РП Музыка 5 - 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.
(факс) 2-52-37
Рассмотрено
на заседании МО учителей
на заседании МО учителей
социально - естественно математических дисциплин
_________/ А.А. Черезов /

Согласовано
Заместитель директора по
УР
________ /А.Н. Петрова /
«26»_августа_2022_г

Утверждаю
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники»
________ / Я. Ю. Щуцкая /
Приказ № 179 – о.д
от «29»_августа_2022 г

Протокол №_1__ от
«26»_августа_2022_г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
«МУЗЫКА»
Уровень образования: основное общее образование

Составил: учитель музыки
Ухтыкак Оксана Викторовна

Сиреники
2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка — универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна
порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие
художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщённости, с другой — глубокая степень психологической
вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим
собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным
искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие
качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других
народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века
и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов
прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и
задач укрепления национальнойидентичности. Родные интонации, мелодии и
ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом
виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через
сознание, но и на более глубоком подсознательном уровне.
Музыка — временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности является способность музыки
развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных
связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в
предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической
помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету
«Музыка». Она позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования;

2)определить и структурировать планируемые результаты обучения и
содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с
ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г.
№ 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31
декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной
программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от
04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол от 2 июня 2020 г. №2/20);
3)
разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса,
используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение
учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные
основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала.
Цель изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания
ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека,
уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми
критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы—воспитание музыкальной культуры
как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт
проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через
переживание, интонационно-смысловое обобщение, содержательный анализ
произведений,
моделирование
художественно-творческого
процесса,
самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1)становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2)развитиепотребностивобщенииспроизведениямиискусства,осознаниезначе
ниямузыкальногоискусствакакуниверсальнойформыневербальнойкоммуникацииме
ждулюдьми разных эпох и народов, эффективного способа авто-коммуникации;
3)формированиетворческихспособностейребёнка,развитиевнутреннеймотива
циикинтонационно-содержательнойдеятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе
являются:
1.Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.
2.Осознание
социальной
функции
музыки.
Стремление
понять
закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного

проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её
воздействия на человека.
3.Формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства. Воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей
других людей. Приверженность парадигме сохранения и развития культурного
многообразия.
4.Формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального
языка, характерных для различных музыкальных стилей.
5.Развитие
общих
и
специальных
музыкальных
способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
а) слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в
связи с прослушанным музыкальным произведением);
б) исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на
доступных музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на
электронных и виртуальных музыкальных инструментах);
в) сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации,
композиции, аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных
продуктов);
г) музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование и др.);
д) творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
е) исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
6.Расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов
народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в
истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей,
принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального образования и непрерывность изучения
предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса
школьного обучения:
Модуль №1«Музыка моего края»;
Модуль №2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль №3 «Музыка народов мира»;
модуль №4 «Европейская классическая музыка»;
модуль №5 «Русская классическая музыка»;
модуль №6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»;
модуль №7 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль №8 «Связь музыки с другими видами искусства»;
модуль №9 «Жанры музыкального искусства».
Воспитательный потенциал предмета «Музыка» реализуется через:

 установление доверительных отношений между учителем и обучающимися,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
 побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы
поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися
своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
 использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающим примеров ответственного, гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор
соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций
для обсуждения в классе;
 применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
 включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных
отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во
время урока;
 организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их
неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов,
что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в
предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и
преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно.
Учебным планом на изучение музыки отводится 128 часов:
в 5 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 6 классе — 34 часа (1 час в неделю),

в 7 классе —34 часа (1 час в неделю),
в 8 классе — 34 часа (1 час в неделю),
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков, рассчитанных
на 3—6 часов учебного времени. Для удобства вариативного распределения в
рамках календарно-тематического планирования они имеют буквенную
маркировку (А, Б, В, Г). Модульный принцип допускает перестановку блоков
(например: А, В, Б, Г); перераспределение количества учебных часов между
блоками. Могут быть полностью опущены отдельные тематические блоки в случае,
если данный материал был хорошо освоен в начальной школе.
Вариативная компоновка тематических блоков позволяет существенно
расширить формы и виды деятельности за счёт внеурочных и внеклассных
мероприятий—посещений театров, музеев, концертных залов; работы над
исследовательскими и творческими проектами. В таком случае количество часов,
отводимых на изучение данной темы, увеличивается за счёт внеурочной
деятельности в рамках часов, предусмотренных эстетическим направлением плана
внеурочной деятельности образовательной организации (п. 25.3 ФГОС ООО).
Виды деятельности, которые может использовать в том числе(но не
исключительно) учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы,
обозначены в подразделе «На выбор или факультативно».
Модуль № 1«Музыка моего края»
Фольклор—народное творчество.
Традиционная музыка- отражение жизни народа.
Жанры детского и игрового фольклора(игры, пляски, хороводы и др.)
Семейный фольклор.
Фольклорныежанры,связанныесжизньючеловека:свадебныйобряд,рекрутски
е песни, плачи-причитания.
Наш край сегодня.
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки—композиторы,
исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Россия—наш общий дом.
Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны.
Музыка наших соседей, музыка других регионов.
Фольклорные жанры.
Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец.
Фольклор в творчестве профессиональных композиторов. Народные истоки
композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной
природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических
событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на
интонационном уровне.

Нарубежахкультур.
Взаимноевлияниефольклорныхтрадицийдругнадруга.Этнографическиеэкспедиции
ифестивали.Современнаяжизньфольклора.
Модуль №3 «Музыка народов мира».
Музыка—древнейший язык человечества. Археологические находки,
легенды и сказания о музыке древних.
Древняя Греция—колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр,
лады, учение о гармонии др.)
Музыкальный фольклор народов Европы. Интонации и ритмы, формы и
жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве
профессиональных композиторов.
Музыкальный фольклор народов Азии и Африки. Африканская музыка—
стихия ритма.
Народная музыка Американского континента. Стили и жанры американской
музыки (кантри, блуз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.) Смешение интонаций и
ритмов различного происхождения.
Модуль №4 «Европейская классическая музыка»
Национальные истоки классической музыки. Национальный музыкальный
стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Григаидр. Значение и роль
композитора-основоположника национальной классической музыки. Характерные
жанры образы элементы музыкального языка.
Музыкант и публика. Кумиры публики (на примере творчества В. А.
Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листаи др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия
композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции
слушания музыки в прошлые века и сегодня.
Музыка-зеркало эпохи. Искусство как отражение, с одной стороны—образа
жизни, с другой - главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и
классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Полифонический и гомофонно-гармонический склад на примере творчества И.С.
Баха и Л. Ван Бетховена.
Музыкальный образ. Героические образы в музыке. Лирический герой
музыкального произведения. Судьба человека - судьба человечества (на примере
творчества Л. Ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм
(круг основных образов, характерных интонаций, жанров).
Музыкальная драматургия. Развитие музыкальных образов. Музыкальная
тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка.
Музыкальная форма – строение музыкального произведения.
Музыкальный стиль. Стиль как единство эстетических идеалов, круга
образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества
В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.)
Модуль №5«Русская классическая музыка».

Образы родной земли. Вокальная музыка на стихи русских поэтов,
программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской
природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки,
С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.)
Золотой век русской культуры. Светская музыка российского дворянства
XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры.
Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез запад
новоевропейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере
творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.)
История страны и народа в музыке русских композиторов. Образы народных
героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических
произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов—
членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева. В. Свиридова и др.)
Русский балет. Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П.
И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин),
балетмейстеров, артистов балета. «Дягилевские сезоны». Русская исполнительская
школа. Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган,
М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского.
Русская музыка—взгляд в будущее. Идея светомузыки. Мистерии. А. Н.
Скрябина. Терменвокс, синтезатор Мурзина, электронная музыка (на примере
творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.)
Модуль №6 «Образы русской и европейской духовной музыки»
Храмовый синтез искусств. Музыка православного и католического
богослужения (колокола, пение acapella / пение в сопровождении органа).
Основные жанры, традиции. Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.
Развитие церковной музыки. Европейская музыка религиозной традиции
(григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидод’ Ареццо,
протестантский хорал). Русская музыка, религиозной традиции (знаменный распев,
крюковая запись, пар тесное пение). Полифония в западной и русской духовной
музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием.
Музыкальные жанры богослужения. Эстетическое содержание и жизненное
предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические
тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение.
Религиозные темы и образы в современной музыке. Сохранение традиций
духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве
композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры.
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
Камерная музыка. Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс,
вокализ и др.). Инструментальная миниатюра (вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и
др.). Одночастная, двухчастная, трёхчастная репризная форма. Куплетная форма.
Циклические
формы
ижанры.
Сюита,
цикл
миниатюр
(вокальных,
инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт:
трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития.

Симфоническая музыка. Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина).
Симфония.
Театральные жанры. Опера, балет. Либретто. Строение музыкального
спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные
номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета.
Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле.
Модуль №8 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка и литература. Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня,
романс, кантата, ноктюрн, баркарола, былина и др.). Интонации рассказа,
повествования в инструментальной музыке (поэма, баллада и др.). Программная
музыка.
Музыка
и
живопись.
Выразительные
средства
музыкального
изобразительного искусства. Аналогии: ритм, композиция, линия- мелодия,
пятносозвучие, колорит - тембр, светлотность –динамика и т.д. Программная
музыка. Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К.
Дебюсси, А. К. Лядова и др.)
Музыка и театр. Музыка к драматическому спектаклю (на примере
творчества Э. Грига, Л. Ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии.
Музыка кино и телевидения. Музыка в немом и звуковым кино.
Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета,
фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р.
Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке)
Модуль №9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Джаз. Джаз—основа популярной музыки XX века. Особенности джазового
языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопроса-ответная
структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация.)
Мюзикл. Особенности жанра. Классика жанра—мюзиклы середины XX века
(на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.) Современные
постановки в жанре мюзикла на российской сцене.
Молодёжная музыкальная культура. Направления и стили молодёжной
музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.).
Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры. Музыка
цифрового мира. Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники).
Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плейлисты).
Музыкальное творчество в условиях цифровой среды.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и

воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотическое воспитание:
-осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
много конфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации
и других стран мира; проявление интереса к освоению музыкальных традиций
своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений
отечественных музыкантов, их вклада в мировую музыкальную культуру; интерес
к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать
и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края.
Гражданского воспитания:
-готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; осознание комплекса
идей и моделей поведения, отражённых в лучших произведениях мировой
музыкальной классики, готовность поступать в своей жизни в соответствии с
эталонами нравственного самоопределения, отражёнными в них; активное участие
в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве участников творческих
конкурсов и фестивалей, концертов, культурно-просветительских акций, в качестве
волонтёра в дни праздничных мероприятий.
Духовно-нравственного воспитания:
-ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом моральных и
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики; придерживаться принципов
справедливости, взаимопомощи творческого сотрудничества в процессе
непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при подготовке
внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
-восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное
в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям,
самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности
музыкального искусства как средства коммуникации самовыражения; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах
искусства.
Ценности научного познания:
-ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как искусства
интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской
деятельности на звуковом материале самой музыки, а также на материале
искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных
явлениях
музыкального
искусства,
использование
доступного объёма
специальной терминологии.

Физического
воспитания,
формирования
культуры
здоровья
и
эмоционального благополучия:
-осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и
опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной
безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской,
творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать своё
эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать
адекватные интонационные средства для выражения своего состояния, в том числе
в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии,
признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
-установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к
практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к
труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
-повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; участие в экологических
проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностныерезультаты,обеспечивающиеадаптациюобучающегосякизменя
ющимсяусловиямсоциальнойиприроднойсреды:
-освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая семью,
группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности,
а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной
среды;
-стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так
и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества, овладения
различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
-смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом,
воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные задачи,
предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и
направления развития культуры и социума;
-способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и
эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными
ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
Метапредметные результаты.
Метапредметные
результаты
освоения
основной
программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

образовательной

1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
-устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных
явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных
интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

-сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков
произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
-обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки
друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
-выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе
выразительных средств, используемых при создании музыкального образа
конкретного произведения, жанра, стиля;
-выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного
музыкального звучания;
-самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам
проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
-следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса,
«наблюдать» звучание музыки;
-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между
реальными желательным состоянием учебной ситуации, восприятия, исполнения
музыки;
-составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в
том числе исполнительских и творческих задач;
-проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных
объектов между собой;
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
-понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными
записями;
-использовать интонирование для запоминания звуковой информации,
музыкальных произведений;
-выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в аудио и видео форматах, текстах, таблицах,
схемах;
-использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
-оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
-различать тексты информационного и художественного содержания,
трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в зависимости от
коммуникативной установки.

Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том числе развитие
специфического типа интеллектуальной деятельности–музыкального мышления.
2.Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Невербальная коммуникация:
-воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться
понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать
ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
-передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание,
выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
-осознанно пользоваться интонационнальной выразительностью
в
обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении;
-эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в
ситуации публичного выступления;
-распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты),
расценивать их как полноценные элементы коммуникации, адекватно включаться в
соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения;
-выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным
искусством в устных и письменных текстах;
-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
-вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,
поддерживать благожелательный тон диалога;
-публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
-развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия,
сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность
такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы
взаимодействия;
-понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и
индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее эффективные
формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнить
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
3.Овладениеуниверсальнымирегулятивнымидействиями.
Самоорганизация:

-ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по
самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских
навыков и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
-планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач
частного характера;
-самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
-выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
-делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):
-владеть способами самоконтроля, самомотивации рефлексии;
-давать адекватную оценку учебной ситуации предлагать план её изменения;
-предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности;
понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому опыту;
-использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного
управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе стимулировать
состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и
т.д.
Эмоциональный интеллект:
-чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других
людей, использовать возможности музыкального искусства для расширения своих
компетенций в данной сфере;
-развивать способность управлять собственными эмоциями эмоциями других
как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкально-опосредованного
общения;
-выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную ситуацию;
регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
-уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
эстетическим предпочтениям и вкусам;
-признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки
фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
-принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
-осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т.д.).

Предметные результаты
Предметные результаты характеризуются сформированность у обучающихся
основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной
деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во
всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст
своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
предмету «Музыка»:
 осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут
рассуждать на эту тему;
 воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров
музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
 сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры
своего народа, узнают
на слух родные интонации среди других, стремятся
участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают
ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной
культуры своего народа);
 понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка»,
сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность
умений.
Модуль №1«Музыка моего края»:
 знать музыкальные традиции своей республики, края, народа;
 характеризовать особенности творчества народных и профессиональных
музыкантов, творческих коллективов своего края;
 исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины.
Модуль №2«Народное музыкальное творчество России»:
 определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому
музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик
Поволжья, Сибири (не менее трех региональных фольклорных традиций на выбор
учителя);
 различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
 определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
 объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и
деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны.
Модуль №3«Музыка народов мира»:

 определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к
западноевропейской, латиноамериканской азиатской традиционной музыкальной
культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно-национальным
традициям;
 различать на слух и исполнять произведения различных жанров
фольклорной музыки;
 определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к
группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
 различать на слух и узнавать признак и влияния музыки разных народов
мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных
культурно-национальных традиций и жанров).
Модуль №4 «Европейская классическая музыка»:
 различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав;
 определять принадлежность музыкального произведения к одному из
художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм);
 исполнять (в том числе фрагментарно)сочинения композиторов-классиков;
 характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального
произведения;
 характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков,
приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль №5 «Русская классическая музыка»:
 различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть
автора, произведение, исполнительский состав;
 характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального
произведения;
 исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
русских композиторов;
 характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторовклассиков, приводить примеры наиболее известных сочинений.
Модуль №6 «Образы русской и европейской духовной музыки»:
 различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской
духовной музыки;
 исполнять произведения русской и европейской духовной музыки;
 приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 7 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
 определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
 различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав;

 исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
Модуль №8 «Связь музыки с другими видам и искусства»:
 определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими
видами искусств;
 различать и анализировать средства выразительности разных видов
искусств;
 импровизировать, создавать произведения в одном виде искусства на основе
восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам
музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или
подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя
логику выбора;
 высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения,
интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения.
Модуль №9 «Жанры музыкального искусства»:
 Различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности,
приводить примеры;
 рассуждать о круге образов и средствах их воплощения, типичных для
данного жанра;
 выразительно исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных,
инструментальных и музыкально-театральных жанров.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематические блоки,
Основное содержание
Основные виды
темы
деятельности
обучающихся
Фольклор
—
творчество (1ч)

Модуль №1 «Музыка моего края»
народное Традиционная музыка - отражение
жизни народа. Жанры детского и
игрового фольклора (игры, пляски,
хороводы и др.)

Знакомство со звучанием
фольклорных образцов в
аудио- и видеозаписи.
Определение
на
слух:
Принадлежности
к
народной
или
композиторской
музыке;
исполнительского состава
(вокального,
инструментального,
смешанного);
жанра,
основного
настроения,
характера
музыки.
Разучивание и исполнение
народных песен, танцев,
инструментальных
наигрышей,фольклорных
игр

Семейный фольклор 1ч

Фольклорные жанры, связанные с
жизнь
человека:
свадебные
обряды,рекрутские песни, плачи причитания.

Знакомство
с
фольклорными
жанрами
семейного цикла. Изучение
особенностей
их
исполнения и звучания.
Определение
на
слух
жанровой принадлежности,
анализ
символики
традиционных
образов.
Разучивание и исполнение
отдельных
песен,
фрагментов обрядов (по
выбору
учителя).
Реконструкция
фольклорного обряда или
его
фрагмента.
Исследовательские
проекты по теме «Жанры
семейного фольклора»
Наш край сегодня 1ч
Современная
музыкальная Разучивание и исполнение
культура
родного
края.Гимн гимна республики, города;
республики, города (приналичии). песен
местных
Земляки
—
композиторы, композиторов. Знакомство
исполнители, деятели культуры. с творческой биографией,
Театр, филармония,консерватория. деятельностью
местных
мастеров
культуры
и
искусства. На выбор или
факультативно. Посещение
местных
музыкальных
театров, музеев, концертов;
написание
отзыва
с
анализом
спектакля,
концерта,
экскурсии.
Исследовательские
проекты,
посвящённые
деятеляммузыкальной
культуры своей малой
родины
(композиторам,
исполнителям, творческим
коллективам). Творческие
проекты (сочинение песен,
создание
аранжировок
народных мелодий; съёмка,
монтаж и озвучивание
любительского
фильма
ит.д.), направленные на
сохранение и продолжение
музыкальных
традиций
своего края
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Россия — наш общий дом 1ч
Богатство
и
разнообразие Знакомство со звучанием
фольклорных традиций народов фольклорных
образцов

нашей страны. Музыка наших близких
и
далёких
соседей, музыка других регионов.
регионов
в
аудио
и
видеозаписи. Определение
на слух: принадлежности к
народной
или
композиторской
музыке;
исполнительского состава
(вокального,
инструментального,
смешанного);
жанра,
характера
музыки.
Разучивание и исполнение
народных песен, танцев,
инструментальных
наигрышей, фольклорных
игр
разных
народов
России.
Фольклорные
жанры. Общее и особенное в фольклоре Сравнение
аутентичного
Фольклор
в
творчестве народов России: лирика, эпос, звучания фольклора и
профессиональных
танец.
Народные
истоки фольклорных мелодий в
композиторов. 1ч
композиторского
творчества: композиторской обработке.
обработки фольклора, цитаты; Разучивание, исполнение
картины родной природы и народной
песни
в
отражение типичных образов, композиторской обработке.
характеров, важных исторических Знакомство
с
2—3
событий. Внутреннее родство фрагментами
крупных
композиторского и народного сочинений
(опера,
творчества на интонационном симфония,
концерт,
уровне.
квартет, вариации и т. п.), в
которых
использованы
подлинные
народные
мелодии. Наблюдение за
принципами
композиторской обработки,
развития
фольклорного
тематического материала.
Исследовательские,
творческие
проекты,
раскрывающие
тему
отражения фольклора в
творчестве
профессиональных
композиторов (на примере
выбранной региональной
традиции).
Посещение
концерта,
спектакля
(просмотр
фильма,
телепередачи),
посвящённого данной теме.
Обсуждение в классе и/или
письменная рецензия по
результатам просмотра

На рубежах культур 1ч

Взаимное влияние фольклорных
традиций
друг
на
друга.
Этнографические экспедиции и
фестивали. Современная жизнь
фольклора.

Модуль №3 «Музыка народов мира»
Музыка — древнейший язык Археологические
находки,
человечества 1ч
легенды и сказания о музыке
древних. Древняя Греция —
колыбель европейской культуры
(театр, хор, оркестр, лады, учение
о гармонии и др.)

Музыкальный
фольклор Интонации и ритмы, формы и
народов Европы.1ч
жанры европейского фольклора.
Отражение
европейского
фольклора
в
творчестве
профессиональных композиторов.

Знакомство с примерами
смешения
культурных
традиций в пограничных
территориях.
Выявление
причин
наследственных
связей такого смешения.
Изучение творчества и
вклада в развитие культуры
современных
этноисполнителей,
исследователей
традиционного фольклора.
Участие в этнографической
экспедиции,
посещение
участие
вфестивале
традиционной культуры.
Экскурсия
в
музей
(реальный
или
виртуальный)
с
экспозицией музыкальных
артефактов
древности,
последующий
пересказ
полученной информации.
Импровизация
в
духе
древнего
обряда
(вызывание
дождя,
поклонение
тотемному
животному и т. п.).
Озвучивание,
театрализация
легенды/мифа о музыке. На
выбор или факультативно
Квесты,
викторины,
интеллектуальные
игры.
Исследовательские
проекты в рамках тематики
«Мифы Древней Греции в
музыкальном
искусстве
XVII—XX веков.
Выявление
характерных
интонаций и ритмов в
звучании
традиционной
музыки народов Европы.
Выявление
общего
и
особенного при сравнении
изучаемых
образцов
европейского фольклора и
фольклора народов России
Разучивание и исполнение
народных песен, танцев.
Двигательная,

ритмическая,
интонационная
импровизация по мотивам
изученных
традиций
народов Европы (в том
числе в форме рондо)
Музыкальный
фольклор Африканская музыка — стихия Выявление
характерных
народов Азии и Африки.1ч
ритма. Интонационно ладовая интонаций
и
ритмов
основа музыки стран Азии, взвучании традиционной
уникальные
традиции, музыки народов Африки и
музыкальные
инструменты. Азии. Выявление общего и
Представления о роли музыки в особенного при сравнении
жизни людей.
изучаемых
образцов
азиатского фольклора и
фольклора народов России.
Разучивание и исполнение
народных песен, танцев.
Коллективные
ритмические
импровизации на шумовых
и ударных инструментах.
Исследовательские
проекты по теме «Музыка
стран Азии и Африки»
Народная
музыка Стили и жанры американской Выявление
характерных
Американского континента 1ч музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, интонаций и ритмов в
самба, босса-нова и др.). Смешение звучании американского,
интонаций и ритмов различного латиноамериканского
происхождения.
фольклора, прослеживание
их национальных истоков.
Разучивание и исполнение
народных песен, танцев.
Индивидуальные
и
коллективные ритмические
и
мелодические
импровизации в стиле
(жанре)
изучаемой
традиции.
Модуль №4 «Европейская классическая музыка»
Национальные
истоки Национальный музыкальный стиль Знакомство с образцами
классической музыки.1ч
на примере творчества Ф. Шопена, музыки разных жанров,
Э. Грига и др. Значение и роль типичных
для
композитора - основоположника рассматриваемых
национальной
классической национальных
стилей,
музыки.
Характерные
жанры творчества
изучаемых
образы элементы музыкального композиторов.
языка.
Определение
на
слух
характерных
интонаций,
ритмов,
элементов
музыкального
языка,
умение напеть наиболее
яркие
интонации,

Музыкант и публика.1ч

Кумиры публики (на примере
творчества В. А. Моцарта, Н.
Паганини, Ф. Листа и др.).
Виртуозность.
Талант,
труд,
миссия композитора, исполнителя.
Признание публики. Культура
слушателя. Традиции слушания
музыки в прошлые века и сегодня.

Музыка — зеркало эпохи.1ч

Искусство как отражение, с одной
стороны — образа жизни, с другой
-главных
ценностей,
идеалов
конкретной эпохи. Стили барокко
и классицизм (круг основных
образов, характерных интонаций,
жанров).
Полифонический
и

прохлопать ритмические
примеры
из
числа
изучаемых классических
произведений Разучивание,
исполнение
не
менее
одного
вокального
произведения, сочинённого
композитором-классиком,
Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и
авторов
изученных
произведений
Знакомство с образцами
виртуозной
музыки.
Размышление над фактами
биографий
великих
музыкантов как любимцев
публики, так и не понятых
современниками.
Определение
на
слух
мелодий,
интонаций,
ритмов,
элемент
музыкального
языка
изучаемых классических
произведений,
умение
напеть их наиболее яркие
ритм-интонации.
Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и
авторов
изученных
произведений. Знание и
соблюдение общепринятых
норм слушания музыки,
правил
поведения
в
концертном зале, театре
оперы и балета. Работа с
интерактивной
картой
(география путешествий,
гастролей), лентой времени
(имена, факты, явления,
музыкальные
произведения). Посещение
концерта
классической
музыки с последующим
обсуждением в классе.
Знакомство с образцами
полифонической
и
гомофонной
гармонический
музыки.
Разучивание, исполнение
не
менее
одного
вокального произведения,

Музыкальный образ.1ч

гомофонно-гармонический склад сочинённого
на примере творчества И. С. Баха и композитором-классиком
Л. Ван Бетховена.
(из числа изучаемых в
данном
разделе).
Исполнение
вокальных,
ритмических,
речевых
канонов.
Музыкальная
викторина
на
знание
музыки,
названий
и
авторов
изученных
произведений. Составление
сравнительной
таблицы
стилей
барокко
и
классицизм (на примере
музыкального искусства,
либо музыки и живописи,
музыки и архитектуры).
Просмотр художественных
фильмов и телепередач,
посвящённых
стилям
барокко и классицизм,
творческому
пути
изучаемых композиторов
Героические образы в музыке. Знакомство
с
Лирический герой музыкального произведениями
произведения. Судьба человека - композиторов
венских
судьба человечества (на примере классиков, композиторовтворчества Л. Ван Бетховена, Ф. романтиков,
сравнение
Шуберта и др.). Стили классицизм образов их произведений.
и романтизм (круг основных Сопереживание
образов, характерных интонаций, музыкальному
образу,
жанров).
Музыкальная идентификация
с
драматургия.
лирическим
героем
произведения. Узнавание
на
слух
мелодий,
интонаций,
ритмов,
элементов музыкального
языка
изучаемых
классических
произведений,
умение
напеть их наиболее яркие
темы,
ритм-интонации.
Разучивание, исполнение
не
менее
одного
вокального произведения,
сочинённого
композитором-классиком,
художественная
интерпретация
его
музыкального
образа.
Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и

Музыкальная драматургия.1ч

Развитие музыкальных образов.
Музыкальная тема. Принципы
музыкального развития, повтор,
контраст,
разработка.
Музыкальная форма строение
музыкального произведения.

авторов
изученных
произведений. Сочинение
музыки,
импровизация;
литературное,
художественное
творчество,
созвучное
кругу образов изучаемого
композитора. Составление
сравнительной
таблицы
стилей
классицизм
и
романтизм
(только
на
примере музыки, либо в
музыке и живописи, в
музыке и литературе и т.
д.)
Наблюдение за развитием
музыкальных тем, образов,
восприятие
логики
музыкального
развития.
Умение
слышать,
запоминать
основные
изменения,
последовательность
настроений,
чувств,
характеров
в
развёртывании
музыкальной драматургии.
Узнавание
на
слух
музыкальных
тем,
их
вариантов,
видоизменённых
в
процессе
развития.
Составление
наглядной
(буквенной,
цифровой)
схемы
строения
музыкального
произведения.
Разучивание, исполнение
не
менее
одного
вокального произведения,
сочинённого
композитором-классиком,
художественная
интерпретация
музыкального образа в его
развитии.
Музыкальная
викторина
на
знание
музыки,
названий
и
авторов
изученных
произведений. Посещение
концерта
классической
музыки,
в
программе

Музыкальный стиль.1ч

Стиль как единство эстетических
идеалов,
круга
образов,
драматургических
приёмов,
музыкального языка. (На примере
творчества В. А. Моцарта, К.
Дебюсси, А. Шёнберга и др.)

которого
присутствуют
крупные
симфонические
произведения.
Создание
сюжета
любительского
фильма (в том числе в
жанре теневого театра,
мультфильма
и
др.),
основанного на развитии
образов,
музыкальной
драматургии одного из
произведений
композиторов-классиков
Обобщение
и
систематизация знаний о
различных
проявлениях
музыкального стиля (стиль
композитора,
национальный стиль, стиль
эпохи и т. д.). Исполнение
2—3
вокальных
произведений
образцов
барокко,
классицизма,
романтизма,
импрессионизма
(подлинных
или
стилизованных).
Определение на слух в
звучании
незнакомого
произведения:
принадлежности к одному
из
изученных
стилей;
исполнительского состава
(количество
и
состав
исполнителей,
музыкальных
инструментов);
жанра,
круга образов; способа
музыкального изложения и
развития в простых и
сложных
музыкальных
формах
(гомофония,
полифония,
повтор,
контраст,
соотношение
разделов и частей в
произведении
и
др.).
Музыкальная викторина на
знание музыки, названий и
авторов
изученных
произведений.
Исследовательские
проекты,
посвящённые
эстетике и особенностям

музыкального
искусства
различных стилей XX века.
Модуль №5 «Русская классическая музыка»
Образы родной земли.1ч
Вокальная музыка на стихи Повторение,
обобщение
русских поэтов, программные опыта
слушания,
инструментальные произведения, проживания,
анализа
посвящённые картинам русской музыки
русских
природы, народного быта, сказкам, композиторов, полученного
легендам (на примере творчества в
начальных
классах.
М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, Выявление мелодичности,
В. А. Гаврилина и др.) Золотой век широты
дыхания,
русской культуры.
интонационной близости
русскому
фольклору.
Разучивание, исполнение
не менее одного вокального
произведения, сочинённого
русским
композиторомклассиком. Музыкальная
викторина
на
знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
Рисование
по
мотивапрослушанных
музыкальныхпроизведений.
Посещение
концерта
классической музыки, в
программу которого входят
произведения
русских
композиторов.
Золотой
век
русской Светская музыка российского Знакомство с шедеврами
культуры.1ч
дворянства
XIX
века: русской музыки XIX века,
музыкальные салоны, домашнее анализ
художественного
музицирование, балы, театры. содержания,
Увлечение западным искусством, выразительных
средств.
появление своих гениев. Синтез Разучивание, исполнение
западновоевропейской не менее одного вокального
культуры и русских интонаций, произведения лирического
настроений, образов (на примере характера,
сочинённого
творчества М. И. Глинки, П. И. русским
композиторомЧайковского, Н. А. Римского- классиком. Музыкальная
Корсакова и др).
викторина
на
знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
На
выбор
или
факультативно Просмотр
художественных фильмов,
телепередач, посвящённых
русской культуре XIX века.
Создание любительского
фильма,
радиопередачи,
театрализованной
музыкально-литературной

композиции на основе
музыки и литературы XIX
века.
Реконструкция
костюмированного
бала,
музыкального салона.
Русский балет.1ч
Мировая слава русского балета. Слушание одних и тех же
Творчество композиторов (П. И. произведений
в
Чайковский, С. С. Прокофьев, И. исполнении
разных
Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), музыкантов,
оценка
балетмейстеров, артистов балета. особенностей
Дягилевские сезоны. Творчество интерпретации. Создание
выдающихся
отечественных домашней
фоно
и
исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, видеотеки
из
М. Ростропович, Е. Мравинский и понравившихся
др.). Консерватории в Москве и произведений. Дискуссия
Санкт-Петербурге, родном городе. на тему «Исполнитель
Конкурс имени П. И. Чайковского. соавтор композитора». На
выбор или факультативно
Исследовательские
проекты,
посвящённые
биографиям
известных
отечественных
исполнителей классической
музыки
Русская музыка — взгляд в Идея светомузыки. Мистерии. А. Знакомство с музыкой
будущее.1ч
Н.
Скрябина.
Терменвокс, отечественных
синтезатор Мурзина, электронная композиторовXX
века,
музыка (на примере творчества А. эстетическими
и
Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.)
технологическими идеями
по
расширению
возможностей и средств
музыкального
искусства.
Слушание
образцов
электронной
музыки.
Дискуссия
о
значении
технических средств в
создании
современной
музыки. Исследовательские
проекты,
посвящённые
развитию
музыкальной
электроники в России.
Импровизация, сочинение
музыки
с
помощью
цифровых
устройств,
программных продуктов и
электронных гаджетов.
Модуль №6 «Образы русской и европейской духовной музыки»
Храмовый синтез искусств.1ч Музыка
православного
и Повторение, обобщение и
католического14
богослужения систематизация знаний о
(колокола, пение acapella / пение в христианской
культуре
сопровождении органа). Основные западноевропейской
жанры, традиции. Образы Христа, традиции
и
русского

Богородицы,
Воскресения.

Развитие
музыки.1ч

Рождества, православия, полученных
на уроках музыки и ОРКСЭ
в
начальной
школе.
Осознание единства музыки
со словом, живописью,
скульптурой, архитектурой
как
сочетания
разных
проявлений
единого
мировоззрения, основной
идеи
христианства.
Определение сходства и
различия элементов разных
видов искусства (музыки,
живописи,
архитектуры),
относящихся:
— к русской православной
традиции;
—
западноевропейской
христианской традиции;
— другим конфессиям (по
выбору учителя).
Исполнение
вокальных
произведений, связанных с
религиозной
традицией,
перекликающихся с ней по
тематике. На выбор или
факультативно Посещение
концерта духовной музыки
церковной Европейская музыка религиозной Знакомство с историей
традиции (григорианский хорал, возникновения
нотной
изобретение
нотной
записи записи. Сравнение нотаций
Гвидод’ Ареццо, протестантский религиозной
музыки
хорал).
Русская
музыка. разных
традиций
религиозной традиции (знаменный (григорианский
хорал,
распев,
крюковая
запись, знаменный
распев,
партерное пение). Полифония в современные
ноты).
западной и русской духовной Знакомство с образцами
музыке. Жанры: кантата, духовный (фрагментами)
концерт, реквием.
средневековых церковных
распевов
(одноголосие).
Слушание
духовной
музыки. Определение на
слух:
—состава
исполнителей;
типафактуры (хоральный
склад, полифония);
—
принадлежности
к
русской
или
западноевропейской
религиозной традиции. На
выбор или факультативно
Работа с интерактивной

Музыкальные
богослужения.1ч

жанры Эстетическое
содержание
и
жизненное
предназначение
духовной музыки. Многочастные
произведения на канонические
тексты:
католическая
месса,
православная литургия, всенощное
бдение.

Религиозные темы и образы в Сохранение традиций духовной
современной музыке.1ч
музыки сегодня. Переосмысление
религиозной темы в творчестве
композиторов XX–XXI веков.
Религиозная тематика в контексте
поп-культуры.

картой, лентой времени с
указанием географических
и
исторических
особенностей
распространения различных
явлений, стилей, жанров,
связанных с развитием
религиозной
музыки.
Исследовательские
и
творческие
проекты,
посвящённые
отдельным
произведениям
духовной
музыки
Знакомство с одним (более
полно) или несколькими
(фрагментарно)
произведениями мировой
музыкальной
классики,
написанными
в
соответствии
с
религиозным
каноном.
Вокализация музыкальных
тем изучаемых духовных
произведений. Определение
на
слух
изученных
произведений и их авторов.
Иметь представление об
особенностях
их
построения
и
образов.
Устный или письменный
рассказ о духовной музыке
с
использованием
терминологии, примерами
из
соответствующей
традиции, формулировкой
собственного отношения к
данной
музыке,
рассуждениями,
аргументацией
своей
позиции.
Сопоставление тенденций
сохранения
и
переосмысления
религиозной традиции в
культуре XX—XXI веков.
Исполнение
музыки
духовного
содержания,
сочинённой современными
композиторами.
Исследовательские
и
творческие проекты по теме
«Музыка и религия в наше

время».
Посещение
концерта духовной музыки
Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
Камерная
Жанры
камерной
вокальной Слушание
музыкальных
музыка.1ч
музыки (песня, романс, вокализ и произведений
изучаемых
др.). Инструментальная миниатюра жанров, (зарубежных и
(вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс русских
композиторов);
и др.). Одночастная, двухчастная, анализ
выразительных
трёхчастная репризная форма. средств,
характеристика
Куплетная форма.
музыкального
образа.
Определение
на
слух
музыкальной формы и
составление её буквенной
наглядной
схемы.
Разучивание и исполнение
произведений вокальных и
инструментальных жанров.
На
выбор
или
факультативно
Импровизация, сочинение
кратких
фрагментов
с
соблюдением
основных
признаков жанра (вокализ
пение без слов, вальс
трёхдольный метр и т. п.).
Индивидуальная
или
коллективная
импровизация в заданной
форме.
Выражение
музыкального
образа
камерной миниатюры через
устный или письменный
текст,
рисунок,
пластический этюд.
Циклические
формы
и Сюита,
цикл
миниатюр Знакомство
с
циклом
жанры.
Симфоническая (вокальных, инструментальных). миниатюр.
Определение
музыка.1ч
Принцип контраста. Прелюдия и принципа,
основного
фуга. Соната, концерт: трёхчастная художественного замысла
форма, контраст основных тем, цикла.
Разучивание
и
разработочный принцип развития. исполнение
небольшого
Одночастные
симфонические вокального
цикла.
жанры
(увертюра,
картина). Знакомство со строением
Симфония.
сонатной
формы.
Определение
на
слух
основных партий тем в
одной из классических
сонат. На выбор или
факультативно. Посещение
концерта (в том числе
виртуального).
Предварительное изучение
информации
о

Театральные жанры.1ч

Опера, балет. Либретто. Строение
музыкального
спектакля:
увертюра, действия, антракты,
финал. Массовые сцены. Сольные
номера главных героев. Номерная
структура и сквозное развитие
сюжета.
Лейтмотивы.
Роль

произведениях
концерта
(сколько в них частей, как
они называются, когда
могут
звучать
аплодисменты).
Последующее составление
рецензии
на
концерт.
Знакомство с образцами
симфонической
музыки:
программной
увертюры,
классической
4-частной
симфонии.
Освоение
основных тем (пропевание,
графическая
фиксация,
пластическое
интонирование),
наблюдение за процессом
развёртывания
музыкального
повествования.
Образнотематический
конспект.
Исполнение (вокализация,
пластическое
интонирование,
графическое
моделирование,
инструментальное
музицирование)
фрагментов симфонической
музыки. Слушание целиком
не
менее
одного
симфонического
произведения. Посещение
концерта (в том числе
виртуального)
симфонической
музыки.
Предварительное изучение
информации
о
произведениях
концерта
(сколько в них частей, как
они называются, когда
могут
звучать
аплодисменты).
Последующее составление
рецензии на концерт.
Знакомство с отдельными
номерами из известных
опер, балетов. Разучивание
и исполнение небольшого
хорового фрагмента из
оперы. Слушание данного
хора
в
аудиоили

оркестра в музыкальном спектакле. видеозаписи.
Сравнение
собственного
и
профессионального
исполнений.
Различение,
определение на слух:
—
тембров
голосов
оперных певцов;
— оркестровых групп,
тембров инструментов;
— типа номера (соло, дуэт,
хор и т. д.).
Музыкальная викторина на
материале
изученных
фрагментов музыкальных
спектаклей.
Посещение
театра оперы и балета (в
том числе виртуального).
Предварительное изучение
информации
о
музыкальном
спектакле
(сюжет, главные герои и
исполнители,
наиболее
яркие
музыкальные
номера).
Последующее
составление рецензии на
спектакль.
Модуль №8«Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка и литература.1ч
Единство слова и музыки в Знакомство с образцами
вокальных жанрах (песня, романс, вокальной
и
кантата,
ноктюрн,
баркарола, инструментальной музыки.
былина и др.). Интонации рассказа, Импровизация, сочинение
повествования в инструментальной мелодий
на
основе
музыке (поэма, баллада и др.). стихотворных
строк,
Программная музыка.
сравнение своих вариантов
с мелодиями, сочинёнными
композиторами
(метод
«Сочинение сочинённого»).
Сочинение
рассказа,
стихотворения
под
впечатлением
от
восприятия
инструментального
музыкального
произведения. Рисование
образов
программной
музыки.
Музыкальная
викторина
на
знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
Музыка и живопись.1ч
Выразительные
средства Знакомство
с
музыкального и изобразительного музыкальными
искусства.
Аналогии:
ритм, произведениями

композиция, линия - мелодия,
пятно - созвучие, колорит - тембр,
светлотность - динамика и т. д.
Программная
музыка.
Импрессионизм
(на
примере
творчества
французских
клавесинистов, К. Дебюсси, А. К.
Лядова и др.)

Музыка и театр.1ч

Музыка
кино
телевидения.1ч

Музыка
к
драматическому
спектаклю (на примере творчества
Э. Грига, Л. Ван Бетховена, А. Г.
Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.).
Единство музыки, драматургии,
сценической
живописи,
хореографии.

и Музыка в немом и звуковом кино.
Внутрикадровая
и
закадровая
музыка. Жанры фильма-оперы,

программной
музыки.
Выявление
интонаций
изобразительного
характера.
Музыкальная
викторина
на
знание
музыки, названий и авторов
изученных произведений.
Разучивание, исполнение
песни
с
элементами
изобразительности.
Сочинение
к
ней
ритмического и шумового
аккомпанемента с целью
усиления изобразительного
эффекта. Рисование под
впечатлением
от
восприятия
музыки
программноизобразительного
характера.
Сочинение
музыки,
импровизация,
озвучивание
картин
художников
Знакомство с образцами
музыки,
созданной
отечественными
и
зарубежными
композиторами
для
драматического
театра.
Разучивание, исполнение
песни
из
театральной
постановки.
Просмотр
видеозаписи спектакля, в
котором звучит данная
песня.
Музыкальная
викторина на материале
изученных
фрагментов
музыкальных спектаклей.
Постановка музыкального
спектакля.
Посещение
театра
с
последующим
обсуждением (устно или
письменно) роли музыки в
данном
спектакле.
Исследовательские
проекты
о
музыке,
созданной отечественными
композиторами для театра.
Знакомство с образцами
киномузыки отечественных
и
зарубежных

фильма-балета, фильма-мюзикла,
музыкального мультфильма (на
примере
произведений
Р.
Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А.
Шнитке)

композиторов.
Просмотр
фильмов с целью анализа
выразительного эффекта,
создаваемого
музыкой.
Разучивание, исполнение
песни из фильма. Создание
любительского
музыкального
фильма.
Пере озвучка фрагмента
мультфильма.
Просмотр
фильма-оперы или фильмабалета. Аналитическое эссе
с ответом на вопрос «В чём
отличие
видеозаписи
музыкального спектакля от
фильма-оперы
(фильмабалета)?»
Модуль №9 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Джаз.1ч
Джаз — основа популярной музыки Знакомство с различными
XX века. Особенности джазового джазовыми музыкальными
языка и стиля (свинг, синкопы, композициями
и
ударные и духовые инструменты, направлениями (регтайм,
вопроса-ответная
структура бибэнд,
блюз).
мотивов, гармоническая сетка, Определение
на
слух:
импровизация.)
принадлежности
к
джазовой или классической
музыке; исполнительского
состава (манера пения,
состав
инструментов).
Разучивание, исполнение
одной из «вечнозелёных»
джазовых тем. Элементы
ритмической и вокальной
импровизации
на
её
основе. Сочинение блюза.
Посещение
концерта
джазовой музыки
Мюзикл.1ч
Особенности
жанра.
Классика Знакомство
с
жанра — мюзиклы середины XX музыкальными
века (на примере творчества Ф. произведениями,
Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и сочинёнными
др.) Современные постановки в зарубежными
и
жанре мюзикла на российской отечественными
сцене.
композиторами в жанре
мюзикла,
сравнение
с
другими
театральными
жанрами (опера, балет,
драматический спектакль).
Анализ
рекламных
объявлений о премьерах
мюзиклов в современных
СМИ.
Просмотр

видеозаписи одного из
мюзиклов,
написание
собственного рекламного
текста
для
данной
постановки. Разучивание и
исполнение
отдельных
номеров из мюзиклов.
Молодёжная
музыкальная Направления и стили молодёжной Знакомство
с
культура.Музыка цифрового музыкальной культуры XX–XXI музыкальными
мира.1ч
веков (рок-н-ролл, рок, панк, рэп, произведениями, ставшими
хип-хопи др.). Социальный и «классикой
жанра»
коммерческий контекст массовой молодёжной
культуры
музыкальной культуры. Музыка (группы «Битлз», «Пинкповсюду
(радио,
телевидение, Флойд», Элвис Пресли,
Интернет, наушники). Музыка на Виктор Цой, Билли Айлиш
любой вкус (безграничный выбор, и др.). Разучивание и
персональные
плейлисты). исполнение
песни,
Музыкальное
творчество
в относящейся к одному из
условиях цифровой среды.
молодёжных музыкальных
течений. Дискуссия на
тему
«Современная
музыка».
Презентация
альбома своей любимой
группы.
Поиск
информации о способах
сохранения и передачи
музыки прежде и сейчас.
Просмотр
музыкального
клипа
популярного
исполнителя. Анализ его
художественного образа,
стиля,
выразительных
средств. Разучивание и
исполнение
популярной
современной
песни.
Проведение социального
опроса о роли и месте
музыки
в
жизни
современного
человека.
Создание
собственного
музыкального клипа.
Перечень электронных образовательных ресурсов
• Каталог образовательных ресурсов сети Интернет (http://catalog.iot.ru/ )
• Единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/)
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
• Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)
• Федеральный центр электронных образовательных ресурсов (http://eor.edu.ru/)
• Архив учебных программ и презентаций (http://www.rusedu.ru/)
• Видеоуроки по школьным предметам InternetUrok.ru (http://interneturok.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти