Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29,
тел.(факс) 2-52-37
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
на педагогическом совете
заместитель директора по
ВР
И.о. директора МБОУ
"ООШ с. Сиреники"
Протокол № 1
от «20 » августа 2025 г.
____________ Шараева Т.Д. ___________Тарасенко Е.Э.
Протокол № 1
от «20» августа 2025 г.
Приказ № 112 – о.д.
от «25» августа 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Моя семья» (семьеведение)
(Основное общее образование: 5 - 9 классы)
Составил: Шараева Т.Д.,
заместитель директора
по воспитательной работе
Сиреники, 2025
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Моя семья» (Семьеведение) (далее –
программа) для 5–9 классов составлена на основе положений и требований:
• Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
• федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные документы:
• Конституция Российской Федерации;
• Указ Президента Российской Федерации от
09.11.2022 г. № 809
• «Об утверждении
Основ государственной политики по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
• Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность и назначение курса внеурочной деятельности
Актуальность курса внеурочной деятельности «Моя семья» (Семьеведение) в
современных условиях обусловлена необходимостью разработки специальных программ
обучения и воспитания, способствующих формированию у представителей молодого
поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным
ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство
российского общества, направленных на решение демографических проблем в
Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями
семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного,
социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том
числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим
сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано
решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного
воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и
нравственных нормах семейной жизни.
Важность обращения школы к семейной проблематике обусловлена, прежде всего,
тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании
молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния
элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании
обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из
основных задач системы общего образования в Российской Федерации.
Создание программы курса «Моя семья» (Семьеведение) для обучающихся 5 – 9
классов продиктовано
важностью целенаправленной просветительской
и
воспитательной деятельности, которая предполагает:
✓ осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни
современного человека;
✓ приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
✓ формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к
старшим поколениям;
2
✓ приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском
обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций
и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное
внимание в программе придается современным научно - педагогическим подходам,
которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей
обучающихся.
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том, что его
содержание предполагает:
✓ освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые
пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их
дальнейшую жизненную траекторию;
✓ рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных
научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального
восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;
✓ развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся,
связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи
и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цели и задачи курса внеурочной деятельности
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для нашего
Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностносмысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.
Изучение курса направлено на формирование:
✓ четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся
связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;
✓ понимания обучающимися 5–9 классов особой значимости института семьи для
самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и
преемственности поколений;
✓ ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению,
к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе
крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и
воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
• ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы,
ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных
терминов;
• формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с
позиции психологии, культурологии и этики;
• осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие
их для построения собственной семьи в будущем;
• содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов,
связанных с семейными отношениями;
• обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной
идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
3
• содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи,
снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;
• ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
• обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере
семейных отношений.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 5 – 9-х классов; рассчитан 1 час в
неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности
«Семьеведение» отводится 170 часов:
в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю);
в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Ценностные ориентиры содержания курса
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни,
состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков
образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами
общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Формы проведения занятий:
✓ изучение и обобщение материала, анкетирование, интервьюирование, а
также комбинированное занятие с элементами практической работы,
исследование, поиск, беседы, методы театрализации, игрового
моделирования, опросы. Изучаются методы самодиагностики, обработки
полученных данных. В личностно-психологическом плане занятия
направлены на совершенствование общения, регуляцию настроения, и т.д.
Виды деятельности разнообразны: изобразительная, художественная,
графическая, чтение, работа со справочным и архивным материалом.
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
• в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий,
проверка их исследовательских работ;
• в качестве средств итогового контроля применяется защита учащимися своих
творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе;
• в качестве дополнительных средств контроля и проверки используются личные
наблюдения педагога за учащимися, индивидуальные беседы с учащимися и их
родителями.
Формы подведения итогов реализации факультативной образовательной
программы: выставка творческих и исследовательских работ, оформление летописи
семьи, конкурс сочинений, фотовыставки
У учащихся продолжится формирование ряда личностных качеств: любви к своей
семье, к ее истории, гордости за еѐ достижения, за свою семью и предков.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЯ СЕМЬЯ» (СЕМЬЕВЕДЕНИЕ)
4
РАЗДЕЛ 1. «ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, ОБЩЕСТВО…»
Как и для чего создается семья?
Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени:
мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно-нравственные ценности.
Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение
ролей мужчины, женщины и детей в семье1. Семья и брак в современном
обществе.
Семья как ценность для ребенка
Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка
чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и
психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования
личности ребенка, его духовно-нравственного становления, интеллектуального роста,
профессионального и социального самоопределения.
Семья как среда, ориентированная на создание уникальных условий для
саморазвития и личностной самореализации детей и родителей. Эмоциональное
взаимопонимание между родителями и детьми.
Семья и ее роль в обществе
Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии
общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в
решении
демографических
проблем
современной
России.
Расширенная
(многопоколенная) семья как исторический феномен.
Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательной роли
в современном обществе.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи.
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и правила
его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи).
Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях: семейные
архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и обработки информации по
истории семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из
поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные
путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры для подражания и сохранения
семейных традиций. Известные многодетные семьи.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в
семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и
поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также
родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины
ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в
зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное
взаимодействие родителей и детей.
Братья и сестры
5
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с
братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной
семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация,
кино, литература).
Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и
сводными детьми в семье и пути ее преодоления.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков
с бабушками и дедушками.
Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности
старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного старшими
поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей и
семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как
своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты.
Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах,
в пригородах и сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственноэкономическая
функция
семьи.
Типичные
проблемы
обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Плюсы
и минусы совместного проживания молодой семьи с детьми вместе со своими
родителями или родственниками.
Семейный бюджет
Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджет
и финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении
финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные
нормы. Основные статьи семейного бюджета. Возможности использования семьями
услуг финансовых организаций – вклады, кредиты, инвестиции.
Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить.
Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их
использования.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в
решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления,
материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Проект
обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями
и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в
разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
6
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений.
Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и
открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и
детско-родительских отношений. Важность
благоприятного семейного психологического климата для развития ребенка в
семье и эмоционального состояния супругов. Многодетность как важный компонент
благоприятной семейной атмосферы.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная
поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение слушать и слышать
друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию,
умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков
внимания как факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость
эгоистического,
высокомерного, равнодушного и неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с
младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной
семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры
общения. Варианты психологической рефлексии подростком своего поведения в семье и
отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой
семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и
детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и
важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение родителей
договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения
родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в
ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт
квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения
взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды
семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование семейного праздничного
мероприятия (день рождения, окончание учебного года, спортивные достижения детей
и др.).
Роль семейных прогулок,
туристических походов и путешествий в
сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для семейных
турпоходов и путешествий (на примере своего региона).
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ
жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена,
физическая активность. Современный стиль питания, пищевые привычки взрослых и
детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу, заказ готовой еды на дом и др.) и
7
связанные с ними проблемы физического и психического здоровья. Варианты домашнего
меню как примеры здорового питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ
жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической
активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье.
Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и
технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие
укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в
оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей
семьи»).
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак.
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и
условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей.
Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки
многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи:
консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психолого-педагогическая.
Семейные психологи и специалисты в сфере образования по работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье.
Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и
недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с
семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и
детей, взятых под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные
отношения детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на
владение,
пользование
и
распоряжение
имуществом,
финансовую и
предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по
отношению к своим родителям и родственникам. Роль Уполномоченного при Президенте
Российской Федерации по правам ребенка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы курса внеурочной деятельности «Моя семья»
(Семьеведение) направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных,
метапредметных и предметных образовательных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в
жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
8
– обретение
положительного образа семьи, родительства (отцовства и
материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской семье, классе,
школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
патриотическое воспитание:
– осознание
российской
идентичности
в
поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России,
ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций
народов России;
духовно-нравственное воспитание:
– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в
семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки,
поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовнонравственных ценностей, а также правовых норм;
– способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию
крепкой, гармоничной семьи;
эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание
ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций
и народного творчества;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернетсреде;
трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к
труду и результатам трудовой деятельности;
ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с
учетом семейных традиций народов России;
адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
– освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного
поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и
действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
9
✓ выявлять
и
характеризовать существенные
признаки
социальных
явлений и процессов;
✓ выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
✓ делать
выводы
с
использованием дедуктивных
ииндуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии.
Базовые исследовательские действия:
✓ проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
✓ оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования;
✓ самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного
наблюдения, исследования;
✓ прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об
их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
✓ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
✓ выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
✓ самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
✓ эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
✓ воспринимать
и
формулировать
суждения,
выражать
эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
✓ выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
✓ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
✓ знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
✓ понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
✓ в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
✓ сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
✓ публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
✓ самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
✓ выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
10
✓ ориентироваться в
различных подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решений в группе);
✓ составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);
✓ делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
✓ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
✓ давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
✓ учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
✓ объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
✓ вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
✓ оценивать соответствие результата цели и условиям;
✓ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
✓ регулировать способ выражения эмоций.
Совместная деятельность:
✓ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
✓ принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
✓ уметь обобщать мнения нескольких людей;
✓ планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять
задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы
(обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
✓ выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
✓ оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
✓ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды
в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена
семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной
сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении
социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;
• осознание
значимости
крепкой
семьи,
брака
как
ценности в
современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание
значимости семейных традиций в истории народов России;
11
• формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
• умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений с
использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио-и
видеоматериалами);
• умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания
традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи,
для написания ее родословной;
• умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и
моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
• умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;
• умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе
со старшими членами семьи;
• умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними
родственниками;
• умение решать в рамках изученного материала познавательные и
практические задачи;
• овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой,
графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой
информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при
работе в Интернете;
• умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье,
личным социальным опытом, используя обществоведческие знания,
формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
• умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм,
включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том
числе при планировании семейного бюджета.
12
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование Количес
разделов и тем тво
курса
часов
внеурочной
деятельности
Раздел
1.1 Как и для чего 1
создается
семья?
1.2 Семья
ценность
ребенка
как 1
для
1
Программное содержание
Форма
характеристика
деятельности
обучающихся
работы/
1. «Человек, семья, общество…»
Семья
в
различные Беседа
на
основе
исторические эпохи – от презентации «Семья в
древности
до различные исторические
современности:
мотивы эпохи».
создания
семьи
и Анализ
репродукций
вступления в брак.
картин
известных
Семья
и
духовно- художников, посвященных
нравственные
ценности. семье
в
разные
Выбор спутника жизни. исторические эпохи.
Особенности
брачно- Создание
плаката
семейных
отношений. «Современная семья».
Изменение ролей мужчины, Дискуссия на тему «Выбор
женщины и детей в семье. спутника жизни»
Семья
и
брак
в
современном обществе
Крепкая семья, основанная Беседа и создание схемы
на любви,
«Значение семьи в жизни
как
основа
для человека».
формирования у ребенка Анализ
предложенных
чувства безопасности и ситуаций,
ощущения счастья.
показывающих
влияние
Важность
для
ребенка семьи на жизнь подростка
материальной
и
психологической
поддержки
со стороны родителей.
Семья как среда
формирования
личности
ребенка,
его
духовно-нравственного
становления,
интеллектуального роста,
профессионального
и
социального
самоопределения
Семья как среда,
Сопоставление
ориентированная
на иллюстраций, отражающих
создание
уникальных психологические
условий для саморазвития отношения родителей
и личностной
самореализации детей и
родителей.
Эмоциональное
взаимопонимание между
родителями
и
детьми,
сочувствие и принятие
ребенка в семье
1.3 Семья и ее роль 1
в обществе
Итого по разделу
Семья как первичная
ячейка общества,
ее
важность
в
самосохранении
и
развитии общества. Семья
и ее основные функции.
Репродуктивная функция
семьи и ее значение в
решении демографических
проблем
современной
России. Расширенная
(многопоколенная)
семья как исторический
феномен. Социализирующая
функция семьи
и важность повышения ее
воспитательной роли в
современном обществе
и
подростка
(взаимное
доверие/недоверие;
рациональная
оценка/недооценка;
поддержка
и
сочувствие/равнодушие;
адекватные
требования/неадекватные
требования) для создания
правил
выстраивания
отношений между детьми
и родителями.
Начало
создания
коллективной электронной
энциклопедии «Семья –
наша ценность»
Беседа «Семья и ее
основные
функции».
Анализ примеров семей по
страницам художественной
литературы, кинематографа
4
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1 История семьи 1
Родословная
моей
Составление
семьи. Семейное (родовое) родословных
генеалогическое древо и на основе предложенных
правила
учителем
и/или
его
реконструкции обучающимися макетов
(описания)
1
Важность сохранения
Беседа на основе
исторической памяти
о презентации
«Способы
поколениях рода (семьи). сохранения исторической
Способы
передачи памяти
о
семье».
Составление схемы «Как в
1
2.2 Родители
1
информации
о
связи
поколений
и
родственных
отношениях:
семейные
архивы,
фотоальбомы,
мемуары.
Примерная модель поиска и
обработки информации по
истории семьи (рода)
Предания и традиции
моей семьи. Ценности
семьи, передающиеся из
поколения
в
поколение.
Семейная
память
и
семейная
гордость.
Семейные традиции и их
разнообразие:
семейный
совет, воскресные
обеды,
семейные
спектакли,
семейные
путешествия,
семейное
чтение и т. п. Достойные
примеры для подражания и
сохранения
семейных
традиций.
Известные
многодетные
семьи
Особая
роль
и
ответственность родителей
в современной семье. Роль
мужчины
в семье. Отцовство.
Роль женщины в семье.
Материнство.
Любовь,
взаимное
принятие
и
поддержка как базовые
ценности
взаимоотношений
супругов между собой, а
также родителей и детей.
Образ семьи
в
художественных
произведениях
второй
половины ХХ – начала XXI
века
(мультипликация,
кино,
литература и др.)
моей семье сохраняется
память о поколениях».
Знакомство
с
электронными ресурсами,
позволяющими искать и
обрабатывать информацию
об истории своей семьи,
и разработка алгоритма
действий
Проектная
деятельность «Предания и
традиции моей семьи».
Практикум
«Семейные
традиции»
Обсуждение
отрывков
из
художественной
литературы, кинофильмов,
мультипликационных
фильмов
о
гармоничных
отношениях в семье.
Создание облака слов на
тему «Ценности семьи»
1
2.3 Братья
сестры
2.4
и 1
Чем
1
ценны
отношения
внуков
с
бабушками
и дедушками?
Особенности
выстраивания
взаимоотношений
между
родителями
и
детьми в зависимости от их
возраста и изменений в
социальном статусе.
Уважительное
взаимодействие родителей
и детей
и сестрами в семье –
необходимый опыт для
создания
в
будущем
собственной семьи.
Отношения братьев и
сестер
в
художественных
произведениях
(мультипликация,
кино, литература).
Проблема
психологического неприятия
и конкуренции между
разновозрастными
и сводными детьми в семье
и пути ее преодоления
Бабушки и дедушки в
семье.
Доверительное,
эмоционально
теплое
общение внуков
с
бабушками
и
дедушками. Уважительное
отношение к старшим
членам семьи.
Чувство
благодарности
старшим.
Почитание
старших
в
семье. Забота о пожилых
членах семьи, помощь по
дому.
Межпоколенное
общение
как
способ
передачи
и
усвоения
накопленного
старшими
поколениями жизненного
опыта
и
духовнонравственных ценностей.
Черты
семейного
Анализ кейсов на тему
«Стили воспитания». Игра
«Продолжи предложение»:
«Если бы я оказался на
месте своих родителей,
то...»
ли
быть
единственным ребенком в
семье»,
«Нас
в
семье
двое/трое», «У меня много
братьев и сестер».
Составление правил
конструктивного
взаимодействия с братьями
и сестрами.
Обсуждение кейсов о
конструктивном
взаимодействии детей с
братьями и сестрами
Анализ иллюстраций
на тему
«Межпоколенное
общение».
Анализ
ситуаций,
отражающих
конструктивное
взаимодействие внуков
с
бабушками
и
дедушками, для выработки
бесконфликтной стратегии
поведения.
Практикум «Уважение к
старшим и помощь в
семье»
2.5 Мои близкие и 1
дальние
родственники
Итого по разделу
поведения,
присущие
бабушкам и дедушкам,
и
бесконфликтные
стратегии их восприятия.
Доверительное
общение
внуков
с бабушками и дедушками
Многообразие
родственных отношений.
Важность
поддержания добрых
и
уважительных
родственных отношений для
сохранения
межпоколенных связей
и семейных традиций
Игра «Самое главное
качество
моего
родственника» на основе
родословной.
Продолжение разработки
коллективной электронной
энциклопедии «Семья –
наша
ценность»
8
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1 Что
мы 1
Место проживания
Составление облака
называем
семьи и важность его слов «Дом» на основе
своим
восприятия для супругов и ассоциаций.
«домом»?
детей как своего
Конкурс
«дома». Дом – это рисунков/синквейнов «Мой
место защищенности, уюта дом» или «Дом моей
и эмоциональной теплоты. мечты»
Особенности
и
способы обустройства
семейного хозяйства в
больших и малых городах,
в пригородах и сельской
местности
3.2 Ведение
1
Основные
Беседа на основе
домашнего
составляющие домашнего
презентации
«Семейное
хозяйства
(семейного)
хозяйство
в
разные
хозяйства.
Хозяйственно- исторические
периоды
экономическая
функция развития России».
семьи.
Разработка
правил
Типичные проблемы рачительного
ведения
обустройства домашнего домашнего хозяйства
хозяйства у семей с детьми
и
способы
их
решения. Плюсы и минусы
совместного проживания
молодой семьи
с детьми вместе со своими
родителями
или
родственниками
3.3 Семейный
бюджет
1
1
3.4 Семейный быт
1
Важность
планирования
и
учета
семейных
доходов
и
расходов.
Семейный
бюджет
и
финансовая
«подушка безопасности».
Равноправие мужа и жены
в решении финансовых
вопросов,
открытость
семейных финансов как
современные культурные
нормы. Основные статьи
семейного
бюджета.
Возможности
использования
семьями
услуг
финансовых организаций –
вклады,
кредиты,
инвестиции
Способы
экономии
семейного бюджета
и статьи, на которых
не следует экономить.
Карманные деньги детей.
Основные
приоритеты
детских
расходов
и
способы
рационального
расходования
детьми
денежных средств. Детские
накопления
и цели их использования
Красота, комфорт и
уют в доме. Важность
совместных
усилий
родителей и детей
в решении проблем
определения оптимального
бюджета, выбора стиля
оформления, материалов,
технических решений и
другого для обустройства
дома.
Проект
обустройства дома – от
идеи
до воплощения
Анализ схемы «Семейный
бюджет».
Решение
практических
задач,
направленных
на
планирование
и
учет
семейных
доходов
и
расходов
Решение
практических
задач, направленных на
выявление рациональных
способов
расходования
карманных денег
Игра «Красота и
комфорт в доме» на основе
предложенных
карточек
(иллюстрации,
предметы
интерьера). Составление
облака слов по теме «Уют в
доме»
1
Итого по разделу
Важность достижения
договоренностей
в
распределении
ролей между родителями и
детьми для поддержания
чистоты
и порядка в доме. Традиции
обустройства
дома
в
разных регионах России
Обсуждение
презентации
«Традиции
обустройства
дома
(семейного хозяйства) в
разных регионах России».
Проектная
деятельность по теме «Мой
вклад в чистоту и порядок
в доме».
Продолжение
разработки коллективной
электронной энциклопедии
«Семья – наша
ценность»
6
Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
4.1 Как
создать 1
благоприятного
Обсуждение
благоприятную
семейного психологического пословиц, отрывков из
семейную
климата для развития художественных
атмосферу?
ребенка в семье
произведений,
и
эмоционального
видеосюжетов
о
состояния супругов.
семейной
атмосфере.
Многодетность
как Обсуждение
модели
важный
компонент благоприятной
благоприятной семейной психологической
атмосферы
атмосферы
в
семье.
Проектная деятельность
в рамках
темы «Многодетность как
важный
компонент
благоприятной
семейной
атмосферы»
4.2 На
чем 1
Нравственные
Беседа
по
теме
держится
основы взаимоотношений в «Нравственные
основы
семья?
семье: любовь, верность, взаимоотношений
в
взаимная
поддержка, семье».
честность.
Анализ
учебных
Мужественность
и кейсов о конструктивном
женственность. Умение взаимодействии
членов
слушать
семьи.
и
слышать
друг Беседа о мужественности
друга, допущение разных и женственности
взглядов членов семьи на
одну и ту же бытовую
ситуацию, умения уступать
и
прощать
недостатки друг другу,
навыки
оказания друг
4.3
Как
избегать
конфликтов
семье?
1
в
1
1
другу знаков внимания как
факторы,
укрепляющие
семью.
Недопустимость
эгоистического,
высокомерного,
равнодушного
и неуважительного
отношения к членам своей
семьи. Конструктивное
взаимодействие
членов
семьи
Общение супругов
друг с другом, а также
родителей с детьми,
старших детей с младшими
по поводу возникающих
разногласий
как
важнейшее
правило
гармоничной
семейной
жизни.
Важность рефлексии
каждым членом семьи
своего поведения и манеры
общения.
Варианты
психологической рефлексии
подростком
своего
поведения в семье
и
отношения
к
родственникам
Умения прощать и
просить прощения как
важные
составляющие
счастливой
семейной
жизни. Компромиссы в
отношениях
между
супругами,
между
родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего
конфликта
Рост
самостоятельности
ребенка как норма для
взрослеющей личности и
важность
правильного
отношения родителей к
этой тенденции. Умение
Обсуждение
темы
общения в семье
на основе презентации.
Заполнение таблицы «Мое
поведение в семье»
Решение учебных кейсов,
направленных на поиск
компромисса
при
зарождении конфликта в
семье
Анализ
кейсов,
показывающих
конструктивную
поддержку со стороны
родителей
в ситуации
поиска подростком
4.4 Что помогает 1
семье
объединиться?
1
1
родителей
договариваться с детьми
как основа гармоничных
взаимоотношений.
Важность
уважения
родителями
выбора
ребенка. Конструктивная
поддержка
со
стороны
родителей
в
ситуации
поиска ребенком варианта
решения жизненной
проблемы
Совместная досуговая
деятельность как важный
фактор сплочения семьи.
Разнообразие
форм
совместных семейных дел
(уборка
и
ремонт
квартиры/дома; работа на
приусадебном участке и
пр.),
оказывающих
позитивное
и
(или)
негативное
воспитательное
и
эмоциональное влияние на
детей
Важность семейных
праздников
для эмоциональнопсихологического
сближения взрослых и
детей. Игры как важный
элемент семейного досуга.
Распространенные
виды семейных игр, их
плюсы
и
минусы.
Проектирование
семейного
праздничного
мероприятия
(день
рождения,
окончание учебного года,
спортивные
достижения
детей и др.)
Роль
семейных
прогулок, туристических
«правильного»
варианта
решения
жизненной проблемы.
Обсуждение
полученных
результатов
Составление перечня
совместных семейных дел
на основе личного опыта и
анализа
информации,
предложенной учителем
(в
виде
иллюстраций,
видеосюжетов)
Конкурс
проектов
«Моя любимая семейная
игра».
Обсуждение результатов
проектов.
Составление
алгоритма проектирования
семейного праздника
Обсуждение
интересных маршрутов
4.5 Здоровый
1
образ жизни в
семье
1
походов и путешествий в
сплочении семьи
и
личностном
развитии
ее
членов.
Проектирование
семейного
выездного
мероприятия.
Определение
наиболее
интересных маршрутов для
семейных турпоходов и
путешествий (на примере
своего региона)
Здоровье
членов
семьи и его роль в
полноценной
семейной
жизни.
Здоровый
образ
жизни и его ключевые
составляющие: здоровое
питание,
здоровый
сон,
гигиена,
физическая
активность.
Современный стиль
питания,
пищевые привычки
взрослых и детей
(фастфуд,
полуфабрикаты, еда на
ходу, заказ готовой еды на
дом и др.)
и связанные с ним
проблемы физического и
психического
здоровья.
Варианты
домашнего меню как
примеры здорового
питания
преодоления вредных
привычек в семье.
Важность физической
активности для здоровья
человека и способы ее
поддержания в семье.
Здоровьесберегающие
мероприятия
(зарядка,
прогулки, подвижные
для семьи на основе
интерактивной
карты.
Проект
«Семейное
путешествие/турпоход»
Обсуждение
важности здорового образа
жизни
на
основе
презентации учителя
и личного социального
опыта.
Составление
домашнего меню
Обсуждение
возможностей
участия
членов
семьи
в
оздоровительных
мероприятиях
на территории России
на основе презентации.
Обмен мнениями по теме
«Здоровье в моей семье».
игры и т. п.) и
технологии
(фитнесбраслеты,
интернетприложения
и
др.),
способствующие
укреплению
здоровья
взрослых и детей. Примеры
участия членов семьи в
оздоровительных
мероприятиях
и акциях России и
региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)
Итого по разделу
Продолжение разработки
коллективной электронной
энциклопедии «Семья –
наша ценность»
10
Раздел 5. «Современная семья и право»
5.1 Вступление в 1
Порядок
Работа
с
брак
регистрации
брака
в фрагментами Конституции
Российской
Федерации. Российской Федерации и
Брачный возраст. Порядок Семейного
кодекса
и
условия Российской Федерации.
заключения
брака
в Обсуждение
важности
современной
вступления в брак
России. Брачный договор
5.2
Поддерж 1
Меры
социальной
Обсуждение понятий
ка
поддержки семей
«социальная поддержка»,
государством
с детьми. Социальные «социальные гарантии»,
семей с детьми
гарантии
для
семей.
«финансовые
Материнский капитал и организации», «материнский
ипотека
для
молодых капитал».
семей.
Меры
Решение
государственной
практических задач для
поддержки многодетных понимания возможностей
семей
в
Российской использования
семьями
Федерации. Звание «Мать- услуг
финансовых
героиня»
организаций
1
Деятельность
Обсуждение
социальных
служб деятельности социальных
(организаций)
по служб по поддержке семьи
поддержке
семьи: на основе презентации.
консультационная,
Знакомство школьников с
материальная,
электронными ресурсами
юридическая, медицинская, социальных служб
психолого-педагогическая.
Семейные психологи
и специалисты в
сфере образования
по работе с семьей
5.3 Права
и 1
обязанности
родителей
и
детей
Личные права и
обязанности
супругов,
равенство
супругов
в
семье.
Имущественные
права
и
обязанности
супругов,
совместная
собственность, движимое и
недвижимое
имущество
семьи,
наследство
и
наследники, дарение и
другие сделки с семейным
имуществом.
Права и обязанности
родителей
в отношении родных
детей и детей, взятых под
опеку.
Опекунство
и
усыновление
(удочерение)
как
способы
включения
в
семейные
отношения
детей, оставшихся без
родителей
Права и обязанности
ребенка в семье. Права
несовершеннолетних детей
на владение, пользование и
распоряжение
имуществом, финансовую
и предпринимательскую
деятельность
Обязанности
совершеннолетних детей
(с
18
лет)
по
отношению
к
своим
родителям
и
родственникам.
Роль
Уполномоченного
при
Президенте
Российской
Федерации
по правам ребенка
1
1
Итого по разделу
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
6
34
Работа с фрагментами
правовых
источников.
Игра «Права и обязанности
родителей»
Работа с фрагментами
правовых
источников.
Игра «Права и обязанности
детей»
Работа
с
фрагментами
правовых
источников.
Анализ
сайта
Уполномоченного
при
Президенте
Российской Федерации по
правам ребенка.
Завершение создания
коллективной
электронной энциклопедии
«Семья – наша ценность»
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Дата
прим.
Дата
факт.
Наименование разделов/тем
Кол-во
часов
5- 7, 8 - 9 КЛАССЫ
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
Как и для чего создается семья?
Семья как ценность для ребенка
Семья и ее основные функции.
Семья и ее роль в обществе
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
История семьи
Родословная моей семьи.
Предания и традиции моей семьи.
Особая роль и ответственность
родителей в современной семье.
Особенности выстраивания
взаимоотношений
между
родителями и детьми в зависимости
от их возраста
Братья и сестры
Чем ценны отношения внуков с
бабушками
и дедушками?
Мои близкие и дальние родственники
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
Что мы называем своим «домом»?
Ведение домашнего хозяйства
Семейный бюджет
Способы
экономии
семейного
бюджета. Карманные деньги детей.
Семейный быт. Красота, комфорт и
уют в доме.
Традиции обустройства дома в
разных регионах России
Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
Как
создать
благоприятную
семейную атмосферу?
На чем держится семья?
Как избегать конфликтов в семье?
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Умения прощать и просить прощения
как
важные
составляющие
счастливой семейной жизни.
Рост самостоятельности ребенка как
норма для взрослеющей личности и
важность правильного отношения
родителей к этой тенденции.
Что помогает семье объединиться?
Важность семейных праздников
для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей.
Роль
семейных
прогулок,
туристических
походов
и
путешествий в сплочении семьи
и личностном развитии ее членов.
Здоровый образ жизни в семье
Режим здорового сна для взрослых
и детей. Личная гигиена и ее влияние
на образ жизни семьи.
Раздел 5. «Современная семья и право»
Вступление в брак
Поддержка
государством семей с детьми
Деятельность социальных служб
(организаций) по поддержке семьи:
консультационная,
материальная,
юридическая,
медицинская,
психолого-педагогическая.
Права и обязанности родителей и
детей
Права и обязанности ребенка в семье.
Обязанности совершеннолетних детей
(с 18 лет) по отношению к своим
родителям и родственникам.
Итого: 34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебники для учащихся:
1. Учебное пособие «Моя семья» для 5-7 классов. Останина Н.А., Мосунова К.
А.., М., Просвещение, 2025 г.
2. Учебное пособие «Моя семья» для 8 - 9 классов. Останина Н.А., Мосунова
К. А.., М., Просвещение, 2025 г.
Методические материалы для учителя
1. Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива. М.: Новое педагогическое
мышление, 2011г.
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011.
3. Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов,
предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения Авторсоставитель Посохина Е.В. Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2009.- 165 с.
4. Примерные программы внеурочной деятельности под ред. В.А. Горского, А.А.
Тимофеева, Москва Просвещение» 2010.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений
2.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал
3.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
4. https://resh.edu.ru/subject/24/
5. https://videouroki.net/video/obschestvoznanie/siem-ieviedieniie-5-9-klassy/1/
6. https://vk.com/wall-178364610_14231