Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29,
тел.(факс) 2-52-37
Рассмотрено
на заседании МО учителей
начальных классов
_________/ Т.Д Шараева/
Протокол №_1__
от «22 »_августа_2021г.
Согласовано
Заместитель директора по
ВР
________ /С.Г.Ерёмина /
«__» _________2021 г.
Утверждаю
Директор МБОУ
«ООШ с.Сиреники»
________ / Я. Ю. Щуцкая
« 22 » августа 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Земля – наш дом» (ФГОС)
(направление - социальное)
1 – 4 классы
Уровень образования: начальное образование
Срок реализации: 4 года (2021 – 2025 год)
Составил: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Р.И.Бороздина
Сиреники
2021
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты
1) принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
2) развитие морально-этического сознания;
3)получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к
базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в
целом.
Метапредметные результаты
1) овладение начальными формами исследовательской деятельности;
2) опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической
позиции;
3) опыт социальной и межкультурной коммуникации;
4) формирование коммуникативных навыков.
Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости
за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение,
запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением
информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом
информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в
окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ
ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/
п
Наименование
разделов/тем
Содержание
Кол-во
часов
1 КЛАСС
Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, проблемно-ценностное
общение, творческая работа.
Формы организации: беседа, игра, ребусы, практическая работа, кроссворды, чтение и
анализ произведений, творческая работа.
1
Введение
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле
1
чудес».
2
Дикие животные
Заяц - «Длинное ухо». Лисица. «Лиса
19
Патрикеевна». Серый хищник – волк. Хозяин
2
леса – медведь. Любознательный зверёк – белка.
Куница – охотник на белок. Лесной красавец –
лось. Сердитый недотрога – ёж. Подземный
житель – крот. Всеядное животное — барсук.
Бобр-строитель. Запасливый бурундук. Кабан –
дикий родственник домашней свиньи. Мышканорушка. Рысь – родственник кошки. Соболь «дорогой» зверёк. Тигр – самая большая кошка
на Земле. Косуля – самый маленький
европейский олень. Обобщающий урок о диких
животных.
3
Пернатые жители
Воробей – самая распространённая птица на
13
Земле. Ворона - «интеллектуальная» птица.
Ворон – красивая, умная птица. Сорока –
белобока - «лесная сплетница». «Лесной доктор»
- дятел. Соловей - «великий маэстро». Галка –
городская птица. Загадочная птица – кукушка.
«Пернатая кошка» - сова. Любимая птица –
снегирь. «Сестрицы-синицы» - самые полезные
птички России. Наш добрый сосед – скворец.
«Золотая
птица» — иволга. Обобщающее
занятие о птицах.
ИТОГО
33
2 КЛАСС
Виды деятельности: игровая, творческая, познавательная, трудовая, проблемноценностное общение.
Формы организации: беседа, игра, ребусы, практическая работа, кроссворды, чтение и
анализ произведений, творческая работа, инструктаж.
1
Введение
Что такое экология?
1
2
Мой дом за окном Мой дом. Дом, где мы живем. Практическое
6
занятие
«Уборка
школьного
двора».
Практическое занятие «Кустарники твоего
двора». Птицы нашего двора. Практическое
занятие «Изготовление кормушек для птиц».
3
Я
и
моё Моя
семья. Соседи-жильцы. Мой
класс.
9
окружение
Практическое занятие «Создание уюта в
классной и игровой комнатах». Дом моей мечты.
Рассказы, стихи о семье. Комнатные растения в
квартире, в классе. Практическое занятие «Уход
за комнатными растениями». Практическое
занятие «Маленький огород на подоконнике».
4
Гигиена
моего Гигиена класса. Практическое занятие «Гигиена
7
дома
класса».
Бытовые приборы в квартире.
Экскурсия в школьную кухню. Наша одежда и
обувь. Русская народная одежда. Практическое
занятие «Русская национальная одежда».
5
Вода – источник Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы
4
жизни
о воде в природе. Вода в жизни растений и
животных. Теория и практика «Вода и здоровье
человека. Личная гигиена».
6
Солнце и свет в Солнце, Луна, звезды – источники света.
3
нашей жизни
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные
3
растения. Практическое занятие по размещению
комнатных растений с учетом потребности тепла
и света.
7
Весенние работы
Практическое занятие по подготовке почвы к
2
посеву. Практическое занятие по посадке
растений и уход за ними.
8
Воздух
и Воздух и здоровье человека. Практическое занятие
2
здоровье
«Уборка в классе».
ИТОГО
34
3 КЛАСС
Виды деятельности: игровая, творческая, познавательная, трудовая, проблемноценностное общение, проектная .
Формы организации: беседа, инструктаж, игра, ребусы, практическая работа,
кроссворды, чтение и анализ произведений, дискуссия, опыт, акция, проект, экскурсия,
практикум.
1
Введение
Мы жители планеты Земля. Мир вокруг.
2
2
Человек
и Экология и мы. Осенние работы в поле.
5
природа
Практическое занятие «Пришкольный участок».
Место человека в мире природы. Принятие в
юные экологи. Осень в тундре (экскурсия).
3
Неживое
в Неживая природа. Солнце – источник тепла и
12
природе
света. Вода, её признаки и свойства. Берегите
воду! Почва – святыня наша. Практическое
занятие «Почва – состав и свойства почвы».
Погода. Климат.
Предсказание погоды по
народным
приметам.
Почему
нельзя..?
Практическое занятие
«Диалоги с неживой
природой».
4
Живое в природе. Практикум «Хлебные крошки». Кто улетает, а
9
Экологические
кто остаётся. Экологические связи неживой и
связи
между живой природы. Вода и жизнь. Растения рядом.
неживой и живой Комнатные растения. Размножение комнатных
природой
растений. Дикорастущие растения луга, водоёма,
леса. Практическое занятие «Растения тундры».
5
Царство грибов
Съедобные грибы. Несъедобные
грибы.
3
Микроскопические организмы.
6
Сельскохозяйстве Сельскохозяйственные машины и
орудия.
3
нный труд весной Сельскохозяйственные работы: подготовка земли к
посеву семян, отростков. Сельскохозяйственные
опыты.
ИТОГО
34
4 КЛАСС
Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение,
творческая, трудовая, проектная .
Формы организации: беседы, инструктаж, проект, акция, викторин, практическая
работа.
1
Введение.
Вводное занятие. Жизнь на Земле
1
2
Среда обитания
Времена года на Земле.
Наблюдения за
6
сезонными изменениями в неживой и живой
природе. Изменения окружающей среды.
Практическое занятие «Осень на пришкольном
4
3
Жизнь животных
4
Реки и озера
5
Человек
животные
6
Сельскохозяйстве
нный труд
участке».
Условия
жизни
растений.
Разнообразие животных, условия их жизни.
Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр
видеофильма
о
жизни
динозавров.
Экологический
проект
«Почему
нужно
защищать природу?». Красная книга – способ
защиты редких видов животных и растений.
Реки и озера. Получение кислорода под водой.
Пресноводные животные и растения. Жизнь у рек
и озер. Экологический проект « Человек и его
деятельность – причина загрязнения водоемов».
Околоводные
птицы.
Подготовка
акции
«Сохраним первоцвет!». Акция « Сохраним
первоцвет!».
Жизнь среди людей. Ролевая игра «Это все
кошки». Домашние животные. Викторина
«Собаки – наши друзья». Уход за домашними
животными. Работа над проектом «Ты в ответе за
тех, кого приручил». Люди и паразиты. Бактерии
и вирусы. Борьба с болезнями.
Почва. Семена овощных и декоративных
культур.
Заботы
хлебороба
весной.
Изготовление
«Посадочных
лент» семян
культурных растений. Подготовка почвы на
пришкольном участке. Высадка рассады на
участке.
Составление
графика
полива.
Декоративные растения.
ИТОГО
ИТОГО ПО КУРСУ
и
4
8
8
7
34
135
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№
п/п
Наименование разделов/тем
1 КЛАСС
Введение
1
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»
Дикие животные
Кол-во часов
1ч
1
19 ч
2
Заяц - «Длинное ухо»
1
3
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
1
4
Серый хищник – волк
1
5
Хозяин леса – медведь
1
6
Любознательный зверёк – белка
1
5
7
Куница – охотник на белок
1
8
Лесной красавец – лось
1
9
Сердитый недотрога- ёж
1
10
Подземный житель – крот
1
11
Всеядное животное — барсук
1
12
Бобр-строитель
1
13
Запасливый бурундук
1
14
Кабан – дикий родственник домашней свиньи
1
15
Мышка-норушка
1
16
Рысь – родственник кошки
1
17
Соболь - «дорогой» зверёк
1
18
Тигр – самая большая кошка на Земле
1
19
Косуля – самый маленький европейский олень
1
20
Обобщающие занятие о диких животных
1
Пернатые жители
13 ч
21
Воробей – самая распространённая птица на Земле
1
22
Ворона - «интеллектуальная» птица
1
23
Ворон – красивая, умная птица
1
24
Сорока- белобока - «лесная сплетница»
1
25
«Лесной доктор» - дятел
1
26
Соловей - «великий маэстро»
1
27
Галка – городская птица
1
28
Загадочная птица – кукушка
1
29
«Пернатая кошка» - сова
1
30
Любимая птица – снегирь
1
31
«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России
1
32
Наш добрый сосед – скворец
1
33
«Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах.
1
ИТОГО
33 ч
2 КЛАСС
Введение
1
Что такое экология?
1ч
1
Мой дом за окном
6ч
6
2
Мой дом
1
3
Дом, где мы живем
1
4
Практическое занятие «Уборка школьного двора»
1
5
Кустарники твоего двора
1
6
Птицы нашего двора
1
7
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
1
Я и мое окружение
9ч
8
Моя семья
1
9
Соседи-жильцы
1
10
Мой класс
1
11
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
1
12
Дом моей мечты
1
13
Рассказы, стихи о семье
1
14
Комнатные растения в квартире, в классе
1
15
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
1
16
Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»
1
Гигиена моего дома
7ч
17
Гигиена класса
1
18
Практическое занятие «Гигиена класса»
1
19
Бытовые приборы в квартире
1
20
Экскурсия в школьную кухню
1
21
Наша одежда и обувь
1
22
Русская народная одежда
1
23
Практическое занятие «Русская национальная одежда»
1
Вода - источник жизни
4ч
24
Вода в моем доме и в природе
1
25
Стихи, рассказы о воде в природе
1
26
Вода в жизни растений и животных.
1
27
Вода и здоровье человека. Личная гигиена.
1
Солнце и свет в нашей жизни
3ч
28
Солнце, Луна, звезды – источники света
1
29
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
1
30
Практическое занятие по размещению комнатных растений с
учетом потребности тепла и света
1
7
Весенние работы
2ч
31
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву
1
32
Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними
1
Воздух и здоровье
2ч
33
Воздух и здоровье человека.
1
34
Практическое занятие «Уборка в классе».
1
ИТОГО
34 ч
3 КЛАСС
Введение
2ч
1
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля.
1
2
Мир вокруг.
1
Человек и природа
5ч
3
Экология и мы.
1
4
Осенние работы в поле
1
5
Практическое занятие «Пришкольный участок»
1
6
Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи
1
7
Осень в тундре
1
Неживое в природе
12 ч
8
Неживая природа
1
9
Неживая природа
1
10
Солнце – источник тепла и света
1
11
Вода, её признаки и свойства
1
12
Берегите воду!
1
13
Почва – святыня наша.
1
14
Состав и свойства почвы
1
15
Погода. Климат.
1
16
Погода. Климат.
1
17
Предсказание погоды по народным приметам.
1
18
Почему нельзя…?
1
19
Диалоги с неживой природой
1
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой
9ч
природой
20
Практикум «Хлебные крошки»
1
8
21
Кто улетает, а кто остаётся
1
22
Экологические связи неживой и живой природы
1
23
Вода и жизнь
1
24
Растения рядом
1
25
Комнатные растения
1
26
Размножение комнатных растений
1
27
Дикорастущие растения луга, водоема и леса
1
28
Практическое занятие «Растения тундры»
1
Царство грибов
3ч
29
Съедобные грибы
1
30
Несъедобные грибы
1
31
Микроскопические грибы
1
Сельскохозяйственный труд весной
3ч
32
Сельскохозяйственные машины и орудия
1
33
Сельскохозяйственные работы: подготовка земли к посеву семян,
отростков
Сельскохозяйственные опыты.
1
34
ИТОГО
1
34 ч
4 КЛАСС
Введение
1
Вводное занятие. Жизнь на Земле
Среда обитания
1ч
1
6ч
2
Времена года на Земле
1
3
Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой
1
природе
4
Изменения окружающей среды
1
5
Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»
1
6
Условия жизни растений
1
7
Разнообразие животных, условия их жизни
1
Жизнь животных
4ч
8
Динозавры – вымерший вид животных
1
9
Просмотр видеофильма о жизни динозавров
1
10
Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»
1
11
Красная книга – способ защиты редких видов животных и
растений
1
9
Реки и озера
8ч
12
Реки и озера
1
13
Получение кислорода под водой
1
14
Пресноводные животные и растения
1
15
Жизнь у рек и озер
1
16
1
17
Экологический проект « Человек и его деятельность – причина
загрязнения водоемов»
Околоводные птицы
18
Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»
1
19
Акция « Сохраним первоцвет!»
1
Человек и животные
1
8ч
20
Жизнь среди людей
1
21
Ролевая игра «Это все кошки»
1
22
Домашние животные
1
23
Викторина «Собаки – наши друзья»
1
24
Уход за домашними животными
1
25
Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».
1
26
Люди и паразиты
1
27
Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями
1
Сельскохозяйственный труд
7ч
28
Почва
1
29
Семена овощных и декоративных культур
1
30
Заботы хлебороба весной
1
31
Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений
1
32
Подготовка почвы на пришкольном участке
1
33
Высадка рассады на участке. Составление графика полива
1
34
Декоративные растения
1
ИТОГО
34 ч
ИТОГО ПО КУРСУ
135
10