РП ВД Разговор о здоровье

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, ЧАО, Провиденский городской округ, с.Сиреники,
ул. Мандрикова, д.29, тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено:
на Педагогическом совете
Протокол №_1
от
«22 » августа 2024 г.

Согласовано:
Заместитель директора
по ВР
___________/Т.Д.Шараева /
« 23 » августа 2024 г

Утверждаю:
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники
__________/ Я. Ю. Щуцкая/
Приказ № 159 – о.д
от « 23 » августа 2024 г

Рабочая программа внеурочной деятельности
курс: «Разговор о здоровье»
на 2024 – 2025 учебный год
Количество учебных часов: 33 ч (1 час в неделю)

( Подготовительный класс)

Составила: Калдар-оол К. К.,
педагог-психолог

с .Сиреники, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о здоровье» разработана в
соответствии
с
адаптированной
основной
общеобразовательной
программой
образованияобучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Вариант 6.3 на 2024 - 2025учебный год; требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно – правовых
документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599–
- «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)»;
- Учебный план АООП (вариант 6.3) на 2024 – 2025 учебный год МБОУ «ООШ
с. Сиреники»;
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требовании к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную
деятельность
по
адаптированным
основным
общеобразовательным
программам для
обучающихся
с ограниченными
возможностями здоровья"
Основой для разработки рабочей программы является сертифицированная
программа по внеурочной деятельности О.С.Гладышевой и И.Ю.Абросимовой "Разговор о
здоровье" - НН: ГБОУ ДПОНИРО, 2011. Программа рекомендована Министерством
образования и науки Российской Федерации.
Рабочая программа «Разговор о здоровье» составлена с учетом особенностей
познавательной деятельности, эмоционально – волевой регуляции, поведения младших
школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
направлена на формирование у обучающихся мировоззренческо - ценностных ориентиров
на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и
социальной среде.
Целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена состоянием здоровья обучающихся.

Цели изучения курса внеурочной деятельности
Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
способствующей гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Задачи:
1.Всестороннее гармоническое развитие личности обучающихся.
2.Воспитание физически – здорового человека.
3.Формирование у обучающихся мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
4.Формирование представлений о факторах, положительно влияющих на здоровье.
5.Развитие умений принимать решения в пользу своего здоровья и оказывать
первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью.
6.Развитие умений сотрудничать, нести ответственность за принятие решений.
7.Развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного
здоровья.
Курс имеет коррекционную направленность.
Основными направлениями коррекционной работы являются:
Сенсомоторное развитие:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие пространственных представлений;
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

- Развитие зрительной памяти и внимания;
- Развитие слухового внимания и памяти.
Развитие основных мыслительных операций и речи:
- Умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом;
- Обогащение словаря;
- Умение планировать деятельность;
- Умение систематизировать материал, давать простейшие объяснения;
- Умение видеть и устанавливать логические связи между предметами,
явлениям и событиями.
Развитие различных видов мышления:
- Развитие наглядно – образного мышления;
- Развитие словесно – логического мышления;
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы.
Программа рассчитана на четыре года обучения. На каждом году обучения
вводятсяопределенные разделы изучения материала. На первом году обучения программа
состоитизследующихразделов:«Яишкола»,«Чтотакоездоровье?»,«Мирвокругия»,«Дыханиеижи
знь»,«Хотимбытьздоровыми–действуем!"
Программа
адресованаобучающимся1классаслегкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушени
ями).
Срокреализациирабочейпрограммыпо курсу«Разговороздоровье»–1год.
Общаяхарактеристикакурса
Курс носит интегрированный характер, обеспечивает преемственность с
основнымиучебными
дисциплинами
начальнойшколы:
«Мир
природы
и
человека»,«Физическаякультура».Курсимеетпрактическуюнаправленность,котораяпредполагае
тформированиеу младших школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего
мира,
егобиологических,социальныхидуховныхначал,атакжегармониивзаимодействиясприроднойисо
циальнойсредойчерезразличныевидысовместнойработыиупражнения.
Главнымрезультатомявляетсяприобретениепрактическихнавыковдетей,ихумениеприни
мать решение в пользу своего здоровья и оказывать первую помощь в
сложныхкритическихситуациях,связанныхсугрозойздоровьюилижизни.
Напервомгодуобучениярешаютсязадачи:
формированиеэлементарныхзнанийовзаимозависимостифизическогоипсихическогоздор
овья,здоровьячеловекаиокружающейсреды;
формированиеустановок,личностныхориентировинормповедения,обеспечивающих
сохранение и укрепление физического, психологического и социальногоздоровья;
формированиеэлементарныхуменийобщенияинавыковвзаимодействиясосверстникамин
апринципахуваженияидоброжелательности,взаимопомощиисопереживания;идругимистаршими
людьми(знакомымиинезнакомыми);
формированиезнанийоправилахпитания;
формированиепредставленийоболезнях(инфекционныхинеинфекционных),причинахих
вызывающих;
формированиеэлементарныхзнанийоправилахличнойиобщественнойгигиены;
формированиепредставленийодыханиииуменийследитьзагигиенойдыхания;
формированиеуменийвестиигрынасвежемвоздухе;
формирование представлений о правилах безопасного поведения в окружающем
мире(поведениенаводоемахвразноевремягода;поведениеснезнакомымилюдьми).
Основнойформойорганизациивнеурочнойдеятельностиявляютсязанятия.
Припроведениизанятийиспользуетсядеятельностныйподход,которыйспособствует
накоплению
у
обучающихся
«эмпирического
опыта»
в
вопросах
здоровья
издоровогоибезопасногообразажизни.
Занятияорганизуютсянаосноведиалоговогообщенияучителяи ученика.

Формызанятий:
беседа;
игры;
проблемныеситуации;
практическиеупражнения;
элементытренинга,«мозговогоштурма»;
совместнаядеятельность;
диагностика
викторины;
конкурсы;
Видыиформыорганизацииработыназанятии:
коллективная;фронтальная;групповая;индивидуальная работа;работа впарах.
Описаниеместакурсавучебном плане
Содержание курса «Разговор о здоровье»
входит в обязательную часть
внеурочнойдеятельности и реализует спортивно – оздоровительное направление. В
соответствии
с
Учебным
планом
МБОУ
ООШ
с.Сиреники
наегоизучениеотводится33чвгод(1ч.внеделю).
Планируемыерезультатыосвоениякурса
В 1 классе осуществляется достижение обучающимися результатов первого
уровня(приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности
иповседневнойжизни):приобретениезнанийобэтикеиэстетикеповседневнойжизничеловека;
о
принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здоровогообраза жизни; о
способах
самостоятельного
поиска,
нахождения
и
обработки
информации;оправилахпроведенияисследования.
Вструктурепланируемыхрезультатовведущееместопринадлежитличностнымрезультата
м(жизненнымкомпетенциям).
Основныеличностныерезультаты:
Личностныерезультатывнеурочнойдеятельности:
Уобучающихсябудутсформированы:
адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях,
насущнонеобходимомжизнеобеспечении;
–способность
вступать
в
коммуникацию
со
взрослыми
по
вопросам
медицинскогосопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих
нуждах иправахворганизацииобучения;
владениесоциально-бытовымиумениямивповседневнойжизни;
владение
навыками
коммуникации
и
принятыми ритуалами
социальноговзаимодействия(т.е.самой формойповедения,егосоциальнымрисунком);
осмыслениеидифференциациякартинымира,еевременнопространственнойорганизации;
осмысление социального окружения, своего места в
нем,
принятиесоответствующихвозрастуценностейисоциальныхролей.
потребностииначальныеумениявыражатьсебявразличныхдоступныхинаиболеепривлека
тельныхвидахпрактической,спортивно-физкультурнойдеятельности;
способностькорганизациисвоейжизнивсоответствииспредставлениямиоздоровомобразе
жизни,правахиобязанностяхгражданина,нормахсоциальноговзаимодействия;

способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и
смысловыеустановкивсвоихдействияхипоступках,приниматьэлементарные решения;
Врезультатеосвоениякурса«Разговороздоровье»наконецобученияв1классеобучающиеся
овладеютэлементарными знаниямии умениями:
оценностисвоегоздоровьяиздоровьядругихлюдейдлясамореализацииличности,ивреде,ко
торыйможно нанестиздоровьюразличнымидействиями;
овзаимозависимостифизическогоипсихическогоздоровья,здоровьячеловекаиокружающейсред
ы;
о болезнях(инфекционныхинеинфекционных),причинахихвызывающих;
оправилахличнойиобщественнойгигиены;
оединствесокружающиммиром(природойисоциумом);какспомощьюоргановчувствонииз
учаютокружающиймир;
одыхании–основномсвойствевсегоживого,умениеследитьзагигиенойдыхания;
вестиигрынасвежемвоздухе;
оправилахбезопасногоповедениявокружающеммире(поведениенаводоемахвразноевремя
года;поведение с незнакомымилюдьми);
Формированиебазовыхучебныхдействий
Личностныебазовыеучебныедействия:
Уобучающихсябудутсформированы:
умениеопределятьивысказыватьподруководствомучителясамыепростыеиобщиедлявсех
людей правилаповеденияприсотрудничестве(этическиенормы);
-умение делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога),
какпоступить, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь
наобщиедлявсехпростыеправилаповедения;
Регулятивныебазовыеучебныедействия:
Обучающиесянаучатся:
определятьиформулироватьцельдеятельностиспомощьюучителя;
проговариватьпоследовательностьдействий;
высказыватьсвоёпредположение(версию)наосновеработысиллюстрацией,умение
работатьпопредложенномуучителемплану;
совместносучителемидругимиученикамидаватьэмоциональнуюоценкудеятельностиклас
са;
Познавательныебазовыеучебныедействия:
Обучающиесянаучатся:
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы
наосновепростейшихмоделей(предметных,рисунков,схематическихрисунков,схем);
-наблюдать,классифицировать;
находитьиформулироватьсвоерешениеспомощьюпростейшихмоделей(предметных,рису
нков,схематическихрисунков);
Коммуникативныебазовыеучебныедействия:
Обучающиесянаучатся:
доноситьсвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюмысльвустнойиписьменнойречи(науро
внеодногопредложенияилинебольшого текста).
слушатьипониматьречьдругих;
работатьвпарахималыхгруппах,выполняяразличныероливгруппе(лидера,исполнителя).
Содержаниевнеурочнойдеятельности

Яи школа(3ч)
Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями
встенахшколы.Моиинтересыиздоровье.
Чтотакоездоровье(8ч)
Здоровье,отчегоонозависит.Основныефакторыздоровьяиихвзаимосвязь.Здоровье тела и
души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье.Нездоровье
иболезнь.Какиебываютболезни,причины,их вызывающие.Чтонужнознать, чтобы избежать
инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистыеруки, носовой платок, чистые
зубы,
баня,
душ.
Основные
правила
общественной
гигиены:чистотажилища,улиц,чистотаводы,воздуха ипочвы.
Мирвокругия(10ч)
Как я воспринимаю окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органызрения,
слуха,
осязания,
обоняния
и
вкуса.
Как
чувствуют
животные.
Нервная
система,зачемоначеловеку.Гигиеназрения,слухаидругихоргановчувств.Почемунадозаботитьсяо
зрении.Близорукостьидальнозоркость.Почемувреденшум,громкиезвукиигромкаямузыка.
Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание
организма.Спорт.Игрынасвежемвоздухе.Какигратьнаулице,водворе.Основныеправиладорожно
годвижения.Тыитранспорт.
Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не
попастьвбеду.Какоказатьпервуюпомощь.
Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильнаяосанка.
Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я — личность.
Основныекачестваличности(эмоции,душевныекачества,деловыекачества,образованность).Како
йясейчас—какимстану.
Моирешения—моябудущаяжизнь.
Дыханиеи жизнь(8ч)
Дыхание — основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим,
какдышат животные и растения. Чистый воздух — это здоровье. Режим и правила
дыхания.Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы
дышим.Какиеопасностиугрожаютдыханию.Какпомочьчеловекувбеде,еслионпотерялдыхание.С
пособыискусственногодыхания.
Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на
улице.Проветривание
помещений.
Гигиена
жилища
(влажная
уборка).Как
сохранятьчистыйвоздух.Легкиеичистота.
Хотимбытьздоровыми-действуем!(4ч)
Знаешь,какбытьздоровым,расскажисвоимблизким.Помогидругимсоветом,добрым
делом, своими знаниями. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми.Знакомые и
незнакомые
люди.
Как
себя
вести
среди
людей.
Стоит
ли
безоглядно
доверятьнезнакомымлюдям.Чтотакоеосторожность.Как вестисебяивзаимодействоватьна
«Урокахздоровья».
Система
оценки
достижений
результатовобучающихся
иформы
контроляРезультатывнеурочнойдеятельностипокурсу«Разговороздоровье»оцениваютсяпосред
ством анкетирования,
диагностирования обучающихся.
Основными
формамиконтроляявляетсяучастиедетейввыставках,конкурсах,праздниках,мероприятия
хразличногоуровня.
Тематическоепланирование

№

Тема

I
1
2
угс

Яишкола
Знакомство
Каквзаимодействоватьиконтактироватьдр

3
1
1

другом,сучителямивстенахшколы
Моиинтересыиздоровье
Чтотакоездоровье?

1
8

Здоровье,отчегоонозависит.
Основныефакторыздоровьяиихвзаимосвяз

1
1

3
I

Кол
-вочасов

I
4
5
ь.

0

1

Здоровьетелаидуши.
6
Здоровьеиприрода.
7
Здоровьеиобщество.
8
Образ жизнииздоровье.
9
Нездоровьеи
болезнь.Болезни,причины,ихвызывающие.Чтону
жно знать,чтобы
избежатьинфекций
1
Основныеправилаличнойгигиены:умыван
ие,
чистыеруки,носовойплаток,чистыезубы,б
аня,душ
1
Основные
правила
общественной
гигиены:чистотажилища,улиц,чистотаводы,возду
хаи
почвы
I
Мирвокруги я

1
1
1
1

2

3
4

5
6
7

8

Рассказбеседа,ведение
диалоговдискуссий
Тесты
яоцениваю
своёздоровье»

«Как

практическиезаня
тия

1

1

10

II
1
Какявоспринимаюэтотокружающиймир.
Моичувства,каконивозникают.Органы
зрения,слуха, осязания,обонянияивкуса
1
Какчувствуютдругиеживотные.Нервная
система,зачемоначеловеку
1
Гигиеназрения,слухаидругихоргановчувст
в.Почему
надо
заботиться
о
зрении,близорукостьидальнозоркость.Вредшума,
громкихзвуковигромкоймузыки.
1
Адаптациякусловиямприроды.Погода,
климат.
1
Закаливаниеорганизма.Спорт.Игрына
свежемвоздухе
1
Какигратьнаулице,водворе.Основные
правиладорожногодвижения.Тыитранспор
т.
1
Купание. Правила безопасности на
водоёмахзимойилетом.Какприэтомнепопастьвбе
ду.Какоказатьпервую помощь

Основныеформы
организации
занятий
ивидыдеятельности
Беседы,
коллективнаяигра,
практическиезанятия
сюжетноролеваяигра

1

Познавательныеб
еседы,
практическиезанятия

1
1

конкурсы
рисунков,работавгруппе,

1
1
1

1

составление
индивидуальных
картбезопасности

Какяустроен.Мышцыискелет.Правильная
осанка.
2
Моймозг
имоядуша.Я–
личность.Основныекачестваличности(эмоции,ду
шевные
качества,деловыекачества,образованность
)
2
Какойясейчас?Какимстану?Моирешения.
Моябудущаяжизнь
1

9
0

1

1
1

1

беседыразмышления,ролевыеиг
ры

I

Дыханиеижизнь

8

2

Дыхание–основноесвойствовсегоживого.
Чеммыдышим?
Какмыдышим,какдышатживотныеи
растения.
Чистыйвоздух–этоздоровье.Режими
правиладыхания.
Какдышатдевочкиимальчики.Дыхательны

1

V
2
2
3
2
4
5

6

2
е

упражнения.Правильнолимыдышим?
2
Опасности,угрожающиедыханию.Помощь
припотересознания.Способыискусственно
годыхания.
2
Чистыйвоздухи инфекционныеболезни

1
1
1

1

познавательныебе
седы,
практическиезанятия;
Тест«Какправиль
нодышать»
работавгруппе,иг
ры,беседыразмышления,
ролевыеигры,
минивыступления

1

7
2
8
ка)
2
9
V
3
0
1

2
3

3
м,

Вредпылидомаинаулице.Проветривание
помещений.Гигиенажилища(влажнаяубор

1

Лёгкиеичистота.Каксохранитьчистый
воздухвприроде.
Хотимбытьздоровыми–действуем
Знаешь,какбытьздоровым,-расскажисвоим
близким
Какправильнопомочьокружающимсовето

1

добрым
делом,
своими
знаниями.
Правилаобщениястоварищами,друзьями,взрослы
ми
3
Правилаповеденияслюдьми(знакомымии
незнакомыми)
3
Стоит
ли
доверять
незнакомым
людям.Осторожность.Каквестисебяна«Уроках
здоровья».
Итог 33 часов

4
1
1

1
1

Познавательныеб
еседы,
практическиезанятия
составлениеиндив
идуальных
картбезопасности

Материально–техническоеобеспечение
Методическаялитература.
1. Абросимова И.Ю. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни
умладших школьников: методические рекомендации. Н.Новгород: НГПУ, 2009.2.Программа
внеурочнойдеятельности«Разговор
оздоровье»(авторы:О.С.Гладышева,зав.кафедройздоровьесбережениявобразовании,И.Ю.Аброс
имова,преподавателькафедрыздоровьесбережения вобразовании/НН: ГБОУДПОНИРО,2011.)
ГладышеваО.С.Урокиздоровьяиосновыбезопасностижизни:программаинтегрированног
окурсадлявнеурочнойдеятельности(начальнаяшкола)
О.С.Гладышева;МинистерствообразованияНижегородскойобласти;ГОУДПОНИРО.Н.Новгород:НИРО,2011.
Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 1 –
4классовобщеобразовательныхучреждений.–М.:ООО«ИздательствоАстельАСТ»,2004.5.Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для
первоклассников:Методическое пособие.–М.:ТЦСфера,2003.
Электронныересурсы:
www.edu-"Российскоеобразование"Федеральныйпортал.
www.school.edu-"Российскийобщеобразовательныйпортал".
www.school-collection.edu.ru/
Единая
коллекция
цифровых
образовательныхресурсов.
www.it-n.ru"Сетьтворческихучителей"
Материально-техническое обеспечение.Классная доска трёхэлементная.
Компьютер,акустическиеколонки.Мультимедийныйпроектор.
Интерактивнаядоска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти