РП ВД Тропинка в профессию 1-4 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29,
тел.(факс) 2-52-37

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

заместитель директора по
ВР

И.о. директора МБОУ
"ООШ с. Сиреники"

Протокол № 1
от «20 » августа 2025 г.

____________ Шараева Т.Д. ___________Тарасенко Е.Э.
Протокол № 1
от «20» августа 2025 г.

Приказ № 112 – о.д.
от «25» августа 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Тропинка в профессию»
Срок реализации программы: 4 года (2025 -2029 гг)
Уровень образования: начальное общее образование

Составил: Шараева Татьяна Дмитриевна,
заместитель директора по воспитательной работе

Сиреники, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию» на
уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам
освоения программы начального общего образования Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО),
Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП
НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация обучающихся 1-4 классов, позволяющая сконцентрироваться на
достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно подойти
к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной траектории и направления
получения профессионального образования.
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на
сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности
к профессиональному самоопределению и вовлечению всех участников образовательного
процесса.
Актуальность и назначение программы
Актуальность разработанной программы заключается в отсутствии теоретического
и практического материала для ознакомления с профессиями и предприятиями своей малой
родины – Провиденского муниципального округа. Необходимо, начиная с начальной
школы, знакомить детей на практике с трудом их родителей, чтобы выпускники старших
классов смогли сделать осознанный выбор своей будущей профессии.
Всем известно, чтобы познакомить ребенка с определенной профессией
недостаточно рассказать о ней, необходимо чтобы ребёнок увидел предприятие, сам
попробовал что-то сделать. В начальных же классах мы можем уже многое сделать:
учащиеся 1 - 4 классов могут посетить местные организации, провести практические
занятия. Через игру, творческую, поисковую, исследовательскую деятельность,
совместную работу с родителями учащиеся начальной школы познакомятся с основными
профессиями, востребованными не только в Провиденском муниципальном округе, но и во
всем Чукотском автономном округе.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Тропинка в профессию»
Цель курса: создание образовательной среды, направленной на профессиональное
самоопределение ребенка в через игровую, творческую, поисковую, исследовательскую
деятельность.
Цель профориентационной работы - это актуализация представлений о профессии
среди младших школьников.
Задачи:
• познакомить с широким спектром профессий, особенностями разных
профессий;
• выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в
будущем профессии;
• способствовать формированию уважительного отношения к людям разных
профессий и результатам их труда;

•
•
•

способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей
ребёнка;
способствовать
формированию
нравственных
качеств:
доброты, взаимовыручки, внимательности, справедливости и т.д.;
способствовать формированию навыков здорового и безопасного образа
жизни.

Ожидаемые результаты прохождения курса «Тропинка в профессию»:
▪ участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
▪ деятельности;
▪ расширение кругозора о мире профессий;
▪ заинтересованность в развитии своих способностей;
▪ участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой
профессии;
▪ возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности, способность добывать новую информацию из различных
источников.
Внеклассная работа способствует накоплению непосредственных жизненных
впечатлений обучающихся о тех или иных профессиях, что обеспечивает начало
формирования гражданственного патриотического отношения к среде обитания и
проживания и осознанных профессиональных интересов, а также построения образа «Я» в
конкретной профессии. Таким образом, виды деятельности обучающихся носят, прежде
всего, поисково-исследовательский, проблемный и творческий характер.
В результате изучения курса «Тропинка в профессию» младший школьник узнает:
✓ основные сферы профессиональной деятельности человека;
✓ основные понятия, признаки профессий, их значение в обществе;
✓ предприятия и учреждения микрорайона, города;
✓ основные приёмы выполнения учебных проектов; будет уметь:
✓ оперировать основными понятиями и категориями;
✓ рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе;
✓ пользоваться информацией, получаемой на уроках из учебной,
художественной, научно-популярной литературы, СМИ, ИКТ.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций
примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное,
но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется:
в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей программе
воспитания;
в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности;
в возможности проведения единых и общих тематических занятий в
разновозрастных группах, организованных для профориентационной деятельности
школьников, воспитательное значение которых отмечается в Рабочей программе
воспитания;
в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую их
вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и возможность
образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое значение которых для
воспитания подчёркивается Рабочей программой воспитания.

Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной
ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную
деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы педагога в
первую очередь является личностное развитие учащегося.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в календаре в
текущем году.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 1 – 4-х классов; рассчитан 1 час в
неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной деятельности
«Тропинка в профессию» отводится 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю);
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Формы проведения занятий учебного курса:
На уровень начального общего образования приходится 135 часов. Предусмотрены
такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на производство,
решения кейсов, встречи с представителями разных профессий, профессиональные пробы,
коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и психолога.
Программа может быть реализована в течение одного учебного года, если занятия
проводятся 1 раз в неделю.
Основные направления программы внеурочной деятельности
для начальной школы (1-4 класс) «Тропинка в профессию»
Раздел I - «Играем в профессию» - 1 класс.
Цель: формирование элементарных представлений о профессии через игровую
деятельность.
Раздел II - «Путешествие в мир профессий» - 2 класс.
Цель: расширение представлений детей о мире профессий.
Раздел III - «У меня растут года…» - 3 класс.
Цель: формирование мотивации, интерес к трудовой и учебной деятельности,
стремление к коллективному общественно-полезному труду.
Раздел IV - «Труд в почете любой, мир профессий большой» - 4 класс.
Цель: формировать добросовестное отношении к труду, понимание его роли в
жизни человека и общества, развивать интерес к будущей профессии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРОПИНКА В ПРОФЕССИЮ»
1 класс
Модуль I «Играем в профессии» (33 часа)
Все работы хороши (2 ч.). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит в
составлении целой из разрезанной на части картинки). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял

свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка
слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея).Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет
рыбока), без дела жить -…(только небо коптить).Викторина «Угадай профессию» кто
пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит
(строитель).
Кому что нужно (2 ч.). Дидактическая игра.
Вводное слово учителя. Определение правила игры. Подбираются картинки и
предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник,
повар-кастрюля и т.д.
Оденем куклу на работу (2 ч.). Дидактическая игра.
Оборудование: изображение рабочей одежды, изображение кукол. Подобрать к
каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер,
врач, пожарник, продавец).
Идём на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых
нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов.
Необходимо выбрать картинку, подходящую для работы.
Мы строители (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра. Построение дома, башни из геометрических фигур,
конструктора. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим
модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем.
Какую пользу приносят наши знания.
Магазин (2 ч.). Ролевая игра.
Мы идем в магазин (2 ч.). Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают
магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Анализ стихотворений.
Игра «Вставьте буквы, и вы узнаете, кто работает в магазине». Заведующая, продавец,
товаровед, охранник, администратор. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как
называется
профессия
людей
работающих
в
магазине?
Аптека (2 ч.). Ролевая игра.
Организационный момент. Игра. Построение из геометрических фигур здания
аптеки. Физкультминутка. Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель
грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Какую
пользу приносят наши знания.
Больница (2 ч.). Ролевая игра
Организационный момент. Игра (детский набор «Доктор»). Физкультминутка.
Просмотр м/ф. Игра со счётными палочками. Строим модель скорой помощи. Итог. Что
нужно знать, чтобы стать доктором. Какую пользу приносят наши знания.
Какие бывают профессии (2 ч.). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в
стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…» (например, «Без
труда.. ( не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях.
Итог: о каких профессиях мы сегодня узнали?
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2 ч.). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия..Обсуждение
прочитанного. Ответы на вопросы.
С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч.). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер».
Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил ты в данной ситуациях.
Словарная работа.
В.Маяковский «Кем быть?» (2 ч.) Чтение текста.

Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок,
инженер, доктор, конструктор, шофер.
К.Чуковский «Доктор Айболит» (2 ч.)
Игра-демонстрация, викторина.
Уход за цветами. (2 ч.). Практическое занятие.
Профессия «Повар» (2 ч.). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой
школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной
столовой.
Поварята. (2ч). Конкурс-игра.
2 класс
Модуль II «Путешествие в мир профессий» (34 часа)
Мастерская удивительных профессий (2 ч.). Дидактическая игра.
Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой - 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4
картонных круга - тех же цветов).
Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средства труда, место
работы. Определить профессии, результат труда человека.
Разные дома (2 ч.). Практическое занятие.
Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько
групп. Выполнить следующее задание: из кубиков построить дома. Игра-соревнование со
строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора.
Итог, награждение.
Дачный домик (2 ч.). Практическое занятие.
Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию
из цветной бумаги и картона. Итог, выявить лучших участников, награждение.
Моя профессия (2 ч.). Игра-викторина.
Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок»
(определить на ощупь инструменты). Итог.
Профессия «Врач» (3 ч.). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками.
Больница (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Доктор «Айболит»(2 ч.). Игра
«Кто нас лечит» (2 ч.). Экскурсия в кабинет врача.
Место, нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача.
Для чего нужны лекарства. Итог.
«Добрый доктор Айболит» (2 ч.).
«Парикмахерская» (3 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Разгадывание загадок о предметах труда парикмахера. Игра с детским игровым
набором «Парикмахер». Какие бывают парикмахеры.
«Все работы хороши – выбирай на вкус!» (2 ч.). Игры.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие».
Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс
«мастерицы». Итог: мультимедиа - люди разных профессий.
Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (2 ч.). Инсценировка.
Профессия «Строитель» (2 ч.). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с
изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например:
штукатур-мастерок, машина-шофер.
Строительный поединок (2 ч.). Игра-соревнование.

Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из
спичных коробков. Кто быстрее. Подведение итогов. Награждение команд.
Путешествие в кондитерский цех (3 ч.). Экскурсия.
Знакомство с профессией кондитера, с оборудованием кондитерской фабрики. Кто
работает в кондитерской? Мастер-классы.
«Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?» (1 ч.) Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра
Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа (профессия,
специальность, классификация). Мультимедиа (изображение профессий: мастер, штукатур,
сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин
«Плотник», «Архитектор». Итог.
3 класс
Модуль III «У меня растут года…» (34 часа)
Что такое профессия (2 ч.). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами
(например, «Труд кормит человека, а лень портит..»). Закончить пословицу: «Кто не
работает, …… (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые
используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице
угадать профессию (например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец).
У кого мастерок, у кого молоток (2 ч.). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием
«инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне - например, чайник,
кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы).
Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии.
Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Истоки трудолюбия (2 ч.). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет
профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет,
если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи
перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй».
Домашний помощник (2 ч.). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс «Кто каким делом занят». Дидактическая игра: «Кто чем
занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение». Сказки о том, как опасна
лень (В. Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки».
Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьёт гвоздь».
Мир профессий (2 ч.). Викторина.
Разминка. Конкурс «Профсловарь». Конкурс болельщиков. Вопросы о профессиях.
Загадки о профессиях.
Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору
профессии). Конкурс «Отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях.
Игра «Эрудит» (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач).
Итог награждение лучших игроков.
Угадай профессию (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например:
хлеб-хлебороб, одежда-портной. Чёрный ящик (определить на ощупь инструменты).
Конкурс художников. Подведение итогов.
Какие бывают профессии (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях.
Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о строительных профессиях (столяр,
плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс

архитекторов. Из одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д.
Итог.
Куда уходят поезда (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте.
Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах
транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали.
Моя профессия (2 ч). КВН.
Представление команд. Визитная карточка (портные, модельеры). Разминка (назвать
инструменты портных, виды одежды, пословицы). Конкурс капитанов. Разрисовщики
тканей. Демонстрация моделей. Конкурс подарков. Итог. Награждение команд.
Наши друзья - книги (2 ч.). Беседа с элементами игры. Экскурсия в сельскую
библиотеку.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус,
береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей,
которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Откуда сахар пришел (2 ч.). Беседа.
Вводное слово. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают
сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном,
тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все
буквы алфавита).
«Турнир профессионалов» (2 ч.). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить
профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить
название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик).
Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение итогов.
Все профессии нужны, все профессии важны (3 ч.). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая
(чтение стихов Д. Родари «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?»)
Художественная (просмотр мультимедиа о людях разных профессий). Игра.
Дискуссия «Объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».
Стройка (2 ч.). Экскурсия.
Вводное слово. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом.
Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со
словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.
Операция «Трудовой десант» (1 ч.). Практикум.
Вводное слово. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами.
Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке
территории. Подведение итогов. Поощрение.
Уход за цветами (2 ч.). Практика.
Кулинарный поединок (2 ч.). Шоу-программа.
Открытие. Представление команд. Команды: «Веселые поварята», «Чудо-повара».
Конкурс-эстафета «Варим борщ» (собрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А
знаете ли вы?», «Сладкоежки», «Украсим торт», «Что в мешке». Конкурс-эстафета (надеть
фартук, кто быстрее нарежет овощи и тд.). Итоги конкурса, награждения команд.
4 класс
Модуль IV «Труд в почете любой, мир профессий большой»
(34 часа)
Любимое дело мое - счастье в будущем (2 ч.). Классный час, презентация.

Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка
стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное,
газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание
газеты. Подведение итогов.
По дорогам идут машины (2 ч.). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофёра. Загадки о профессии шофёр. Игра «Кто
самый внимательный». Игра «Неуловимый шторм». Игра «Какой это знак». Ролевая игра драматизация «Улица».
Все работы хороши (2 ч.). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра, расшифровка слова.
Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра «Кто потерял
свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Итог игры.
Награждение участников.
О профессии продавца (2 ч.). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей
промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра
«магазин».
О профессии библиотекаря (2 ч.). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая
книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря.
Праздник в Городе Мастеров (2 ч.). КВН.
Представлены 2 команды: «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Приветствие
команд. Вопросы из шкатулки (разминка). Конкурс: «Самый трудолюбивый», конкурс:
«Видеоклип», конкурс: «Проворные мотальщики», конкурс: «Частушечный», конкурс:
«Капитанов». Домашнее задание - сценки о профессиях. Подведение итогов, награждение.
Работники издательства типографии (2 ч.). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса).
Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1 -штат редакции (корреспондент,
фотограф, художник, наборщик). Задание 2 – «Вы – редакторы» (отредактировать текст).
Задание 3 – «Вы – журналисты» (написать текст). Задание 4 – «Вы – художники»
(выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием
газеты.
Как проходят вести (2 ч.). Экскурсия на почту.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались
новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи
(почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер.
с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон». Итог.
Веселые мастерские (2 ч.). Игра - состязание.
Вводное слово. Представление 2 команд. Столярная мастерская. Знакомство с
инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах.
Практическое задание – сделать кроватку для кукол. Швейная мастерская. Загадки об
инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Награждение.
Путешествие в Город Мастеров (2 ч.). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных сфер
(человек - человек, человек - техника, человек -природа, человек - художественный образ,
человек - знаковая система). Дается задание составить план района, придумать название
улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные
жители - Самоделкин, Железный Дровосек.
Строительные специальности (2 ч.). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С
чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем
начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если

строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться
проектами при строительстве здания?
«Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй» (2 ч.). Игровой
вечер.
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с
сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская
слова (чтение и инсценировки). Конкурс-игра: «Нитки - иголка», конкурсы: «Бой с
подушками». Итог.
Знакомство с профессиями прошлого (2 ч.). Конкурс - праздник.
Введение. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу
требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника.
«Человек трудом прекрасен» (2 ч.). Игра-соревнование.
«Умеешь сам - научи другого» (2 ч.). Практикум.
«Чей участок лучше?» (2 ч.). Практикум.
«Кулинарный поединок» (2 ч.). Практикум.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных
результатов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курс внеурочной деятельности на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей
гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей, с которыми школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы «Билет в будущее»; готовность к разнообразной совместной деятельности;
выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации программы на
основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской
идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов
России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, с которыми
школьники будут знакомиться в ходе профориентационных экскурсий на предприятиях
своего региона.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и
нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и
поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; осознание важности свободы и необходимости
брать на себя ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания: осознание важности художественной культуры
как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе прикладного;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от

той сферы профессиональной деятельности, которой школьник планирует заниматься в
будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: осознание необходимости соблюдения правил безопасности
в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью; умение принимать себя
и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии внутренних ресурсов;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению
профессий и труда различного рода, в том числе на основе знаний, полученных в ходе
изучения программы проекта «Билет в будущее»; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания: повышение уровня экологической культуры,
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе
в процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе осознание потенциального
ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания: ориентация в деятельности,
связанной с освоением программы проекта «Билет в будущее», на современную систему
научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение языковой и
читательской культурой как средством познания мира, средством самосовершенствования
человека, в том числе в профессиональной сфере; овладение основными навыками
исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на
осмысление собственного опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональному
признаку; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из
опыта других, проходить профессиональные пробы в разных сферах деятельности; навык
выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие, в том числе профессиональное; умение
оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение

оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность осознавать
стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия,
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
✓ выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой для
полноты представлений о ней, и находить способы для решения возникшей
проблемы;
✓ использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
✓ аргументировать свою позицию, мнение; оценивать на применимость и
достоверность информацию, полученную в ходе работы с интернетисточниками;
✓ самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
✓ прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;
✓ выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или
иную специальность в новых условиях;
✓ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации, связанной с профессиональной деятельностью или дальнейшим
обучением;
✓ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
✓ находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
✓ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников программы проекта «Билет в
будущее».
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
✓ воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в программу проекта
«Билет в будущее»;
✓ выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства общения,
понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
✓ понимать намерения других участников занятий по программе проекта
«Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к взрослым,
участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать свои
возражения;
✓ в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения друг с другом;
✓ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
✓ публично представлять результаты работы, проделанной в рамках
выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
✓ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:

распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
✓ уметь обобщать мнения нескольких участников программы проекта «Билет в
будущее», проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
✓ участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);
✓ выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других
участников проекта «Билет в будущее».
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
✓ выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
✓ ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное,
✓ принятие решения в группе, принятие решений группой);
✓ делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе профессионального самоопределения;
✓ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
✓ предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;
✓ объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы курса,
уметь находить позитивное в любой ситуации;
✓ уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
✓ различать, называть и управлять собственными эмоциями;
✓ уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального
общего образования представлены с учётом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык: формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения
при помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных впечатлений,
чтения учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы: монологописание, монолог- рассуждение, монолог-повествование; участие в диалоге разных видов:
побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение информации;
обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой деятельности;
извлечение информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею,
свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе
информационно-справочными системами в электронной форме; создание письменных
текстов различных стилей с соблюдением норм построения текста: соответствие текста
теме и основной мысли, цельность и относительная законченность; последовательность
изложения (развёртывание содержания в зависимости от цели текста, типа речи);
правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в
тексте, логичность.
Литература: овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать проверенные

источники в библиотечных фондах, Интернете для выполнения учебной задачи; применять
ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык: овладение основными видами речевой деятельности в рамках
знакомства со спецификой современных профессий; приобретение опыта практической
деятельности в жизни: соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях
повседневной жизни и при работе в Интернете; использовать иноязычные словари и
справочники, в том числе информационно-справочные системы в электронной форме.
Информатика: овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их использованием для
решения учебных и практических задач; умение оперировать единицами измерения
информационного объёма и скорости передачи данных; сформированность мотивации к
продолжению изучения информатики как профильного предмета.
Окружающий мир: освоение и применение системы знаний о размещении и
основных свойствах географических объектов, понимание роли географии в формировании
качества жизни человека и окружающей его среды на планете Земля, в решении
современных практических задач своего населенного пункта; умение устанавливать
взаимосвязи между изученными природными, социальными и экономическими явлениями
и процессами; умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни; сформированность
мотивации к продолжению изучения географии как профильного предмета на уровне
среднего общего образования; освоение и применение системы знаний о социальных
свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи
как базового социального института; характерных чертах общества; содержании и значении
социальных норм, регулирующих общественные отношения, включая правовые нормы,
регулирующие типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные
отношения (в том числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы
налогового законодательства); процессах и явлениях в экономической сфере (в области
макро- и микроэкономики); умение приводить примеры (в том числе моделировать
ситуации) деятельности людей, социальных объектов, явлений, процессов определённого
типа в различных сферах общественной жизни, их структурных элементов и проявлений
основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых
различными видами социальных норм; умение классифицировать по разным признакам (в
том числе устанавливать существенный признак классификации) социальные объекты,
явления, процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции; овладение приёмами поиска и
извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по
заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов)
и публикаций средств массовой информации (далее - СМИ) с соблюдением правил
информационной безопасности при работе в Интернете; приобретение опыта
использования полученных знаний, включая основы финансовой грамотности, в
практической (включая выполнение проектов индивидуально и в группе) деятельности, в
повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, прав
потребителя (в том числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения
гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства; для
составления личного финансового плана; для выбора профессии и оценки собственных
перспектив в профессиональной сфере; для опыта публичного представления результатов
своей деятельности в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями
аудитории и регламентом.
Изобразительное искусство: сформированность системы знаний о различных
художественных материалах в изобразительном искусстве; о различных способах
живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах изобразительного

искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных художниках, скульпторах и
архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности: сформированность культуры
безопасности жизнедеятельности на основе освоенных знаний и умений, системного и
комплексного понимания значимости безопасного поведения; овладение знаниями и
умениями предупреждения опасных и чрезвычайных ситуаций во время пребывания в
различных средах (в помещении, на улице, на природе, в общественных местах и на
массовых мероприятиях, при коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 часа)
Темы
Все
хороши

Основное
содержание
работы Введение в тему. Стихи о
профессиях. Работа с карточками.
Викторина «Угадай профессию» кто
пашет,
сеет,
хлеб
убирает
(хлебороб), кто лекарство отпускает
(аптекарь),
кто
дома
строит
(строитель).

Деятельность
ЭОР
обучающихся
Познавательная,
www.znanio.ru
игровая. Занятия с
элементами игры.
Работа
с
карточками
(конкурс состоит в
составлении
целой
из
разрезанной
на
части картинки).
Конкурс маляров.
Игра «Кто потерял
свой инструмент»,
конкурс «Найди
лишнее»,
игра
«Таинственное
слово»
(расшифровка
слов
баркы
(рыбак), ртомас
(матрос),
явше
(швея).
Игра
отгадай
пословицы
(Без
охоты..(нет
рыбака), без дела
жить -…(только
небо
коптить).Виктори
на
«Угадай
профессию» кто
пашет, сеет, хлеб
убирает
(хлебороб),
кто
лекарство
отпускает

Кому что нужно

Вводное
слово
учителя.
Определение
правила
игры.
Подбираются картинки и предметы
соответствующих
профессий.
Например:
строитель-мастерок,
врачградусник, повар-кастрюля и т.д.

Оденем куклу на Дидактическая игра.
работу
Оборудование:
изображение
рабочей
одежды,
изображение
кукол. Подобрать к каждой картинке
одежду и назвать соответствующую
профессию (строитель, милиционер,
врач, пожарник, продавец).

Мы строители

Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра.
Построение
дома,
башни
из
геометрических
фигур,
конструктора. Просмотр м/ф. Игра
со счётными палочками. Строим
модель грузовика из спичечных
коробков. Что нужно знать, чтобы
стать строителем. Какую пользу
приносят наши знания.
Магазин
(2ч.). Беседа по вопросам, какие бывают
Ролевая игра.
магазины? Кто работает в магазине?
Анализ
стихотворений.
Заведующая, продавец, товаровед,
охранник, администратор. Оценка:
вежливый, грубый продавец. Итог:
как называется профессия людей
работающих в магазине?

(аптекарь),
кто
дома
строит
(строитель).
Познавательная,
www.znanio.ru
игровая
деятельность
Работа
с
картинками,
соотнесение
картинок и словназваний
профессий
Идём на работу - www.znanio.ru
дидактические
игры. Разложены
круги, в середине
которых
нарисованы люди
разных
профессий,
относительно
с
изображением
инструментов.
Необходимо
выбрать картинку,
подходящую для
работы.
Просмотр
м/ф. www.znanio.ru
Игра со счётными
палочками.
Строим
модель
грузовика
из
спичечных
коробков.

Ролевая
игра. www.znanio.ru
Отвечают
на
вопросы,
какие
бывают
магазины?
Кто
работает
в
магазине?
Анализируют
стихотворения.
Игра
«Вставьте
буквы,
и
вы
узнаете,
кто
работает
в
магазине».

Мы
идем
магазин

в Беседа с игровыми элементами.
Знакомство с работниками магазина:
продавец, охранник, товаровед,
администратор, кассир.

Аптека

Ролевая игра. Что нужно знать,
чтобы стать фармацевтом. Какую
пользу приносят наши знания.

Больница

доктор, педиатр, медсестра
другими работниками больницы

и

Какие
бывают Игровой час. Рассказ о мире
профессии?
профессий. Подбор стихотворений,
загадок о профессиях. Решение
кроссвордов

Игра
«Вставьте
буквы,
и
вы
узнаете,
кто
работает
в
магазине».
Заведующая,
продавец,
товаровед,
охранник,
администратор.
Оценка:
вежливый, грубый
продавец. Итог:
как
называется
профессия людей
работающих
в
магазине?
Игра. Построение www.znanio.ru
из геометрических
фигур
здания
аптеки.
Просмотр
м/ф.
Игра со счётными
палочками.
Строим
модель
аптекарской
машины
из
спичечных
коробков.
Игра
(детский www.znanio.ru
набор «Доктор»).
Просмотр
м/ф.
Игра со счётными
палочками.
Строим
модель
скорой помощи.
Что нужно знать,
чтобы
стать
доктором. Какую
пользу приносят
наши знания.
Подбор рифмовок www.znanio.ru
в стихотворении.
Рассказ о мире
профессий. Игра:
«Закончи
пословицу…»
(например, «Без
труда..
(
не
вытянуть рыбку из
пруда»). Загадки о
профессиях.

С.Михалков «Дядя Чтение рассказа.
Степа»
Знакомство
с
профессией
полицейского, следователь, адвокат.

С.Михалков «Дядя Видеоурок
Степамилиционер»

В.Маяковский
«Кем быть?»

Чтение текста.
произведением.

Знакомство

с

К.Чуковский
Познакомится
с
понятиями
«Доктор Айболит» амбулатория, стационар, кабинет.
Просмотр мультфильма

Уход за цветами
Профессия
«Повар»

Практическое занятие. Знакомство с
комнатными цветами, профессией
флориста
Знакомство со столовой школы.
Знакомство с профессией повар.
Встреча с людьми, работниками в
школьной столовой.

Кроссворд
о
профессиях.
Чтение
текста.
Словарная работа:
милиционер,
профессия
.Обсуждение
прочитанного.
Ответы
на
вопросы.
Просмотр м/ф по
произведению
С.Михалков
«Дядя
Степамилиционер».
Обсуждение
поступков
главных героев.
Как
бы
ты
поступил ты в
данной ситуациях.
Словарная работа.
Чтение по ролям.
Обсуждение
текста.
Словарные
работы:
столяр,
плотник, рубанок,
инженер, доктор,
конструктор,
шофер.
Чтение сказки
К.Чуковского
«Доктор
Айболит». Анализ
произведения.
Просмотр
мультфильма
Пересадка цветов,
полив, рыхление
Экскурсия.
Презентация
профессий.
Отгадывание
кроссворда.
Встреча с людьми,
работниками
в
школьной
столовой.

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

2 класс (34 часа)
Темы
Мастерская
удивительных
профессий

Разные дома

Дачный домик

Основное
Деятельность
ЭОР
содержание
обучающихся
Знакомство с рабочей одеждой, Дидактическая
www.znanio.ru
местом, где человек трудится.
игра.
Карточки
(желтые,
синие,
красные; по 5 в
каждой - 4 с
рисунком, 1 без
рисунка
и
4
картонных
круга тех
же
цветов).
Изображения
рабочая
одежда
из
выбранных
карточек, средства
труда,
место
работы.
Определить
профессии,
результат труда
человека.
Конструктор. Из конструктора Практическое
www.znanio.ru
соорудить
различные
дома, занятие.
определить
стиль,
выбрать Использование
постройку.
настольного
конструктора
«Строитель».
Разбить детей на
несколько групп.
Выполнить
следующее
задание:
из
кубиков
построить дома.
Играсоревнование со
строительными
игровыми
материалами.
Конструирование
из
настольного
конструктора.
Из бумаги соорудить постройку
Практическ www.znanio.ru
дачного дома и прилегающих ое
занятие.
построек к ним.

Моя профессия.

Из книг подобрать материал по
различным профессиям

Профессия врач

Знакомство с врача, работниками
профессией медсестры, скорой
помощи

Больница

Познакомится
с
понятиями
стационар, амбулатория, кабинет

Доктор Айболит

Познакомится
с
понятиями
стационар, амбулатория, кабинет

«Кто нас лечит»

Познакомится амбулатория, кабинет

«Добрый
Айболит».

Знакомство педиатром

Подобрать
цветную
бумагу
(крышу,
стены,
труба, крыльцо).
Выложить
аппликацию
из
цветной бумаги и
картона.
Игра- викторина.
Дидактическая
игра:
«Доскажи
словечко»,
загадки.
Игра:
«Волшебный
мешок»
(определить
на
ощупь
инструменты).
Дидактическая
игра.
«Назови
профессии», «Кто
трудится
в
больнице». Работа
с карточками.
Сюжетно-ролевая
игра.
Игра
в
пациентов
и
врачей
Сюжетно-ролевая
игра.
Игра
в
пациентов
и
врачей. Просмотр
мультфильма
Экскурсия в
кабинет
врача. Место,
нахождени
е кабинета врача.
Знакомство
с
основным
оборудованием
врача.
Для чего нужны
лекарства.
Место,
нахождение
кабинета
врача.
Знакомство
с
основным
оборудованием
врача

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

Парикмахерская

Знакомство
с
термином Сюжетно- ролевая www.znanio.ru
парикмахер. Загадки о предметах игра.
труда парикмахера, какие бывают Разгадывание
парикмахеры
загадок
о
предметах труда
парикмахера.
Игра с
детским
игровым
набором
«Парикмахер».
Какие
бывают
парикмахеры.
«Все
работы Постановка и
обсуждение Игра. Постановка www.znanio.ru
хороши – выбирай
проблемных
и
на вкус!»
вопросов.
Понятие
«работа», обсуждение
«трудолюбие». Мультимедиа - люди
проблемны
разных профессий.
х
вопросов.
Понятие «работа»,
«трудолюбие».
Игра:
«Быстро
назови».
Например:
лекарство (врач),
машина (шофер).
Конкурс
«мастерицы».
Д.
Дж. Чтение произведения, беседа по Инсценировка.
www.znanio.ru
Родари
вопросам
«Чем
пахнут ремесла»
Профессия
Презентация профессии, карточки с Дидактическая
www.znanio.ru
«Строитель»
изображением предметов, орудий игра: «Что кому
труда.
нужно для работы
на
стройке?».
Карточки
с
изображением
предметов,
орудий
труда.
Определит
ь
названия
профессий.
Например:
штукатурмастерок,
машинашофер.

Строительный
поединок

Разделить детей на команды, Играwww.znanio.ru
построить дома из спичечных соревнование.
коробков и спичек.
Разбить детей на
несколько команд.
Одна
группа
строит дома из
спичек, другая из
спичных
коробков.
Кто
быстрее.
Путешествие
в При помощи
виртуальной
Знакомство
с www.znanio.ru
кондитерский цех экскурсии
совершить
профессией
(заочное)
путешествие в кондитерский цех.
кондитера, с
оборудован
ием кондитерской
фабрики.
Кто
работает
в
кондитерской?
«Где работать мне Понятие о работах, профессиях.
Инсценировка
www.znanio.ru
тогда?
Словарная работа (профессия,
стихотворения
Чем
мне специальность, классификация).
Александр
заниматься?»
Мультимедиа
(изображение а
Кравченко
профессий:
мастер, штукатур,
«Честный
сантехник, каменщик, крановщик).
ответ».
Чтение
стихов:
Г.
Машин Понятие
о
«Крановщик», С.
Баруздин работах,
«Плотник», «Архитектор».
профессиях.
Итог.
Мультимедиа.
Чтение стихов.
3 класса (34 часа)
Темы
Что
профессия

Основное
содержание
такое Вводное слово о профессиях. Речь
труда в жизни человека. Работа с
пословицами,
стихотворениями,
загадками
о
профессиях

Деятельность
ЭОР
обучающихся
Игровая
www.znanio.ru
программа. Работа
с
пословицами
(например, «Труд
кормит человека, а
лень
портит..»).
Закончить
пословицу: «Кто
не работает, ……
(тот
не
ест).
Стихотворения о
профессиях.
Загадка
про
предметы,
которые
используют люди

У кого мастерок, у Вводное
слово.
История
кого молоток
происхождения
орудия
труда.
Знакомство
с
понятием
«инструмента».

Истоки
трудолюбия 2

Вводное слово. О чем будем
говорить. Загадки. Игра- конкурс:
«Кто больше назовет профессий».

Домашний
помощник

Введение в игру.
Обсуждение правил игры.
Работа с картинками.

разных
профессий.
Угадать
профессии
по
первой букве.
По
пословице
угадать
профессию
(например: «Куй
железо,
пока
горячо» (кузнец).
Беседа
с www.znanio.ru
элементами игры.
Дидактическая
игра:
«Назови
инструмент» (на
кухне - например,
чайник, кастрюля,
сковорода).
Инструменты для
ремонта (молоток,
напильник,
плоскогубцы).
Игра:
«Черный
ящик».
Дидактическая
игра:
подбери
нужный
инструмент
к
профессии. Итог.
Разгадывание
кроссворд
об
инструментах.
Беседа
с www.znanio.ru
элементами игры.
Дидактическая
игра: «Расскажи о
профессии». Игра
со словами: «Что
будет, если….».
Например,
что
будет, если повара
перестанут
готовить?
Что
будет, если врачи
перестанут
лечить? Игра:
«Правильно
дорисуй».
Игра-конкурс.
www.znanio.ru
Введение в игру.

Конкурс «Стихотворение».
Инсценировки. Конкурсы.

Мир профессий

Разминка. Конкурс «Профсловарь».
Конкурс болельщиков. Вопросы,
загадки о профессиях.
Конкурсы.

Угадай профессию Вводное слово о профессиях.
Дидактическая
игра
назови
профессию.
Конкурс художников.
Подведение итогов.

Конкурс
«Кто
каким
делом
занят».
Дидактическая
игра: «Кто чем
занимается».
Работа
с
картинками.
Конкурс
«Стихотворение».
Сказки о том, как
опасна лень (В.
Пахнов).
Инсценировки.
Конкурс
смекалистых.
Конкурс:
«Очумелые
ручки». Конкурсэстафета:
«Кто
быстрее
забьёт
гвоздь».
Викторина.
www.znanio.ru
Конкурс
«Профсловарь».
Конкурс
болельщиков.
Вопросы
о
профессиях.
Загадки
о
профессиях.
Конкурс платков.
Конкурс письмо
другу
(друг
просит дать совет
по
выбору
профессии).
Конкурс «Отгадай
кроссворд»,
конкурс пословиц
о профессиях.
Игра
«Эрудит»
(угадать
профессию
по
первой
букве).
Например:
п
(пилот), в (врач).
Занятие
с www.znanio.ru
элементами игры
Дидактическая
игра
назови
профессию,

Какие
бывают Вступительное слово о профессиях.
профессии (2 ч)
Стихи о профессиях. Пословицы о
профессиях.
Конкурс
угадай
профессию.
Просмотр
мультфильмов о строительных
профессиях
(столяр, плотник,
сварщик).

Куда
поезда 2

уходят Вступительное слово. Просмотр
мультимедиа о железнодорожном
транспорте. Викторина об истории
возникновения паровозов. Ответы
на
вопросы

Моя профессия 2

Проведение конкурса веселых и
находчивых на тему «Портные,
модельеры»

например: хлебхлебороб, одеждапортной. Чёрный
ящик (определить
на
ощупь
инструменты).
Конкурс
художников
Занятие
с www.znanio.ru
элементами игры.
Рассказ по кругу.
Придумать по 1
предложению
о
профессии.
Конкурс
архитекторов. Из
одинакового
числа
геометрических
фигур составить:
дом, машинку и
т.д. Итог.
Занятие
с www.znanio.ru
элементами игры.
Просмотр
мультимедиа
о
железнодорожном
транспорте.
Викторина
об
истории
возникновения
паровозов. Игра:
«Что
изменилось».
Загадки о видах
транспорта.
Ролевая игра:
«Проводник»,
«Машинист».
КВН.
www.znanio.ru
Представление
команд. Визитная
карточка
(портные,
модельеры).
Разминка (назвать
инструменты
портных,
виды
одежды,
пословицы).
Конкурс
капитанов.

Наши друзья
книги 2

Откуда
пришел 2

- Вступительное слово. Загадки о
книгах. История происхождения
книги. Папирус, береста, бумага.
Изготовление современных
книг. Знакомство с профессиями
людей, которые создают книги
(наборщик, печатник, переплетчик).

сахар Вводное слово. Просмотр фильма.
Обсуждение растений, из которых
получают сахар. Обработка
свеклы. Работа с энциклопедиями

«Турнир
профессионалов»
2

Представление
команд.
Приветствие. Азбука профессий (по
букве
определить
профессию,
например А-агроном, Б – бизнесмен)

Все
профессии
нужны,
все
профессии важны
3

Вводное
слово:
страница
информационная
(данные
о
профессиях). Поэтическая (чтение
стихов Д. Родари «Чем пахнут
ремесла»,
Маяковский
«Кем
быть?»)
Художественная
(просмотр

Разрисовщики
тканей.
Демонстрация
моделей. Конкурс
подарков. Итог.
Награждение
команд.
Беседа
с
элементами игры.
Экскурсия
в
сельскую
библиотеку.
Загадки о книгах.
История
происхождения
книги.
Изготовление
современных
книг.
Беседа.
Игра:
«Назови
профессию»
(агроном,
тракторист,
шофер,
химик,
сахарный завод).
Игра от А до Я
(назвать
профессии на все
буквы алфавита).
Конкурс – игра.
Конкурс
«Кинокомедия»
(вставить
название
фильмов).
Игра
«Третий лишний»
(программист,
закройщик,
компьютерщик).
Конкурс
пантомимы
(изобразить
профессию).
Устный журнал
Дискуссия
«Объясните
пословицу:
«Всякая
вещь
трудом создана»,
чтение стихов о
профессиях

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

www.znanio.ru

Стройка 2

Операция
«Трудовой
десант» 1

Уход за цветами 2
Кулинарный
поединок 2

мультимедиа о людях разных
профессий).
Вводное слово. Инструктаж по ТБ.
Выбор
Знакомство
со
строительными объектом. Виды
строительных профессий. Итог.
Рисунки, сочинения о профессии.
Знакомство со словами: бульдозер,
экскаватор, подъемный кран и т. д.
Вводное слово. Создание двух
бригад. Распределение участков
между
бригадами.
Назначение
ответственных.
Техника
безопасности. Выполнение работы
по уборке территории.
Подведение итогов.
Практическое занятие. Знакомство с
комнатными цветами, профессией
флориста
Открытие. Представление команд.
Команды: «Веселые поварята»,
«Чудо-повара».
Конкурсы, эстафеты

Экскурсия.
Виды
строительных
профессий.
Рисунки,
сочинения
профессии.
Практикум.
Работа
пришкольном
участке
(цветнике)

www.znanio.ru

о
www.znanio.ru
на

Практика.
www.znanio.ru
Пересадка цветов,
полив, рыхление
Шоу – программа. www.znanio.ru
Конкурс-эстафета
«Варим
борщ»
(собрать
набор
продуктов,
кто
быстрее).
Конкурс:
«А
знаете ли вы?»,
«Сладкоежки»,
«Украсим торт»,
«Что в мешке».
Конкурс-эстафета
(надеть
фартук,
кто
быстрее
нарежет овощи и
тд.).
Итоги
конкурса,
награждения
команд.

4 класс (34ч)
Темы

Основное
содержание
Любимое дело мое Организационный момент.
счастье
в Психологическая игра в круге.
будущем 2
Знакомство
со
строительным,
швейным, газетным делом.

Деятельность
ЭОР
обучающихся
Классное занятие, www.znanio.ru
презентация.
Инсценировка
стихотворения С.
Михалкова «Дело
было
вечером».
Швейное,

По дорогам идут История возникновения профессии
машины 2
шофёра. Загадки, игры о профессии
шофёр.

Все
работы Введение в тему. Знакомство с
хороши 2
профессиями в стихах, викторинах,
конкурсах.

О
профессии
продавца 2
Беседа с игровыми элементами.
Знакомство с работниками магазина:
продавец, охранник, товаровед,
администратор, кассир.

строительное,
газетное
дело.
Задание:
установить
порядок
постройки дома,
установить
порядок создание
газеты.
Подведение
итогов.
Беседа – тренинг. www.znanio.ru
Загадки
о
профессии шофёр.
Игра «Кто самый
внимательный».
Игра
«Неуловимый
шторм».
Игра
«Какой это знак».
Ролевая игра драматизация
«Улица».
Играконкурс. www.znanio.ru
Введение в тему.
Стихи
о
профессиях.
Дидактическая
игра,
расшифровка
слова.
Конкурс
строителей.
Составить
из
разрезанных
картинок рисунок
дома. Игра «Кто
потерял
свой
инструмент».
Викторина:
«Угадай
профессию»,
конкурс «Найди
лишнее».
Итог
игры.
Награждение
участников.
Занятия
с www.znanio.ru
элементами игры.
Игра
«Вставьте
буквы,
и
вы
узнаете,
кто
работает
в

О
профессии Вступительное слово. Рассказ о
библиотекаря 2
профессии библиотекаря.
Оценка работы библиотекаря.

Праздник в Городе Проведение КВН.
мастеров 2
Представлены 2 команды:
«Девицы-мастерицы»,
«Веселые умельцы» Подведение
итогов, награждение.

Работники
издательства
типографии 2

Организационный
момент.
Актуализация опорных знаний
(разгадывание ребуса). Сюжетноролевая игра «Редакция газеты».

магазине».
Заведующая,
продавец,
товаровед,
охранник,
администратор.
Оценка:
вежливый, грубый
продавец. Итог:
как
называется
профессия людей
работающих
в
магазине?
Экскурсия
в www.znanio.ru
сельскую
библиотеку. Игра:
«Угадай,
какая
книжка». Игровая
ситуация:
«Читательбиблиотекарь».
КВН.
www.znanio.ru
Представлены 2
команды:
«Девицымастерицы»,
«Веселые
умельцы».
Приветствие
команд. Вопросы
из
шкатулки
(разминка).
Конкурс: «Самый
трудолюбивый»,
конкурс:
«Видеоклип»,
конкурс:
«Проворные
мотальщики»,
конкурс:
«Частушечный»,
конкурс:
«Капитанов».
Домашнее задание
сценки
о
профессиях.
Сюжетно-ролевая www.znanio.ru
игра. Задание 1 штат
редакции
(корреспондент,
фотограф,
художник,

Итог: люди каких специальностей наборщик).
работают над созданием газеты.
Задание 2 – «Вы –
редакторы»
(отредактировать
текст). Задание 3 –
«Вы
–
журналисты»
(написать текст).
Задание 4 – «Вы –
художники»
(выполнение
иллюстрации)
Как
приходят Вступление.
Знакомство
с Экскурсия
на www.znanio.ru
вести 2
профессией почтальона. Из истории почту.
Ролевая
(как передавались новости в игра «Телефон».
древности).
Изобретения
в
Изобретения в области связи. области связи.
Современные профессии связи Современные
(почтальон, сортировщик почты). профессии связи
Загадки и почтовый транспорт (почтальон,
(самолет), телефон (в пер. с греч сортировщик
«далеко - пишу»). Виды связи, почты). Загадки и
сотовая связь.
почтовый
транспорт
(самолет),
телефон (в пер. с
греч «далеко пишу»).
Веселые
Вводное слово. Представление
Игра – состязание. www.znanio.ru
мастерские 2
2 команд. Столярная мастерская. Загадки
об
Знакомство с инструментами (пила, инструментах.
топор, молоток, рубанок, стамеска). Практическое
Загадки
об
инструментах. задание – сделать
Практическое задание – сделать кроватку
для
кроватку для кукол.
кукол. Швейная
Швейная мастерская.
мастерская.
Подведение итогов.
Загадки
об
Награждение.
инструментах.
Конкурс:
«Пришей
пуговицу
Путешествие
в Путешествие по 5 районам. Каждый Профориентацион www.znanio.ru
город мастеров 2
соответствует
одной
из ная игра. Дается
профессиональных сфер (человек - задание составить
человек, человек - техника, человек - план
района,
природа, человек - художественный придумать
образ, человек - знаковая система).
название
улиц,
заселить
дома
сказочными
героями.
Например, район
«Умелые руки»,

Строительные
специальности 2

«Время
на
раздумье не теряй,
с нами вместе
трудись и играй» 2

Организационный момент.
Актуализация опорных знаний разгадать кроссворд. С чего
начинает
работу
хороший
специалист (с плана или проекта).
Составление проектов

сказочные жители
Самоделкин,
Железный
Дровосек.
Практикум. Игра: www.znanio.ru
«Поможем
начальнику
стройку
организовать»,
игра: «Проект».
Итог:
вопросы:
что
случиться,
если
строить
здание
без
соответствующего
плана, почему так
важно
руководствоватьс
я проектами при
строительстве
здания?
Игровой
час. www.znanio.ru
Конкурс-игра:
«Нитки
иголка»,
конкурсы: «Бой с
подушками».

Вступление. Чтение стихов: «У меня
растут
года…».
Выступление
учеников
с
сообщениями
о
профессиях. Задание на внимание:
«Найди синий на рисунке».
Мастерская
слова
(чтение
и
инсценировки).
Знакомство
с Введение. Стихи о труде.
Конкурс
–
профессиями из Рассказ о рабочих профессиях. праздник.
прошлого 2
Знакомство с профессией плотника. Конкурс: «Заводу
требуются».
Информация для
любознательных.
Человек
трудом Обобщить знания о различных Играпрекрасен 2
профессиях.
соревнование
Умеешь сам – Выступление
учеников
с Практикум.
научи другого 2
сообщениями
о
профессиях.
Задание
Мастерская
слова
(чтение
и
на
инсценировки).
внимание:
«Найди
синий на
рисунке».
Конкурс-игра:
«Нитки - иголка»
Чей
участок Вводное слово. Создание двух Практикум.
лучше? 2
бригад. Распределение участков Работа
на
между
бригадами.
Назначение пришкольном
ответственных.
участке
Техника безопасности.
(цветнике)
Выполнение работы по уборке
территории. Подведение итогов.

www.znanio.ru

www.znanio.ru
www.znanio.ru

www.znanio.ru

Кулинарный
поединок 2

Открытие. Представление команд.
Команды: «Веселые поварята»,
«Чудо-повара».
Конкурсы, эстафеты

Практикум. Шоу – www.znanio.ru
программа.
Конкурс-эстафета
«Варим
суп»
(собрать
набор
продуктов,
кто
быстрее).
Конкурс:
«А
знаете ли вы?»,
«Сладкоежки»,
«Украсим
пирожное», «Что в
мешке». Конкурсэстафета (надеть
фартук,
кто
быстрее нарежет
овощи и тд.).
Итоги конкурса,
награждения
команд.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
«Все работы хороши»
«Все работы хороши»
«Кому, что нужно»
«Кому, что нужно»
«Оденем куклу на работу,
работу»
«Оденем куклу на работу,
работу»
«Мы строители»
«Мы строители»
«Магазин»
«Магазин»
«Мы идем в магазин»
«Мы идем в магазин»
«Аптека»
«Аптека»
«Больница»
«Больница»
«Какие бывают профессии»
«Какие бывают профессии»
С.Михалков «Дядя Степа»
С.Михалков «Дядя Степа»
«Дядя Степа - милиционер»
«Дядя Степа - милиционер»

на едем

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

едем на

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

«Дядя Степа - милиционер»
В.Маяковский « Кем быть?»
В.Маяковский « Кем быть?»
К.Чуковский «Доктор Айболит»
К.Чуковский «Доктор Айболит»
Уход за цветами
Уход за цветами
Профессия повар
Профессия повар
«Поварята»
«Поварята»
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 ч

2 класс
№ п/п

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
профессий

Кол-во
часов
1

1

Мастерская удивительных
«Все работы хороши»

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Где работать мне тогда?
Профессия «Строитель»
«Разные дома»
«Разные дома». Практическое занятие.
«Дачный домик»
«Моя профессия»
Профессия «Повар»
«Моя профессия»
«Профессия «Врач»
Доктор «Айболит»
«Больница»
«Больница»
«Кто нас лечит»
Профессия – ветеринар

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16
17
18

Профессия «Швея. Портной»
Профессия «Швея. Портной»
Профессия «Библиотекарь»

1
1
1

19

Работа с информацией.

1

20
21
22
23

«Парикмахерская»
«Парикмахерская»
«Парикмахерская»
«Мой образ».

1
1
1
1

24

«Мой образ».

1

25
26

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»
Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»

1
1

27

Мастерская удивительных профессий.

1

28
29

Проект. Создание презентации.
Создание коллажа.

1
1

30

Представление удивительной профессии
через презентацию.
Путешествие в кондитерский цех
Путешествие в кондитерский цех
Путешествие в кондитерский цех
«Где работать мне тогда? Чем мне
заниматься?»
Итого:

1

31
32
33
34

1
1
1
1
34 ч

3 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
«Что такое профессия»
«Что такое профессия»
«У кого мастерок, у кого молоток»
«У кого мастерок, у кого молоток»
«Истоки трудолюбия»
«Истоки трудолюбия»
«Домашний помощник»
«Домашний помощник»
«Мир профессии»
«Мир профессии»
«Угадай профессии»
«Угадай профессии»
«Какие бывают профессии»
«Какие бывают профессии
«Куда уходят поезда»
«Куда уходят поезда»
«Моя профессия»
«Моя профессия»
«Наши друзья-книги»
«Наши друзья-книги»
«Откуда сахар пришел»
«Откуда сахар пришел»
«Турнир профессионалов»
«Турнир профессионалов»
«Все профессии нужны, все профессии
важны»
«Все профессии нужны, все профессии
важны»
«Строим дом»
«Строим дом»
Операция «Трудовой десант»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30

Операция «Трудовой десант»

31
32
33
34

«Уход за цветами»
«Уход за цветами»
«Кулинарный поединок»
«Кулинарный поединок»

1

Итого:

1
1
1
1
34 ч

4 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Дата
прим.

Дата
факт.

Наименование разделов/тем
«Любое
дело моё
счастье в будущем»
«Любое
дело моё
счастье в будущем»
«По дорогам
идут машины»
«По дорогам
идут машины»
«Все работы хороши»
«Все работы хороши»
«О профессии продавца»
«О профессии продавца»
«О
профессии
библиотекаря»
«О
профессии
библиотекаря»
«Праздник в
городе
Мастеров»
«Праздник в
городе
Мастеров»
«Работники издательства и
типографии»
«Работники издательства и
типографии»
«Как приходят вести»
«Как приходят вести»
«Веселые мастерские»
«Веселые мастерские»
«Путешествие в Город
Мастеров»
«Путешествие в Город
Мастеров»
«Строительные специальности»
«Строительные специальности»
«Время на раздумье не теряй, с нами
вместе трудись и играй»
«Время на раздумье не теряй, с нами
вместе трудись и играй»
«Знакомство с
промышленными профессиями»

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

26
27
28
29
30
31
32
33
34

«Знакомство с
промышленными профессиями»
«Человек
трудом
красен»
«Человек
трудом
красен»
«Успеешь сам - научи другого»
«Успеешь сам - научи другого»
«Чей участок лучше»
«Чей участок лучше»
«Кулинарный поединок»
«Кулинарный поединок»

1
1
1

Итого:

1
1
1
1
1
1
34 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти