Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.(факс) 2-52-37 Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов _________/ Т.Д Шараева/ Протокол №_1__ от «22 »_августа_2021г. Согласовано Заместитель директора по ВР ________ /С.Г.Ерёмина / «__» _________2021 г. Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с.Сиреники» ________ / Я. Ю. Щуцкая « 22 » августа 2021 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Земля – наш дом» (ФГОС) (направление - социальное) 1 – 4 классы Уровень образования: начальное образование Срок реализации: 4 года (2021 – 2025 год) Составил: учитель начальных классов первой квалификационной категории Р.И.Бороздина Сиреники 2021 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностные результаты 1) принятие обучающимися правил здорового образа жизни; 2) развитие морально-этического сознания; 3)получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Метапредметные результаты 1) овладение начальными формами исследовательской деятельности; 2) опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; 3) опыт социальной и межкультурной коммуникации; 4) формирование коммуникативных навыков. Предметные результаты 1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № п/ п Наименование разделов/тем Содержание Кол-во часов 1 КЛАСС Виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, проблемно-ценностное общение, творческая работа. Формы организации: беседа, игра, ребусы, практическая работа, кроссворды, чтение и анализ произведений, творческая работа. 1 Введение Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле 1 чудес». 2 Дикие животные Заяц - «Длинное ухо». Лисица. «Лиса 19 Патрикеевна». Серый хищник – волк. Хозяин 2 леса – медведь. Любознательный зверёк – белка. Куница – охотник на белок. Лесной красавец – лось. Сердитый недотрога – ёж. Подземный житель – крот. Всеядное животное — барсук. Бобр-строитель. Запасливый бурундук. Кабан – дикий родственник домашней свиньи. Мышканорушка. Рысь – родственник кошки. Соболь «дорогой» зверёк. Тигр – самая большая кошка на Земле. Косуля – самый маленький европейский олень. Обобщающий урок о диких животных. 3 Пернатые жители Воробей – самая распространённая птица на 13 Земле. Ворона - «интеллектуальная» птица. Ворон – красивая, умная птица. Сорока – белобока - «лесная сплетница». «Лесной доктор» - дятел. Соловей - «великий маэстро». Галка – городская птица. Загадочная птица – кукушка. «Пернатая кошка» - сова. Любимая птица – снегирь. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России. Наш добрый сосед – скворец. «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах. ИТОГО 33 2 КЛАСС Виды деятельности: игровая, творческая, познавательная, трудовая, проблемноценностное общение. Формы организации: беседа, игра, ребусы, практическая работа, кроссворды, чтение и анализ произведений, творческая работа, инструктаж. 1 Введение Что такое экология? 1 2 Мой дом за окном Мой дом. Дом, где мы живем. Практическое 6 занятие «Уборка школьного двора». Практическое занятие «Кустарники твоего двора». Птицы нашего двора. Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц». 3 Я и моё Моя семья. Соседи-жильцы. Мой класс. 9 окружение Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах». Дом моей мечты. Рассказы, стихи о семье. Комнатные растения в квартире, в классе. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями». Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике». 4 Гигиена моего Гигиена класса. Практическое занятие «Гигиена 7 дома класса». Бытовые приборы в квартире. Экскурсия в школьную кухню. Наша одежда и обувь. Русская народная одежда. Практическое занятие «Русская национальная одежда». 5 Вода – источник Вода в моем доме и в природе. Стихи, рассказы 4 жизни о воде в природе. Вода в жизни растений и животных. Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». 6 Солнце и свет в Солнце, Луна, звезды – источники света. 3 нашей жизни Светолюбивые и теплолюбивые комнатные 3 растения. Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света. 7 Весенние работы Практическое занятие по подготовке почвы к 2 посеву. Практическое занятие по посадке растений и уход за ними. 8 Воздух и Воздух и здоровье человека. Практическое занятие 2 здоровье «Уборка в классе». ИТОГО 34 3 КЛАСС Виды деятельности: игровая, творческая, познавательная, трудовая, проблемноценностное общение, проектная . Формы организации: беседа, инструктаж, игра, ребусы, практическая работа, кроссворды, чтение и анализ произведений, дискуссия, опыт, акция, проект, экскурсия, практикум. 1 Введение Мы жители планеты Земля. Мир вокруг. 2 2 Человек и Экология и мы. Осенние работы в поле. 5 природа Практическое занятие «Пришкольный участок». Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи. Осень в тундре (экскурсия). 3 Неживое в Неживая природа. Солнце – источник тепла и 12 природе света. Вода, её признаки и свойства. Берегите воду! Почва – святыня наша. Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы». Погода. Климат. Предсказание погоды по народным приметам. Почему нельзя..? Практическое занятие «Диалоги с неживой природой». 4 Живое в природе. Практикум «Хлебные крошки». Кто улетает, а 9 Экологические кто остаётся. Экологические связи неживой и связи между живой природы. Вода и жизнь. Растения рядом. неживой и живой Комнатные растения. Размножение комнатных природой растений. Дикорастущие растения луга, водоёма, леса. Практическое занятие «Растения тундры». 5 Царство грибов Съедобные грибы. Несъедобные грибы. 3 Микроскопические организмы. 6 Сельскохозяйстве Сельскохозяйственные машины и орудия. 3 нный труд весной Сельскохозяйственные работы: подготовка земли к посеву семян, отростков. Сельскохозяйственные опыты. ИТОГО 34 4 КЛАСС Виды деятельности: познавательная, игровая, проблемно-ценностное общение, творческая, трудовая, проектная . Формы организации: беседы, инструктаж, проект, акция, викторин, практическая работа. 1 Введение. Вводное занятие. Жизнь на Земле 1 2 Среда обитания Времена года на Земле. Наблюдения за 6 сезонными изменениями в неживой и живой природе. Изменения окружающей среды. Практическое занятие «Осень на пришкольном 4 3 Жизнь животных 4 Реки и озера 5 Человек животные 6 Сельскохозяйстве нный труд участке». Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни. Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров. Экологический проект «Почему нужно защищать природу?». Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Реки и озера. Получение кислорода под водой. Пресноводные животные и растения. Жизнь у рек и озер. Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Околоводные птицы. Подготовка акции «Сохраним первоцвет!». Акция « Сохраним первоцвет!». Жизнь среди людей. Ролевая игра «Это все кошки». Домашние животные. Викторина «Собаки – наши друзья». Уход за домашними животными. Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». Люди и паразиты. Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями. Почва. Семена овощных и декоративных культур. Заботы хлебороба весной. Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений. Подготовка почвы на пришкольном участке. Высадка рассады на участке. Составление графика полива. Декоративные растения. ИТОГО ИТОГО ПО КУРСУ и 4 8 8 7 34 135 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ № п/п Наименование разделов/тем 1 КЛАСС Введение 1 Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» Дикие животные Кол-во часов 1ч 1 19 ч 2 Заяц - «Длинное ухо» 1 3 Лисица. «Лиса Патрикеевна» 1 4 Серый хищник – волк 1 5 Хозяин леса – медведь 1 6 Любознательный зверёк – белка 1 5 7 Куница – охотник на белок 1 8 Лесной красавец – лось 1 9 Сердитый недотрога- ёж 1 10 Подземный житель – крот 1 11 Всеядное животное — барсук 1 12 Бобр-строитель 1 13 Запасливый бурундук 1 14 Кабан – дикий родственник домашней свиньи 1 15 Мышка-норушка 1 16 Рысь – родственник кошки 1 17 Соболь - «дорогой» зверёк 1 18 Тигр – самая большая кошка на Земле 1 19 Косуля – самый маленький европейский олень 1 20 Обобщающие занятие о диких животных 1 Пернатые жители 13 ч 21 Воробей – самая распространённая птица на Земле 1 22 Ворона - «интеллектуальная» птица 1 23 Ворон – красивая, умная птица 1 24 Сорока- белобока - «лесная сплетница» 1 25 «Лесной доктор» - дятел 1 26 Соловей - «великий маэстро» 1 27 Галка – городская птица 1 28 Загадочная птица – кукушка 1 29 «Пернатая кошка» - сова 1 30 Любимая птица – снегирь 1 31 «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России 1 32 Наш добрый сосед – скворец 1 33 «Золотая птица» — иволга. Обобщающее занятие о птицах. 1 ИТОГО 33 ч 2 КЛАСС Введение 1 Что такое экология? 1ч 1 Мой дом за окном 6ч 6 2 Мой дом 1 3 Дом, где мы живем 1 4 Практическое занятие «Уборка школьного двора» 1 5 Кустарники твоего двора 1 6 Птицы нашего двора 1 7 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» 1 Я и мое окружение 9ч 8 Моя семья 1 9 Соседи-жильцы 1 10 Мой класс 1 11 Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» 1 12 Дом моей мечты 1 13 Рассказы, стихи о семье 1 14 Комнатные растения в квартире, в классе 1 15 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» 1 16 Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» 1 Гигиена моего дома 7ч 17 Гигиена класса 1 18 Практическое занятие «Гигиена класса» 1 19 Бытовые приборы в квартире 1 20 Экскурсия в школьную кухню 1 21 Наша одежда и обувь 1 22 Русская народная одежда 1 23 Практическое занятие «Русская национальная одежда» 1 Вода - источник жизни 4ч 24 Вода в моем доме и в природе 1 25 Стихи, рассказы о воде в природе 1 26 Вода в жизни растений и животных. 1 27 Вода и здоровье человека. Личная гигиена. 1 Солнце и свет в нашей жизни 3ч 28 Солнце, Луна, звезды – источники света 1 29 Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения 1 30 Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света 1 7 Весенние работы 2ч 31 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву 1 32 Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними 1 Воздух и здоровье 2ч 33 Воздух и здоровье человека. 1 34 Практическое занятие «Уборка в классе». 1 ИТОГО 34 ч 3 КЛАСС Введение 2ч 1 Вводное занятие. Мы жители планеты Земля. 1 2 Мир вокруг. 1 Человек и природа 5ч 3 Экология и мы. 1 4 Осенние работы в поле 1 5 Практическое занятие «Пришкольный участок» 1 6 Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи 1 7 Осень в тундре 1 Неживое в природе 12 ч 8 Неживая природа 1 9 Неживая природа 1 10 Солнце – источник тепла и света 1 11 Вода, её признаки и свойства 1 12 Берегите воду! 1 13 Почва – святыня наша. 1 14 Состав и свойства почвы 1 15 Погода. Климат. 1 16 Погода. Климат. 1 17 Предсказание погоды по народным приметам. 1 18 Почему нельзя…? 1 19 Диалоги с неживой природой 1 Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой 9ч природой 20 Практикум «Хлебные крошки» 1 8 21 Кто улетает, а кто остаётся 1 22 Экологические связи неживой и живой природы 1 23 Вода и жизнь 1 24 Растения рядом 1 25 Комнатные растения 1 26 Размножение комнатных растений 1 27 Дикорастущие растения луга, водоема и леса 1 28 Практическое занятие «Растения тундры» 1 Царство грибов 3ч 29 Съедобные грибы 1 30 Несъедобные грибы 1 31 Микроскопические грибы 1 Сельскохозяйственный труд весной 3ч 32 Сельскохозяйственные машины и орудия 1 33 Сельскохозяйственные работы: подготовка земли к посеву семян, отростков Сельскохозяйственные опыты. 1 34 ИТОГО 1 34 ч 4 КЛАСС Введение 1 Вводное занятие. Жизнь на Земле Среда обитания 1ч 1 6ч 2 Времена года на Земле 1 3 Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой 1 природе 4 Изменения окружающей среды 1 5 Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» 1 6 Условия жизни растений 1 7 Разнообразие животных, условия их жизни 1 Жизнь животных 4ч 8 Динозавры – вымерший вид животных 1 9 Просмотр видеофильма о жизни динозавров 1 10 Экологический проект «Почему нужно защищать природу?» 1 11 Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений 1 9 Реки и озера 8ч 12 Реки и озера 1 13 Получение кислорода под водой 1 14 Пресноводные животные и растения 1 15 Жизнь у рек и озер 1 16 1 17 Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов» Околоводные птицы 18 Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» 1 19 Акция « Сохраним первоцвет!» 1 Человек и животные 1 8ч 20 Жизнь среди людей 1 21 Ролевая игра «Это все кошки» 1 22 Домашние животные 1 23 Викторина «Собаки – наши друзья» 1 24 Уход за домашними животными 1 25 Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил». 1 26 Люди и паразиты 1 27 Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями 1 Сельскохозяйственный труд 7ч 28 Почва 1 29 Семена овощных и декоративных культур 1 30 Заботы хлебороба весной 1 31 Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений 1 32 Подготовка почвы на пришкольном участке 1 33 Высадка рассады на участке. Составление графика полива 1 34 Декоративные растения 1 ИТОГО 34 ч ИТОГО ПО КУРСУ 135 10