Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова
д.29, тел.(факс) 2-52-37
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
заместитель директора по
ВР
И.о. директора МБОУ
"ООШ с. Сиреники"
Протокол № 1
от «20 » августа 2025 г.
____________ Шараева Т.Д. ___________Тарасенко Е.Э.
Протокол № 1
от «20» августа 2025 г.
Приказ № 112 – о.д.
от «25» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
(общеинтеллектуального направления)
«Занимательная геометрия»
1 – 4 классы
Уровень образования: начальное образование
Срок реализации: 4 года (2025 – 2029 год)
Составил: учитель начальных классов Бороздина Р.И.
Сиреники, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программа курса внеурочной деятельности «Занимательная геометрия»
нацелена на развитие пространственных представлений у младших школьников
через практическую работу имеет научно-познавательную направленность.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так
как обеспечивает развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей
самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом
требований федеральных государственных стандартов второго поколения и
соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в
программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение
понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение
практических навыков самостоятельной деятельности.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности «Занимательная
геометрия»
Цель: создание условий для интеллектуального развития ребенка через
формирование пространственного и логического мышления.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
Развивающая: развивать восприятие, внимание, память, воображение, образное
мышление, способность мыслить творчески; формировать у детей элементарных
пространственных представлений; обеспечение умственного и психического
саморазвития.
Образовательная: научить детей различать геометрические фигуры и объёмные
тела; формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу;
овладение навыками пространственного ориентирования.
Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к исследовательской
деятельности и моделированию; вовлечение учащихся в активную творческую
деятельность; способствовать развитию межличностных отношений, контактности,
доброжелательности.
Во главу угла при изучении курса «Занимательная геометрия» ставится
следующее:
а) обучение деятельности –умению ставить цели, организовать свою деятельность,
оценивать результаты своего труда;
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих
способностей, познавательных мотивов деятельности; в) формирование картины
мира.
Программа курса «Занимательная геометрия» построена в соответствии с
принципами:
1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную
деятельность. Самообучение называют деятельностным подходом.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно
связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к
традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к
полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.
2
3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями
обучения на уровне методологии, содержания и методики.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить
ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан
усвоить содержание по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности
всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в группе и на
занятиях такой атмосферы, которая расковывает обучающихся, и, в которой они
чувствуют себя «как дома». У обучающихся не должно быть никакого страха перед
учителем, не должно быть подавления личности ребёнка.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления,
т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения
осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх
перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её
исправления.
7. Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную, ориентацию
на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими
собственного опыта творческой деятельности.
Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является
групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется
индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит
из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог
планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей
обучающихся.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 1 – 4-х классов; рассчитан 1
час в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной
деятельности «Занимательная геометрия» отводится 135 часов:
в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю);
во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 3 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ»
1 класс
Точка. Линия (13 ч) Точка. Линия. Лабиринт. Прямая. Кривая. Замкнутые и
незамкнутые кривые. Точки пересечения линий. Узоры. Свойства прямой линии.
Правило вычерчивания прямой. Горизонтальное, вертикальное, наклонное
расположение прямой на плоскости. Отрезок. Изображение цифр в почтовых
индексах. Изображение и преобразование цифр, выложенных из счетных палочек.
Обозначение геометрических фигур буквами латинского алфавита. Закрепление и
обобщение: точка, прямая, отрезок. Геометрия листа клетчатой бумаги. Длина.
Сравнение полосок по длине на глаз. Геометрия листа клетчатой бумаги. Луч.
Чертить луч. Обозначение луча буквой. Закрепление и обобщение: прямая, отрезок,
3
луч. Сравнение длин отрезков с использование циркуля. Геометрия листа клетчатой
бумаги. Логические задачи.
Геометрические величины (3 ч). Единица длины – сантиметр. Измерение
длин отрезков, предметов в сантиметрах. Сравнение длин отрезков. Сравнение
рисунков по разным признакам: цвету, форме и расположению частей. Логические
задачи. Единица длины дециметр. Соотношение 10 см = 1 дм. Единица длины –
сантиметр. Измерение
длин отрезков, предметов в сантиметрах. Сравнение длин
отрезков. Сравнение рисунков по разным признакам: цвету, форме и расположению
частей. Логические задачи. Единица длины дециметр. Соотношение 10 см = 1 дм.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Сравнение отрезков по длине.
Нестандартные задачи
Геометрическая фигура угол (5 ч). Угол. Вершина, стороны угла.
Обозначение угла буквами. Развернутый угол. Решение геометрических задач
практического характера. Виды углов: прямой, тупой, острый. Изображение из
счётных палочек фигур, имеющих прямой угол. Преобразование
выложенных
объектов по заданным рисункам. Вычерчивание фигур, имеющих прямые углы по
образцу и по отдельным элементам. Логические задачи.
Ломаная. Многоугольник (10 ч). Ломаная. Вершины, звено ломаной.
Обозначение ломаной буквами. Модель
ломаной. Длина ломаной.
Геометрические узоры. Многоугольник- замкнутая ломаная. Вершины, стороны,
углы многоугольника. Деление фигуры на заданные многоугольники. Построение и
преобразование фигур из счетных палочек. Прямоугольник. Противоположные
стороны прямоугольника. Квадрат. Преобразование модели прямоугольника в
модель квадрата. Преобразование фигур из счетных палочек по заданным условиям.
Узоры
Геометрические игры (2 ч). Изготовление игры «Геометрическая мозаика».
Составление различных узоров из «Геометрической мозаики».
2 класс
Линия. Многоугольник (15 ч). Деление многоугольника на заданные части.
Построение и преобразование прямоугольников, построенных из счетных палочек.
Построение различных двухзвенных ломаных по заданной длине ломаной.
Обобщение понятий «прямоугольник», «квадрат». Лабиринт. Ломаная. Длина
ломаной. Построение
различных многоугольников. Соотношение длин сторон
треугольника. Узоры. Прямоугольник. Диагонали
прямоугольника. Логические
задачи. Диагонали четырехугольника. Геометрия
клетчатого листа бумаги:
чертеж фигуры, составленной из многоугольника. Квадрат. Построение и
преобразование прямоугольника (квадрата) из счетных палочек. Дополнение
заданных чертежей до рисунков объектов окружающего мира. Построение и
преобразование
прямоугольника (квадрата) из счетных палочек. Деление
фигуры на части и построение новых фигур по заданным условиям. Построение
прямоугольника на нелинованной бумаге с помощью чертежного треугольника.
Середина отрезка. Построение фигуры из выбранных для этого частей. Изготовление
пакета для счетных палочек. Деление фигуры на заданные части. Закрепление
и обобщение изученного. Восстановление задания, данного в графической
форме, по выполненной работе.
Окружность. Круг (17 ч). Окружность.
Круг. Центр,
радиус
окружности (круга). Диаметр окружности (круга). Соотношение радиуса и диаметра
4
окружности (круга). Закрепление изученного. Сравнение и разделение
геометрических фигур по заданным признакам. Обобщение изученного.
Геометрический ребус. Правила чтения ребуса. Аппликация, выполненная из
кругов и многоугольников. Задачи проблемного содержания. Построение
прямоугольника с использованием свойств его диагоналей. Графический план
построения розетки с шесть лепестками. Чертеж по заданным размерам. Сравнение
и классификация геометрических фигур по заданному
признаку. Геометрия листа
клетчатой бумаги: восстановление рисунка по его половинке. Узор. Деление
фигур на части. Составление фигур из частей. Геометрический ребус. Деление
фигур на части и составление новых фигур.
Геометрические игры (2 ч). Составление узоров для игры
«Геометрическая мозаика».
3 класс
Линия. Многоугольник. Окружность. Круг
(31 ч.) Многоугольник.
Обозначение
многоугольника буквами. Деление многоугольника на
заданные части. Классификация многоугольников. Составление многоугольников из
частей. Виды треугольников. Построение треугольника по трем сторонам с
использованием циркуля и линейки. Разносторонние, равносторонние и
равнобедренные
треугольники.
Построение
фигур из треугольников. Игры со счетными палочками. Построение и
преобразование фигур, составленных из треугольников. Знакомство с треугольной
пирамидой. Модель правильной треугольной пирамиды. Треугольная пирамида.
Грани, ребра, вершины. Решение нестандартных задач. Геометрические ребусы.
Изготовление из равносторонних треугольников игрушки, которая меняет
форму и цвет. Решение нестандартных задач геометрического содержания.
Геометрический ребус. Лабиринт. Периметр многоугольника. Деление
многоугольника
на
заданные
части.
Окружность,
описанная
около
прямоугольника. Прямоугольник,
вписанный в
окружность. Равенство фигур. Решение задач
практического содержания.
Построение прямоугольника по плану, данному в графическом виде. Площадь.
Площадь прямоугольника (квадрата). Площадь прямоугольного треугольника.
Площадь фигур прямоугольной формы. Площадь рамки. Деление окружности
(круга) на 6, на 12 равных частей. Взаимное расположение окружностей на
плоскости.
Геометрические игры (3 ч) Геометрическая игра «Танграм».
Геометрический кроссворд.
4 класс
Многоугольник. Окружность. Круг (8 ч) Закрепление и обобщение
изученного. Решение нестандартных геометрических задач. Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры.
Геометрические тела (16 ч) Прямоугольный параллелепипед. Примеры
объектов действительности, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
Грани
прямоугольного
параллелепипеда.
Развертка
прямоугольного
параллелепипеда. Каркасная модель Грани прямоугольного параллелепипеда. Ребра,
вершины.
Геометрический ребус. Закрепление и обобщение изученного.
Решение нестандартных геометрических задач. Куб. Грани, вершины, ребра
5
куба. Развертка куба. Модель куба из трех полосок, каждая из
которых разделена
на 5 равных квадратов. Изготовление предмета, имеющего форму прямоугольного
параллелепипеда.
Осевая симметрия (4 ч) Осевая симметрия. Ось симметрии. Равенство
фигур, симметричных относительно оси симметрии.
Геометрический ребус.
Геометрические фигуры, имеющие оси симметрии. Классификация
геометрических фигур по самостоятельно найденному признаку. Обобщение и
закрепление изученного. Решение нестандартных геометрических задач.
Геометрический тела (3 ч) Геометрические тела: шар, сфера, цилиндр.
Закрепление
и
обобщение
изученного.
Решение
нестандартных
геометрических задач. Геометрические ребусы. Геометрический кроссворд.
Геометрические игры (3 ч) Изготовление и использование
геометрического набора «Монгольская игра». Геометрический кроссворд.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных
образовательных результатов.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- расширенные знания и представления о геометрических понятиях и способах
действий в познании окружающего мира средствами математики начальные
представления о целостности окружающего мира, об органичном единстве его
количественных и пространственных отношений;
- начальные представления о связи геометрических понятий с объектами и
явлениями действительности;
- интерес и мотивация к самостоятельному поиску способов решения задач, к
применению исследовательских методов познания;
- интерес к изучению математики и развитию своих способностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУР
Обучающиеся научатся:
- понимать смысл поставленной учебной задачи, предложенной в словесной,
табличной или графической форме, в прямом или косвенном представлении, а также
при представлении задания в занимательной форме;
- составлять план выполнения заданий, выполнять последовательно намеченные
действия и проводить контроль на этапах выполнения составленного плана;
- оценивать результаты выполнения конкретных заданий и своей деятельности в
работе кружка;
- проявлять больше самостоятельности при выполнении заданий, как в
индивидуальной работе, так и в работе в паре, в группе.
Познавательные УУР
Обучающиеся научатся:
6
- воспроизводить изученные понятия, свойства, отношения;
- анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
- проводить классификацию различных объектов по разным признакам;
- находить несколько способов решения решение учебной задачи; отражать их в
графической форме;
- использовать полученные знания в измененных условиях, в том числе, при
решении задач практического и прикладного содержания;
- искать и находить способы решения нестандартных задач;
- применять способы выполнения заданий занимательного содержания (лабиринты,
кроссворды, ребусы).
Коммуникативные УУР
Обучающиеся научатся:
- работать в коллективе;
- выслушивать и оценивать различные предложения по способу решения
поставленной задачи;
- аргументировано формулировать и отстаивать свое предложение, свой способ
выполнения задания, приводить примеры и контрпримеры.
Предметные результаты
Используя циркуль и линейку обучающиеся научатся:
- чертить отрезок, равный данному;
- делить пополам заданный отрезок;
- строить треугольник по трем сторонам;
- изготавливать модель правильной треугольной пирамиды.
На нелинованной бумаге:
- чертить прямоугольник, используя чертежный треугольник;
- чертить прямоугольник (квадрат), использую свойства его диагоналей;
- чертить прямоугольник (квадрат), вписанный в окружность;
- делить окружность (круг) на 6 и 12 равных частей;
- чертить правильный шестиугольник, вписанный в окружность;
На клетчатой бумаге:
- чертить развертку прямоугольного параллелепипеда, куба;
- чертить фигуру, симметричную заданной фигуре, предмету;
- восстанавливать чертеж (рисунок) всего объекта по чертежу его половины; изготавливать модели: прямого угла, квадрата, прямоугольного параллелепипеда,
куба, правильной треугольной пирамиды;
- изготавливать модели предметов быта, имеющих форм: прямоугольника, круга,
прямоугольного параллелепипеда;
- чертить оси симметрии геометрических фигур (прямоугольника, квадрата,
правильного треугольника, правильного шестиугольника);
- чертить оси симметрии на рисунках симметричных фигур, знаков, букв, цифр;
Решать нестандартные задачи на:
- преобразование фигуры по заданным условиям;
- деление фигуры на заданные части;
- составление фигуры из заданных частей, а также с выбором нужных частей из
нескольких заданных.
7
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование
разделов/тем
Содержание
Кол-во
часов
1 класс
Виды деятельности: познавательная, практическая, учебно – тренировочная,
занимательная.
Формы организации: вычерчивание и распознавание геометрических фигур; игра,
беседа, решение логических , нестандартных, практических задач, моделирование.
1
Точка. Линия
Точка. Линия. Лабиринт. Прямая. Кривая. 13 ч
Замкнутые и незамкнутые кривые. Точки
пересечения линий. Узоры. Свойства
прямой линии. Правило вычерчивания
прямой. Горизонтальное, вертикальное,
наклонное расположение прямой на
плоскости. Отрезок. Изображение цифр в
почтовых индексах. Изображение и
преобразование цифр, выложенных из
счетных
палочек.
Обозначение
геометрических фигур буквами латинского
алфавита. Закрепление и обобщение:
точка, прямая, отрезок. Геометрия листа
клетчатой бумаги. Длина. Сравнение
полосок по длине на глаз. Геометрия листа
клетчатой бумаги. Луч. Чертить луч.
Обозначение луча буквой. Закрепление и
обобщение:
прямая,
отрезок,
луч.
Сравнение длин отрезков с использование
циркуля. Геометрия листа клетчатой
бумаги. Логические задачи.
2
Геометрические
Единица длины – сантиметр. Измерение 3 ч
величины
длин отрезков, предметов в сантиметрах.
Сравнение длин отрезков. Сравнение
рисунков по разным признакам: цвету,
форме
и
расположению
частей.
Логические задачи. Единица длины
дециметр. Соотношение 10 см = 1 дм.
Единица длины – сантиметр. Измерение
длин отрезков, предметов в сантиметрах.
Сравнение длин отрезков. Сравнение
рисунков по разным признакам: цвету,
форме
и
расположению
частей.
Логические задачи. Единица длины
дециметр. Соотношение 10 см = 1 дм.
Геометрическая сумма и разность двух
отрезков. Сравнение отрезков по длине.
Нестандартные задачи.
3
Геометрическая
Угол.
Вершина,
стороны
угла. 5 ч
8
фигура угол
Обозначение угла буквами. Развернутый
угол. Решение геометрических задач
практического характера. Виды углов:
прямой, тупой, острый. Изображение из
счётных палочек фигур, имеющих прямой
угол. Преобразование
выложенных
объектов
по
заданным
рисункам.
Вычерчивание фигур, имеющих прямые
углы по образцу и по отдельным
элементам. Логические задачи.
4
Ломаная.
Ломаная. Вершины, звено ломаной. 10 ч
Многоугольник
Обозначение ломаной буквами. Модель
ломаной. Длина ломаной. Геометрические
узоры.
Многоугольникзамкнутая
ломаная.
Вершины,
стороны,
углы
многоугольника. Деление фигуры на
заданные многоугольники. Построение и
преобразование
фигур
из
счетных
палочек.
Прямоугольник.
Противоположные
стороны
прямоугольника. Квадрат. Преобразование
модели прямоугольника в модель квадрата.
Преобразование фигур из счетных палочек
по заданным условиям. Узоры.
5
Геометрические
Изготовление игры
«Геометрическая 2 ч
игры
мозаика». Составление различных узоров
из «Геометрической мозаики».
Итого:
33 ч
2 класс
Виды деятельности: познавательная, практическая, учебно – тренировочная,
занимательная, исследовательская, игровая.
Формы организации: : вычерчивание и распознавание геометрических фигур;
игра, беседа,
решение логических , нестандартных,
практических задач,
моделирование, ребусы.
1
Линия.
Деление многоугольника на заданные 15 ч
Многоугольник
части. Построение и преобразование
прямоугольников, построенных из счетных
палочек.
Построение
различных
двухзвенных ломаных по заданной длине
ломаной.
Обобщение
понятий
«прямоугольник», «квадрат». Лабиринт.
Ломаная. Длина ломаной. Построение
различных
многоугольников.
Соотношение длин сторон треугольника.
Узоры.
Прямоугольник.
Диагонали
прямоугольника.
Логические
задачи.
Диагонали четырехугольника. Геометрия
9
2
3
клетчатого листа бумаги: чертеж фигуры,
составленной из многоугольника. Квадрат.
Построение
и
преобразование
прямоугольника (квадрата) из счетных
палочек. Дополнение заданных чертежей
до рисунков объектов окружающего мира.
Построение
и
преобразование
прямоугольника (квадрата) из счетных
палочек. Деление фигуры на части и
построение новых фигур по заданным
условиям. Построение прямоугольника на
нелинованной
бумаге
с
помощью
чертежного
треугольника.
Середина
отрезка. Построение фигуры из выбранных
для этого частей. Изготовление пакета для
счетных палочек. Деление фигуры на
заданные
части.
Закрепление
и
обобщение
изученного.
Восстановление задания, данного в
графической форме, по выполненной
работе.
Окружность.
Окружность.
Круг.
Центр, 17 ч
Круг.
радиус
окружности (круга).
Диаметр окружности (круга). Соотношение
радиуса и диаметра окружности (круга).
Закрепление изученного. Сравнение и
разделение геометрических фигур по
заданным
признакам.
Обобщение
изученного. Геометрический ребус.
Правила чтения ребуса. Аппликация,
выполненная
из
кругов
и
многоугольников. Задачи проблемного
содержания. Построение прямоугольника
с использованием свойств его диагоналей.
Графический план построения розетки с
шесть лепестками. Чертеж по заданным
размерам. Сравнение и классификация
геометрических фигур по заданному
признаку. Геометрия листа клетчатой
бумаги: восстановление рисунка по его
половинке. Узор. Деление фигур на части.
Составление
фигур
из
частей.
Геометрический ребус. Деление фигур на
части и составление новых фигур.
Геометрические Составление
узоров
для
игры 2 ч
игры
«Геометрическая мозаика».
Итого:
34 ч
3 класс
10
Виды деятельности: познавательная, практическая, учебно – тренировочная,
занимательная, исследовательская, игровая.
Формы организации: : вычерчивание и распознавание геометрических фигур;
игра, беседа,
решение логических , нестандартных,
практических задач,
моделирование, ребусы.
1
Линия.
Многоугольник.
Обозначение 31 ч
Многоугольник. многоугольника
буквами.
Деление
Окружность.
многоугольника на заданные части.
Круг
Классификация
многоугольников.
Составление многоугольников из частей.
Виды
треугольников.
Построение
треугольника по трем сторонам с
использованием циркуля и линейки.
Разносторонние,
равносторонние
и
равнобедренные
треугольники.
Построение
фигур из треугольников. Игры со
счетными палочками. Построение и
преобразование фигур, составленных из
треугольников. Знакомство с треугольной
пирамидой.
Модель
правильной
треугольной
пирамиды.
Треугольная
пирамида.
Грани,
ребра,
вершины.
Решение
нестандартных
задач.
Геометрические ребусы. Изготовление из
равносторонних треугольников игрушки,
которая меняет
форму и цвет.
Решение
нестандартных
задач
геометрического содержания.
Геометрический
ребус.
Лабиринт.
Периметр
многоугольника.
Деление
многоугольника на заданные части.
Окружность,
описанная
около
прямоугольника.
Прямоугольник,
вписанный в окружность. Равенство фигур.
Решение
задач
практического
содержания. Построение прямоугольника
по плану, данному в графическом виде.
Площадь.
Площадь
прямоугольника
(квадрата).
Площадь
прямоугольного
треугольника.
Площадь
фигур
прямоугольной формы. Площадь рамки.
Деление окружности (круга) на 6, на 12
равных частей. Взаимное расположение
окружностей на плоскости.
2
Геометрические
Геометрическая
игра
«Танграм». 3 ч
игры
Геометрический кроссворд.
Итого:
34 ч
11
4 класс
Виды деятельности: познавательная, практическая, учебно – тренировочная,
занимательная, исследовательская, игровая.
Формы организации: : вычерчивание и распознавание геометрических фигур;
игра, беседа,
решение логических , нестандартных,
практических задач,
моделирование, ребусы, кроссворды.
1
Многоугольник. Закрепление и обобщение изученного. 8 ч
Окружность.
Решение
нестандартных
Круг
геометрических
задач.
Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические
задачи. Узоры.
2
Геометрические
Прямоугольный параллелепипед. Примеры 16 ч
тела
объектов действительности, имеющих
форму прямоугольного параллелепипеда.
Грани прямоугольного параллелепипеда.
Развертка
прямоугольного
параллелепипеда. Каркасная модель Грани
прямоугольного параллелепипеда. Ребра,
вершины.
Геометрический ребус.
Закрепление и обобщение изученного.
Решение
нестандартных
геометрических задач. Куб. Грани,
вершины, ребра куба. Развертка куба.
Модель куба из трех полосок, каждая из
которых разделена на 5 равных квадратов.
Изготовление
предмета, имеющего
форму прямоугольного параллелепипеда.
3
Осевая
Осевая симметрия. Ось симметрии. 4 ч
симметрия
Равенство
фигур,
симметричных
относительно
оси
симметрии.
Геометрический ребус. Геометрические
фигуры, имеющие оси симметрии.
Классификация геометрических фигур
по
самостоятельно найденному
признаку. Обобщение и закрепление
изученного.
Решение
нестандартных
геометрических задач.
4
Геометрический Геометрические тела: шар, сфера, цилиндр. 3 ч
тела
Закрепление и обобщение изученного.
Решение
нестандартных
геометрических задач. Геометрические
ребусы. Геометрический кроссворд.
5
Геометрические
Изготовление
и
использование 3 ч
игры
геометрического набора «Монгольская
игра». Геометрический кроссворд.
Итого:
34 ч
ИТОГО ПО КУРСУ
135 ч
12
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Кол-во
часов
13 ч
Название блока/темы
Точка. Линия
Точка. Линия. Лабиринт.
Прямая. Кривая. Замкнутые и незамкнутые кривые. Точки
пересечения линий. Узоры
Прямая. Кривая. Замкнутые и незамкнутые кривые. Точки
пересечения линий. Узоры
Свойства прямой линии. Узоры
Прямая. Правило вычерчивания прямой.
Горизонтальное, вертикальное, наклонное расположение
прямой на плоскости.
Прямая. Правило вычерчивания прямой.
Горизонтальное, вертикальное, наклонное расположение
прямой на плоскости
Отрезок. Изображение цифр в почтовых индексах.
Изображение и преобразование цифр, выложенных из счетных
палочек. Узоры
Обозначение геометрических фигур буквами латинского
алфавита
Обозначение геометрических фигур буквами латинского
алфавита
Закрепление и обобщение: точка, прямая, отрезок. Геометрия
листа клетчатой бумаги
Длина. Сравнение полосок по длине на глаз. Геометрия листа
клетчатой бумаги. Лабиринт
Луч. Чертить луч. Обозначение луча буквой.
Закрепление и обобщение: прямая, отрезок, луч. Сравнение
длин отрезков с использование циркуля. Геометрия листа
клетчатой бумаги. Логические задачи
Геометрические величины
Единица длины – сантиметр. Измерение длин отрезков,
предметов в сантиметрах. Сравнение длин отрезков.
Сравнение рисунков по разным признакам: цвету, форме и
расположению частей. Логические задачи. Единица длины
дециметр. Соотношение 10 см = 1 дм.
Геометрическая сумма и разность двух отрезков. Сравнение
отрезков по длине. Нестандартные задачи.
Геометрическая фигура угол
Угол. Вершина, стороны угла. Обозначение угла буквами.
Развернутый
угол.
Решение
геометрических
задач
практического характера.
Виды углов: прямой, тупой, острый.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3ч
1
1
1
5ч
1
1
1
13
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Изображение из счётных палочек фигур, имеющих прямой
угол. Преобразование
выложенных объектов по заданным
рисункам.
Вычерчивание фигур, имеющих прямые углы по образцу и по
отдельным элементам. Логические задачи.
Ломаная. Многоугольник
Ломаная. Вершины, звено ломаной. Обозначение ломаной
буквами.
Модель ломаной. Длина ломаной.
Геометрические узоры.
Многоугольник- замкнутая ломаная. Вершины, стороны, углы
многоугольника
Деление фигуры на заданные многоугольники.
Построение и преобразование фигур из счетных палочек.
Прямоугольник. Противоположные стороны прямоугольника
Квадрат. Преобразование модели прямоугольника в модель
квадрата
Квадрат. Преобразование модели прямоугольника в модель
квадрата
Преобразование фигур из счетных палочек по заданным
условиям. Узоры
Геометрические игры
Изготовление игры «Геометрическая мозаика».
Составление различных узоров из «Геометрической мозаики»
ИТОГО:
1
1
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2ч
1
1
33 ч
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Кол-во
часов
15 ч
Название блока/темы
Линия. Многоугольник
Деление многоугольника на заданные части. Построение и
преобразование прямоугольников, построенных из счетных
палочек. Построение различных двухзвенных ломаных по
заданной длине ломаной.
Обобщение понятий «прямоугольник», «квадрат». Лабиринт.
Ломаная. Длина ломаной.
Построение различных многоугольников. Соотношение длин
сторон треугольника. Узоры
Прямоугольник. Диагонали
прямоугольника. Логические
задачи.
Диагонали четырехугольника.
Геометрия
клетчатого листа бумаги: чертеж фигуры,
составленной из многоугольника.
Квадрат. Построение и преобразование прямоугольника
(квадрата) из счетных палочек. Дополнение заданных
чертежей до рисунков объектов окружающего мира.
1
1
1
1
1
1
1
1
14
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Построение и преобразование
прямоугольника (квадрата)
из счетных палочек.
Деление фигуры на части и построение новых фигур по
заданным условиям.
Построение прямоугольника на нелинованной бумаге с
помощью чертежного треугольника. Середина отрезка.
Середина отрезка. Построение фигуры из выбранных для этого
частей.
Изготовление пакета для счетных палочек.
Деление фигуры на заданные части.
Закрепление и обобщение изученного. Восстановление
задания,
данного
в
графической
форме,
по
выполненной работе.
Окружность. Круг.
Окружность.
Круг. Центр,
радиус
окружности
(круга).
Окружность.
Круг. Центр,
радиус
окружности.
(круга).
Диаметр окружности (круга). Соотношение радиуса и
диаметра окружности (круга)
Закрепление изученного. Сравнение и разделение
геометрических фигур по заданным признакам.
Обобщение изученного. Сравнение и разделение
геометрических фигур по заданным признакам.
Закрепление и обобщение изученного. Геометрический
ребус. Правила чтения ребуса.
Аппликация, выполненная из кругов и многоугольников.
Задачи проблемного содержания.
Построение прямоугольника с использованием свойств его
диагоналей.
Графический план построения розетки с шесть лепестками.
Чертеж по заданным размерам
Сравнение и классификация
геометрических фигур по
заданному признаку.
Геометрия листа клетчатой бумаги: восстановление рисунка
по его половинке. Узор
Геометрия листа клетчатой бумаги: восстановление рисунка
по его половинке. Узор
Деление фигур на части.
Закрепление изученного. Составление фигур из частей.
Обобщение изученного. Геометрический ребус.
Деление фигур на части и составление новых фигур
Геометрический ребус.
Деление фигур на части и составление новых фигур
Геометрический ребус.
Геометрические игры
Составление узоров для игры «Геометрическая мозаика».
1
1
1
1
1
1
1
17 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2ч
1
15
34
Составление узоров для игры «Геометрическая мозаика».
ИТОГО:
1
34 ч
3 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Кол-во
часов
31 ч
Название блока/темы
Линия. Многоугольник. Окружность.
Круг (продолжение)
Многоугольник. Обозначение
многоугольника буквами.
Деление многоугольника на заданные части.
Классификация
многоугольников.
Составление
многоугольников из частей.
Виды треугольников.
Построение треугольника по трем сторонам с использованием
циркуля и линейки.
Разносторонние,
равносторонние
и
равнобедренные
треугольники. Построение
фигур из треугольников
Игры со счетными палочками. Построение и преобразование
фигур, составленных из треугольников.
Знакомство с треугольной пирамидой. Модель правильной
треугольной пирамиды.
Треугольная пирамида. Грани, ребра, вершины.
Решение нестандартных задач. Геометрические ребусы.
Изготовление из равносторонних треугольников игрушки,
которая меняет форму и цвет.
Решение нестандартных задач геометрического содержания.
Геометрический ребус. Лабиринт.
Периметр многоугольника. Деление многоугольника на
заданные части
Окружность, описанная около
прямоугольника.
Прямоугольник,
вписанный в окружность.
Равенство фигур. Решение задач практического содержания.
Решение нестандартных задач.
Построение прямоугольника по плану, данному в
графическом виде. Решение нестандартных задач.
Закрепление, обобщение изученного. Геометрический ребус.
Нестандартные задачи.
Закрепление, обобщение изученного. Геометрический ребус.
Нестандартные задачи
Закрепление, обобщение изученного. Геометрический ребус.
Нестандартные задачи
Закрепление, обобщение изученного. Геометрический ребус.
Нестандартные задачи
Закрепление, обобщение изученного. Геометрический ребус.
Нестандартные задачи
Площадь.
Площадь
прямоугольника
(квадрата).
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
16
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Площадь
прямоугольного
треугольника.
Геометрический ребус
Площадь фигур прямоугольной формы. Площадь рамки
Площадь фигур прямоугольной формы. Площадь рамки
Деление окружности (круга) на 6, на 12 равных частей.
Закрепление изученного. Геометрический ребус
Взаимное расположение окружностей на плоскости.
Геометрический ребус
Взаимное расположение окружностей на плоскости.
Геометрический ребус
Закрепление,
обобщение
изученного.
Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы.
Закрепление,
обобщение
изученного.
Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы.
Закрепление,
обобщение
изученного.
Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы.
Закрепление,
обобщение
изученного.
Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы.
Геометрические игры
Геометрическая игра «Танграм».
Геометрическая игра «Танграм».
Геометрический кроссворд.
ИТОГО:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3ч
1
1
1
34 ч
4 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
Кол-во
часов
8ч
Название блока/темы
Многоугольник. Окружность. Круг.
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических
задач.
Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических
задач.
Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических
задач.
Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических
задач.
Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических
задач.
Геометрия
1
1
1
1
1
17
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических
задач.
Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических
задач.
Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических
задач.
Геометрия
клетчатого листа бумаги. Логические задачи. Узоры
Геометрические тела
Прямоугольный
параллелепипед.
Примеры
объектов
действительности,
имеющих
форму
прямоугольного
параллелепипеда. Грани прямоугольного параллелепипеда.
Развертка прямоугольного параллелепипеда
Каркасная модель Грани прямоугольного параллелепипеда.
Ребра, вершины . Геометрический ребус
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач.
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач.
Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
Геометрический ребус.
Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
Геометрический ребус
Куб. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
Геометрический ребус
Модель куба из трех полосок, каждая из
которых разделена
на 5 равных квадратов
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач.
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач.
Изготовление
предмета, имеющего
форму
прямоугольного параллелепипеда
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы
1
1
1
16 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
18
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы
Осевая симметрия
Осевая симметрия. Ось симметрии. Равенство фигур,
симметричных
относительно
оси
симметрии.
Геометрический ребус
Геометрические фигуры, имеющие оси симметрии.
Классификация
геометрических
фигур
по
самостоятельно найденному признаку
Обобщение
и
закрепление
изученного.
Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические ребусы
Обобщение
и
закрепление
изученного.
Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические ребусы
Геометрический тела
Геометрические тела: шар, сфера, цилиндр
Геометрические тела: шар, сфера, цилиндр
Закрепление и обобщение изученного. Решение
нестандартных геометрических задач. Геометрические
ребусы. Геометрический кроссворд
Геометрические игры
Изготовление и использование геометрического набора
«Монгольская игра»
Изготовление и использование геометрического набора
«Монгольская игра»
Геометрический кроссворд
ИТОГО:
1
4ч
1
1
1
1
3ч
1
1
1
3ч
1
1
1
34 ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Е.А. Богданова Формирование эмпирических предпонятий об основных объектах
геометрии. Нач. школа. 2001г., №10
2. С.И. Волкова, Н.Н. Столярова Развитие познавательных способностей учащихся
на уроках математики. Нач. школа 1993г., № 8
3. А,П. Тонких и другие. Логические задачи на уроках математики. Ярославль:
Академия развития , 1997г.
4. И.В. Шадрина. Обучение геометрии в начальных классах. М.: Школьная Пресса,
2002г.
5. С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. СПб., 2003г.
6. В.Н. Рудницкая. 2000 задач по математике. М.:Дрофа, 2009 г.
7. Н.С. Подходова и др. Волшебная страна фигур. В пяти путешествиях. СПб., 2000г.
19