РП В мире экологии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29,
тел.(факс) 2-52-37

Рассмотрено
на заседании МО учителей
социально-естественноматематических дисциплин
_________/ А.А. Черезов /

Согласовано
Заместитель директора по
УР
________ /А.Н. Петрова./
«23» августа 2024 г.

Протокол № 1
от «_22_» августа 2024г.

Утверждаю
Директор МБОУ «ООШ
с.Сиреники»
________ /Щуцкая Я.Ю. /
« 23 » _августа _20 24 г.
Приказ № 154-о.д
от 23.08.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «В мире экологии»
Центра образования естественно – научной и технологической направленности
«Точка роста»
МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
(5 - 9 классы)

Составил: педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Шараева Татьяна Дмитриевна

Сиреники, 2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Экологическое образование – образование по проблемам окружающей среды
(environmental education) – развивается в мировой практике как важнейшая мера
преодоления экологической опасности. Экологическое образование признано мировой
педагогической общественностью одним из приоритетных направлений педагогической
деятельности. Сегодня остро стоит вопрос об изменении всего дела экологического
образования в нашей стране и в мире с учетом требований дальнейшего усиления охраны
природы и рационального использования природных ресурсов. Состояние здоровья
подрастающего поколения вызывает большую тревогу. Бесспорно, что возникновение
многих соматических заболеваний связано с психическим и социальным неблагополучием
жизнедеятельности людей. Факторами неблагополучия могут быть угрозы, опасности,
обиды, которые приводят к эмоциональному стрессу. Информационная перегрузка,
невозможность справиться с поставленной задачей вызывают информационный стресс.
Преодоление неожиданных стрессов или социальных затруднений, возникающих в
исключительных обстоятельствах, зависит от наследственных особенностей темперамента
и протекания корковых и вегетативных процессов, а так же от умения управлять своим
эмоциональным состоянием (психологическая зрелость). Но определяющую роль в
сохранении здоровья и повышении его резервов исследователи в этой области отводят
самому человеку, его нравственно-культурному уровню. Образ жизни, отношение к
своему здоровью и здоровью других людей, морально-волевые и ценностномотивационные установки, умение адаптироваться в социальной среде формируется в
результате определённого воздействия. Особое значение имеет педагогический
компонент, сущность которого “в обучении здоровью с самого раннего возраста” (И. И.
Брехман).
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения,
необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут
основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене
школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Программа рассчитана на учащихся 5 - 9 класса по 1 часу в неделю
соответственно.
Цели изучения курса: формирование устойчивых познавательных интересов,
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных,
регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках
способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию.
Задачи учебного курса:
- развивать глубину, самостоятельность, критичность, гибкость, вариативность
мышления; продолжить развитие способности обучающихся к мыслительным операциям
– анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, а также их производным –
творчеству и абстрагированию; обучать приемам доказательства;
- продолжить обучение школьников способам самостоятельной организации
учебной деятельности – мотивации, планированию, самоконтролю, рефлексии при
выполнении исследовательских и проектных работ;
- способствовать расширению кругозора, развивать навык интеграции содержания
смежных дисциплин при решении проблемных задач;
- продолжить обучение школьников работе с различными источниками
информации, включая электронные образовательные ресурсы;
развивать
коммуникативную
компетентность,
самостоятельность
и
ответственность обучающихся через парную и групповую работу, интерактивные формы
взаимодействия;
2

- создавать условия для самореализации школьников – свободы и умения достигать
своих индивидуальных целей в окружающей среде во взаимодействии с другими людьми;
- продолжить формирование рефлексивной культуры школьников.
Взаимосвязь с программой воспитания
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития
социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых
делах;
- формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в
рамках следующих выбранных школьниками видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим,
экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их
гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные
на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить
прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее
духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у
них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к
своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у
них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на 1 час в
неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной деятельности по курсу
«В мире экологии» отводится 170 часов:
в 5 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 6 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 7 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 8 классе — 34 часа (1 час в неделю),
3

в 9 классе — 34 часа (1 час в неделю).
Формы проведения занятий учебного курса:
беседы;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических
и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,
ребусов, кроссвордов, головоломок;
- проектная деятельность;
- экскурсия;
- выставка;
- викторины.
Форма подведения итогов: подготовка и оформление презентации, доклада и
проекта.

-

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание учебного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям к
организации внеурочной деятельности: соответствует содержанию учебного предмета
«Биология», не требует от учащихся дополнительных знаний по биологии.
Учебный курс построен в соответствии с реальными познавательными интересами
обучающихся и содержит полезную и любопытную информацию, интересные научные и
экологические факты, способные дать простор воображению детей.
При разработке содержания учебного курса учитывалась особая роль
экологического познания в формировании личности, в развитии мышления, воображения,
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Содержание программы
нацелено на то, чтобы обучающиеся осознали экологические знания как средство
взаимодействия человека с окружающей средой, как основной канал социализации и
самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию учебной деятельности.
5 класс
Что такое гидросфера
Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой.
Понятие гидросферы. Химический состав воды. Свойства воды. Вода в живых
организмах. Беседа «Загрязнение воды твердыми бытовыми отходами». Очистка воды.
Мировой океан - основная часть гидросферы.
Игра «Вода, вода - кругом вода».
Лабораторная работа № 1. «Вода-растворитель».
Проектная деятельность «Исследование реки своего населенного пункта».
Что такое атмосфера
Понятие атмосферы. Воздух – смесь газов. Растения – главный поставщик
кислорода на Земле. Свойства кислорода и углекислого газа. Атмосферное давление.
Образование ветров. Воздух и все живое. Загрязнение атмосферы. Воздух и все живое.
Викторина «Атмосфера».
Что такое литосфера
Строение Земли. Почва. Изучение состава почвы населенного пункта. Полезные
ископаемые Чукотки. Землетрясения. Поведение животных способно предсказать
землетрясение. Вулканы. Природные явления. Загрязнение почвы. Свалка твердых
отходов. Выставка рисунков «Экологические проблемы литосферы».
Проектная деятельность «Геология моего села» и «Пути решения экологических проблем»
4

6 класс
Земля наш общий дом
Экология – наука о доме. Выставка рисунков
«Земля наш общий дом».
Сообщества и экосистемы. Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера. Взаимосвязь
сфер. Живые организмы Земли и их распределение по сферам. Биосфера как совокупность
сфер, населенных живыми организмами. Окружающая среда и экологические факторы.
Вода как среда обитания. Подземные жители.
Викторина «Сколько жителей на Земле?».
Проектная деятельность «Легко ли жить в атмосфере?». Экскурсия «Этот удивительный
мир».
Друзья и враги среди живых организмов
Взаимоотношение живых организмов. Основные типы взаимоотношений. Есть ли
в природе дружба? (симбитики).
Викторина «Сколько жителей на Земле?».
Игра «Хищники животные и растения». В борьбе за жизнь (паразитизм).
Мир, который можно увидеть
Очевидное – невероятное. Микро и макро мир. Многообразие живого мира.
Бактерии и грибы. Растительный и животный мир. Можно ли жить не питаясь. Как можно
добыть энергию для жизни. Можно ли жить и не дышать. Охрана воздушной среды от
дальнейшего загрязнения. Размножение. Каких организмов больше. Экологические
проблемы от перенаселения организмами.
Проектная деятельность «Живое и неживое под микроскопом» и «Таинственные сезонные
изменения».
7 класс
Растения – наши друзья
Почему всем хватает места на Земле. Как живые организмы переносят
неблагоприятные для жизни условия.
Викторина «Многообразие растительного мира». Растения кормят всех. Только ли лист
кормит растение? Изменение растений в течение жизни. Растительные сообщества.
Хранилища растений.
Проектная деятельность «Могут ли переселяться растения».
Охрана растительного мира
Обеднение видового разнообразия растений. О чем эта книга?
Проектная деятельность «Редкие и охраняемые растения Чукотки».
Животные в биосфере
Биосферная роль животных на планете Земля. Многообразие влияния животных на
окружающую среду.
Игра «Необыкновенные животные». Условия существования животных.
Проектная деятельность «Создание модели среды жизни животных».
Животные тундры, лесов умеренной зоны. Животные степей, саванн и прерий, пустынь.
Животные тропических лесов, горных областей. Жилища в жизни животных.
Биотические экологические факторы в жизни животных. Взаимоотношения животных
между собой. Свет в жизни животных. Вода в жизни животных. Температура в жизни
животных. Кислород в жизни животных. Изменения в жизни животных, от загрязнения
окружающей среды. Численность животных. Изменения в животном мире Земли.
Охрана животного мира
Обеднение видового разнообразия животных. Лесные пожары и борьба с ними.
Воздействия человека на животный мир и его охрана. Значение заповедных территорий в
сохранении природы.
Проектная деятельность «Редкие и охраняемые животные Чукотки».
5

8 класс
Окружающая среда и здоровье человека
Человек как часть природы. Влияние человека на биосферу.
Биосоциальная роль человека. Классификация экологических факторов: абиотические,
биотические, антропогенные. Связь природной и социальной среды со здоровьем.
Здоровый образ жизни. Климат и здоровье. Вредные привычки, пагубные пристрастия:
табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Опорно-двигательная система
Двигательная активность. Гиподинамия. Правила активного образа жизни.
Кровь и кровообращение
Природные и антропогенные факторы, влияющие на кровеносную систему.
Проектная деятельность. Создание презентации «Вакцинация в России».
Дыхательная система
Природные и антропогенные факторы, влияющие на дыхательную систему.
Профилактика заболеваний дыхательной системы.
Пищеварительная система
Состав и значение основных компонентов пищи. Гиповитаминозы. Питьевой
режим. Вредные примеси пищи, их воздействие на организм. Рациональное питание.
Режим питания. Диета.
Практическая работа «О чем может рассказать упаковка продукта».
Проектная деятельность «Составление меню школьника».
Кожа
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное голодание. Правила пребывания
на солнце. Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Проектная деятельность «Закаливание и уход за кожей».
Нервная система. Высшая нервная деятельность
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.
Утомление, переутомление, стресс. Стрессоустойчивость и типы высшей нервной
деятельности. Темпераменты. Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический режим сна.
Анализаторы
Профилактика нарушений функционирования зрительного анализатора, органов
слуха и равновесия.
Лабораторная работа № 2 «Воздействие шума на остроту слуха».
Проектная деятельность «Бережное отношение к органам слуха и зрения».
Репродуктивное здоровье. Половая система. Развитие организма
Половые железы. Вторичные половые признаки. Период полового созревания.
Половая жизнь. Беременность. Факторы риска, влияющие на внутриутробное развитие.
Заболевания, передающиеся половым путем. Значение ответственного поведения.
Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов
на организм человека.
9 класс
Влияние экологических факторов на развитие человечества
Глобальные проблемы взаимодействия человечества с природой. Представление о
биосфере как системе.
Экологические (температура, влажность) факторы и их влияние на развитие человечества.
Показатели состояния биосферы. Возможности человека и человечества к адаптации.
Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и человечество. Здоровье людей и
ускорившийся ритм жизни.
Проектная деятельность «Моделирование развития жизни на планете».
Воздействие человечества на биосферу
6

Потребности людей в питании, дыхании и размножении и участие человечества в
концентрационной, газовой и транспортной функциях живого вещества. Производство
пищи как биосферный процесс. Смена источников питания человечества на
протяжении его развития. Постоянство газового состава атмосферы. Загрязнение
атмосферы человечеством. Чистый воздух — залог выживания человечества и биосферы в
целом. Показатели изменения численности человечества (развитые и развивающиеся
страны). Увеличение населения на Земле. Экологическое и технологическое воздействия
человечества на биосферу. Значение генетической и негенетической информации для
человечества. Нарушение человечеством круговоротов веществ и потоков энергии в
биосфере. Экологические кризисы в истории человечества. Деятельность человека как
фактор эволюции биосферы. Современный масштаб деятельности человечества.
Глобальный экологический кризис. Экологические проблемы человечества и биосферы.
Практические работы. Игра «Альтернативные источники энергии», игра «Мировая
торговля».
Взаимосвязи между людьми
Экологическое и социальное взаимодействие человечества как показатели его
устойчивости. Увеличение внутреннего разнообразия человечества и плотности населения
в процессе развития человечества. Техногенный и традиционный типы развития
обществ. Глобализация
как
фактор
увеличения
устойчивости
человечества.
Взаимодействие людей друг с другом на основе жизненных, социальных и идеальных
потребностей. Формирование понятия о морали и нравственности в зависимости от
качества
потребностей общества.
Понятие
о
биоэтике
как
новой
этике
взаимоотношений человечества с окружающей средой. Война и голод — основные
социальные факторы, негативно влияющие на человечество. Проблема разоружения,
проблема голода.
Практические работы. Игра «Социальное разнообразие — условие устойчивости
человеческого общества», игра «Я в классе, я в мире».
Договор как фактор развития человечества
Эволюция механизмов договоренностей между людьми. Умение людей
договариваться между собой как основной фактор в разрешении социальных и
экологических конфликтов.
Практическая работа. Игра «Составление договора «О правах природы».
Устойчивое развитие общества и природы
Перспективы устойчивого развития природы и общества. Концепция устойчивого
развития.
Практическая работа. Игра «План устойчивого развития в XXI веке».
Человечество и информация о мире
Становление разума. Разум и сознание как факторы преобразования человеком
окружающего мира и основа развития человечества. Биосферная роль человека. Картины
мира. Влияние представлений человечества о мире на его взаимоотношения с
окружающей средой.
Практическая работа. Дискуссия «Первичное производство и вторичная переработка».
Познание мира и экологическое образование
Научно-технический прогресс. Осознание человечеством масштаба своей
деятельности как фактора, усугубляющего экологический кризис. Учение В.И.
Вернадского о биосфере. Учение о развитии ноосферы. Развитие экологического сознания
в человечестве. Антропоцентрическое и экоцентрическое экологическое сознание.
Экоцентрическая позиция как необходимое условие выживания и будущего развития
человечества и биосферы в целом.
Значение экологических знаний для практической деятельности.

7

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе, в том числе:
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы «В мире экологии»; готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками курса.
В сфере патриотического воспитания:
осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к
достижениям своей Родины в науке, технологиях и трудовых достижениях народа, с
которыми школьники будут знакомиться в ходе экскурсий экологической
направленности.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
воспитание моральных ценностей и норм в ситуациях нравственного выбора; готовность
оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм; осознание необходимости брать на себя ответственность
в ситуации экологического выбора, активное неприятие асоциальных поступков.
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; стремление к
самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного; стремление
создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение правил гигиены,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
способность адаптироваться к изменяющимся социальным, информационным и
природным условиям, стрессовым ситуациям; осмысление собственного опыта и
выстраивание дальнейших целей, связанных с будущей профессиональной жизнью;
умение управлять собственным эмоциональным состоянием; формирование навыка
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода задачи; применение
знаний, полученных в ходе изучения курса «В мире экологии»; осознание важности
обучения для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор, построение индивидуальной
образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей. Принятие идеи экологизации современного общества с
необходимостью сохранения живой природы и защите её от негативного антропогенного
воздействия, вызванного потребительским отношением человека.
В сфере экологического воспитания:
8

применение социальных и естественно-научных знаний для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры; осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере понимания ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира, средством
самосовершенствования человека; овладение основными навыками исследовательской
деятельности в процессе изучения экологии, осмысление собственного опыта, анализ
своих поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального
и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта и основных социальных ролей; способность действовать в
условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции; развитие способности
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в
том числе в сфере экологии; умение оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи
природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на
окружающую среду; способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты обучающихся, освоивших данный курс, включают:
Универсальные познавательные действия:
выявлять дефицит информации о той или иной стороне экологически значимой
деятельности, находить способы решения возникших проблем; использовать вопросы как
инструмент для познания; аргументировать свою позицию, мнение; оценивать
достоверность информации, полученной в ходе работы с интернет-источниками;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
обсуждения в группе или в паре; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия, связанных с тем или иным экологически
обоснованным выбором; применять различные методы при поиске и отборе информации,
связанной с экологически значимой деятельностью и дальнейшим изучением курса;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию; находить
аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму
представления информации, предназначенную для остальных участников курса «В мире
экологии».
Универсальные коммуникативные действия:
формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения в рамках
занятий, включённых в курс «В мире экологии»; выражать свою точку зрения; понимать
намерения других участников занятий курса «В мире экологии», проявлять уважительное
отношение к ним и к взрослым, участвующим в занятиях; в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
9

различие и сходство позиций; публично представлять результаты работы, связанные с
тематикой курса по экологии; понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать
мнения нескольких участников курса «В мире экологии», проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться; участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы,
достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои
действия с действиями других участников курса.
Универсальные регулятивные действия:
выявлять проблемы, возникающие в ходе изучения курса «В мире экологии»;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в группе, принятие решений группой); делать выбор и брать на себя
ответственность за решения, принимаемые в процессе включения в различные виды
активности в сфере экологии; владеть способами самоконтроля, самомотивации и
рефлексии; предвидеть трудности, которые могут возникнуть в рамках экологически
обоснованной деятельности; объяснять причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения курса «В мире
экологии», уметь находить позитивное в любой ситуации; уметь вносить коррективы в
свою деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; различать, называть и управлять
собственными эмоциями; уметь ставить себя на место другого человека, осознанно
относиться к другому человеку, его мнению, понимать мотивы и намерения участников
курса, осознанно относиться к ним.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в
ходе экологически значимой деятельности школьников.
Предметные результаты включают:
Биология: формирование ценностного отношения к живой природе, к собственному
организму; понимание роли биологии в формировании современной естественно-научной
картины мира; умение применять систему биологических знаний; формирование
представлений об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и
эволюции организмов, об антропогенных факторах; формирование представлений об
экосистемах и значении биоразнообразия, о глобальных экологических проблемах,
стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;умение создавать и применять
словесные и графические модели для объяснения строения живых систем, явлений и
процессов живой природы; владение навыками работы с информацией биологического
содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений); умение интегрировать биологические знания
со знаниями других учебных предметов; формирование основ экологической
грамотности: осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и
охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение
выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, своему здоровью и здоровью окружающих; умение использовать приобретённые
знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической
активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; умение противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья; формирование мотивации к
продолжению изучения биологии как профильного предмета на уровне среднего общего
образования .
10

География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах
географических объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни
человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении современных
практических задач своего населённого пункта; умение устанавливать взаимосвязи между
изученными природными, социальными и экономическими явлениями и процессами,
реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами; умение использовать
географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и
процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в
пространстве; умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений
на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
умение выбирать и использовать источники географической информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные
базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач,
практических задач в повседневной жизни; умение оценивать характер взаимодействия
деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с
точки зрения концепции устойчивого развития; умение решать практические задачи
геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей
местности, путей её сохранения и улучшения, задачи в сфере экономической географии
для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.
Химия: владение правилами поведения в целях сбережения здоровья и окружающей
природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые организмы
определённых веществ, способов уменьшения и предотвращения их вредного
воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма человека.
Физика: умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и техническими
устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в
окружающей среде; понимание необходимости применения достижений физики и
технологий для рационального природопользования.
Технология (труд): понимание социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта.
Основы безопасности и защиты Родины: формирование культуры безопасности
жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и комплексного
понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и умениями для
предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций, во время пребывания в различных
средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на массовых
мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды);
формирование социально ответственного отношения к ведению здорового образа жизни,
исключающего употребление наркотиков, алкоголя, курения и нанесения иного вреда
собственному здоровью и здоровью окружающих.
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе общения при
помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений,
чтения учебно-научной, художественной и научно-популярной литературы.
Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные
источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи.
Физическая культура: формирование привычки к здоровому образу жизни и занятиям
физической культурой; умение планировать самостоятельные занятия физической
культурой и строить индивидуальные программы оздоровления и физического развития.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11

Наименование
разделов/тем

Содержание образования

Виды
образовательной
деятельности

5 КЛАСС
Что
такое Экологические знания как Понятия «экология»,
основа
взаимодействия «экологичный образ
гидросфера
(12 ч.)
человека
с
окружающей жизни»,
средой.
«экологическая
Понятие гидросферы.
деятельность»
.
Химический состав воды. Российские
и
Свойства воды.
международные
Вода в живых организмах.
экологические
Лабораторная работа № 1. организации, работа
Вода-растворитель.
которых нацелена на
Проектная
сохранение планеты
деятельность. Исследование
реки
своего
населенного
пункта
Очистка воды.
Мировой океан - основная
часть гидросферы.
Игра «Вода, вода - кругом
вода» .
Что
такое Понятие атмосферы.
Воздух – смесь газов.
атмосфера
(10 ч.)
Растения
–
главный
поставщик
кислорода
на
Земле.
Свойства
кислорода
и
углекислого газа.
Атмосферное давление.
Образование ветров.
Воздух и все живое.
Викторина «Атмосфера»

Знакомятся
с
основными понятиями
атмосферы, свойства
кислорода
и
углекислого газа

ЭОР

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

12

Познакомятся
со
Что
такое Строение Земли.
Почва.
Изучение
состава строением
Земли,
литосфера
(12 ч.)
почвы населенного пункта.
изучат состав почвы
Проектная
села Сиреники
деятельность. Геология моего
села.
Полезные
ископаемые
Чукотки.
Землетрясения.
Поведение
животных
способно
предсказать
землетрясение.
Вулканы.
Природные явления.
Выставка
рисунков
«Экологические
проблемы
литосферы».
6 класс (34 ч.)
Конкурс
рисунков
Земля
наш Экология – наука о доме.
Выставка рисунков «Земля «Земля наш общий
общий дом
(15 ч.)
наш общий дом».
дом».
Сообщества и экосистемы.
Викторина «Сколько
Сферы Земли: литосфера, жителей на Земле?»
гидросфера,
атмосфера. Онлайн-экскурсия
Взаимосвязь сфер.
«Этот удивительный
Живые организмы Земли и их мир».
распределение по сферам.
Биосфера
как совокупность
сфер, населенных живыми
организмами.
Окружающая
среда
и
экологические факторы.
Проектная
деятельность. Легко ли жить в
атмосфере?
Вода как среда обитания.
Подземные жители.
Викторина «Сколько жителей
на Земле?»
Экскурсия
«Этот
удивительный мир».
живых Знакомство
с
Друзья и враги Взаимоотношение
типами
среди
живых организмов. Основные типы основными
взаимоотношений.
взаимоотношений
организмов
(5 ч.)
Есть ли в природе дружба? живых
организмов
(симбитики).
Игра
«Хищники
Игра «Хищники животные и животные
и
растения».
растения».
В
борьбе
за
жизнь
(паразитизм).

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
13

https://znaika

Мир, который Очевидное – невероятное. Проектная
деятельность «Живое
можно увидеть Микро и макро мир.
(14 ч.)
Проектная
и
неживое
под
деятельность. Живое
и микроскопом».
неживое под микроскопом.
Викторина
Викторина
«Многообразие «Многообразие
живого мира».
живого мира».
Бактерии и грибы.
Растительный и животный
мир.
Можно ли жить не питаясь.
Как можно добыть энергию
для жизни.
Можно ли жить и не дышать.
Охрана воздушной среды от
дальнейшего загрязнения.
Размножение.
Каких
организмов больше.
Экологические проблемы от
перенаселения организмами.
Проектная
деятельность
«Таинственные
сезонные
изменения».
7 класс (34 ч.)
Растения
– Почему всем хватает места на Изучение
разнообразие
наши
друзья Земле
(10 ч.)
Как
живые
организмы растительного мира.
переносят
неблагоприятные Проектная
для жизни условия.
деятельность «Могут
Многообразие растительного ли
переселяться
мира.
растения».
Растения кормят всех.
Только ли лист кормит
растение.
Изменение растений в течение
жизни.
Растительные сообщества.
Проектная
деятельность. Могут
ли
переселяться растения.
Хранилища растений.

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

14

Охрана
растительного
мира
(3 ч.)

Животные
биосфере
(16 ч.)

Обеднение
видового Знакомство с Красной
разнообразия растений.
Книгой
Чукотского
О чем эта книга?
АО
Проектная
деятельность
«Редкие
и
охраняемые растения
Чукотки».

в Биосферная роль животных на
планете Земля. Многообразие
влияния
животных
на
окружающую среду.
Игра
«Необыкновенные
животные».
Условия
существования животных.
Проектная
деятельность
«Создание
модели
среды
жизни животных».
Животные
тундры,
лесов
умеренной
зоны,
степей,
саванн и прерий, пустынь,
тропических лесов, горных
областей.
Жилища в жизни животных.
Биотические
экологические
факторы в жизни животных.
Взаимоотношения животных
между собой.
Свет в жизни животных.
Вода в жизни животных.
Температура
в
жизни
животных.
Кислород в жизни животных.
Сезонные изменения в жизни
животных.
Численность животных.
Изменения в животном мире
Земли

Игра
«Необыкновенные
животные». Проектная
деятельность
«Создание
модели
среды
жизни
животных».

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

15

Охрана
животного
Мира
(2 ч.)

Обеднение
видового
разнообразия
животных.
Лесные пожары и борьба с
ними. Воздействия человека
на животный мир и его
охрана. Значение заповедных
территорий в сохранении
природы.
Проектная
деятельность. Редкие
и
охраняемые животные
Чукотки.

Проектная
деятельность «Редкие
и
охраняемые животные
Чукотки».

8 класс (34 ч.)
Человек – часть природы.
Знакомство
с
Окружающая
человека
на классификацией
среда
и Влияние
биосферу.
экологических
здоровье
Биосоциальная роль человека. факторов:
человека
(9 ч.)
Классификация экологических абиотические,
факторов:
абиотические, биотические,
биотические, антропогенные.
антропогенные.
Связь
природной
и
социальной
среды
со
здоровьем. Здоровый образ
жизни.
Климат и здоровье.
Вредные привычки, пагубные
пристрастия: табакокурение,
употребление
алкоголя
и
наркотических веществ.
Создание правил по
Опорноактивному
образу
двигательная
жизни
система
(2 ч.)
Двигательная
активность.
Гиподинамия.
Правила активного образа
жизни.

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika
Создание презентации https://uchebnik.
Кровь
и
«Вакцинация
в mos.ru/catalogue
кровообращени
е (3 ч.)
Природные и антропогенные России».
https://educont.ru
факторы,
влияющие
на
/
кровеносную систему.
https://resh.edu.ru
Проектная
деятельность.
/
Создание
презентации
https://urok.1sept.
«Вакцинация в России».
ru/articles/58889
3
https://interneturo
16

k.ru
https://znaika

Дыхательная
система (2 ч).

Знакомство
и
изучение природных и
антропогенных
факторов,
Природные и антропогенные
влияющиеся
на
факторы,
влияющие
на
дыхательную систему.
дыхательную систему.
Профилактика
заболеваний
дыхательной системы.

Пищеваритель
ная система
(6 ч.)

Состав и значение основных
компонентов
пищи.
Гиповитаминозы.
Питьевой режим. Вредные
примеси пищи, их воздействие
на организм.
Рациональное питание. Режим
питания. Диета.
Практическая работа. О чем
может рассказать упаковка
продукта.
Проектная деятельность.
Составление меню школьника.

Кожа (2 ч.)

Проектная
https://uchebnik.
деятельность
mos.ru/catalogue
Воздействие
на
кожу «Закаливание и уход https://educont.ru
солнечных лучей. Солнечное за кожей».
/
голодание.
Правила
https://resh.edu.ru
пребывания
на
солнце.
/
Закаливание. Роль кожи в
https://urok.1sept.
терморегуляции.
ru/articles/58889
Проектная деятельность.
3
Закаливание и уход за кожей.
https://interneturo
k.ru
https://znaika

Проектная
деятельность
«Составление
школьника».

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
меню https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

17

Нервная
система.
Высшая
нервная
деятельность
(3 ч.)

Изучение
факторов,
Факторы,
влияющие
на влияющие на развитие
развитие и функционирование и функционирование
нервной системы.
нервной системы.
Утомление,
переутомление,
стресс. Стрессоустойчивость и
типы
высшей
нервной
деятельности. Темпераменты.
Биоритмы.
Биологические
часы. Гигиенический режим
сна.

Анализаторы
(3 ч.)

Профилактика
нарушений
функционирования
зрительного
анализатора,
органов слуха и равновесия.
Проектная
деятельность.
Воздействие шума на остроту
слуха.
Проектная
деятельность. Бережное
отношение к органам слуха и
зрения.

Репродуктивно
е
здоровье.
Половая
система.
Развитие
организма
(4 ч)

Половые железы. Вторичные Познакомятся
с
половые признаки. Период половыми железами и
полового созревания. Половая периодами полового
жизнь.
созревания. Узнают о
Беременность. Факторы риска, факторах
риска,
влияющие на внутриутробное влияющие
на
развитие.
внутриутробное
Заболевания, передающиеся развитие.
половым путем. Значение
ответственного
поведения.
Здоровье как одна из главных
ценностей.
Влияние
биологических и социальных
факторов
на
организм
человека.
9 класс (34 ч.)

Проектная
деятельность
«Бережное отношение
к органам слуха и
зрения».

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

18

Влияние
экологических
факторов на
развитие
человечества
(5 ч.)

Глобальные
проблемы
взаимодействия человечества
с природой. Представление о
биосфере как системе.
Экологические (температура,
влажность) факторы и их
влияние на
развитие
человечества.
Показатели
состояния
биосферы.
Возможности
человека
и
человечества к адаптации.
Стихийные
бедствия,
чрезвычайные ситуации и
человечество.
Здоровье
людей и
ускорившийся ритм жизни.
Проектная
деятельность
«Моделирование
развития
жизни на планете».

Ознакомятся
с
глобальными
проблемами
взаимодействия
человечества
с
природой и узнают о
представление,
что
биосфера как система
имеющая
экологические
факторы.

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

19

Воздействие
человечества
на биосферу
(9 ч)

Потребности
людей
в
питании,
дыхании
и
размножении
и
участие
человечества
в
концентрационной, газовой и
транспортной функциях
живого вещества.
Производство
пищи
как
биосферный процесс. Смена
источников
питания
человечества
на
протяжении его развития.
Постоянство газового состава
атмосферы.
Загрязнение
атмосферы человечеством.
Чистый воздух — залог
выживания человечества и
биосферы в целом.
Показатели
изменения
численности
человечества
(развитые и развивающиеся
страны).
Увеличение
населения на Земле.
Экологическое
и
технологическое воздействия
человечества на биосферу.
Значение
генетической
и
негенетической информации
для человечества.
Нарушение
человечеством
круговоротов
веществ
и
потоков энергии в биосфере.
Экологические кризисы в
истории человечества.
Деятельность человека как
факторэволюции
биосферы.
Современный
масштаб
деятельности человечества.
Глобальный
экологический
кризис.
Экологические
проблемы человечества и
биосферы.
Практические работы. Игры
«Альтернативные
источники энергии»
и
«Мировая торговля».

Познакомятся
и
изучат
потребности
людей в питании,
дыхании
и
размножении
и
участие человечества
в концентрационной,
газовой
и
транспортной функци
ях живого вещества.
Выполнение
практических работ.
Игры
«Альтернативные
источники энергии» и
«Мировая торговля».

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

20

Экологическое и социальное
взаимодействие человечества
как
показатели
его
устойчивости.
Увеличение
внутреннего
разнообразия человечества и
плотности
населения
в
процессе
развития
человечества.
Техногенный и традиционный
типы
развития
обществ. Глобализация
как
фактор
увеличения
устойчивости человечества.
Взаимодействие людей друг с
другом на основе жизненных,
социальных
и
идеальных
потребностей.
Формирование понятия о
морали и нравственности в
зависимости
от
качества
потребностей общества.
Понятие о биоэтике как новой
этике
взаимоотношений человечеств
а с окружающей средой.
Война и голод — основные
социальные
факторы,
негативно
влияющие
на
человечество.
Проблема
разоружения,
проблема
голода.
Практические
работы. Игра
«Социальное разнообразие —
условие
устойчивости
человеческого
общества»,
игра «Я в классе, я в мире».
механизмов
Договор
как Эволюция
договоренностей
между
фактор
людьми.
развития
Умение людей договариваться
человечества
(3 ч.)
между собой как основной
фактор
в
разрешении
социальных и экологических
конфликтов.
Практическая
работа. Игра
«Составление договора «О
правах природы».
Взаимосвязи
между людьми
(6 ч.)

Ознакомятся
с
экологическими
и
социальными
взаимодействиями
человечества
как
показатели
его
устойчивости.
Практические
работы. Игры
«Социальное
разнообразие
—
условие устойчивости
человеческого
общества» и «Я в
классе, я в мире».

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

Практическая
https://uchebnik.
работа. Игра
mos.ru/catalogue
«Составление
https://educont.ru
договора
«О /
правах природы».
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

21

Устойчивое
развитие
общества
природы
(2 ч.)

Перспективы
устойчивого
развития природы и общества.
устойчивого
и Концепция
развития.
Практическая
работа. Игра
«План
устойчивого
развития в XXI веке».

Человечество и Становление разума. Разум и
как
факторы
информация о сознание
преобразования
человеком
мире
(4 ч.)
окружающего мира и основа
развития человечества.
Биосферная роль человека.
Картины мира.
Влияние
представлений человечества о
мире на его взаимоотношения
с окружающей средой.
Практическая
работа. Дискуссия «Первичное
производство и
вторичная
переработка».
Познание мира Научно-технический прогресс.
Осознание
человечеством
и
масштаба своей деятельности
экологическое
как фактора, усугубляющего
образование
(5 ч.)
экологический кризис.
Учение В.И. Вернадского о
биосфере. Учение о развитии
ноосферы.
Развитие
экологического сознания в
человечестве.
Антропоцентрическое
и
экоцентрическое
экологическое сознание.
Экоцентрическая позиция как
необходимое
условие
выживания
и
будущего
развития
человечества
и
биосферы в целом.
Значение
экологических
знаний для практической
деятельности.
ИТОГО ПО КУРСУ

Практическая
работа. Игра
«План
устойчивого
развития в XXI веке».

Практическая
работа. Дискуссия
«Первичное
производство и
вторичная
переработка».

Познакомятся
с
биографией
выдающегося ученого
В.И. Вернадский, его
учениями о биосфере,
о развитии ноосферы
и
развитии
экологического
сознания
в
человечестве.

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://educont.ru
/
https://resh.edu.ru
/
https://urok.1sept.
ru/articles/58889
3
https://interneturo
k.ru
https://znaika

170

22

Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
5 КЛАСС
Что такое гидросфера
Экологические знания как основа взаимодействия
человека с окружающей средой.
Понятие гидросферы.
Химический состав воды.
Свойства воды.
Вода в живых организмах.
Лабораторная работа № 1. Вода-растворитель.
Проектная деятельность. Исследование реки своего
населенного пункта.
Очистка воды.
Мировой океан - основная часть гидросферы.
Игра «Вода, вода- кругом вода» .
Что такое атмосфера
Понятие атмосферы.
Воздух – смесь газов.
Растения – главный поставщик кислорода на Земле.
Свойства кислорода и углекислого газа.
Атмосферное давление.
Образование ветров.
Воздух и все живое.
Воздух и все живое.
Загрязнение атмосферы.
Викторина «Атмосфера»
Что такое литосфера
Строение Земли.
Почва. Изучение состава почвы населенного пункта.
Проектная деятельность. Геология моего села.
Полезные ископаемые Чукотки.
Землетрясения.
Поведение животных способно предсказать
землетрясение.
Вулканы.
Природные явления.
Загрязнение почвы. Свалка твердых отходов.
Выставка рисунков «Экологические проблемы
литосферы».
Проектная деятельность. Геология моего села.
Проектная деятельность «Пути решения
экологических проблем».
ИТОГО
6 КЛАСС
Земля наш общий дом

Кол-во
часов
12 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч
15 ч
23

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

1.
2.
3.
4.

Экология – наука о доме.
Выставка рисунков «Земля наш общий дом».
Сообщества и экосистемы.
Сферы Земли: литосфера, гидросфера, атмосфера.
Взаимосвязь сфер.
Живые организмы Земли и их распределение по
сферам.
Биосфера как совокупность сфер, населенных
живыми организмами.
Биосфера как совокупность сфер, населенных
живыми организмами.
Окружающая среда и экологические факторы.
Проектная деятельность. Легко ли жить в атмосфере?
Вода как среда обитания.
Подземные жители.
Викторина «Сколько жителей на Земле?»
Экскурсия «Этот удивительный мир».
Проектная деятельность. Легко ли жить в атмосфере?
Друзья и враги среди живых организмов
Взаимоотношение живых организмов.
Основные типы взаимоотношений.
Есть ли в природе дружба? (симбитики).
Игра «Хищники животные и растения».
В борьбе за жизнь (паразитизм).
Мир, который можно увидеть
Очевидное – невероятное. Микро и макро мир.
Проектная деятельность. Живое и неживое под
микроскопом.
Викторина «Многообразие живого мира».
Бактерии и грибы.
Растительный и животный мир.
Можно ли жить не питаясь.
Как можно добыть энергию для жизни.
Можно ли жить и не дышать.
Охрана воздушной среды от дальнейшего
загрязнения.
Размножение.
Каких организмов больше.
Экологические проблемы от перенаселения
организмами.
Проектная деятельность.
Таинственные сезонные изменения.
ИТОГО
7 КЛАСС
Растения – наши друзья
Почему всем хватает места на Земле
Как живые организмы переносят неблагоприятные
для жизни условия.
Многообразие растительного мира.
Растения кормят всех.

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
5ч
1
1
1
1
1
14 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч
10 ч
1
1
1
1
24

5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
2.
3.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
1.

2.

1.
2.
3.
4.
5.

Только ли лист кормит растение?
Изменение растений в течение жизни.
Растительные сообщества.
Проектная деятельность. Могут ли переселяться
растения.
Хранилища растений.
Викторина «Многообразие растительного мира».
Охрана растительного мира
Обеднение видового разнообразия растений.
О чем эта книга?
Проектная деятельность. Редкие и
охраняемые растения Чукотки.
Животные в биосфере
Биосферная роль животных на планете Земля.
Многообразие влияния животных на окружающую
среду.
Игра «Необыкновенные животные».
Условия существования животных.
Проектная деятельность. Создание модели среды
жизни животных.
Животные тундры, лесов умеренной зоны, степей,
саванн и прерий, пустынь, тропических лесов,
горных областей.
Жилища в жизни животных.
Биотические экологические факторы в жизни
животных.
Взаимоотношения животных между собой.
Свет в жизни животных.
Вода в жизни животных.
Температура в жизни животных.
Кислород в жизни животных.
Сезонные изменения в жизни животных.
Численность животных.
Изменения в животном мире Земли
Охрана животного мира
Обеднение видового разнообразия животных.
Лесные пожары и борьба с ними. Воздействия
человека на животный мир и его охрана. Значение
заповедных территорий в сохранении природы.
Проектная деятельность. Редкие и
охраняемые животные Чукотки.
ИТОГО
8 КЛАСС
Окружающая среда и здоровье человека
Человек – часть природы
Влияние человека на биосферу.
Биосоциальная роль человека.
Классификация экологических факторов:
абиотические, биотические, антропогенные.
Связь природной и социальной среды со здоровьем.

1
1
1
1
1
1
3ч
1
1
1
16 ч
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2ч
1

1
34 ч
9ч
1
1
1
1
1
25

6.
7.
8.

9.

1.
2.
1.
2.
3.

1.
2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1.
2.

1.
2.

3.

1.

2.

Здоровый образ жизни.
Климат и здоровье.
Вредные привычки, пагубные пристрастия:
табакокурение, употребление алкоголя и
наркотических веществ.
Вредные привычки, пагубные пристрастия:
табакокурение, употребление алкоголя и
наркотических веществ.
Опорно-двигательная система
Двигательная активность. Гиподинамия.
Правила активного образа жизни.
Кровь и кровообращение
Природные и антропогенные факторы, влияющие на
кровеносную систему.
Проектная деятельность. Создание презентации
«Вакцинация в России».
Проектная деятельность. Создание презентации
«Вакцинация в России».
Дыхательная система
Природные и антропогенные факторы, влияющие на
дыхательную систему.
Профилактика заболеваний дыхательной системы.
Пищеварительная система
Состав и значение основных компонентов пищи.
Гиповитаминозы.
Питьевой режим. Вредные примеси пищи, их
воздействие на организм.
Рациональное питание. Режим питания. Диета.
Практическая работа. О чем может рассказать
упаковка продукта.
Проектная деятельность. Составление меню
школьника.
Кожа
Воздействие на кожу солнечных лучей. Солнечное
голодание. Правила пребывания на солнце.
Закаливание. Роль кожи в терморегуляции.
Проектная деятельность. Закаливание и уход за
кожей.
Нервная система. Высшая нервная деятельность
Факторы, влияющие на развитие и
функционирование нервной системы.
Утомление, переутомление, стресс.
Стрессоустойчивость и типы высшей нервной
деятельности. Темпераменты.
Биоритмы. Биологические часы. Гигиенический
режим сна.
Анализаторы
Профилактика нарушений функционирования
зрительного анализатора, органов слуха и
равновесия.
Проектная деятельность. Воздействие шума на

1
1
1

1
2ч
1
1
3ч
1
1
1
2ч
1
1
6ч
1
1
1
1
1
1
2ч
1
1
3ч
1
1

1
3ч
1

1
26

3.

1.
2.
3.

4.

1.
2.
3.
4.
5.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.
9.

остроту слуха.
Проектная деятельность. Бережное отношение к
органам слуха и зрения.
Репродуктивное здоровье. Половая система. Развитие организма
Половые железы. Вторичные половые признаки.
Период полового созревания. Половая жизнь.
Беременность. Факторы риска, влияющие на
внутриутробное развитие. Заболевания,
передающиеся половым путем.
Значение ответственного поведения. Здоровье как
одна из главных ценностей. Влияние биологических
и социальных факторов на организм человека.
ИТОГО
9 КЛАСС
Влияние экологических факторов на развитие человечества
Глобальные проблемы взаимодействия человечества
с природой.
Представление о биосфере как системе.
Стихийные бедствия, чрезвычайные ситуации и
человечество.
Здоровье людей и ускорившийся ритм жизни.
Проектная деятельность «Моделирование развития
жизни на планете».
Воздействие человечества на биосферу
Потребности людей в питании, дыхании и
размножении и участие человечества в
концентрационной, газовой и
транспортной функциях живого вещества.
Производство пищи как биосферный процесс. Смена
источников питания человечества на протяжении его
развития.
Постоянство газового состава атмосферы.
Загрязнение атмосферы человечеством. Чистый
воздух — залог выживания человечества и биосферы
в целом.
Показатели изменения численности человечества
(развитые и развивающиеся страны). Увеличение
населения на Земле.
Экологическое и технологическое воздействия
человечества на биосферу. Значение генетической и
негенетической информации для человечества.
Нарушение человечеством круговоротов веществ и
потоков энергии в биосфере. Экологические кризисы
в истории человечества.
Деятельность человека как факторэволюции
биосферы. Современный масштаб деятельности
человечества.
Глобальный экологический кризис. Экологические
проблемы человечества и биосферы
Практические работы. Игра «Альтернативные
источники энергии», игра «Мировая торговля».

1
4ч
1
1
1

1
34 ч
5ч
1

1
1
1
9ч
1

1

1

1

1

1

1

1
1
27

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1.
2.

3.

1.
2.

1.

2.
3.
4.

1.

2.

Взаимосвязи между людьми
Экологическое и социальное взаимодействие
человечества как показатели его устойчивости.
Увеличение внутреннего разнообразия человечества
и плотности населения в процессе развития
человечества.
Техногенный и традиционный типы развития
обществ. Глобализация как фактор увеличения
устойчивости человечества.
Взаимодействие людей друг с другом на основе
жизненных, социальных и идеальных потребностей.
Формирование понятия о морали и нравственности в
зависимости от качества потребностей общества.
Понятие о биоэтике как новой этике
взаимоотношений человечества с окружающей
средой.
Война и голод — основные социальные факторы,
негативно влияющие на человечество. Проблема
разоружения, проблема голода.
Практические работы. Игра «Социальное
разнообразие — условие устойчивости
человеческого общества», игра «Я в классе, я в
мире».
Договор как фактор развития человечества
Эволюция механизмов договоренностей между
людьми.
Умение людей договариваться между собой как
основной фактор в разрешении социальных и
экологических конфликтов.
Практическая работа. Игра «Составление договора
«О правах природы».
Устойчивое развитие общества и природы
Перспективы устойчивого развития природы и
общества. Концепция устойчивого развития.
Практическая работа. Игра «План устойчивого
развития в XXI веке».
Человечество и информация о мире
Становление разума. Разум и сознание как факторы
преобразования человеком окружающего мира и
основа развития человечества.
Биосферная роль человека. Картины мира.
Влияние представлений человечества о мире на его
взаимоотношения с окружающей средой.
Практическая работа. Дискуссия «Первичное
производство и вторичная переработка».
Познание мира и экологическое образование
Научно-технический прогресс. Осознание
человечеством масштаба своей деятельности как
фактора, усугубляющего экологический кризис.
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение о
развитии ноосферы. Развитие экологического

6ч
1

1

1

1

1

1

3ч
1
1

1
2ч
1
1
4ч
1

1
1
1
5ч
1

1
28

3.
4.

5.

сознания в человечестве.
Антропоцентрическое и экоцентрическое
экологическое сознание.
Экоцентрическая позиция как необходимое условие
выживания и будущего развития человечества и
биосферы в целом.
Значение экологических знаний для практической
деятельности.
ИТОГО
ИТОГО ПО КУРСУ

1
1

1
34 ч
170 ч

29

Приложение
Список литературы:
1. В.А. Самкова «Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу», Москва
«Академкнига/учебник», 2016 год (электронный вариант)
2. И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко и др. «Методическое пособие для учителя к
завершенной предметной линии учебников И.Ю. Алексашиной и др. «Естественнонаучные предметы «Экологическая культура 5–6 класс», «Экологическая грамотность 7–
8 класс», «Экологическая безопасность 9 класс», Москва, «Просвещение», 2020 год
https://xn--80aakd6ani0ae.xn--p1ai/падчерова-е-а-рабочая-программа-2/
3. А.М. Приорова «Экологическая культура и здоровье человека», практикум 5 – 7 классы,
Москва, «Просвещение», 2019 год
4. И.Ю. Алексашина, О.И. Лагутенко «Экологическая культура 5 класс», Москва,
«Просвещение», 2021 год
5. Р.Моррис. Научно-познавательная литература. Тайны живой природы. М.:
Издательство «Росмэн», 1997 г., 198 с.
6. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997,432с.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти