Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273, ЧАО, Провиденский городской округ, с.Сиреники, ул. Мандрикова, д.29, тел. (факс) 2-52-37 Рассмотрено: на Педагогическом совете Протокол №_1 от «22 » августа 2024 г. Согласовано: Заместитель директора по ВР ___________/Т.Д.Шараева / « 23 » августа 2024 г Утверждаю: Директор МБОУ «ООШ с. Сиреники __________/ Я. Ю. Щуцкая/ Приказ № 159 – о.д от « 23 » августа 2024 г Рабочая программа внеурочной деятельности курс: «Разговор о здоровье» на 2024 – 2025 учебный год Количество учебных часов: 33 ч (1 час в неделю) ( Подготовительный класс) Составила: Калдар-оол К. К., педагог-психолог с .Сиреники, 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Разговор о здоровье» разработана в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образованияобучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. Вариант 6.3 на 2024 - 2025учебный год; требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), и на основании следующих нормативно – правовых документов: - Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". - Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599– - «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Учебный план АООП (вариант 6.3) на 2024 – 2025 учебный год МБОУ «ООШ с. Сиреники»; - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требовании к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" Основой для разработки рабочей программы является сертифицированная программа по внеурочной деятельности О.С.Гладышевой и И.Ю.Абросимовой "Разговор о здоровье" - НН: ГБОУ ДПОНИРО, 2011. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Рабочая программа «Разговор о здоровье» составлена с учетом особенностей познавательной деятельности, эмоционально – волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направлена на формирование у обучающихся мировоззренческо - ценностных ориентиров на здоровье, здоровый образ жизни и устойчивые модели поведения в природной и социальной среде. Целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена состоянием здоровья обучающихся. Цели изучения курса внеурочной деятельности Цель: формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, способствующей гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Задачи: 1.Всестороннее гармоническое развитие личности обучающихся. 2.Воспитание физически – здорового человека. 3.Формирование у обучающихся мотивации к сохранению и укреплению здоровья. 4.Формирование представлений о факторах, положительно влияющих на здоровье. 5.Развитие умений принимать решения в пользу своего здоровья и оказывать первую помощь в сложных критических ситуациях, связанных с угрозой здоровью. 6.Развитие умений сотрудничать, нести ответственность за принятие решений. 7.Развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья. Курс имеет коррекционную направленность. Основными направлениями коррекционной работы являются: Сенсомоторное развитие: - Развитие зрительного восприятия и узнавания; - Развитие пространственных представлений; - Коррекция отдельных сторон психической деятельности: - Развитие зрительной памяти и внимания; - Развитие слухового внимания и памяти. Развитие основных мыслительных операций и речи: - Умение работать со словесной и письменной инструкциями, алгоритмом; - Обогащение словаря; - Умение планировать деятельность; - Умение систематизировать материал, давать простейшие объяснения; - Умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениям и событиями. Развитие различных видов мышления: - Развитие наглядно – образного мышления; - Развитие словесно – логического мышления; - Коррекция нарушений в развитии эмоционально – личностной сферы. Программа рассчитана на четыре года обучения. На каждом году обучения вводятсяопределенные разделы изучения материала. На первом году обучения программа состоитизследующихразделов:«Яишкола»,«Чтотакоездоровье?»,«Мирвокругия»,«Дыханиеижи знь»,«Хотимбытьздоровыми–действуем!" Программа адресованаобучающимся1классаслегкойумственнойотсталостью(интеллектуальныминарушени ями). Срокреализациирабочейпрограммыпо курсу«Разговороздоровье»–1год. Общаяхарактеристикакурса Курс носит интегрированный характер, обеспечивает преемственность с основнымиучебными дисциплинами начальнойшколы: «Мир природы и человека»,«Физическаякультура».Курсимеетпрактическуюнаправленность,котораяпредполагае тформированиеу младших школьников понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, егобиологических,социальныхидуховныхначал,атакжегармониивзаимодействиясприроднойисо циальнойсредойчерезразличныевидысовместнойработыиупражнения. Главнымрезультатомявляетсяприобретениепрактическихнавыковдетей,ихумениеприни мать решение в пользу своего здоровья и оказывать первую помощь в сложныхкритическихситуациях,связанныхсугрозойздоровьюилижизни. Напервомгодуобучениярешаютсязадачи: формированиеэлементарныхзнанийовзаимозависимостифизическогоипсихическогоздор овья,здоровьячеловекаиокружающейсреды; формированиеустановок,личностныхориентировинормповедения,обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социальногоздоровья; формированиеэлементарныхуменийобщенияинавыковвзаимодействиясосверстникамин апринципахуваженияидоброжелательности,взаимопомощиисопереживания;идругимистаршими людьми(знакомымиинезнакомыми); формированиезнанийоправилахпитания; формированиепредставленийоболезнях(инфекционныхинеинфекционных),причинахих вызывающих; формированиеэлементарныхзнанийоправилахличнойиобщественнойгигиены; формированиепредставленийодыханиииуменийследитьзагигиенойдыхания; формированиеуменийвестиигрынасвежемвоздухе; формирование представлений о правилах безопасного поведения в окружающем мире(поведениенаводоемахвразноевремягода;поведениеснезнакомымилюдьми). Основнойформойорганизациивнеурочнойдеятельностиявляютсязанятия. Припроведениизанятийиспользуетсядеятельностныйподход,которыйспособствует накоплению у обучающихся «эмпирического опыта» в вопросах здоровья издоровогоибезопасногообразажизни. Занятияорганизуютсянаосноведиалоговогообщенияучителяи ученика. Формызанятий: беседа; игры; проблемныеситуации; практическиеупражнения; элементытренинга,«мозговогоштурма»; совместнаядеятельность; диагностика викторины; конкурсы; Видыиформыорганизацииработыназанятии: коллективная;фронтальная;групповая;индивидуальная работа;работа впарах. Описаниеместакурсавучебном плане Содержание курса «Разговор о здоровье» входит в обязательную часть внеурочнойдеятельности и реализует спортивно – оздоровительное направление. В соответствии с Учебным планом МБОУ ООШ с.Сиреники наегоизучениеотводится33чвгод(1ч.внеделю). Планируемыерезультатыосвоениякурса В 1 классе осуществляется достижение обучающимися результатов первого уровня(приобретение обучающимися социальных знаний, понимания социальной реальности иповседневнойжизни):приобретениезнанийобэтикеиэстетикеповседневнойжизничеловека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здоровогообраза жизни; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;оправилахпроведенияисследования. Вструктурепланируемыхрезультатовведущееместопринадлежитличностнымрезультата м(жизненнымкомпетенциям). Основныеличностныерезультаты: Личностныерезультатывнеурочнойдеятельности: Уобучающихсябудутсформированы: адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, насущнонеобходимомжизнеобеспечении; –способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинскогосопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах иправахворганизацииобучения; владениесоциально-бытовымиумениямивповседневнойжизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социальноговзаимодействия(т.е.самой формойповедения,егосоциальнымрисунком); осмыслениеидифференциациякартинымира,еевременнопространственнойорганизации; осмысление социального окружения, своего места в нем, принятиесоответствующихвозрастуценностейисоциальныхролей. потребностииначальныеумениявыражатьсебявразличныхдоступныхинаиболеепривлека тельныхвидахпрактической,спортивно-физкультурнойдеятельности; способностькорганизациисвоейжизнивсоответствииспредставлениямиоздоровомобразе жизни,правахиобязанностяхгражданина,нормахсоциальноговзаимодействия; способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловыеустановкивсвоихдействияхипоступках,приниматьэлементарные решения; Врезультатеосвоениякурса«Разговороздоровье»наконецобученияв1классеобучающиеся овладеютэлементарными знаниямии умениями: оценностисвоегоздоровьяиздоровьядругихлюдейдлясамореализацииличности,ивреде,ко торыйможно нанестиздоровьюразличнымидействиями; овзаимозависимостифизическогоипсихическогоздоровья,здоровьячеловекаиокружающейсред ы; о болезнях(инфекционныхинеинфекционных),причинахихвызывающих; оправилахличнойиобщественнойгигиены; оединствесокружающиммиром(природойисоциумом);какспомощьюоргановчувствонииз учаютокружающиймир; одыхании–основномсвойствевсегоживого,умениеследитьзагигиенойдыхания; вестиигрынасвежемвоздухе; оправилахбезопасногоповедениявокружающеммире(поведениенаводоемахвразноевремя года;поведение с незнакомымилюдьми); Формированиебазовыхучебныхдействий Личностныебазовыеучебныедействия: Уобучающихсябудутсформированы: умениеопределятьивысказыватьподруководствомучителясамыепростыеиобщиедлявсех людей правилаповеденияприсотрудничестве(этическиенормы); -умение делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), какпоступить, в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь наобщиедлявсехпростыеправилаповедения; Регулятивныебазовыеучебныедействия: Обучающиесянаучатся: определятьиформулироватьцельдеятельностиспомощьюучителя; проговариватьпоследовательностьдействий; высказыватьсвоёпредположение(версию)наосновеработысиллюстрацией,умение работатьпопредложенномуучителемплану; совместносучителемидругимиученикамидаватьэмоциональнуюоценкудеятельностиклас са; Познавательныебазовыеучебныедействия: Обучающиесянаучатся: преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы наосновепростейшихмоделей(предметных,рисунков,схематическихрисунков,схем); -наблюдать,классифицировать; находитьиформулироватьсвоерешениеспомощьюпростейшихмоделей(предметных,рису нков,схематическихрисунков); Коммуникативныебазовыеучебныедействия: Обучающиесянаучатся: доноситьсвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюмысльвустнойиписьменнойречи(науро внеодногопредложенияилинебольшого текста). слушатьипониматьречьдругих; работатьвпарахималыхгруппах,выполняяразличныероливгруппе(лидера,исполнителя). Содержаниевнеурочнойдеятельности Яи школа(3ч) Знакомство. Как взаимодействовать и контактировать друг с другом, с учителями встенахшколы.Моиинтересыиздоровье. Чтотакоездоровье(8ч) Здоровье,отчегоонозависит.Основныефакторыздоровьяиихвзаимосвязь.Здоровье тела и души. Здоровье и природа. Здоровье и общество. Образ жизни и здоровье.Нездоровье иболезнь.Какиебываютболезни,причины,их вызывающие.Чтонужнознать, чтобы избежать инфекций. Основные правила личной гигиены: умывание, чистыеруки, носовой платок, чистые зубы, баня, душ. Основные правила общественной гигиены:чистотажилища,улиц,чистотаводы,воздуха ипочвы. Мирвокругия(10ч) Как я воспринимаю окружающий мир. Мои чувства, как они возникают. Органызрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Как чувствуют животные. Нервная система,зачемоначеловеку.Гигиеназрения,слухаидругихоргановчувств.Почемунадозаботитьсяо зрении.Близорукостьидальнозоркость.Почемувреденшум,громкиезвукиигромкаямузыка. Адаптация к условиям природы. Что такое погода, климат. Закаливание организма.Спорт.Игрынасвежемвоздухе.Какигратьнаулице,водворе.Основныеправиладорожно годвижения.Тыитранспорт. Купание. Правила безопасности на водоемах зимой и летом. Как при этом не попастьвбеду.Какоказатьпервуюпомощь. Я и мой внутренний мир. Как я устроен. Мышцы и скелет. Что такое правильнаяосанка. Основные внутренние органы. Мой мозг и моя душа. Я — личность. Основныекачестваличности(эмоции,душевныекачества,деловыекачества,образованность).Како йясейчас—какимстану. Моирешения—моябудущаяжизнь. Дыханиеи жизнь(8ч) Дыхание — основное свойство всего живого. Чем мы дышим. Как мы дышим, какдышат животные и растения. Чистый воздух — это здоровье. Режим и правила дыхания.Как дышат девочки и мальчики. Дыхательные упражнения. Правильно ли мы дышим.Какиеопасностиугрожаютдыханию.Какпомочьчеловекувбеде,еслионпотерялдыхание.С пособыискусственногодыхания. Чистый воздух и инфекционные болезни. Почему вредна пыль дома и на улице.Проветривание помещений. Гигиена жилища (влажная уборка).Как сохранятьчистыйвоздух.Легкиеичистота. Хотимбытьздоровыми-действуем!(4ч) Знаешь,какбытьздоровым,расскажисвоимблизким.Помогидругимсоветом,добрым делом, своими знаниями. Правила общения с товарищами, друзьями, взрослыми.Знакомые и незнакомые люди. Как себя вести среди людей. Стоит ли безоглядно доверятьнезнакомымлюдям.Чтотакоеосторожность.Как вестисебяивзаимодействоватьна «Урокахздоровья». Система оценки достижений результатовобучающихся иформы контроляРезультатывнеурочнойдеятельностипокурсу«Разговороздоровье»оцениваютсяпосред ством анкетирования, диагностирования обучающихся. Основными формамиконтроляявляетсяучастиедетейввыставках,конкурсах,праздниках,мероприятия хразличногоуровня. Тематическоепланирование № Тема I 1 2 угс Яишкола Знакомство Каквзаимодействоватьиконтактироватьдр 3 1 1 другом,сучителямивстенахшколы Моиинтересыиздоровье Чтотакоездоровье? 1 8 Здоровье,отчегоонозависит. Основныефакторыздоровьяиихвзаимосвяз 1 1 3 I Кол -вочасов I 4 5 ь. 0 1 Здоровьетелаидуши. 6 Здоровьеиприрода. 7 Здоровьеиобщество. 8 Образ жизнииздоровье. 9 Нездоровьеи болезнь.Болезни,причины,ихвызывающие.Чтону жно знать,чтобы избежатьинфекций 1 Основныеправилаличнойгигиены:умыван ие, чистыеруки,носовойплаток,чистыезубы,б аня,душ 1 Основные правила общественной гигиены:чистотажилища,улиц,чистотаводы,возду хаи почвы I Мирвокруги я 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 Рассказбеседа,ведение диалоговдискуссий Тесты яоцениваю своёздоровье» «Как практическиезаня тия 1 1 10 II 1 Какявоспринимаюэтотокружающиймир. Моичувства,каконивозникают.Органы зрения,слуха, осязания,обонянияивкуса 1 Какчувствуютдругиеживотные.Нервная система,зачемоначеловеку 1 Гигиеназрения,слухаидругихоргановчувст в.Почему надо заботиться о зрении,близорукостьидальнозоркость.Вредшума, громкихзвуковигромкоймузыки. 1 Адаптациякусловиямприроды.Погода, климат. 1 Закаливаниеорганизма.Спорт.Игрына свежемвоздухе 1 Какигратьнаулице,водворе.Основные правиладорожногодвижения.Тыитранспор т. 1 Купание. Правила безопасности на водоёмахзимойилетом.Какприэтомнепопастьвбе ду.Какоказатьпервую помощь Основныеформы организации занятий ивидыдеятельности Беседы, коллективнаяигра, практическиезанятия сюжетноролеваяигра 1 Познавательныеб еседы, практическиезанятия 1 1 конкурсы рисунков,работавгруппе, 1 1 1 1 составление индивидуальных картбезопасности Какяустроен.Мышцыискелет.Правильная осанка. 2 Моймозг имоядуша.Я– личность.Основныекачестваличности(эмоции,ду шевные качества,деловыекачества,образованность ) 2 Какойясейчас?Какимстану?Моирешения. Моябудущаяжизнь 1 9 0 1 1 1 1 беседыразмышления,ролевыеиг ры I Дыханиеижизнь 8 2 Дыхание–основноесвойствовсегоживого. Чеммыдышим? Какмыдышим,какдышатживотныеи растения. Чистыйвоздух–этоздоровье.Режими правиладыхания. Какдышатдевочкиимальчики.Дыхательны 1 V 2 2 3 2 4 5 6 2 е упражнения.Правильнолимыдышим? 2 Опасности,угрожающиедыханию.Помощь припотересознания.Способыискусственно годыхания. 2 Чистыйвоздухи инфекционныеболезни 1 1 1 1 познавательныебе седы, практическиезанятия; Тест«Какправиль нодышать» работавгруппе,иг ры,беседыразмышления, ролевыеигры, минивыступления 1 7 2 8 ка) 2 9 V 3 0 1 2 3 3 м, Вредпылидомаинаулице.Проветривание помещений.Гигиенажилища(влажнаяубор 1 Лёгкиеичистота.Каксохранитьчистый воздухвприроде. Хотимбытьздоровыми–действуем Знаешь,какбытьздоровым,-расскажисвоим близким Какправильнопомочьокружающимсовето 1 добрым делом, своими знаниями. Правилаобщениястоварищами,друзьями,взрослы ми 3 Правилаповеденияслюдьми(знакомымии незнакомыми) 3 Стоит ли доверять незнакомым людям.Осторожность.Каквестисебяна«Уроках здоровья». Итог 33 часов 4 1 1 1 1 Познавательныеб еседы, практическиезанятия составлениеиндив идуальных картбезопасности Материально–техническоеобеспечение Методическаялитература. 1. Абросимова И.Ю. Формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни умладших школьников: методические рекомендации. Н.Новгород: НГПУ, 2009.2.Программа внеурочнойдеятельности«Разговор оздоровье»(авторы:О.С.Гладышева,зав.кафедройздоровьесбережениявобразовании,И.Ю.Аброс имова,преподавателькафедрыздоровьесбережения вобразовании/НН: ГБОУДПОНИРО,2011.) ГладышеваО.С.Урокиздоровьяиосновыбезопасностижизни:программаинтегрированног окурсадлявнеурочнойдеятельности(начальнаяшкола) О.С.Гладышева;МинистерствообразованияНижегородскойобласти;ГОУДПОНИРО.Н.Новгород:НИРО,2011. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 1 – 4классовобщеобразовательныхучреждений.–М.:ООО«ИздательствоАстельАСТ»,2004.5.Обухова Л. А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников:Методическое пособие.–М.:ТЦСфера,2003. Электронныересурсы: www.edu-"Российскоеобразование"Федеральныйпортал. www.school.edu-"Российскийобщеобразовательныйпортал". www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательныхресурсов. www.it-n.ru"Сетьтворческихучителей" Материально-техническое обеспечение.Классная доска трёхэлементная. Компьютер,акустическиеколонки.Мультимедийныйпроектор. Интерактивнаядоска