РП ВД Азбука финансовой грамотности 1-4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.(факс)
2-52-37

Рассмотрено:
на Педагогическом совете
Протокол №_1
от
«22 » августа 2024 г.

Согласовано:
Заместитель директора
по ВР
___________/Т.Д.Шараева /
« 23 » августа 2024 г

Утверждаю:
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники
__________/ Я. Ю. Щуцкая/
Приказ № 159 – о.д
от « 23 » августа 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Азбука финансовой грамотности»
(направление – интеллектуальный марафон)
1 – 4 классы
Уровень образования: начальное общее образование

Составил: Шараева Т.Д.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории

Сиреники, 2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука финансовой
грамотности» на уровне начального общего образования составлена на основе
Требований к результатам освоения программы начального общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы
начального общего образования (далее – ФОП НОО), учебной программы по
финансовой грамотности (Е. Вигдорчик, И. Липсиц, Ю. Корлюгова. Учебная
программа «Финансовая грамотность» 1 -4 класс. - М.: Вита-Пресс, 2015. Издание
подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской
Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации». Программа курса внеурочной деятельности «Азбука финансовой
грамотности» также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в рабочей
программе воспитания.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Азбука финансовой грамотности»
Программа «Азбука финансовой грамотности» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации
обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и
практической деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными
заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Начальное финансовое образование является одним из факторов,
оказывающих влияние на становление личности ребёнка в его отношении к
материальным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший
школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их
удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор,
представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что
такое цена товара и от чего она зависит, как создаётся богатство, как им возможно
распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести
детям ту финансовую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс «Азбука финансовой грамотности» в начальной школе носит
пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению
финансового
компонента
предметов
«Обществознание»,
«География»,
«Технология», «История» в основной школе.
Цели изучения курса внеурочной деятельности
«Азбука финансовой грамотности»
Цель:
развитие
экономического
образа
мышления,
воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в
семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи. В процессе финансового
образования учащиеся получают представления о том как экономить деньги,
насколько важно ставить финансовые цели, как долгосрочные, так и краткосрочные,

как инвестировать свои деньги и заставить их работать на себя, как с помощью
современных технологий и систем сохранять контроль над своими деньгами.
Младшие школьники начинают осознавать, что он единственный в мире человек,
который может принимать решения о своих деньгах.
Задачи:
 формировать активную жизненную позицию;
 развивать экономический образ мышления;
 воспитывать ответственность и нравственное поведение в области
экономически
 отношений в семье и обществе.
Логика программы представляет собой систему содержательных линий. Она
построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для
изучения последующих. Программа раскрывает содержание курса внеурочной
деятельности «Азбука финансовой грамотности», её изучение даёт возможность:
1. Формировать у учащихся представление о финансовых взаимоотношениях как
сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его
потребностей;
2. Обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с
его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
3. Развивать основы потребительской культуры;
4. Расширять активный словарь учащихся, включая в него финансовые термины;
5. Способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых
социальных ролей — «покупатель», «потребитель», и функций, их
характеризующих;
6. Формировать бережливость, экономность, трудолюбие;
7. Показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования
нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Взаимосвязь с программой воспитания
•

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
• вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
• формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
• поощрение педагогами детских инициатив.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их
любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них
культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое
мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1
час в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной
деятельности по русскому языку отводится 135 часов:
в 1 классе — 33 часов (1 час в неделю),
в 2 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе — 34 часов (1 час в неделю),
в 4 классе — 34 часа (1 час в неделю).
•
•
•
•
•
•
•

Формы проведения занятий учебного курса:
предметные недели;
библиотечные уроки
ситуационная игра;
образно-ролевые игры;
исследовательская деятельность;
урок-практикум;
дискуссия, обсуждение.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
1класс

Тема 1. Наличные деньги. Пословицы и поговорки о деньгах. Сказки, в которых
герои получают и тратят деньги. Деньги России и других стран. Монеты и банкноты.
Защита от подделок. Учимся считать деньги.
Тема 2. Безналичные деньги. Безналичные деньги. Пластиковая карта. Детская
банковская карта. Функции банкомата. Оплата покупок пластиковой картой.

Тема 3. Семейный бюджет. Откуда в семье деньги. Основные доходы семьи.
Заработная плата. Пенсии, стипендии, пособия. Основные траты семьи. Расходы на
самое необходимое и непредвиденные расходы. Разумные и неразумные траты.
Карманные деньги.
Тема 4. Поход в магазин. Продовольственные и промышленные магазины. Правила
поведения в магазине. Права потребителя. Грамотные покупки. Цена товара. Срок
годности товара.
2 класс
Тема 1: Что такое деньги и откуда они взялись Появление обмена товарами.
Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров с высокой
ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость)
делают их удобными товарными деньгами. Появление монет. Первые монеты
разных государств.
Тема 2: Рассмотрим деньги поближе.
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок Устройство монеты. Изобретение
бумажных денег. Защита монет от подделок. Современные монеты. Способы
защиты от подделок бумажных денег.
Тема 3: Какие деньги были раньше в России Древнерусские товарные деньги.
Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Первые русские монеты.
Тема 4: Современные деньги России и других стран Современные деньги России.
Современные деньги мира. Появление безналичных денег. Безналичные деньги как
информация на банковских счетах. Проведение безналичных расчётов. Функции
банкоматов.
3класс
Тема 1: Откуда в семье деньги.
Деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии. Собственник может получать
арендную плату и проценты. Государство помогает пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным. При нехватке денег их можно взять
взаймы. Существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей деньги.
Тема 2: На что тратятся деньги
Люди постоянно тратят деньги на товары и услуги. Расходы бывают обязательными
и необязательными. Для покупки мебели, бытовой техники, автомобиля чаще всего
приходится делать сбережения. Если сбережений не хватает или появляются
непредвиденные расходы, деньги можно взять в долг. Некоторые люди тратят много
денег на хобби, а иногда и на вредные привычки.
Тема 3: Как умно управлять своими деньгами Бюджет – план доходов и расходов.
Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем.

Тема 4: Как делать сбережения. Если доходы превышают расходы, образуются
сбережения. Сбережения, вложенные в банк или ценные бумаги, могут принести
доход.
4 класс
Тема 1: Что такое деньги и какими они бывают.
Как появились деньги. Причиной возникновения обмена является специализация. В
результате обмена должны выиграть обе стороны. Бартерный обмен неудобен в
связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности. Товарные
деньги облегчают процесс обмена. В разных регионах в качестве денег
использовались разные вещи. Основными товарными деньгами становятся
драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. В связи с проблемами
изготовления и безопасности перевозки появляются бумажные деньги.
Покупательная сила денег может меняться.
Тема 2: История монет.
Монеты чеканили из благородных металлов. Первые монеты появились в
Лидийском царстве. Качество монет гарантировалось государственной печатью.
Монеты имели хождение в Греции, Иране, Римской империи. В Китае и Индии были
собственные монеты. На Руси монеты появились в Х веке. Монеты чеканили
княжества. При образовании централизованного государства монеты стали едиными
Тема 3. Бумажные деньги.
Монеты и купюры являются наличными деньгами. Первоначально бумажные деньги
были обеспечены золотом. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при
Екатерине II. Бумажные деньги удобны в обращении, но менее долговечны.
Бумажные деньги защищают от подделок. Изготовление фальшивых денег является
преступлением.
Тема 4. Безналичные деньги.
Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги
(процентные платежи), а заёмщики банку платят. Безналичные деньги являются
информацией на банковских счетах. Современные банки используют пластиковые
карты.
Тема 5. Валюты.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты.
Национальной валютой России является рубль. Государства хранят запасы
иностранных валют и золота, которые называются золотовалютными резервами.
Валюты, в которых хранятся резервы, называются резервными. Их используют для
международных расчётов. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте,
называется валютным курсом.
Тема 6. Из чего складываются доходы в семье? Откуда в семье берутся деньги.
Основным источником дохода современного человека является заработная плата.
Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли.
Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ).

Собственник может получать арендную плату и проценты. Доход также приносит
предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям,
инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии,
стипендии, пособия.
Тема 7. Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать? На
что семьи тратят деньги.
Люди расходуют деньги на питание, покупку одежды и обуви, коммунальные
услуги, транспорт, связь, медицинское обслуживание и лекарства, образование,
отдых, развлечения и пр. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и
престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные,
сезонные и переменные.
Тема 8. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал.
Как правильно планировать семейный бюджет. Бюджет – план доходов и расходов.
Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если
доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают
доходы, образуются долги. В этом случае необходимо либо сократить расходы, либо
найти дополнительный источник доходов. Для крупных покупок или для
непредвиденных расходов надо делать сбережения. В противном случае придётся
брать кредит и платить проценты.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
При изучении курса ученики получают знания о семье как экономической
единице общества. Учащиеся узнают, что представляют собой такие качества
личности, как экономность, бережливость. Изучая тему «Семейный бюджет»,
школьник узнает, откуда в семье появляются деньги и на что они тратятся. Таким
образом, актуализируются их представления о планировании расходов. Тема «Поход
в магазин» поднимает важные вопросы о правилах поведения в магазине, дети
учатся считать деньги, планировать покупки, внимательно обращаться с наличными
и безналичными деньгами.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного,
эстетического, экологического и трудового воспитания
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного
отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему
своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и
правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для
себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения универсальными учебными познавательными
действиями:
 сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать
аналогии; определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты;
 находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основеи противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма;
 выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма;
 устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;
 выбирать источник получения информации;
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или
на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными
действиями:

 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
 готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными
действиями:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
• понимать и правильно использовать финансовые термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный
бюджет
• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их
решения;
• проведение элементарных финансовых расчётов
Результат 1-го года обучения:
К концу 1 -го года обучения школьники узнают:
 что изучает экономика;
 что такое потребности, какие бывают потребности, возможности их
удовлетворения; отличия товаров и услуг, кто производит товары и услуги;
 для чего нужна реклама, роль рекламы в продвижении товаров и услуг;
 что такое деньги, их роль в жизни людей, деньги старинные и современные,
деньги разных стран;
 что такое маркетинг.
Будут уметь:

 выделять общие и основные потребности, находить источники
удовлетворения;
 пользоваться деньгами;
 классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;
 определять цену товара.

их

Результаты 2-го года обучения:
К концу 2-го года обучения школьники узнают:
 выделять физиологические и духовные потребности;
 виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;
 что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и
издержки;
 что такое сделки и посредники; доля посредника;
 для чего нужен график; виды графиков;
 что такое аренда; виды аренды;
 крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
Будут уметь:
 определять по формулам, чему равен доход и прибыль;
 чертить элементарные графики доходов и расходов;
 отличать настоящие деньги от фальшивых;
 решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:
К концу 3-го года обучения школьники узнают :
 что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;
 что такое акционерное общество, как оно создается;
 почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;
 виды рекламы, правила рекламы;
 как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные
профессии вашей местности;
 налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
Обучающиеся будут уметь:
 различать качественный и некачественный товар,
 чертить кривую развития экономики,
 определять вид ценной бумаги,
 составлять рекламный текст;
 решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:
К концу 4-го года обучения школьники узнают:
 какие бывают потребности;
 каковы источники удовлетворения потребностей;
 почему все потребности нельзя удовлетворить;
 что такое деньги; их роль в жизни человека;
 что такое доходы и расходы;
 где можно приобрести товары и услуги;
 что такое «источники доходов»;

 что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена»,
«зарплата» и другие экономические понятия;
 о взаимоотношениях продавца и покупателя;
 значение труда в удовлетворении потребностей;
 о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей
людей.
Обучающиеся должны уметь:
 анализировать свои потребности;
 выделять основные и особые потребности;
 определять источники удовлетворения различных потребностей;
 пользоваться деньгами;
 определять источники доходов и расходов;
 объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
 совершать элементарные покупки в магазине;
 анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении
потребностей.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование
разделов/тем
Наличные деньги
(9 ч)

Безналичные деньги
(6 ч)

Содержание образования
1 КЛАСС (33 ч)
Составление сборника
пословиц и поговорок о
деньгах;
Чтение отрывков сказок,
просмотр соответствующих
фрагментов мультфильмов;
Рисование сказочных денег;
Игра «Монеты и банкноты»;Рассматривание коллекций
разных монет

Игра: «Маленький финансист».
Рисование пластиковой карты.

Виды
образовательной
деятельности

ЭОР

Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности,
Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм,
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская

https://моифи
нансы.рф/mat
erialsfiles/
https://fgprofi.
ru/news/
https://моифи
нансы.рф/
https://fgprofi.
ru/news/

https://моифи
нансы.рф/mat
erialsfiles/
https://fgprofi.
ru/news/
https://моифи
нансы.рф/
https://fgprofi.
ru/news/

Семейный бюджет
(9 ч)

Деловая игра «Учимся
распределять семейный
бюджет»; Ментальная карта
«Доходы и расходы моей
семьи»;

Поход в магазин
(9 ч)

Игра в магазин «Юный
покупатель»;
Виртуальная экскурсия по
супермаркету;
Коллаж «Магазин для
первоклассников»

Что такое деньги и
откуда они взялись?
(9 ч)

2 КЛАСС (34 ч)
Объяснять причины и
приводить примеры обмена.
Объяснять проблемы,
возникающие при обмене.
Описывать свойства товарных
денег.
Приводить примеры товарных
денег.
Приводить примеры первых
монет

деятельности.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности
Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности
Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности
Итого:
Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности.
ситуационная игра,
образно-ролевые

https://моифи
нансы.рф/mat
erialsfiles/
https://fgprofi.
ru/news/
https://моифи
нансы.рф/
https://fgprofi.
ru/news/

https://моифи
нансы.рф/mat
erialsfiles/
https://fgprofi.
ru/news/
https://моифи
нансы.рф/
https://fgprofi.
ru/news/

33
https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

Рассмотрим деньги
поближе. Защита от
подделок (8 ч)

Какие деньги были
раньше в России (7
ч)

Современные
деньги России и
других стран (10 ч)

Откуда в семье
деньги (10 ч)

Объяснять, почему появились
монеты.
Описывать купюры и монеты.
Сравнивать металлические и
бумажные деньги.
Объяснять, почему
изготовление фальшивых денег
является преступлением.

Описывать старинные
российские деньги.
Объяснять происхождение
названий денег.

Описывать современные
российские деньги.
Решать задачи с
элементарными денежными
расчётами.
Объяснять, что такое
безналичный расчёт и
пластиковая карта.
Приводить примеры
иностранных валют.
3 КЛАСС (34 ч)
Описывать и сравнивать
источники доходов семьи.
Объяснять причины различий в
заработной плате.
Объяснять, кому и почему

игры
исследовательская
деятельности
Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности
Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности,
Кейс (ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм.
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности
Итого:
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности, урок-

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

34
https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.

платят пособия.
Приводить примеры того, что
можно сдать в аренду.

На что тратятся
деньги (6 ч)

Как умно управлять
своими деньгами
(6 ч)

Объяснять, что влияет на
намерения людей совершать
покупки.
Сравнивать покупки по степени
необходимости.
Различать планируемые и
непредвиденные расходы.
Объяснять, как появляются
сбережения и долги.

Объяснять, как управлять
деньгами.
Сравнивать доходы и расходы.
Объяснять, как можно
экономить.
Составлять бюджет на простом
примере.

практикум,
дискуссия,
обсуждение беседа,
игровая
деятельность,
практические
занятия,
кейс(ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм, мозаика,
«Один — два —
вместе», тестовые
задания с
открытым ответом,
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности, урокпрактикум,
дискуссия,
обсуждение беседа,
игровая
деятельность,
практические
занятия,
кейс(ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм, мозаика,
«Один — два —
вместе», тестовые
задания с
открытым ответом,
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности, урокпрактикум,
дискуссия,
обсуждение беседа,

ru/news/

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

Как делать
сбережения (12 ч)

Что такое деньги и
какими они бывают
Как появились
деньги? (18 ч)

Из чего
складываются
доходы в семье?
Откуда в семье
берутся деньги (5 ч)

Объяснять, в какой форме
можно делать сбережения.
Приводить примеры доходов от
различных вложений денег.
Сравнивать разные виды
сбережений.

4 КЛАСС (34 ч)
Объяснять выгоды обмена.
Описывать свойства предмета,
выполняющего роль денег.
Объяснять, почему
драгоценные металлы стали
деньгами.
Описывать ситуации, в которых
используются деньги.
Объяснять, почему бумажные
деньги могут обесцениваться.
Сравнивать преимущества и
недостатки разных видов денег.
Составлять задачи с денежными
расчётами.

Описывать и сравнивать
источники доходов семьи.
Объяснять причины различий в
заработной плате.
Объяснять, как связаны
профессии и образование.

игровая
деятельность,
практические
занятия
Беседа,
практические
занятия, сюжетноролевая игра.
мозаика, «Один —
два — вместе»,
тестовые задания с
открытым ответом,
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры,
исследовательская
деятельность, урокпрактикум,
дискуссия,
обсуждение
Итого:
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности, урокпрактикум,
дискуссия,
обсуждение беседа,
игровая
деятельность,
практические
занятия,
кейс(ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм, мозаика,
«Один — два —
вместе», тестовые
задания с
открытым ответом,
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
кейс(ситуации из
реальной жизни с
разработанными к
ней вопросами),
аукцион, мозговой
штурм, мозаика,

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

34
https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

Объяснять, что взять деньги
взаймы можно у знакомых и в
банке.
Описывать ситуации, при
которых выплачиваются
пособия, приводить примеры
пособий.
Объяснять причины, по
Почему семьям
которым люди делают покупки.
часто не хватает
денег на жизнь и как Описывать направления
расходов семьи.
этого избежать? На
Рассчитывать доли расходов на
что семьи тратят
деньги (6 ч)
разные товары и услуги.
Сравнивать и оценивать виды
рекламы.
Обсуждать воздействие
рекламы и промоакций на
принятие решений о покупке.
Составлять собственный план
расходов.
Сравнивать доходы и расходы и
Деньги счёт любят,
принимать решения.
или как управлять
Объяснять последствия
своим кошельком,
образования долгов.
чтобы он не
пустовал. (5 ч)
Составлять семейный бюджет
на условных примерах

«Один — два —
вместе», тестовые
задания с
открытым ответом,
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
ситуационная игра,
образно-ролевые
игры
исследовательская
деятельности, урокпрактикум,
дискуссия,
обсуждение беседа,
игровая
деятельность,
практические
занятия
урок-практикум,
дискуссия,
обсуждение беседа,
игровая
деятельность,
практические
занятия
Итого:
Итого:

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/

https://моифи
нансы.рф/mat
erials-files/
https://fgprofi.
ru/news/
34
135

Приложение
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
11.

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
1 КЛАСС
Наличные деньги
Пословицы и поговорки о деньгах. Сказки, в которых
герои получают и тратят деньги
Деньги России. Вчера и сегодня
Деньги других стран
Наличные деньги
Монеты
Учимся считать монеты.
Наличные деньги. Банкноты
Учимся считать банкноты. Защита монет и банкнот
от подделок
Итоговое занятие. Игра «Монеты и банкноты».
Безналичные деньги
Пластиковая карта. Безналичные деньги

Кол-во
часов
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6ч
1

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Детская банковская карта
Функции банкомата
Оплата покупок пластиковой картой
Игра: «Маленький финансист».
Итоговое занятие на тему: «Безналичные деньги»
Семейный бюджет
Откуда в семье деньги. Основные доходы семьи.
Заработная плата
Пенсии, стипендии, пособия
Клады, лотереи, наследство
Куда уходят деньги. Основные траты семьи
Расходы на самое необходимое и непредвиденные
расходы
Расходы на отдых. Хобби. Вредные привычки
Карманные деньги
Разумные и неразумные траты.
Деловая игра «Учимся распределять семейный
бюджет». Итоговое занятие на тему: «Семейный
бюджет»
Поход в магазин
Продовольственные и промышленные магазины
Кто работает в магазине
Как вести себя в магазине
Права потребителя
Учусь покупать грамотно
Цена товара. Ценник
Срок годности товара
Итоговое занятие. Игра в магазин «Юный
покупатель»
Итоговое занятие. Игра в магазин «Юный
покупатель»
ИТОГО:
2 КЛАСС
Что такое деньги и откуда они взялись?
Что такое деньги?
Как появились деньги. Появление обмена товарами
Как появились деньги. Появление обмена товарами
Проблемы товарного обмена
Появление первых денег — товаров с высокой
ликвидностью
Свойства драгоценных металлов
Появление первых монет
Первые монеты разных государств
Что такое деньги и откуда они взялись?
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок.
Устройство монеты
Изобретение бумажных денег
Изобретение бумажных денег
Защита монет от подделок
Современные монеты
Способы защиты от подделок бумажных денег

1
1
1
1
1
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33ч
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8ч
1
1
1
1
1
1

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Способы защиты от подделок бумажных денег
Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок
Какие деньги были раньше в России
Древнерусские товарные деньги
Какие деньги были раньше в России. Клады.
«Меховые деньги».
Происхождение слов «деньги»,«рубль», «копейка»
Первые русские монеты. Деньга и копейка
Рубль, гривенник и полтинник
Пословицы и поговорки про деньги
Дизайн купюры сказочной страны
Современные деньги России и других стран.
Современные деньги России
Современные деньги мира
Современные деньги мира. Доллары и евро – самые
известные иностранные деньги
Появление безналичных денег. Безналичные деньги
как информация на банковских счетах.
Проведение безналичных расчётов
Функции банкоматов
Наличные и безналичные деньги.
Электронные деньги
Современные деньги России и других стран
Итоговое занятие. Защита проектов
ИТОГО:
3 КЛАСС
Откуда в семье деньги
Откуда деньги в семье
Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад
Основной источник дохода современного человека
Сдельная зарплата. Почасовая зарплата
Помощь государства пожилым людям, инвалидам,
студентам, семьям с детьми и безработным
Пенсия. Стипендия. Пособие
Денежный займ
Имущество. Аренда
Проценты по вкладам. Кредиты.
Мошенничество
На что тратятся деньги
Обмен денег на товары и услуги
Расходы. Продукты. Коммунальные платежи
Обязательные и необязательные расходы
Сбережения
Долги. Вредные привычки. Хобби
На что тратятся деньги?
Как умно управлять своими деньгами
Бюджет – план доходов и расходов
Учёт доходов и расходов
Сравниваем доходы и расходы
Способы экономии
Способы экономии

1
1
7ч
1
1
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1

Как умно управлять своими деньгами
Как делать сбережения
23.
Превышение доходов над расходами. Сбережения.
24.
Копилки. Коллекционирование
25.
Вложения в банк или ценные бумаги
26.
Банковский вклад.
27.
Недвижимость
28.
Ценные бумаги.
29.
Фондовый рынок
30.
Акции. Дивиденды
31.
Сравниваем разные виды сбережений
32.
Откуда в семье деньги и на что тратятся деньги
33.
Как умно управлять своими деньгами и как делать
сбережения.
34.
Итоговое занятие. Защита проектов
4 КЛАСС
Что такое деньги и какими они бывают
1.
История появления денег
2.
Как появились деньги
3.
Товарные деньги
4.
Преимущества и недостатки разных видов товарных
денег
5.
История монет
6.
Первые монеты на Руси
7.
Устройство монет.
8.
Бумажные деньги
9.
Защита бумажных денег от подделок
10.
Защита бумажных денег от подделок
11.
Безналичные деньги
12.
Принцип работы пластиковой карты.
13.
Безналичные деньги на банковских счетах.
14.
Банковские карты. Расчётные (дебетовые) карты.
Кредитные карты
15.
Валюты.
16.
Валютный курс. Резервная валюта
17.
Проведение простых расчетов с использованием
валютного курса
18.
Викторина по теме «Деньги».
Из чего складываются доходы в семье
19
Откуда в семье берутся деньги
20.
Минимальный размер оплаты труда.
21.
Дополнительные доходы
22.
Доходы нетрудоспособных
23.
Потребительская корзина. Прожиточный минимум
Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать
24.
На что семьи тратят деньги. Классификация расходов
25.
Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы
26.
Обязательные расходы. Желательные расходы
27.
Переменные расходы. Сезонные расходы
28.
Воздействие рекламы на принятие решений о
покупке
22.

1
12 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5ч
1
1
1
1
1
6ч
1
1
1
1
1

Составление собственного плана расходов
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком,
чтобы он не пустовал
Как правильно планировать семейный бюджет
Семейный бюджет
Сбережения (накопления).
Долг
Итоговое занятие. Защита проектов
ИТОГО:
ИТОГО:

29.

30.
31.
32.
33.
34.

1
5ч
1
1
1
1
1
34 ч
135 ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет:
1. https://моифинансы.рф/materials-files/
2. https://fgprofi.ru/news/
3. http://хочумогузнаю.рф/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти