РП ВД Спортивные игры_5 - 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ,
село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29,
тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено
на заседании МО учителей
начальных классов
_____________Т.Д.Шараева

Согласовано
Утверждаю
Заместитель директора по УР Директор МБОУ «ООШ
__________ /Петрова А.Н./
с.Сиреники»
_________ /Щуцкая Я.Ю./
«__» _________20__ г.
« 29 » августа 2022 г.

Протокол №___ от
«__»_______20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Спортивные игры» (ФГОС III поколение)
(спортивно-оздоровительное)
5 - 9 классы

Уровень образования: основное общее образование

Составил: физической культуры
первой квалификационной категории
Е.Э.Тарасенко

Сиреники
2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся
устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и
физической подготовленности, в творческом использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены
доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами
техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей. Основная
идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового
образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и
психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и
успешности человека.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному
направлению «Спортивные игры» носит образовательно-воспитательный характер
и направлена на осуществление следующих целей:

пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья,
содействие гармоническому физическому развитию обучающихся;

популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха;

формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям
спортивными играми;

обучение технике и тактике спортивных игр;

развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости);

формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

воспитание моральных и волевых качеств.
Взаимосвязь с программой воспитания
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства

вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан
на 1 час в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной
деятельности по русскому языку отводится 170 часов:
в 5 классе — 34 часов (1 час в неделю),
в 6 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 7 классе — 34 часов (1 час в неделю),
в 8 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе — 34 часа (1 час в неделю).
Формы проведения занятий учебного курса:
 беседы;
 интегрированные занятия;
 деловые игры;
 эстафеты;
 подвижные игры;
 игры на свежем воздухе.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание учебного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям
к организации внеурочной деятельности: соответствует содержанию учебного
предмета «Физическая культура», не требует от учащихся дополнительных знаний
по физической культуре.
Учебный курс построен в соответствии с реальными познавательными
интересами обучающихся и предполагает обучение на двух основных уровнях:
первый - информативный, который заключается в изучении правил игры; второй —

поведенческий, позволяющий закрепить полученные знания на практике, укрепить
свое здоровье.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки
результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать
формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а
также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при
котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
5 класс.
Баскетбол
1. Основы знаний. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как
укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения. Режим дня и режим
питания.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч
снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой);
3. Передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в
движении низко летящего и летящего на уровне головы.
4. Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по
звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»;
игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и
большими мячами.
Волейбол
1.Основы знаний. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки
спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое
питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски
мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча,
подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения.
Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в
движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
3. Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и
попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто
лучший?»
Футбол
1.Основы знаний. Влияние занятий футболом на организм школьника.
Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки
простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по
неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся
навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади
в ворота»
6 класс.
Баскетбол
1.Основы знаний. Товарищ и друг. В чём сила командной игры. Физические
упражнения – путь к здоровью, работоспособности и долголетию.

2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке
баскетболиста. Остановка прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди
на месте и в движении. Ведение мяча правой и левой рукой по прямой, по дуге, с
остановками по сигналу. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от
щита с места, после ведения и остановки. Подвижные игры: «Мяч среднему»,
«Мяч соседу», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения и
остановки.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Что такое
безопасность на спортивной площадке. Правила безопасности при занятиях
спортивными играми. Гигиенические правила – как их соблюдение способствует
укреплению здоровья.
2. Специальная подготовка. Подводящие упражнения для обучения прямой
нижней и боковой подаче. Подбрасывание мяча на заданную высоту и
расстояние от туловища. Подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Футбол
1.Основы знаний. Утренняя физическая зарядка. Предматчевая разминка. Что
запрещено при игре в футбол.
2. Специальная подготовка. Остановка катящегося мяча. Ведение мяча
внешней и внутренней частью подъёма по прямой, по дуге, с остановками по
сигналу, между стойками, с обводкой стоек. Остановка катящегося мяча
внутренней частью стопы. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель»,
«Футбольный бильярд».
7 класс.
Баскетбол
1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение
для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними
различия? Закаливание организма.
2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке
баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя
руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и
левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с
отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения.
Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с
ведением мяча и с броском мяча после ведения.
Волейбол
1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его
основные приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе
жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча
сверху двумя руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не
давай мяча водящему», «Круговая лапта».
Футбол

1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом).
Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС).
Закаливание организма зимой.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и
катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8
метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень.
Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры:
«Передал – садись», «Передай мяч головой».
8 класс.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и
индивидуальных здоровых привычек.
Аэробная
и
анаэробная
работоспособность. Физическая подготовка и её связь с развитием систем
дыхания и кровообращения.
2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в
два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с
изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение.
Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении.
Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы знаний. Физические качества человека и их развитие. Приёмы
силовой подготовки. Основные способы регулирования физической нагрузки:
по скорости и продолжительности выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча
сверху двумя руками через сетку.
Передача
мяча
с
собственным
подбрасыванием на месте после небольших перемещений. Нижняя прямая
подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Пионербол».
Футбол
1.Основы знаний. Правила самостоятельного выполнения скоростных и
силовых упражнений. Правила соревнований по футболу: поле для игры, число
игроков, обмундирование футболистов. Составные части ЗОЖ.
2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и
катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8
метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень.
Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Эстафеты с ведением
мяча, с передачей мяча партнёру. Игра в футбол по упрощённым правилам (минифутбол).
9 класс.
Баскетбол
1.Основы знаний. Взаимосвязь регулярной физической активности и
индивидуальных здоровых привычек.
Аэробная
и
анаэробная
работоспособность. Физическая подготовка и её связь с развитием систем
дыхания и кровообращения.

2. Специальная подготовка. Повороты на месте. Остановка прыжком и в
два шага в различных упражнениях и подвижных играх. Ведение мяча с
изменением направления, скорости и высоты отскока. Челночное ведение.
Передача одной рукой от плеча после ведения при встречном движении.
Броски в движении после двух шагов. Учебная игра.
Волейбол
1.Основы знаний. Приёмы силовой подготовки.
Основные
способы
регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности
выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка. Верхняя передача двумя руками в прыжке.
Прямой нападающий удар. Верхняя, нижняя передача двумя руками назад.
Совершенствование приема мяча с подачи и в защите. Двусторонняя учебная игра.
Одиночное блокирование и страховка. Командные тактические действия в
нападении и защите. Подвижные игры.
Футбол
1.Основы знаний. Правила игры в футбол. Роль команды и значение
взаимопонимания для игры. Роль капитана команды, его права и обязанности.
Пояснения к правилам игры в футбол. Обязанности судей. Выбор места судей при
различных игровых ситуациях. Замечание, предупреждение и удаление игроков с
полей.
Планирование спортивной тренировки. Методы развития спортивной
работоспособности футболистов.
Виды соревнований. Система розыгрыша. Правила соревнований, их
организация и проведение.
2.Специальная подготовка. Упражнения для развития силы. Приседания с
отягощением с последующим быстрым выпрямлением подскоки и прыжки после
приседания без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с
последующим подскоком вверх. Лежа на животе сгибание ног в коленях с
сопротивлением партнера или резинового амортизатора. Броски набивного мяча
ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному
мячу ногами и головой на дальность. Вбрасывание футбольного и набивного мяча
на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
Для вратаря: из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание
рук в лучезапястных суставах. То же, но отталкиваясь от стены ладонями и
пальцами. В упоре лежа передвижение на руках вправо (влево) по кругу (носки ног
на месте). В упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями
и кистевыми амортизаторами. Сжимание теннисного (резинового) мяча.
Многократное повторение упражнений в ловле и бросках набивного мяча от груди
двумя руками. Броски футбольного и набивного мячей одной рукой на дальность.
Ловля набивных мячей, направляемых 2 –3 партнерами с разных сторон, с
последующими бросками.
Упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких
отрезков (10 – 30 м) из различных исходных положений. Бег с изменениями (до
180*). Бег прыжками. Эстафетный бег. Бег с изменением скорости. Челночный бег
лицом и спиной вперед. Бег боком и спиной вперед (10 – 20 м) наперегонки. Бег
«змейкой» между расставленными в различном положении стойками. Бег с

быстрым изменением способа передвижения. Ускорения и рывки с мячом (до 30
м). Обводка препятствий (на скорость). Рывки к мячу с последующим ударам по
воротам.
Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух
ног, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для
вратарей); те же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180*. Прыжки вперед с
поворотом и имитацией ударов головой и ногами. Прыжки с места и с разбега с
ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте. Кувырки вперед и
назад, в сторону. Жонглирование мячом в воздухе, чередуя удары различными
частями стопы, бедром, головой. Ведение мяча головой. Подвижные игры.
Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и
поворотный бег с мячом. Двусторонние игры. Игровые упражнения с мячом (трое
против трех, двое против двух и т.д.) большой интенсивности. Комплексные
задания: ведение и обводка стоек, передачи и удары по воротам, выполняемые в
течении 3 – 10 мин.
Упражнения для формирования умения двигаться без мяча. Бег: обычный,
спиной вперед; скрестным и приставным шагом, изменяя ритм за счет различной
длины шагов и скорости движения. Цикличный бег (с поворотным скачком на
одной ноге). Прыжки: вверх, верх – вперед, вверх – назад, вверх – вправо, вверх –
влево, толчком двух ног с места и толчком на одной и двух ногах с разбега. Для
вратарей: прыжки в сторону с падением перекатом. Повороты во время бега
переступая и на одной ноге. Остановки во время бега – выпадом, прыжком,
переступанием.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и много конфессиональном обществе, формируемое в том числе
на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и много
конфессиональном
обществе,
понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к

истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России
в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художествен- ной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение

индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на
будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных
закономерностях
развития
человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях
развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения
как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать
в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями,
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность
осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и

оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение
универсальными
учебными
действиями

познавательными

Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения
и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе
лингвистического
исследования
(эксперимента);
самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой ин- формации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение
действиями

универсальными

учебными

коммуникативными

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат

совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и
чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
Баскетбол
Знать стойки игрока. Уметь перемещаться в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Уметь останавливаться двумя руками и прыжком.
Знать комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещение в
стойке, остановка, поворот, ускорение). Уметь ловить и передавать мяч двумя
руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления
защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Уметь ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением
направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей
и не ведущей рукой. Уметь бросать одной и двумя руками с места и в движении
(после ведения, после ловли) без сопротивления защитника, максимальное
расстояние до корзины 3,60 метра. Знать подвижные игры на базе баскетбола
(«Школамяча», «Гонка мяча», «Охотники и утки» и т.п.).
Волейбол
Знать стойки игрока. Уметь перемещаться в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Знать комбинация из основных элементов техники
передвижений (перемещение в стойке, поворот, ускорение). Уметь делать
передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Уметь
делать передачи двумя руками сверху в парах. Уметь делать передачи мяча над
собой. Тоже через сетку. Уметь играть по упрощенным правилам мини-волейбола,
играть по правилам в пионербол. Уметь играть нижнюю прямую подачу мяча с
расстояния 3-6 м от сетки. Уметь принимать мяч снизу двумя руками над собой и
на сетку. Уметь принимать подачи.
Футбол
Знать стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком и
спиной вперед, ускорения, старты и различных положений. Знать комбинации из
освоенных элементов техники передвижений (перемещения, остановки, повороты,
ускорения). Уметь бить по неподвижному и катящемуся мячу внутренней
стороной стопы и средней частью подъёма, с места, с одного-двух шагов. Уметь
вбрасывать из-за «боковой» линии. Уметь останавливать катящийся мяч внутренней
стороной стопы и подошвой. Уметь делать передачи мяча в парах. Знать
комбинации из освоенных элементов: ведение, удар (пас), прием мяча, остановка.
Знать игры и игровые задания. Знать правила игры в подвижных играх: «Точная
передача», «Попади в ворота».
2 класс
Баскетбол
Знать стойки игрока. Уметь перемещаться в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Уметь останавливаться двумя руками и прыжком.
Знать комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещение в
стойке, остановка, поворот, ускорение). Уметь ловить и передавать мяч двумя
руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления
защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Уметь выравнивать и выбивать мяч.
Знать комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения
мячом. Знать тактику свободного нападения. Знать позиционное нападение (5:0)
без изменения позиций игроков. Знать нападение быстрым прорывом. Знать

комбинация
из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тестирование
уровня
развития
двигательных
способностей,
уровня
сформированности технических умений и навыков. Уметь играть по упрощенным
правилам мини - баскетбола. Знать игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3.
Привлечение к участию всоревнованиях.
Волейбол
Уметь делать передачи мяча двумя руками на месте и после перемещения.
Уметь совершать передачи двумя руками в парах, тройках. Уметь совершать
передачи мяча над собой, через сетку. Знать индивидуальные тактические
действия в защите. Уметь совершать верхнюю прямую подачу (с расстояния 3-6
метров от сетки, через сетку). Уметь совершать прием мяча. Уметь совершать
прием подачи. Знать правила подвижных игр, эстафеты с мячом. Уметь совершать
перемещение на площадке.
Футбол
Уметь совершать остановку катящегося мяча внутренней стороной стопы и
подошвой. Уметь совершать ведение мяча внешней и внутренней частью
подъёма по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с
обводкой стоек. Уметь играть по упрощенным правилам на площадках разных
размеров. Знать правила игр и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Знать правила
игры в мини-футбол. Знать правила подвижных игр: «Гонка мячей», «Метко в
цель», «Футбольный бильярд».
7 класс
Баскетбол
Знать стойки игрока. Уметь перемещаться в стойке приставными шагами
боком, лицом и спиной вперед. Уметь останавливаться двумя руками и прыжком.
Знать комбинации из основных элементов техники передвижений (перемещение в
стойке, остановка, поворот, ускорение). Уметь ловить и передавать мяч двумя
руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления
защитника (в парах, тройках, квадрате, круге). Уметь ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением
направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей
и не ведущей рукой. Уметь бросать одной и двумя руками с места и в движении
(после ведения, после ловли) без сопротивления защитника, максимальное
расстояние до корзины 4,80 метра. Уметь выравнивать и выбивать мяч. Уметь
делать перехват мяча. Знать комбинации из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом. Знать тактику свободного нападения. Уметь
совершать позиционное нападение (5:0) с изменения позиций игроков, нападение
с быстрым прорывом(2:1). Знать комбинация из освоенных элементов: ловля,
передача, ведение, бросок. Тестирование уровня развития двигательных
способностей, уровня сформированноститехнических умений и навыков.
Волейбол
Уметь совершать прямой нападающий удар после подбрасывания мяча
партнером. Знать индивидуальные действия игроков в зависимости от позиции
игрока на площадке. Знать индивидуальные действия игроков в зависимости от
позиции игрока на площадке. Уметь совершать прием мяча, отраженного сеткой.
Уметь совершать одиночное блокирование и страховка. Уметь совершать передачу
мяча в двойках, тройках, через сетку, в заданную часть площадки. Знать
комбинации из освоенных элементов. Уметь совершать верхнюю прямую подачу.
Уметь совершать прием мяча с подачи. Знать комбинации из освоенных
элементов: прием, передача, блокирование. Знать игры и игровые задания по
упрощенным правилам. Уметь совершать взаимодействие игроков на площадке.

Футбол
Уметь совершать удары по воротам указанными способами на точность
(меткость) попадания мячом в цель. Уметь совершать удар ногой с разбега по
неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра,
длиной до 7-8 метров) мишень в вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной
5-6 метров) мишень. Уметь совершать ведение мяча по прямой с изменением
направления движения и скорости ведения без сопротивления защитника, с
пассивным и активным сопротивлением защитника, ведущей и не ведущей ногой.
Уметь совершать ложные движения. Уметь играть по упрощенным правилам на
площадках разных размеров. Знать правила подвижных игр: «Передал - садись»,
«Передай мяч головой».
8 класс
Баскетбол
Знать стойки игрока. Уметь совершать перемещение в стойке приставными
шагами боком, лицом и спиной вперед. Уметь совершать остановку двумя руками
и прыжком. Уметь совершать повороты без мяча и с мячом. Знать комбинации из
основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка,
поворот, ускорение). Уметь совершать ловлю и передачу мяча двумя руками от
груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления
защитника, с пассивным сопротивлением защитника. Уметь совершать ведение
мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с
изменением направления движения и скорости. Уметь совершать ведение без
сопротивления и с пассивным сопротивлением защитника ведущей и не ведущей
рукой. Уметь совершать броски одной и двумя руками с места, в движении (после
ведения, после ловли) и в прыжке с противодействием, максимальное расстояние
до корзины 4,80 метра. Уметь совершать выравнивание и выбивание мяча. Уметь
совершать перехват мяча. Знать комбинации из освоенных элементов техники
перемещений и владения мячом. Знать комбинации из освоенных элементов:
ловля, передача, ведение, бросок. Знать тактика свободного нападения. Уметь
совершать позиционное нападение в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на
одну корзину, нападение быстрым прорывом(3:2). Уметь совершать
взаимодействие двух игроков в нападение и защите через «заслон». Знать
правила мини- баскетбола.
Волейбол
Уметь совершать передачу мяча у сетки и в прыжке через сетку. Уметь
совершать передачу мяча сверху, стоя спиной к цели. Знать игры и игровые
задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2 3:3). Уметь совершать прямой
нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Уметь совершать
верхнюю прямую подачу в заданную зону площадки. Уметь совершать прием мяча
с подачи. Знать комбинации из освоенных элементов: прием, передача,
блокирование. Знать игры и игровые задания по упрощенным правилам, с
ограничением пространства и с ограниченным количеством игроков. Уметь
совершать взаимодействие игроков на площадке в нападении и защите. Уметь
совершать прием мяча, отраженного сеткой. Уметь совершать одиночное
блокирование и страховка. Знать действия и размещение игроков в защите.
Футбол
Уметь совершать удары по неподвижному и катящемуся мячу. Уметь
совершать остановку катящегося, летящего мяча. Уметь совершать удар головой
(по летящему мячу). Уметь совершать удар по летящему мячу внутренней
стороной стопы и средней частью подъёма. Уметь совершать удары по воротам

указанными способами на точность (меткость) попадания мячом в цель. Уметь
совершать удары ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в
горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) мишень
внутренней стороной стопы и средней частью подъёма. Уметь совершать удар
ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в вертикальную (полоса
шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Уметь совершать ведение мяча по
прямой с изменением направления движения и скорости ведения без
сопротивления защитника, с пассивным и активным сопротивлением защитника,
ведущей и не ведущей ногой. Уметь совершать ложные движения. Уметь играть
по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Знать правила
организации и проведения соревнований.
9 класс
Баскетбол
Знать стойки игрока. Уметь совершать перемещение в стойке приставными
шагами боком, лицом и спиной вперед. Уметь совершать остановку двумя руками
и прыжком. Уметь совершать повороты без мяча и с мячом. Знать комбинации из
основных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановка,
поворот, ускорение). Уметь совершать ловлю и передачу мяча на месте и в
движении без сопротивления, с пассивным и активным сопротивлением защитника.
Уметь совершать ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в
движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Уметь
совершать ведение без сопротивления, с пассивным и активным защитника
ведущей и не ведущей рукой. Уметь совершать броски одной и двумя руками с
места и в движении (после ведения, после ловли), в прыжке, без сопротивления
защитника, с противодействием. Уметь совершать выравнивание и выбивание
мяча. Уметь совершать перехват мяча. Уметь совершать позиционное нападение
без изменения позиций игроков, с изменением позиций, личная защита в игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на одну корзину. Знать тактические действия в
нападении. Уметь совершать взаимодействие двух игроков «отдай мяч и выйди».
Уметь совершать взаимодействие двух, трех игроков в нападение и защите через
«заслон». Уметь совершать взаимодействие игроков (тройка и малая восьмерка).
Уметь совершать игры по правилам с привлечением учащихся к судейству. Знать
правила организация и проведения соревнований.
Волейбол
Уметь совершать передачу мяча у сетке и в прыжке через сетку. Уметь
совершать передачу мяча сверху, стоя спиной к цели. Уметь совершать прямой
нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. Уметь совершать
прямой нападающий удар при встречных передачах. Знать комбинации из
освоенных элементов: прием, передача, блокирование. Уметь совершать
одиночное блокирование и страховка. Уметь совершать взаимодействие игроков
линии защиты и нападения. Уметь совершать взаимодействие игроков на
площадке в нападении и защите. Знать игры и игровые задания по усложненным
правилам, с ограничением пространства и с ограниченным количеством игроков.
Уметь совершать игры по правилам с привлечением учащихся к судейству. Знать
жесты судьи.
Футбол
Уметь совершать удары по воротам указанными способами на точность
(меткость) попадания мячом в цель. Знать комбинации из освоенных элементов
техники перемещений и владения мячом. Уметь совершать ведение мяча по
прямой с изменением направления движения и скорости ведения без
сопротивления защитника, с пассивным и активным сопротивлением защитника,
ведущей и не ведущей ногой. Уметь совершать ложные движения. Уметь

совершать перехват, выбивание мяча. Уметь совершать удар (пас), прием мяча,
остановка. Уметь совершать вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с
шагом. Знать как играет вратарь. Знать комбинации из освоенных элементов
техники перемещений и владения мячом. Уметь совершать команды действия.
Уметь совершать взаимодействие защитников и вратаря. Уметь совершать
нападение и защиту в игровых заданиях с атакой и без атаки ворот. Уметь
совершать игры по правилам с привлечением учащихся к судейству.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Электронно-образовательные ресурсы, используемые на занятиях: РЭШ, Учи.ру,
МЭШ, Яндекс.Учебник, Фоксфорд, Инфоурок
Наименовани
е разделов/тем
Баскетбол (12
ч)

Волейбол
ч)

(12

Содержание
образования

Виды образовательной деятельности

5 КЛАСС (34 ч)
1.Основы
знаний. Стойки игрока. Перемещение в стойке
Основные
части
тела. приставными шагами боком, лицом и
Мышцы,
кости
и спиной вперед. Остановка двумя
суставы.
Как укрепить руками и прыжком. Повороты без мяча
свои кости и мышцы. и с мячом. Комбинация из основных
Физические упражнения. элементов
техники
передвижений
Режим дня и режим (перемещение в стойке, остановка,
питания.
поворот, ускорение).Ловля и передача
2.Специальная подготовка. мяча двумя руками от груди и одной
Броски мяча двумя руками рукой от плеча на месте и в движении
стоя на месте (мяч снизу, без сопротивления защитника (в парах,
мяч у груди, мяч сзади над тройках, квадрате, круге). Ведение
головой);
мяча в низкой, средней и высокой
Передача мяча (снизу, от стойке на месте, в движении по
груди, от плеча); ловля прямой, с изменением направления
мяча на месте и в движения и скорости. Ведение без
движении низко летящего сопротивления защитника ведущей и не
и летящего на уровне ведущей рукой. Броски одной и двумя
головы.
руками с места и в движении (после
Стойка
игрока, ведения,
после
ловли)
без
передвижение в стойке. сопротивления
защитника.
Остановка в движении по Максимальное расстояние до корзины
звуковому
сигналу. 3,60 метра. Подвижные игры на базе
Подвижные
игры: баскетбола («школа мяча», «гонка
«Охотники
и
утки», мяча», «охотники и утки» и т.п.).
«Летает – не летает»; Стойки игрока. Перемещение в стойке
игровые
упражнения приставными шагами боком, лицом и
«Брось
–
поймай», спиной вперед. Ходьба, бег и
«Выстрел в
небо»
с выполнение заданий (сесть на пол,
малыми
и
большими встать,
подпрыгнуть
и
т.п.).
мячами.
Комбинация из основных элементов
техники передвижений (перемещение в
1.Основы знаний. Волейбол стойке, поворот, ускорение). Передачи
– игра для всех. Основные мяча сверху двумя руками на месте и
линии
разметки после перемещения вперед. Передачи

спортивного
зала.
Положительные
и
отрицательные
черты
характера.
Здоровое
питание.
Экологически
чистые
продукты.
Утренняя
физическая
зарядка.
2.Специальная подготовка.
Специальная
разминка
волейболиста. Броски мяча
двумя руками стоя в стену,
в
пол,
ловля
отскочившего
мяча,
подбрасывание мяча вверх
и ловля его на месте и
после
перемещения.
Перебрасывание
мяча
партнёру в парах и тройках
- ловля мяча на месте и в
движении
–
низко
летящего и летящего на
уровне головы.
3.
Стойка
игрока,
передвижение в стойке.
Подвижные игры: «Брось и
попади», «Сумей принять»;
игровые
упражнения
«Брось – поймай», «Кто
лучший?»
Футбол (10 ч)

Баскетбол (12

двумя руками сверху в парах. Передачи
мяча над собой. Тоже через сетку. Игра
по упрощенным правилам миниволейбола, игра по правилам в
пионербол, игровые задания. Нижняя
прямая подача мяча с расстояния 3-6 м
от сетки. Прием мяча снизу двумя
руками над собой и на сетку. Прием
подачи. Подвижные игры, эстафеты.
Стойки игрока; перемещения в стойке
приставными шагами боком и спиной
вперед, ускорения, старты и различных
положений. Комбинации из освоенных
элементов техники
передвижений
(перемещения, остановки, повороты,
ускорения). Удары по неподвижному
и
катящемуся
мячу внутренней
стороной стопы и средней частью
подъёма, с места, с одного-двух шагов.
Вбрасывание из-за «боковой» линии.
Остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы и подошвой. Передачи
мяча в парах Комбинации из освоенных
элементов: ведение, удар (пас), прием
мяча, остановка. Игры и игровые
задания. Подвижные игры: «Точная
передача»,

1.Основы знаний. Влияние
занятий
футболом
на
организм
школьника.
Причины переохлаждения
и перегревания организма
человека.
Признаки
простудного заболевания.
2.Специальная
подготовка.
Удар
внутренней
стороной
стопы по неподвижному
мячу с места, с одногодвух шагов; по
мячу,
катящемуся
навстречу.
Передачи мяча в парах.
Подвижные игры: «Точная
передача»,
«Попади
в
ворота»
6 КЛАСС (34 ч)
1.Основы знаний. Товарищ Стойки игрока. Перемещение в стойке

и друг. В чём сила
командной
игры.
Физические упражнения –
путь
к
здоровью,
работоспособности
и
долголетию.
2.
Специальная
подготовка. Специальные
передвижения без мяча в
стойке
баскетболиста.
Остановка
прыжком.
Ловля и передача мяча
двумя руками от груди на
месте и в движении.
Ведение мяча правой и
левой рукой по прямой, по
дуге, с остановками по
сигналу.
Бросок
мяча
двумя руками от груди с
отражением от щита с
места, после ведения и
остановки.
Подвижные
игры: «Мяч среднему»,
«Мяч соседу», эстафеты с
ведением
мяча
и с
броском
мяча
после
ведения и остановки.

ч)

Волейбол
ч)

(12

Футбол (10 ч)

1.Основы
знаний.
Основные правила игры в
волейбол.
Что
такое
безопасность
на
спортивной
площадке.
Правила безопасности при
занятиях
спортивными
играми.
Гигиенические
правила
–
как
их
соблюдение способствует
укреплению здоровья.
2.
Специальная
подготовка. Подводящие
упражнения для обучения
прямой нижней и боковой
подаче.
Подбрасывание
мяча на заданную высоту
и расстояние от туловища.
Подвижные
игры:
«Волна»,
«Неудобный
бросок».
1.Основы знаний. Утренняя
физическая
зарядка.

приставными шагами боком, лицом и
спиной вперед. Остановка двумя
руками и прыжком. Повороты без мяча
и с мячом. Комбинация из основных
элементов
техники
передвижений
(перемещение в стойке, остановка,
поворот, ускорение). Ловля и передача
мяча двумя руками от груди и одной
рукой от плеча на месте и в движении
без сопротивления защитника (в парах,
тройках, квадрате, круге). Ведение
мяча в низкой, средней и высокой
стойке на месте, в движении по
прямой, с изменением направления
движения и скорости. Ведение без
сопротивления защитника ведущей и
не ведущей рукой. Броски одной и
двумя руками с места и в движении
(после ведения, после ловли) без
сопротивления
защитника.
Максимальное расстояние до корзины
3,60 метра. Выравнивание и выбивание
мяча. Комбинация из освоенных
элементов техники перемещений и
владения мячом. Тактика свободного
нападения. Позиционное нападение
(5:0) без изменения позиций игроков.
Нападение
быстрым
прорывом.
Взаимодействие двух игроков «отдай
мяч и выйди».
Комбинация из
освоенных элементов: ловля, передача,
ведение, бросок. Тестирование уровня
развития двигательных способностей,
уровня сформированности технических
умений
и
навыков.
Игра
по
упрощенным
правилам
минибаскетбола. Игры и игровые задания
2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Привлечение к
участию в соревнованиях. Передачи
мяча двумя руками на месте и после
перемещения. Передачи двумя руками
в парах, тройках. Передачи мяча над
собой, через сетку. Индивидуальные
тактические действия в защите.
Верхняя прямая подача (с расстояния
3-6 метров от сетки, через сетку).
Прием
мяча.
Прием
подачи.
Подвижные игры, эстафеты с мячом.
Перемещение на площадке. Игры и
игровые задания.
Учебная
игра.
Остановка катящегося мяча внутренней
стороной стопы и подошвой. Ведение

Предматчевая
разминка.
Что запрещено при игре в
футбол.
2.
Специальная
подготовка.
Остановка
катящегося мяча. Ведение
мяча
внешней
и
внутренней
частью
подъёма по прямой, по
дуге, с остановками по
сигналу, между стойками,
с
обводкой
стоек.
Остановка
катящегося
мяча внутренней частью
стопы. Подвижные игры:
«Гонка мячей», «Метко в
цель»,
«Футбольный
бильярд».
Баскетбол (12
ч)

мяча внешней и внутренней частью
подъёма по прямой, по дуге, с
остановками
по сигналу, между
стойками, с обводкой стоек. Игра по
упрощенным правилам на площадках
разных размеров. Игры и игровые
задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3. Игра в минифутбол. Подвижные игры: «Гонка
мячей»,
«Метко
в
цель»,
«Футбольный бильярд»

7 КЛАСС (34 ч)
1.Основы
знаний. Стойки игрока. Перемещение в стойке
приставными шагами боком, лицом и
Антропометрические
измерения. Питание и его спиной вперед. Остановка двумя
значение для роста и руками и прыжком. Повороты без мяча
развития. Что общего в и с мячом. Комбинация из основных
техники
передвижений
спортивных
играх
и элементов
(перемещение
в
стойке,
остановка,
какие
между
ними
поворот,
ускорение).
Ловля
и
передача
различия?
Закаливание
мяча двумя руками от груди и одной
организма.
рукой от плеча на месте и в движении
2.
Специальная без сопротивления защитника, с
подготовка. Специальные пассивным сопротивлением защитника.
передвижения без мяча в Ведение мяча в низкой, средней и
стойке
баскетболиста. высокой стойке на месте, в движении
Остановка в два шага и по прямой, с изменением направления
прыжком. Ловля
и движения и скорости. Ведение без
передача
мяча
двумя сопротивления
и
с
пассивным
руками от груди с шагом сопротивлением защитника ведущей и
и со сменой мест, в не ведущей рукой. Броски одной и
движении. Ведение мяча двумя руками с места, в движении
правой и левой рукой с (после ведения, после ловли) и в
с
противодействием.
изменением направления. прыжке
Максимальное
расстояние
до корзины
Бросок
мяча
двумя
4,80
метра.
Выравнивание
и
руками
от
груди
с
отражением от щита с выбиванием мяча. Перехват мяча.
Комбинация из освоенных элементов
места, бросок одной рукой
техники перемещений и владения
после ведения.
мячом. Тактика свободного нападения.
Подвижные игры: Позиционное нападение
(5:0)
с
«Попади
в
кольцо», изменения позиций игроков. Нападение
«Гонка мяча», эстафеты с быстрым
прорывом(2:1).
ведением мяча и с броском Взаимодействие двух игроков «отдай
мяча после ведения.
мяч и выйди». Комбинация из

Волейбол
ч)

(12

Футбол (10 ч)

Баскетбол (12
ч)

1.Основы
знаний.
Основные правила игры в
волейбол. Самоконтроль и
его основные приёмы.
Мышечная
система
человека.
Понятие
о
здоровом образе жизни.
Режим дня и здоровый
образ жизни. Утренняя
физическая зарядка.
2.
Специальная
подготовка. Приём мяча
снизу
двумя
руками.
Передача мяча сверху
двумя руками вперёдвверх. Нижняя прямая
подача. Подвижные игры:
«Не
давай
мяча
водящему»,
«Круговая
лапта».
1.Основы знаний. Различие
между футболом и минифутболом (фут залом).
Физическая нагрузка и её
влияние
на
частоту
сердечных
сокращений
(ЧСС).
Закаливание
организма зимой.
2.
Специальная
подготовка. Удар ногой с
разбега по неподвижному
и
катящемуся мячу в
горизонтальную
(полоса
шириной 1,5 метра, длиной
до
7-8
метров)
и
вертикальную
(полоса
шириной 2 метра, длиной
5-6
метров)
мишень.
Ведение
мяча
между
предметами и с обводкой
предметов.
Подвижные
игры: «Передал – садись»,
«Передай мяч головой».

освоенных элементов: ловля, передача,
ведение, бросок. Тестирование уровня
развития двигательных способностей,
уровня сформированности технических
умений и навыков. Игра по правилам
баскетбола. Участие в школьных
соревнованиях. Прямой нападающий
удар после подбрасывания мяча
партнером. Индивидуальные действия
игроков в зависимости от позиции
игрока на площадке. Индивидуальные
действия игроков в зависимости от
позиции игрока на площадке. Прием
мяча, отраженного сеткой. Одиночное
блокирование и страховка. Передача
мяча в двойках, тройках, через сетку, в
заданную часть площадки. Комбинации
из освоенных элементов. Верхняя
прямая подача. Приема мяча с подачи.
Комбинации из освоенных элементов:
прием,
передача,
блокирование.
Подвижные игры и эстафеты. Игры и
игровые задания по упрощенным
правилам. Взаимодействие игроков на
площадке. Игра по правилам. Удары по
воротам указанными способами на
точность (меткость) попадания мячом в
цель. Удар ногой с разбега по
неподвижному и катящемуся мячу в
горизонтальную (полоса шириной 1,5
метра, длиной до 7-8метров) мишень в
вертикальную (полосашириной 2 метра,
длиной 5-6 метров) мишень. Ведение
мяча по прямой с изменением
направления движения и скорости
ведения без сопротивления защитника,
с
пассивным
и
активным
сопротивлением защитника, ведущей и
не ведущей ногой. Ложные движения.
Игра по упрощенным правилам на
площадках разных размеров. Игра по
правилам. Подвижные игры: «Передал
- садись», «Передай мяч головой».
Эстафеты.

8 КЛАСС (34 ч)
1.Основы
знаний. Стойки игрока. Перемещение в стойке
Взаимосвязь
регулярной приставными шагами боком, лицом и
физической активности и спиной вперед. Остановка двумя
индивидуальных здоровых руками и прыжком. Повороты без мяча
привычек. Аэробная и и с мячом. Комбинация из основных
анаэробная
элементов
техники
передвижений

работоспособность.
Физическая подготовка и
её связь с
развитием
систем
дыхания
и
кровообращения.
2.
Специальная
подготовка. Повороты на
месте. Остановка прыжком
и в два шага в различных
упражнениях
и
подвижных
играх.
Ведение
мяча
с
изменением направления,
скорости
и
высоты
отскока.
Челночное
ведение. Передача одной
рукой от плеча после
ведения при встречном
движении.
Броски
в
движении
после
двух
шагов. Учебная игра.
Волейбол
ч)

(12

Футбол (10 ч)

1.Основы
знаний.
Физические
качества
человека и их развитие.
Приёмы
силовой
подготовки.
Основные
способы
регулирования
физической нагрузки: по
скорости
и
продолжительности
выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка.
Приём мяча снизу двумя
руками. Передача мяча
сверху двумя руками через
сетку. Передача мяча с
собственным
подбрасыванием на месте
после
небольших
перемещений.
Нижняя
прямая
подача.
Подвижные игры: «Не
давай мяча водящему»,
«Пионербол».
1.Основы знаний. Правила
самостоятельного
выполнения скоростных и
силовых
упражнений.
Правила соревнований по
футболу: поле для игры,

(перемещение в стойке, остановка,
поворот, ускорение). Ловля и передача
мяча двумя руками от груди и одной
рукой от плеча на месте и в движении
без сопротивления
защитника, с
пассивным сопротивлением защитника.
Ведение мяча в низкой, средней и
высокой стойке на месте, в движении
по прямой, с изменением направления
движения и скорости. Ведение без
сопротивления
и
с
пассивным
сопротивлением защитника ведущей и
не ведущей рукой. Броски одной и
двумя руками с места, в движении
(после ведения, после ловли) и в
прыжке
с
противодействием.
Максимальное расстояние до корзины
4,80 метра. Выравнивание и выбивание
мяча. Перехват мяча. Комбинация из
освоенных
элементов
техники
перемещений и владения мячом.
Комбинация из освоенных элементов:
ловля, передача, ведение, бросок.
Тактика
свободного
нападения.
Позиционное нападение в игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на
одну корзину. Нападение быстрым
прорывом(3:2). Взаимодействие двух
игроков в нападение и защите через
«заслон».
Тестирование
уровня
развития двигательных способностей,
уровня сформированности технических
умений и навыков. Игра по правилам
минибаскетбола.
Участие
в
соревнованиях. Передача мяча у сетки
и в прыжке через сетку. Передача мяча
сверху, стоя спиной к цели. Игры и
игровые задания с ограниченным
числом игроков (2:2, 3:2 3:3) Прямой
нападающий
удар
после
подбрасывания
мяча
партнером.
Верхняя прямая подача в заданную
зону площадки. Прием мяча с подачи.
Комбинации из освоенных элементов:
прием, передача, блокирование. Игры и
игровые задания по упрощенным
правилам,
с
ограничением
пространства и с ограниченным
количеством игроков. Взаимодействие
игроков на площадке в нападении и
защите. Игра по правилам. Прием мяча,
отраженного
сеткой.
Одиночное

число
игроков,
обмундирование
футболистов. Составные
части ЗОЖ.
2.
Специальная
подготовка. Удар ногой с
разбега по неподвижному
и
катящемуся мячу в
горизонтальную
(полоса
шириной 1,5 метра, длиной
до
7-8
метров)
и
вертикальную
(полоса
шириной 2 метра, длиной
5-6
метров)
мишень.
Ведение
мяча
между
предметами и с обводкой
предметов.
Эстафеты с
ведением
мяча,
с
передачей мяча партнёру.
Игра
в
футбол
по
упрощённым
правилам
(мини-футбол).

Баскетбол (12
ч)

блокирование и страховка. Действия и
размещение
игроков
в
защите.
«Доигрывание» мяча. Удары по
неподвижному и катящемуся мячу.
Остановка катящегося, летящего мяча.
Удар головой (по летящему мячу).
Удар по летящему мячу внутренней
стороной стопы и средней частью
подъёма.
Удары
по
воротам
указанными способами на точность
(меткость) попадания мячом в цель.
Удары
ногой
с
разбега
по
неподвижному и катящемуся мячу в
горизонтальную (полоса шириной 1,5
метра, длиной до 7-8 метров) мишень
внутренней стороной стопы и средней
частью подъёма. Удар ногой с разбега
по неподвижному и катящемуся мячу в
вертикальную (полоса шириной 2
метра, длиной 5-6 метров) мишень.
Ведение мяча по прямой с изменением
направления движения и скорости
ведения без сопротивления защитника,
с
пассивным
и
активным
сопротивлением защитника, ведущей и
не ведущей ногой. Ложные движения.
Игра по упрощенным правилам на
площадках разных размеров. Игра по
правилам. Правила организация и
проведения соревнований, участие в
соревнованияхразличного уровня.

9 КЛАСС (34 ч)
1.Основы
знаний. Стойки игрока. Перемещение в стойке
Взаимосвязь
регулярной приставными шагами боком, лицом и
физической активности и спиной вперед. Остановка двумя
индивидуальных здоровых руками и прыжком. Повороты без мяча
привычек. Аэробная и и с мячом. Комбинация из основных
анаэробная
элементов
техники
передвижений
работоспособность.
(перемещение в стойке, остановка,
Физическая подготовка и поворот, ускорение). Ловля и передача
её связь с
развитием мяча на месте и в движении без
систем
дыхания
и сопротивления,
с
пассивным
и
кровообращения.
активным сопротивлением защитника.
2.
Специальная Ведение мяча в низкой, средней и
подготовка. Повороты на высокой стойке на месте, в движении
месте. Остановка прыжком по прямой, с изменением направления
и в два шага в различных движения и скорости. Ведение без
упражнениях
и сопротивления,
с
пассивным
и
подвижных
играх. активным защитника ведущей и не
Ведение
мяча
с ведущей рукой. Броски одной и двумя
изменением направления, руками с места и в движении (после

скорости
и
высоты
отскока.
Челночное
ведение. Передача одной
рукой от плеча после
ведения при встречном
движении.
Броски
в
движении
после
двух
шагов. Учебная игра.
Волейбол
ч)

(12

Футбол (10 ч)

1.Основы знаний. Приёмы
силовой
подготовки.
Основные
способы
регулирования физической
нагрузки: по скорости и
продолжительности
выполнения упражнений.
2.Специальная подготовка.
Верхняя передача двумя
руками в прыжке. Прямой
нападающий
удар.
Верхняя, нижняя передача
двумя
руками
назад.
Совершенствование
приема мяча с подачи и в
защите.
Двусторонняя
учебная игра. Одиночное
блокирование и страховка.
Командные
тактические
действия в нападении и
защите. Подвижные игры.
1.Основы знаний. Правила
игры в футбол. Роль
команды
и
значение
взаимопонимания
для
игры.
Роль
капитана
команды, его права и
обязанности. Пояснения к
правилам игры в футбол.
Обязанности судей. Выбор
места судей при различных
игровых
ситуациях.
Замечание,
предупреждение
и
удаление игроков с полей.
Планирование
спортивной
тренировки.
Методы
развития
спортивной
работоспособности
футболистов.
Виды соревнований.

ведения, после ловли), в прыжке, без
сопротивления
защитника,
с
противодействием. Выравнивание и
выбивание мяча. Перехват мяча.
Позиционное нападение без изменения
позиций игроков, с изменением
позиций, личная защита в игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5 на
одну корзину. Тактические действия в
нападении.
Взаимодействие
двух
игроков «отдай мяч и выйди».
Взаимодействие двух, трех игроков в
нападение и защите через «заслон».
Взаимодействие игроков (тройка и
малая восьмерка). Тестирование уровня
развития двигательных способностей,
уровня сформированности технических
умений и навыков. Игра по правилам
баскетбола. Игра по правилам с
привлечением учащихся к судейству.
Правила организация и проведения
соревнований, участие в соревнованиях
различного уровня. Передача мяча у
сетке и в прыжке через сетку.
Передача мяча сверху, стоя спиной к
цели. Прямой нападающий удар после
подбрасывания
мяча
партнером.
Прямой
нападающий
удар при
встречных передачах. Комбинации из
освоенных элементов: прием, передача,
блокирование.
Одиночное
блокирование и страховка Игры и
игровые задания по упрощенным
правилам.
Игра
по
правилам.
Взаимодействие игроков линии защиты
и нападения. Взаимодействие игроков
на площадке в нападении и защите.
Игры
и
игровые
задания
по
усложненным
правилам,
с
ограничением пространства и с
ограниченным количеством игроков.
Игра по правилам с привлечением
учащихся к судейству. Жесты судьи.
Правила организация и проведения
соревнований, участие в соревнованиях
различного уровня. Удары по воротам
указанными способами на точность
(меткость) попадания мячом в цель.
Комбинации из освоенных элементов
техники перемещений и владения
мячом. Ведение мяча по прямой с
изменением направления движения и

Система
розыгрыша.
Правила соревнований, их
организация и проведение.
2.Специальная подготовка.
Упражнения для развития
силы.
Приседания
с
отягощением
с
последующим
быстрым
выпрямлением подскоки и
прыжки после приседания
без отягощения и с
отягощением. Приседание
на
одной
ноге
с
последующим подскоком
вверх. Лежа на животе
сгибание ног в коленях с
сопротивлением партнера
или
резинового
амортизатора.
Броски
набивного мяча ногой на
дальность
за
счет
энергичного маха ногой
вперед.
Удары
по
футбольному мячу ногами
и головой на дальность.
Вбрасывание футбольного
и набивного мяча на
дальность. Толчки плечом
партнера. Борьба за мяч.
Для вратаря: из
упора стоя
у стены
одновременное
и
попеременное
сгибание
рук
в
лучезапястных
суставах. То же, но
отталкиваясь от стены
ладонями и пальцами. В
упоре лежа передвижение
на руках вправо (влево) по
кругу (носки ног на месте).
В упоре лежа хлопки
ладонями. Упражнения для
кистей рук с гантелями и
кистевыми
амортизаторами.
Сжимание
теннисного
(резинового)
мяча.
Многократное повторение
упражнений в ловле и
бросках набивного мяча от
груди
двумя
руками.
Броски футбольного и

скорости ведения без сопротивления
защитника, с пассивным и активным
сопротивлением защитника, ведущей и
не ведущей ногой. Ложные движения.
Перехват, выбивание мяча. Удар (пас),
прием мяча, остановка. Вбрасывание
мяча из-за боковой линии с места и с
шагом. Игра вратаря. Комбинации из
освоенных
элементов
техники
перемещений и владения мячом.
Команды действия. Взаимодействие
защитников и вратаря. Нападения и
защита в игровых заданиях с атакой и
без атаки ворот. Игра по правилам.
Игра по правилам с привлечением
учащихся к судейству. Правила,
организация
и
проведения
соревнований, участие в соревнованиях
различного уровня.

набивного мячей одной
рукой на дальность. Ловля
набивных
мячей,
направляемых
2
–3
партнерами
с
разных
сторон, с последующими
бросками.
Упражнения
для
развития
быстроты.
Повторное
пробегание
коротких отрезков (10 – 30
м) из различных исходных
положений.
Бег
с
изменениями (до 180*). Бег
прыжками.
Эстафетный
бег. Бег с изменением
скорости. Челночный бег
лицом и спиной вперед.
Бег боком и спиной вперед
(10 – 20 м) наперегонки.
Бег
«змейкой»
между
расставленными
в
различном
положении
стойками. Бег с быстрым
изменением
способа
передвижения. Ускорения
и рывки с мячом (до 30 м).
Обводка препятствий (на
скорость). Рывки к мячу с
последующим ударам по
воротам.
Упражнения
для
развития
ловкости.
Прыжки с разбега толчком
одной и двух ног, стараясь
достать
высоко
подвешенный мяч головой,
ногой,
рукой
(для
вратарей); те же, выполняя
в прыжке поворот на 90 –
180*. Прыжки вперед с
поворотом и имитацией
ударов головой и ногами.
Прыжки с места и с разбега
с ударом головой по
мячам, подвешенным на
разной высоте. Кувырки
вперед и назад, в сторону.
Жонглирование мячом в
воздухе, чередуя удары
различными
частями
стопы, бедром, головой.

Ведение мяча головой.
Подвижные игры.
Упражнения
для
развития
специальной
выносливости.
Переменный и поворотный
бег с мячом. Двусторонние
игры. Игровые упражнения
с мячом (трое против трех,
двое против двух и т.д.)
большой интенсивности.
Комплексные
задания:
ведение и обводка стоек,
передачи и удары по
воротам, выполняемые в
течении 3 – 10 мин.
Упражнения
для
формирования
умения
двигаться без мяча. Бег:
обычный, спиной вперед;
скрестным и приставным
шагом, изменяя ритм за
счет различной длины
шагов
и
скорости
движения. Цикличный бег
(с поворотным скачком на
одной ноге). Прыжки:
вверх, верх – вперед, вверх
– назад, вверх – вправо,
вверх – влево, толчком
двух ног с места и толчком
на одной и двух ногах с
разбега. Для вратарей:
прыжки в сторону с
падением
перекатом.
Повороты во время бега
переступая и на одной
ноге. Остановки во время
бега – выпадом, прыжком,
переступанием.
ИТОГО ПО КУРСУ

170

Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
5 КЛАСС
Баскетбол

Кол-во
часов
12 ч

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Стойки и перемещения баскетболиста.
Стойки и перемещения баскетболиста.
Остановки прыжком.
Остановки «В два шага».
Передача мяча.
Ловля мяча.
Ведение мяча.
Броски в кольцо.
Подвижные игры.
Подвижные игры.
Подвижные игры.
Подвижные игры.
Волейбол
Перемещение.
Перемещение.
Передача мяча сверху двумя руками.
Передачи мяча над собой.
Передачи мяча двумя руками сверху в парах.
Нижняя прямая подача с середины площадки.
Нижняя прямая передача с середины площадки.
Прием мяча снизу двумя руками.
Прием мяча над собой.
Подвижные игры.
Подвижные игры.
Эстафеты.
Футбол
Стойки и перемещения.
Удар внутренней стороной стопы по
неподвижному мячу с одного – двух шагов.
Удар внутренней стороной стопы по мячу,
катящемуся на встречу.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной
стопы и подошвы.
Передачи мяча в парах.
Комбинации из освоенных элементов: ведение,
удар (пас), прием мяча, остановка.
Игра «Точная передача».
Игра «Попади в ворота».
Игра попади в ворота.
Игра «Точна передача».
ИТОГО

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти