Адаптированная программа для детей с нарушение опорно - двигательного аппарата

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА
СИРЕНИКИ»

Принята на заседании
педагогического совета

Согласовано:

Утверждаю
Директор МБОУ «ООШ с.
_____________/______________
Сиреники»

Протокол № 6

ФИО родителей ребенка

от 18 мая 2020 г.

(законных представителей)
«____» ______________ 2020 г

__________ Я.Ю. Щуцкая
Приказ № 143 – о.д
от « 25 » августа 2020 г

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
дошкольного образования для детей, имеющих нарушения психоречевого
развития и опорно-двигательного аппарата
МБОУ «ООШ с.Сиреники»
( в соответствии с ФГОС)
Срок реализации программы: 1 год (2020 – 2021 учебный год).

Сиреники
2020 г

Фамилия, имя ребенка –
Дата рождения – 27.01.2016 г
Дата поступления в группу – 2019 г
Возрастная группа - вторая младшая
Категория «ребенок-инвалид» установлена до ___2034 г______
Фамилия, имя матери –
Фамилия, имя отца –
Режим посещения МБДОУ: в соответствии с социальным заказом родителей
(законных представителей) воспитанников выбрано ежедневное 10,5 -часовое
пребывание в ДОУ с понедельника по пятницу.
Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни.
Воспитательно-образовательная работа с воспитанником с ОВЗ в ДОУ
осуществляется по данной программе с учетом состояния здоровья ребенка и
уровня его развития.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. Пояснительная записка








Данная образовательная программа, адаптирована для обучения ребенкаинвалида с учетом особенностей его психофизического развития,
индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию.
Программа разработана в соответствии с:
Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 «Об образовании в Российской
Федерации» (в ред. Федерального закона от 07.05.2013);
Федеральным законом от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в российской Федерации»;
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
СанПиН
2.4.1.3049-13»
(утверждены
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ 15 мая 2013 года № 26, ред.от
27.08.2015);
«Федеральным государственным стандартом дошкольного образования»
(утв. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 27.10.2013 № 1155);
письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
и Департамента общего образования «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования» 28 февраля 2014 года № 08-249;






Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
образовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования» от 30 августа 2013 г. № 1014 (Зарегистрировано в Минюсте
России 26.09.2013 № 30038);
Уставом школы
Программой развития МБОУ.
Цель программы:
Оказание комплексной коррекционно-психолого-педагогической помощи и
поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям
(законным представителям); осуществление коррекции недостатков в
физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Задачи программы:
- определить особенности организации образовательного процесса в
соответствии с индивидуальными возможностями ребёнка, структурой
нарушения развития и степенью выраженности;
- учитывать особые образовательные потребности ребенка-инвалида при
освоении ими образовательной программы;
- осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психологопедагогическую, коррекционно-логопедическую помощь ребенку-инвалиду с
учётом особенностей психического и физического развития, индивидуальных
особенностей;
- разработать и реализовать индивидуальные образовательные маршруты;
- развивать коммуникативные компетенции форм и навыков конструктивного
личностного общения со сверстниками;
- реализовать комплексную систему мероприятий по социальной адаптации и
интеграции ребенка-инвалида;
- создать пространство детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей
деятельности ребенка;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по
медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.





Принципы и подходы к формированию Программы:
принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной
работы с другими разделами основной общеобразовательной программы;
принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь
комплекс психофизических нарушений;
принцип постепенного усложнения усваиваемого материала с учетом «зоны
ближайшего развития»;
























принцип соблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в
интересах ребёнка;
принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и
коррекции нарушений у детей-инвалидов, а также всесторонний
многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие
и согласованность их действий в решении проблем ребёнка;
принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к её решению;
принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и психическом развитии;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Основные подходы к формированию программы
Программа сформирована на основе требований ФГОС ДО, предъявляемых к
структуре образовательной программы дошкольного образования и ее
объему.
Программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с
ОВЗ в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития
личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Программа направлена на:
создание условий развития ребенка-инвалида, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет
собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В программе учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией
и состоянием здоровья;
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее
реализации.

Возрастные особенности детей 3 – 4 лет (вторая младшая группа).
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга.
Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка
не только членом семьи, но и носителем определенной общественной
функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к
противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность
игры
небольшая.
Младшие
дошкольники
ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми
сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают
формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.
Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют
детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут
использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие
дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые
предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие
восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена
возведением несложных построек по образцу и по замыслу. В младшем
дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от
использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия —
переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам
восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут
воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада, а при определенной организации образовательного
процесса — и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить
3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного
возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых
произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники

способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты
выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате
целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое
количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных
действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они
скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже
в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные
взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно
по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом
определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов
поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление
поведением
только
начинает
складываться;
во
многом
поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи
ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые
словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в
значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает
развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.








ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КАК ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Целевые ориентиры освоения программы
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре,
общении,
познавательно-исследовательской
деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам
других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя,
старается разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности,
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;






у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои
движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного
поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти
образовательных областях
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Цели и задачи и конкретное содержание образовательной деятельности по
каждой образовательной области определяются целями и задачами
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и
реализуются:
- в процессе образовательной деятельности с детьми (занятия),
- в ходе режимных моментов,

- в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской
деятельности,
- в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование
позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование
основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности
как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок
ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства

(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление
эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной,
музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах
деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как
координация и гибкость; способствующих правильному формированию
опорно-двигательной
системы
организма,
развитию
равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных
движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Особенности физкультурно-коррекционной работы.
Система мероприятий физкультурно-коррекционной работы включает в себя:
1. Утренний приём на открытом воздухе в теплое время года.
2. Утренняя гимнастика.
3. Физкультминутки
4. Физкультурные паузы между занятиями в форме – коррекционных
подвижных игр средней и малой подвижности.
5. Дыхательная гимнастика.
6. Прогулка, в том числе:
- прогулка, построенная на подвижных играх и игровых упражнениях;
- тропа здоровья (дозированная ходьба);
7. Корригирующая гимнастика после сна, в том числе:
- физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями,
- игры с водой.
8. Фитотерапия.
9. Участие в физкультурном досуге (дозированное).
10. День здоровья.
Планируемые результаты освоения программы к концу четвёртого года










жизни (вторая младшая группа) по физическому развитию
Ребенок обнаруживает достаточный уровень развития физических качеств и
основных движений, соответствующий возрастно-половым нормативам;
Проявляет самостоятельность и творчество при выполнении физических
упражнений, в подвижных играх;
умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем
направление;
Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке,
гимнастической стенке произвольным способом;
может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м;
умеет бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об
пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить;
замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи
взрослых;
умеет сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуации, приносящих
вред здоровью; осознает необходимость лечения.
РАБОТА ПО РАЗДЕЛУ
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ»
Работа проводится в игровой форме в совместной с педагогом деятельности.
Каждое занятие обязательно включает процедуры, способствующие
саморегуляции ребенка: упражнения на мышечную релаксацию,
дыхательную гимнастику, мимическую гимнастику, двигательные
упражнения.
Игры на сенсорное развитие.
«Рыбак» - развивать глазомер, сгибательные и разгибательные движения
кистей рук. В двух мисках с водой лежат по 3 кубика и 3 шарика вперемешку
– выбрать кубики в одну миску, а шары в другую – сачком.
Подвижные игры.
1. «Попади в цель»- развивать ловкость, развитие моторики, запястья.
Постараться попасть мячом в цель.
2. «Прокати шарик в воротца»
3. «Накидывание на кольцеброс» - развивать ловкость, развитие моторики,
запястья. Постараться попасть мячом в цель.
Игры на развитие моторики
1. «Скатай ленту» - развитие общей моторики. На туалетную бумагу
приклеить атласную ленту, разной длины и ширины – учить ребенка
заматывать и разматывать ленту, развивая запястья.
2.«Поймай рыбку» -развивать ловкость, развитие моторики, запястья;
развивать хватательные движения. В таз с водой накидать игрушек, которые
вылавливать сначала руками, а затем сачком.
3.«Перелей водичку» - развивать ловкость, развитие моторики, запястья.
Сначала переливать воду из стакана в стакан, а затем в бутылочку с
помощью воронки.

4.«Прокати шарик» - развитие крупной моторики и запястья. Можно взять
кусочек теста. Шарик может быть сначала большим, а затем поменьше.
5.«Слепи колобка» - из теста делать колобочки разного диаметра.
6.«Вылечи куклу» - в прозрачный стакан с водой кинуть комком гуашь –
учить размешивать (сделать кукле лекарство).
Игры с песком.
1.«Сыщик» - закапывать и откапывать мелкие игрушки из песка, но только
руками. Можно просеивать песочек через сито, чтобы найти игрушку,
которая «спряталась».
2.«Художник» - на влажном песке палочкой или пальчиками рисовать узоры.
Можно выложить дорожку из камушков.
3.«Юный конструктор» - прикреплять прищепки на коробку из-под обуви
или конфет – это будет ёжик. А если прикрепить на круглый поднос – это
будет солнышко.





1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Упражнения на развитие мелкой моторики
совершенствование ладонного захвата, захват щепотью,
координация «рука- глаз»;
развитие силы и точности движений пальцев рук, запястья.
Виды работ: отрывать куски тонкой бумаги, ваты, разминать пластилин в
ладони, делать колбаски, конфетки, блинчики, тарелочки, колобок, ягодки,
мячик и др.
Самомассаж кистей и рук
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения,
постепенно увеличивая темп.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Разминание кисти правой руки пальчиками левой и наоборот, затем
поочередное растирание.
Растирание ладоней карандашом, катаем карандаш вперед-назад.
Развитие мелкой моторики
Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
Свободное постукивание по столу пальцами обеих рук, правой и левой рукой
поочередно.
Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
«Бегают человечки»- указательный и средний пальцы правой руки, потом
левой, а затем двух рук вместе бегают по столу вперед и назад.
«Фонарики» - поочередно сжимать и разжимать пальцы рук на счет «раз-два»
«Моем ручки» - ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук; Ах, вода,
вода, вода! Будем чистыми всегда!
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Модель воспитательно-образовательного процесса с учетом традиционных
мероприятий ДОУ реализуется в соответствии с ООП ДОУ.

Режим дня
Время
Форма
07.00 – 08.10
Прием детей, осмотр. Общение. Игры.
Индивидуальная работа с детьми по плану воспитателя.
08.10-08.20
Утренняя гимнастика.
08.20 – 08.30
Игровая деятельность. Подготовка к завтраку.
08.30 – 08.50
Завтрак.
08.50 – 09.00
Игровая деятельность, «групповой сбор».
09.00 – 09.50
Работа в центрах активности на основе самоопределения,
специально организованные занятия, свободная игра.
09.50 – 09.55
Подготовка ко второму завтраку.
09.55-10.10
Второй завтрак.
10.10 – 12.10
Подведение итогов работы в центрах. Подготовка к прогулке, прогулка,
возвращение с прогулки.
12.10 – 12.15
Подготовка к обеду.
12.15-12.45
Обед.
12.45 – 13.00
Подготовка ко сну.
13.00-15.00
Сон.
15.00 – 15.30
Постепенный подъем, гигиенические и оздоровительные процедуры.
Вечерняя гимнастика.
15.30-15.50
Работа в центрах активности на основе самоопределения,
специально организованные занятия, кружковая деятельность.
Индивидуальные и подгрупповые коррекционно - развивающие занятия.

15.50-16.00
Игровая деятельность.
16.00 – 16.05
Подготовка к уплотнённому полднику.
16.05-16.25
Уплотнённый полдник.
16.25 – 17.00
Игровая деятельность. Подведение итогов дня.
17.00– 18.00
Подготовка к прогулке, прогулка, игры, самостоятельная деятельность, уход
домой.
Описание специальных условий обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья

1.
2.

3.

4.

5.

Требования к условиям реализации программы.
Психолого – педагогическое обеспечение:
Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок)
Обеспечение психолого-педагогической условий (коррекционная
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми –
игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального
режима; использование современных педагогических технологий, в том
числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности);
Обеспечение специализированных условий (использование специальных
методов, приёмов, средств обучения, специализированных программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом
специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на
обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых
коррекционных занятиях);
Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
воспитанников, соблюдение санитарно- гигиенических правил и норм);
Обеспечение участия всех детей, независимо от степени выраженности
нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в
проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивнооздоровительных и иных досуговых мероприятий;
Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является
кадровое обеспечение. К сожалению, в ДОУ нет узких специалистов,
обученных работать с данной категорией воспитанников.
Коррекционная работа осуществляется воспитателями.
Взаимодействие специалистов ДОУ
Программа обеспечивает системное сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья в образовательном процессе специалистами разного
профиля.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является
оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного
учреждения, обеспечивающее системное сопровождение ребенка-инвалида
специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Объединение усилий специалистов в области психологии, педагогики,
логопедии, позволит обеспечить систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
Использование распространенных и современных форм организованного
взаимодействия специалистов: консилиумы и службы сопровождения
образовательного учреждения, позволят предоставлять многопрофильную
помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также
образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией,
обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Педагог-психолог осуществляют развитие психических процессов,
тренировку уверенного поведения, формирование правильного
звукопроизношения, социальную адаптацию.
Воспитатели – развитие мелкой моторики, психических процессов,
познавательной деятельности, ориентировку в пространстве.
Инструктор по физвоспитанию работает над дыханием, общей моторики,
чувства ритма, координации движений, ориентировки в пространстве.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены
следующие психолого-педагогические условия:
● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников,
формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в
собственных возможностях и способностях;
● использование в образовательном процессе форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);
● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых
с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и
учитывающего социальную ситуацию его развития;

● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
● защита детей от всех форм физического и психического насилия;
● поддержка ДОУ и педагогами родителей дошкольников в воспитании
детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников
непосредственно в образовательный процесс.
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ в рамках
реализации Программы создаются необходимые условия для:
- диагностики и коррекции нарушений развития и социальной их адаптации;
- оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных
психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих
воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной
степени способствующих получению дошкольного образования, а также
социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации
инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления
физического и психического здоровья ребенка, обеспечения эмоционального
благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с
возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать
переутомления. Выполнение коррекционных, развивающих и
воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и
тесной взаимосвязи работы специалистов педагогического и медицинского
профилей.
ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с родителями
детей-инвалидов
В современных условиях значительно обострились проблемы социальной
адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на
множество предложенных форм образования и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенкаинвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических,
социально-психологических и правовых задач.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других
воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу,
различные центры и другие образовательные учреждения.

1.
2.
3.
4.
5.






Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях,
они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально
развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить
сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. При оказании
своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы
успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и
укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности образовательного учреждения, где воспитываются и
обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество
специалистов с родителями, активизировать формы работы по
взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать
систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Цель – обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей,
воспитывающей ребенка-инвалида, привлечение родителей к
коррекционному и воспитательному процессу.
Задачи:
обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с
ребенком;
формирование эффективной родительской позиции,
оказание своевременной психологической и информационной помощи
семьям, воспитывающим ребенка-инвалида;
формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на
основе его компенсаторных возможностей,
формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение
уровня родительских притязаний.
Основные формы взаимодействия с семьей:
знакомство с семьей (встречи-знакомства, анкетирование родителей);
информирование о ходе образовательного процесса (дни открытых дверей,
индивидуальные консультации, оформление информационных стендов,
приглашение родителей в группу, на детские концерты и праздники,
создание памяток, сайт МБОУ);
совместная деятельность (привлечение родителей к участию в жизни ДОУ –
прогулках, экскурсиях, семейном театре, конкурсах, субботниках, в детской
исследовательской и проектной деятельности).
Образование и просвещение родителей детей-инвалидов ориентировано на
актуальные проблемы жизнедеятельности ребенка, на психологическую
безопасность (безопасная семья, безопасный детский сад, социальное
окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ.
Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда
обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с
особыми потребностями с учетом их индивидуальных особенностей и
возможностей.
В реализации данного раздела принимают участие специалисты разного
профиля: педагог-психолог, социальный педагог, которые помогают

расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации,
интеграции, развития детей-инвалидов.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти