категорий
ежегодно
директора по ВР,
классные
руководители
Организация работы кабинета-психолога Весь период
Социальный педагог
в пришкольном лагере
Организация
немедикаментозных Весь период
методов оздоровления (закаливание,
гимнастика, фитотерапия и др.) детей в
пришкольном лагере

Медсестра

Ожидаемые результаты Программы:
1. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного
физического развития и принятия здорового образа жизни.
2. Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для принятия разумных
решений по сохранению личного здоровья, а также сохранению и улучшению
безопасной и здоровой среды обитания.
3. Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни у педагогов, детей и родителей
4. Формирование отношения участников образовательного процесса к своему
здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни
5. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
6. Адаптация детей с проблемами в развитии и ограниченными возможностями
здоровья и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
7. Повышение уровня профилактической работы
Координация и контроль реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет администрация школы и
педагогический совет школы:
-анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы, вносит
предложения по его коррекции;
-осуществляет организационное, информационное и методическое обеспечение
реализации Программы;
-координирует взаимодействие заинтересованных общественных организаций по
развитию системы оздоровления детей и подростков;
План мониторинга осуществления программы «Здоровье»
25

Контроль

Показатели

Осуществление
контроля

1.
Образовател 1.Пропуски уроков Отметка
ьный процесс:
физкультуры
в
урочная
классном
деятельность
журнале
2.Успеваемость
и Отметка
качество выполнения
в
программы
специальной
ведомости по
классам
3. Интерес и мотивация Анализ
к урокам физкультуры динамики
годовых
показателей у
обучающихся
одного и того
же класса
Анкетировани
е учащихся
2.
1.Посещение кружков
Образовательный спортивных секций
процесс:
внеурочная
деятельность
2.Выполнение
программы кружковой
работы

Отметка
журнале

в

Сроки

Ежедневно

Кто контролирует

учитель
физической
культуры

1 раз в
четверть

Заместитель
директора по УР

В течение
года

Заместитель
директора по УР

В течение
года

Заместитель
директора по УР

Ежедневно Учителя
физкультуры,
классные
руководители

Проверка
1 раз четверть Заместитель
присутствия
директора по ВР
обучающихся в
соответствии
с отметкой в
журнале
3.Результаты участия Проверка
1 раз четверть Заместитель
в
конкурсах, журналов
директора по ВР
соревнованиях
школьного, районного
и областного уровня,
их динамика
4.Привлечение
По итоговым По окончании Заместитель
обучающихся
к протоколам и проведения директора по ВР
занятиям
в приказам
спортивных секциях
5.Посещение
Подсчет
постоянно Заместитель
учащимися массовых учащихся,
директора по ВР
мероприятий
посещающих
спортивного
занятия %
характера
участия
от
общего
количества
учащихся
26

3.Состояние
здоровья
обучающихся

1 .Пропуски уроков
по болезни
2.Наличи
детей
хроническими
заболеваниями

4.Состояние
санитарногигиенических
условий работы

3. Наличие детей,
имеющих
вредные
привычки
(курение,
употребление
алкоголя,
наркотических
средств)
1. Соблюдение режима
проветривания

Отметка
вЕженедельно
классном
журнале
сПо
медицинским 2 раза в год
картам с
определением
динамики
2 раза в год
Анонимное
анкетирование
В начале и
конце
Наблюдение
учебного
года ежегодно
Наблюдение
Ежедневно

2 Соблюдение норм Наблюдение
освещения
и
отопления
в
помещениях
3 Регулярная влажная При
уборка помещений
составлении
расписания

5.Соблюдение
обучающимися
гигиенических норм
и правил

4
Соответствие
учебной
нагрузки
обучающихся
максимально
допустимой
1 Мытье рук перед едой Наблюдение

2 Мытье рук после Наблюдение
посещения туалета

6.Эффективность
реализации
программы
физкультурнооздоровительной
работы в целом

3 Наличие
Наблюдение
спортивной одежды
для занятий
физкультурой
Подведение
промежуточных итогов
Подведение
общего Анализ
итога
работы
по
программе

1 раз в две
недели

Классный
руководитель
Заместитель
директора по УВР

Социальный
педагог

Зав. кабинетами

Зав. кабинетами

Ежедневно Завхоз

Еженедельн Заместитель
о
директора по УВР

Ежедневно

Классные
руководители

1раз в
неделю

Классные
руководители

Ежедневно Учитель
физкультуры

Заместитель
директора по ВР
Май.

27

План анализа реализация Программы деятельности школы по сохранению и укреплению
здоровья обучающихся на 2022-2027 г.
Совершенствование нормативно-правовых условий, информационно – методического
обеспечения в целях сохранение и укрепления здоровья учащихся
Состояние заболеваемости и травматизма:
Данные персонифицированного учета травматизма детей и подростков
№п.п. Виды травм
Количество случаев
1.
бытовые травмы
2.
уличные
3.
на переменах ( школьные)
4.
спортивные
5.
Прочие
Структура травм по локализации
№п.п. Виды травм
1.
травмы верхних конечностей
2.
плечевого пояса
3.
травмы нижних конечностей
4.
травмы головы
5.
травмы брюшной полости
6.
травмы грудной клетки
7.
термические ожоги
8.
отравления

Количество случаев

Структура травм по воздействию
№п.п. Виды травм
Количество случаев
1.
Воздействие неживых
механических
сил
-удар о другой предмет
-соприкосновение с острым краем
стекла
-удар спортивным оборудованием
-соприкосновение с
ручным
инструментом
-проникновение
инородного тела
через кожу
2.
Падения
-от подскальзывания
-падение с лестницы
-другие падения
3.
Воздействие живых механических
сил
-удар, толчок другим лицом
укус собаками
удар, столкновение с другим лицом
Результаты медицинского мониторинга в 20-20
параметры

классы
1
2
Медицинская группа

3

4

5

6

7

8

9

10

11

всего
28

I мг
II мг
III мг
IV мг
инвалиды
Физкультурная группа
Основная
подготовительная
Специальная
Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.
Внедрение оптимальной системы медико - педагогического обеспечения по оказанию
помощи детям и подросткам.
Совершенствование материально-технического обеспечения и улучшение санитарногигиенических условий.
№п.п. Помещение

1.
2.

Соответствие
санитарным
нормам. %

Соответствие
требованиям
пожарной
безопасности, %

Территория
Помещения школы

Оснащение оборудованием
№п.п. Помещение
1.
Пищеблок
2.
Медицинский
кабинет
3.
Спортзал
Оснащение
процесса:

Проблемы

классных комнат и помещений, используемых для организации учебного

№п.п. Помещение
1.

Оснащѐнность, %

Оснащѐнность, % Проблемы и пути их решения

Кабинет

Контроль хода реализации плана по обеспечению соответствия инфраструктуры
Школы условиям здоровье сбережения:
Количественные критерии эффективности реализации
Программы ( 1-10 баллов)
Соблюдение
гигиенических
требований
условий
обучения
школьников

Результативность

1.Контроль за соблюдением требований к
помещениям и оборудованию школы.
2. Осуществлять контроль за соблюдением
воздушно-теплового режима в школе.
3. Осуществлять контроль за соблюдением
требований к естественному и искусственному
29

освещению в школе.
4. Осуществлять контроль за соблюдением
требований к водоснабжению и канализации в
школе.
1.Контроль процесса адаптации детей первого
года обучения
2.Контроль за соблюдением
гигиенических
требований к составлению школьного расписания

Соблюдение
гигиенических
требований
режима
образовательного
процесса
3.Медицинский контроль за уроками физкультуры
и технологии

4.Контроль за организацией и режимом группы
продленного дня
Соблюдение
гигиенических
требований
организации
медицинского
обслуживания
обучающихся

1. Организация и проведение углубленных
медицинских осмотров школьников с
анализом результатов медицинского осмотра
2. Организация комплексного оздоровления детей,
имеющих отклонения в состоянии здоровья, с
включением в его структуру психологопедагогической коррекции
3. Иммунизация
4. Проведение профориентации школьников с
учетом состояния здоровья
5. Контроль за прохождением обязательных
профилактических осмотров всеми работниками
школы
Соблюдение
1.
Контроль
за
санитарно-гигиеническим
гигиенических
состоянием учебных комнат, мест общего
требований
пользования в период эпидемиологического
санитарного
и благополучия и карантина.
состояния
2.Контроль за
выполнением
содержания
внутришкольных
противоэпидемиологических
школы
мероприятий по профилактике гриппа и ОРВИ.
3. Осмотры на педикулез не менее 4 раза в год
Соблюдение
гигиенических
требований по
организации
питания в школе

1. Контроль
по
организации
питания
в
соответствии с санитарноэпидемиологическими требованиями СанПиН в
школе
2. Контроль за режимом и рационом питания
обучающихся.
3.Контроль за
прохождением
медицинских
осмотров работниками пищеблока
школьной столовой.
4. Контроль за соблюдением персоналом
пищеблока правил личной гигиены.
Санитарно1. Реализация программы
гигиенического
просветительская обучения
и
воспитания
школьников,
работа
формирование норм и навыков здорового образа
жизни
2. Проведение лекций и бесед, выпуск
санбюллетеней по пропаганде здорового образа

30

жизни.
3. Проведение бесед с обслуживающим и
техническим персоналом по вопросам
санитарного состояния школы
4. Проведение бесед с родителями по
формированию гигиенических навыков и ЗОЖ
5.Профилактика вредных привычек
6. Профилактика социально обусловленных
заболеваний
Санитарно-просветительская работа
№п.п.

Мероприятия

Оздоровительно-профилактическая работа
№ п/п Мероприятия
1.

Мероприятия с обучающимися.

2.

Мероприятия с родителями

3.

Мероприятия с классными руководителями и педагогами

Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта
№
1

мероприятия

Кружки и секции:
Реализация графика проведения спортивно-массовых мероприятий.
Организация питания школьников
№

мероприятия

1
Охват горячим питанием в 20_____ г.
Наименование
Всего обучающихся в
общеобразовательных
организациях (сумма
строк 02-03):
в том числе:
1-4 классы
5-9 классы

№
Количество
Охват горячим питанием (чел.)
строки обучающихся
Всего из них:
в ОО
01
завтраками обедами завтраками и
обедами

02
03

Организация летнего отдыха и круглогодичного оздоровления детей и подростков

31

№
1

мероприятия

Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни и здоровья
обучающихся:
Результаты анкет
Мониторинг ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ обучающихся
Требование целостности системы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся
Системность деятельности по вопросам здоровьесбережения (отражение в
основной образовательной программе, уставе и локальных актах направлений
деятельности, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, безопасный
образ жизни обучающихся)
Взаимодействие ОО с органами исполнительной власти, правоохранительными
органами, научными учреждениями, учреждениями дополнительного
образования детей, культуры, спорта,
здравоохранения и другими заинтересованными организациями по вопросам
охраны и укрепления здоровья, безопасного образа жизни обучающихся
Преемственность и непрерывность обучения здоровому и безопасному образу
жизни (здоровью) на различных ступенях, уровнях образования;
Комплексный подход в оказании психолого-педагогической медико-социальной
поддержки различных групп обучающихся
Непрерывность отслеживания сформированности здорового и безопасного
образа жизни обучающихся
Соответствие состояния и содержания территории, здания и помещений ОО
санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности
Наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а
также для хранения и приготовления пищи
Оснащение учебных кабинетов, спортивного зала необходимым для освоения
основной образовательной программы игровым и спортивным оборудованием и
инвентарем
Оснащение помещения для работы медицинского персонала оборудованием для
проведения профилактических осмотров профилактических мероприятий
различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний,
оказания первой медицинской помощи
Наличие в образовательном учреждении квалифицированных специалистов,
обеспечивающих проведение оздоровительной работы с обучающимися,
воспитанниками (медицинские работники, учителя (преподаватели) физической
культуры, психологи, педагоги дополнительного образования, социальные
педагоги, тьюторы)
Сформированность
культуры
здоровья
педагогических
работников
образовательного учреждения (наличие знаний и умений по вопросам
использования
здоровьесберегающих
методов
и
технологий;
здоровьесберегающий стиль общения; образ жизни и наличие ответственного
отношения к собственному здоровью)
Включение в основную общеобразовательную программу разделов по
формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, включение в
основную образовательную программу учебных модулей по формированию
культуры здорового и безопасного образа жизни
32

Соблюдение санитарных норм, предъявляемых к организации образовательного
процесса (объем нагрузки, время на самостоятельную учебную работу и др.), в
том числе при введении в образовательный процесс педагогических инноваций
Использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических
технологий адекватных возрастным возможностям и особенностям
обучающихся
Использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов,
методов, форм, технологий;
Обеспечение благоприятных психологических условий образовательной среды
(демократичность и оптимальная интенсивность образовательной среды,
благоприятный
эмоционально-психологический
климат,
содействие
формированию у обучающихся адекватной самооценки, познавательной
мотивации).
Требования к организации физкультурно-оздоровительной работы в образовательном
учреждении:
Организация оздоровительной работы с обучающимися всех групп здоровья (на
занятиях, уроках физической культуры, в спортивных кружках, секциях и т.п.);
Выполнение комплекса упражнений во время регламентированных перерывов
для снижения нервно - эмоционального напряжения, утомления зрительного
анализатора, устранения влияния гиподинамии, гипокинезии, а также
предотвращения развития познотонического утомления
Организация динамических пауз (динамических перемен), физкультминуток на
уроках, занятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению
двигательной активности
Выполнение режима двигательной активности
Требования к организации системы просветительской и методической
работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и
безопасного образа жизни:
Организация взаимодействия образовательного учреждения с общественностью
по вопросам сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников,
профилактики у них вредных привычек
Наличие в фонде информационно-библиотечного центра (библиотеки,
медиатеки) образовательного учреждения детской, научно-публицистической,
научно-методической литературы, периодических изданий, информационных
ресурсов по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового
образа жизни, занятия массовыми видами спорта, организации подвижных игр и
др.
Наличие и реализация плана методических мероприятий (лекции, семинары,
консультации, практикумы и др.), повышения квалификации педагогических и
научно-педагогических работников по различным вопросам возрастной
психологии и физиологии, развития человека, его здоровья, факторов,
положительно и отрицательно влияющих на здоровье обучающихся,
воспитанников, здоровьесберегающих технологиях и т.п.
Требования к организации профилактики употребления психоактивных
веществ обучающимися
Наличие безопасной поддерживающей образовательной среды (благоприятный
психологический климат, реализация тезиса «образовательное учреждение территория, свободная от ПАВ», система работы с педагогическими и научнопедагогическими работниками образовательного учреждения по повышению
компетентности в области создания условий, предупреждающих закрепление
зависимых форм поведения).
Требования к комплексному сопровождению системы формирования культуры
здорового и безопасного образа жизни обучающихся
33

Использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики
заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача (витаминизация,
профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения и т.п.);
Организация качественного горячего питания обучающихся, воспитанников,
соответствующих
их
энергозатратам
(энергетическая
ценность,
сбалансированность рациона и т.п.);
Требования к мониторингу сформированности культуры здорового и безопасного
образа жизни обучающихся
Наличие аналитических данных о формировании ценности здорового и
безопасного образа жизни у обучающихся, воспитанников;
Отслеживание динамики показателей здоровья обучающихся, воспитанников
(общего показателя здоровья, показателей заболеваемости органов зрения и
опорно-двигательного аппарата, травматизма в образовательном учреждении,
показателя количества пропусков занятий по болезни;
эффективность оздоровления часто болеющих обучающихся, воспитанников.);
Наличие инструментария мониторинга (паспорт, карта, дневник и т.д.) здоровья
обучающихся, воспитанников образовательного учреждения;
Проведение социологических исследований на предмет
удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей),
педагогических и научно- педагогических работников образовательного
учреждения,
социальных
партнеров
образовательного
учреждения
комплексностью и системностью работы образовательного
учреждения по сохранению и укреплению здоровья; наличия благоприятного
мнения об образовательном учреждении.
Проблемы и рекомендации.

34

Приложение №1
Количественные критерии эффективности реализации Программы

Результативность

( 1-10 баллов)
1.
Оформление аналитических и статистических отчетов о
состоянии здоровья учащихся в школе.
2.
Издание и анализ локальных и нормативных актов по
сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
3.
Создание в школьной библиотеке подборки научно–
методической литературы по тематике ЗОЖ.
4.
Составление социологических карт по классам
5.
6.

Составление индивидуальных учебных планов для учащихся с
ограниченными возможностями
Издание приказов:
о назначении лиц, ответственных за соблюдение правил ТБ

7.

Составление графика работы технического персонала

8.

Проверка состояния охраны труда в школе и документации по ТБ

9.
10

Обеспечение требований ТБ во время ремонта школы и трудовой
практики уч-ся
Разработка плана мероприятий по охране труда и ТБ в школе

11

Оформление листков здоровья в классных журналах

12

Запись в специальном журнале о результатах испытания
спортивного инвентаря, оборудования и вентиляционных
устройств, акты-разрешения на проведение занятий в спортивном
зале
Составление инструкций по охране труда при занятиях легкой
атлетикой, спортивными и подвижными играми, лыжной
подготовкой, гимнастикой и акробатикой ит.д.
Заключение договора о медицинском обслуживании детей с
закрепленным за школой МУЗ
Изучение методических рекомендаций по проведению занятий по
физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе
Изучение методов проведения уроков физической культуры с
учащимися, имеющими недостаточное физическое развитие и
слабую физическую подготовленность
Пополнение в школе накопительной информации о состоянии
здоровья обучающихся
Изучение информации об оптимальном объеме двигательной
активности обучающихся по ступеням обучения
Распределение обучающихся, отнесенных по состоянию здоровья
к специальной медицинской группе, на категории
Организация деятельности педагогического совета школы по
координации
физкультурно-оздоровительной
работы
с
обучающимися

13

14
15

16

17
18
19
20

35

21
22
23
24

Составление плана работы по комплексной организации
физического воспитания учащихся
Составление плана проведения внутришкольных соревнований
Составление
график
проведения
спортивно-массовых
мероприятий
Составление плана санитарно-просветительской работы

28

Организация работы с «сильными» учащимися с целью
профилактики учебных перегрузок
Проведение вводного инструктажа по правилам ТБ, пожарной
безопасности и охране труда
Обеспечение соблюдения требований к объемам домашних
заданий
Организация работы по изучению правил дорожного движения

29

Проведение классных часов по нравственному воспитанию

30

Проведение месячников

31

Обеспечение соблюдения правил ТБ и пожарной безопасности во
время проведения мероприятий и на каникулах
Проведение
родительского
лектория
«Роль
семьи
в
формировании здорового образа жизни детей»
Консультации для родителей по проблеме сбережения здоровья
детей
Проведение цикла уроков с валеологической направленностью

25
26
27

32
33
34
35

36

37

38

39

40

Ознакомление педагогов с методическими рекомендациями по
проведению занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными
по состоянию здоровья к специальной медицинской группе
Ознакомление педагогов с методами проведения уроков
физической
культуры с учащимися, имеющими недостаточное физическое
развитие и слабую физическую подготовленность
Организация лекций для родителей по ЗОЖ, с приглашением
школьных педагогов, медицинских работников, психолога,
администрации школы,
специалистов в области здоровья.
Индивидуальная работа с родителями. Консультирование,
беседы,
посещение ребенка на дому, общение по телефону…
Организация
оздоровительных
режимных
моментов
в
организации занятий в первой половине дня (зарядка,
физкультминутки)
Организация учебных занятий с исключением факторов,
негативно
влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке,
отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание
словесно-информационного принципа учебного процесса,
отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке)
36

41

42

43
44

45
46
47

48
49
50

Составление
расписания
уроков,
предусматривающее
чередование предметов с высоким баллом по шкале трудности с
предметами, которые позволяют частичную релаксацию
учащихся
Своевременное информирование субъектов образовательного
процесса о состоянии здоровья учащихся и условиях,
способствующих сохранению и развитию здоровья
Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам
медосмотра
Использование диагностики по выявлению наркомании,
токсикомании и других вредных привычек среди детей и
подростков
Анализ состояния психического здоровья вновь поступивших
учащихся
Проведение общешкольных родительских собраний по
актуализации ценности здоровья
Проведение психологических тренингов для формирования
благоприятного морально-психологического климата среди всех
субъектов образовательного процесса
Организация работы кабинета психологической разгрузки
Проведение смотров учебных кабинетов на предмет соответствия
требованиям санитарно – гигиенических условий к кабинету
Обеспечение условий для предупреждения травматизма:
организация досуга школьников во время перемен;
соблюдение ТБ при организации учебно – воспитательного
процесса

52

Обеспечение готовности школьных помещений,
отопления для работы в зимний период
Рейды:
по проверке внешнего вида учащихся;
по сохранности книг и учебников;
по выполнению школьниками режима дня.

53

Проведение учебных эвакуационных мероприятий

54

Обеспечение соблюдение правил противопожарной безопасности
в школе
Организация занятий для будущих первоклассников с целью
адаптации к условиям школьной образовательной среды
Обеспечение оптимальных условий и режима труда при
проведении итоговой аттестации в 9 классах
Организация
физкультурной
деятельности
в
группах
продленного дня, в том числе проведение спортивного часа;
Совершенствование материально-технического обеспечения и
улучшение санитарно-гигиенических условий
Организация санитарно-просветительской работы. Реализация
плана санитарно-просветительской работы с обучающимися
Реализация плана санитарно-просветительской
работы
с
обучающимися с работниками

51

55
56
57
58
59
60

системы

37

62

Реализация плана санитарно-просветительской работы
родителями
Организация летней оздоровительной площадки при школе

63

Озеленение учебных кабинетов

64

Проведение месячник по уборке школьной территории

65

Проведение Недели и дней здоровья

66

Обеспечение своевременного проведения профилактических
прививок
Соблюдение санитарно-гигиенических норм на уроках

61

67
68
69
70

71
72
73
74
75

Проведение
углубленного
медицинского
первоклассников
Проведение подвижных школьных перемен

с

осмотра

Обучение школьников эффективным поведенческим стратегиям:
умению разрешать жизненные проблемы, эффективно общаться,
владеть эмоциями
Витаминотерапия в весенний период
Организация работы по оздоровлению педагогического
коллектива
Разработка комплексов физических упражнений для детей,
имеющих отклонения в состоянии здоровья
Проведение профилактических мероприятий пропагандистского
характера
Проведение Дня психического здоровья

77

Создание
игровой
зоны
для
оздоровительного лагеря
Развитие спортивных традиций школы

78

Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.

79

Организация и проведение сборов, спортивных соревнований,
турпоходов.
Проведение школьных мероприятий по привитию навыков
правильного поведения в различных ситуациях

76

80

81

82

участников

летнего

Использование на уроках физической культуры новых методов
проведения уроков с более высоким уровнем двигательной
активности.
Комплектование
кабинета
физкультуры
необходимым
спортивным оборудованием и инвентарем

38

83

84
85
86
87

88
89
90

Совершенствование спортивно массовой работы через систему
дополнительного образования:
организация спортивных секций, танцевального кружка;
обучение спортивным играм.
Организация питания детей с учетом всех возможных форм
финансирования (родительской платы, бесплатного питания)
Проведение совещаний по вопросам организации и развития
школьного питания
Осуществление ежедневного контроля за работой школьной
столовой, проведение целевых тематических проверок
Улучшение материально – технической базы столовой(
приобретение и ремонт инвентаря, оборудования), разработка и
введение в систему питания новых блюд с учетом изучения
запросов учащихся и их родителей
Проведение работы по воспитанию культуры питания
Анкетирование учащихся и родителей по вопросам школьного
питания
Совместная деятельность родителей и школы

Приложение №2
Качественные критерии эффективности реализации Программы
( 1-10 баллов)
1.

2.

3.
4.

5.
6.

7.

Результативность

Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся,
их полноценного физического развития и принятия здорового
образа жизни
Приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для
принятия разумных решений по сохранению личного здоровья,
а также сохранению и улучшению безопасной и здоровой
среды обитания
Устойчивая мотивация к здоровому образу жизни у педагогов,
детей и родителей
Формирование отношения участников образовательного
процесса к своему здоровью как к основному фактору успеха на
последующих этапах жизни
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Адаптация детей с проблемами в развитии и ограниченными
возможностями здоровья и детей, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации
Повышение качества профилактической работы

39


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти