РП ВД Эколята 1-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ,
село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29,
тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено:

Согласовано:

Утверждаю

на заседании МО
учителей начальных классов

Зам. директора по ВР
___________/ Т.Д.Шараева

И.о. директора
МБОУ «ООШ с.Сиреники»

_______________/Т.Д.Шараева “ 28 ” августа 2023 г.

________ /Е.Э. Тарасенко /

Протокол № __1_
от “ 25 ” августа 2023 г.

Приказ № 179-о.д
« 08 » сентября 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Эколята»
(направленность – проектно-исследовательская)
для 1 - 4 классов начального общего образования
Срок реализации программы: 4 года (2023 -2027 гг)

Составил: учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Шараева Татьяна Дмитриевна

Сиреники, 2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Экологическая социально-образовательная программа «Эколята» разработана на
основе идеи духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России через
формирование экологической культуры и природолюбия. Ключевой основой при
разработке программы являются идеи Всероссийского природоохранного социальнообразовательного проекта «Эколята». Особенностью программы по формированию
культуры природолюбия у обучающихся является его направленность на духовнонравственное, эстетическое воспитание детей, создание необходимых условий для развития
в ребёнке гармоничной личности с использованием сказочных героев – друзей и
защитников Природы.
Цель программы: развитие экологического образования и экологической культуры
у школьников. Формирование у детей богатого внутреннего мира и
 нравственного отношений к природе, развитие внутренней потребности любви к
природе и бережного отношения к ней.
В соответствии с этой целью решаются задачи:
 развивать желание принимать активное участие в природоохранной и экологической
деятельности;
 расширять и систематизировать знания детей о природе, уточнять,
систематизировать и углубить знания о растениях, животных и природных явлениях;
о состоянии окружающей среды родного края;
 воспитывать привычку заботиться о природе и её обитателях, находить взаимосвязь
явлений в природе, умение делать выводы;
 сформировать мотивы безопасного образа жизни и поведения ребенка,
необходимость обучения быть здоровыми, формирование поведенческих навыков
здорового образа жизни, умение применять для укрепления здоровья
оздоровительную силу природы своего села, города, округа.
Ценностные ориентиры содержания программы.
Научность - обоснованность и достоверность содержания теоретической части
экологического образования, формирование практических навыков адаптации и
прогнозирования своих действий во время отдыха или труда в природных условиях на
основе представления о закономерностях, существующих в природе.
Доступность - содержание программы, перечень тем и формы работы
проектируются в соответствии с возрастными, психологическими, социальными и
интеллектуальными особенностями детей, с учётом уровня их развития, а также
индивидуальных
познавательных
способностей.
Предпочтительны
соответствующие возрасту формы организации занятий: наблюдение, обсуждение,
эксперимент, игра.
Наглядность - чувственное познание нового материала с привлечением наглядного
пособия способствует повышению концентрации внимания и мобилизации психического
потенциала детей, пробуждает активный интерес, снимает умственное напряжение, таким
образом, помогает добиться большей эффективности образовательного процесса в целом.
Конкретность - объем знаний увеличивается и эти знания должны быть
конкретными. Если ребенок знакомится с муравьем, то все знания необходимо давать
только о нем. Ни в коем случае нельзя давать неверные ответы на вопросы ребенка, дети
быстро привыкают называть растения цветами, мелких насекомых «букашками», все
водные растения водорослями.
Воспитательная
формирование
экологической
культуры
ребёнка,
воспитание духовно богатой личности.
Систематичность и последовательность - необходимо придерживаться
принципа поступательного перехода от простых объектов познания к более сложным,
опираясь на освоенный ранее материал. Ребёнок знакомится с новыми знаниями, обращаясь

к известной ему информации.
Согласованность - продуктивное сотрудничество между детьми, воспитателями и
родителями.
Целостность - установление взаимосвязи разных сфер знаний, что помогает
сформировать у ребёнка понимание единства мира.
Регионализм - необходимо учитывать региональный компонент (природу родного
края, народные традиции, краеведение).
Гуманность - данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической
культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с
новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем
здоровье и желающего вести здоровый образ жизни.
Интеграция - рассмотрение экологического образования с точки зрения
всестороннего развития личности ребёнка.











Формы организации занятий:
наблюдение за детьми в ходе работы;
экологические игры;
проведение практических работ;
проведение конкурсов;
выставки, презентации;
акции;
отчет о проведении опыта, эксперимента;
папка исследователя;
викторины;
разработка и защита творческих проектов.

Место учебного курса в учебном плане
На изучение курса «Эколята» отводится по 1 часу в неделю в 1- 4 классах начальной
школы. Программа рассчитана на 4 года (33 недели 1 класс, 34 учебные недели в год 2-4
класс):
в 1 класс – 33 ч.
во 2 классе – 34 ч.
в 3 классе – 34 ч.
в 4 классе – 34 ч.
УМК учебного курса:
Примерная рабочая программа учебного курса «Эколята» составлена на основе учебного
пособия «Азбука природолюбия» для дошкольников и младших школьников
рекомендовано Министерством образования и науки Российской/ авторы - составители
Т.В. Зотова, Андрийчук Л.Н., Максикова С.В., Прохоренко Ю.Г., Торгунакова А.И.

2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ
ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 -2 классы
Введение. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем
курса.
Тайны за горизонтом. Географические открытия в древности. Небосвод.
Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной
шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над
горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и
времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе. Круговорот веществ в природе. Живая и
неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе. Загадки о состояниях воды. Наблюдение в
природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей. Как изучают подводный мир. Киты, дельфины,
акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и
другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений. Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений.
Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых. Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в
природе и жизни человека. Жуки. Дровосек- титан - самый крупный жук. Бабочки. Совкаагриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Что такое НЛО? Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение. Что мы узнали и чему научились за год.
3 класс.
Изучение природы. Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её.
Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе,
описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и
сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных
явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как
сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и
их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Многообразие цветущих и не цветущих растений
Вологодского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в
доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь
и охранять растения. Растения Красной книги Вологодского края. Грибы -удивительное
царство. Где и какие грибы встречаются в Вологодском крае. Грибы ядовитые и съедобные.
Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие
животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается
лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы.
Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь
птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц.
Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие
животные Вологодского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как
живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и
соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые,

лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей.
Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения
и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи
взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что
охраняют в заповедниках и заказниках Вологодского края. Охранять природу - значит
охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные,
ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и
рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления.
Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в
природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в
заповедниках и заказниках Ярославского края. Охранять природу - значит охранять
здоровье. Обобщение знаний.
Обобщение пройденного. Обобщение знаний.
4 класс.
Выясняем, что такое экология. Организм и окружающая среда. Экология - наука о
связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой;
связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными
животными); связи между природой и человеком. Экология - наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и
окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между
природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности
растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц,
зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков
схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего
запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание
названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение. Представители
редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский,
меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс.
Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения
численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
Изучаем
способы
охраны
природы.
Охраняемые
природные
территории: заповедники, заказники, микро - заказники, национальные парки. Памятники
природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов
растений и животных. Питомники редких видов. Виртуальное путешествие по
заповедникам нашей страны и мира.
Выясняем роль неживой природы в жизни живого. Солнце как источник тепла и
света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление
животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения.
Роль света в жизни животных. Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных.
Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к
жизни в условиях недостатка влаги.
Открываем жизнь в почве. Разнообразие живых обитателей почвы: растения,
животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы.
Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы. Многообразие растений:
знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники,
хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами. Многообразие животных: черви,

моллюски, ракообразные речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы,
скорпионы). Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов
и лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе. Экологические связи в живой
природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи»,
«косвенные связи». Сеть питания, или пищевая. Экологическая пирамида (строится на
основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши,
полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны
природы. Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи
организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы,
горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух-осовидоки
ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи).
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными. Охраняемые растения:
эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др.
Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с
некоторыми из этих растений. Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма,
подорожник, тысячелистник, пастушья сумка), их важнейшие свойства, правила сбора.
Охрана лекарственных растений. Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жуккрасотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида,
распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их
охраны. История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по
охране животного мира. Виртуальное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам.
Мастерим
домики
для птиц. Практическая работа по изготовлению
искусственных гнездовий для птиц. Учимся передавать свои знания другим ребятам.
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и
экологических памяток для младших товарищей и для взрослых. Подготовка и проведение
школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных
учащимся других классов или дошкольникам. Подготовка и проведение школьниками
экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека. Влияние
загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания,
пищеварения. Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой,
пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье
(очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов,
выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ).
Обсуждаем примеры экологических катастроф. Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год . Обобщение основных теоретических знаний.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЭКОЛЯТА»
Планируемыми результатами освоения курса внеурочной деятельности «Эколята»
являются комплексы личностных, метапредметных и предметных результатов.



















Личностные результаты:
осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его
познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках
самостоятельной деятельности вне школы.
оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и
сохранения здоровья. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и
природы.
формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта
жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
составлять план решения проблемы;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии
оценки.
Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию
на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных
характеристик объекта;
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
вычитывать все уровни текстовой информации;
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).

Предметные результаты:
 Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни
человека и общества:
 определять роль в природе различных групп организмов;

 объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
Формирование представления о природе как развивающейся системе:
 рассматривать биологические процессы в развитии;
 приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их
значение.
 Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного
хозяйства, биотехнологии:
 использовать биологические знания в быту;
 объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
 Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия
ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
 объяснять мир с точки зрения экологии;
 перечислять отличительные свойства живого;
 различать основные группы живых организмов;
 объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов.
 Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их
использованием в практической жизни:
 понимать смысл экологических терминов;
 характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение,
сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
 проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;
пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки
приготовления и изучения препаратов.
Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
 оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
 использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
 различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ
КАЖДОЙ ТЕМЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОРЛЯТА РОССИИ»

№
п/п

Наименование
разделов,блоков, тем

Колво
часов

Дата

Формы и методы

Характеристика
деятельностиобучающихся

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

1 КЛАСС
Введение
1.
Раскрытые и
нераскрытыезагадки
нашей планеты: обзор
основных тем курса.
Тайны за горизонтом
2.
Географические
открытияв древности.
Небосвод.

1

Игра

Коллективная игра
«Предполагаем,
анализируем, делаем
выводы».

1

Виртуальная
экскурсия

Экскурс в историю
географическихоткрытий,
мини-семинар по
результатам экскурсии
«Самый
наблюдательный».
Игры на свежем воздухе.
Научить
детей играть в различные
игры, непричиняя природе
вреда.
Изготовление модели Земли
изцветного пластилина

3.

Перемещение солнца на
небосводе.

1

Игры на свежем
воздухе.

4.

Представление о форме
Земли в древности.
Земной шар.
Глобус - модель Земли.
Материки и океаны на
глобусе.

1

Творческая работа

1

Практические
работы с глобусом.
Виртуальная
экскурсия.

5.

Практические работы с
глобусом. Заочная
экскурсия по материкам и
океанам. Находить и
показывать территорию

Географические открытия древности
https://videouroki.net/razrabotki/
priezientatsiia-po-tiemiegieoghrafichieskiie-otkrytiia- drievnostii-sriednieviekov- ia.html
Модель Земли из пластилина
https://dekormyhome.ru/sdelajsam/rukodelie/kak-sdelat- globys-izplastilina-svoimi- rykami-dlia-detei-sfoto-i- video.html

России, её государственную
границу на карте.
Загадка смены времен года
6
Вращение Земли вокруг
своей оси.
7
Движение солнца над
горизонтом.
8
Сутки, определение
частей суток по разной
деятельности.
9
Загадки. Год и времена
года.
10
Названия месяцев на
Руси.
11

История происхождения
названий дней недели.

1

Заочная экскурсия.

1

Игра

1

Проект

1

Круглый стол

Круглый стол

1

Викторина

1

Беседа

Дети угадывают, о каком
месяце идетречь, пытаются
дать свое определение
Составить название дней
недели из букв разрезной
азбуки

Тайны круговорота веществ в природе
12
Круговорот веществ в
1
природе.
13
Живая и неживая
1
природа.

Просмотр
видеофрагмента
Практическая
работа

14

Цепи питания.

1

Беседа

15

Обитатели почвы.

1

Экскурсия в
природу.

Заочная экскурсия в
обсерваторию
Игра: легенды и сказки о
Солнце, их инсценировка.
Проектная деятельность
Составление режима дня

Просмотр учебного фильма
Ведут наблюдения за
объектами природы и
фиксируют свои
наблюдения в календаре
природы.
Изучение детьми понятия
«цепипитания»
Наблюдение за обитателями
почвы. Продолжение

Времена года. Вращение Земли.
https://yandex.ru/video/preview/
?text=вращение%20земли%20
вокруг%20своей%20оси%20п
резентация%20для%20детей&
path=yandex_search&parentreqid=166247467269483117361592284936429796-sas65255-1e3-sas-l7-balancer-8080-BAL6020&from_type=vast&filmId=
4630989876451436003
История происхождения названий
дней недели, месяцев
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2021/01/18/prezentatsiya-k-proektudni-nedeli-nazvaniya
Круговорот веществ в природе
https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=1689200331570945948
&suggest_reqid=952945506163
492476846971370573130&text
=круговорот+веществ+в+природе
Жители почвы
https://nsportal.ru/detskiysad/okruzhayushchiymir/2020/10/11/prezentatsiya-zhiteli-

Загадки круговорота воды в природе
16
Загадки о состояниях
1
воды.
17
Наблюдение в природе
1
заводой

18

Природа дождевого
облака

1

Природа снежного
1
облака
Загадки под водой и под землей
20
Как изучают подводный 1
мир.

Творческая работа
Беседа

Показ
презентации,
демонстрация

19

Творческая работа

21

Киты, дельфины, акулы.

1

22

История открытия
гигантского кальмара.

1

Просмотр
видеофрагмента
Беседа
Практикум по
распознаванию
животных
Творческая работа

23

Морские цветы
(актинии),
звезды, ежи и другие
живые «чудеса».

1

Беседа Творческая
работа

изучения детьми игр,
которые не наносят вред
природе; изучение знаков,
норм и правилповедения в
природе.

pochvy

Дети учатся составлять свои
загадки
Знакомство детей с
понятием
«вода», показать роль воды
в природе, необходимость
бережногоотношения к ней.
Показать выставку детских
рисунков,посвященных воде
и тому, как человек
использует воду
Учимся рисовать снежинки,
оформление выставки

Разнообразие облаков
https://uchitelya.com/okruzhayuschiymir/8036-prezentaciya- raznoobrazieoblakov-2- klass.html

Просмотр учебного фильма

Подводный мир
https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=1379306852047644626
7&text=Как+изучают+подводн
ый+мир.
https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=5664535712413777011
&suggest_reqid=952945506163
492476848273640286694&text
=Как+изучают+подводный+мир.

Рисунки детей по теме
занятия
Конкурс рисунков
обитателей
океанов
Рисунки детей по теме
занятия

Снежное облако
https://infourok.ru/prezentaciya-masterklassa-snezhnoe-oblako-5641231.html

История открытия гигантского
кальмара.

Жизнь в темных
глубинах
океана.
Загадки растений
25
Родина комнатных
растений. Многообразие
цветковых растений.
24

26
27

Сказка о цветкенедотроге.
Образование плода.
Многообразие плодов.

Планета насекомых
28
Разнообразие и
многочисленность
насекомых, их роль в
природе и жизни
человека.

29
30

31

Жуки. Дровосек-титан самый крупный жук.
Бабочки. Совка-агриппа
самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.

1

Просмотр
видеофрагмента
Беседа

Просмотр учебного фильма

https://znanio.ru/media/prezentat
siya_istoriya_otkrytiya_gigantsk
ogo_kalmara-71830

1

Проведение
опытов

Комнатные растения
https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru- klass-na-temukomnatnie- rasteniya-2264266.html

1

Игра

Опытно - исследовательская
работа:потребность
комнатных растений в воде,
свете, тепле.
Ролевая игра.

1

Просмотр
видеофрагмента
Беседа

Просмотр учебного фильма

1

Экскурсия в
природу

1

Творческая работа

Предложить детям
посмотреть
вокруг, прислушаться,
потрогать, понюхать,
присмотреться к насекомым;
прислушаться к звукам:
щебету птиц, гулу машин
недалеко от школы, т.е.
почувствовать красоту
природы, говоря о своих
ощущениях.
Выполнение зарисовок

1

Творческая работа

Выполнение зарисовок

1

Проект

Проектная работа

Многообразие плодов.
https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=9743544159387537104
&from=tabbar&text=Образован
ие+плода.+Многообразие+пло
дов.+1+класс
Дровосек-титан
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2011/12/07/prezentatsiya-zhukdrovosek-titan
Совка-агриппа
https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=1119950890897409776
8&reqid=166247578830965615211182059458944302-sas65255-1e3-sas-l7-balancer-8080-BAL8223&suggest_reqid=95294550
6163492476857987538778971
&text=Совка-агриппа+-

Что такое НЛО?
32
Загадки НЛО:
свидетельства,
сомнения,
предположения.
Заключение
33
Что мы узнали и чему
научились за год.

Введение
1
Раскрытые и
нераскрытыезагадки
нашей планеты: обзор
основных тем курса.
Тайны за горизонтом
2
Географические
открытия
в древности. Небосвод.
3
Перемещение солнца на
небосводе.

4

Представление о форме

1

Круглый стол

1

Тест

1

Викторина

Дети отгадывают загадки,
ребусы. Предложения детей
по программе курса
«Экология», о чем им
хотелосьбы узнать.

1

Виртуальная
экскурсия

1

Игра

Экскурс в историю
географических
открытий
Игры на свежем воздухе.
Научить детей играть в
различные игры, не
причиняя природе вреда.
Изготовление модели Земли

1

Круглый стол.

Загадки НЛО
https://ppt-online.org/778456

Привлечь внимание детей к
тому, что хозяйственная
деятельность людей влияет
на качество воды, почвы,
воздуха. Показать, что
природа – основной
источник достатка и
благополучия людей, что
человек не может сделать
материалылучше тех, что
созданы природой.
2 класс

Творческая работа

Географические открытия древности
https://videouroki.net/razrabotki/
priezientatsiia-po-tiemiegieoghrafichieskiie-otkrytiia- drievnostii-sriednieviekov- ia.html
Модель Земли из пластилина
https://dekormyhome.ru/sdelaj-

Земли в древности.
Земной шар.
5

Глобус - модель Земли.
Материки и океаны на
глобусе.

1

Практическая
работа

Практические работы с
глобусом. Заочная
экскурсия по материкам и
океанам. Находить и
показывать территорию
России, её государственную
границу на карте.

1

Виртуальная
экскурсия

Заочная экскурсия в
обсерваторию

Движение солнца над
горизонтом.
Сутки, определение
частей суток по разной
деятельности.
Загадки. Год и времена
года.
Названия месяцев на
Руси.

1
1

Просмотр
видеофрагмента
Проект

1

Круглый стол

1

Викторина

История происхождения
названий дней недели.

1

Работа в сети
Интернет,
энциклопедией

Загадка смены времен года
6
Вращение Земли вокруг
своей оси.
7
8

9
10

11

изцветного пластилина

Тайны круговорота веществ в природе
12
Круговорот веществ в
1
природе.

Просмотр
видеофрагмента

sam/rukodelie/kak-sdelat- globys-izplastilina-svoimi- rykami-dlia-detei-sfoto-i- video.html

Времена года. Вращение
Земли.
https://yandex.ru/video/preview/
Просмотр учебного фильма ?text=вращение%20земли%20
вокруг%20своей%20оси%20п
резентация%20для%20детей&
Проектная деятельность
path=yandex_search&parentСоставление режима дня
reqid=166247467269483117361592284936429796-sas6Круглый стол
5255-1e3-sas-l7-balancer-8080-BALВикторина. Дети угадывают, 6020&from_type=vast&filmId=
4630989876451436003
о каком месяце идет речь,
пытаются дать свое
История происхождения названий
определение
дней недели, месяцев
Поиск информации
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2021/01/18/prezentatsiya-k-proektudni-nedeli-nazvaniya
Просмотр учебного фильма

Круговорот веществ в природе
https://yandex.ru/video/preview/

13

Живая и неживая
природа.

1

Экскурсия

14

Цепи питания.

1

Беседа

15

Обитатели почвы.

1

Загадки круговорота воды в природе
16
Загадки о состояниях
1
воды.
17
Наблюдение в природе
1
заводой

18

Природа дождевого
облака

1

Природа снежного
1
облака
Загадки под водой и под землей
20
Как изучают подводный 1
мир.
19

Творческая работа
Беседа

Беседа, просмотр
презентации
Творческая работа
Просмотр
видеофрагмента

Ведут наблюдения за
объектамиприроды и
фиксируют свои
наблюдения в календаре
природы.
Изучение детьми «цепи
питания», показать
изменения природы путем
наблюдения.
Наблюдение за обитателями
почвы.
Продолжение изучения
детьми игр, которые не
наносят вред природе;
изучение знаков, норм и
правилповедения в природе.

?filmId=1689200331570945948
&suggest_reqid=952945506163
492476846971370573130&text
=круговорот+веществ+в+природе

Дети учатся составлять свои
загадки
Знакомство детей с
понятием
«вода», показать роль воды
в природе, необходимость
бережногоотношения к ней.
Показать выставку детских
рисунков,посвященных воде
и тому, как человек
использует воду
Учимся рисовать снежинки,
оформление выставки

Разнообразие облаков
https://uchitelya.com/okruzhayuschiymir/8036-prezentaciya- raznoobrazieoblakov-2- klass.html

Просмотр учебного фильма

Подводный мир
https://yandex.ru/video/preview/

Жители почвы
https://nsportal.ru/detskiysad/okruzhayushchiymir/2020/10/11/prezentatsiya-zhitelipochvy

Снежное облако
https://infourok.ru/prezentaciya-masterklassa-snezhnoe-oblako-5641231.html

21

Киты, дельфины, акулы.

1

Творческая работа

22

История открытия
гигантского кальмара.

1

Конкурс

23

Морские цветы
(актинии),звезды, ежи и
другие
живые «чудеса».
Жизнь в темных
глубинах
океана.

1

Творческая работа

1

24

Загадки растений
25
Родина комнатных
растений. Многообразие
цветковых растений.
26
27

Сказка о цветкенедотроге.
Образование плода.
Многообразие плодов.

Планета насекомых
28
Разнообразие и
многочисленность
насекомых, их.роль в
природе и жизни
человека.

Рисунки детей по теме
занятия
Конкурс рисунков
обитателей
океанов
Рисунки детей по теме
занятия

?filmId=1379306852047644626
7&text=Как+изучают+подводн
ый+мир.
https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=5664535712413777011
&suggest_reqid=952945506163
492476848273640286694&text
=Как+изучают+подводный+мир.

Просмотр
видеофрагмента

Просмотр учебного фильма

История открытия гигантского
кальмара.
https://znanio.ru/media/prezentat
siya_istoriya_otkrytiya_gigantsk
ogo_kalmara-71830

1

Практическая
работа

Комнатные растения
https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru- klass-na-temukomnatnie- rasteniya-2264266.html

1

Игра

Опытно-исследовательская
работа: потребность
комнатных растений вводе,
свете, тепле.
Ролевая игра.

1

1

Просмотр
видеофрагмента

Просмотр учебного фильма

Предложить детям
посмотреть вокруг,
прислушаться, потрогать,
понюхать, присмотреться к
насекомым; прислушаться к
звукам: щебету птиц, гулу

Многообразие плодов.
https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=9743544159387537104
&from=tabbar&text=Образован
ие+плода.+Многообразие+пло
дов.+1+класс
Дровосек-титан
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2011/12/07/prezentatsiya-zhukdrovosek-titan

29
30

31

Жуки. Дровосек-титан самый крупный жук.
Бабочки. Совка-агриппа
самая крупная бабочка.
Охрана насекомых.

Жизнь насекомых:
пчелы,кузнечики,
бабочки, стрекозы.
Что такое НЛО?
33
Загадки НЛО:
свидетельства,
сомнения,
предположения.
Заключение
34
Что мы узнали и чему
научились за год.
Защитим природу.
32

Изучение природы
1.
Беседа о лете. Изучать

1

Творческая работа

машин недалеко от школы,
т.е. почувствовать красоту
природы, говоря о своих
ощущениях.
Выполнение зарисовок

1

Творческая работа

Выполнение зарисовок

1

Творческая работа

1

Конкурс

Творческая работа:
составление и
зарисовка природоохранных
и запрещающих знаков.
Выставка иобсуждение
знаков.
Конкурс рисунков
«Невероятныйжук».

1

Круглый стол

1

Проект

Составить книгу жалоб,
поступающих от растений,
животных, птиц, обитающих
в Ярославской области.
Защита иохрана. Прогулкапутешествие.
3 класс

1

Беседа

Обмен впечатлениями,

Круглый стол.

Совка-агриппа
https://yandex.ru/video/preview/
?filmId=1119950890897409776
8&reqid=166247578830965615211182059458944302-sas65255-1e3-sas-l7-balancer-8080-BAL8223&suggest_reqid=95294550
6163492476857987538778971
&text=Совка-агриппа+-+

Загадки НЛО
https://ppt-online.org/778456

Что такое экология

2.

3.

природу – значит
любить
и охранять её.
Науки о природе.
Экология - наука о доме.
Как изучают природу
Наблюдения в природе,
описание живых
объектов.

чтение рассказов
М.Пришвина о природе.
1

1

Условия, в которых мы живем
4
Солнце - источник тепла 1
и света на Земле.
Климати сезоны года.
Сезонные
явления нашей
местности.
5
Особенности весны,
1
лета, осени, зимы.
6
Неблагоприятные и
1
необычные явления
природы.
7
Как уменьшить влияние 1
опасных явлений
погодына природу
родного края.
8
Условия жизни в горах,
1
влесу, в городе. Как
сделать воздух в городе
чище.
9
Вода - это жизнь. Вода
1

Поиск
информации
Экскурсия

Чтение познавательной
литературы из серии
«Экологические
катастрофы».
Экскурсия. Выявление
связей между живой и
неживой природойна
примере сезонных явлений в
природе.

Беседа. Просмотр
презентации

Презентация. Мини проекты

Просмотр
видеофрагмента
Беседа

Просмотр учебного фильма

Проект

Групповая проектная
деятельность

Круглый стол

Круглый стол

Просмотр

Просмотр учебного фильма

Беседа, разгадывание
загадок,ребусов

https://infourok.ru/prezentaciya
-po-okruzhayuschemu-miru- na-temuchto-takoe-ekologiya-urok-klass3191562.html
Экологические катастрофы
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2015/11/10/prezentatsiyae
kologicheskie-katastrofy-kuroku

Значение Солнца для жизни на Земле
https://yandex.ru/video/previe
w/?text=презентация%20солн
це%20источник%20тепла%2
03%20класс&path=yandex_se
arch&parent- reqid=16624882476138922088582537420413815-sas65262-b3d-sas-l7-balancer-8080-BAL7390&from_type=vast&filmId
=18414950188488899871
Смена времен года
https://yandex.ru/video/previe
w/?text=презентация%20Осо
бенности%20весны%2C%20л
ета%2C%20осени%2C%20зи
мы.3%20класс&path=yandex_
search&parentreqid=16624883717178098900517987228010624-sas6-

горной реки. Природные
родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами
Мир растений и человек
10
Многообразие цветущих
и не цветущих растений
Чукотского автономного
округа.
Свет, тепло, влага в
жизни растений.
11
Нужны ли комнатные
растения в доме.
Чужестранные
пришельцы на
подоконнике - что мы о
них знаем.
12
Почему надо беречь и
охранять растения.
Растения Красной книги
Чукотского автономного
округа.
13
Грибы - удивительное
царство. Где и какие
грибы встречаются в
Чукотском автономном
округе.
14
Грибы ядовитые и
съедобные. Грибы плесени. Где растут
лишайники, о чем они
могут рассказать.
Мир животных и человек

1

1

видеофрагмента

Игра: «Какая вода в реке»,
«Чем мыможем помочь
реке?»

5262-b3d-sas-l7-balancer-8080-BAL2438&from_type=vast&filmId
=6812083885833720363

Беседа

Просмотр презентации

Растительный
мирЧукотского
автономного округа
https://сезоны-года.рф/Чукотка.html

Круглый стол

1

Творческая работа

1

Игра, конкурс

1

Игра

Круглый стол

Операция «Красная
тетрадка»: изучить растения
родного края; не рвать
редкие исчезающие
растения
Игра «Грибники и грибы»,
«Не
топчи грибы», конкурс
рисунков
«Фантастический гриб».
Игра: «Что растет в родном
краю».

Редкие
растенияЧукотского
автономного округа
https://ozonit.ru/krasnaya_kniga/krasnaya
_kniga_chukotskogo_avtonomnogo_
okruga.php
Грибы Чукотского автономного
округа
https://herbana.world/region/chukotskijao.html

15

16

17

18
19

20

Многообразие
животных
родного края

1

Какие рыбы
встречаютсяв водоемах
края.
Аквариумные рыбы чтомы знаем о них.

1

Почему лягушка земноводное животное.
Как дышит, чем
питаетсялягушка.
Почему надо
охранять земноводных.
Древние ящеры и
современные ящерицы.
Почему птицы пернатые. Перелетные,
зимующие и кочующие
птицы края.
Как помочь птицам
зимой. Какие птицы

1

1
1

1

Игра,
исследование

Игра,
исследование

Беседа, просмотр
презентации

Опытно-исследовательская
работа:
маскировка животных.
Игра. «Охотники и зайцы»,
«Лиса, охотник и куры», «У
медведя во бору», «Гуси лебеди», «Промысловая
охота».
Игра: составление рассказа о
рыбепо схеме модели
«Рыбы».
Опытно-исследовательская
работа: Внешнее строение
рыб, ихразличие и сходства.
Рыбы в воде передвигаются
легко, свободно, могут
плыть в разных
направлениях, быстрее и
медленнее.
Презентация

Просмотр
видеофрагмента
Экскурсия

Учебный фильм

Исследование.
Творческая работа

Опытно-исследовательская
работа: поведение птиц во

Игра: «Кузнечик»,
«Ласточки имошки»

Животные Чукотского автономного
округа
https://chaogov.ru/files/docs/Vol1AnimalsChukotka_2022.pdf
Удивительные лягушки
https://урок.рф/library/prezent
atciya_po_teme_udivitelnie_ly
agushki_060955.html
Развитие лягушки
https://yandex.ru/video/previe
w/?filmId=4813833410782319
569&from=tabbar&reqid=1662
4891329568194697243986394152191-sas6-5262-b3dsas-l7-balancer-8080-BAL5406&suggest_reqid=9529455
0616349247689140499018270
1&text=+развитие+лягушки3
+класс
Интересные факты оящерицах
https://yandex.ru/video/previe
w/?filmId=2200099203774036
22&from=tabbar&reqid=16624
8921429387416359555778526359703-sas65262-b3d-sas-l7-balancer-8080-BAL6808&suggest_reqid=9529455
0616349247689221657248983
9&text=3+класс+Древние+я
щеры+и+современные+ящер

прилетают к кормушке.
Охрана и привлечение
птиц
21

Домашние птицы.
Кормление и уход за
ними.

1

Творческая
работа. Конкурс

22

Млекопитающие
родного края. Редкие
животные Чукотского
АО
Домашние животные.
Кормление и уход за
ними.

1

Беседа

1

Исследование

1

Беседа, просмотр
презентации

1
1

Просмотр
видеофрагмента
Опыты. Игра

1

Экскурсия

23

Кто и как живет в почве?
Что надо знать о
бактериях. Почему надо
поддерживать чистоту в
доме и соблюдать
правила личной
гигиены.
Человек и природа
25
Зависимость человека от
природы.
26
Пищевые,
лекарственные,
ядовитые растения.
Культурныерастения.
27
Охота в истории людей.
24

время кормления, питание
птиц зимой и
летом, повадки птиц.
Изготовление кормушек.
Составление рассказа о
птицах по схеме «Птицы».
Конкурс «Ктобольше знает
птиц».
Доклады детей

ицы.+для+деией
Бактерии
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-okruzhayuschemu-miru-na-temubakterii-klass- 477206.html

Опытно-исследовательская
работа: как кошка языком
чистит шерстку,
определение любимого
корма животных (хомяк,
морскаясвинка, попугай)
Презентация

Просмотр учебного фильма.
Опытно- исследовательская
работа: рассматривание
листа мяты через лупу.
Игра: «Составь загадку».
Экскурсия на водоем

Как человек зависит от природы
https://yandex.ru/video/previe
w/?filmId=2054713448853078
569&suggest_reqid=95294550
6163492476892903360993165
&text=3+класс+Зависимость
+человека+от+природы.

28

29

Традиции охоты и
рыбной ловли у
населения Севера.
Природа - источник сил,
вдохновения и
оздоровления.
Отрицательное
воздействие человека на
природу.

1

Круглый стол

Заседание круглого стола.

1

Проект

Проектная работа: Нормы и
правила поведения в
природе.
«Азбука поведения в
природе» Творческая
работа: составление и
зарисовка природоохранных
и запрещающих знаков.
Выставка и обсуждение
знаков.
Творческая деятельность:
рисунки «Я- человек – часть
природы». Составление
загадок по теме.
Правила поведения в
природе.
Викторина «Охрана
природы». Составление
загадок о правилах
поведения в природе.
Операция «Красная
тетрадка»: изучить
животных родного края;
охранять все живое в
родном крае.Знакомство с
профессией лесника,его
природоохраняющей

30

Человек - звено в цепи
взаимосвязей в природе.

1

Творческая работа

31

Почему надо соблюдать
правила поведения в
природе.

1

Викторина

32

Что охраняют в
заповедниках и
заказниках России

1

Проект

Природа в опасности
https://infourok.ru/prezentaciya
-k-uroku-okruzhayuschiy-mir-na-temupriroda-v-opasnosti- kl-627047.html
Охраняемые природные территории
Чукотского АО
https://чукотка.рф/o-regione/ooptchao/oopt-regionalnogo-znacheniya/
Экологическая игра – викторина
https://infourok.ru/vneklassnoe
-meropriyatie-po- okruzhayushemu-miruekologicheskaya-igra- viktorina-3-klass6210935.html

33

Охранять природу значит охранять
здоровье.

1

Опыты

34

Обобщение знаний.

1

Проект

деятельностью.
Опытно-исследовательская
работа: рассматривание с
помощью лупы своей кожи
и кожи товарища.Игра:
«Чем помогает кожа?», «Что
нельзя делать, чтобы не
повредить
кожу»
Составить книгу жалоб,
поступающих от растений,
животных, птиц, обитающих
на территории Чукотского
АО.
Защита и охрана. Прогулкапутешествие.
4 класс

Выясняем, что такое экология
1
Экология - наука о
1
Беседа, просмотр
Моделирование основной
связях между живыми
презентации
цепочки связей на
существами и
магнитной доске с помощью
окружающей их средой,
учителя
между человеком и
природой. Организм и
окружающая среда.
2
Простейшая
1
Творческая работа Самостоятельное
квалификация
моделирование основной
экологических связей.
цепочки связей на
Связи между природой и
магнитной доске
человеком.
Учимся распознавать растения и животныхближайшего природного окружения
3
Экскурсии и
1
Экскурсия
Наблюдение за деревьями,
практические работы по
кустарниками,

Экология
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-ekologiya-klass-1900363.html
Связи между природой и человеком.
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-ekologii-dlya-klassa-po- disciplinevzaimootnoshenie-cheloveka-s-prirodoy501044.html

4

5

распознаванию
встречающихся в нашей
местности растений и
животных
Выявление наиболее
характерных
отличительных призна
ков схожих видов.
Объяснение
происхождения
названийнекоторых
видов с целью их
лучшего запоминания.

1

Игра

1

Беседа

травянистыми растениями,
насекомыми, птицами,
зверями, другими
животными.
Игра: «Не топчи травку»,
«Угадай цветок».
Упражнения, закрепляющие
знание названий
рассмотренных растений и
животных: гриб-баран,
подснежник альпийский,
мечтрава, земляничное дерево,
бабочка-аполлон, уткамандаринка, снежный барс.

Знакомимся с живымисуществами, которым угрожает исчезновение
6
Представители редких
1
Беседа
Дети выявляют особенности
организмов.
их
внешнего вида,
распространения, поведения
и т.д. Причины сокращения
численности этих живых
существ, необходимые меры
для их охраны.
Изучаем способы охраны природы
7
Охраняемые природные 1
Представление
Выступление детей.
территории:
сообщений
заповедники, заказники,
национальные парки.
Памятники природы.
8
Ботанические сады и
1
Представление
Виртуальное путешествие

Редкие животные
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2015/01/09/prezentatsiyak-uroku-kraevedenie-tema-redkiezhivotnye

Охраняемые природные территории
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-okruzhayuschemu-miru-zapovednikii-nacionalnie-parki-rossii-klass2490165.html

зоопарки как места
сообщений
сохранения и
размножения редких
видоврастений и
животных. Питомники
редких видов.
Выясняем роль неживой природы в жизни живого
9
Солнце как источник
1
Опыт
тепла и света для живых
существ. Роль света в
жизни растений и
животных.
10
Воздух и жизнь. Роль
1
Экскурсия
ветра в жизни растений
иживотных.
11
Вода и жизнь.
1
Просмотр
Приспособление
видеофрагмента
растений и животных к
жизни в условиях
недостатка
влаги.
Открываем жизнь в почве
12
Разнообразие живых
1
Опыты.
обитателей почвы.
Дождевые черви и
кроты, их роль в
поддержании
почвенного плодородия.

по заповедникам нашей
страны и мира.
Выступление детей

Ботанические сады
https://infourok.ru/prezentaciya
-botanicheskiy-sad-klass-352259.html

Наблюдение за результатом
заранее заложенного опыта

Приспособление растений иживотных
к жизни в условиях недостатка
влаги.
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-biologii-prisposobleniyaorganizmov-k-nedostatku- vodi-klass3437866.html

Прогулка «Воздух и его
обитатели».
Просмотр учебного фильма.

Опытно-исследовательская
работа: причины выхода
червей на поверхность во
время дождя, Конкурс
рисунков «Невероятный
жук».
Опытно- исследовательская
деятельность: питательные
вещества в почве.
Игра: инсценировка
стихотворения.

Дождевые черви
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2022/06/17/prezentatsiyadozhdevye-chervi

Отгадывание загадок.
Пополняем наши знания о разнообразииживой природы
13
Многообразие растений: 1
Опыты.
знакомство с
интересными
представителями групп
растений

Знакомство с хвощами и 1
плаунами.
15
Многообразие
1
животных: черви,
моллюски,
ракообразные,
паукообразные
16
Грибы и лишайники как 1
особые группы живых
существ; разнообразие
грибов и лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе
17
Экологические связи в
1
живой природе на
примере елового леса
Понятия «прямые
связи», «косвенные
связи».
18
Сеть питания, или
1
пищевая сеть
14

Беседа
Беседа, просмотр
презентации

Опытно-исследовательская
работа: рассматривание
коры деревьев через лупу;
этажи дерева,распознавание
деревьев и кустарников по
характерным признакам,
рассматривание жилкования
листьев с зарисовкой,
определение высоты и
толщины
деревьев.
Рассматривание гербарных
образцов.
Презентация.

Хвощи, плауны
https://ppt4web.ru/biologija/paporotnikikhvoshhi- plauny.html
Многообразие животных
https://урок.рф/presentation/9804.html

Круглый стол

Заседание круглого стола.
Игра «Собери лукошко»
Составление загадок о
грибах.Работа по таблицам.

Творческая работа

Экологический спектакль
«Сосна и все вокруг нее».

Экологическая пирамида.
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2019/10/24/prezentatsiya- pookruzhayushchemu-miru

Беседа

Составление схем сети
питания

Как защищаются растения
https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-

Экологическая
1
Просмотр
пирамида. Значение
видеофрагмента
знаний о пищевой сети и
экологической пирамиде
для охраны природы.
20
Защитные
1
Конкурс
приспособления у
растений и животных
как проявление тесной
связи организмов с
окружающей их средой
Знакомимся с охраняемыми растениями и живот ными
21
Охраняемые растения.
1
Представление
Особенности их
подготовленной
внешнего строения и
информации
распространения,
легенды и сказания
22
Лекарственные
1
Беседа с
растения,их важнейшие
просмотром
свойства, правила сбора.
презентации
Охрана лекарственных
растений
23
Охраняемые животные.
1
Конкурс.
Причины сокращения
численности этих
животных и меры их
охраны.
24
История спасения бобра, 1
Работа с
соболя, стерха энциклопедией
примерыактивных
действий человека по
охране животного мира.
25
Мысленное путешествие 1
Виртуальная
19

Просмотр учебного фильма.

mir/44400- prezentaciya-kakzaschischayutsya-rasteniya-4-klass.html

Конкурс рисунков «Эти
удивительные животные»

Выступление детей.

Охраняемые растения.
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-okruzhayuschemu-miru- na-temuredkie-rasteniya-i-ih- ohrana-kl2638128.html

Презентация
Охраняемые животные.
https://ppt4web.ru/okruzhajushhijjmir/okhrana- zhivotnykh6.html
Выступление детей.
Конкурс рисунков
охраняемых животных.
Оформление альбома.
Чтение отрывков из книг
Знакомство с «Книгой
рекордов Гиннесса»
Заочная экскурсия в

Парк Дендрарий
https://infourok.ru/prezentaciya
-na-temu-park-dendrariy-3457717.html

по ботаническим садам
изоопаркам
Мастерим домики для птиц
26
Мастерим домики для
птиц.

1

экскурсия

Сочинский ботанический
сад.

Творческая
работа

Практическая работа по
изготовлению
искусственныхгнездовий
для птиц.

Домики для птиц.
https://uchitelya.com/nachalnayashkola/109242- vneklassnoemeropriyatie-domiki-dlya-ptic-1-4klass.html

Изготовление школьниками
условных знаков к правилам
поведения в природе и
экологических памяток

Экологические знаки
https://infourok.ru/prezentaciya
-po-okruzhayuschemu-miruekologicheskie-znaki- 3890778.html

Учимся передаватьсвои знания другим ребятам
27
Изготовление
1
Творческая
школьниками условных
работа
знаков к правилам
поведения в природе и
экологических памяток.
28
Подготовка и
1
Творческая работа
проведение
школьниками бесед,
утренников, КВН
экологического
содержания.
29
Подготовка и
1
Подготовка
проведение
сообщений
школьниками экскурсий
в природу с учащимися
других классов.
Выявляем связь между состоянием природы издоровьем человека
30
Влияние загрязнения
1
Просмотр
окружающей среды на
видеофрагменты
здоровье человека .
Пути попадания
вредныхвеществ в
организмчеловека
31
Меры, направленные на 1
Исследование

Подготовка и планирование
проведения бесед,
утренников, КВН

Просмотр учебного фильма
Конкурс знатоков природы

Опытно-исследовательская

Влияние загрязнения окружающей
среды на
здоровье человека
https://yandex.ru/video/previe
w/?filmId=1419107120139531
1991&from=tabbar&p=1&parentreqid=1662570117521368-

снижение вредного
влияния загрязнений на
здоровье

Обсуждаем примерыэкологических катастроф
32
Загрязнение природы.
1

Подводим итоги работы за год
33
Обобщение основных
1
теоретических знаний.
34
Экскурсия в природу
1
совместно с родителями.

работа: опыт по очищению
воды.

6267672649874804790-vla10467-vla-l7-balancer-8080-BAL9969&text=презентация+4+к
ласс+Влияние+загрязнения+
окружающей+среды+на+здо
ровье+человека+%5C

Работа с
познавательной
литературой

Чтение познавательной
литературы из серии
«Экологические
катастрофы».

Экологические катастрофы
https://nsportal.ru/nachalnayashkola/okruzhayushchiimir/2015/01/13/ekologicheskie
-katastrofy

Проект

Защита детских проектов на
экологические темы.
Наблюдение за птицами
животными и насекомыми
родного края.

Экскурсия

Приложение
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№
Дата
п/п
прим
Введение
1.

Дата
факт.

Тайны за горизонтом
2.

Наименование разделов/тем

Кол-во
часов

Раскрытые и нераскрытыезагадки нашей
планеты: обзор основных тем курса.

Географические открытияв древности.
Небосвод.
3.
Перемещение солнца на небосводе.
4.
Представление о формеЗемли в древности.
Земной шар.
5.
Глобус - модель Земли.Материки и океаны на
глобусе.
Загадка смены времен года
6
Вращение Земли вокруг своей оси.
7
Движение солнца над
горизонтом.
8
Сутки, определение частей суток по разной
деятельности.
9
Загадки. Год и времена
года.
10
Названия месяцев на Руси.
11
История происхождения
названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе
12.
Круговорот веществ в природе.
13.
Живая и неживая природа.
14.
Цепи питания.
15.
Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе
16.
Загадки о состояниях воды.
17.
Наблюдение в природе заводой
18.
Природа дождевогооблака
19.
Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей
20.
Как изучают подводный мир.
21.
Киты, дельфины, акулы.
22.
История открытия гигантского кальмара.
23.
Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие
живые «чудеса».
24.
Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений
25.
Родина комнатных растений. Многообразие
цветковых растений.
26.
Сказка о цветке-недотроге.
27.
Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28.
29.
30.
31.
Что такое НЛО?
32.
Заключение
33.

Разнообразие и многочисленность насекомых,
их роль вприроде и жизни человека.
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная
бабочка.
Охрана насекомых.

1

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения,
предположения.

1

Что мы узнали и чемунаучились за год.

1

1
1
1

Итого:

33

2 класс
№
Дата
п/п
прим
Введение
1.

Дата
факт.

Тайны за горизонтом
2.

Наименование разделов/тем
Раскрытые и нераскрытыезагадки нашей
планеты: обзор основных тем курса.

Географические открытия в древности.
Небосвод.
3.
Перемещение солнца нанебосводе.
4.
Представление о формеЗемли в древности.
Земной шар.
5.
Глобус - модель Земли.Материки и океаны на
глобусе.
Загадка смены времен года
6
Вращение Земли вокруг своей оси.
7
Движение солнца над горизонтом.
8
Сутки, определение частей суток по разной
деятельности.
9
Загадки. Год и времена года.
10
Названия месяцев на Руси.
11
История происхожденияназваний дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе
12.
Круговорот веществ в природе.
13.
Живая и неживая природа.
14.
Цепи питания.
15.
Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе
16.
Загадки о состояниях воды.
17.
Наблюдение в природе заводой
18.
Природа дождевогооблака
19.
Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей
20.
Как изучают подводный мир.
21.
Киты, дельфины, акулы.
22.
История открытия гигантского кальмара.
23.
Морские цветы (актинии),звезды, ежи и другие

Кол-во
часов
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

24.
Загадки растений
25.
26.
27.
Планета насекомых
28.
29.
30.
31.
32.
Что такое НЛО?
33.
Заключение
34.

живые «чудеса».
Жизнь в темных глубинах океана.

1

Родина комнатных растений. Многообразие
цветковых растений.
Сказка о цветке- недотроге.
Образование плода. Многообразие плодов.

1

Разнообразие и многочисленность насекомых,
их.роль вприроде и жизни человека.
Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук.
Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная
бабочка.
Охрана насекомых.
Жизнь насекомых: пчелы,кузнечики, бабочки,
стрекозы.

1

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения,
предположения.

1

Что мы узнали и чемунаучились за год.
Защитим природу.

1

1
1

1
1
1
1

Итого:

34

3 класс
№
Дата
Дата
п/п
прим
факт.
Изучение природы
1.

Наименование разделов/тем

Беседа о лете. Изучать природу – значит любить
и охранять её.
2.
Науки о природе. Экология - наука о доме.Как
изучают природу
3.
Наблюдения в природе,описание живых
объектов.
Условия, в которых мы живем
4.
Солнце - источник теплаи света на Земле.
Климати сезоны года. Сезонные явления нашей
местности.
5.
Особенности весны, лета, осени, зимы.
6
Неблагоприятные инеобычные явления
природы.
7
Как уменьшить влияние опасных явлений
погодына природу родного края.
8
Условия жизни в горах, влесу, в городе. Как
сделать воздух в городе чище.
9
Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные
родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами
Мир растений и человек
10
Многообразие цветущихи не цветущих растений

Кол-во
часов
1
1
1

1

1
1
1
1
1

1

Чукотского автономного округа.
Свет, тепло, влага вжизни растений.
11
Нужны ли комнатныерастения в доме.
Чужестранные пришельцы на подоконнике - что
мы о них знаем.
12.
Почему надо беречь иохранять растения.
Растения Красной книги Чукотского
автономного округа.
13.
Грибы – удивительное царство. Где и какие
грибы встречаются в Чукотском автономном
округе.
14.
Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени.
Где растут лишайники, о чем они могут
рассказать.
Мир животных и человек
15.
Многообразие животных родного края
16.
Какие рыбы встречаютсяв водоемах края.
Аквариумные рыбы - чтомы знаем о них.
17.
Почему лягушка - земноводное животное. Как
дышит, чем питаетсялягушка. Почему надо
охранять земноводных.
18.
Древние ящеры и современные ящерицы.
19.
Почему птицы - пернатые. Перелетные,
зимующие и кочующиептицы края.
20.
Как помочь птицам зимой. Какие птицы
прилетают к кормушке. Охрана и привлечение
птиц
21.
Домашние птицы. Кормление и уход за ними.
22.
Млекопитающие родного края. Редкие
животные Чукотского АО
23.
Домашние животные. Кормление и уход заними.
24.
Кто и как живет в почве?Что надо знать о
бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в
доме и соблюдать правила личной гигиены.
Человек и природа
25.
Зависимость человека от природы.
26.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения.
Культурныерастения.
27.
Охота в истории людей. Традиции охоты и
рыбной ловли у населения Севера.
28.
Природа - источник сил, вдохновения и
оздоровления.
29.
Отрицательное воздействие человека на
природу.
30.
Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе.
31.
Почему надо соблюдать правила поведения в
природе.
32.
Что охраняют в заповедниках и заказниках
России
33.
Охранять природу - значит охранять здоровье.
34.
Обобщение знаний.

1

1

1

1

1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Итого:

34

4 класс
№
Дата
Дата
Наименование разделов/тем
Кол-во
п/п
прим
факт.
часов
Выясняем, что такое экология
1.
Экология - наука о связях между живыми
1
существами и окружающей их средой,между
человеком и природой. Организм и
окружающая среда.
2.
Простейшая квалификация экологических
1
связей. Связи между природой ичеловеком.
Учимся распознавать растения и животныхближайшего природного окружения
3.
Экскурсии и практические работы по
1
распознаванию встречающихся в нашей
местности растений и животных
4.
Выявление наиболее характерных
1
отличительных признаков схожих видов.
5.
Объяснение происхождения названийнекоторых 1
видов с целью их лучшего запоминания.
Знакомимся с живымисуществами, которым угрожает исчезновение
6.
Представители редких
1
организмов.
Изучаем способы охраны природы
7.
Охраняемые природныетерритории:
1
заповедники, заказники,национальные парки.
Памятники природы.
8.
Ботанические сады и зоопарки как места
1
сохранения и размножения редких видов
растений и животных. Питомники редких
видов.
Выясняем роль неживой природы в жизни живого
9.
Солнце как источник тепла и света для живых
1
существ. Роль света в жизни растений и
животных.
10.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и
1
животных.
11.
Вода и жизнь. Приспособление растений и
1
животных кжизни в условиях недостатка
влаги.
Открываем жизнь в почве
12.
Разнообразие живых обитателей почвы.
1
Дождевые черви и кроты, их роль в
поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразииживой природы
13.
Многообразие растений:знакомство с
1
интересными представителями групп растений
14.
Знакомство с хвощами и плаунами.
1
15.
Многообразие животных: черви, моллюски,
1
ракообразные, паукообразные

Грибы и лишайники как особые группы живых
существ; разнообразиегрибов и лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе
17.
Экологические связи вживой природе на
примере елового леса Понятия «прямые связи»,
«косвенные связи».
18.
Сеть питания, или пищевая сеть
19.
Экологическая пирамида. Значение знаний о
пищевой сети иэкологической пирамидедля
охраны природы.
20.
Защитные приспособления у растений и
животных как проявление теснойсвязи
организмов с окружающей их средой
Знакомимся с охраняемыми растениями и живот ными
21.
Охраняемые растения. Особенности их
внешнего строения ираспространения,
легенды и сказания
22.
Лекарственные растения,их важнейшие
свойства, правила сбора. Охрана лекарственных
растений
23.
Охраняемые животные. Причины сокращения
численности этих животных и меры их охраны.
24.
История спасения бобра,соболя, стерха примерыактивных действий человека по охране
животного мира.
25.
Мысленное путешествие по ботаническим садам
изоопаркам
Мастерим домики для птиц
26.
Мастерим домики дляптиц.
Учимся передаватьсвои знания другим ребятам
27.
Изготовление школьниками условныхзнаков к
правилам поведения в природе и
экологических памяток.
28.
Подготовка и проведение школьниками бесед,
утренников, КВН экологическогосодержания.
29.
Подготовка и проведение школьниками
экскурсийв природу с учащимися
других классов.
Выявляем связь между состоянием природы издоровьем человека
30.
Влияние загрязнения окружающей среды на
здоровье человека . Пути попадания вредных
веществ в организмчеловека
31.
Меры, направленные наснижение вредного
влияния загрязнений наздоровье
Обсуждаем примерыэкологических катастроф
32.
Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год
33.
Обобщение основных теоретических знаний.
34.
Экскурсия в природу совместно с родителями.
Итого:
16.

1

1

1
1

1

1

1

1
1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти