Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.(факс) 2-52-37 Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №_1 от « 22 » августа 20 24 г. Согласовано Заместитель директора по УР ________ / А.Н. Петрова/ «23» августа 2024 г. Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с.Сиреники» ________ / Я.Ю. Щуцкая / Приказ № 154-о.д от « 23 » _августа _20 24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога – психолога «Скоро в школу» составлена на основе программы Куражаевой Н.Ю., Козловой И.А. «Приключения будущих первоклассников» Возрастная группа: 6 -7 лет Срок реализации программы: 1 год Составила: педагог-психолог Калдар-оол.К.К с. Сиреники 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………............. 3 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………………… 3 1.1.2. Принципы формирования Программы …………………………………… 4 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей……………….. 5 1.2. Планируемы результаты реализации Программы ……………………… 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарно-тематическое планирование ……………………………….. 7 2.2. Содержание Программы ………………………………………………….. 9 2.3. Контроль освоения детьми Программы …………………………………. 23 2.4. Особенности взаимодействия педагога-психолога с 6 семьями воспитанников …………………………………………………………… 23 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............ 26 3.2. Режим реализации Программы …………………………………………… 26 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа педагога-психолога выстроена с учетом общеобразовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения МБОУ «ООШ с.Сиреники», которая составлена на основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С., Комаровой, М. А. Васильевой, в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 6-7 лет по образовательной ситуации «Скоро в школу» и направлена на реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель: формирование психологической готовности детей 6-7 лет к успешному обучению в школе. Задачи: развитие психических процессов – восприятие, память, внимание, воображение; развитие интеллектуальной сферы – мыслительных умений, нагляднообразного, словесно-логического, творческого и критического мышления; развитие эмоциональной сферы, введение ребёнка в мир человеческих эмоций; развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе; формирование позитивной мотивации к обучению в школе; формирование у детей коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; 1.1.2. Принципы формирования Программы Принцип единства диагностики и коррекции; 3 Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения; Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс); Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. Соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»; Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей 4 В МБОУ ООШ с.Сиреники в этом учебном году функционирует 1 подготовительная группа детей в возрасте 6-7 лет. Психологические особенности детей 6-7 лет. Показатели Характеристика Ведущая потребность Потребность в общении, познавательная активность Ведущая функция Наглядно-образное мышление Игровая деятельность Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация Отношения со взрослыми Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации Отношения со сверстниками Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре Эмоции Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости. Способ познания Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование. Объект познания Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые Восприятие Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов. Внимание Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин Объем внимания 4-5 предметов Память Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия. Мышление Наглядно-образное, начало формирования логического мышления. Воображение Репродуктивное, появление творческого воображения Условия успешности Кругозор взрослого и хорошо развитая речь Новообразования возраста 1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности. 2.Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения. 1.2. Планируемые результаты реализации Программы Позитивное отношение ребёнка к занятиям; 5 Отсутствуют тяжёлые эмоциональные состояния (агрессия, тревожность, враждебность); Выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками; Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарно-тематическое планирование 6 Месяц Неделя № занятия Наименование темы Количество занятий Сентябрь Октябрь Ноябрь 1-я неделя Первичная диагностика 2-я неделя Первичная диагностика 3-я неделя Занятие № 1 «Создание «Лесной школы» 1 4-я неделя Занятие № 2 «Букет для учителя» 1 5-я неделя Занятие № 3 «Смешные страхи» 1 1-я неделя Занятие № 4 «Игры в школе» 1 2-я неделя Занятие № 5 «Школьные правила» 1 3-я неделя Занятие № 6 «Собирание портфеля» 1 4-я неделя Занятие № 7 «Белочкин сон» 1 1-я неделя Занятие № 8 «Госпожа Аккуратность» 1 2-я неделя Занятие № 9 «Жадность» 1 3-я неделя Занятие № 10 «Волшебное яблоко 1 (воровство)» Декабрь Январь Февраль 4-я неделя Занятие № 11 «Подарки в день рождения» 1 1-я неделя Занятие № 12 «Домашнее задание» 1 2-я неделя Занятие № 13 «Школьные оценки» 1 3-я неделя Занятие № 14 «Ленивец» 1 4-я неделя Занятие № 15 «Большой друг» 1 5-я неделя Новогодний утренник. 1-я неделя Каникулы 2-я неделя Занятие № 16 «Подсказка» 1 3-я неделя Занятие № 17 «Обманный отдых» 1 4-я неделя Занятие № 18 «Бабушкин помощник» 1 1-я неделя Занятие № 19 «Прививка» 1 2-я неделя Занятие № 20 «Списывание» 1 3-я неделя Занятие № 21 «Ябеда» 1 4-я неделя Занятие № 22 «Шапка-невидимка 1 (демонстративное поведение)» Март 1-я неделя Занятие № 23 «Задача для Лисёнка (ложь)» 1 2-я неделя Занятие № 24 «Спорщик» 1 3-я неделя Занятие № 25 «Обида» 1 4-я неделя Занятие № 26 «Хвосты (межгрупповые 1 7 конфликты)» Апрель Май 5-я неделя Занятие № 27 «Драки» 1 1-я неделя Занятие № 28 «Грубые слова» 1 2-я неделя Занятие № 29 «Дружная страна» 1 3-я неделя Занятие № 30 «Гордость школы» 1 4-я неделя Занятие № 31 «Прощание лесной школой» 1 1-я неделя Занятие № 32 «Прощание с лесной школой» 1 2-я неделя Занятие № 33 «Прощание с лесной школой» 1 3-я неделя Итоговая диагностика 4-я неделя Итоговая диагностика ИТОГО: 33 8 2.2. Наименование темы Содержание Программы Задачи Содержание Занятие 1. 1. Знакомство детей друг с другом. 1. Игра «Давайте познакомимся» Создание «Лесной 2. Развитие навыков вербального и 2. Игра «Поезд» школы» невербального общения. 3. Снятие и эмоционального напряжения. И.А. Приключения климата 4. Игра «Ветер дует на…» в будущих первоклассников: 5. Упражнение «Раскрась ежика» эмоционально положительного Куражева Н.Ю., Козлова 3. Сказка «Создание «Лесной школы»» телесного 4. Создание Источник психологические занятия 6. Упражнение «Найди всех зверей» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 7. Игра «Доброе животное». Речь, 2007г. группе. Занятие 2. Букет для учителя 1. Развитие эмоциональной сферы, обучение различению «радость» по его эмоции внешнему 1. Игра «Делай, кая я» Куражева Н.Ю., Козлова 2. Сказка «Букет для учителя» И.А. Приключения 3. Упражнение «Букет» будущих проявлению и выражению через 4. Упражнение «Профессии» первоклассников: мимику, 5. Игра «Составь картинку» психологические занятия пантомимику, интонацию. 2. Развитие памяти, внимания, воображения. 3. Развитие 6. Игра «Подари мне свою улыбку» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 7. Упражнение «Словарик эмоций» Речь, 2007г. 8. Упражнение «букет для учителя». произвольности психических процессов Занятие 3. Смешные страхи 1. Сплочение группы, развитие умения выступать публично. 2. Развитие навыков вербального и 1. Игра «Все, кого зовут…» Куражева Н.Ю., Козлова 2. Сказка «Смешные страхи» 3. Упражнение «Помоги И.А. Приключения зайчикам будущих 9 невербального общения 3. Снятие встретиться» телесного и 4. Игра «Составь картинку» первоклассников: психологические занятия эмоционального напряжения. 5. Упражнение «Словарик эмоций» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 4. Развитие эмоциональной сферы, 6. Игра «На что похоже настроение» Речь, 2007г. обучение различению «страх» по его эмоции 7. Игра «Бывает, не бывает». внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 5. Развитие памяти, внимания, воображения. 6. Развитие произвольности психических процессов Занятие 4. Игры в школе 1. Развитие коммуникативных навыков 2. Сказка «Игры в школе» 2. Развитие внимания, воображения, памяти 3. Развитие 1. Игра «Незнайка» умения 3. Упражнение «Рассказ о своей группе» 4. Упражнение «Раскрась всех рыб» выступать публично 5. Упражнение «Животные и созвездия» 6. Упражнение «Лабиринт» 4. Развитие мелкой мускулатуры 7. Упражнение «Времена года». Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. рук 5. Развитие произвольности психических процессов 10 Занятие 5. Школьные правила 1. Развитие навыков культурного общения 1. Игра «Пропой своё имя» Куражева Н.Ю., Козлова 2. Сказка «Школьные правила» 2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через И.А. Приключения 3. Упражнения «Правила на занятиях» 4. Упражнение «Что такое хорошо и что такое плох». будущих первоклассников: психологические занятия мимику, с детьми 6-7 лет.- СПб.: пантомимику, интонацию Речь, 2007г. 3. Развитие внимания, мышления, памяти 4. Развитие мелкой мускулатуры рук 5. Развитие произвольности психических процессов Занятие 6. Собирание портфеля 1. Развитие внимания, мышления, памяти Куражева Н.Ю., Козлова 2. Сказка «Собирание портфеля» 2. Развитие мелкой мускулатуры рук 3. Развитие 1. Игра «Ветерок» произвольности психических процессов И.А. Приключения 3. Игра «Доскажи словечко» будущих 4. Игра «Школьные принадлежности» первоклассников: 5. Упражнение «Школьные предметы» психологические занятия 6. Упражнение «Раскрась филина». с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. Занятие 7. Белочкин сон 1. Развитие эмоциональной сферы, обучение различению эмоции «удивление» по его внешнему 1. Упражнение «Я рад вас видеть» 2. Сказка «Белочкин сон» 3. Игра «Что спрятано Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения в Белочкином будущих 11 проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию. 2. Развитие памяти, внимания, воображения. 3. Развитие рюкзаке?» первоклассников: 4. Игра «Составь картинку» психологические занятия 5. Упражнение «Лабиринт» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 6. Упражнение «Закономерность» Речь, 2007г. 7. Игра «Воздушный шар». произвольности психических процессов Занятие 8. Госпожа Аккуратность 1. Развитие внимания, мышления, памяти 2. Развитие мелкой мускулатуры рук 1. Упражнение «Пёрышко» 2. Сказка «Госпожа аккуратность» И.А. Приключения 3. Упражнение «Ежик и предметы» будущих 4. Упражнение «Цветочки для зайки» 3. Развитие произвольности Куражева Н.Ю., Козлова 5. Игра «Кричалки-шепталки-молчалки». психических процессов первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. Занятие 9. Жадность 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2. Развитие волевой сферы детей, И.А. Приключения будущих зрительной памяти, внимания, 4. Упражнение «Собери картинку» первоклассников: мышления 5. Упражнение «Цепочка» рук Волшебное яблоко 2. Сказка «Жадность» Куражева Н.Ю., Козлова 3. Упражнение «Мостик дружбы» 3. Развитие мелкой мускулатуры Занятие 10 1. Упражнение «Я рад вас видеть» 1. Развитие умения 6. Упражнение «Зайцы в лабиринте» 7. Игра «Угадай кто мой друг». навыков общения, выступать публично, 1. Игра «Подари мне свою улыбку» 2. Сказка «Волшебное яблоко (воровство)» психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения 12 (воровство) высказывать свое мнение 3. Игра «Составь картинку» 2. Развитие эмоциональной сферы, обучение «вина» различению по его эмоции внешнему проявлению и выражению через мимику, 4. Игра «Право-лево» 5. Упражнение «Лисёнок и фигуры» 6. Упражнение «Мячики» 7. Игра «Передай мяч». будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. пантомимику, интонацию. 3. Развитие внимания, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры рук Занятие 11. Подарки в день рождения 1. Развитие внимания, мышления, памяти 2. Развитие мелкой мускулатуры рук 3. Развитие 1. Упражнение «Я рад вас видеть» 2. Сказка «Подарки в день рожденье» И.А. Приключения 3. Упражнение «Раскрась всех птиц» будущих 4. Упражнение «Какой игрушки не хватает?» произвольности психических процессов Домашнее задание 1. Развитие внимания, мышления, памяти 2. Развитие мелкой мускулатуры рук 3. Развитие психологические занятия 6. Упражнение «Рыбка» с детьми 6-7 лет.- СПб.: психических процессов Речь, 2007г. 1. Упражнение «Колокольчик» Куражева Н.Ю., Козлова 2. Сказка «Домашнее задание» И.А. Приключения 3. Игра «Картинки-загадки» 4. Упражнение «Коврики» произвольности первоклассников: 5. Игра «Запоминайка» 7. Игра «Подарки». Занятие 12. Куражева Н.Ю., Козлова будущих первоклассников: 5. Упражнение «Лисёнок и листочки» психологические занятия 6. Упражнение «Четвёртый лишний» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 13 7. Игра «Доброе животное». Занятие 13. Школьные оценки 1. Развитие навыков общения детей 1. Игра «Мячик» 2. Развитие 2. Сказка «Школьные оценки» мышления (анализ, логическое мышление) 3. Игра «Парные картинки» 3. Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение) 4. Упражнение «Продолжи в определенной последовательности» 4. Развитие мелкой мускулатуры руки 5. Упражнение «Найди каждой пчёлке свой цветок». 5. Развитие Речь, 2007г. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. произвольности психических процессов Занятие 14 Ленивец 1. Развитие навыков общения детей 7. Игра «Ладошки» Куражева Н.Ю., Козлова 2. Развитие 8. Сказка «Ленивец» И.А. Приключения мышления (анализ, логическое мышление) 9. Упражнение «Медвежата» 3. Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение) 4. Развитие ориентировки 10. Упражнение «Мишкин квадрат» 11. Упражнение «Прятки с картинками» в пространстве 12. Игра «Право-лево» 13. Игра «Кричалки – шепталки - молчалки». будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. 5. Развитие мелкой мускулатуры руки 6. Развитие произвольности психических процессов Занятие 15 Большой друг 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 1. Упражнение «Я рад вас видеть» 2. Сказка «Большой друг» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения 14 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3. Упражнение «Снеговик» 4. Упражнение «Найди белку» 3. Развитие навыки вербального и невербального общения 5. Упражнение «Помоги зайчику» 6. Упражнение «Новогодние подарки» 4. Развитие мелкой мускулатуры 7. Игра «Подарки». будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. рук 5. Развитие произвольности психических процессов Занятие 16 Подсказка 1. Развитие мышления (анализ, логическое мышление) 7. Сказка «Подсказка» 2. Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение) 3. Развитие 6. Упражнение «Я рад вас видеть» 8. Игра «Противоположности» 9. Упражнение «Белочка и квадрат» ориентировки в пространстве Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: 10. Упражнение «Угощение» психологические занятия 11. Упражнение «Диктант». с детьми 6-7 лет.- СПб.: 4. Развитие мелкой мускулатуры Речь, 2007г. руки 5. Развитие произвольности психических процессов Занятие 17 Обманный отдых 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 2. Развитие зрительной 1. Игра «Поймай взгляд» 2. Сказка «Обманный отдых» памяти, внимания, мышления, памяти 3. Развитие мелкой мускулатуры 3. Упражнение «Распорядок дня» 4. Упражнение «Диктант» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: 5. Игра «Найди отличия», игра «Волшебный психологические занятия 15 рук лес». 4. Развитие произвольности с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. психических процессов Занятие 18 Бабушкин помощник 1. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы 1. Приветствие 2. Сказка «Бабушкин помощник» 2. Развитие волевой сферы детей, 3. Оформление стенгазеты зрительной памяти, внимания, 4. Игра «Зеваки» мышления 5. Упражнение «Лабиринт». 3. Развитие мелкой мускулатуры Прививка навыков общения, выступать публично, высказывать свое мнение различению «робость» по его 1. Упражнение «Я рад вас видеть» 2. Сказка «Прививка» 3. Игра «Составь картинку» 2. Развитие эмоциональной сферы, обучение будущих первоклассников: психологические занятия Речь, 2007г. 1. Развитие умения И.А. Приключения с детьми 6-7 лет.- СПб.: рук Занятие 19 Куражева Н.Ю., Козлова эмоции 4. Игра «Замри» 5. Упражнение «Говорящие рисунки». внешнему И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: проявлению и выражению через мимику, Куражева Н.Ю., Козлова Речь, 2007г. пантомимику, интонацию. 3. Развитие внимания, мышления 4. Развитие мелкой мускулатуры рук Занятие 20 1. Развитие эмоциональной и 1. Игра «Колокольчик» Куражева Н.Ю., Козлова 16 Списывание коммуникативной сферы 2. Развитие волевой сферы детей, 2. Сказка «Списывание» И.А. Приключения 3. Игра «Определение» будущих зрительной памяти, внимания, 4. Упражнение «Продолжи ряд» мышления 5. Упражнение «Найди силуэт бабушки» развитие мелкой мускулатуры рук первоклассников: 6. Упражнение «Ёж и фрагментны». психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. Занятие 21 Ябеда 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии воображения 3. Развитие навыки вербального и невербального общения мелкоймускулатуры рук 5. Развитие Куражева Н.Ю., Козлова 2. Сказка «Ябеда» 2. Развитие внимания, мышления, 4. Развитие 1. Упражнение «Доброе утро» И.А. Приключения 3. Игра «Составь картинку» будущих 4. Игра «Что лишнее в ряду» первоклассников: 5. Упражнение «Сосчитай всех животных» 6. Упражнение «Сделай всех рыбок одинаковыми» психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. 7. Упражнение «Найди картинки» произвольности 8. Упражнение «Комплимент». психических процессов Занятие 22 Шапка-неведимка (демонстративное поведение) 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3. Развитие навыки вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры 1. Игра «Ладошки» Куражева Н.Ю., Козлова 2. Сказка «Шапка-неведимка» И.А. Приключения 3. Игра «Составь картинку» будущих 4. Игра со шляпой 5. Упражнение первоклассников: «Сделай все мячики психологические занятия одинаковыми» 6. Упражнение «Цветочные закономерности» с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. 17 рук 7. Упражнение «Ягоды» 5. Развитие произвольности 8. Упражнения «Осенние листья». психических процессов Занятие 23 Задача для Лисёнка (ложь) 1. Развитие мышления (анализ, логическое мышление) 2. Развитие внимания (зрительное, слуховое, распределение) 3. Развитие мелкой мускулатуры руки 4. Развитие 1. Игра «Здравствуйте» 2. Сказка «Задача для лисёнка (ложь)» 3. Упражнение «Лисёнок и закономерность» 4. Упражнение «Продолжи ряд» 5. Упражнение «Выполни по образцу» 6. Игра «Запрещённое движение». произвольности Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. психических процессов Занятие 24 Спорщик 1. Развитие эмоциональной сферы детей, эмпатии 1. Упражнение «Наши помощники» 2. Сказка «Спорщик» 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3. Упражнение «Ежик и закономерность» 4. Упражнение «Парные фигуры» 3. Развитие навыки вербального и 5. Упражнение «Футбол», игра «топ-хлоп». невербального общения Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: 4. Развитие мелкой мускулатуры Речь, 2007г. рук 5. Развитие произвольности психических процессов Занятие 25 Обида 1. Развитие эмоциональной сферы детей 1. Упражнение «Я рад вас видеть!» 2. Сказка «Обида» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения 18 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3. Развитие навыки вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры 3. Упражнение «настроение» будущих 4. Игра «На что похоже настроение» первоклассников: 5. Упражнение «Лишнее животное» психологические занятия 6. Упражнение «Дорисуй-ка» 7. Игра «Слушай хлопки» с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. рук 5. Развитие произвольности психических процессов Занятие 26 1. Развитие эмоциональной сферы Хвосты (межгрупповые детей конфликты) 2. Развитие 1. Упражнение «Наши помощники» 2. Сказка «Хвосты» внимания, быстроты реакции 3. Рисование «О мальчиках и девочках» 4. Упражнение «Что неверно?» 3. Развитие логического мышления, восприятия. 5. Упражнение «Звери в домиках» 6. Игра «Доброе животное» 4. Развитие мелкой мускулатуры Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. рук 5. Развитие произвольности психических процессов Занятие 27 Драки 1. Развитие эмоциональной сферы детей 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3. Развитие навыки вербального и 6. Упражнение «Я рад вас видеть!» 7. Сказка «Драки» 8. Упражнение «Дотронься до…» 9. Упражнение «Продолжи ряд» 10. Упражнение «Найди такой же» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия 19 невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры рук 5. Развитие 11. Упражнение «Кораблики» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 12. Упражнение «Подбери инструмент» Речь, 2007г. 13. Игра «Воздушный шар». произвольности психических процессов Занятие 28 Грубые слова 1. Развитие эмоциональной сферы детей воображения невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры рук «Найди все овощи для будущих первоклассников: 4. Упражнение «Ругаемся овощами» психологические занятия 5. Упражнение «Мимика и жесты» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 6. Упражнение «Лесная почта» Речь, 2007г. 7. Упражнение «Бабочки» произвольности психических процессов Дружная страна 3. Упражнение И.А. Приключения зайчика» 3. Развитие навыки вербального и Занятие 29 Куражева Н.Ю., Козлова 2. Сказка «Грубые слова» 2. Развитие внимания, мышления, 5. Развитие 1. Упражнение «Я рад вас видеть!» 1. Развитие эмоциональной сферы детей 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3. Развитие навыки вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры 8. Упражнение «Сделай всех бабочек одинаковыми» 6. Упражнение «Давайте поздороваемся» 7. Сказка «Дружная страна» 8. Упражнение «Ковёр» 9. Подвижная игра «Вспомни имена своих друзей» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия 10. Упражнение «Найди лишнее» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 11. Игра «Дружный паровозик». Речь, 2007г. рук 20 5. Развитие произвольности психических процессов Занятие 30 Гордость школы 1. Развитие эмоциональной сферы детей 1. Упражнение «Давайте поздороваемся» 2. Сказка «Гордость школы» 2. Развитие внимания, мышления, воображения 3. Развитие навыки вербального и невербального общения 4. Развитие мелкой мускулатуры 3. Игра «Найди отличия» Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих 4. Упражнение «Дорисуй-ка» первоклассников: 5. Упражнение «Фрагменты» психологические занятия 6. Беседа «Наши отношения» с детьми 6-7 лет.- СПб.: 7. Упражнение «Дуэт» Речь, 2007г. рук 5. Развитие произвольности психических процессов Занятие № 31 «Прощание с лесной школой» 1. Обобщение полученных в На данном занятии психолог предлагает детям процессе освоения программы нарисовать иллюстрации для книги «Лесная знаний. школа». (дети могут нарисовать свои любимых персонажей). Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет.- СПб.: Речь, 2007г. Занятие № 32 «Прощание с лесной школой» 1. Обобщение полученных в Дети придумывают свою сказку про героев и процессе освоения программы разыгрывают её. знаний. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: 21 психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007г. Занятие № 33 «Прощание с лесной школой» 1. Обобщение полученных в Психолог может поиграть с детьми в процессе освоения программы понравившиеся им игры. Награждение детей знаний. дипломами об окончании лесной школы. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. - СПб.: Речь, 2007г. 22 2.3 Контроль освоения детьми Программы Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников, включающие следующие этапы: первичный, промежуточный и итоговый. Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели). Данная диагностика включает в себя сбор информации о ребёнке (анкетирование родителей), изучение медицинской карты, а также углубленная диагностика познавательного и эмоционального развития детей. Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей. Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты: 1 № Наименование методики или п/п диагностического комплекта Цель Диагностика готовности детей к школе Выявление уровня готовности ребёнка к (методика Ясюкова Л.А.) школьному обучению. Итоговая диагностика проводится с детьми в мае (3-я и 4-я недели). И направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий. Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 2.4 Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников Одной из главных задачпри взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и 23 воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем: готовность родителей быть участниками педагогического процесса; распределение ответственности за успешное развитие ребенка; обучение родителей необходимым навыкам и знаниям. В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогомпсихологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка. Педагог-психологинформирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родителидолжны знать цели и ожидаемые результаты программы. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогом-психологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий. Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы № Направление работы п/п с родителями 1 Анкетирование Содержание работы Периодичность Сбор информации о ребёнке Сентябрь (1-я и 2-я недели) 2 Индивидуальные Информирование родителей о ходе По запросам 24 3 консультации коррекционно-развивающей работы. Совместное Вовлечение родителей в коррекционно- 1 раз в год и по пребывание родителей педагогическое воздействие. запросам Ознакомление родителей с методиками Октябрь и детей на занятии 4 Открытое занятие проведения занятия, установление доверительных отношений между родителями и педагогом, определение задач совместного воспитания и их реализация. Информирование родителей о Май результатах освоения программы 25 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-методическое обеспечение программы Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности № п/п 1 Наименование Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Количество Приключения будущих 1 первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. СПб.: Речь, 2007г. 2 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих 1 первоклассников:120 развивающих заданий для дошкольников 6-7 лет. 3.2. Режим реализации программы Общее количество Количество Длительность Форма образовательных образовательных образовательной организации ситуаций в год ситуаций в неделю ситуации образовательного процесса 33 1 30 мин. Групповая 26