РП ВД Музейное дело 5-9 кл

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел. (факс) 252-37
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

заместитель директора по
ВР

И.о. директора МБОУ
"ООШ с. Сиреники"

Протокол № 1
от «20 » августа 2025 г.

____________ Шараева Т.Д. ___________Тарасенко Е.Э.
Протокол № 1
от «20» августа 2025 г.

Приказ № 112 – о.д.
от «25» августа 2025 г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Музейное дело»
5 – 9 класс
Уровень образования: основное общее образование

Составил: учитель родного языка
Т.А. Олейникова.

Сиреники, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» для учащихся 5-9
классов разработана на основе требований к планируемым результатам освоения Основной
образовательной программы основного общего образования
Направление программы – духовно-нравственное.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает
уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии
ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости
культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к
истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между
старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему,
гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и
Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как
он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и
носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
Задачи:
1. Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
2. Развитие умения работать с различными источниками информации:

периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической,
художественной литературой.
3. Формирование навыков работы с архивными документами.
4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов

на предложенную тему.
5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во

время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного
оформления собранного материала.
Объем программы – 34 ч.
Режим занятий – 1 час в неделю
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Музейное дело» составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы планируемые

результаты:
Личностные результаты:
•

Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России,

воспитанное

чувство

ответственности

и

долга

перед

Родиной,

идентификация себя в качестве гражданина России, осознание своей региональной,
национальной,

гражданской,

культурной

идентичности.

Осмысление

исторического, культурного, духовно-нравственного опыта предшествующих
поколений. Способность к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе, ориентацию в системе моральных норм и
ценностей. Готовность к нравственному самосовершенствованию, личному
саморазвитию, сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее
проявлениях, знание основ здорового образа жизни.
•

Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам

•

Ответственное отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие
опыта участия в социально значимом труде.

•

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

• Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его

мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания,
готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога.
Регулятивные УУД:
•

давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

•

определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

•

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
артефактами, литературой, воспоминаниями ветеранов;

•

формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия
учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в
поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

•

освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательные УУД:
•

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя артефакты,
литературу, воспоминания ветеранов, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятии;

•

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы;

•

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и
их образы;

•

знание собственной истории (семьи, рода, школы) на фоне знания отечественного
историко-культурного процесса;

•

знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения,
проблемы и др.);

•

знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях,
достижениях, проблемах и др.;

•

понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

•

знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм»,
«патриот», «долг», «служение Отечеству», «защита Отечества» и др.;

•

понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и
уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории
человечества;

•

способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих
обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах
динамичного развития России.

Коммуникативные УУД:
•

умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения
вербальными

и

невербальными

средствами

коммуникации,

позволяющими

осуществлять свободное общение на русском языке.
•

уметь выразительно пересказывать содержание текста;

•

совместно договариваться о правилах общения и поведения на занятиях и следовать
им;

•

учиться согласованно работать в группе:

•

формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию
учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной
деятельности.

•

развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•

укрепление доверия к другим людям;

•

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;

•

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов
деятельности.

1) Музей – хранитель наследия веков (Теория музейного дела: виды музеев, фонды
музея,

экспонат,

музейная

экспозиция.

Сбор

и

обработка

воспоминаний,

комплектование музея. Источники информации, подтверждающие достоверность
фактов. Экспозиция. Принципы и методы составления экспозиции). Лекционные и
практические занятия в кабинете, размещение экспозиций, описание экспонатов,
интервью с участниками событий и членами их семей, составление записей по
воспоминаниям, составление этикеток к экспонатам.
2) Музейная педагогика (Семейные архивы. История школы. Моя улица. Военная слава
земляков. Технология составления экскурсии). Исследовательская деятельность.
3) Школа экскурсовода (Культура общения, творчество в составлении экскурсии,
экскурсионная работа, проведение виртуальной экскурсий). Практические занятия.
Задачи программы внеурочной деятельности «Музейное дело»:
• развитие

учащихся

как

высоконравственных,

ответственных,

творческих,

инициативных и компетентных граждан;
• утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов
и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
• формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков,
преданности Родине и готовности к ее защите;
• воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через
поисково-краеведческую работу;
• повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной
активности;
• воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской
Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными
ценностями общества;
• привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов
Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и
исторических святынь Отечества, почитание подвигов россиян;
• воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям

других народов;
• создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма и
чувства долга.
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
«Музейное дело» разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет.
Объем программы 169 часов, из них:
• в 5 классе - 34 часа в год,
• в 6 классе - 34 часа в год,
• в 7 классе - 34 часа в год,
• в 8 классе - 34 часа в год,
• в 9 классе - 33 часа в год.

Направление

воспитания:

воспитание

гражданственности,

патриотизма,

уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Виды деятельности: познавательная, рукоделие экспонатов, краеведческая,

досугово-

развлекательная, социальное творчество.
Формы организации внеурочной деятельности: встречи с интересными
людьми, семейные встречи, творческие работы, конкурсы, выставки, коллективные
творческие дела, беседы, круглые столы, игры, акции, экскурсии, поисковая деятельность.
5- й класс.

№
п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

раздел

Тема

Формы организации

«Музей –
хранитель
наследия веков»
(13 часов)

Знакомство со школьным
музеем
Музей в школе -хранитель
памяти
Фонды школьного музея
Я и моя школа
Знакомство с музеем города
Анадырь
Особенности музея города
Анадырь
Создание презентации
экскурсии по улице
Анадыря
Учебное занятие
«Экспонат школьного
музея»
Информационный
потенциал музейного
экспоната
Музейная экспозиция
Создание музейных
экспозиций
Создание музейных
экспозиций
Подготовка экскурсии по
экспозициям

Посещение
школьного музея
Знакомство с
музейными фондами
Игра
Творческая работа
Виртуальная
экскурсия
Виртуальная
экскурсия
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Подготовка
этикетки на
экспонат
Творческая работа
Практическое
занятие
Практическое
занятие
Коллективное
творческое дело

Виды
деятельности
Познавательная,
художественное
творчество

Познавательная,
краеведческая,
художественное
творчество

14.

15.

«Создание
музейных
экспозиций,
посвященных
истории школы,
памятным датам»
(10 часов)

Подготовка экскурсии к
конкурсу музеев
Подготовка текста
экскурсии
Работа с готовой
экскурсией
Военная слава земляков
Военная слава земляков
Военная слава земляков

16.
17.
18.
19.
20.

Проект экспозиции,
посвященный истории
школы
Подготовка экспозиции,
посвященной Победе

21.
2223.

Составление
этикеток,
размещение
экспонатов
Работа с
исторической
литературой
Викторина
Беседа
Беседа
Оформление
материалов музея
для выставки
Творческое задание
Коллективное
творческое дело
Творческое занятие
с использованием
семейных архивов
Беседа

2729.
30.

Сбор материалов из
семейных архивов (2
занятия)
Экскурсионная работа.
Классификация экскурсий
Культура общения
экскурсовода
Организация экскурсий
для обучающихся (3часа)
«Их славные подвиги»

3132.

«Вахта памяти» (2
занятия)

Творческая
деятельность

3334.

Подведение итогов года

Беседа

2425.
26.

«Школа
экскурсовода» (11
часов)

Познавательная,
художественное
творчество,
социальное
творчество,
досугово
развлекательная

Беседа
Творческая
деятельность
Беседа

Познавательная,
туристкокраеведческая,
художественное
творчество,
социальное
творчество.

6 класс
№
п.п.
1.

Раздел

Тема

Формы организации

Музей – хранитель
наследия веков (20
часов)

Виртуальная экскурсия по
школьным музеям страны
Исторические
предпосылки
возникновения музеев
Музеи Чукотского
автономного округа
«Я и моя школа»
Музей в школах–
хранители памяти

Виртуальная
экскурсия
Беседа

9-10.

Музей в школах–
хранители памяти

Беседа

1112.

Экспонат (2 ч)

13.
1415.

Музейная экспозиция
Принципы и методы
построения экспозиций

Беседа.
Практическая
работа по описанию
экспоната
Беседа
Подготовка
экспозиций

2-3.
4-5.
6.
7-8.

Виды
деятельности
Познавательная,
художественное
творчество

Беседа. Игра
Творческая работа
Беседа

Познавательная,
краеведческая,
художественное
творчество.

Приемы оформления
сменной экспозиции
Участие в выставке
музейных экспозиций
Сбор и обработка
воспоминаний
Экспозиция «Победа»

1617.
18.
19.
20.
21.
22.
2324.
25.

Создание
музейных
экспозиций,
посвященных
семье, истории
школы (14 часов)

Семья. Семейные архивы
«Ценности семьи»
Проект экспозиции
«Национальные
украшения»
Проект экспозиции
«Национальные
украшения»

Беседа. Творческая
работа
Участие в выставке
Творческое задание
на дом
Коллективное
творческое дело
Час общения
Беседа
Практическое
занятие
Практическая
работа

2627.

Планирование проекта
«Эскимосские и
чукотские украшения»

Практическая работа

2830.

Военная слава земляков

Практическая
работа

31.

«Урок мужества»

Час общения

3233.

Участие в праздничных
мероприятиях «день
Победы»
Итоговое занятие
7-й класс

Коллективное
творческое дело

Раздел

Тема

Формы организации

«Музей –
хранитель
наследия веков»
(26 часов)

Беседа

4.
5.

Знакомство с
музеями России
Исторические
предпосылки музеев
Музеи нашей страны
Музей поселка Провидения

6.

Школьные музеи в России

7.

Фонды школьного музея

8-9.

Экспонат (2ч.)

1011.
1213.

Музейная экспозиция

Экскурсия по
сайтам
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая работа

1415.
1617.

Сбор и обработка
воспоминаний
Комплектование фондов
музея

34.
№
п.п.
1.
2-3.

Приемы оформления
сменной экспозиции

Познавательная,
художественное
творчество
социальное
творчество,
досугово
развлекательная

Беседа
Виды
деятельности
Познавательная,
творческая

Беседа
Круглый стол
Творческая работа

Беседа.
Практическая
работа
Коллективное
творческое дело
Час общения.
Практическое
занятие

Познавательная,
туристкокраеведческая,
художественное
творчество.

Познавательная,
художественное
творчество,

18.

Источники информации

19.

Подтверждение
достоверных фактов
Музейная экспозиция
(описание)
Прием оформления
семейной экспозиции
Принципы и методы
построения экспозиций
Создание экспозиции по
материалам школьного
музея
Оформление документов
по экскурсии
Проведение виртуальной
экскурсии
Семья

20.
21.
2223.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

Создание
музейных
экспозиций,
посвященных
семье, истории
школы (8 часов)

30.
31.

Семейные архивы
Проект экспозиция,
посвященный истории
школы
«Их славные подвиги»

32.

«Герои Великой
Отечественной войны»
«История одного письма»

33.
34.

«По страницам памяти»
Итоговое занятие

Беседа, задание:
побеседовать с
родителями
Викторина

социальное
творчество,
досугово
развлекательная

Практическое
занятие
Беседа
Практические
занятия
Час общения
Коллективное
творческое дело
Практическое
занятие
Встреча с
родителями
Круглый стол
Беседа, круглый
стол

Познавательная,
краеведческая,
художественное
творчество,
социальное
творчество

Беседа о
выпускниках школы
Подготовка
презентаций
Беседа о героях
ВОВ
Беседа
Круглый стол

8 –й класс
№
п.п.
1.

Раздел

Тема

Формы организации

Музей – хранитель
наследия веков (18
часов)

Беседа

4-6.

Исторические
предпосылки
возникновения музеев
Музей в районах
Чукотки
–
хранители
памяти
Фонды музея

7.

Экспонат

8.

Информационный
потенциал музейного
экспоната
Подготовка экскурсии
Музейная экспозиция

2-3.

9.
1012.
1314.

Приемы оформления
сменной экспозиции

Беседа.

Круглый стол.
Практическая
работа
Творческая работа
по описанию
экспоната
Беседа
Экскурсия по школе
Беседа.
Практическое
занятие
Беседа. Круглый
стол

Виды
деятельности
Познавательная
,
художественно
е творчество

Познавательная
,
краеведческая,
художественно
е творчество

15.

Сбор и обработка
воспоминаний

Беседа. Задание на
дом: беседа с родителями

16.

Комплектование фондов
школьного музея
Источники информации.
Подтверждение
достоверности фактов
Музейная экспозиция.
Принципы и методы
построения экспозиций
Семья. Семейные архивы
«Мы помним, мы
гордимся»

Творческая работа

17.
18.
19.
20.

Беседа.
Практическая работа
Коллективное творческое
дело

«Ценности семьи»

Час общения
Проект экспозиции о
выпускниках
школы
Встреча с родителями

22.

Создание проекта
«Эскимосский мяч»

Презентация, творческая
работа

23.

Творческая работа

24.

Создание проекта
«Эскимосский мяч»
Военная слава земляков

25.
2627.
28.

«Урок мужества»
Проведение виртуальной
экскурсии
«День победы»

Час общения
Коллективное творческое
дело
Участие в
праздничных мероприятиях

Пути овладения культурой
общения
Экскурсионная работа
Классификация экскурсий
Организация экскурсий

Беседа

Проведение экскурсий в
школьную библиотеку
Подведение итогов

Подготовка презентаций,
доклад
Беседа

Создание
музейных
экспозиций,
посвященных
семье, истории
школы (10 часов)

21.

Школа
экскурсовода (12
часов)

29.
30.
31.
32.
33.
34.

Познавательная,
художественное
творчество,
социальное
творчество,
досугово
развлекаткльная

Творческое задание

Беседа
Круглый стол
Практическое занятие

Познавательная,
Краеведческая
художественное
творчество,
социальное
творчество

9 -й класс
№ п.п.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

раздел
Музей – хранитель
наследия веков (10
часов)

Тема
Исторические предпосылки
возникновения музеев
Музеи мира
Музеи России
Музеи поселков Эгвекинот и
Лаврентия

Формы организации
Беседа
Круглый стол
Круглый стол
Творческая работа,
презентации

Музейный Центр «Наследие
Чукотки»
Музеи в школах Чукотки –
хранители памяти

Просмотр сайтов

Фонды музея
Подготовка к выставке

Практическая работа
Творческая работа
Участие в выставке

Экскурсия по музею

Участие в выставке
10.

Проведение экскурсий

Коллективное
творческое дело

Виды
деятельности
Познавательная,
художественное
творчество

познавательная,
краеведческая,
художественное
творчество.

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20-21
22-23.
24-25.
26.
27-28.
29-30
31
32-33

Семья. Семейные архивы
Создание музейных
Сбор материалов об
экспозиций,
посвященных семье, участниках войн
истории школы (9
Источники информации.
Подтверждение достоверных
часов)
фактов
Военная слава земляков
Создание экспозиции по
собранным материалам
Проведение виртуальной
экскурсий
«Урок мужества»
Технология составления
экскурсии
Виртуальная экскурсия по
билибинскому краеведческому
музею
Пути овладения культурой
Школа
общения
экскурсовода (14
Экскурсионная работа.
часов)
Классификация экскурсий
Развитие творческой
активности. «Письмо солдату»
«Их славные подвиги»
« Герои Великой
Отечественной войны –
Участие в праздничных
мероприятиях
По страницам памяти
Итоговые занятия.

Час общения
Встреча с родителями,
беседы
Беседа, использование
литературы и Интернета

познавательная,
художественное
творчество,
социальное
творчество,
досугово
развлекательная

Круглый стол
Практическое занятие
Практическое занятие
Час общения
Коллективное
творческое дело
Беседа
Беседа, практическое
занятие
Беседа, круглый стол
Творческая работа
Беседа
Подготовка презентаций
Беседа о героях ВОВ
Беседа
Круглый стол

познавательная,
краеведческая,
художественное
творчество,
социальное
творчество.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти