Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.(факс) 2-52-37 Рассмотрено на педагогическом совете Протокол №_1 от « 22 » августа 20 24 г. Согласовано Заместитель директора по УР ________ / А.Н. Петрова/ Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с.Сиреники» ________ / Я.Ю. Щуцкая / Приказ № 154-о.д от « 23 » _августа _20 24 г. «23» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Адаптируемся вместе» Возрастная группа: 2-3 года Срок реализации программы: 1 год Составила: педагог-психолог Калдар-оол Кара-кыс Кара-ооловна с. Сиреники 2024г 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………............. 3 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы…………………………………… 3 1.1.2. Принципы формирования Программы …………………………………… 4 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей……………….. 4 1.2. Планируемы результаты реализации Программы ……………………… 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарно-тематическое планирование ……………………………….. 8 9 2.1.1. Календарно-тематическое планирование групповой работы …………... 8 2.1.2. Календарно-тематическое планирование индивидуальной работы …… 9 Содержание Программы ………………………………………………….. 10 2.2.1. Содержание групповой работы ………………………………………..…. 10 2.2. 2.2.2. Содержание индивидуальной работы ……………………………………. 21 2.3. Контроль освоения детьми Программы …………………………………. 2.4. Особенности взаимодействия педагога-психолога воспитанников с 22 семьями 22 ……………………………………………………………… 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............ 24 3.2. Режим реализации Программы …………………………………………… 24 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБОУ ООШ с. Сиреники и направлена на сопровождение детей в адаптационный период, сохранение психологического здоровья детей. Программа носит коррекционноразвивающий характер и ориентирована на детей 2-4 лет. Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса детей 2-3 лет по образовательной ситуации «Адаптируемся вместе» и направлена на реализацию образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель: создать условия, облегчающие адаптационный период при поступлении ребёнка в дошкольное учреждение, снизить напряжённость периода адаптации, помочь освоится в новой обстановке, привыкнуть к общению с незнакомыми детьми, оказать коррекционную помощь малышам в социальной адаптации. Задачи: снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; создание условий для оптимальной социализации, т.е. взаимоотношений и взаимодействий с социально значимым окружением, состоянием окружающей среды; индивидуальный опыт субъекта и социокультурная среда развития; создание условий для освоения детьми пространства своей группы как предпосылки освоения пространства всего детского сада; развитие внимания, восприятия, речи, воображения; развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений. 3 1.1.2. Принципы формирования Программы Принцип развития предполагает, что смысл адаптационного периода состоит не в том, чтобы приспособить ребёнка к включению в процесс решения дидактических задач, а в том, чтобы в ходе игрового взаимодействия ребёнка с взрослым помочь ему в выработке нового способа жизнедеятельности, перестроить его активность в соответствии с условиями общественного воспитания и коллективного обучения, тем самым оказав развивающее влияние на его психику. Принцип концентричности выражается в том, что программа построена так, что все её разделы имеют преемственные цели. Принцип включенности воспитателей в занятия психолога с детьми. 1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей В МБОУ ООШ с.Сиреники в 2024-2025 учебном году функционирует группа раннего возраста от 1,5 до 2лет (01 группа) и первая младшая от 2 до 3 лет. (02 группа) Характеристика адаптационного процесса. Адаптация – это процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия. Адаптация ребёнка к детскому саду направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для него условиях. К таким условиям относятся: Условия, связанные с новой организацией взаимодействия с взрослым. Условия, связанные с новой организацией среды. 4 Условия, связанные с взаимодействием со сверстниками. Адаптация ребёнка может протекать с разной степенью. Выделяются три степени адаптации: лёгкая, средняя, тяжёлая. Степень Поведение ребёнка в период адаптации к ДОУ адаптации Тяжёлая Ребёнок реагируют на перемену обстановки нервным срывом, частыми затяжными простудными и другими заболеваниями, потерей ранее полученных знаний и навыков. Контакт с ребёнком удаётся установить с трудом (часто только через родителей). Ребенок переходит от одной игрушки к другой, не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребёнка либо безучастным, либо он пугается и ищет поддержку у родителей. Средняя Ребёнок часто более. Причем, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от тяжёлого варианта. Ребёнок вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряжённость первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование). Лёгкая Ребёнок посещает детский садик без особых потерь, более или менее с желанием. Любые изменения кратковременны и незначительны, поэтому ребенок болеет редко. Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители, настроение бодрое или спокойное, мимика выразительная, эмоции легко распознаются. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним. 5 Психологические особенности детей 2-3 лет (1 младшая группа). Показатели Характеристика Ведущая потребность Потребность в любви, заботе. Ведущая функция Восприятие Игровая деятельность Партнерская с взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. Отношение с взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. Эмоции Восприимчивость окружающих, положительных к эмоциональным состояниям заражения». Проявления «эффект и отрицательных эмоций зависит от физического комфорта. Способ познания Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и ошибок. Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма) Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. Мышление Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) Условия успешности Разнообразие окружающей среды; физический комфорт. Новообразования возраста Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и поведения в коллективе. 6 Психологические особенности детей 3-4 лет (2 младшая группа) Показатели Характеристика Ведущая потребность Потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая функция Восприятие Игровая деятельность Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками, игровое действие. Отношения со взрослыми Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов деятельности, партнер по игре и творчеству. Отношения со сверстниками Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен. Эмоции Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от физического комфорта Способ познания Экспериментирование. Конструирование. Объект познания Непосредственно окружающие предметы, их свойства и назначения. Восприятие Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер) Внимание Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания 3-4 предмета. Память Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная. Объем памяти 3-4 предмета из 5. Мышление Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы – заместители, картинки) Воображение Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа) Условия успешности Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми Новообразования возраста 1.Планирующая функция речи. 2.Предвосхищение результата деятельности. 3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). 7 1.2. Планируемые результаты реализации Программы После преодоление трудностей эмоциональное состояние и поведение ребёнка нормализуется; Развиваются самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки; Происходят существенные изменения во взаимоотношениях ребёнка со взрослыми, сверстниками, в игре, функционировании нервной системы. Позитивное отношение ребёнка к занятиям; Отсутствуют тяжёлые эмоциональные состояния (агрессия, тревожность, враждебность); Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов. 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Календарно-тематическое планирование 2.1.1. Календарно-тематическое планирование групповой работы. Месяц Неделя № занятия Наименование темы Количество занятий Сентябрь 1-я неделя Занятие № 1 «В гостях у зайчихи 1 Ляли» Занятие № 2 «Кот и мышата» 1 Занятие № 3 «Мишка» 1 Занятие № 4 «Курочка и цыплята» 1 3-я неделя Занятие № 5 - № 6 «Солнышко» 2 4-я неделя Занятие № 7 - № 8 «Божья коровка» 1 5-я неделя Занятие № 9 - № 10 «Листопад» 2 1-я неделя Занятие № 11 - № 12 «Прогулка в осенний 2 2-я неделя Октябрь лес» Ноябрь 2-я неделя Занятие № 13 - № 14 «Мячик» 2 3-я неделя Занятие № 15 - № 16 «Весёлый Петрушка» 2 4-я неделя Занятие № 17 - № 18 «Мячики» 2 1-я неделя Занятие № 19 - № 20 «Музыканты» 2 8 Декабрь Январь 2-я неделя Занятие № 21 - № 22 «Мыльные пузыри» 2 3-я неделя Занятие № 23 - № 24 «Непослушные мышата» 2 4-я неделя Занятие № 25 - № 26 «Колобок» 2 1-я неделя Занятие № 27 - № 28 «Зайка» 2 2-я неделя Занятие № 29 - № 30 «Котята» 2 3-я неделя Занятие № 31 - № 32 «Мишка сладкоежка» 2 4-я неделя Занятие № 33 - № 34 «Новый год» 2 5-я неделя Новогодний утренник. 1-я неделя Каникулы ИТОГО: 34 2.1.2. Календарно-тематическое планирование индивидуальная работа. Индивидуальные занятия проводятся с детьми, у которых на момент окончания групповых занятий адаптация к детскому саду не завершилась, а также с детьми, которые поступили в детский сад в период с января по май месяц и находятся на начальном этапе адаптации к дошкольному учреждению. Месяц Неделя № занятия Наименование темы Количество занятий Январь - 2-я неделя Занятие № 1 - № 40 «Адаптируемся вместе» Количество занятий с май января – 4-я неделя мая каждым отдельным ребёнком зависит от его адаптационных возможностей. ИТОГО: 9 2.2. Содержание Программы 2.2.1. Содержание групповой работы Наименование темы Занятие № 1 «В гостях у зайчихи Ляли» Примечание: Данное занятие проводится совместно с родителями. Задачи 1. Создать благоприятную Содержание психологическую обстановку в группе. Источник 1. Приветствие. Лапина И.В. 2. Знакомство с зайчихой Лялей. Адаптация детей при 2. Пробуждать интерес ребёнка к жизни детского сада. 3. Игра «Зайка серенький сидит» поступлении в детский 3. Привлекать родителей к совместной деятельности с 4. Игра «Лиса и заяц» детьми в период адаптации к ДОУ. 5. Рисование 4. Учить детей слушать текст и выполнять движения в «Морковка зайца» соответствии с текстом. сад: программа, для психологопедагогическое сопровождение, 5. Развивать умение ориентироваться в пространстве. комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Стр. 41-43 Занятие № 2 «Кот и мышата» Примечание: Данное занятие проводится 1. Создать благоприятную психологическую обстановку в группе. 1. Здороваются с котиком. Лапина И.В. 2. Игра «Изобрази котика» Адаптация детей при 2. Пробуждать интерес ребёнка к жизни детского сада. 3. Игра «Котик» 3. Развивать умение ориентироваться в пространстве, 4. Игра «Кот и мышата» мелкую моторику. 5. Рисование «Следы» поступлении в детский сад: программа, психолого- совместно с педагогическое родителями. сопровождение, комплексные занятия. 10 – Волгоград: Учитель, 2011 Занятие № 3 «Мишка» Примечание: Данное занятие проводится совместно с родителями. 1. Развивать элементарные коммуникативные навыки 1. Здороваются с мишкой. Лапина И.В. через диалог со взрослыми, игрушками (умение 2. Идём в гости к мишке. Адаптация детей при здороваться, прощаться). 3. Танец с мишкой 2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками. 3. Познакомить с вариантами поступлении в детский 4. Игра «Мишка косолапый» сад: программа, 5. Игра «У медведя во бору» психолого- взаимодействия педагогическое родителей с детьми (играми). сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Занятие № 4 «Курочка и цыплята» 1. Развивать умение родителей играть с детьми. 1. Здороваемся с петушком. 2. Способствовать адаптации малышей к детскому 2. Кричим как петушок. саду. Примечание: Данное занятие проводится совместно с родителями. 3. Закреплять 3. Игра «Вышла курочка гулять» знание частей лица, показывать у себя. 4. Развивать изобразительные навыки. умение их Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский 4. Игра «Цыплята и лиса» сад: программа, 5. Рисование «Зёрнышки» психологопедагогическое сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 11 Занятие № 5, № 6 «Солнышко» 1. Формировать дифференцированные связи с окружающими людьми. 2. Развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия. 1. Здороваемся с собачкой. Лапина И.В. 2. Игра «Дождик» Адаптация детей при 3. Ищем солнышко поступлении в детский 4. Игра «Поезд» сад: программа, 3. Вызвать положительное отношение к детскому саду. 5. Игра «Солнышко» 4. Расширять словарный запас. 6. Рисование психолого«Солнышко» (занятие № 5) педагогическое сопровождение, 7. Рисование «Дождик» (занятие № 6) комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 Занятие № 7, № 8 «Божья коровка» 1. Создание положительного эмоционального настроя в группе; 2. Развивать Рассматривание Роньжина А.С. Занятия божьей коровки. умение действовать соответственно правилам игры; 3. Развивать 1. Приветствие. координацию 2. Игра «Поймай божью коровку» 3. Потешка «Божья коровка» движений, общую и мелкую моторику, ориентацию в собственном теле; 4. Развивать зрительное восприятие (цвет, форму, размер предметов); развивать внимание, речь и воображение. психолога с детьми 2-4 4. Дыхательная гимнастика 5. Игра «Божья коровка» 6. Игра «Божья коровка и ветер» 7. Игра «Найди лет в период адаптации к дошкольному учреждению.-М., 2008г. Стр. 8-12 маленькие игрушки» 8. Рисуем круг в воздухе 9. Творческое задание «Точки у божьей коровки» (занятие № 7) 12 10. Творческое задание «Нарисуй травку возле божьей коровки» (Занятие № 8) 11. Обсуждение занятия. Прощание. Занятие № 9, № 10 1. Создание атмосферы эмоциональной безопасности. 1. Приветствие Роньжина А.С. Занятия «Листопад» 2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения. 2. Игра «Шагают наши ножки» психолога с детьми 2-4 3. Снижение 3. Игра «Дождик и солнышко» лет в период адаптации импульсивности, повышенной двигательной активности. 4. Игра «Полёт листьев» 4. Развитие умения двигаться в одном ритме с другими детьми, подстраиваться под их темп. 5. Творческое задание «Листопад» (Задание № 9) 5. Развитие слухового внимания, произвольности, быстроты реакции, речи, воображения, творческих способностей. 7. Обсуждение занятия. Прощание 1. Приветствие «Прогулка в осенний 2. Развитие 2. Рассматривание внимания, произвольности, способности быстро реагировать на инструкцию. 3. Снятие излишней двигательной активности. 4. Обучение Стр. 12-15 лист» (Занятие № 10) 1. Сплочение группы, развитие эмпатии. лес» учреждению.-М., 2008г. 6. Творческое задание «Осенний Занятие № 11, № 12 слухового к дошкольному различению цветов, соотнесение предметов по цвету. Роньжина А.С. Занятия изображений осеннего леса лет в период адаптации 3. Игра «По ровненькой дорожке, шагают наши ножки» 5. Рассматривание ёжика 6. Развитие общей моторики. 6. Стихотворение Б. к дошкольному учреждению.-М., 4. Игра «Найди ёжика» 5. Развитие пространственных представлений. 7. Развитие памяти, речи и воображения. психолога с детьми 2-4 2008г. Стр. 17-21 Заходер «Ёжик» 13 7. Игра «Разложи листики» (Занятие № 11) 8. Игра «Разложи яблоки» (занятие № 12) 9. Творческое задание «Дорисуй иголки» (Занятие № 11) 10. Творческое задание «Нарисуй травку для ёжика» (Занятие № 12). 11. Поём песенку про ёжика. Занятие № 13, № 14 «Мячик» 1. Сплочение группы, развитие умения 1. Приветствие взаимодействовать со сверстниками; 2. Определяем 2. Повышение эмоционального тонуса; форму мяча 3. Развитие чувства ритма, координации движений; 4. Развитие ориентации в пространстве; 5. Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов; 6. Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. Роньжина А.С. Занятия величину, 3. Стихотворение цвет, психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации С. Маршака к дошкольному «Мой весёлый звонкий мяч» учреждению.-М., 4. Игра «Мой весёлый звонкий 2008г. мяч» Стр. 15-17 5. Игра «Прятки» 6. Игра «Волшебный мешочек» 7. Творческое задание «Нарисуй полоски у мячика» (Занятие № 14). 14 8. Обсуждение занятия. Прощание. Занятие № 15, № 16 «Весёлый Петрушка» 1. Развитие умения согласовывать свои действия с 1. Приветствие. Роньжина А.С. Занятия действиями других детей, с правилами игры, с 2. Встреча с Петрушкой. психолога с детьми 2-4 ритмом стиха. 3. Песенка «Паровоз» лет в период адаптации 2. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу. 4. Игра «Наши ручки» к дошкольному 3. Закрепление 5. Игра «Карусель» учреждению. - М., 6. Игра «Игрушки» 2008г. пространственных представлений («верх», «низ»). 4. Развитие общей и мелкой моторики. 7. Возвращение Стр. 21-26 5. Развитие восприятия, речи и воображения. 8. Творческое задание «Раскрась круги на одежде Петрушке» (Занятие № 18) 9. Прощание Занятие № 17, № 18 «Мячики» 1. Развитие коммуникативных навыков (учить 1. Приветствие. Роньжина А.С. Занятия устанавливать контакт друг с другом, действовать 2. Рассматривание мячей. психолога с детьми 2-4 согласованно); 3. Игра «Мячики» лет в период адаптации 2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения; 4. Игра «Ветерок» к дошкольному 3. Развитие умения согласовывать свои действия с 5. Игра «Весёлый мячик» учреждению.-М., 6. Рисуем мячик в воздухе. 2008г. ритмом и текстом стиха; 4. Развитие ориентации в собственном теле; 7. Творческое задание «Большой и 5. Развитие общей и мелкой моторики; 6. Развитие зрительного воображения. восприятия, Стр. 30-32 маленький мяч» (Занятие № 17) речи и 8. Игра «Найди большой и маленький мяч» (Занятие № 18) 15 9. Прощание. Занятие № 19, № 20 Создание 1. «Музыканты» положительной эмоциональной обстановки; Сплочение 2. группы, отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей. Развитие 3. образности слухового восприятия. слуховой и зрительной памяти. общей и мелкой моторики. и барабан» (Занятие № 19) 3. Игра «Кот лет в период адаптации и металлофон» (Занятие № 20) к дошкольному учреждению. - М., 4. Игра «Кукла и колокольчик» 5. Игра психолога с детьми 2-4 2008г. Стр. 41-44 «Мишка и ложки» 6. Игра «Мишка и гармошка» (Занятие № 20) Развитие 6. «Зайка (Занятие № 20) Развитие 5. 2. Игра Роньжина А.С. Занятия (Занятия № 19) Развитие 4. 1. Приветствие. внимания, речи и воображения. 7. Игра «Угадай что звучит» (Занятие № 20) 8. Игра «Антошка и гармошка» 9. Игра «Играем на музыкальных инструментах» 10. Игра «Угадай чей музыкальный инструмент» 11. Прощание. Занятие № 21, № 22 1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии; 1. Приветствие. Роньжина А.С. Занятия 16 «Мыльные пузыри» снижение излишней двигательной активности, импульсивности; 2. Обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; 2. Отгадай загадку психолога с детьми 2-4 3. Игра «Поймай пузыри» лет в период адаптации 4. Беседа о пузырях к дошкольному 5. Игра «Ладушки-ладушки» учреждению. - М., 3. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики; 6. Игра «Надувайся пузырь» 2008г. 4. Развитие внимания, речи и воображения. 7. Пальчиковая игра «Надувайся Стр. 36-41 пузырь» (Занятие № 21) 8. Игра «Изобрази пузыри» 9. Игра «Собираем пузыри в баночку» 10. Игра «Не урони мяч» 11. Прощание Занятие № 23, № 24 1. Преодоление упрямства, негативизма в период 1. Приветствие Роньжина А.С. Занятия 2. Игра «Непослушные мышата» психолога с детьми 2-4 2. Формирование положительной самооценки; 3. Игра «Скажи наоборот» лет в период адаптации 3. Развитие умения подчиняться правилам игры, 4. Игра «Мышки-шалунишки» «Непослушные мышата» кризиса трёх лет; действовать в соответствии с ролью, преодолевать 5. Игра «Мышки спят» двигательный автоматизм; 6. Игра «Мышки и часы» 4. Развитие слухового внимания, быстроты реакций; 5. Развитие общей и мелкой моторики; 1. учреждению. - М., гимнастка 2008г. Стр. 51-56 «Мышка» 6. Развитие речи и воображения. Занятие № 25, № 26 7. Пальчиковая к дошкольному 8. Прощание Сплочение 1. Приветствие. Роньжина А.С. Занятия 17 «Колобок» группы, развитие эмпатии, обучение детей навыкам сотрудничества. 2. Инсценировка сказки «Приключения Колобка» Снятие 2. страхов перед сказочными героями. 4. Игра «Волшебный мешочек» Развитие 3. общей и мелкой моторики, координации движений. Развитие 4. 3. Игра «Спрячь колобки» восприятия (вкусового, тактильного, зрительного, обонятельного). 5. Поём песенку для лисы 6. Игра «Колобок» психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 57-62 7. Рисование «Дорожка» (Занятие № 25) 8. Лепка «Колобок» (Занятие № Развитие 5. пространственных представлений. 26) 9. Прощание. Развитие внимания, речи и воображения. Занятие № 27, № 28 «Зайка» 1. Создание положительного эмоционального настроя 1. Приветствие. Роньжина А.С. Занятия в группе; развитие умения подражать движениям 2. Беседа о зиме. психолога с детьми 2-4 взрослого; 3. Игра «Лепим снежный ком» лет в период адаптации 2. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики; к дошкольному 5. Игра «Зайка серенький сидит» 3. Развитие умений подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции; 4. Снижение 4. Игра «Оживи зайку» излишней двигательной 6. Игра «Зайка и лиса» учреждению. - М., 2008г. 7. Игра «Овощи» активности, импульсивности; 5. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и 8. Игра «Отыщи морковку» (Занятие № 27) 9. Игра «Отыщи капусту» (Занятие 18 воображения. № 28) 10. Прощание. Занятие № 29, № 30 «Котята» 1. Формирование положительной самооценки. 1. Приветствие Роньжина А.С. Занятия 2. Развитие 2. Игра «Угадай кто пришёл» психолога с детьми 2-4 3. Игра «Кошка и котята» лет в период адаптации 3. Снятие мышечного напряжения. 4. Рассматривание бабочки к дошкольному 4. Развитие умения выражать эмоции (страх, грусть, 5. Игра «Бабочка» стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга. радость), слуховое воспроизводить восприятие, услышанные звуки, учреждению. - М., умение 6. Игра «Поймай бабочку» 2008г. моторики, 7. Игра «Перейди ручеёк» Стр. 63-67 координации движений, ориентации в собственном 8. Прощание. теле, пространственных представлений, внимания, речи и воображения. Занятие № 31, № 32 «Мишка» 1. Развитие элементарных коммуникативных навыков через диалог со взрослым, игрушками; 2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку игру, общение со взрослыми и сверстниками. 1. Приветствие. Роньжина А.С. Занятия 2. Беседа с мишкой психолога с детьми 2-4 3. Игра «Медвежонок спит» лет в период адаптации 4. Стишок про мишку к дошкольному 5. Слушаем пение птиц. учреждению. - М., 6. Игра «У медведя во бору» 2008г. 7. Игра «Мишка косолапый» Стр. 47-51 8. Творческое задание «Раскрась банки» (Занятие № 31) 9. Творческое занятие «Лепим 19 конфеты» (Занятие № 32) Прощание Занятие № 33, № 34 «Новый год» 1. Создание положительного эмоционального настроя в группе. 2. Отработка умения согласовывать свои движения с 1. Приветствие. Роньжина А.С. Занятия 2. Игра «Имена» психолога с детьми 2-4 3. Игра «Вокруг ёлочки» лет в период адаптации движениями других детей, с ритмикой и текстом 4. Игра «Заморозь» песни. 5. Игра «Согреем наши пальчики» 3. Отработка быстроты реакции. Развитие общей и мелкой моторики, ориентация в собственном теле. 4. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. 6. Игра «Холодно-горячо» 7. Творческое задание «Раскрась к дошкольному учреждению. - М., 2008г. Стр. 26-29 шарики» (Занятие № 33). 8. Творческое задание «Раскрась мешок Деда Мороза» (Занятие № 34). 9. Игра «Угадай подарок» 20 Содержание индивидуальной работы Наименование темы Занятие № 1- № 40 «Адаптируемся вместе» Задачи Содержание 1. Способствовать адаптации ребёнка Использование в работе с ребёнком метод к ДОУ. 2. Создать песочной терапии. положительный Примерные игры с детьми: эмоциональный настрой. 3. Создать доверительные отношения между взрослым м ребёнком. 4. Снять напряжение. психоэмоциональное Источник Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. — СПб., 2011г. 1. Упражнение «Песочный дождь» Андриенко Т.А. 2. Упражнение «Прятки» Использование 3. Упражнение «Строители» кинетического песка в 4. Упражнение «Песочный круг» работе с дошкольника- 5. Упражнение «Здравствуй песок» ми. — СПб.: ООО 6. Упражнение «Необычные следы» «ИЗДАТЕЛЬСТВО 7. Упражнение «Узоры на песке» «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 8. Упражнение «Кто к нам приходил?» 9. Упражнение «Отпечатки» 21 Контроль освоения детьми Программы 2.2. Психолого-педагогическая диагностика в период адаптации ребёнка к ДОУ проводится в два этапа: 1 – й этап. Анкетирование родителей. 2 – й этап. Ежедневное наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием детей и состоянием их здоровья в первый месяц посещения детского сада. В качестве диагностического инструментария используются методики, представленные в таблице ниже. № Наименование методики или п/п диагностического комплекта 1 Цель Анкета «Прогноз адаптации» (Автор: Определить Данилова Т.А.) факторы, которые могут затруднить адаптацию, и сильные стороны развития ребёнка, его адаптационные возможности. 2 Методика «Диагностика адаптированности дошкольному уровня Охарактеризовать ход адаптации, выявить ребёнка учреждению» к возможные (Автор: определить Роньжина А.С.) 2.3. явления уровень дезадаптации, адаптированности ребёнка к ДОУ. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка в период адаптации к ДОУ является не только выдача рекомендаций, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих трудностей в период адаптации: готовность родителей быть участниками педагогического процесса; распределение ответственности за успешное протекание процесса адаптации; 22 обучение родителей необходимым навыкам и знаниям. В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогомпсихологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка. Основные формы взаимодействия с семьей в процессе адаптации к ДОУ. № Направление работы п/п с родителями 1 Анкетирование «Прогноз адаптации» Содержание работы Периодичность Сбор информации о ребёнке и его По мере семье. поступления новых детей 2 Индивидуальные Оказание психологической поддержки консультации родителям в период адаптации ребёнка По запросам к ДОУ. 3 Совместное пребывание родителей Вовлечение родителей в адаптационный процесс. сентября/ по мере и детей на занятии 4 Повышение психологопедагогической компетентности родителей 1-я и 2-я неделя необходимости Участие родителей в семинарах- В течение учебного практикумах, тренингах, года в соответствии с годовым планом родительских собраниях. Оформление стендовой психолога информация для родителей. Распространение памяток работы педагога- по теме адаптации. Распространение информационных листовок. 23 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 Учебно-методическое обеспечение программы Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности № п/п Наименование Количество 1 Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей с 1 раннего возраста в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013 2 Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое 1 сопровождение, комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2011 3 Афонькина Ю.А. Психологическая безопасность ребёнка раннего возраста. Современные технологии. Программа 1 адаптации. Диагностические методики. Игровой материал. – Волгоград: Учитель, 2019 4 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период 1 адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2008 6 Кузуб Н.В., Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. — СПб., 2011г. 3.2. 1 Режим реализации программы Общее количество Количество Длительность Форма организации образовательных образовательных образовательной образовательного ситуаций в год ситуаций в неделю ситуации процесса 36 2 10-15 мин. Групповая 40 2 10 мин. Индивидуальная 24