РП ВД «АЗБУКА РЕЧИ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.
(факс) 2-52-37
Рассмотрено:
на Педагогическом совете
Протокол №_1
от
«22 » августа 2024 г.

Согласовано:
Заместитель директора
по ВР
___________/Т.Д.Шараева /
« 23 » августа 2024 г

Утверждаю:
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники
__________/ Я. Ю. Щуцкая/
Приказ № 159 – о.д
от « 23 » августа 2024 г

Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АЗБУКА РЕЧИ»
( Подготовительный класс)
(1 час в неделю)

Составила:
учитель-логопед
Калдар-оол.К.К

с. Сиреники 2024 г
1

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука речи»
разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.
Конституции РФ, ст. 43;
2.
Конвенции о правах ребенка;
3.
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации";
4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от
31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования"
5. Приказ Минобрнауки РФ от 14.12.2009 N 729 (ред. от 16.01.2012)
"Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных
пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе
в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные
программы
общего
образования
образовательных
учреждениях"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.01.2010 N 15987).
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях".
7.Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. №
03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего
образования»
Общая характеристика курса
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука речи»
разработана в соответствии с ФГОС второго поколения, который
представляет
особые
требования
к
результатам
освоения
общеобразовательных и дополнительных программ. Данные результаты
структурируются в соответствие с основными задачами общего образования,
учитывающими индивидуальные, общественные и государственные
потребности.
Программа “Азбука речи” опирается на совокупность основных
закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых современной
педагогикой, лингвистикой. В программе учитываются основные обще
дидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а
также данные психологии, согласно которым развивающий и
воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующейся
учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и
ориентировки на “зону ближайшего развития”.
2

Цель курса является формирование основ эстетического
самосознания обучающихся и расширение собственного культурного опыта,
развитие речи, мышления, воображения, воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувство
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение
познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
Задачи:

Коррекция звукопроизношения.

Формирование
полноценных
фонематических
представлений.

Развитие навыков слогового и звукового анализа и синтеза
слов.

Овладение чтением и письмом, как видами речевой
деятельности.

Предупреждение и коррекция дизорфографических ошибок
учащихся на письме.
 Уточнение и обогащение лексического запаса.
 Развитие связной речи учащихся.
 Воспитание у детей языкового чутья.
 Развитие интереса к русскому языку, как к учебному
предмету.
 Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной
работе по развитию связной речи.

Организация деятельности младших школьников на
занятиях базируется на основных принципах логопедической науки.

Принцип развития предполагает первоочередное выделение
тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Принцип системности предполагает воздействие на все
стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и
предупреждать нарушения как в устной, так и в дальнейшем в
письменной речи учащихся.

Принцип обходного пути, использования сохранных
анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему
в обход пострадавшего звена.

Обще дидактические принципы
предполагают
использование научности, доступности, сознательности и активности,
наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории
с практикой.
Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех
учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая
познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях «Азбука речи»"
следует обращать на задания, направленные на развитие устной и
3

письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. В отборе
коррекционного материала к занятиям учитель-логопед должен
ориентироваться на связь с программным материалом по русскому языку.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы, игры, сказочные сюжеты, дидактический и
раздаточный материал, пословицы, поговорки, физкультминутки, рифмовки,
считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Часть
дидактического материала даётся в стихотворной форме, что способствует
его более лёгкому усвоению и запоминанию. Всё это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Включение элементов занимательности является обязательным для
занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение
игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей,
воспитывающей роли занятий «Азбука речи".
На занятиях используются ИКТ, компьютерные программы для
коррекции нарушений устной и письменной речи. Учащимся предъявляется
речевой материал компьютерной программы, адаптированный к целям и
задачам коррекционного занятия. Работа с компьютером должна составлять
часть занятия, по времени соответствующую гигиеническим требованиям к
возрасту учащихся, и органично сочетаться с традиционными методами
коррекции устной и письменной речи.
По окончании данного курса у учащихся должны быть:
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических
процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом
составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и автоматизированы все звуки;
- уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и
уточнены конструкции простого предложения;
- введены в активный словарь слова-термины: звук, слог-слияние,
слово, гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные, предложение.
Основные виды деятельности учащихся:
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды
работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал,
пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы,
кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал
в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его
более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Организация деятельности младших школьников на занятиях
основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;
4

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно
применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его
способностей, более полно удовлетворять познавательные и
жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на
внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых
элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и
поговорок,
считалок,
рифмовок,
ребусов,
кроссвордов,
головоломок, сказок.
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по
работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в
занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.
Основные методы и технологии
 технология разноуровневого обучения;
 развивающее обучение;
 технология обучения в сотрудничестве;
 коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год. В подготовительном классе – 33
часа, занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-35 минут.


Описание ценностных ориентиров содержания внеурочной
деятельности
Одним из результатов обучения по программе «Азбука речи» является
решение задач воспитания – осмысление младшими школьниками системы
ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и
других людей, своего и их душевного и физического здоровья;
ответственность за сохранение природы как среды обитания.

5

Ценность общения – понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором
люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании
постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий
и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы
поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека,
взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней;
уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой
составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна
любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами
справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к
другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как
члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе
своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих
поколений.
Личностные ,метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать
эмоции
других
людей,
сочувствовать,
сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных
произведений, к их поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с
помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на
основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и
учителя;
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на
уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;
6

учиться работать в паре, группе; выполнять различные
роли (лидера, исполнителя).


В результате реализации программы обеспечивается достижение
обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности,
которые распределяются по трем уровням.
Результаты внеурочной деятельности учащихся:
 Первый уровень результатов – приобретение школьником
социальных знаний. Путём планомерного накопления наблюдений над
смысловыми, звуковыми, морфологическими, синтаксическими сторонами речи
у детей развивается чутьё языка и происходит овладение речевыми средствами,
необходимыми для процесса эффективного общения. Для достижения данного
уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учеников с
учителем как значимыми для него носителями положительного
повседневного опыта. Так правильная грамотная культурная речь педагога
является эталоном для учащихся. «Лучший учитель - это пример»
 Второй уровень результатов – получение школьником
опыта
переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для
достижения данного уровня результатов особое значение имеет
равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне
класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в
такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое
практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
 Третий уровень результатов – получение школьником
опыта
самостоятельного общественного действия, переход к самостоятельному
развитию и обогащению речи в процессе свободного общения.
Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким,
соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как
уровень речевого развития и психофизические особенности детей с
нарушениями речи очень индивидуальны. Занятия планируются в
соответствии с динамикой результатов в ходе оказываемого коррекционного
воздействия.
Учебно-тематический план
Класс
Наименование разделов и тем
Подготовительный «Путешествия по Стране Слов»

7

Количество часов
33

Тематическое планирование(33 часа)
№

Тема занятия

Количество
часов

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну звуков. Первые встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных звуков.

2

5

Путешествие в Страну слогов

1

6

Слоги

1

7

Чудесные превращения слов.(простые слова)

1

8-9

В гости к Алфавиту.

2

10

К тайнам звуков и букв.

1

11

Встреча с Радугой.

1

12

В Страну Говорящих Скал.

1

13

В глубь веков на Машине времени.

1

14

В Королевстве ошибок.

1

15

В Страну слогов.

1

16

Неожиданная остановка в пути.

1

17

В удивительном городе Неслове.

1

Чудеса в Стране Слов.

2

18-19
20
21-22
23

К словам разнообразным, одинаковым, но
разным.

1

На карнавале слов.

2

В Театре близнецов.

1
8

24

Конкурс знающих. ( игры)

1

25

Новое представление.

1

26

Необычный урок.

1

27

Следопыты развлекают гостей.

1

28

В Клубе весёлых человечков.

1

29-30

К словам – родственникам. Почему их так
назвали?

2

31

Экскурсия в прошлое.

2

32

Полёт в будущее.

1

33

Итоговое занятие.

1
Итого: 33 часа

Содержание занятий.
Тема 1.В мире безмолвия и неведомых звуков. (1ч.)
Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без звуков». Звукоподражание
и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».
Тема 2. В Страну звуков. Первые встречи. (1ч.)
Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка
«Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».
Тема3-4 .К тайнам волшебных звуков. (2ч.)
Сказка «Волшебные звуки». Разгадывание загадок, прослушивание
стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою
волшебную силу».
Тема 5. Путешествие в Страну слогов. (1ч.)
Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее».
Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.
Тема 6. Слоги
Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и
богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на
лучшее толкование слог. Игры «Назови по родству», «Кто больше?»,
«Цепочка слог».
Тема7.Чудесные превращения слов ( простые слова) .(1ч.)
Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы»,
«Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.
Тема 8-9.В гости к Алфавиту. (2ч)
Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я».
Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка
«Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».
Тема 10.К тайнам звуков и букв. (1ч.)
9

Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении
звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В.
Суслова из книги «Трудные буквы».
Тема 11.Встреча с Радугой.(1ч.)
Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги.
Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь
ошибку художника».
Тема 12.В Страну Говорящих Скал. (1ч.)
Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки
научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»
Тема13.В глубь веков на Машине времени. (1ч.)
Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники
алфавита. Разгадывание ребусов.
Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)
Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по
исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.
Тема 15.В Страну Слогов. (1ч.)
Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование.
Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».
Тема 16.Неожиданная остановка в пути. (1ч.)
Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди
через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.
Тема 17.В удивительном городе Неслове.(1ч.)
Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово».
Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок.
Головоломка «Перекрёсток».
Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)
Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их
значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.
Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)
Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов.
Инсценирование рассказов. Головоломка.
Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).
Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны.
Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами –
двойниками.
Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)
Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки –
каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.
Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)
Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих».
Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами,
омофонами.
Тема 25. Новое представление. (1ч.)

10

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и
его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы
(рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».
Тема 26. Необычный урок.(1ч.)
Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя).
Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.
Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.)
«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы,
стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.
Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).
Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в
омонимы.
Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали?
(2ч.)
Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад».
Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со
словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра
«Домино».
Тема 31-32. Экскурсия в прошлое. (1ч.)
Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В
«музее» древних слов.
Тема 33. Полёт в будущее. (1ч.)
Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память.
Головоломка «Вгостилёт».
Тема 34. Итоговое занятие. (1ч.)
Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами,
антонимами, омонимами. Инсценирование рассказов, рассказов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го
класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и
видим).
Признаки
гласных
и
согласных
звуков.
Буквы
русского
алфавита.
Родственные
слова.
Антонимы, многозначные слова.
Системные
связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять
звуко-буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и
глухие согласные звуки в словах. Делить слова на слоги.
Подбирать
родственные
слова.
Объединять
слова
в
группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с
парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять
текст
по
вопросам
учителя.
Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
11

Список литературы
1. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.П. Эти трудные согласные. –
М., 2015.
2. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках
занимательных. – М., 2012.
3. Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – СанктПетербург, 2005.
4. Волина В. Учимся играя. – М., 2013.
5. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках. 1 – 2 классы. – Волгоград,
2005.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов. -М.,2015.
7. Лопухина И.В. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития
речи. – М.,1995.
8. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М., 2007.
9. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза. М., 2008.
10. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М., 2007.
11. Никиферова Л.Т., Буйко В.Н. Логопедическая азбука. – Екатеринбург,
2007.
12. Плешакова
Е.П.
Русский
язык.
Коррекционно-развивающие
упражнения. 1 – 2 классы. – Волгоград, 2006.
13. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Логопедическая азбука. – Ростов-наДону, 2006.
14. Семёнова Е.Е. Занимательная грамматика. – М.,2013.
15. Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для непослушных звуков. –
Ярославль, 2002.
16. Юрова Е.В. Коррекция устной речи. – М., 2015.
17. Юрова Е.В. 200 упражнений для развития письменной речи. – М., 2000.
Список литературы для обучающихся
1. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

12

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти