РП ВД Я в мире профессий 5 - 9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ,
село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29,
тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено
на заседании МО учителей
начальных классов
_____________Т.Д.Шараева
Протокол №___ от
«__»_______20__г.

Согласовано
Утверждаю
Заместитель директора по УР Директор МБОУ «ООШ
__________ /Петрова А.Н./
с.Сиреники»
_________ /Щуцкая Я.Ю./
«__» _________20__ г.
« 29 » августа 2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
профессионального направления
«Я в мире профессий»
5 - 9 классов

Составил: педагог - психолог
А.В. Сурусманова

Сиреники
2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Ситуация настоящего периода требует пересмотра воспитательных функций
школы и семьи, главной целью которых становится подготовка ребёнка к
безболезненному включению во взрослую жизнь. Изменившиеся социальные
условия диктуют необходимость перехода к воспитательной стратегии, в основе
которой лежит принцип личностно- ориентированного воспитания, что позволяет
сформировать личность ребёнка, обладающего социальной ответственностью,
независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным
негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
Чем раньше человек задумается о том, кем и каким ему быть, чем раньше он
примет верное решение, тем меньше сделает ошибок на пути к профессиональному
успеху.
Эффективность воспитательной деятельности семьи и школы оценивается
тем, насколько успешно готовится ребёнок к самостоятельной трудовой
деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло
быть в опыте прошлых поколений.
Нынешние школьники раньше начинают задумываться о своём будущем,
включаться в деятельность, занятия, обеспечивающие их знания и умения, которые
потребуются в их предстоящей работе. Они способны понять свои слабости,
недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е.
способны к самоанализу, рефлексии.
Таким образом, в современном обществе всё более актуальной становится
проблема создания условий для успешного профессионального самоопределения
выпускников средних общеобразовательных учебных заведений. Её важнейший
аспект - организация сопровождения профессионального самоопределения
учащихся с учётом их способностей и интересов, а также потребностей общества.
Цель курса внеурочной деятельности «Я в мире профессий»:
формирование профориентационной компетентности подростков путем
включения в процесс активного планирования своего профессионального
будущего, чтобы этот процесс был интересным и значимым для него.
Задачи учебного курса:
 Активизация внутренних психологических ресурсов учащихся для
формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную
перспективу;
 Осознание целей выбора будущей профессии;
 Развитие навыков конструктивного взаимодействия;
 Формирование класса как команды, выработка общедоступных и
принимаемых всем коллективом ценностей и ориентиров для возможности
дальнейшего функционирования класса как единого целого с учетом личностных
особенностей всех учеников, создание благоприятных условий для групповой
работы;
 Развитие навыков рефлексии.
Взаимосвязь с программой воспитания
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан
на 1 час в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной
деятельности отводится 170 часов:
в 5 классе — 34 часов (1 час в неделю),
в 6 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 7 классе — 34 часов (1 час в неделю),
в 8 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 9 классе — 34 часа (1 час в неделю).

Формы проведения занятий учебного курса:
 беседы;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов,
дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок,
считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с
разнообразными словарями;
 самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

5 класс

Введение. Знакомство. Мои личные профессиональные планы. Ценностные
ориентации. Самооценка и уровень притязаний. Интересы и склонности в выборе
профессии. Классификация профессий по Климову. Отвечаем на вопросник
Климова. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э.
Концепция индивидуальности Голланда. «Какой у вас характер?», «Шкала
значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип
ригидности психологической установки», «Тест Голланда». Правила выбора
профессии. Ошибки и затруднения при выборе профессии. Кем работают мои
родные. Кем работают мои родители? Профессии моего рода. Знакомство со
схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.
Что такое профессиограмма? В каких учебных заведениях можно получить
профессию?
На работу устраиваемся по правилам. «Секреты» выбора профессии
(«хочу», «могу», «надо»). «Быть нужным людям…» Сочинение – рассуждение
«Самая нужная профессия»
Как готовить себя к будущей профессии? Исследование «Необычная
творческая профессия». Сочинение «… - это призвание!» Рабочие профессии.
Жизненно важная профессия. Профессия, охраняющая общественный порядок.
Встреча с интересной личностью. Великие личности нашей страны и путь их
становления. «Мои родители хотят, чтобы я был похож на…и работал………»
Сочинение-рассуждение: «Если бы я был президентом…». Экскурсия на
предприятия нашего города. Отчет о посещении предприятий. Подготовка к пресс
конференции. «Представим, что я…». Итоговая пресс-конференция «Мир
профессий». Творческий проект "Моя будущая профессия". Творческий проект
"Моя будущая профессия". Итоговое занятие рефлексия.

6 класс
Тема 1. Трудом славен человек
Знакомство с различными профессиями благодаря просмотру м/м
презентации. Групповая работа учащихся по выбору понравившейся профессии.
Сбор и предоставление расширенной информации о выбранной профессии
благодаря дополнительным источникам.
Тема 2. Учеба - твой главный труд

Ознакомительная виртуальная экскурсия, составление учащимися в группах
памятки «Успешное обучение - мое стремление!».
Тема 3. Человеческие возможности
Знакомство и просмотр фильма ВВС «Человеческие возможности».
Аналитическая беседа с учащимися по увиденному материалу.
Тема 4. Способности к запоминанию
Общее представление о памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в
различных видах профессиональной деятельности. Знакомство с приемами
запоминания и возможностями развития памяти. Выполнение упражнений на
развитие памяти, разучивание стихотворений и их воспроизводство на уроке
(конкурс – «Кто лучше запоминает?»).
Тема 5. Способность быть внимательным
Представление о процессе внимания, его видах и свойствах. Значение
наблюдательности как профессионально важного качества. Выполнение
упражнений с учащимися на развитие внимания при помощи м/м презентации.
Проведение игры «Выбери лишнее!».
Тема 6. Волевые качества личности
Волевые качества личности. Регулирующая функция воли. Опросник «Какая
у меня воля?». Проведение дебатов: «Какими качествами должен обладать волевой
человек?».
Тема 7. «Узнаю, думаю, выбираю»
Практическая работа с методиками: «Визитка», «Тебе подходят профессии»,
«Узнай профессию».
Тема 8. Беседы о конкретных профессиях
Приглашение и беседа с библиотекарем. Конструктивный диалог учащихся с
приглашенными гостями, возможность более глубокого погружения в данные
профессии учащимися, возможность задать интересующие детей вопросы и
получить на них профессиональные ответы.
Тема 9. Классификация профессий
Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по
целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с
профессиограммами.
Тема 10. Профессия и современность
Знакомство учащихся с профессией булочника-хлебопека и кондитера.
Тема 11. Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих родителей
Встречи с родителями. Интервью. Анкетирование.
Тема 12. Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты хочешь стать?
Проведение викторины на знание и выбор профессии. Составление
синквейна учащимися на тему «Моя любимая профессия».
Тема 13. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?»
Что такое интерес? Составление и заполнение карты интересов.
Что такое склонности? Опросник Е. А. Климова. Составление совместно с
учащимися примерной анкеты на выявление интересов школьников. Домашняя
групповая работа учащихся – опрос другого класса на выявление интересов и
предпочтения профессии.
Знакомство с новыми профессиями, такими как: промоутер, имиджмейкер,
девелопер, мерчендайзер. Исследовательская работа учащихся по нахождению
этих профессий в дополнительных источниках информации.

Тема 14.Темперамент и выбор профессии
От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент?
Опросник.Знакомство с биографиями людей успешной карьеры: Гейтс Билл,
Дисней Уолт, Шанель Коко, Федоров Святослав Николаевич. Выбор будущей
профессиональной сферы. Известные люди региона.
Тема 15.Здоровье и выбор профессии
Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания
при выборе профессии. «Анкета здоровья».
Тема 16. Дело твоей жизни
«Я – это…». Выявление самооценки и планирование своего будущего.
«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих
«хочу» - «могу» - «надо». Подготовка учащимися проекта « Я бы смог стать…».
Тема 17. Профессиональный тип личности
Определение
своего
профессионального
типа
личности.
Тест
«Профессиональный тип личности».
Тема 18. Ошибки при выборе профессии
Просмотр видеоролика «Типичные ошибки». Аналитическая беседа с
учащимися после просмотра. Составление памятки «Не допустим ошибок при
выборе профессии!».
Тема 19.Человек среди людей
Межличностные отношения и их значение в профессиональной
деятельности. Коммуникативные умения и навыки. Конфликты и возможности
различных тактик поведения. Проведение урока-игры на свежем воздухе «Живем
вместе».
Тема 20.Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По одежке
встречают, по уму провожают»
Проведение игры-викторины «По одежке встречают, по уму провожают».
Тема 21. Природа – это наши корни, начало нашей жизни
Проведение экологической игры совместно с учителем по биологии.
Тема 22. Творческий урок
Совместная разработка плана проекта «Моя будущая профессия».
Обсуждение в группах наиболее успешного плана и возможности его реализации.
Тема 23. Практическая работа
Презентация проектов учащимися «Моя будущая профессия». Дискуссия
между ними по разработанным проектам.
7 класс
Тема 1. Жизненное и профессиональное самоопределение – один из
важнейших шагов в жизни человека.
Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она
может помочь при выборе профессии. Понятия “личность”, “профессиональные
интересы”, “склонности”.
Тема 2. Мир профессий.
Дать
определения:
профессия,
специальность,
квалификация,
должность.Классификация по типам профессий (Е.А. Климов), объекту, характеру
труда, видам деятельности и др. Методика “Матрица профессий”.
Тема 3. Знакомство с профессиограммами (занятие с элементами
практикума).

Дать определение понятиям “профессиограмма: цель труда, предмет труда,
средства и условия организации труда”, “профессиональная пригодность”.
Опросник ДДО Климова, Карта интересов.
Тема 4. Профессия разного типа
Профессия типа “Человек – техника”. Профессия типа “Человек – природа”.
Профессия типа “Человек – знаковая система”. Профессия типа “Человек –
человек”. Профессия типа “Человек – художественный образ”.
Тема 5 . Пути получения профессии.
Формы обучения. Как получить профессию по душе.
Тема 6. Кто я, или что я думаю о себе.
Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Что такое
психодиагностика, как она помогает в выборе профессии.
Тема 7. Свойства нервной системы и темперамент.
История изучения темперамента: от Гиппократа до Павлова. Типы
темперамента, их влияние на профессиональную деятельность. Теппинг тест –
определение свойств нервной системы, работоспособности; опросник типа
темперамента Г.Айзенка.
Тема 8. Память.
Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания
информации. Мнемотехники. Определение объема кратковременной памяти и
ведущего способа запоминания.
Тема 9. Внимание.
Внимание и деятельность человека. Произвольное и непроизвольное
внимание. Структура и характеристики внимания: объем, распределение,
переключение, концентрация, устойчивость. Профессии, предъявляющие
повышенные требования к развитию внимания. Изучение индивидуальных
особенностей внимания: “Тест Э.Ландольта”. Приемы развития внимания.
Тема 10. Мышление.
Функции, виды мышления. Мыслительные операции. Правополушарные и
левополушарные мыслители. Диагностика структуры интеллекта по методике
Р.Амтхауэра. Приемы развития.
Тема 11. Эмоциональное состояние личности.
Эмоции в жизни человека. Формы и виды эмоциональных состояний, их
влияние на профессиональную деятельность. Стресс и дистресс. Диагностика
уровня личностной и реактивной тревожности по методике Ч.Д.Спилбергер
“Шкала самооценки”.
Тема 12. Саморегуляция.
Умение контролировать свое поведение. Позитивное мышление и
жизненные ценности. Как выпустить “лишний пар”. Десять шагов уверенности в
себе.
Тема 13. Коммуникабельность – составляющая успеха будущей
карьеры.
Требования
к
работнику:
профессионализм,
ответственность,
коммуникабельность. Умение конструктивно разрешать конфликты. Изучение
коммуникативных и организаторских способностей по методике “КОС”.
Тема 14. Первый шаг на пути к профессии.

Способности, профессиональная пригодность, состояние физического
здоровья, как основные составляющие правильного выбора. Формула успеха.
Ошибки в выборе профессии.
Тема 15. Современный рынок труда и его требования.
Социально-профессиональная мобильность – качество современного
человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности.
Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование.
Тема 16. Мотивы и основные условия выбора профессии.
“Хочу – могу – надо” - необходимые условия правильного выбора.
“Мышеловки” легких денег, или возможность попадания в финансовую
зависимость.
Тема 17. Что требует профессия от меня?
Понятие рынка профессий. Определение требований к соискателю (по
газете, рубрика “работа для вас”), “Центр занятости населения”.
Тема 18. Перспективы профессионального старта.
Навыки самопрезентации. Как правильно составить резюме. Правила
поведения на собеседовании. Интервью при приеме на работу (ролевая игра).
Тема 19. Составление плана профессионального самоопределения.
Алгоритм принятия решения
Тема 20. Построение образа профессионального будущего.
Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства
достижения целей. Внешние и внутренние условия достижения целей. Запасные
варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной
России.
Тема 21. Подготовка к будущей карьере.
Психологический портрет личности. Ролевая игра “Встреча через 10 лет”.
Тема 22. Детско-родительская профориентационная игра-проект
“Выбор профиля”.
Тема 23. Итоговое занятие “Перелистывая страницы”.
Обобщение приобретенных учащимися знаний и умений, необходимых для
принятия решения при выборе профессии и планирования своего
профессионального пути.

8 класс
Тема 1. Вводное занятие.
Анкета «Планы на ближайшее будущее». Теоретические сведения Цели и
содержание курса. Специфика занятий.
Тема 2. Самооценка и уровень притязаний.
Методика самооценки индивидуальных возможностей, карта интересов,
опросник профессиональной готовности.
Тема 3. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
Методика выявления стержневых черт характера. Уровень развития волевых
качеств. Внутренний мир человека и возможности его познания. Теоретические
сведения. Темперамент. Особенности проявления основных типов темперамента в
учебной и профессиональной деятельности.
Тема 4. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

Ведущие отношения личности: к деятельности, к людям, к самому себе, к
предметному миру. Эмоциональные состояния личности.
Тема 5. Стресс и тревожность.
Работоспособность. Психология принятия решения. Диагностические
процедуры: анкета здоровья, теппинг-тест, опросник Айзенека, ориентировочная
анкета, опросники «Беспокойство-тревога», «Какая у меня воля».
Тема 6. Определение типа мышления.
Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления.
Основные операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование,
конкретизация, обобщение. Основные качества мышления.
Тема 7. Внимание и память
Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение.
Виды памяти. Приемы запоминания.
Внимание. Качества внимания. Виды внимания. Выявление особенностей
внимания личности.
Тема 8. Уровень внутренней свободы.
Какие условия предоставлены для выбора профессии.
Тема 9. Мой психологический портрет.
Характеристика моего психологического портрета для подбора профессии.
Тема 10. Классификация профессий. Признаки профессии. Типы
профессий.
Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора
профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся.
Тема 11. Определение типа будущей профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек». Подтипы профессий
типа «человек – человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК).
ПВК профессий типа «человек – человек». Анализ характеристик профессий
различных подтипов типа «человек – человек». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – техника». Подтипы профессий
типа «человек – техника». ПВК профессий типа «человек – техника». Анализ
характеристик профессий различных подтипов типа «человек – техника».
Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы
профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек –
знаковая система». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа
«человек – знаковая система». Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – природа». Подтипы профессий
типа «человек – природа». ПВК профессий типа «человек – природа». Анализ
характеристик профессий различных подтипов типа «человек – природа».
Профессиональные пробы.
Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».
Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа
«человек – художественный образ». Анализ характеристик профессий различных
подтипов типа «человек – художественный образ». Профессиональные пробы.
Тема 12. Профессия, специальность, должность. Формула профессии.
Классификация профессий. Цели труда. Классификация профессий по Е.А.
Климову. Формула профессии. Работа с таблицей Е.А. Климова. Профессиограмма:
подробное описание профессии.

Тема 13. Интересы и склонности в выборе профессии.
Анкета: «Карта интересов»; упражнение: «Проверка устойчивости своих
интересов»; дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?».
Тема 14. Определение профессионального типа личности.
Определение профессионального типа личности на своем примере. Тесты:
«Определение направленности личности», «16-факторный опросник Р. Кеттелла».
Тема 15. Профессионально важные качества.
Профессионально качества для устройства на работу.
Тема 16. Профессия и здоровье.
Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели
профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени
профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие,
призвание. Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.
Тема 17. Моя будущая профессия.
Как я вижу свою будущую профессию.
Тема 18. Способности общие и специальные. Способности к
практическим видам деятельности.
Три признака понятия по Б. М. Тепловой. Общие и специальные
способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей.
Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности.
Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.
Тема 19. Способности к видам деятельности.
Способности к интеллектуальным видам деятельности. Способности к
профессиям социального типа. Способности к офисным видам деятельности.
Способности к предпринимательской деятельности. Артистические способности.
Уровни профессиональной пригодности. Мои способности. Мотивы и потребности.
Ошибки в выборе профессии.
Тема 20. Современный рынок труда.
Современный рынок труда. Прогноз потребности в профессиях. Современный
рынок труда. Работодатель и работник.
Тема 21. Пути получения профессии. Матрица профессионального
выбора.
Пути получения профессии. Матрица профессионального выбора.
Тема 22. Навыки самопрезентации.
Навыки самопрезентации. Резюме. Составление «Программы самовоспитания для
предполагаемой будущей профессии» (с дискуссионным обсуждением программ).
Проба написания обучающимися личных резюме. Сочинение «Если бы я был
губернатором/президентом?
Тема 33. Стратегии выбора профессии.
Тема 34. Заключительный.
Личный профессиональный план.

9 класс
Тема 1. «Что изучает профориентация».
Профориентация: от сбора информации до выбора профессии.
Дать представление о понятиях «профориентация», «профессия» и
сопутствующих понятиях «специалист», «должность», «карьера», «квалификация».

Учить пользоваться понятийным аппаратом на уроках и повседневной жизни.
Воспитывать интерес к теме выбора профессии.
Тема 2. «Рынок образовательных услуг и рынок труда».
Знакомятся с понятием «образовательная карта». Узнают о средне
профессиональных и среднетехнических училищах, высших учебных заведениях.
Основные понятия о рынке труда и учебных мест. Узнают об основных
работодателях на территории.
Тема 3. «Образовательная карта городов».
Наиболее востребованные профессии в нашем городе. Перечень учебных
заведений.
Тема 4. «Кто Я или что Я думаю о себе».
Научить подростков выделять важные вопросы, необходимые для выбора
будущей профессии (Кто я? Чего хочу? Что могу?). Развивать способность
адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.
Тема 5. «Классификация профессий».
Классификация профессий по предмету труда, по целям труда, по орудиям
труда, по условиям труда. Профессиограмма. Зарубежная классификация
профессий по Дж.Холланду.
Тема 6. «Формула профессии. Анализ профессии».
Понятие «профессия» и сопутствующих понятиях «специалист»,
«должность», «карьера», «квалификация». Понятийный аппарат на уроках и
повседневной жизни.
Тема 7. «Практическая работа по анализу профессии».
Условия труда, требования к работнику.
Тема 8. «Здоровье и выбор профессии».
Особенности своего здоровья и требований, предъявляемых профессией.
Тема 9. «Роль темперамента в выборе профессии».
Беседа о типах темперамента. Карточки с описанием типов ВНД по
Кречмеру. Карточки с описанием типов по И..П. Павлову. Классификация
профессий К.М. Гуревича по признаку их абсолют­ной или относительной
профпригодности. Игра «Угадай профессию».
Тема 10. «Характер и моя будущая карьера».
Упражнение «Что я испытываю, выбирая профессию?» Упражнение
«Знакомьтесь, Профессия…». Беседа о формировании характера и его влиянии на
выбор профессии. Модель способностей человека. Лист рефлексии.
Тема 11. «Практическая работа по самоанализу своих способностей».
Структура выбора профессии. Результаты исследований учащегося.
Тема 12. «Я – концепция или «теория самого себя».
Упражнение «Комплимент». Беседа о Я – концепции человека. О том, как
формируется «теория самого себя» и как она влияет на выбор профессии. Модель
самооценки человека. Методика «Самооценка» Л.И. Маленковой Методика
исследования самооценки Я.Л.Коломинского, А.А.Реана. Упражнение «Ты
лучший!».
Тема 13. Практическая диагностика «Ошибки в выборе профессии».
Анкета. Перечень типичных ошибок. Карточки с примерами ошибок в
выборе профессии.
Тема 14. «Интересы и выбор профессии».
Структура мотивации по А.Маслоу. Понятийный аппарат.

Тема 15. «Человеческие возможности при выборе профессии.
Способность быть внимательным. Способности к запоминанию».
Сообщение о психологическом процессе «память», его Ф.О., видах.
Профессиограммы с указанием требований к памяти. Сообщение о
психологическом процессе «внимание», его Ф.О., видах. Профессиограммы с
указанием требований к вниманию. Упражнения на развитие внимания.
Упражнения на развитие памяти.
Тема 16. «Человеческие возможности при выборе профессии.
Способность оперировать пространственными представлениями».
Схема видов мышления человека. Перечень профессий, предъявляющий
высокие требования к образному мышлению человека. Упражнения на развитие
образного мышления.
Тема 17. «Человеческие возможности при выборе профессии.
Способность устанавливать связи между понятиями и измерять способы
интеллектуальной деятельности».
Понятие «барьеры», «гибкость мышления». Упражнения на преодоление
барьеров в познавательной деятельности.
Тема 18. «Человек среди людей. Способность к коммуникации».
Материалы книги А. Пиза «Язык телодвижений».
Тема 19. Диагностика коммуникативных и организаторских
способностей. Методика КОС.
Тест «Изучение коммуникативных и организаторских способностей (КОС)».
Тема 20. Деловая игра «Кадровый вопрос».
Сценарий игры «Кадровый вопрос».
Тема 21. «Стратегия выбора профессии
Упражнение
«Стратегический
жизненный
анализ».
Упражнение
«Оперативный жизненный анализ». Упражнение «Тактический жизненный
анализ». Упражнение «Письмо самому себе». Коробка счастья. Профессиональные
маршруты.
Тема 22. «Твой профильный класс».
Документы, регламентирующие профильное обучение в школе.
Тема 23. «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля
обучения».
Анкета на выявление предпочтений, учащихся в выборе профиля обучения.
Тема 24. Диагностика склонностей учащихся к определенным видам
профессиональной деятельности. Анкета «Ориентация».
Анкета «Ориентация».
Тема 25. Диагностика склонностей учащихся к определенным видам
профессиональной деятельности. Методика «Карта интересов».
Тест «Карта интересов».
Тема 26. Диагностика склонностей учащихся к профессиональным и
учебным видам деятельности. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра.
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра
Тема 27. «Лестница карьеры».
Беседа о понятии «карьера». Схема видов карьерного роста. Варианты плана
карьеры.
Тема 28. «Резюме».
Схема написания резюме. Варианты резюме.

Тема 29. Практическая работа по написанию резюме.
Схема написания резюме. Варианты резюме
Тема 30. Тренинг «Перекресток».
Профконсультирование.
Тема 31. «О предпочтениях в выборе будущей профессии, профиля
обучения».
Протоколы индивидуальной консультации.
Тема 32. «О трудностях в выборе будущей профессии, профиля
обучения».
Тема 33. Итоговый урок. Дискуссия.
День открытых дверей в учебные заведения.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве
гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе
российского народа). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам
(способность
к
нравственному
самосовершенствованию.
Сформированность уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в
социально значимом труде.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения,
готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур,
готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.
8. Овладение начальными сведениями об особенностях различных
профессий, их происхождении и назначении;
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в
жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям
сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению
природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению
природоохранной деятельности).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной
сложности;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых
систем
2. Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками в клубе;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения
поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
- высказывать своё предположение (версию), работать по плану. Средством
формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе
изучения нового материала.
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных
-умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины
достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих
учебных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий
разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5 - 6 класс
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде
и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных
профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам,
знаниям и умениям человека и т.п.). Для достижения данного уровня результатов
особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и
родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него
носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
7 - 8 класс
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания
и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного
отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в
защищённой, дружественной социальной среде, в которой ребёнок получает (или
не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
9 класс
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта
самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка
социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном
общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто
узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным
человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и
социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой
общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно
возрастают эффекты профориентации:
• на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом
предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические
знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне профориентация осуществляется в контексте
жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме
отдельных профессионально ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия
обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой
деятельности и приобретения ими элементов опыта трудового творческого
сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально
действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение
присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Формы достижения результатов: познавательные беседы, инструктажи,
социальные пробы, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, школе.
исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ).

Приложение
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
5 класс
Введение. Знакомство.
Мои личные профессиональные планы.
Ценностные ориентации (встреча с педагогом
ветераном).
Самооценка и уровень притязаний.
Интересы и склонности в выборе профессии.
Классификация профессий по Климову. Отвечаем
на вопросник Климова.
Концепция индивидуальности Голланда.
Правила выбора профессии (встреча с
выпускниками школы).
Ошибки и затруднения при выборе профессии.
Кем работают мои родные. Кем работают мои
родители? Профессии моего рода. (Брейн-ринг с
родителями)
Знакомство со схемой анализа профессий,
разработанной Н.С. Пряжниковым.
Что такое профессиограмма?
В каких учебных заведениях можно получить
профессию?
На работу устраиваемся по правилам.
«Секреты» выбора профессии («хочу», «могу»,
«надо»).
« Быть нужным людям…»
Сочинение – рассуждение « Самая нужная
профессия».
Как готовить себя к будущей профессии?
Исследование « Необычная творческая
профессия».
Сочинение « … - это призвание!»
Рабочие профессии (встреча с выпускниками
школы).
Жизненно важная профессия.
Профессия, охраняющая общественный порядок
(встреча с участковым полиции)
Встреча с интересной личностью.
Великие личности нашей страны и путь их
становления.
«Мои родители хотят чтобы я был похож на….и
работал………».
Сочинение-рассуждение: «Если бы я был
президентом…»
Экскурсия виртуальная на предприятия.
Отчет о виртуальном посещении предприятий.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30
31
32
33
34

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
2
13
14
15
16
17
18
19
20

21
22
23

1
2
3

Подготовка к пресс конференции. «Представим,
что я…».
Итоговая пресс-конференция «Мир профессий»
Творческий проект "Моя будущая профессия"
Творческий проект "Моя будущая профессия"
Итоговое занятие рефлексия
Итого:
6 класс
Трудом славен человек (занятие-игра).
Учеба твой главный труд
Человеческие возможности
Способности к запоминанию (игры на
запоминание).
Способность быть внимательным (игры на
внимание).
Волевые качества личности (Встреча с волевым
человеком).
«Узнаю, думаю, выбираю» Практическая работа
«Визитка».
Беседы о конкретных профессиях (встречи с
людьми интересных профессий)
Классификация профессий
Профессия и современность
Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих
родителей
Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты
хочешь стать?
Интересы и выбор профессии «Кто я и что я
думаю о себе»
Темперамент и выбор профессии
Здоровье и выбор профессии
Дело твоей жизни.
Профессиональный тип личности
Ошибки при выборе профессии.
Человек среди людей.
Такая изменчивая мода, или вечная истина: «По
одежке встречают, по уму провожают» (игравикторина).
Природа – это наши корни, начало нашей жизни
(экологическая игра).
Творческий урок (разработка проектов «Моя
будущая профессия»).
Практическая работа (презентация и защита
индивидуальных проектов «Моя будущая
профессия»).
Итого:
7 класс
Жизненное и профессиональное самоопределение
– один из важнейших шагов в жизни человека.
Мир профессий.
Знакомство с профессиограммами

1
1
1
1
1
34 ч
1
1
1
2
2
2
1
2
1
2
3
1
2
1
2
2
1
1
2
1

1
1
1
34 ч
2
2
2

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Профессия типа “Человек – техника”.
Профессия типа “Человек – природа”.
Профессия типа “Человек – знаковая система”.
Профессия типа “Человек – человек”.
Профессия типа “Человек – художественный
образ”.
Пути получения профессии. Формы обучения.
Кто я, или что я думаю о себе.
Свойства нервной системы и темперамент.
Память.
Внимание.
Мышление
Эмоциональное состояние личности.
Саморегуляция.
Коммуникабельность – составляющая успеха
будущей карьеры.
Первый шаг на пути к профессии.
Современный рынок труда и его требования.
Мотивы и основные условия выбора профессии.
Что требует профессия от меня?
Перспективы профессионального старта.
Составление плана профессионального
самоопределения.
Построение образа профессионального будущего.
Подготовка к будущей карьере.
Детско-родительская профориентационная играпроект “Выбор профиля”
Итоговое занятие “Перелистывая страницы”.
Итого:
8 класс
Вводное занятие.
Самооценка и уровень притязаний.
Темперамент и профессия. Определение
темперамента.
Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки
негативных эмоций.
Стресс и тревожность.
Определение типа мышления.
Внимание и память.
Уровень внутренней свободы.
Мой психологический портрет.
Классификация профессий. Признаки профессии.
Определение типа будущей профессии.
Профессия, специальность, должность. Формула
профессии.
Интересы и склонности в выборе профессии.
Определение профессионального типа личности.
Профессионально важные качества.
Профессия и здоровье.
Моя будущая профессия.
Способности общие и специальные. Способности

1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

к практическим видам деятельности.
Способности к интеллектуальным видам
деятельности.
Способности к профессиям социального типа.
Способности к офисным видам деятельности.
Способности к предпринимательской
деятельности.
Артистические способности.
Уровни профессиональной пригодности.
Мои способности.
Мотивы и потребности.
Ошибки в выборе профессии.
Современный рынок труда. Прогноз потребности
в профессиях.
Современный рынок труда. Работодатель и
работник.
Пути получения профессии. Матрица
профессионального выбора.
Навыки самопрезентации.
Навыки самопрезентации. Резюме.
Стратегии выбора профессии.
Итого:
9 класс
Что изучает профориентация.
Рынок образовательных услуг и рынок труда.
Образовательная карта городов.
Кто Я или что Я думаю о себе.
Классификация профессий.
Формула профессии.
Практическая работа по анализу профессии.
Здоровье и выбор профессии.
Роль темперамента в выборе профессии.
Характер и моя будущая карьера.
Практическая работа по самоанализу своих
способностей.
Я – концепция или «теория самого себя.
Интересы и склонности в выборе профессии
Интересы и выбор профессии.
Профессионально важные качества
Профессия и здоровье
Моя будущая профессия
Способности общие и специальные. Способности
к практическим видам деятельности.
Способности к интеллектуальным видам
деятельности.
Способности к профессиям социального типа
Способности к офисным видам деятельности
Способности к предпринимательской
деятельности
Артистические способности.
Уровни профессиональной пригодности

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33

Мои способности
Мотивы и потребности
Ошибки в выборе профессии
Современный рынок труда. Прогноз потребности
в профессиях
Современный рынок труда. Работодатель и
работник.
Пути получения профессии. Матрица
профессионального выбора
О предпочтениях в выборе будущей профессии,
профиля обучения.
О трудностях в выборе будущей профессии,
профиля обучения.
Итоговый урок. Дискуссия.
Итого:
ИТОГО ПО КУРСУ

1
1
1
1
1
1
1
2
1
34 ч
170 ч

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти