Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский район, села Сиреники, ул. Мандрикова, 29,
тел. (факс)2-52-37
E-mail: sireniki_school@mail.ru
Утверждаю:
И.о. директора
МБОУ «ООШ с. Сиреники»
_ _______ /Тарасенко Е.Э./
« 25_» августа_ 2025 г.
Учебный план с пояснительной запиской
по внеурочной деятельности для 1 класса
(по ФГОС – 2021 и ФОП НОО при пятидневной учебной неделе)
МБОУ «ООШ с. Сиреники»
на 2025 – 2026 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану по внеурочной деятельности 1 класса
на 2025 – 2026 учебный год
(по ФГОС – 2021 и ФОП при пятидневной учебной неделе)
План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом
реализации основной образовательной программы и обеспечивает введение в действие и
реализацию требований раздела «Федеральный план внеурочной деятельности» из .ФОП
(п. 173 ФОП НОО).
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого в МБОУ «Основная
общеобразовательная школа села Сиреники».
Цель: внеурочной деятельности: создание благоприятных условий для проявления
и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно нравственных ценностей и культурных традиций.
- Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
обеспечивать благоприятную адаптацию ребенка в школе;
- оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
- выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к
различным видам деятельности;
- создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере
внеурочной деятельности;
- формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении
деятельности;
- развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
- создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- расширять рамки общения в социуме.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности
опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей, обучающихся и их родителей. Для этого
необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с
кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной
образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей,
поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности
школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания
обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,
предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления
проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши
для удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной
деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени
проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка,
студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого
в образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов
внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в
достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только
личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного
учреждения.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются
в
деятельностных
формулировках,
что
подчеркивает
их
практико-ориентированные
характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ «Основная
общеобразовательная школа села Сиреники»:
• особенности образовательной организации (условия функционирования, тип
школы, особенности контингента, кадровый состав);
• результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы
и трудности их учебной деятельности;возможность обеспечить условия для
организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с
урочной деятельностью;
• особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основным
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организацией предусмотрена:
Инвариантная часть:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник);
1 час в неделю - на занятия, направленные по формированию финансовой направленности
обучающихся «Азбука финансовой грамотности».
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся «Тропинка в профессию».
Вариативная часть:
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение потребности обучающихся
в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней: «Эскимосский язык» и «Чукотский язык».
1 час в неделю – на занятия, связанные с реализацией интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе изучение отдельных учебных
предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательскую деятельность,
историческое просвещение): «Занимательный английский», «Занимательная геометрия»;
«Эколята»; «Страна информатики»;
1 час в неделю – на занятия, направленные сохранение, развитие т реализацию единого
образовательного пространства России проект «Орлята России».
Обязательная часть учебного плана
При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного
учреждения педагогическими работниками школы были разработаны следующие
направления программы внеурочной деятельности:
✓ спортивно–оздоровительное;
✓ проектно-исследовательская;
✓ коммуникативная;художественно–эстетическое;
✓ информационная культура;
✓ интеллектуальный марафон;
✓ социально-гуманитарная;
✓ «Учение с увлечением».
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям Школа
определяет самостоятельно.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее
воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания
образовательной организации в форме отличной от урочной. С целью реализации принципа
формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы
внеурочной деятельности используются через реализацию оптимизационной модели
Внеурочной Деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
формированию функциональной грамотности:
Модель плана внеурочной
деятельности
Преобладание учебно познавательной деятельности
Содержательное наполнение
- занятия обучающихся по
формированию функциональной
грамотности;
- занятия обучающихся с
педагогами, сопровождающими
проектно-исследовательскую
деятельность;
- профориентационные занятия
обучающихся.
Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося
определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня.
Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются
педагогами школы самостоятельно на основе запросов обучающихся и родителей
(законных представителей) в соответствии с Программой внеурочной деятельности НОО
школы с учётом видов и направлений внеурочной деятельности на каждый учебный год.
Допускается использование авторских программ.
Программа внеурочной деятельности должна соответствовать нормативноправовым требованиям к организации внеурочной деятельности. Количество часов,
отведенных на освоение обучающимися курсов внеурочной деятельности в совокупности
не превышает величину недельной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения.
План включает в себя следующие нормативы:
1) Недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
2) Недельное количество часов на реализацию программ по каждому
направлению развития личности.
Продолжительность учебного года составляет:
1 класс – 33 недели;
2 класс – 34 недели;
3 класс – 34 недели;
4 класс - 34 недели.
Продолжительность учебной недели: 1 - 4 классы - 5 дней.
Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в
МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» не превышает предельно
допустимую. В первом классе с целью реализации «ступенчатого» метода постепенного
наращивания учебной нагрузки, в соответствии с СанПиН, обеспечивается организация
адаптационного периода, продолжительность занятия для обучающихся 1 класса
составляет 35 минут. Для учащихся 2 - 4 классов - 40 минут. Обязательная (максимальная)
нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ «ООШ с. Сиреники» не
превышает предельно допустимую. Перемена между занятиями внеурочной деятельности
длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений (в
соответствии с нормами СанПин.). Между началом внеурочной деятельности и последним
уроком организуется перерыв не менее 1 часа для отдыха детей, что соответствует
требованиям СанПин 2 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 года № 28 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). С целью профилактики утомления,
нарушения зрения и осанки обучающихся, на занятиях проводятся физкультминутки,
гимнастика для глаз.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС – 2021 и ФОП НОО
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от
классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная
деятельность организуется через следующие формы:
Главный ориентир – формы внеурочной деятельности отличаются от форм урочной
деятельности и носят творческий, исследовательский характер (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).
Это могут быть спортивные и творческие студии, дискуссионный клуб, литературный
кружок и др. При выборе конкретных форм, школа ориентируется на ФОП с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей или
законных представителей и собственных возможностей. Например, проведение
общественно полезных практик, исследовательской деятельности, образовательных
проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещение театров, музеев и иные.
Формы внеурочной деятельности выбираются так, чтобы они предполагали
активное участие школьников в практической деятельности и самостоятельность, сочетали
индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу, с учетом специфики
коммуникативной деятельности разных направлений и возможности применения средств
ИКТ.
№
1.
Направление внеурочной
Основное содержание занятий
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
ИнформационноОсновная цель: развитие ценностного
просветительские
занятия отношения обучающихся к своей Родине –
патриотической, нравственной России, населяющим ее людям, ее уникальной
и
экологической истории, богатой природе и великой культуре.
направленности: «Разговоры о Основная
задача:
формирование
важном», «Эколята»
соответствующей
внутренней
позиции
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в
обществе. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории
и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением
природы,
ориентацией
в
мировой
художественной культуре и повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам
2.
Занятия по формированию
финансовой
грамотности
обучающихся
:
«Азбука
финансовой грамотности»
3.
Занятия, направленные на
удовлетворение
профориентационных
интересов и потребностей
обучающихся: «Тропинка в
профессию»
4.
Занятия,
связанные
с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей обучающихся,
информационной культуры:
«Азбука
финансовой
грамотности»,
«Страна
информатики»,
«Занимательная геометрия»
Основная цель: развитие способности
обучающихся
применять
приобретенные
знания, умения и навыки для решения задач
в различных сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
финансовой грамотности направленной на
развитие креативного мышления и глобальных
компетенций
Основная цель: развитие ценностного
отношения обучающихся к труду как
основному способу достижения жизненного
благополучия и ощущения уверенности в
жизни.
Основная задача: формирование готовности
школьников
к
осознанному
выбору
направления продолжения своего образования
и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального образования; создание
условий для развития над профессиональных
навыков (общения, работы в команде,
поведения в конфликтной ситуации и т. п.);
создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности
Основная
цель:
интеллектуальное
и
общекультурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям как залогу
их собственного будущего и к культуре в
целом как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные
направления
деятельности:
занятия
по
дополнительному
или
углубленному изучению учебных предметов
или
модулей;
занятия
в
рамках
исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального
компонента образования или особыми
этнокультурными интересами участников
образовательных отношений; дополнительные
занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы
5.
Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии,
проектноисследовательской
деятельности,
помощь
в
самореализации, раскрытии и
развитии
способностей
и
талантов:
«Эскимосский
язык», «Чукотский язык»
6.
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся,
на
педагогическое
сопровождение деятельности
социально ориентированных
ученических
сообществ,
детских
общественных
объединений,
органов
ученического самоуправления,
на организацию совместно с
обучающимися
комплекса
мероприятий воспитательной
направленности:
«Орлята
России»
или трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей, обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у
них чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы
воли,
ответственности,
формирование
установок на защиту слабых; оздоровление
школьников, привитие им любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, развитие
их самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений –
заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и нести
ответственность, отстаивать свою точку зрения
и принимать другие точки зрения. Основная
задача:
обеспечение
психологического
благополучия
обучающихся
в
образовательном
пространстве
школы,
создание
условий
для
развития
ответственности за формирование макро - и
микрокоммуникаций, складывающихся в
образовательной организации, понимания зон
личного влияния на уклад школьной жизни
Недельный учебный план внеурочной деятельности ФГОС – 2021 и ФОП
НОО на 2025– 2026 учебный год (1 класс)
Направления
внеурочной
деятельности
Программа (курс)
Спортивнооздоровительное
Проектноисследовательская
Коммуникативная
Обязательная часть
-
Всего
(год)
-
Кружок «Эколята»
1
1
Кружок «Тропинка в
профессию»
Кружок «Занимательный
английский»
Кружок «Страна
информатики»
Классный час «Разговоры
о важном»
https://razgovor.edsoo.ru
Кружок «Азбука
финансовой грамотности»
Кружок «Занимательная
геометрия»
Кружок «Орлята России»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Кружок «Чукотский язык»
Кружок «Эскимосский
язык»
Итого по УП
1
1
1
1
10
10
Художественно–
эстетическое
Информационная
культура
Интеллектуальный
марафон
Социальногуманитарная
«Учение с
увлечением»
Количество часов в год
I
Годовой учебный план внеурочной деятельности ФГОС – 2021 и ФОП НОО
на 2025– 2026 учебный год (1 класс)
Направления
внеурочной
деятельности
Формы занятий
(основные)
Спортивнооздоровительное
Проектноисследовательская
Коммуникативная
Количество часов в год
I
Обязательная часть
Кружок «Подвижные
игры»
Кружок «Эколята»
33
Кружок «Тропинка в
профессию»
Художественно–
Кружок «занимательный
эстетическое
английский»
Информационная
Кружок «Страна
культура
информатики»
Классный час
«Разговоры о важном»
https://razgovor.edsoo.ru
Интеллектуальный Кружок «Азбука
марафон
финансовой
грамотности»
Кружок «Занимательная
геометрия»
СоциальноКружок «Орлята
гуманитарная
России»
«Учение с
Кружок «Чукотский
увлечением»
язык»
Кружок «Эскимосский
язык»
Итого по УП
Всего
(год)
33
33
33
33
33
33
33
33
33
33
33
33
33
33
33
66
66
330
330
Недельный учебный план внеурочной деятельности
для обучающихся 1 класса
Направления
Название
Описание
Спортивнооздоровительное
Проектноисследователь
-ская
-
-
Кружок
«Эколята»
Формы
организации
-
Поддерживать
Творческие
искренний интерес проекты
ребёнка
к
окружающему,
бережное
отношение
к
природе.
Формирования
экологической
культуры младших
школьников состоит
Количест
во часов
в неделю
1
Ответствен
ный
Бороздина
Р.И.
Коммуникативная
Художественноэстетическое
(творческая)
Информацион
ная культура
в
воспитании
ответственного,
бережного
отношения
к
природе.
Кружок
Деятельность
«Тропинка в направлена
на
профессию» реализацию
способностей через
развитие интереса к
разным видам сферы
деятельности
Кружок
Позволяет
«Занимател существенно
ьный
повысить
английский мотивацию
»
учащихся,
организовать
их
творческую
и
исследовательскую
работу,
позволяет
школьникам в форме
познавательной
игры узнать многие
важные
идеи
и
развивать
необходимые
в
дальнейшей жизни
навыки.
Кружок
Предполагает
«Страна
учебные курсы в
информати- рамках внеурочной
ки»
деятельности,
которые формируют
представления
обучающихся
о
разнообразных
современных
информационных
средствах и навыки
выполнения разных
видов
работ
на
компьютере
Классный
развитие
час
ценностного
«Разговоры отношения
о важном»
школьников к своей
https://razg родине
- России,
ovor.edsoo.r населяющим
ее
u
людям,
ее
уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре.
Практикум
1
Бороздина
Р.И.
Практикум
1
Черезов А.А.
Практикум
1
Шараева
Т.Д.
Информац
ионно просветительская
1
Бороздина
Р.И.
Интеллектуальные
марафоны
Кружок
«Азбука
финансовой
грамотности
»
Кружок
«Занимательная
геометрия»
Социально
- Кружок
гуманитарная «Орлята
России»
«Учение
с Кружок
увлечением!»
«Чукотский
язык»
Кружок
«Эскимосск
ий язык»
Организуются через
систему
интеллектуальных
соревновательных
мероприятий,
которые
призваны
развивать
общую
культуру
и
эрудицию
обучающегося, его
познавательные
интересы
и
способности
к
самообразованию
Деятельность
направлена
на
формирование
у
младшего
школьного возраста
социально
ценностных знаний,
отношений и опыта
позитивного
преобразования
социального
мира
на
основе
российских базовых
национальных
ценностей,
накопленных
предыдущими
поколениями
Включает систему
занятий
в
зоне
ближайшего
развития , когда
учитель
непосредственно
помогает
обучающемуся
преодолеть
трудности,
возникшие
при
изучении
разных
предметов
Практикум
1
Бороздина
Р.И.
Практикум
1
Бороздина
Р.И.
Практикум
1
Бороздина
Р.И.
Учебная
лаборатория
2
Бороздина
Р.И.
Олейникова
Т.А.
Итого:
10