РП ВД Родной язык (эскимосский) 5-9 классы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ,
село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29,
тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено
на заседании МО учителей
лингвистов
_________/ А.Н. Петрова /
Протокол №___ от
«__»_______20__г.

Согласовано
Заместитель директора по
УР
________ /А.Н. Петрова/
«__» _________20__ г.

Утверждаю
Директор МБОУ «ООШ
с.Сиреники»
________ / Я. Ю. Щуцкая /
«_29_» _августа_20_22 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
РОДНОЙ ЯЗЫК (эскимосский язык)
(ФГОС III поколение)
направление – общеинтеллектуальное
5 – 9 класс
Уровень образования: основное общее образование

Составил: учитель родных языков
Т.А. Олейникова

Сиреники
2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Эскимосский язык относится к группе родных языков и распространен на
территории Чукотского автономного округа, а также за пределами России (Аляска,
Гренландия, Канада). Он имеет глубокие корни и богатые истоки, обеспечивающие
непреходящую ценность.
Однако много лет сохраняется опасность исчезновения языка, если забота о его
возрождении и сохранении в качестве живого народного языка и дальнейшем его
развитии и функционировании не станет делом поистине общенациональным,
языковой политикой – формой сознательного воздействия общества на свой
исконный язык.
Учебный курс «Родной (эскимосский) язык» актуализирует цель воспитания
активной гражданской позиции, патриотизма, любви к родному языку и культуре,
популяризации родного языка.
Благодаря внеурочной деятельности будет совершенствоваться культура речи,
коммуникативные умения, а также, что важно, будет обеспечено базовое знание
эскимосским языком в различных ситуациях, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся.
Родной (эскимосский) язык – национальный язык коренного народа Чукотки,
являющийся также средством межнационального общения. Изучение учебного
курса «Родной язык» на уровне основного общего образования нацелено на
личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о родном
эскимосском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Цели изучения учебного курса «Родной язык»:
 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к языку межнационального общения; проявление сознательного
отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства народов Чукотки;
 овладение эскимосским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
 овладение знаниями о языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах эскимосского языка;
практическое овладение нормами эскимосского литературного языка и
речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических
средств;
 совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Задачи учебного курса:
 формировать навыки самостоятельной работы над познанием родного языка;
 развивать творческие способности учащихся;
 совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
 формировать культуру обращения с книгой;
2




развивать смекалку и сообразительность;
приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
 Взаимосвязь с программой воспитания
 Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
 - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
 - формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
 - поощрение педагогами детских инициатив.
 Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов.
 Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
 Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
 Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
 Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
 Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
 Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.

Место учебного курса в плане внеурочной деятельности

3

Учебным планом внеурочной деятельности
(эскимосского) языка отводится 338 часов:
в 5 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 7 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 9 классе — 66 часов (2 часа в неделю).

на

изучение

родного

Формы проведения занятий учебного курса:











беседа,
игра,
проект,
круглый стол,
викторина,
практическая работа,
фотоконкурс,
дискуссия,
виртуальная экскурсия,
дебаты.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
5 класс
Повторение.
Знакомство с творчеством Т. Ачиргиной. Выразительное чтение
стихотворений Т.Ачиргиной. Инструктаж по технике безопасности при проведении
занятий.
Фонетика.
Гласные звуки и буквы в эскимосских словах. Удвоенные гласные в
эскимосских. Классификация гласных.
Звуки речи.
Гармония гласных. Гласный Ы как краткий, как сильный, как
соединительный. Согласные буквы и звуки. Гортанно- смычный согласный.
Различие слов с гортанно- смычным согласным. Удвоенные согласные звуки и
буквы. Отличие эскимосского от чукотского и русского языков.
Морфология.
Спряжение глаголов. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении мн. числа. Личные местоимения. Падежи. Абсолютный падеж.
Относительный падеж. Творительный падеж. Дательно-направительный падеж.
Местный падеж. Продольный падеж. Сравнительный падеж. Косвенные падежи
4

притяжательного склонения. Пространственные имена и послелоги. Суффикс со
значением вежливого побуждения. Суффикс -к′аг′- .Суффикс со значением
вежливого побуждения. Суффикс -ах′т-. Порядковые числительные. Суффикс -к′-, как′-. Суффикс -г′ун-. Времена глаголов. Настоящее время. Прошедшее время.
Близкое прошедшее время. Будущее время. Близкое будущее.
Грамматика
Основные особенности строения слова. Структура слова. Основа слова.
Типы словообразовательных суффиксов. Понятие о типе основы. Типы именных
основ.
Чтение
Статья из газеты «Учитель». Украинская сказка «Пшеница. В. Бианки. Поиск
ягод. В. Ференц. Осень в тундре. А. Плещеев. Осенью.
6 класс
Повторение.
Знакомство с творчеством А. Кымытваль. Выразительное чтение
стихотворении А.Кымытваль. Выразительное чтение.
Фонетика.
Гласные звуки и буквы. Удвоенные гласные. Классификация гласных.
Гармония гласных.
Гармония гласных. Гласный Ы как краткий, как сильный, как
соединительный.
Согласные буквы и звуки. Гортанно - смычный согласный. Различие слов с
гортанно - смычным согласным. Удвоенные согласные звуки и буквы.
Ассимиляция. Диссимиляция. Алфавит. Отличие эскимосского от чукотского и
русского.
Морфология.
Спряжение глаголов. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении мн. числа. Личные местоимения. Падежи. Абсолютный падеж.
Относительный падеж. Творительный падеж. Дательно-направительный
падеж. Местный падеж. Продольный падеж. Сравнительный падеж. Косвенные
падежи притяжательного склонения. Пространственные имена и послелоги.
Суффикс со значением вежливого побуждения. Суффикс -к′аг′- .Суффикс со
значением вежливого побуждения. Суффикс -ах′т-. Порядковые числительные.
Суффикс -к′-, -как′-. Суффикс -г′ун-. Времена глаголов. Настоящее время.
Прошедшее время. Близкое прошедшее время. Будущее время. Близкое будущее.
Грамматика.
Основные особенности строения слова. Структура слова. Основа слова.
Типы словообразовательных суффиксов. Понятие о типе основы. Типы именных
основ
5

7 класс
Повторение.
Склонение имен существительных. Спряжение непереходных глаголов.
Склонение личных местоимений.
Лексика.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов.
Лексикография. Различные виды словарей.
Морфология.
Качественные имена прилагательные. Изменение качественных имен
прилагательных по лицам. Таблица
спряжения качественных имен
прилагательных.
Спряжение глаголов. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении мн. числа. Субъектно – объектное спряжение глаголов.
Отрицательные формы глаголов. Пространственные имена и послелоги.
Независимые
наклонения.
Изъявительное
наклонение.
Вопросительное
наклонение. Повелительное наклонение. Суффиксы со значением вежливого
наклонения.
Синтаксис.
Тип и связи слов. Полные и неполные предложения. Распространенные
предложения. Второстепенные члены предложения. Члены предложения.
Составность предложения. Типы предложений по цели высказывания.
8 класс
Введение.
Склонение имен существительных. Склонение личных местоимений.
Спряжение непереходных глаголов.
Лексика.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Лексикография. Различные виды словарей.
Морфология.
Качественные имена прилагательные. Изменение качественных имен
прилагательных по лицам. Таблица
спряжения качественных имен
прилагательных.
Спряжение глаголов. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
6

наклонении двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении мн. числа. Субъектно – объектное спряжение глаголов.
Отрицательные формы глаголов. Пространственные имена и послелоги.
Независимые
наклонения.
Изъявительное
наклонение.
Вопросительное
наклонение. Повелительное наклонение. Суффиксы со значением вежливого
наклонения.
Синтаксис.
Тип и связи слов. Составность предложения. Типы предложения по цели
высказывания. Полные и неполные предложения. Распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Члены предложения. Составность
предложения. Типы предложений по цели высказывания.
9 класс
Повторение.
Причастие. Склонение имен причастий. Деепричастие. Основные формы
деепричастия. Причастия с различными суффиксами. Причастия долженствования.
Причастия могущего быть действия. Вспомогательные глаголы. Служебные слова.
Частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи.
Постпозитивные частицы. Выделяемые частицы. Союзы. Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфология.
Отрицательные формы глаголов. Их образование. Причастия с суффиксом лг′и-. Причастия с суффиксом -лн′у-. Причастия с суффиксом –ка-. Причастия с
суффиксом -нх′а-. Причастия долженствования. Причастия могущего быть
действия. Вспомогательные глаголы с наречиями. Вспомогательные глаголы с
существительными в форме отрицания. Служебные слова. Частицы, выражающие
различные смысловые оттенки слов в речи. Постпозитивные частицы. Выделяемые
частицы. Союзы. Сочинительные союзы: соединительные. Сочинительные союзы:
противительные. Сочинительные союзы: разделительные. Подчинительные союзы:
подчинительные. Подчинительные союзы: цели. Подчинительные союзы:
условные. Подчинительные союзы:
уступительные. Подчинительные союзы:
сравнительные. Подчинительные союзы: временные. Подчинительные союзы:
изъяснительные
Синтаксис.
Предложения односоставные, двусоставные. Предложения с простым
именным сказуемым. Предложения с составным именным сказуемым. Инфинитив.
Предложения с составным глагольным сказуемым. Однородные члены
предложения. Союзная связь однородных членов предложения: соединительные,
разделительные, противительные союзы. Бессоюзная связь однородных членов
предложения. Сложные предложения. Сочинительная и подчинительная связь
частей сложного предложения. Сложносочиненные предложения. Бессоюзные
сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Сложноподчиненные предложения.
Главная и придаточная части в сложноподчиненном предложении.
Союзы как наиболее распространенное в эскимосском языке средство
подчинения.
Основные виды придаточных предложений. Придаточное предложение
дополнительное.
7

Придаточное предложение определительное. Придаточное предложение
места
Придаточное предложение времени. Придаточное предложение образа
действия и степени. Придаточное предложение цели. Придаточное предложение
причины.
Придаточное
предложение
условное.
Придаточное
предложение
уступительное.
Сложное
предложение
с
несколькими
придаточными
предложениями. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной
Повторение.
Причастие. Склонение имен причастий. Деепричастие. Основные формы
деепричастия. Причастия с различными суффиксами. Причастия долженствования.
Причастия могущего быть действия. Вспомогательные глаголы. Служебные слова.
Частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи.
Постпозитивные частицы. Выделяемые частицы. Союзы. Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы. Синтаксис. Морфология. Качественные имена
прилагательные. Субъективное спряжение глаголов. Отрицательная форма
глаголов. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение. Синтаксис.
Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе,
понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России
в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
8

художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художествен- ной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на
будущее.
Экологического воспитания:
9

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных
закономерностях
развития
человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях
развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения
как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать
в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями,
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10

1. Овладение
действиями

универсальными

учебными

познавательными

Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения
и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе
лингвистического
исследования
(эксперимента);
самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

11

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой ин- формации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение
действиями

универсальными

учебными

коммуникативными

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
12

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и
чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
13

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
Язык и культура:
характеризовать роль родного языка в жизни общества КМНЧ в
современном мире, в жизни человека; осознавать важность бережного отношения к
языку;
приводить примеры, доказывающие, что изучение языка позволяет лучше
узнать историю и культуру своего края
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с
национально-культурным компонентом;
характеризовать особенности употребления слов с суффиксами субъективной
оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях
художественной литературы;
распознавать и характеризовать слова;
понимать и объяснять национальное своеобразие общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих,
традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;
распознавать слова и выражения из эскимосских, чукотских и эвенских
литературных сказок; пословицы и поговорки, объяснять их значения (в рамках
изученного), правильно употреблять их в речи;
иметь представление о личных чукотских и эскимосских именах и их
перевод на русский язык;
понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных
названий сёл и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
использовать словари,.
Культура речи:
иметь общее представление о современном эскимосском литературном
языке;
иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;
иметь общее представление о роли чукотских писателей и поэтов развитии
современного литературного языка (в рамках изученного);
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных,
глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах имён существительных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках
изученного);
различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые
ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением
грамматической нормы;
выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
современные формулы обращения к незнакомому человеку;
соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
речевого этикета;
14

использовать словари;
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных
задач;
владеть элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно
использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения (просьба,
принесение извинений); инициировать диалог и поддерживать его, сохранять
инициативу в диалоге, завершать диалог;
анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных
функционально-смысловых типов речи;
составлять планы разных видов; план устного ответа на уроке, план
прочитанного текста;
создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой
ситуации;
анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты
или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, пословицы,
загадки);
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы;
6 класс
Язык и культура:
понимать взаимосвязи исторического развития языка с историей общества,
приводить примеры исторических изменений значений и форм слов (в рамках
изученного);
иметь представление об истории родного литературного языка;
характеризовать роль эскимосского языка (в рамках изученного);
выявлять и характеризовать различия между литературным языком и
диалектами чаплинского и сиреникского;
распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие
диалектизмов (в рамках изученного);
устанавливать и характеризовать роль заимствованной лексики;
комментировать причины лексических заимствований; характеризовать процессы
заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных
культур, приводить примеры; характеризовать особенности освоения иноязычной
лексики; целесообразно употреблять иноязычные слова;
характеризовать причины пополнения лексического состава языка;
использовать словари;
Культура речи:
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
синонимов, антонимов, омонимов;

15

употреблять имена существительные, местоимения, порядковые и
количественные числительные в соответствии с нормами родного языка (в рамках
изученного);
выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и
письменной речи;
анализировать и оценивать с точки зрения норм чужую и собственную речь
(в рамках изученного);
корректировать свою речь;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального этикета; этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и
комплимента, благодарности, сочувствия, утешения и т. д.;
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных
задач; выбирать и использовать различные виды чтения в соответствии с его
целью; владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации; использовать информацию словарных статей
энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач;
анализировать и создавать тексты описательного типа (определение понятия,
пояснение, собственно описание);
анализировать и создавать учебно-научные тексты (различные виды ответов
на уроке) в письменной и устной форме;
использовать при создании устного научного сообщения языковые средства,
способствующие его композиционному оформлению;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в
устной форме.
7 класс
Язык и культура:
характеризовать
внешние
причины
исторических
изменений
в
эскимосскоммязыке (в рамках изученного); приводить примеры; распознавать и
характеризовать устаревшую лексику (сиреникского вымершего диалекта) с
национально-культурным компонентом значения;
характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между
активным и пассивным запасом; приводить примеры актуализации устаревшей
лексики в современных контекстах;
характеризовать
лингвистические
и
нелингвистические
причины
лексических заимствований; определять значения лексических заимствований
последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
Культура речи:
соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, наречиях; различать
основные и допустимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах,
причастиях, послелогах, наречиях;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости;
анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках
изученного); корректировать устную и письменную речь с учётом её соответствия
основным нормам современного литературного языка;
16

употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических,
грамматических и стилистических норм;
анализировать и оценивать с точки зрения норм эскимосского языка чужую
и собственную речь;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального речевого этикета;
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных
задач; владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации;
характеризовать традиции эскимосского речевого общения;
анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды
абзацев; распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
использовать различные типы заголовков при создании собственных текстов;
анализировать художественный текст с опорой на его сильные позиции;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в
устной и письменной форме;
8 класс
Язык и культура:
иметь представление об истории развития лексического состава
эскимосского языка, характеризовать лексику родного языка с точки зрения
происхождения (в рамках изученного, с использованием словарей);
комментировать роль национального языка в развитии;
характеризовать особенности употребления диалекта в эскимосском языке (в
рамках изученного, с использованием словарей);
характеризовать заимствованные с английского и русского языка слова по
языку-источнику времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках
изученного, с использованием словарей);
определять значения лексических заимствований последних десятилетий и
особенности их употребления в разговорной речи, старой публицистике, в том
числе в текстах; оценивать целесообразность их употребления;
комментировать исторические особенности речевого этикета (обращение);
характеризовать основные особенности родного речевого этикета;
использовать словари;
Культура речи:
иметь представление об активных процессах эскимосского языка в области
произношения и ударения (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
синонимов‚ антонимов;
корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в
публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);
анализировать и оценивать с точки зрения норм эскимосского литературного
языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия
основным нормам языка;
17

распознавать типичные ошибки согласования и управления в эскимосском
языке; редактировать предложения с целью исправления синтаксических
грамматических ошибок;
характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках
изученного);
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных
задач; владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации; использовать таблицы для представления
информации;
использовать основные способы и правила эффективной аргументации в
процессе учебно-научного общения; стандартные обороты речи и знание правил
корректной дискуссии; участвовать в дискуссии;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в
устной и письменной форме;
9 класс
Язык и культура:
понимать и истолковывать значения эскимосских слов с национальнокультурным компонентом (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи;
иметь представление о родной языковой картине природы; приводить примеры
национального своеобразия, богатства, выразительности родного языка;
иметь представление о ключевых словах эскимосской культуры;
комментировать тексты с точки зрения употребления в них ключевых слов
чукотской культуры (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки и выражения в различных
ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
характеризовать влияние внешних и внутренних факторов изменений в
эскимосском языке (в рамках изученного);
комментировать особенности новых заимствований в родном языке;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их
стилистической окраски в эскимосском языке (на конкретных примерах);
использовать словари для перевода текстов;
Культура речи:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и
ударения (в рамках изученного); способы фиксации произносительных норм;
соблюдать нормы произношения и ударения в отдельных грамматических
формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного); употреблять слова с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного);
соблюдать синтаксические нормы родного языка:
анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм родного
языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия
основным нормам и вариантам норм языка;
использовать словари;
18

Речь. Речевая деятельность. Текст:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих
разные форматы представления информации;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации);
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового
письма;
создавать устные учебно-научные сообщения различных видов, отзыв на
проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной
и письменной форме;

Тематические
блоки, темы
Повторение (2 ч)

Фонетика (5 ч)

Звуки речи (13 ч)

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основные виды
Основное содержание
деятельности обучающихся
5 КЛАСС (68 ч)
Повторение ( 2ч )
Знакомство с творчеством Т.
Ачиргиной.
Выразительное
чтение
стихотворений
Т.Ачиргиной.
Инструктаж
по
технике
безопасности при проведении
занятий.
Фонетика (5 ч)
Гласные звуки и буквы в
эскимосских
словах.
Удвоенные
гласные
в
эскимосских. Классификация
гласных.

Звуки речи (13 ч)
Гармония гласных. Гласный Ы
как краткий, как сильный, как
соединительный.
Согласные
буквы и звуки. Гортанносмычный согласный. Различие

Повторять
инструктаж
по
технике безопасности в кабинете.
Знакомятся
с
творчеством
Татьяны Ачиргиной.
Выразительно
читают
стихотворения.
Участвуют в диалоге, монологе
по прочитанным произведениям.
Самостоятельно
выполнять
различные
упражнения
по
данному разделу.
Устно
пересказывать
прочитанный или прослушанный
текст, в том числе с изменением
лица рассказчика.
Участвовать в диалоге на
лингвистические темы (в рамках
изученного)
на
основе
жизненных наблюдений.
Распознавать и правильно объяснять
значения
изученных
слов
с
национально
–
культурным
компонентом,
правильно
употребляют в речи.
19

слов с гортанно- смычным
согласным.
Удвоенные
согласные звуки и буквы.
Отличие
эскимосского
от
чукотского и русского.

Морфология (36 ч)

Морфология (36 ч)
Спряжение глаголов.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
изъявительном
наклонений ед. числа
Субъектное
спряжение
глаголов
в
изъявительном
наклонений двойств. числа
Субъектное
спряжение
глаголов
в
изъявительном
наклонений мн. числа
Субъектное
спряжение
глаголов в вопросительном
наклонений ед. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов в вопросительном
наклонений двойств. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов в вопросительном
наклонений мн. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
повелительном
наклонении ед. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
повелительном
наклонении двойств. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
повелительном
наклонении мн. числа.
Личные местоимения.
Падежи. Абсолютный падеж.
Относительный падеж.
Творительный падеж.
Дательно-направительный
падеж. Местный падеж
Продольный
падеж.
Сравнительный падеж
Косвенные
падежи
притяжательного склонения

Распознавать,
анализировать и
характеризовать согласные буквы и
звуки.
Распознавать и правильно объяснять
значения
изученных
слов
с
национально-культурным
компонентом,
правильно
употреблять их в речи.
Выделять отличия и особенности
эскимосского алфавита от русского
и чукотского.
Составлять
в
паре
правила
здорового образа жизни на родном
языке.

Знакомство
с
понятиями
«Спряжения
глаголов»
в
эскимосском языке.
Распознавать
тексты,
принадлежащие
к
разным
функциональным
разновидностям
языка.
Определять сферу использования
и соотносить её с той или иной
разновидностью языка.
Определять суффиксы глаголов
наклонений.
Определять падеж в эскимосских
словах.
Самостоятельно
составлять
предложения,
используя
спряжение глаголов.
Знакомство с понятием «Падежи
эскимосского языка».
Применять правило орфографии
при письме.
Самостоятельно
составлять
предложения по теме «Что я
делаю после школы» на родном
языке, используя субъектное
спряжение глаголов, падежи, и
личные местоимения.

20

Грамматика

Чтение (5 ч)

Повторение (2 ч)

Фонетика (5 ч)

Пространственные имена и
послелоги.
Суффикс
со
значением
вежливого
побуждения.
Суффикс -к′аг′Суффикс -ах′тПорядковые числительные
Суффикс -к′-, -как′Суффикс -г′унВремена глаголов.
Настоящее время.
Прошедшее время.
Близкое прошедшее время.
Будущее время.
Близкое будущее.
Грамматика (7 ч)
Основные
особенности
строения
слова
Структура
слова. Основа слова. Типы
словообразовательных
суффиксов. Понятие о типе
основы. Типы именных основ

Чтение ( 5 ч)
Статья из газеты «Учитель»
Украинская сказка «Пшеница
В. Бианки. Поиск ягод
В. Ференц. Осень в тундре
А. Плещеев. Осенью

6 КЛАСС (68 ч)
Повторение (2 ч)
Знакомство с творчеством А.
Кымытваль.
Выразительное
чтение
стихотворений
А.Кымытваль.
Фонетика (5 ч)
Гласные звуки и буквы.
Удвоенные гласные.
Классификация гласных.

Характеризовать роль родного
языка в жизни общества в
современном мире, в жизни
человека.
Приводить
примеры,
доказывающие, что изучение
эскимосского языка позволяет
лучше
узнать
историю
и
культуру своей малой Родины.
Создавать текст на заданную
тему.
Использовать
приёмы
просмотрового и изучающего
чтения.
Объяснять смысл прочитанного
произведения.
Анализировать,
создавать
иллюстрации к прочитанным
произведениям.
Создавать текст на заданную
тему,
применяя
правила
орфографии и пунктуации на
письме.
Извлекать информацию из
различных источников о
творчестве А. Кымытваль.
Выразительно читать
произведения.
Применять правила орфографии
эскимосского языка.
Распознавать
и
правильно
21

объяснять значения изученных
слов
с
национально
–
культурным
компонентом,
правильно употреблять в речи.
Создавать
устные
монологические высказывания на
основе жизненных наблюдений.
Создавать предложения и текст,
используя удвоенные согласные.
Гармония гласных
(13 ч)

Морфология (41 ч)

Гармония гласных (13 ч)
Гармония гласных.
Анализировать текст с точки
Гласный Ы как краткий, как зрения
его
соответствия
сильный, как соединительный.
основным признакам.
Согласные буквы и звуки.
С
точки
зрения
его
Гортанно- смычный согласный. принадлежности
к
Различие слов с гортанно- функциональносмысловому
смычным согласным.
типу речи.
Удвоенные согласные звуки и Знакомство
с
понятиями:
буквы. Ассимиляция.
«Ассимиляция»
и
Диссимиляция.
Алфавит. «Диссимиляция».
Отличие
эскимосского
от Характеризовать
тексты
чукотского и русского языков.
различных
функциональносмысловых
типов
речи.
Характеризовать
особенности
описания как типа речи.
Морфология (41 ч)
Спряжение глаголов.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
изъявительном
наклонений ед. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
изъявительном
наклонений двойств. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
изъявительном
наклонений мн. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов в вопросительном
наклонений ед. числа
Субъектное
спряжение
глаголов в вопросительном
наклонений двойств. числа
Субъектное
спряжение
глаголов в вопросительном
наклонений мн. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
повелительном
наклонении ед. числа
Субъектное
спряжение
глаголов
в
повелительном

Характеризовать
особенности
глаголов различных наклонений.
Различать
и
составлять
предложения
с
падежами
эскимосского языка. Отличать
падежи.
Уметь
составлять
предложения с использованием
падежей.
Составлять
предложения с
использованием суффиксов к′аг′-ах′тИзучить
порядковые
числительные с использованием
падежей эскимосского языка.

22

наклонении двойств. числа.
Субъектное
спряжение
глаголов
в
повелительном
наклонении мн. числа.
Личные местоимения.
Косвенные
падежи
притяжательного склонения.
Падежи.
Абсолютный падеж.
Относительный падеж.
Творительный падеж.
Дательно-направительный
падеж.
Местный падеж.
Продольный падеж.
Сравнительный падеж.
Пространственные имена и
послелоги.
Суффикс
со
значением
вежливого
побуждения. Суффикс -к′аг′Суффикс
со
значением
вежливого
побуждения.
Суффикс -ах′тПорядковые числительные
Суффикс -к′-, -как′Суффикс -г′унВремена глаголов.
Настоящее время.
Прошедшее время.
Близкое прошедшее время.
Будущее время.
Близкое будущее.
Грамматика (7 ч)

Повторение (7 ч)

Грамматика (7 ч)
Основные
особенности
строения слова
Структура слова
Основа
слова.
Типы
словообразовательных
суффиксов. Понятие о типе
основы. Типы именных основ.

7 КЛАСС (68 ч)
Повторение (7 ч)
Склонение
имен

существительных.
Склонение
личных

местоимений.

Спряжение
непереходных
глаголов.

Изучать основные особенности
строения
сложные
и
инкорпорированных
слов в
эскимосском языке.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.
Характеризовать
слова
со
специфическим
оценочно
–
характеризующим значением.

Уметь образовывать падежные
формы и согласовывать их.
Определять тип склонения;
Применять данные знания и
умения в речи письменной и
23





Лексика (4 ч)

Морфология (44 ч)

Синтаксис (13 ч)

Лексика (4 ч)
Однозначные и многозначные
слова. Прямое и переносное
значения слов. Лексикография.
Различные виды словарей.

Морфология (44 ч)
Качественные
имена
прилагательные.
Изменение качественных имен
прилагательных по лицам.
Таблица
спряжения
качественных
имён
прилагательных.
Спряжение глаголов.
Субъектное
спряжение
глаголов в изъявительном,
вопросительном
и
повелительном
наклонений
единственного, двойственного
и множественного чисел.
Отрицательные
формы
глаголов.
Пространственные
имена
и
послелоги.
Независимые наклонения.
Изъявительное наклонение.
Вопросительное наклонение.
Повелительное наклонение.

Синтаксис (13 ч)
Тип и связи слов.
Полные
и
неполные
предложения.
Распространенные
предложения.

устной.
Анализировать
фрагменты
текстов.
Выделять в словах суффиксы
местоимений, спряжений.
Спрягать непереходные глаголы
в эскимосском языке.
Создавать
текст
с
использованием однозначных и
многозначных слов, используя
прямое и переносное значения
слов в эскимосском языке.
Привлекать
и
удерживать
внимание,
правильно
обращаться
к
собеседнику
(создание 6 и более реплик) (в
течение учебного года).
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.
Использовать знание требований,
предъявляемых к образцовому
тексту, в процессе создания
собственных
относительно
законченных
устных
и
письменных
высказываний.
Выявлять роль языковых средств
в
создании
рассуждения.
Анализировать
качественные
имена прилагательные.
Составлять таблицу спряжения
качественных
имён
прилагательных.
Составлять
предложения
с
использованием отрицательных
форм глаголов.
Знакомство
с
суффиксами
вежливого наклонения.
Понимать и объяснять значения
«Пространственные имена» и
«Послелоги».
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.
Распознавать
тексты
с
использованием типов и связей
слов. Составление предложений
и текстов с использованием
полных
и
неполных
24

Второстепенные
предложения.
предложения.
предложения.
предложений
высказывания.

Введение (7 ч)

Лексика (7 ч)

Морфология (36 ч)

члены
Члены
Составность
Типы
по
цели

8 КЛАСС (102 ч)
Введение (7ч )
Склонение
имен
существительных.
Склонение
личных
местоимений.
Спряжение
непереходных глаголов.

Лексика (7 ч)
Однозначные и многозначные
слова. Прямое и переносное
значения слов.
Лексикография. Различные
виды словарей.

предложений.
Анализировать примеры речевых
высказываний с точки зрения
показателей
хорошей
и
правильной речи, соблюдения,
говорящим норм литературного
родного языка.
Выделять второстепенные члены
в тексах из практикума (Н.
Радунович).
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.

Повторять раннее изученные
темы «Склонение местоимений»
Составлять
предложения
и
диалоги.
С
использованием
личных
местоимений
эскимосского языка.
Извлекать
информацию
из
различных
источников
по
данному разделу.
Соблюдать нормы употребления
личных
местоимений,
непереходных глаголов.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.
Создавать устные и письменные
предложения с использованием
однозначных и многозначных
слов.
Представлять сообщение на
заданную тему в виде
презентации.
Анализировать словари
различных авторов эскимосского
языка.
Объяснять национальную
обусловленность норм речевого
этикета. Применять в устной
речи и на письме правила
эскимосского речевого этикета.
Использовать приёмы
аудирования различных видов.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.

Морфология (36 ч)
Качественные
имена Анализировать текст с точки
прилагательные.
зрения
его
соответствия
25

Изменение качественных имен
прилагательных по лицам.
Таблица
спряжения
качественных
имён
прилагательных.
Спряжение глаголов.
Отрицательные
формы
глаголов.
Пространственные имена и
послелоги.
Независимые
наклонения.
Изъявительное
наклонение,
Вопросительное
наклонение.
Повелительное
наклонение.
Суффиксы
со
значением
вежливого
наклонения.

Синтаксис (18 ч)

Синтаксис (18 ч)
Тип и связи слов.
Полные
и
неполные
предложения.
Распространенные
предложения.
Второстепенные
члены
предложения.
Члены предложения.
Составность предложения
Типы предложений по цели
высказывания.

основным признакам.
Распознавать тексты разных
функционально-смысловых
типов речи.
Анализировать тексты разных
функциональных разновидностей
языка и жанров.
Применять эти знания при
выполнении анализа различных
видов и в речевой практике.
Знакомство
с
понятием
«Независимые наклонения».
Самостоятельно создавать текст,
используя субъектное спряжение
глаголов
в
различных
наклонениях.
Составлять
самостоятельно
таблицы спряжений глаголов.
Составлять диалог, используя
субъектное спряжение глаголов
различных наклонений.
Выучить послелоги эскимосского
языка.
Приводить примеры, используя
послелоги.
Составлять таблицу спряжения
глаголов.
Составлять таблицу «Суффиксы
вежливого наклонения».
Составлять
предложения,
используя отрицательные формы
глаголов».
Объяснять
примеры
употребления
в
речевых
высказываний глаголов, с точки
зрения
лексических
норм
родного языка.
Анализировать тексты полных и
неполных предложений.
Применять эти знания при
выполнении
различных
предложении.
Распознавать распространенные
предложения на родном языке.
Анализировать различные виды
в речевой практике.
Употреблять
слова
в
соответствии с их лексическим
значением
и
правилами
лексической сочетаемости.
Иметь
представление
о
26

составности предложении по
цели высказывания.
Повторить весь пройденный
материал, изученный за учебный
год.

Повторение (6 ч)

Морфология (29 ч)

Синтаксис (27 ч)

9 КЛАСС ( 68 ч)
Повторение (6 ч)
Причастие. Склонение имен
причастий. Деепричастие.
Основные формы
деепричастия. Причастия с
различными суффиксами.
Причастия долженствования.
Причастия могущего быть
действия.
Морфология (29 ч)
Отрицательные
формы
глаголов. Их образование.
Причастия с суффиксом -лг′иПричастия с суффиксом -лн′уПричастия с суффиксом –каПричастия с суффиксом -нх′аПричастия долженствования
Причастия могущего быть
действия
Вспомогательные глаголы с
наречиями
Вспомогательные глаголы с
существительными в форме
отрицания
Служебные слова. Частицы,
выражающие
различные
смысловые оттенки слов в речи
Постпозитивные частицы
Выделяемые частицы
Союзы. Сочинительные союзы:
соединительные,
противительные,
разделительные,
противительные.
Подчинительные
союзы:
подчинительные,
цели,
условные,
уступительные,
сравнительные,
временные,
изъяснительные.
Синтаксис (27 ч)
Предложения односоставные,
двусоставные. Предложения с
простым именным сказуемым

Знакомство и изучение темы
«Причастие».
Создавать устные и письменные
предложения с использованием
однозначных и многозначных
слов. Характеризовать основные
формы деепричастия.
Самостоятельно составлять
текст, используя основные
формы деепричастия.
Повторять
«Отрицательные
формы глаголов».
Создавать
устные
монологические
высказывания
на основе наблюдений, личных
впечатлений.
Владеть различными видами
суффиксов.
Владеть различными видами
чтения текстов с использованием
причастия
могущего
быть
действия.
Соблюдать в устной речи и на
письме
нормы
родного
(эскимосского) языка.
Владеть полученными знаниями
по теме «Служебные слова»,
союзы.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.

Анализировать текст: определять
и комментировать тему и
главную мысль текста.
27

Предложения с составным
именным сказуемым
Инфинитив. Предложения с
составным
глагольным
сказуемым
Однородные
члены
предложения. Союзная связь
однородных
членов
предложения: соединительные,
разделительные,
противительные союзы
Бессоюзная связь однородных
членов предложения
Сложные
предложения.
Сочинительная
и
подчинительная связь частей
сложного предложения
Сложносочиненные
предложения
Бессоюзные сложносочиненные
предложения.
Знаки
препинания
в
сложносочиненных
предложениях.
Сложноподчиненные
предложения.
Главная и придаточная части в
сложноподчиненном
предложении
Союзы
как
наиболее
распространенное
в
эскимосском языке средство
подчинения
Основные виды придаточных
предложений
Придаточное
предложение
дополнительное
Придаточное
предложение
определительное
Придаточное
предложение
места
Придаточное
предложение
времени
Придаточное
предложение
образа действия и степени
Придаточное предложение цели
Придаточное
предложение
причины.
Придаточное
предложение
условное.
Придаточное
предложение
уступительное

Подбирать
заголовок,
отражающий тему или главную
мысль текста. Ознакомиться с
темой «Инфинитив».
Находить в тексте однородные
члены предложения.
Определять основания
для
сравнения и сравнивать разные
функционально- смысловые
типы
речи,
понимать
особенности их сочетания, в том
числе
сочетание
элементов
разных стилей в художественном
произведении.
Выявлять
отличительные
признаки
текстов
с
использованием
различных
суффиксов.
Создавать
текст,
используя
сложные и сложносочиненные
предложения.
Извлекать
информацию
из
различных источников, в том
числе
из
практикумов
по
родному (эскимосскому языку),
словарей
и
справочной
литературы, и использовать её в
учебной деятельности.
Подробно и сжато передавать в
устной и письменной форме
содержание прослушанных и
прочитанных текстов на родном
языке.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.

28

Сложное
предложение
с
несколькими
придаточными
предложениями.
Прямая и косвенная речь.
Замена прямой речи косвенной.
Повторение (4 ч)

Повторение (4 ч)
Причастие. Склонение имен
причастий.
Деепричастие.
Основные
формы
деепричастия. Причастия с
различными
суффиксами.
Причастия долженствования.
Причастия могущего быть
действия.
Вспомогательные
глаголы. Служебные слова.
Частицы,
выражающие
различные смысловые оттенки
слов в речи. Постпозитивные
частицы. Выделяемые частицы.
Союзы. Сочинительные союзы.
Подчинительные
союзы.
Синтаксис.
Морфология.
Качественные
имена
прилагательные. Субъективное
спряжение
глаголов.
Отрицательная форма глаголов.
Изъявительное
наклонение.
Повелительное
наклонение.
Синтаксис. Прямая и косвенная
речь. Замена прямой речи
косвенной.

Повторять пройденные темы,
изученные за год.
Пользоваться
различными
видами чтения.
анализировать
и
создавать
тексты.
применять правила орфографии и
пунктуации
на письме (в рамках изученного).
Владеть
умениями
информационной
переработки
прослушанного
или
прочитанного текста.

Перечень электронных образовательных ресурсов
Электронный носитель «Н. П. Радунович. Практикум по эскимосскому языку»

29

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти