РП ВД_ Кем быть_1- 4 класс )

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ,
село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29,
тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено
на заседании МО учителей
начальных классов
_________/ Т.Д. Шараева /

Согласовано
Заместитель директора по
УР
________ /А.Н. Петрова /

Протокол №_1__ от
«26»_августа_2022_г.

«26»_августа_2022_г

Утверждаю
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники»
________ / Я. Ю. Щуцкая /
Приказ № 179 – о.д
от «29»_августа_2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Кем быть» (ФГОС III поколение)
(социальное)
1 - 4 классы

Уровень образования: начальное общее образование
Составил: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
А.В.Сурусманова

Сиреники
2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Актуальность. Основными особенностями ребенка младшего школьного
возраста являются любознательность, познавательный интерес, открытость
внешнему миру. Поэтому перед начальной школой стоит увлекательная и сложная
задача: определить роль и место профориентационной работы. Чтобы ребёнок
осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с
максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е. с
профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием
есть немаловажная составляющая системного знания.
Новизной данной программы следует считать непрерывность знакомство с
разнообразием профессий уже на начальной ступени обучения, а также в силу
возрастных возможностей младших школьников обеспечивает условия исследовать способности учащегося применительно к рассматриваемой профессии
Педагогическая целесообразность программы является метод проблемного
обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью
информационных
вопросов
и
гибкого
их
обсуждения
повысить
заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет
тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии,
поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире
профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои
способности применительно к рассматриваемой профессии.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной
значимостью и содержанием.
Задачи программы:
- формировать положительное отношение к труду и людям труда;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников;
- содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо
профессией.
Общая характеристика программы «Кем быть?»
Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем
быть?» состоит из четырёх модулей:
Первый модуль 1 класс «Путешествие в мир профессий»: формирование
знаний о труде, понимание значения труда для
жизни общества и каждого
человека
Второй модуль
2 класс «Профессии, связанные с творчеством»:
формирование творческого воображения, мышления, интереса к трудовой и
профессиональной деятельности; желания овладеть какой-либо профессией
Третий модуль 3 класс «Профессии, связанные с жизнью, наукой и
творчеством»:
развитие
интеллектуальных
способностей,
обогащение
представлений о различных сторонах профессий;
Четвёртый модуль 4 класс «Все профессии важны, все профессии нужны»:
расширение и углубление знаний о всех типах профессий.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью. Изучение
программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Кем быть?»
тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка»,
«Окружающий мир».
Программа внеурочной деятельности «Кем быть?» предназначена для
обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов,
занимающимися
вопросами
профессионального
просветительства,
профориентационной работой, социальной адаптацией детей в возрасте от 7 до 11
лет.
Взаимосвязь с программой воспитания
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.

Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан
на 1 час в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной
деятельности отводится 135 часов:
в 1 классе — 33 часов (1 час в неделю),
в 2 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе — 34 часов (1 час в неделю),
в 4 классе — 34 часа (1 час в неделю).
Формы проведения занятий учебного курса:
 беседы;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
 самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов;
 экскурсии;
 демонстрация фильмов и видеороликов.

Содержание рабочей программы
Модуль I «Путешествие в мир профессий»
1. Введение в мир профессий.
Зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Профессии,
известные ученикам. Необычные профессии: дегустатор, дрессировщик, спасатель.
Знакомство с произведениями: Дж.Родари «Чем пахнут ремёсла?» В. Маяковского
«Кем быть?».
2. Профессии в школе.
Профессия – учитель. Профессия – библиотекарь. Воспитатель. Логопед.
Психолог.
3. Знакомство с различными профессиями.
Профессия – продавец. Знакомство с профессией парикмахера. Знакомство с
профессией парикмахера. Знакомство с профессией повара. Знакомство с
профессией почтальона. Знакомство с профессией врача. Знакомство с профессией
художника.
4. Проект «Азбука профессий».
Выполнение творческих проектов. Рассказ о профессиях.
5. Профессия моих родителей.
Защита мини-проектов «Профессия моих родителей».

Модуль II «Профессии, связанные с творчеством»
1. Мы построим новый дом.
Знакомство с профессией архитектора.
2. Кто такой - дизайнер.
Описание профессии дизайнера и его деятельности. Знакомство с
понятиями: эскиз, образ, модель, узоры и др.; с видами деятельности - показывать,
намечать, делать.
3. Фигурки из цветов.
Введение понятий: флористика, цвет, форма, композиция. Секреты
составления композиций из цветов: сорт цветов, популярность растений и их
сочетаемость.
4. Кто такой скульптор.
Профессия – скульптор. Близкие понятия - художник, мастер. Виды
скульптуры (статуя, группа, статуэтка, бюст, памятники, монументы). Основные
способы работы скульптора: резьба, высекание, лепка, литье. Качества,
необходимые в профессии: художественные способности, физическая сила, память,
внимание, терпение, аккуратность.
5. Кто шьёт новую одежду.
В гости на швейную фабрику, ателье. Профессия – портной. Смежные
профессии: закройщик, швея. Швейные изделия. Орудия труда: игла, ножницы,
булавка, швейная машина, утюг.
6. Вкусная профессия.
Кто готовит нам обед Профессия повар. Введение понятий: поварня,
кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, дуршлаг.
7. Моя мама – парикмахер.
Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог. Введение понятий:
парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри.
8. Кто рисует картины.
Описание профессии художника и его деятельности. Типы художников:
живописец,
художник-график,
фотохудожник,
художник-мультипликатор.
Качества необходимые художнику: воображение; способность воспринимать и
различать цвета и их оттенки; оригинальность, находчивость; развитое
пространственно-образное мышление; самостоятельность; наблюдательность;
открытость для восприятия нового; чувство гармонии и вкуса.
9. Когда возникла музыка.
Музыканты оркестра. Музыкант, аранжировщик, вокалист - сольный певец
или артист хора; дирижёр - руководитель оркестра или хора, инструменталист.
10. Кто сочиняет музыку.
Композитор. Правила теории музыки. Отличие композитора от исполнителя
11. Чем занимается дирижёр.
Оркестр. Волшебная палочка дирижёра. Знакомство с профессией дирижёра.
12. Как стать писателем.
Проба пера. Писатель. Литературные произведения: повести, рассказы,
романы, новеллы, эссе. Структура произведения, его сюжет (происшествия и
события), персонажей и их характеры.
13. Профессия – режиссёр.
Профессия – режиссер. Близкие профессии: актёры, операторы,
звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр. Постановка

фильмов, спектаклей, цирковых программ, музыкальных шоу, массовых
мероприятий.
14. Кукольный театр.
Сыграем пьесу. Что такое театр. Кто создаёт театральные «полотна».
Знакомство с особенностями пьесы.
15. Я хочу танцевать.
Как стать танцором. Знакомство с профессией – танцор. Введение понятий:
движение, фигуры, композиции. Виды, стили и форма танца: балет, бальные танцы,
латиноамериканские танцы, современные танцы и другие. Качества необходимые в
профессии: красивая внешность, умение двигаться, артистичность, любовь к
танцам, спортивность, выносливость
16. Кто пишет статьи в газету.
Знакомство с профессией – журналист. Похожие профессии: диктор,
корреспондент, литературный критик, пресс-секретарь, редактор, репортер,
советник. Введение понятий: поиск информации, анализ фактов, составление
текста, переработка материала. Соблюдение правил морали, этических и
эстетических норм.
17. Что делает фотограф.
Описание профессии – фотограф.
Модуль III «Профессии, связанные с жизнью, наукой и творчеством»

знаки.

1. Знакомство с профессией полицейского.
Знакомство с профессией полицейского.
2. Профессия - инспектор ГИБДД.
Что такое ГИБДД. Правила дорожного движения для пешехода. Дорожные

3. Бухгалтер.
Знакомство с профессией бухгалтера.
4. Кто такой менеджер?
Знакомство с профессией менеджера. Где обучают на эту профессию. Кто
может работать по этой профессии.
5. Знакомство с профессией спасателя.
Знакомство с профессией – спасатель. Кто может работать по этой
профессии.
6. Профессия – фермер.
Знакомство с профессией фермера. Основная работа фермера. Трудности
этой профессии. Знакомство с понятием «Фермерское хозяйство».
7. Кто такой бизнесмен?
Знакомство с профессией бизнесмен. Понятие «бизнес».
8. Художник.
Профессия или призвание? Кто может работать по этой профессии? Где
может работать художник?
9. Экскурсия в художественный музей.
10. Как рождаются стихи.
Про поэтов. Описание профессии поэтов. Жанры: стихотворение, ода,
поэма, баллада, песни.
11. Кто придумывает танцы?

Описание профессии хореографа и его деятельности. Танцевальная труппа.
Деятельность хореографа: разработка идеи танца, оценивание и отбор танцоров,
подборка костюмов, музыки.
12. Новая жизнь старым вещам.
Знакомство с профессией реставратора.
13. Кто украшает книжку?
Описание профессии иллюстратора. Виды деятельности: иллюстрирование
печатных изданий, книг, сборников, разработка дизайна книги, брошюры.
14. Знакомство с профессией флориста.
Знакомство с профессией флориста. Важное в профессии: творческое
мышление, фантазия. Как создать настроение при помощи цветов и трав.
15. Фотография другу.
Кто такой фотограф. Как стать фотографом. Что нужно настоящему
фотографу.
16. Все профессии важны.
Какая профессия мне больше понравилась и подходит.
17. Итоговое мероприятие совместно с библиотекой «Праздник
профессий».
Модуль IV «Все профессии важны, все профессии нужны»
1. Артист.
Профессия или призвание? Знакомство с профессией артиста.
2. Выход в театр.
Знакомство с профессиями театра.
3. Учитель.
Профессия или призвание? Знакомство с работой учителя. Рассказ об
учителях нашей школы.
4. Человек – техника.
Типы профессий. Знакомство с профессиями, связанные с техникой. Черты
характера, которыми должен обладать работник.
5. Человек – природа.
Типы профессий. Знакомство с профессиями, связанными с природой. Черты
характера, которыми должен обладать работник.
6. Встреча с людьми, чьи профессии связаны с природой.
Труд людей, чьи профессии связаны с природой. Природа родного края.
7. Человек – человек.
Типы профессий. Знакомство с профессиями. Черты характера, которыми
должен обладать работник.
8. Человек – знак.
Типы профессий. Знакомство с профессиями. Черты характера, которыми
должен обладать работник.
9. Человек – художественный образ.
Типы профессий. Знакомство с профессиями. Черты характера, которыми
должен обладать работник.
10. Ручные орудия труда.
Знакомство с инструментами.
11. Механизированные орудия труда.

Знакомство с механизированными орудиями труда.
12. Автоматизированные орудия труда.
Знакомство с автоматизированными орудиями труда.
13. Использование функциональных средств организма.
Знакомство с профессиями цирка.
14. Необычные условия труда.
Знакомство с профессией археолога и палеонтолога. Знакомство с
профессией сварщика. Условия труда на открытом воздухе
15. Защита проектов по теме «Это моя будущая профессия».

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации программы, обучающиеся должны овладевать
специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные – знания о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные отношение к труду, интерес к профессиям,
желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
- поведенческие - навыки трудовой деятельности, ответственность,
дисциплинированность, самостоятельность в труде.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД:
- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
- Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических
рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Коммуникативные УУД:
- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной
и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Средством формирования этих действий служит технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и
следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в
парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
Первый уровень результатов (1-й класс) – приобретение социальных
знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремёслами,
экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий
Второй уровень результатов (2–3-й классы) – формирование ценностного
отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта
самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное
производство детей и взрослых.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

- Приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение
трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к
здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и
т.п.).
- Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к
труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к
профессиональной и социально значимой деятельности в целом получение
обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного
действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано
использовать диагностический инструментарий.
Итоги учёта знаний, умений, овладения учащимися универсальных учебных
действий подводятся посредством листов педагогических наблюдений,
опросников. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения
программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих
работ учащихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной
деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм
деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научнопрактическая конференция.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование
разделов/тем

Содержание
образования

Виды
образовательной
деятельности

ЭОР

1 КЛАСС

Введение
профессий
(3 ч)

в

Модуль I «Путешествие в мир профессий»
мир Зачем человек трудится?
Понятия:
«труд»,
«профессия».
Профессии,
известные
ученикам.
Необычные
профессии: дегустатор,

Проблемная
ситуация:
зачем
человек
трудится?
Понятия:
«труд»,
«профессия».
Игра
«Собери пословицу о

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/

дрессировщик,
спасатель. Знакомство с
произведениями:
Дж.Родари «Чем пахнут
ремёсла?»
В.
Маяковского
«Кем
быть?».

Профессии в школе (5 ч)

Знакомство
различными
профессиями (18 ч)

Профессия – учитель.
Профессия
–
библиотекарь.
Воспитатель.
Логопед.
Психолог.

с Профессия – продавец.
Знакомство с профессией
парикмахера. Знакомство
с
профессией
парикмахера. Знакомство
с профессией повара.
Знакомство с профессией
почтальона. Знакомство с
профессией
врача.
Знакомство с профессией
художника.

труде». Мини-рассказ
учащихся
о
некоторых
профессиях.
Игра
«Угадай
профессию!»
Чтение
учителем
отрывка
из
произведения
В.
Маяковского
«Кем
быть?».
Галерея
рисунков «Кем я хочу
стать?»
Кто такой учитель?
Проблемная
ситуация:
каким
должен быть учитель?
Сценка «На уроке»
Конкурс загадок на
тему
«Школа». Экскурсия
в
школьную
библиотеку.
Знакомство
с
профессией
Логопеда
и
психолога.
Заочное путешествие
в
магазин.
Сюжетноролевая
игра
«В
магазине».
Знакомство
с
профессией
парикмахера.
Знакомство
с
профессией повара.
Интервьюирование
школьного
повара.
Знакомство
с
профессией
почтальона.
Экскурсия на почту.
Знакомство
с
профессией
врача.
Встреча
с
фельдшером ФАПа.
Сюжетно-ролевая
игра «В
больнице».
Знакомство
с
профессией

videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

художника.
Викторина
«Какие
предметы
нужны
художнику?» Конкурс
рисунков
«Яхудожник».

Проект
«Азбука Выполнение творческих Организационное
профессий» (4 ч)
проектов.
Рассказ
о занятие.
профессиях.
Предъявление
заданий
группам
Коллективная работа:
составление
азбуки
профессий.
Представление минипроектов:
рассказы
учащихся
о
профессиях на буквы
от А до Я.
Профессия
моих Защита мини-проектов Защита
миниродителей (3 ч)
«Профессия
моих проектов
родителей».
«Профессия
моих
родителей»
Викторина «Что мы
узнали?»
33 ч
Итого:

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

2 КЛАСС

Модуль II «Профессии, связанные с творчеством»

Мы построим новый дом Знакомство с профессией Работа
(1 ч)
архитектора.
конструктором.
Кто такой – дизайнер
(2 ч)

с

Описание
профессии Мини-проект «Я хочу
дизайнера
и
его быть дизайнером».
деятельности.
Знакомство с понятиями:
эскиз, образ, модель,
узоры и др.; с видами
деятельности
—
показывать,
намечать,
делать.

https://resh.
стать
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Фигурки из цветов (2 ч)

Введение
понятий: Цветочные проекты.
флористика, цвет, форма, Практическая работа.
композиция.
Секреты
составления композиций
из цветов: сорт цветов,
популярность растений и
их сочетаемость.

Кто такой скульптор
(2 ч)

Профессия – скульптор.
Близкие
понятия
художник, мастер. Виды
скульптуры
(статуя,
группа, статуэтка, бюст,
памятники, монументы).
Основные
способы
работы
скульптора:
резьба, высекание, лепка,
литье.
Качества,
необходимые
в
профессии:
художественные
способности, физическая
сила, память, внимание,
терпение, аккуратность.
В гости на швейную
фабрику,
ателье.
Профессия – портной.
Смежные
профессии:
закройщик,
швея.
Швейные
изделия.
Орудия труда: игла,
ножницы,
булавка,
швейная машина, утюг.

Кто шьёт новую одежду
(3 ч)

Вкусная профессия (1 ч)

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Знакомство
с https://resh.
профессией
edu.ru/
скульптора. Лепка из https://uche
пластилина, глины.
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Знакомство
профессией
Просмотр
презентации,
видеоролика.

с https://resh.
швеи. edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Кто готовит нам обед Игры
«Из
чего
Профессия
повар. готовят борщ», «Ох,
Введение
понятий: и
поварня,
кухонная крутится мама на
утварь,
шумовка, кухне»,
«Как
у
мутовка,
ступка, матушки на кухне».
дуршлаг.

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/

https://znaik
a.ru/
Моя мама – парикмахер
(1 ч)

Профессии парикмахер,
стилист,
визажист,
косметолог.
Введение
понятий: парик, пробор,
прядь, чёлка, локон,
кудри.

Практическая работа:
эскиз причёски.
Аттракцион
«Что
нужно
для
парикмахера» (среди
многих предметов
найти
нужные
и
перенести
их
на
другой
стол).
Аттракцион
«Завяжи бантик».

Кто рисует картины
(4 ч)

Описание
профессии
художника
и
его
деятельности.
Типы
художников: живописец,
художник-график,
фотохудожник,
художникмультипликатор.
Качества необходимые
художнику:
воображение;
способность
воспринимать
и
различать цвета и их
оттенки; оригинальность,
находчивость; развитое
пространственнообразное
мышление;
самостоятельность;
наблюдательность;
открытость
для
восприятия
нового;
чувство
гармонии
и
вкуса.

Знакомство
профессией
художника,
творчеством.

Когда возникла музыка
(2 ч)

Музыканты
оркестра.
Музыкант,
аранжировщик, вокалист
- сольный певец или
артист хора; дирижёр руководитель оркестра
или
хора,
инструменталист.

Знакомство
с
историей
возникновения
музыки, музыкальных
инструментов.

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

с https://resh.
edu.ru/
их https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik

a.ru/
Кто сочиняет музыку
(1 ч)

Композитор.
Правила Композитор. Правила
теории музыки. Отличие теории музыки.
композитора
от Отличие композитора
исполнителя
от исполнителя.

https://www
.classicmusic.ru/
https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Чем занимается дирижёр Оркестр.
Волшебная Знакомство
(1 ч)
палочка
дирижёра. профессией
Знакомство с профессией дирижёра.
дирижёра.

с

Как стать писателем
( 4 ч)

Проба пера. Писатель.
Литературные
произведения: повести,
рассказы,
романы,
новеллы, эссе. Структура
произведения, его сюжет
(происшествия
и
события), персонажей и
их характеры.

Знакомство
творчеством
писателей
литературными
произведениями.

с https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Профессия – режиссёр
(1 ч)

Профессия – режиссер.
Близкие
профессии:
актёры,
операторы,
звукорежиссёр,
художник-постановщик,
постановщик движений и
пр. Постановка фильмов,
спектаклей,
цирковых
программ, музыкальных
шоу,
массовых
мероприятий.

Знакомство
с
профессией
–
режиссер.
Близкие профессии:
актёры, операторы,
звукорежиссёр,
художникпостановщик,
постановщик
движений и пр.
Постановка фильмов,
спектаклей, цирковых
программ,
музыкальных
шоу,
массовых
мероприятий.

Кукольный театр (1 ч)

Сыграем
пьесу.
Что
такое театр. Кто создаёт
театральные «полотна».
Знакомство
с
особенностями пьесы.

Я хочу танцевать (3 ч)

Как стать танцором.
Знакомство с профессией
–
танцор.
Введение
понятий:
движение,
фигуры,
композиции.
Виды, стили и форма
танца: балет, бальные
танцы,
латиноамериканские
танцы,
современные
танцы и другие. Качества
необходимые
в
профессии:
красивая
внешность,
умение
двигаться,
артистичность, любовь к
танцам,
спортивность,
выносливость

Кто пишет
газету (2 ч)

статьи

в Знакомство с профессией
– журналист. Похожие
профессии:
диктор,
корреспондент,
литературный
критик,
пресс-секретарь,
редактор,
репортер,
советник.
Введение
понятий:
поиск
информации,
анализ

Беседа «Что такое
театр?» Проблемная
ситуация
«Кто
создаёт театральные
«полотна»?». Сказка
Н.А.
Юсупова
«Серый волк».
Знакомство
с
особенностями пьесы.
Разбор
пьесы.
Коллективное
разучивание реплик.
Коллективное
выполнение эскизов
декораций,
костюмов,
их
изготовление.
Прогонные
и
генеральные
репетиции,
выступление.
Знакомство
с
профессией
–
танцор.
Введение
понятий:
движение, фигуры,
композиции.
Виды,
стили
и
форма
танца:
балет,
бальные танцы,
латиноамериканские
танцы,
современные танцы
и другие. Качества
необходимые
в
профессии: красивая
внешность,
умение
двигаться,
артистичность,
любовь к танцам,
спортивность,
выносливость.
Знакомство
с
профессией
–
журналист.
Похожие профессии:
диктор,
корреспондент,
литературный
критик,
пресс-секретарь,
редактор, репортер,

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

фактов,
составление
текста,
переработка
материала. Соблюдение
правил
морали,
этических и эстетических
норм.

Что делает фотограф
(3 ч)

советник. Введение
понятий: поиск
информации, анализ
фактов, составление
текста, переработка
материала.
Соблюдение правил
морали,
этических
и
эстетических норм.
Описание профессии – Основные действия:
фотограф.
выставлять
необходимое
для
фотосъемки
освещение;
регулировать
фотоаппаратуру;
производить
фотосъемку;
усаживать клиента,
поправлять его позу,
обладать навыками
делового общения.
Итого:
34 ч
3 КЛАСС

https://resh.
edu.ru/
https://uche
bnik.mos.ru
/catalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://inter
neturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Модуль III «Профессии, связанные с жизнью, наукой и творчеством»

Знакомство
профессией
полицейского (2 ч)

с Знакомство с профессией Беседа
«Кто https://resh.e
полицейского.
охраняет наш покой du.ru/
и
следит
за https://ucheb
порядком
на nik.mos.ru/c
дорогах?».
atalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://intern
eturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Профессия - инспектор Что
такое
ГИБДД. Беседа по ПДД и
ГИБДД (1 ч)
Правила
дорожного практикум
– игра
движения для пешехода. «Мы – пешеходы».
Дорожные знаки.
Бухгалтер (2 ч)

Знакомство с профессией Знакомство
бухгалтера.
профессией
бухгалтер.

с https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/c
atalogue
https://iu.ru/
videolessons

https://intern
eturok.ru/
https://znaik
a.ru/
Кто такой менеджер? (1 Знакомство с профессией
ч)
менеджера. Где обучают
на эту профессию. Кто
может работать по этой
профессии.

Знакомство
с
профессией
менеджера.
Где
обучают
на
эту
профессию.
Кто
может работать по
этой профессии.
Знакомство
с Знакомство с профессией Знакомство
с
профессией спасателя
– спасатель. Кто может профессией
–
(2 ч)
работать
по
этой спасатель.
Беседа
профессии.
«Кто может работать
по этой профессии?»

Профессия – фермер
(2 ч)

Знакомство с профессией
фермера.
Основная
работа
фермера.
Трудности
этой
профессии. Знакомство с
понятием «Фермерское
хозяйство».

Знакомство
с
профессией
фермера. Основная
работа
фермера. Трудности
этой
профессии.

Кто такой бизнесмен?
(1 ч)

Знакомство с профессией Знакомство
бизнесмен.
Понятие профессией
«бизнес».
бизнесмен.

Художник (3 ч)

Профессия
или
призвание? Кто может
работать
по
этой
профессии? Где может
работать художник?

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/c
atalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://intern
eturok.ru/
https://znaik
a.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/c
atalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://intern
eturok.ru/
https://znaik
a.ru/

с

Кто может работать
по этой профессии?
Где может работать
художник?

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/c
atalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://intern
eturok.ru/
https://znaik

a.ru/
Экскурсия
в Экскурсия
в
художественный музей
художественный музей.
(1 ч)
Как рождаются стихи
Про поэтов. Описание
(2 ч)
профессии
поэтов.
Жанры: стихотворение,
ода, поэма, баллада,
песни.

Посещение
выставок.

музея,

Описание профессии
поэтов.
Жанры:
стихотворение, ода,
поэма,
баллада,
песни.

Кто
придумывает Описание
профессии
танцы? (1 ч)
хореографа
и
его
деятельности.
Танцевальная
труппа.
Деятельность
хореографа: разработка
идеи танца, оценивание и
отбор
танцоров,
подборка
костюмов,
музыки.
Новая жизнь
вещам (2 ч)

Описание профессии
хореографа и его
деятельности.
Танцевальная
труппа.
Деятельность
хореографа:
разработка
идеи
танца, оценивание и
отбор
танцоров,
подборка костюмов,
музыки.
старым Знакомство с профессией Знакомство
с
реставратора.
профессией
реставратора.
Выполнение
проекта
«Новая
жизнь
старым
вещам».

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/c
atalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://intern
eturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Кто украшает книжку?
(1 ч)

Описание
профессии
иллюстратора.
Виды
деятельности:
иллюстрирование
печатных изданий, книг,
сборников,
разработка
дизайна
книги,
брошюры.

Описание
профессии
иллюстратора. Виды
деятельности:
иллюстрирование
печатных изданий,
книг,
сборников,
разработка дизайна
книги,
брошюры.

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/c
atalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://intern
eturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Знакомство
профессией флориста
(1 ч)

Фотография другу (1 ч)

Все профессии важны
(9 ч)

с Знакомство с профессией
флориста. Важное
в
профессии: творческое
мышление,
фантазия.
Как создать настроение
при помощи цветов и
трав.

Кто такой фотограф. Как
стать фотографом. Что
нужно
настоящему
фотографу.

Кто
такой
фотограф. Как стать
фотографом.
Что
нужно настоящему
фотографу.
Минипроект
«Снимок
другу».
Какая профессия мне Викторина
по
больше понравилась и профессиям.
подходит.
Беседа,
проект
«Какая
профессия
мне
больше
понравилась
и
подходит».

Итоговое мероприятие Итоговое мероприятие
совместно
с совместно с библиотекой
библиотекой «Праздник «Праздник профессий».
профессий»
(2 ч)
Итого:

Артист (2 ч)

Выполнение
иллюстрации
к
любимой книге,
произведению.
Знакомство
с
профессией
флориста. Важное в
профессии:
творческое
мышление,
фантазия.
Как
создать
настроение
при
помощи цветов и
трав.

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/c
atalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://intern
eturok.ru/
https://znaik
a.ru/

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/c
atalogue
https://iu.ru/
videolessons
https://intern
eturok.ru/
https://znaik
a.ru/

Конкурс сочинений,
рисунков
«Радуга
профессий».
34 ч

4 КЛАСС
Модуль IV «Все профессии важны, все профессии нужны»
Профессия
или Знакомство
призвание? Знакомство с профессией
профессией артиста.
артиста.

с https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/ca
talogue
https://iu.ru/v
ideo-lessons
https://interne

turok.ru/
https://znaika
.ru/
Выход в театр (2 ч)

Знакомство
профессиями театра.

с Заочная экскурсия
по театру.
Знакомство
с
профессиями
театра. Рассказ о
театрах.

Учитель (1 ч)

Профессия
или
призвание? Знакомство с
работой учителя. Рассказ
об
учителях
нашей
школы.

Знакомство
с
работой
учителя. Рассказ об
учителях
нашей
школы.

Человек – техника
(3 ч)

Типы
профессий.
Знакомство
с
профессиями, связанные
с
техникой.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать
работник.

Знакомство
с
профессиями,
связанные
с
техникой.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать работник.

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/ca
talogue
https://iu.ru/v
ideo-lessons
https://interne
turok.ru/
https://znaika
.ru/

Человек – природа
(6 ч)

Типы
профессий.
Знакомство
с
профессиями,
связанными с природой.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать работник.

Знакомство
с
профессиями,
связанными
с
природой.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать работник.

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/ca
talogue
https://iu.ru/v
ideo-lessons
https://interne
turok.ru/
https://znaika
.ru/

Встреча с людьми, чьи Труд
людей,
чьи Проект о природе
профессии связаны с профессии связаны с родного края.
природой (1 ч)
природой. Экскурсия в
музей Природы. Природа
родного края.

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/ca
talogue
https://iu.ru/v
ideo-lessons
https://interne
turok.ru/
https://znaika
.ru/

Человек – человек (4 ч)

Типы
профессий.
Знакомство
с
профессиями.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать
работник.

Урок – экскурсия.
Знакомство
с
профессиями.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать работник.

Человек – знак (1 ч)

Типы
профессий.
Знакомство
с
профессиями.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать
работник.

Экскурсия в ГИБДД
(беседа
с
инспектором по
ПДД).
Черты
характера,
которыми
должен
обладать
работник.
Знакомство
с
профессиями.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать работник.

Человек
– Типы
профессий.
художественный образ
Знакомство
с
(3 ч)
профессиями.
Черты
характера,
которыми
должен
обладать
работник.

Ручные орудия труда
(1 ч)

Знакомство
инструментами.

Механизированные
орудия труда (1 ч)

Знакомство
механизированными
орудиями труда.

Автоматизированные
орудия труда (1 ч)
Использование
функциональных

с Беседа
с
приглашением
школьного учителя
технологии,
экскурсия в
кабинет технологии.

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/ca
talogue
https://iu.ru/v
ideo-lessons
https://interne
turok.ru/
https://znaika
.ru/

https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/ca
talogue
https://iu.ru/v
ideo-lessons
https://interne
turok.ru/
https://znaika
.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://ucheb
nik.mos.ru/ca
talogue
https://iu.ru/v
ideo-lessons
https://interne
turok.ru/
https://znaika
.ru/

с Презентация
–
заочная
экскурсия. (Урок –
встреча).
Знакомство
с Рассказ об
автоматизированными
автоматизированных
орудиями труда.
орудиях труда.
Знакомство
с Знакомство
с https://resh.e
профессиями цирка.
профессиями
du.ru/

средств организма (1 ч)

Необычные
труда (5 ч)

условия Знакомство с профессией
археолога
и
палеонтолога.
Знакомство с профессией
сварщика. Условия труда
на открытом воздухе.

Защита проектов по теме Защита проектов по теме
«Это
моя
будущая «Это
моя
будущая
профессия» (2 ч)
профессия».

Итого:
Всего по курсу:

цирка (виртуальная https://ucheb
экскурсия
за nik.mos.ru/ca
кулисы).
talogue
https://iu.ru/v
ideo-lessons
https://interne
turok.ru/
https://znaika
.ru/
Знакомство
с https://resh.e
профессией
du.ru/
археолога
и https://ucheb
палеонтолога.
nik.mos.ru/ca
Знакомство
с talogue
https://iu.ru/v
профессией
сварщика. Условия ideo-lessons
труда на открытом https://interne
turok.ru/
воздухе.
https://znaika
.ru/
Защита
детских
презентаций.
Конкурс рисунков:
«Самая
лучшая профессия».
Конкурс рассказов:
«Я б в … пошёл,
пусть меня научат!»
34 ч
135 ч

Приложение

Календарно-тематическое планирование
1 КЛАСС
Модуль I «Путешествие в мир профессий»
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
Зачем человек трудится?
Мир интересных профессий.
Кем я хочу стать?
Профессия - учитель
Профессия - воспитатель
Советы психолога
Как помогает логопед
Профессия - библиотекарь
Садовник, дворник
Мастер-цветовод
Продавец
Почтальон

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Дата
прим.

Охранник
Полицейский
Пожарный
Военный
Адвокат
Профессия «Следователь»
Следствие ведут первоклассники!
Разведчик
Лётчик
Водолаз
Врач скорой помощи
Детский врач
Зубной врач
Кто лечит глаза.
Что видит Ортопед.
Профессии в моей семье
Семейные династии
Моя мама
Няня
Подготовка компьютерной презентации
«Все профессии важны, все профессии
нужны!»
Итоговая конференция «Мир профессий»
Итого:
2 КЛАСС
Модуль II «Профессии, связанные с творчеством»
Дата
факт.
Наименование разделов/тем
Мы построим новый дом
Кто такой - дизайнер
Самый классный - классный уголок
Как составить букет
Фигурки из цветов
Кто такой скульптор
Лепка из глины
Маленькие фея. Как придумать аромат
Кто шьёт новую одежду. В гости на
швейную фабрику, ателье
«Уронили мишку на пол, оторвали мишке
лапу» Новая жизнь старым вещам
Вкусная профессия. Кто готовит нам обед
Моя мама - парикмахер
Кто украшает книжку.
Рисуем сказку. Компьютерная иллюстрация
Кто рисует картины
Художники - детям
Когда возникла музыка. Музыканты
оркестра
Кто сочиняет музыку

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
33 ч

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

Композиторы – детям
1
Чем занимается дирижёр. Оркестр.
1
Волшебная палочка дирижёра.
Как стать писателем. Проба пера
1
Писатели – детям
1
Как рождаются стихи. Про поэтов.
1
Поэты – детям
1
Профессия - режиссёр
1
Кукольный театр. Сыграем пьесу.
1
Я хочу танцевать. Как стать танцором
1
Кто придумывает танцы
1
Танцевальная жемчужина.
1
Кто пишет статьи в газету
1
Репортаж с места событий
1
Что делает фотограф
1
Фотография другу
1
Итоговая конференция «Разные профессии»
1
Итого:
34 ч
3 КЛАСС
Модуль III «Профессии, связанные с жизнью, наукой и творчеством»
Дата
Дата
Кол-во
Наименование разделов/тем
прим.
факт.
часов
Все профессии важны, все профессии
1
нужны.
Профессия полицейского.
1
Профессии, связанные с правилами
1
дорожного движения.
Профессия бухгалтера.
1
Кто такой финансист?
1
Менеджер.
1
Кто такой спасатель?
1
Правила безопасного поведения на воде.
1
Профессия фермер.
1
Фермерское хозяйство.
1
Кто занимается бизнесом?
1
Чем занимается художник?
1
Изучаем картины в галереи.
1
Кто такой художник-аниматор.
1
Экскурсия в художественный музей.
1
Как рождаются стихи.
1
О профессии поэта.
1
О профессиях связанных с танцами.
1
Кто такой реставратор?
1
«Новая жизнь старым вещам».
1
О профессии иллюстратор.
1
О профессии флориста.
1
Фотограф чем он занимается?
1
Типы профессий.
1
О профессии биолога.
1
Профессия зоолог.
1

27
28
29
30
31
32
33

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24

Составляем научно-популярный рассказ о
животном.
О профессии орнитолога.
Океанолог.
Составление доклада о птицах или морских
животных.
Профессия метеоролог.
Составляем прогноз погоды.
Итоговый проект «Мир профессий»
Итого:
4 КЛАСС
Модуль IV «Все профессии, важны, все профессии нужны»
Дата
Дата
Наименование разделов/тем
прим.
факт.
Развивающее занятие: «артист».
Познавательная игра «Русская народная
песня».
Урок-аукцион «Театральные профессии».
Интерактивная экскурсия в театр.
Профессия учитель.
Пробуем себя в роли инженеров.
Презентация проекта «Кто сделал робота».
Изобретения в мире техники.
Развивающее занятие «Сказочный мир
природы».
Развивающее занятие «По заповедным
местам».
Экскурсия по родному краю.
КТД «Мой четвероногий друг».
Профессии, связанные с природой и её
охраной природы».
Экологический суд «Пробуем себя в роли
защитников природы».
Виртуальные встречи с людьми, профессий
эколог.
Развивающее занятие «Профессия
водителя»
Игра-путешествие «Самоделкин и машина
времени»
Интерактивная экскурсия на автозавод.
Развивающее занятие «профессия
строителя».
Профессия полицейский, инспектор
ГИБДД.
Профессии творческих людей.
Искусствовед.
Урок-путешествие
«Достопримечательности Чукотского
автономного округа».
Ручной труд и его средства.

1
1
1
1
1
1
2
34 ч
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

25
26
27
28
29
30

Механические орудия труда.
Автоматические средства в нашей жизни,
кто на них работает.
Профессии, связанные с цирком.
Виртуальное путешествие по профессиям.
Необычные профессии.
Защита проектов по теме «Это моя будущая
профессия».
Итого:
Всего по курсу:

1
1
1
4
1
2
34 ч
135 ч.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти