Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова 29, тел. (факс) 2 – 52 - 37 Рассмотрено на заседании МО учителей лингвистов _________/ А.Н. Петрова / Протокол №___ от «__»_______20__г. Согласовано Заместитель директора по УР ________ /А.Н. Петрова/ «__» _________20__ г. Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с.Сиреники» ________ / Я. Ю. Щуцкая / «_29_» _августа_20_22 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности РОДНОЙ ЯЗЫК (чукотский язык) (ФГОС III поколение) направление - общеинтеллектуальное 1 – 4 класс Уровень образования: начальное общее образование Составил: учитель чукотского языка без категории Бороздина Р.И. Сиреники 2022 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Программа решает одну из важнейших проблем – развитие культуры речевого поведения ребёнка в современном обществе. Позволяет обеспечить всестороннее развитие интеллектуально – волевых качеств ребенка, даёт возможность сформировать такие личностные качества, как креативность, любознательность, ответственность, самостоятельность. Изучение чукотского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству чукотской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества, являясь родным языком чукотского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру обучающегося, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся. Цели изучения курса: расширение представлений о чукотском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия чукотского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к чукотскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц чукотского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах чукотского литературного языка и чукотском речевом этикете; совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; 2 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение чукотским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; приобретение практического опыта исследовательской работы по чукотскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Задачи учебного курса: приобщение обучающихся к фактам чукотской языковой истории в связи с историей чукотского народа; формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях чукотского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о чукотской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Взаимосвязь с программой воспитания Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - поощрение педагогами детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. 3 Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Место учебного курса «Родной язык (чукотский)» в учебном плане Программа по родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы и рассчитана на общую учебную нагрузку в объёме 270 часов: 1класс – 66 часов (2 часа в неделю), 2 класс- 68 часов (2 часа в неделю), 3 класс- 68 часов (2 часа в неделю), 4 класс - 68 часов (2 часа в неделю). Формы проведения занятий учебного курса беседа игра проект викторина практическая работа виртуальная экскурсия. 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Содержание курса «Родной язык (чукотский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный курс «Родной язык (чукотский)» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Родной язык». В содержании курса «Родной язык (чукотский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям чукотского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного курса отражает социокультурный контекст существования чукотского языка, в частности те языковые аспекты, 4 которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по родному языку. В то же время цели курса родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования чукотсккого языка в разных регионах Российской Федерации. 1 класс Предварительный устный курс Правила техники безопасности. Развитие речи учащихся. Называние окружающих предметов и беседы о них. Беседы о жизни и занятиях родителей, родственников, о школе и интернате. Беседы по картинкам путем постановки простейших вопросов: Мэңин ңотқэн? – Ынқэн о’равэтльан. Ныръэқин о’равэтльан? – Нымигчирэтқин о’равэтльан. (Кто это? Это человек. Что он делает? Работает человек.) Букварный период Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы чукотского языка. Умение найти в слове и записать гласные и согласные буквы чукотского языка. Послебукварный период Осознанное, правильное, выразительное, плавное чтение. Чтение доступных по содержанию и языку текстов. Слоговое чтение трудных слов. Составление устных рассказов по картинкам на темы, связанные с содержанием прочитанных текстов. Выделение основной мысли рассказа с помощью учителя. Оценка поступков действующих лиц. Пересказ отдельных эпизодов из рассказа, по иллюстрациям к произведению. Заучивание стихотворений наизусть и выразительное их чтение. 2 класс – грамматика и правописание Звуки и буквы Повторение пройденного в первом классе. Звуки и буквы. Гласные и согласные. Произношение и письмо слов и предложений с буквами: қ, ң, л, г, в. Слог Умение делить слова на слоги. Перенос слов на другую строчку по слогам Правописание слов с разделительными Ь и Ъ знаками Слова с Ь и Ъ знаками. Обучение правильному произношению слов с Ь знаком после Л и Ч и слов с Ъ знаком в середине слова. Практическое усвоение написания слов с данными знаками. Перенос слов с Ь и Ъ знаками. Человек и другие предметы Слова, обозначающие предмет, вопросы к ним: мэңин? микынти? ръэнут? ръэнутэт? Обогащение речи учащихся словами, обозначающими предметы. Умение составить предложение и небольшие связанные тексты с употреблением их в речи. Гармония гласных 5 Практическое знакомство с изменением существительных по вопросам: Рақэты? Ръагыпы? Рэқык? Рэқыкқача? Мэкына? Мэкгыпы? Микынэваркын? Микынэрээн? в составе предложений. Действие и признак предмета Слова, обозначающие действие предметов. Вопросы: Рэқыркын? Ныръэқин? Рэқыркыт? Ныръэқинэт? Ръэгъи? Ръэгъэт? Гэръэлин? Гэръэлинэт? Рэрэқыркын? Рэрэқыркыт? Главные и второстепенные члены предложения Обогащение словаря учащихся словами, обозначающими действия предметов. Умение составлять с ними предложения. Подлежащее и сказуемое в предложении. Умение найти в предложении подлежащее и сказуемое по вопросам: Мэңин? Ныръэқин? Ръэнут? Гэръэлин? Повторение Повторение изученного за год 2 класс – литературное чтение Школа. Семья и друзья Произведения о школе, друзьях, семье. Занятия родителей в летнее и зимнее время. Отношение людей к природе и животному миру. Осень Произведения об осенних забавах, делах и праздниках тружеников тундры. Рассказы, стихотворения, сказки о природе осенью и о животном мире. Зима Произведения о зиме, тундре, море. Занятия взрослых и детей зимой. Жизнь животных в тундре. Загадки, поговорки. Зимние игры детей. Зимние праздники. Домашние и тундровые животные Рассказы, сказки, стихи о животных и птицах, их повадках и образе жизни, о пользе домашних и диких животных. Уход за ними. Сказки Сказки народов России. Весна Рассказы, стихи, песни о северной весне и весенних праздниках оленеводов и охотников. Международный женский день. День Международной солидарности трудящихся всех стран. Наша Родина Произведения о Чукотке, о людях труда: оленеводах, рыбаках, охотниках, геологах. Лето Произведения о летних заботах северян, о посильном труде детей, об их отдыхе в летнее время. 3 класс - грамматика и правописание Повторение Повторение изученного во 2 классе Состав слова Состав слова. Корень слова. Словообразовательные суффиксы: -қэй, -қай, тъул, -тъол, -чыку, -чыко, -ль(ын). Обогащение речи учащихся родственными словами. Умение выделять корень и суффиксы в словах. 6 Понятие о родственных словах. Подбор однокоренных слов: кэйңын, кэйңин, кэйңықэй, кэйңытъул. Умение выделять в словах словообразовательные суффиксы и правильно обозначать их на письме. Существительное Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение. Вопросы. Практическое усвоение изменений имен существительных, обозначающих «человека» и «нечеловека», по вопросам: Микынэ тэйкынин? Микынэ варкын? Мэкгыпы? Мэкына? Рэқэ? Рэқык? Ръагыпы? Рақэты? – в составе предложений. Умение употреблять в предложениях существительные в различных падежных формах, правильно сочетая с управляемым словом Местоимение Личные местоимения: гым, гыт, ытлён, мури, тури, ытри. Глагол Глагол, его значение, вопросы. Практическое изменение глаголов по вопросам: ныръэқин? Ръэгъи? Гэръэлин? Нинэнрэқэвқин? Рырэқэвнин? Употребление глаголов с местоимениями: гымнан, гынан, ынан, торгынан, моргынан, ыргынан. Притяжательные местоимения: гымнин, гынин, ынин, тургин, мургин, ыргин 3 класс – литературное чтение Лето Воспоминания о лете. Осень Произведения о явлениях природы в осеннее время, о занятиях и труде людей на Севере. Картины осенней природы в произведениях чукотских поэтов и писателей. Зима Произведения о зимней природе и животном мире. Труд людей зимой на пушном промысле, в оленеводстве, звероводстве. Зимние игры и дела детей. Знакомство с произведениями устного народного творчества: сказками, песнями, загадками, пословицами. Весна Рассказы, зарисовки, стихотворения о весне. Природа и животный мир весной. Весенний труд людей. Весенние праздники. 4 класс – грамматика и правописание Существительное Понятие о частях речи. Имя существительное, его значение. Вопросы. Практическое усвоение изменений имен существительных, обозначающих «человека» и «нечеловека», по вопросам: Мэн,ин? Микынти? Ръэнут? Ръэнутэт? Микынэ? Рэк,э? Мэкынэ? Мэкынэ рээн? Рэқык? Рэк,ык к,ача? Мэкгыпы? Ръагыпы?Мэкына? Рақэты? – в составе предложений. Умение употреблять в предложениях существительные в различных падежных формах, правильно сочетая с управляемым словом. Местоимение Практическое знакомство с изменением личных местоимений по 5 падежам. Умение изменять имена существительные формами личных местоимений. Имя прилагательное 7 Имя прилагательное, его значение, вопросы. Сложные слова, образованные от прилагательных и существительных Глагол Понятие о глаголе, его значение и вопросы. Спряжение глаголов. Умение употреблять глаголы в связной речи 4 класс – литературное чтение Осень Произведения о родной природе в осеннее время, о подготовке оленеводов и охотников к зиме. Животный и растительный мир осени. Великая Отечественная война Рассказы, стихотворения, статьи о Родине, о её защитниках. Зима Труд людей зимой. Рассказы, стихотворения чукотских писателей и поэтов о зиме. Загадки о зиме. Жизнь животных зимой. Наша Родина Труд людей нашей Родины - рассказы Весна Произведения о красоте северной весенней природы, борьбе человека с суровыми трудностями тундры. Сказки Чукотские и корякские сказки. Летом Произведения о летнем отдыхе детей, посильной помощи детей взрослым. 3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного чукотского языка, отражающего историю и культуру округа; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое, в том числе, на основе примеров из художественных произведений; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно -этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). 8 Эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности чукотского языка как средства общения и самовыражения. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений. Экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред; Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями Базовые логические действия: сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинно- следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: 9 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать, с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей), правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео , графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. 1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументировано высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини -исследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Совместная деятельность: 10 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. 2. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибки, допущенные при работе с языковым материалом, находить орфографические и пунктуационные ошибки; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. условиям общения. Эмоциональный интеллект: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций. Принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение учебного курса «Родной язык (чукотский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство чукотского народа, осмысление красоты и величия чукотского языка; приобщение к литературному наследию чукотского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей, в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как 11 развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. 1 класс К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: — распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного чукотского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; — использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение чукотских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; — осознавать важность соблюдения норм современного чукотского литературного языка для культурного человека; — произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); — осознавать смыслоразличительную роль ударения; — соотносить собственную и чужую речь с нормами современного чукотсского литературного языка (в рамках изученного); — выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; — различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; — уместно использовать коммуникативные приёмы диалога (начало и завершение диалога и др.); — владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; — использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; — владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре чукотского народа; — анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нём наиболее существенные факты. 2 класс К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: — осознавать роль чукотского родного языка в постижении культуры своего народа; — осознавать язык как развивающееся явление, связанное с историей народа; — распознавать слова с национально-культурным компонентом значения, обозначающие предметы традиционного чукотского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; — использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; — понимать значение чукотских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; — понимать значение фразеологических оборотов, отражающих чукотскую культуру, менталитет чукотского народа, элементы чукотского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; 12 — произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); — осознавать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; — соблюдать основные лексические нормы современного чукотского литературного языка: выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; — проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; — пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; — владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; — использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; — использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; — владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре чукотского народа; — анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника; — создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; — создавать тексты-повествования о виртуальных посещения музеев, об участии в народных праздниках. 3 класс К концу обучения в 3 классе обучающийся научится: — осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность чукотского языка; — распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты); — распознавать чукотские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; — использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; — понимать значение чукотских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения — понимать значение фразеологических оборотов, отражающих чукотскую культуру, менталитет чукотского народа, элементы чукотского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; — соблюдать на письме и в устной речи нормы современного чукотского литературного языка (в рамках изученного); — произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); 13 — выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; - проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; — правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных; — выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; — пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова; — различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; — владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; — использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; — выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения; — владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; — анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; — проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенности текстов; — выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи; — создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; — создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации; — оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; — редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла. 4 класс К концу обучения в 4 классе обучающийся научится: — распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями); — распознавать чукотские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; — осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи; — использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; — понимать значение чукотских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; 14 — понимать значение фразеологических оборотов, отражающих чукотскую культуру, менталитет чукотского народа, элементы чукотского традиционного быта (в рамках изученных тем); - осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; — соотносить собственную и чужую речь с нормами современного чукотского литературного языка (в рамках изученного); — соблюдать на письме и в устной речи нормы современного чукотского литературного языка (в рамках изученного); — произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); — выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; — проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; — выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде); — соблюдать изученные орфографические и пунктуационные нормы при записи собственного текста (в рамках изученного); — пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; — различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; — владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; — использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление; — выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения; — строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответдобавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; — владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре чукотского народа; — владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре чукотского народа; — анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; — соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; — составлять план текста, не разделённого на абзацы; — приводить объяснения заголовка текста; — владеть приёмами работы с примечаниями к тексту; — владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказывать текст с изменением лица; — создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и представлять его в устной форме; 15 — оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного слова; — редактировать предлагаемый письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; — редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; -сопоставлять первоначальный и отредактированный тексты. Основные содержательные линии программы учебного курса «Родной язык (чукотский)» Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса чукотского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. Целевыми установками данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка; расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность. Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по чукотскому родному языку Изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» должно обеспечивать: воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство чукотского народа, осмысление красоты и величия чукотского языка; приобщение к литературному наследию чукотского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Результаты изучения учебного курса «Родной язык (чукотский)» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать: 1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа: осознание роли чукотского родного языка в постижении культуры своего народа; осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа; осознание национального своеобразия, богатства, выразительности 16 чукотского языка распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного чукотского быта; фольклорная лексика); понимание традиционных чукотских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи понимание значения фразеологических оборотов, отражающих чукотскую культуру, менталитет чукотского народа, элементы чукотского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений чукотских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного); понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного Овладение основными нормами чукотского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике: осознание важности соблюдения норм современного чукотского литературного языка для культурного человека соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного чукотского литературного языка (в рамках изученного соблюдение на письме и в устной речи норм современного чукотского литературного языка (в рамках изученного); обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного чукотского литературного языка: произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов); осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов; соблюдение основных лексических норм современного чукотского литературного языка: выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности; проведение синонимических замен с учётом особенностей текста; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи; редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла; 17 соблюдение основных грамматических норм современного чукотского литературного языка: употребление отдельных грамматических форм имён существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных; выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок; соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе): соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста; облюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста; совершенствование умений пользоваться словарями: использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова; использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов. 3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета: владение различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре чукотского народа; владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научнопознавательных и художественных текстов об истории языка и культуре чукотского народа; чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц и т. п.), определение языковых особенностей текстов, умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текстов: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту умение осуществлять информационную переработку прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица; 18 уместное использование коммуникативных приёмов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; уместное использование коммуникативных приёмов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; умение строить устные сообщения различных видов: развёрнутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад; создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации; создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме; оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов; соблюдение основных норм чукотского речевого этикета: соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе чукотского речевого этикета; различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 1 КЛАСС (66 ч) Предварительный устный курс (12 ч) Предварительный устный курс Общение. Устная и письменная речь Обводить и раскрашивать Стандартные обороты речи рисунки, штриховать; для участия в диалоге: контролировать выполнение, Как приветствовать взрослого сравнивая образец и и сверстника? Как вежливо результаты. Учебный диалог на попросить? основе анализа иллюстраций и Как похвалить товарища? текста учебника, в ходе Как правильно отблагодарить? которого учащиеся определяют, Этикетные формы обращения когда, с какой целью, в каких в официальной и ситуациях люди пользуются неофициальной речевой речью. Коллективное ситуации. формулирование вывода о Слова, называющие детские непосредственном речевом забавы, игрушки, растения, сопровождении всех видов животных, природные деятельности человека. явления: снег, ветер, дождь, Работа с иллюстрациями Слова, обозначающие учебника. Беседа о видах 19 предметы традиционного чукотского быта – дом, домашнюю утварь. Анализ речевых ситуаций с точки зрения употребления формул речевого этикета. Работа в группах: обсуждение приведённых вежливых слов, определение ситуаций, в которых они могут быть применены. Самостоятельная работа по подбору вежливых слов, которые могут быть использованы в различных ситуациях общения (встрече, прощании, выражении просьбы и др.). Обсуждение различных ситуаций общения (ребёнок — сверстник, ребёнок — взрослый). Коллективное формулирование вывода о необходимости выбора правильных формул речевого этикета в зависимости от возраста, статуса, степени знакомства с собеседником, ситуации, в которой протекает общение (обращение на вы и на ты). Творческое задание: придумать ситуации общения, когда нужно обратиться на вы и на ты. Парная работа: разыгрывание диалогов на основе изображённых в учебнике ситуаций общения, требующих выбора определённых вариантов формул речевого этикета. Групповая работа, направленная на обсуждение роли слова пожалуйста в нашей речи на русском и чукотском языках. Звуковой анализ слов, составление предложений по заданной тематике. Парная работа: составление рассказа по картинке. речевой деятельности, их разграничение (говорение, слушание, чтение и письмо). Коллективное формулирование вывода о том, какие виды речевой деятельности относятся к письменным формам речи, а какие к устным. Работа с книгой. Организация дискуссии, побуждающей учащихся к размышлению о важности внимательного, вдумчивого отношения к слову. Учебный диалог на основе анализа иллюстраций учебника, направленный на осмысление роли мимики и жестов в общении людей. Обсуждение распространённых, часто используемых жестов, которые сопровождают и дополняют нашу речь (жесты приветствия, прощания, согласия, одобрения и др.), их роли, ситуаций, когда люди к ним прибегают. Работа в паре: выполнение игровых упражнений, направленных на осмысление роли, места мимики и жестов в человеческом общении, умение распознавать настроение, чувства человека по его мимике. Практическая работа: отработка произнесения с правильным ударением слов, в которых часто допускаются ошибки. Творческое задание: придумать предложение с указанными словами, обращая внимание на место ударения в них. 20 Букварный период (37 ч) Букварный период Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движений руки; обведение элементов печатных букв, штриховка рисунков (проведение параллельных линий). Ориентировка в звуковой структуре слова: подбор слов с заданным звуком. Элементы письменных букв, наклон, разлиновка, рабочая строка. Анализ письменных элементов букв; упражнения в их написании ( с помощью учителя).Сравнение написания элементов букв с образцом. Освоение письма наклонных линий. Освоение навыков начертания письменных главных и строчных букв. Анализ графических элементов букв гласных звуков. Письмо букв, буквосочетаний с соблюдением гигиенических норм. Слогозвуковой анализ слов. Печатание изученных букв под звуковыми схемами, чтение по следам анализа. Правила написания простейших слов, предложений. Заглавная буква в именах собственных и в начале предложения. Сравнение слов по значению и написанию. Писать элементы письменных букв с наклоном. Сравнивать написание элементов письменных букв с образцом, вносить необходимые коррективы. Называть слова с заданным звуком в начале слова Объяснять последовательность действий при написании заглавных и строчных букв (алгоритм написания буквы). Обводить печатные и письменные буквы. Подписывать заглавные и строчные буквы под звуковыми схемами. Проверять написанное слово и предложение. Использовать прописную букву в именах собственных и в начале предложения. Сравнивать слова по значению и написанию. Сравнивать элементы письменных букв. Правильно называть их. Соблюдать соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. Списывать с образца, используя элементы самоконтроля. Делить слова на слоги. Списывать слова и предложения, написанные печатными буквами. Проговаривать слова по слогам при их записи. Овладевать разборчивым, аккуратным письмом. Усваивать приёмы и последовательность правильного списывания с печатного текста Послебукварный период Чтение Послебуква Речевое рный общение. период Устная и (17 ч ) письменная речь. О чём рассказывают книги? Цель общения, Письмо Слог. Слово и предложение. Знаки препинания в конце предложения. Заглавная буква в Чтение Использовать в общении формулы речевого этикета, ориентируясь на положительны Письмо Находить слова и выражения, которые помогают ясно выразить свою мысль и реализовать поставленные цели общения. 21 собеседники. Осознание модели общения, цели и ситуации устного общения (с учителем). Позитивный, доброжелател ьный стиль общения, основанный на внимании к собеседнику. начале предложения; точка, вопросительн ый или восклицатель ный знак в конце предложения й стиль общения: относиться к собеседнику внимательно, терпеливо, выслушивать его; задавать вопросы, уточнять сказанное. Пользоваться словарём при написании Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказывать своё мнение. Владеть культурой устной речи ( правильно ставить в словах ударение; интонационно оформлять предложение в устной речи). Обращать внимание на выбор слов, на построение предложений, на убедительность речи. Избегать в речи лишних, пустых, ненужных слов, стремиться ясно выражать свои мысли. Различать текст и предложение. Озаглавливать текст. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Составлять небольшие тексты по теме и наблюдением ( по вопросам и опорным словам). Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений. Выражать своё отношение к изучению чукотского языка. 2 класс (68 ч) Тематические блоки, темы Грамматика и правописание ( 34 ч ) Основные виды Основное содержание деятельности обучающихся 22 Звуки и буквы (5 ч) Особенность гласных звуков. Особенность согласных звуков. Различение гласных и согласных звуков. Определение места ударения. Различение гласных ударных и безударных. Ударный слог. Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного чукотского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике) Твёрдость и мягкость согласных звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых и мягких согласных звуков. Дифференциация по твёрдости — мягкости согласных звуков. Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков (без введения терминов «звонкость», «глухость»). Игровое упражнение «Скажи так, как я» (отрабатывается умение воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове). Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове). Игра-соревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения». Упражнение: подбор слов с заданным звуком. Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова). Совместная работа: группировка слов по первому звуку (по последнему звуку), по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков ([н] — [н,], [к] — [к,] и др.). Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях. Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков. Совместное выполнение задания: проанализировать предложенную модель звукового состава слова Совместная работа: 23 Слог (4 ч) Слог как минимальная Произносительная единица. Слогообразующая функция гласных звуков. Определение количества слогов в слове. Деление слов на слоги (простые однозначные случаи) Правописание слов Функция ь: в середине слова с разделительными разделительный после букв л и ч; Ь и Ъ знаками (6 ч) функция ъ: в середине слова разделительный после остальных согласных. Использование на письме разделительных ъ и ь. Человек и другие предметы (3 ч) Гармония гласных (8 ч) Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя существительное». Работа в парах: распределение имён существительных на две группы в зависимости от того, на какой вопрос отвечают: «что?» или «кто?». Наблюдение за лексическим значением имён существительных. Упражнение: находить в тексте слова по заданным основаниям (например, слова, называющие человека и животных, растения, явления природы, и т. д.). Дифференцированное задание: выявление общего признака группы слов. Гармония гласных. Гласные сильного ряда. Гласные сильного ряда. Влияние гласных сильного ряда на гласные слабого ряда. характеристика особенностей гласных, согласных звуков, обоснование своей точки зрения, выслушивание одноклассников. Комментированное выполнение упражнения по определению количества слогов в слове, приведение доказательства. Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов. Дифференцированное задание: подбор слова с заданным ударным гласным звуком. Учебный диалог «Зачем нам нужны буквы ь и ъ?», объяснение в ходе диалога функции букв ь и ъ. Практическая работа: нахождение в тексте слов по заданным основаниям . Практическое знакомство с тем, что слова, обозначающие человека отвечают на вопросы мэн,ин?(кто это?), микынэ? (кем?), мэкына?( к кому?), мэкгыпы?( от кого?). Практическое знакомство с тем, что слова, обозначающие не - человека отвечают на вопросы ръэнут? (что?), рэк,э? (чем?), рак,эты?( к чему?), ръагыпы? (из чего?), рак,эты?( от чего?). Упражнения в написании гласных при влиянии сильного ряда на гласные слабого ряда. 24 Действие и признак предмета (3 ч) Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы ныръэк,ин?( что делает?), рэк,ыркын?( что делает?), гэръэлин? ( что сделал?), рзръэгъэ? ( что будет делать?)обозначающие действия человека и не - человека, употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы: мин,кри вальын?«какой?», «какая?», «какое?»), ръэкин?«для чего? из чего?»), употребление в речи Практическое знакомство с изменением существительных по вопросам: рақэты? ръагыпы? рэқык? рэқык қача? в составе предложений. Практическое знакомство с изменением существительных по вопросам: мэкына? мэкгыпы? микынэ варкын? микынэ рээн? в составе предложений. Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «глагол». Наблюдение за лексическим значением глаголов. Дифференцированное задание: группировка глаголов в зависимости от того, называют они движение или чувства. Практическая работа: выписать из набора слов только глаголы. Работа в парах: нахождение в тексте глаголов Практическое знакомство со спряжением глагола, обозначающего человека и не – человека. Наблюдение за предложенным набором слов: что обозначают, на какой вопрос отвечают, формулирование вывода, введение понятия «имя прилагательное». Работа в парах: распределение имён прилагательных на три группы и вывод о том, что прилагательные чукотского языка не имею рода. Наблюдение за лексическим значением имён прилагательных. Дифференцированное 25 Главные и второстепенные члены предложения (4 ч) Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения— подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые. Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов . задание: выявление общего признака группы имён прилагательных. Практическая работа: выписывание из текста имён прилагательных. Комментированное выполнение задания: выписать из предложения пары слов, от одного из которых к другому можно задать смысловой (синтаксический) вопрос. Самостоятельная работа: установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Учебный диалог, направленный на актуализацию знаний о видах предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Дифференцированное задание: определение признака классификации предложений. Упражнение: нахождение в тексте предложений с заданными характеристиками. Работа в группах: соотнесение предложений и их характеристик (цель высказывания, эмоциональная окраска. Самостоятельная работа: выписывание из текста повествовательных, побудительных, вопросительных предложений. Работа в парах: классификация предложений. Совместное составление алгоритма нахождения главных членов предложения. 26 Повторение (1 ч) Школа. Семья и друзья (6 ч) Осень (2 ч) Зимой (6 ч) Домашние и тундровые животные (6 ч) Упражнения на нахождение подлежащих и сказуемых. Наблюдение за предложениями с однородными членами. Объяснение выбора нужного союза в предложении с однородными членами. Комментированное выполнение задания на нахождение в тексте предложений с однородными членами. Работа в парах: продолжение ряда однородных членов предложения. Творческое задание: составление предложений с однородными членами. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Повторение правил правописания, изученных в 1 и 2 классах. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Литературное чтение (34 ч) А. Барто Здравствуй, школа! Беседа перед чтением П. Инэликэй . Хорошо будем текстов раздела: обсуждение учиться. вопросов по теме раздела. Школа. Вместе работать легче. Слушание текста: В. Осеева. Три друга. восприятие на слух В.Осеева. Просто старушка. художественных А Членов. Осень в тундре. произведений. Л. Толстой. Лебеди Понимание воспринятого на слух текста: ответы на Ю. Рытхэу. Снежинка. С. вопросы по содержанию Стебницкий. Чуть не утонул. текста, который читает Ю. Рытхэу. Утро. учитель. Н. Коравье. Ледяные окошки. Учебный диалог: А. Керек. День защитника Отечества. П. Скорик. На границе сопоставление собственного опыта по освоению способа А. Керек. Олень. Лиса. чтения с описанным в А. Керек. Заяц. Орёл. произведении. П. Скорик. Помощник Илыки. Восприятие на слух С. Стебницкий. Песец. историко-культурного Н. Коравье. В тундре. 27 Сказки (5 ч) Весна (4 ч) Наша Родина (2 ч) Лето (3 ч) Ненецкая сказка. Три товарища. Нивхская сказка. Ворон и рак. Чукотская сказка. Как менялись домами. Л. Толстой. Муравей и Голубь. А. Керек. Зайчонок. П. Инэнликэй. Весна. С. Маршак. Март. Ю. Рытхэу. Сосулька. А. Леонов. Когда я был маленький. А. Керек. Чукотка П. Инэнликэй. Анадырь. П. Скорик. Летом. В. Тынескин. Времена года. Н. Коравье. Скоро каникулы. комментария: развитие умения соотносить встретившиеся в тексте детали с событиями в истории страны. Проблемная ситуация: можно ли по деталям текста определить время, в которое живут герои. Развитие умения высказывать своё мнение и доказывать его, опираясь на текст произведения и текст комментария. Пополнение словарного запаса: развитие умения высказывать предположение о значении слова на основе контекста, обязательная проверка высказанного предположения в ходе работы со словарной статьёй. Дифференцированная работа: чтение вслух небольших отрывков из предложенных произведений (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Воспроизведение услышанного текста с опорой на ключевые слова. Учебный диалог на основе проблемных вопросов к текстам. Учебный диалог: участие в коллективном обсуждении прослушанных текстов, доказательство собственной точки зрения с опорой на текст. Пересказ текста с опорой на серию рисунков, например, к ненецкой сказке « Три товарища». Дифференцированная работа: чтение небольших фрагментов, в которых используется не только текст, но и рисунки. 28 Понимание текста: соотнесение услышанного текста и иллюстраций к нему, поиск фрагмента текста, к которому нет иллюстрации. Пополнение словарного запаса: сравнение значения синонимов, наблюдение за ситуацией их употребления Творческая работа: чтение сказки по ролям (работа в группе). Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике. Выражать своё отношение к изучению чукотского языка. Повторение (2 ч) Состав слова (14 ч) 3 класс (68 ч) Грамматика и правописание (40 ч ) Повторение правил Контроль и самоконтроль правописания, изученных при проверке собственных и в 1 и 2 классах. предложенных текстов. Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Корень - обязательная часть слова; Учебный диалог «Чем однокоренные (родственные) похожи родственные слова, слова; признаки однокоренных чем они различаются? Как (родственных) слов; найти корень слова?». выделение в словах корня Наблюдение за группами (простые случаи); окончание как родственных слов, поиск для изменяемая часть слова. каждой группы слова, с Однокоренные слова и формы помощью которого можно одного и того же слова. Корень, объяснить значение приставка, суффикс — значимые родственных слов. части слова. Упражнение: выделение корня в предложенных словах с опорой на алгоритм выделения корня. 29 Существительное Части речи. (10 ч) Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Самостоятельная работа: объединение в группы слов с одним и тем же корнем. Творческое задание: составление собственного словарика родственных слов. Объяснение роли и значения суффиксов/приставок. Работа в группах: анализ текста с установкой на поиск в нём слов с заданными приставками/ суффиксами. Совместное построение алгоритма разбора слова по составу. Тренинг в разборе слов по составу в соответствии с отрабатываемым алгоритмом, корректировка с помощью учителя своих учебных действий для преодоления ошибок при выделении в слове корня, окончания, приставки, суффикса. Комментированное выполнение анализа заданных схем состава слова и подбор слов заданного состава. Дифференцированное задание: обнаружение ошибок в установлении соответствия схем состава слова и слов. Учебный диалог «По каким признакам мы распределяем слова по частям речи?». Упражнение: группировка предложенного набора слов на основании того, какой частью речи они являются. Наблюдение за грамматическими признаками имён существительных, соотнесение сделанных выводов с информацией в учебнике. Работа в парах: нахождение у группы имён 30 Местоимение (4 ч) Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте. Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время, род; умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий, определять изученные грамматические признаки. Глагол (10 ч) Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. существительных грамматического признака, который объединяет эти имена существительные в группу. Практическая работа: изменение имён существительных по указанному признаку. Наблюдение за ролью местоимений в тексте. Практическая работа: корректировка текста, заключающаяся в замене повторяющихся в тексте имён существительных соответствующими местоимениями. Работа в группах: определение уместности употребления местоимений в тексте, обнаружение речевых ошибок, связанных с неудачным употреблением местоимений. Практическая работа: анализ текста на наличие в нём местоимений, грамматические характеристики которых даны (из числа изученных). Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов Проверочная работа: проверка умения ориентироваться в изученных понятиях: часть речи, склонение, падеж, время, род; умения соотносить понятие с его краткой характеристикой, объяснять своими словами значение изученных понятий, определять изученные грамматические признаки. Литературное чтение (28 ч) Лето (1 ч) Осень (7 ч) Рассказ. Летом. Осенью. А. Кымытваль. «Земная боль». Праздник осеннего убоя Беседа перед изучением разделов: обсуждение вопросов 31 Зима (10 ч) Весна (10 ч) оленей I ч. Праздник осеннего убоя оленей II ч. Праздник осеннего убоя оленей III ч. Сказка. Мышка. Ю. Рытхеу. Осень. Гонки на собачьих упряжках. В. Тынескин. Песня гонщика. Словарная работа по тесту « Три товарища». Сказка « Три товарища». А. Кымытваль. Мать. Словарная работа по тексту «Хитрая мышка». Сказка « Хитрая мышка». Словарная работа по тексту « Бычок и лисёнок». Сказка « Бычок и лисёнок». Мансийчкая сказка « Почему у зайца уши большие». В. Тымнетувье. Весна. Словарная работа по тексту «Ворон и Волк». . Чукотская сказка « Ворон и Волк». А. Кымытваль. Весна. Словарная работа по тексту « Праздник рогов». Рассказ «Праздник рогов». Рассказ «Летовка». Рассказ « В тундре». А. Кымытваль. «Прекрасна наша земля». П. Инэнликэй. На косе. «Что мы Родиной зовём? Как человек открывает для себя свою Родину?». Чтение вслух: чтение небольших отрывков из произведений, постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами сложных слов (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения, позволяющим осознать текст). Упражнение: передача смысловых особенностей текстов с помощью интонирования. Пополнение словарного запаса: высказывание предположения о значении слов, соотнесение своего понимания с содержанием словарной статьи, сравнение слов приволье,раздолье; часть, частица, участвовать, причастный. Характеристика текста художественного произведения: определение ключевых идей произведений, сравнение сюжетов народной и литературной сказок, описывающих похожие события; сравнение прочитанных текстов (работа в группе). Характеристика героев произведения: оценка поступков героя с доказательством своего мнения с опорой на текст. Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте отрывков, соответствующих иллюстрациям. Учебный диалог на основе 32 проблемных вопросов к тексту. Творческая работа: чтение сказки по ролям (работа в группе). Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике. Выражать своё отношение к изучению чукотского языка. 4 класс (68 ч) Грамматика и правописание ( 34 ч) Существительное Части речи самостоятельные Работа с таблицей «Части (10 ч) и служебные. речи», анализ содержания Имя существительное. таблицы, установление Склонение основания для сравнения имён существительных. слов, относящихся Существительные Творительного к разным частям речи. падежа с переходными глаголами. Упражнение: группировка слов на основании того, какой частью речи они являются. Дифференцированное задание: классификация частей речи по признаку (самостоятельные и служебные части речи). Местоимение Личные Работа с таблицей «Части (5 ч) местоимения. речи», анализ содержания таблицы, установление основания для сравнения слов, относящихся к разным частям речи. Упражнение: группировка слов на основании того, какой частью речи они являются. Имя Имя прилагательное. Работа с таблицей «Части прилагательное Повторение: зависимость речи», анализ содержания (5 ч ) формы имени прилагательного таблицы, установление от формы имени основания для сравнения существительного. Склонение слов, относящихся имён прилагательных к разным частям речи. во множественном Упражнение: группировка числе. слов на основании того, какой частью речи они являются. Практическая работа: определение 33 Глагол (14 ч) Осень (4 ч ) грамматических признаков имён прилагательных. Комментированное выполнение задания по соотнесению формы имени прилагательного с формой имени существительного. Работа в группах: анализ дидактического текста, поиск ошибок на согласование имён существительных и имён прилагательных, исправление найденных ошибок. Глагол. Изменение глаголов по Работа с таблицей «Части лицам и числам в настоящем и речи», анализ содержания будущем времени (спряжение). таблицы, установление І и ІІ спряжение глаголов. основания для сравнения Способы определения I и II слов, относящихся спряжения глаголов к разным частям речи. Комментированное выполнение Упражнение: группировка задания, связанного с выбором слов на основании того, основания для сравнения слов, какой частью речи они относящихся к одной части речи, являются. но различающихся Практическая работа: грамматическими признаками. определение Работа в группах: нахождение грамматических признаков основания для группировки глаголов. слов (в качестве основания для Комментированное группировки могут быть выполнение задания: использованы различные соотнесение глаголов и их признаки, например: по частям грамматических речи; для имён существительных характеристик. — по родам, числам, склонениям, Работа в группах: для глаголов — по вопросам, объединение глаголов в временам, спряжениям). группы по определённому Практическая работа: определение признаку (например, время, грамматических признаков спряжение). имён существительных. Совместное выполнение Упражнение: соотнесение слов и задания: анализ текста на наборов их грамматических наличие в нём глаголов, характеристик. грамматические Работа в парах: группировка имён характеристики которых существительных по разным даны. Работа с таблицей, основаниям. обобщающей результаты работы с грамматическими характеристиками глаголов: чтение таблицы, дополнение примерами. Литературное чтение (34 ч ) И. Пэумэт. Поздняя осень. В. Чтение про себя: чтение 34 Великая Отечественная война (4 ч) Зима (5 ч ) Наша Родина (8 ч) Весна (6 ч ) Сказки (4 ч ) Летом (3 ч) Леонтьев. Тундра осенью. В. Леонтьев. Море поздней осенью. М. Вальгиргин. Первый снег. Великая Отечественная война. Всё для победы. Наша граница. Собаки – друзья и помощники человека. В. Кеулькут. Снежинка. Рассказ «Кто как зимует». Рассказ «Проверяя капканы». Рассказ «Куропатка». Рассказ «Зима». М. Вальгиргин. Две матери. Г. Кублицкий. Москва. М. Вальгиргин. Всегда люби свою Родину. М. Аджиев. Богатства Сибири. В.Корзин. Хозяева Севера. В. Воскобойников. Полярная станция. В. Воскобойников. Билибино. П. Инэнликэй. Велика наша Родина. М. Вальгиргин. Весна. Рассказ «Мамин праздник». Рассказ «Говорящие письма». А. Кымытваль. В тундре. В. Леонтьев. Юр – юр –юр. М. Вальгиргин. Оленёнок. В. Тынэскин. Сказка «Человек – друг оленя». Пэнэвьи «Бурый медведь и копьё». Пэлятын « Олень и лось».В. Ятгыргын «Два белые птицы» В. Кеулькут. Летом. Рассказ « На летовке». В.Ятгыргын. Помощник. небольших отрывков из произведений, ответы на вопросы по содержанию; чтение и обсуждение историко-культурной информации, имеющей отношение к прочитанному произведению. Понимание значения незнакомых слов и выражений в тексте с опорой на контекст, морфемную структуру слова и дополнительные источники информации. Характеристика текста художественного произведения: определение ключевых идей произведения; понимание смысла заголовка рассказа. Характеристика героев произведения: поиск в тексте деталей, создающих образ героя; установление связи между поступками героя и его характером. Творческая работа: чтение сказки по ролям (работа в группе). Наблюдение: рассматривание иллюстраций, поиск в тексте соответствующих отрывков. 6 Чтение вслух: выразительное чтение стихотворений. Декламирование (чтение наизусть) стихотворных произведений по выбору учащихся, в том числе из числа размещённых в учебнике. Выражать своё отношение к изучению чукотского языка. 35 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)