Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.(факс) 2-52-37 Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №_1 от « 22 » августа 20 24 г. Согласовано Заместитель директора по УР ________ / А.Н. Петрова/ «23» августа 2024 г. Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с.Сиреники» ________ / Я.Ю. Щуцкая / Приказ № 154-о.д от « 23 » _августа _20 24 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» «Развиваемся вместе» Возрастная группа: 3-4 года Срок реализации программы: 1 год Составила: педагог-психолог Калдар-оол.К.К с.Сиреники 2024 г. 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………............. 3 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………………… 3 1.1.2. Принципы формирования Программы …………………………………… 4 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей……………….. 5 1.2. Планируемы результаты реализации Программы ……………………… 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарно-тематическое планирование ……………………………….. 6 2.2. Содержание Программы ………………………………………………….. 9 2.3. Контроль освоения детьми Программы …………………………………. 28 2.4. Особенности взаимодействия педагога-психолога воспитанников с 6 семьями 29 ……………………………………………………………… 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............ 31 3.2. Режим реализации Программы …………………………………………… 31 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии общеобразовательной программой дошкольного образования с основной МБОУ ООШ с.Сиреники и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей и развитие познавательной сферы. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей от 3 до 4 лет. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса детей в культурной практике «Развиваемся вместе» и направлена на реализацию образовательных областей «Социально- коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие». 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель: создание условий для естественного психологического развития ребёнка. Задачи: Создать условия для проявления всех видов активности ребёнка. Создать условия для развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре и повседневном общении. Развивать способность подчинять свои действия правилам. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости, восприимчивости. Развивать первые «нравственные эмоции»: хорошо – плохо. Способствовать формированию позитивной самооценки. 3 1.1.2. Принципы формирования Программы Принцип единства диагностики и коррекции; Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития; Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения; Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс); Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. Соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»; Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. 4 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации программы, в том числе характеристики особенностей развития детей В МБОУ ООШ с.Сиреники 2024–2025 учебном году функционирует 2 вторые младшие группы детей в возрасте 3–4 лет. Психологические особенности детей 3–4 лет Показатели Ведущая потребность Характеристика Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая функция Восприятие Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. Отношения со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. Эмоции Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта Способ познания Экспериментирование. Конструирование. Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3–4 предмета из 5. Мышление Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) Условия успешности Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми 5 Новообразования возраста 1.Планирующая функция речи. 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). 1.2. Планируемые результаты реализации Программы Позитивное отношение ребёнка к занятиям; Отсутствуют тяжёлые эмоциональные состояния (агрессия, тревожность, враждебность); Выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками; Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарно-тематическое планирование Месяц Неделя № занятия Наименование темы Количество занятий Сентябрь 1-я неделя Первичная диагностика 2-я неделя Первичная диагностика 3-я неделя Занятие № 1 «Знакомство» 1 4-я неделя Занятие № 2 «Давайте дружить» 1 5-я неделя Занятие № 3 «Правила поведения на 1 занятиях» Октябрь Ноябрь Декабрь 1-я неделя Занятие № 4 «Я и моя группа» 1 2-я неделя Занятие № 5 «Радость» 1 3-я неделя Занятие № 6 «Радость» 1 4-я неделя Занятие № 7 «Грусть» 1 1-я неделя Занятие № 8 «Грусть» 1 2-я неделя Занятие № 9 «Гнев» 1 3-я неделя Занятие № 10 «Гнев» 1 4-я неделя Занятие № 11 «Словарик эмоций» 1 1-я неделя Занятие № 12 «Разноцветный паровозик» 1 6 Январь 2-я неделя Занятие № 13 «Пригласительный билет» 1 3-я неделя Занятие № 14 «Здравствуй зима!» 1 4-я неделя Занятие № 15 «Диагностика – 1» 1 5-я неделя Новогодний утренник. 1-я неделя Каникулы 2-я неделя Занятие № 16 «Диагностика -2 » 1 3-я неделя Занятие № 17 «Восприятие величины 1 (большой-маленький)» 4-я неделя Занятие № 18 «Восприятие длины 1 (длинный-короткий)» Февраль 1-я неделя Занятие № 19 «Восприятие величины 1 (широкий – узкий)» 2-я неделя Занятие № 20 «Сказка «Сбежавшие 1 игрушки». Обобщение: игрушки» Март 3-я неделя Занятие № 21 «Игрушки». 1 4-я неделя Занятие № 22 «Мальчики-одуванчики» 1 1-я неделя Занятие № 23 «Девочки-припевочки» 1 2-я неделя Занятие № 24 ««Здравствуй, весна. 1 Обобщение: насекомые». 3-я неделя Занятие № 25 «Сказка «Теремок». 1 Обобщение: животные». 4-я неделя Занятие № 26 «К.И. Чуковский «Федорино 1 горе». Обобщение: посуда». 5-я неделя Занятие № 27 «Л.Ф. Воронкова «Маша- 1 растеряша». Обобщение: одежда, обувь». Апрель 1-я неделя Занятие № 28 «День смеха». 1 2-я неделя Занятие № 29 «Сказка «Три медведя». 1 Обобщение: мебель». 3-я неделя Занятие № 30 «Сказка «Репка». Дружба, 1 взаимопомощь». Май 4-я неделя Занятие № 31 «Страна Вообразилия» 1 1-я 2-ая Занятие № 32 «Волшебная игротека» 1 неделя 7 3-я неделя Занятие № 34 «Итоговая диагностика - 1» 1 4-я неделя Занятие № 35 «Итоговая диагностика – 2» 1 ИТОГО: 34 8 2.2. Содержание Программы Наименование темы Занятие № 1 «Знакомство» Задачи 1. Познакомить Содержание детей друг с другом. 2. Создать благоприятную атмосферу на занятии. Источник 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажа. семицветик». Программа 3. Игра «Карусели» 4. Динамическая пауза «Зайчики» 5. Игра «Солнышко и дождик» 6. Упражнение «Давай знакомиться» 7. Игра «Зайка» интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 13-17 8. Коллективная работа «Цветочная поляна» 9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 2 «Давайте дружить» 1. Продолжить знакомство детей друг с другом. 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Подвижная игра «Паровозик дружбы». семицветик». Программа 2. Сплотить группу. 3. Появление Ушастика. 3. Сформировать 4. Динамическая пауза «Звериная зарядка» отношение занятия. положительное к содержанию 5. Пальчиковая гимнастика «Дружба» 6. Задание «Прятки» 7. Задание «Лабиринт» интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 17-20 8. Игра «Карусели» 9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. 9 Занятие № 3 «Правила поведения на занятиях» 1. Продолжить знакомство детей друг с другом. 2. Развитие навыков, коммуникативных необходимых для общения. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление куклы Свинки. семицветик». Программа 3. Игра «Давай поздороваемся» 4. Динамическая пауза «Танец в кругу». 5. Игра «Кто позвал?» 3. Развитие навыков культурного общения. 4. Развитие 1. Приветствие. 6. Подвижная игра «Пожалуйста» 7. Пальчиковая гимнастика «Дружба» произвольности интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 20-25 8. Задание «Что хорошо, что плохо» (умение слушать инструкцию 9. Задание «Загадки» взрослого, соблюдать правила 10. Игра «Вежливый мостик» игры). 11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 4 «Я и моя группа» 1. Продолжить знакомство детей друг с другом, сплотить группу. 2. Включить детей в ситуации 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажа. семицветик». Программа 3. Игра «Прятки» взаимодействия для решения 4. Экскурсия по кабинету. проблемных 5. Игра «Если нравится тебе, то делай так» практических задач. 6. Пальчиковая гимнастика «Дружба» 3. Создать условия для активного восприятия эмоционально материала. детьми насыщенного 7. Задание «художники» интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 25-28 8. Задание «Найди отличия» 9. Игра «Волшебная палочка» 10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал 10 прощания. Занятие № 5 «Радость» 1. Знакомство с эмоцией «радость». 2. Создание благоприятной атмосферы на занятии. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Беседа «Я радуюсь, когда…» семицветик». Программа 3. Упражнение «Гномик» интеллектуального, 4. Динамическая пауза «Солнышко». 3. Привлечение внимания детей к эмоциональному 1. Приветствие «Улыбка» миру человека. эмоционального, волевого 5. Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном» развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Музыкальное задание Речь; М.: Сфера, 2011 7. Динамическая пауза. Стр. 28-32 8. Психомышечная тренировка. Упражнение «Буратино». 9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 6 «Радость» 1. Продолжить знакомство детей с эмоцией «радость». 2. Создание благоприятной атмосферы на занятии. 1. Приветствие «Улыбка» 2. Вспоминаем пройденный Куражева Н.Ю. «Цветикматериал на прошлом занятии. семицветик». Программа интеллектуального, 3. Динамическая пауза «Солнышко» эмоционального, волевого 3. Привлечение внимания детей к 4. Игра «Найди весёлое солнышко». По развития детей 3-4 лет. – СПб.: эмоциональному миру человека кабинету разложены грустные и весёлый Речь; М.: Сфера, 2011 солнышки, задача детей отыскать себе Стр. 28-32 весёлое солнышко. 5. Задание «Радостная страничка». Найденное солнышко надо приклеить на 11 радостную страничку и раскрасить его. 6. Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном» 7. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 7 «Грусть» 1. Знакомство с эмоцией «Грусть» 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Создание 2. Игра «Загадочные билеты» семицветик». Программа благоприятной атмосферы на занятии. 3. Привлечение внимания детей к эмоциональному миру человека. 3. Игра «Аплодисменты» интеллектуального, 4. Сказка «Курочка Ряба» эмоционального, волевого 5. Беседа «Мне грустно, когда…» развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Упражнение «Гномик». Речь; М.: Сфера, 2011 7. Пальчиковая гимнастика «Грустный гном» Стр. 32-36 8. Задание «Грустный утёнок» 9. Подвижная игра «Грустный-весёлый» 10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 8 «Грусть» 1. Продолжить знакомство детей с эмоцией «Грусть» 2. Создание 2. Вспоминаем благоприятной атмосферы на занятии. человека. Куражева Н.Ю. «Цветикпройденный материал на прошлом занятии. 3. Пальчиковая гимнастика «Грустный гном» 3. Привлечение внимания детей к эмоциональному 1. Приветствие. миру 4. Игра «Угадай эмоцию» 5. Упражнение «Найди утят» 8. Игра «Прятки». По кабинету разложены семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 32-36 12 грустные и весёлый тучки, задача детей отыскать себе грустную тучку. 6. Задание «Грустная страничка». Найденную тучку надо приклеить на страничку и раскрасить её. 7. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 9 «Гнев» 1. Знакомство с эмоцией «гнев». 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Развитие умения распознавать 2. Игра «Зеркало». семицветик». Программа это эмоциональное состояние и 3. Беседа «Я сержусь, когда…» учитывать 4. Психогинастическое упражнение «Король- его в процессе общения с другими людьми. 3. Тренировка навыков. мимических интеллектуального, Боровик» развития детей 3-4 лет. – СПб.: 5. Работа с гневом. Игра «Коробочка с гневом». эмоционального, волевого Психолог предлагает детям Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 36-40 скомкать бумагу, а затем кидают её в коробочку стараясь попасть в неё. 6. Пальчиковая гимнастика «Сердитый гном» 7. Игра «Прятки». Детям в кабинете надо найти сердитую тучку. 8. Задание «Сердитая страничка». Найденную тучку необходимо приклеить на страничку. 13 9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 10 «Гнев» 1. Продолжить знакомство детей с эмоцией «гнев». 2. Вспоминаем 2. Развитие умения распознавать это эмоциональное состояние и учитывать его в процессе общения с другими людьми. 3. Тренировка 1. Приветствие. мимических навыков Куражева Н.Ю. «Цветикпройденный материал на прошлом занятии. 3. Психогинастическое упражнение «КорольБоровик» 4. Игра «Угадай эмоцию» 5. Работа с гневом. Игра «Мешочек для семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 36-40 криков». Дети передают по кругу мешочек и громко кричат в него. 6. Пальчиковая гимнастика «Сердитый гном» 7. Задание «Назови хозяйку». 8. Задание «Найди сердитого зверя» 9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 11 «Словарик эмоций» 1. Привлечь внимание эмоциональному к миру человека. 2. Обучению 1. Приветствие «Незнайка» Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажа Мишутка. семицветик». Программа 3. Игра «Угадай эмоцию» распознаванию и 4. Пальчиковая гимнастика «Весёлый гном» выражению эмоций: радость, 5. Игра «Замри» грусть, гнев. 6. Задание «Найди маски героям» интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 14 3. Закрепление мимических навыков. 7. Задание «Собери картинку» Стр. 40-45 8. Музыкальное задание 9. Психомышечная тренировка «Медвежата в берлоге» 10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 12 «Разноцветный паровозик» 1. Развитие восприятия (цвета). 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Развитие 2. Конверт. семицветик». Программа умения различать цвета (красный, синий, жёлтый, 3. Игра «Цветной паровозик» зелёный). 4. Подвижная игра «Светофор» 3. Развитие навыков цветового соотнесения. интеллектуального, эмоционального, волевого 5. Загадки развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Динамическая пауза «Огород» 4. Развитие мыслительной операции «обобщение» (фрукты, овощи). Речь; М.: Сфера, 2011 7. Игра «Наведи порядок» Стр. 45-49 8. Задание «Найди лишнее» 9. Игра «Цветной паровозик» 10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 13 «Пригласительный билет» 1. Развитие восприятия формы: круг, квадрат, треугольник. 2. Развитие умения геометрические различать фигуры цвету, размеру, форме. по 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Сказка семицветик». Программа 3. Игра «Геометропаровоз» интеллектуального, 4. Игра «Лесные звуки» 5. Пальчиковая гимнастика эмоционального, волевого «Пальчики в развития детей 3-4 лет. – СПб.: 15 лесу» 6. Задание «Лабиринт» Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 49-52 7. Игра «Внимательный рыболов» 8. Задание «Подарок» 9. Динамическая пауза «Звериная зарядка» 10. Игра «Геометропаровоз» 11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 14 «Здравствуй, зима!» 1. Развитие познавательных психических процессов. 2. Обобщение пройденного материала. 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Морозное послание. семицветик». Программа 3. Поезд. 4. Задание «Снеговик» 5. Танец снежинок 6. Найди пару снежинке. 7. Пальчиковая гимнастика «Погода» интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 57-60 8. Задание «Санки» 9. Задание «Мешок с подарками» 10. Игра «Снежинки, сугробы, сосульки» 11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 15 «Диагностика -1 » 1. Диагностика памяти. зрительной 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажа Снеговик. семицветик». Программа 16 2. Диагностика эмоциональной сферы. 4. Задание «Запоминайка-1» 3. Диагностика (концентрация, 3. Игра «Кто позвал» интеллектуального, эмоционального, волевого внимания 5. Игра «Сосульки, сугробы, снежинки» развития детей 3-4 лет. – СПб.: зрительное 6. Задание «Что в волшебном мешочке?» Речь; М.: Сфера, 2011 переключение). 7. Задание «Зашумлённая картинка» 4. Диагностика мышления (анализ, конкретизация). Стр. 60-64 8. Задание «Рукавичка» 9. Динамическая пауза «Звериная зарядка» 10. Упражнение «Передай по кругу» 11. Упражнение «Соберём гирлянду» 12. Задание «Бусы на ёлку» 13. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 16 «Диагностика – 2» 1. Диагностика слуховой памяти. 1. Приветствие Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Диагностика 2. Появление персонажа Снеговик. семицветик». Программа внимания (слуховая инструкция) 3. Диагностика мышления (обобщение, исключение) 3. Задание «Запоминайка-1» 4. Подвижная игра «Коврик-домик» 5. Задание «назови одним словом» 4. Диагностика восприятия. 6. Задание «Что лишнее?» 5. Диагностика коммуникативной 7. Игра «Сосульки, сугробы, снежинки» сферы. интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 64-68 8. Задание «Посели жильцов в домики» 9. Задание «Ёлочка-красавица» 10. Коллективная работа «Наряжаем ёлочку» 17 11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 17 «Восприятие величины (большоймаленький)» 1. Развитие восприятия величины: большой-маленький. 2. Развитие мыслительной операции «сравнение». 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление куклы мама Мышка семицветик». Программа 3. Сказка «Любопытные мышата» интеллектуального, 4. Игра «Вспоминайка» 5. Игра «Большой-маленький» 6. Пальчиковая гимнастика «Мышь и слон» 7. Задание «Наведи порядок» эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 53-56 8. Динамическая пауза 9. Упражнение лишний домик 10. Игра «Большой-маленький» 11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 18 «Восприятие длины (длинный-короткий)» 1. Развитие восприятия длины: длинный-короткий. 2. Развитие умения соотносить предметы по величине. 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Путешествие в лес. семицветик». Программа 3. Сказка «Длинный-короткий» интеллектуального, 4. Задание «Длинный-короткий» эмоционального, волевого 5. Упражнение «Прогулка» 6. Задание «Лабиринт» 7. Задание «Найди хвост» развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 68-73 8. Игра «Змея» 18 9. Игра «Гусеница» 10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 19 «Восприятие величины (широкий – узкий)» 1. Развитие восприятия величины: широкий-узкий. 2. Развитие умения соотносить предметы по величине. 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Путешествие в лес. семицветик». Программа 3. Сказка «Широкий-узкий» интеллектуального, 4. Задание «Широкий-узкий» эмоционального, волевого 5. Игра «Запоминайка» 6. Упражнение «Лягушки» 7. Задание «Лабиринт» развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 73-78 8. Задание «Найди пару» 9. Игра «Большие ноги» 10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 20 «Сказка «Сбежавшие 1. Развитие навыков обобщения. 1. Приветствие «Цветок сказок» Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Воспитание 2. Появление мальчика Максимки. семицветик». Программа игрушки». отношения Обобщение: игрушки» игрушкам. 3. Развитие бережного к своим вещам, познавательных психических процессов. 3. Беседа по сказке. интеллектуального, 4. Задание «Мои игрушки» эмоционального, волевого 5. Пальчиковая гимнастика. развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Задание «Найди все мячики» 7. Игра «Съедобное-несъедобное» Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 78-84 8. Задание «Путаница» 19 9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 21 «Игрушки». 1. Развитие навыков обобщения. 1. Приветствие «Цветок сказок» 2. Воспитание 2. Вспоминаем отношения бережного к своим вещам, игрушкам. 3. Развитие пройденное на Куражева Н.Ю. «Цветикпрошлом занятии. Проводится в виде беседы с детьми. познавательных психических процессов. 3. Игра «Пропавшая семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого игрушка». Педагог развития детей 3-4 лет. – СПб.: ставит перед детьми игрушки, а когда дети Речь; М.: Сфера, 2011 закроют глаза прячет одну. Задача детей Стр. 78-84 угадать игрушку. 4. Динамическая пауза «Игрушки» 5. Задание «Найди лишнее» 6. Задание «Положи мячик на место» 7. Игра «Мячики». (см. А.С. Роньжина занятие № 7) 8. Задание «Кто во что играет» 9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 22 1. Развитие умения «Мальчики- индивидуальные одуванчики» (пол, походка). различать особенности внешность, лицо, 1. Приветствие Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажей семицветик». Программа 3. Игра «Угадай, кто это?» интеллектуального, 4. Упражнение «Попади в цель» эмоционального, волевого 20 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 5. Подвижная игра «Транспорт» 6. Пальчиковая 3. Развивать навыки самоконтроля. гимнастика развития детей 3-4 лет. – СПб.: «Пальчик- мальчик» Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 104-108 7. Задание «Профессии» 8. Задание «Открытка» 9. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. 10. Игра «Ракета хорошего настроения» Занятие № 23 «Девочкиприпевочки» 1. Развитие умения индивидуальные (пол, различать особенности внешность, лицо, походка). 2. Развивать 1. Приветствие Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажей семицветик». Программа 3. Игра «Угадай, кто это?» интеллектуального, 4. Игра «Уборка» невербальное и вербальное общение. 3. Развивать чувство потребности эмоционального, волевого 5. Игра «Поварята» развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Игра «Подарки» Речь; М.: Сфера, 2011 7. Пальчиковая гимнастика «Цветки» у детей радовать своих близких 8. Задание «Кукла» добрыми делами и заботливым 9. Задание «бусы» отношением к ним. 10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал Стр. 108-112 прощания. Занятие № 24 «Здравствуй, весна. Обобщение: 1. Развитие познавательных психических процессов. 1. Приветствие Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Вводная беседа семицветик». Программа 3. Загадки про насекомых интеллектуального, 21 насекомые». 4. Динамическая пауза «Путешествие на луг» 5. Игра «Подснежники» 6. Игра «Солнечный зайчик» 7. Игра «Пробуждение» эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 134-139 8. Пальчиковая гимнастика «Гусеница» 9. Задание «Лабирин» 10. Задание «Кто лишний» 11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 25 «Сказка «Теремок». Обобщение: животные». 1. Развитие навыков обобщения. 1. Приветствие «Цветок сказок» Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Развитие 2. Появление книги со сказками. семицветик». Программа познавательных психических процессов. 3. Загадки. 4. Игра «Расскажем вместе сказку» 5. Задание «Раздели на группы» 6. Задание «Найди лишнее» 7. Динамическая пауза интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 84-90 8. Задание «Кто живёт в лесу» 9. Задание «Угадай, чья тень» 10. Задание «Путаница» 11. Динамическая пауза 12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. 22 Занятие № 26 1. Развитие коммуникативной и «К.И. Чуковский эмоциональной сферы детей. «Федорино горе». Обобщение: посуда». 2. Развитие познавательных психических процессов. 1. Приветствие «Цветок сказок» Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажа семицветик». Программа 3. Сказка «Федорино горе» интеллектуального, 4. Беседа по сказке эмоционального, волевого 5. Задание «Все на места» развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Пальчиковая гимнастика Речь; М.: Сфера, 2011 7. Задание «Найди лишний предмет» Стр. 90-98 8. Задание «Найди и раскрась» 9. Игра «Посуда» 10. Подвижная игра «Варим суп» 11. Задание «Подарок для Федоры» 12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 27 «Л.Ф. Воронкова «Маша-растеряша». Обобщение: одежда, обувь». 1. Воспитание бережного отношения к своим вещам. 2. Развитие познавательных психических процессов. 1. Приветствие «Волшебный цветок» Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажа девочки Маши семицветик». Программа 3. Сказка «Маша-растеряша» интеллектуального, 4. Беседа по сказке эмоционального, волевого 5. Задание «Назовём одежду» развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Задание «Оденем ребят» 7. Пальчиковая гимнастика Речь; М.: Сфера, 2011 «Большая Стр. 98-104 стирка» 8. Задание «Найди и раскрась одежду» 23 9. Задание «Сороконожка» 10. Задание «Обувь и времена года» 11. Задание «Раздели на группы» 12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 28 1. Развивать воображение. «День смеха». 2. Развивать интерес детей к окружающему миру. 3. Развивать 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Игра «Едем в гости» семицветик». Программа 3. Подвижная игра «Петушок» творческое мышление. интеллектуального, 4. Задание «Яркий хвост» эмоционального, волевого 5. Подвижная игра «Поросята» развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Задание «Кто громче хрюкнет» 7. Динамическая пауза «Маленький кролик» Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 130-133 8. Задание «Угощение для кролика» 9. Подвижная игра «Кошка» 10. Задание «В комнате смеха» 11. Задание «Вспоминайка» 12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 29 1. Развитие эмпатии. 1. Приветствие «Цветок сказок» «Сказка «Три 2. Развитие 2. Появление медведя». Обобщение: мебель». познавательных психических процессов. персонажа Мишутка 3. Сказка «Три медведя» Куражева Н.Ю. «Цветикмедвежонок семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого 24 4. Беседа по сказке развития детей 3-4 лет. – СПб.: 5. Настольно-печатная игра «Три медведя» Речь; М.: Сфера, 2011 6. Игра «Медведь в берлоге» 7. Пальчиковая гимнастика Стр. 113-117 «Пальчики в лесу» 8. Задание «Найди дорожку к домику» 9. Задание «В лесу» 10. Задание «Найди лишний предмет» 11. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 30 «Сказка «Репка». 1. Способствовать нравственному развитию Дружба, формирования взаимопомощь». представлений детей путём у о дружбе них и взаимопомощи. Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Задание «Сказочный фрагмент» семицветик». Программа 3. Сказка «Репка» интеллектуального, 4. Беседа по сказке эмоционального, волевого 5. Задание «Кто потерялся?» 2. Создавать нравственные основы личности ребёнка. 3. Развитие 1. Приветствие 6. Задание «Вспоминайка» 7. Пальчиковая гимнастика «Дружба» познавательных психических процессов. развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 117-120 8. Задание «Помощники» 9. Задание «Дружная рыбалка» 10. Подвижная игра «Карусели» 11. Рефлексия. Занятие № 31 1. Развивать фантазию и 1. Приветствие. Куражева Н.Ю. «Цветик25 «Страна Вообразилия» воображение. 2. Формировать 2. Игра «Горячо-холодно» интерес к творческим играм семицветик». Программа 3. Послание интеллектуального, 4. Игра «Волшебные башмачки» эмоционального, волевого 5. Сказка «Так и не так» развития детей 3-4 лет. – СПб.: 6. Пальчиковая гимнастика «Волшебник» Речь; М.: Сфера, 2011 7. Задание «Вспоминайка» Стр. 121-130 8. Задание «Чудо-дерево» 9. Динамическая пауза «Станем мы деревьями» 10. Игра «Волшебные карточки» 11. Игра «Волшебные башмачки» 12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 32 «Волшебная игротека» 1. Развитие коммуникативной и Психолог проводит с детьми игры, которые им эмоциональной сферы. больше всего понравились на занятиях. 2. Развитие познавательной сферы 3. Повторение Куражева Н.Ю. «Цветиксемицветик». Программа интеллектуального, изученного эмоционального, волевого материала. развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Занятие № 34 «Итоговая диагностика-1» 1. Диагностика коммуникативной сферы детей. 2. Диагностика мышления 1. Приветствие «Как живёшь?» Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажа Мишутка семицветик». Программа 3. Задание «запоминайка-1» интеллектуального, 26 (исключение, классификация). 3. Диагностика внимания (устойчивость, распределение) 4. Диагностика зрительной памяти. 4. Задание «Ёжики» 5. Динамическая пауза «танец в кругу» 6. Задание «Раздели на группы» 7. Задание «Лабиринт» эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 140-143 8. Игра «Съедобное-несъедобное» 9. Задание «Грибочки» 10. Упражнение «Передай по кругу» 11. Игра «Угадай эмоцию» 12. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. Занятие № 35 «Итоговая диагностика -2» 1. Диагностика коммуникативной и эмоциональной сферы детей. 2. Диагностика мышления (анализ, исключение) 3. Диагностика 1. Приветствие «Как живёшь?» Куражева Н.Ю. «Цветик- 2. Появление персонажа Мишутка семицветик». Программа 3. Задание «Запоминайка-2» 4. Задание «Ёжик» внимания (слуховое, концентрация). 5. Задание «Пустой квадрат» 6. Динамическая пауза «Танец в кругу» 7. Задание «Флажки» интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 Стр. 143-146 8. Задание «Чашка» 9. Игра «Медведь в берлоге» 10. Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания. 27 2.3. Контроль освоения детьми Программы Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников, включающие следующие этапы: первичный, промежуточный и итоговый. Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели). Данная диагностика включает в себя сбор информации о ребёнке (анкетирование родителей), изучение медицинской карты, а также углубленная диагностика познавательного и эмоционального развития детей. Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей. Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты: 1 № Наименование методики или п/п диагностического комплекта Диагностический Н.Н., Руденко комплект: Л.Г. Цель Павлова Выявление уровня развития Экспресс познавательных процессов. диагностика в детском саду. 2 Наблюдение Выявление уровня социально- коммуникативного развития ребёнка. Промежуточная и итоговая диагностика проводится с детьми в виде занятия в декабре и в мае (3-я и 4-я недели). И направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий. Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 28 2.4. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем: готовность родителей быть участниками педагогического процесса; распределение ответственности за успешное развитие ребенка; обучение родителей необходимым навыкам и знаниям. В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогомпсихологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка. Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты программы. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогом-психологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий. Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МБОУ ООШ с. Сиреники необходимые условия для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы № Направление работы п/п с родителями 1 Анкетирование Содержание работы Периодичность Сбор информации о ребёнке Сентябрь (1-я и 2-я 29 недели) 2 3 Индивидуальные Информирование родителей о ходе По запросам консультации коррекционно-развивающей работы. Совместное Вовлечение родителей в коррекционно- 1 раз в год и по пребывание родителей педагогическое воздействие. запросам Ознакомление родителей с методиками Октябрь и детей на занятии 4 Открытое занятие проведения занятия, установление доверительных отношений между родителями и педагогом, определение задач совместного воспитания и их реализация. Информирование родителей о Май результатах освоения программы 30 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-методическое обеспечение программы Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности № п/п 1 Наименование Куражева Н.Ю. Количество «Цветик-семицветик». Программа 1 интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 2 Куражева Н.Ю., Козлова И.А. 70 развивающих заданий для 1 дошкольников 3-4 лет. 3.2. Режим реализации программы Общее количество Количество Длительность Форма организации образовательных образовательных образовательной образовательного ситуаций в год ситуаций в неделю ситуации процесса 34 1 15 мин. Групповая 31