РП ВД Занимательная математика 1-4 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ,
село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29,
тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено
на заседании МО учителей
начальных классов
_________/ Т.Д. Шараева /

Согласовано
Заместитель директора по
УР
________ /А.Н. Петрова /

Протокол №_1__ от
«26»_августа_2022_г.

«26»_августа_2022_г

Утверждаю
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники»
________ / Я. Ю. Щуцкая /
Приказ № 179 – о.д
от «29»_августа_2022 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика»
общеинтеллектуального направления
(ФГОС III поколение)
1 - 4 класс
Уровень образования: начальное общее образование
Составил: учитель начальных классов
первой квалификационной категории
А.В.Сурусманова

Сиреники
2022

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники
должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности.
Изучение математики на занятиях предусматривает формирование у
учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их
математических способностей.
Данная программа позволяет учащимся
ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе
обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное
представление о проблеме данной науки. Решение математических задач,
связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему
интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и
стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать
творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной
позиции по определенному вопросу.
Цели изучения учебного курса:
Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование
мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности,
теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими
понятиями.
Задачи учебного курса:
1. Развивать геометрические и пространственные представления учащихся.
2. Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со
свойствами сложения и вычитания, умножения и деления.
3. Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность.
4. Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле,
овладение ими алгоритмом арифметических действий.
5. Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике
величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их
применением в несложных практических расчётах.
6.
Формировать у учащихся первоначальные представления об
алгебраических понятиях.
Взаимосвязь с программой воспитания
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
- формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
- поощрение педагогами детских инициатив.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие
их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим,
политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества,
формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других,
уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории,
культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников,
формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их
ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу
жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на
защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час
в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной
деятельности по русскому языку отводится 135 часов:
в 1 классе — 33 часов (1 час в неделю),
в 2 классе — 34 часа (1 час в неделю),
в 3 классе — 34 часов (1 час в неделю),
в 4 классе — 34 часа (1 час в неделю).
Формы проведения занятий учебного курса:
• ситуационная игра;
• образно-ролевые игры;
• исследовательская деятельность;
• урок-практикум;
• дискуссия, обсуждение.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание
интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и
необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания
отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений
работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия,
замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе
формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –
это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной
деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся
дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает
реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную
информацию, интересные математические факты, способные дать простор
воображению.
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание
программы расширяется и усложняется по годам обучения.
1 класс
Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Математика — это интересно. Математика - царица наук. Танграм:
древняя китайская головоломка. Путешествие точки. Игры с кубиками.
"Спичечный" конструктор. Волшебная линейка. Праздник числа 10.
Конструирование многоугольников из деталей танграма.
Тема 2. Мир занимательных задач.
Задачи-смекалки. Прятки с фигурами. Математические игры.
Математическая карусель. Игра в магазин. Монеты.
Тема 3. Геометрическая мозаика.
Конструирование фигур из деталей танграма. Игры с кубиками.
Математическое путешествие. Числовые головоломки.
2 класс
Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Удивительная снежинка. Крестики-нолики.
Числовые головоломки. Дважды два – четыре.
Тема 2. Мир занимательных задач.

Математические

игры.

Секреты задач. Часы нас будят по утрам. Математические игры.
Математическая карусель. Игра в магазин. Монеты.
Тема 3. Геометрическая мозаика.
Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Тайны окружности. Что
скрывает сорока? Составь квадрат. Математические фокусы.
3 класс
Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Интеллектуальная разминка. Числовой конструктор. В царстве смекалки.
Математические фокусы.
Тема 2. Мир занимательных задач.
Математическая копилка. Волшебные переливания. Секреты задач.
Математические игры. Выбери маршрут. Игра в магазин.
Тема 3. Геометрическая мозаика.
Разверни листок. От секунды до столетия. Конкурс смекалки.
Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Тайны окружности. Что скрывает
сорока? Составь квадрат. Математический лабиринт.
4 класс
Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа – великаны. Кто что видит? Римские цифры. Интеллектуальная
разминка. Числовой конструктор. В царстве смекалки. Математические
фокусы.
Тема 2. Мир занимательных задач.
Какие слова спрятаны в таблице? Математика – наш друг. Решай,
отгадывай, считай. Математическая копилка. Секреты задач. Математические
игры. Блиц-турнир по решению задач.
Тема 3. Геометрическая мозаика.
Геометрические фигуры вокруг нас. Спичечный конструктор.
Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Тайны окружности. Составь
квадрат. Математический лабиринт. Математический праздник.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
 осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным
ситуациям, для развития общей культуры человека развития способности мыслить,
рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их;
 применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять
способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную
ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат;

 осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной
среде;
 применять математику для решения практических задач в повседневной
жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего
возраста, взрослым и пожилым людям;
 работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических
отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и
уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать
трудности;
 оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности
применения математики для рационального и эффективного решения учебных и
жизненных проблем;
 оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения
трудностей;
 стремиться углублять свои математические знания и умения пользоваться
разнообразными информационными средствами для решения предложенных и
самостоятельно выбранных учебных проблем, задач.
Метапредметные результаты
Универсальные познавательные учебные действия:
Базовые логические действия:
- устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (частьцелоепричина-следствие протяжённость);
- применять базовые
логические универсальные
действия: сравнение,
анализ,классификация (группировка), обобщение;
- приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного
решения учебных и житейских задач;
- представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы,
арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой.
Базовые исследовательские действия:
- проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов
курса математики;
- понимать и
адекватно использовать
математическую
терминологию:
различать, характеризовать, использовать для решения
учебных и практических задач;
- применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор
вариантов)
Работа с информацией:
- находить и
использовать
для решения
учебных
задач
текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной
среды;
- читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему,
таблицу,диаграмму, другую модель);
- представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст),
формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной
задачи;
- принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные
средства иисточники информации.

Универсальные коммуникативные учебные действия:
- конструировать утверждения, проверять их истинность;
- строить логическое рассуждение;
- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения
математической задачи;
- формулировать ответ;
- комментировать процесс вычисления, построения, решения объяснять
полученный ответ с использованием изученной терминологии в процессе диалогов
по обсуждению изученного материала; — задавать вопросы, высказывать
суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей
правоты, проявлять этику общения;
- создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание
(например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении
задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка);
- ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять
деформированные
- составлять по аналогии;
- самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным.
Универсальные регулятивные учебные действия:
Самоорганизация:
- планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных
действий;
- выполнять правила безопасного использования электронных средств,
предлагаемых в процессе обучения.
Самоконтроль:
- осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно
оценивать их;
- выбирать и при необходимости корректировать способы действий;
- находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск
путей преодоления ошибок.
Самооценка:
- предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать
способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику,
дополнительным средствам обучения, в том числе электронным);
- оценивать рациональность своих действий, давать им качественную
характеристику.
Совместная деятельность:
- участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами
группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого
количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров);
- согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального
способа, анализа информации;
- осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть
возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их
предупреждения.
Предметные результаты

1 - 4 КЛАСС
Числа. Арифметические действия. Величины:
 сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для
выполнения конкретного задания;
 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
 применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками;
 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами;
 включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
 выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное
затруднение в пробном действии;
 аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач:
 анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины);
 искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
 моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать
соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
 конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
 объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
 воспроизводить способ решения задачи;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
 анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
 оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
 участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат
решения задачи;
 конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
 ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
 ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки
1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;
 проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
 выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
 анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков,
спичек) в исходной конструкции;
 составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в
конструкции;

 выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
 объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
условии;
 анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
 моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока,
пластилин и др.) и из развёрток;
 осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1

Наименование
раздела

Содержание
раздела

1 КЛАСС
Числа.
Названия
и
Арифметические последовательность
действия.
чисел от 1 до 20.
Величины (14 ч) Числа от 1 до 100.
Решение
и
составление ребусов,
содержащих числа.

Виды
обраовательной
деятельности

ЭОР

Игровые
упражнения
по
различению
количества
предметов
(зрительно, на слух,
установлением
соответствия), числа
и
цифры,
представлению
чисел словесно и
письменно. Работа в
парах/
группах.
Формулирование
ответов на вопросы:
«Сколько?»,
«Который
по
счёту?»,
«На
сколько больше?»,
«На
сколько
меньше?»,
«Что
получится,
если
увеличить/уменьшит
ь количество на 1,
на 2?» — по образцу
и самостоятельно.
Практические
работы
по
определению длин
предложенных
предметов
с
помощью заданной

образовательн
ая
платформа
«Учи.ру»
https://education.
yandex.ru/home
https://resh.edu.r
u/
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://iu.ru/vide
o-lessons
https://internetur
ok.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.sp
b.ru/

2

3

Мир
занимательных
задач (9 ч)

Геометрическая
мозаика (10 ч)

Задачи,
допускающие
несколько способов
решения. Задачи с
недостаточными,
некорректными
данными, с
избыточным
составом условия.
Последовательность
«шагов» (алгоритм)
решения задачи.
Задачи, имеющие
несколько решений.
Обратные задачи и
задания.
Ориентировка в
тексте задачи,
выделение условия
и вопроса, данных и
искомых чисел
(величин).

Пространственные
представления.
Понятия «влево»,
«вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут
передвижения.
Точка начала
движения; число,
стрелки 1→ 1↓,

мерки,
по
определению длины
в
сантиметрах.
Поэлементное
сравнение
групп
чисел.
Словесное
описание
группы
предметов,
ряда
чисел.
Коллективное
наблюдение:
распознавание
в
окружающем мире
ситуаций, которые
целесообразно
сформулировать на
языке математики и
решить
математическими
средствами.
Наблюдение
за
числами
в
окружающем мире,
описание словами
наблюдаемых
фактов,
закономерностей.
Ориентировка
в
книге, на странице
учебника,
использование
изученных терминов
для
описания
положения рисунка,
числа, задания и пр.
на странице, на
листе
бумаги.
Работа
с
наглядностью
—
рисунками,
содержащими
математическую
информацию.
Распознавание
и
называние известных
геометрических
фигур, обнаружение
в окружающем мире
их моделей. Игровые
упражнения: «Угадай
фигуру
по
описанию»,

образовательн
ая
платформа
«Учи.ру»
https://education.
yandex.ru/home
https://resh.edu.r
u/
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://iu.ru/vide
o-lessons
https://internetur
ok.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.sp
b.ru/

образователь
ная
платформа
«Учи.ру»
https://educatio
n.yandex.ru/ho
me
https://resh.edu.
ru/
https://uchebnik

указывающие
направление
движения.
Проведение линии
по заданному
маршруту
(алгоритму) —
«путешествие
точки» (на листе в
клетку). Построение
собственного
маршрута (рисунка)
и его описание.

ИТОГО:

1

Числа.
Арифметические
действия.
Величины (13 ч)

«Расположи фигуры
в заданном порядке»,
«Найди
модели
фигур в классе» и т.
п.
Практическая
деятельность:
графические
и
измерительные
действия в работе с
карандашом
и
линейкой:
копирование,
рисование фигур по
инструкции. Анализ
изображения (узора,
геометрической
фигуры), называние
элементов
узора,
геометрической
фигуры. Творческие
задания: узоры и
орнаменты.
Составление
инструкции
изображения узора,
линии (по клеткам).
Составление
пар:
объект
и
его
отражение.
Практические
работы:
измерение
длины
отрезка,
ломаной,
длины
стороны
квадрата,
сторон
прямоугольника.
Комментирование
хода и результата
работы; установление
соответствия
результата
и
поставленного
вопроса.
33 ч

2 КЛАСС
Сложение
и Устная
и
вычитание чисел в письменная работа
пределах
100. с числами: чтение,
Таблица умножения составление,
однозначных чисел и сравнение,
соответствующие
изменение;
счёт
случаи
деления. единицами,

.mos.ru/catalog
ue
https://iu.ru/vid
eo-lessons
https://internetu
rok.ru/
https://znaika.r
u/
http://mathnet.s
pb.ru/

образовательна
я
платформа
«Учи.ру»
https://education.
yandex.ru/home
https://resh.edu.r

Числовые
головоломки:
соединение
чисел
знаками
действия
так, чтобы в ответе
получилось заданное
число, и др.

2

Мир
занимательных
задач (10 ч)

Выбор необходимой
информации,
содержащейся в
тексте задачи, на
рисунке или в
таблице, для ответа
на заданные
вопросы.
Старинные задачи.
Логические задачи.
Задачи на
переливание.
Составление
аналогичных задач и

двойками,
тройками
от
заданного числа в
порядке
убывания/возрастан
ия.
Оформление
математических
записей. Учебный
диалог:
формулирование
предположения
о
результате
сравнения
чисел,
его
словесное
объяснение (устно,
письменно). Запись
общего
свойства
группы
чисел.
Характеристика
одного
числа
(величины,
геометрической
фигуры) из группы.
Практическая
работа:
установление
математического
отношения
(«больше/меньше
на
…
»,
«больше/меньше в
… ») в житейской
ситуации
(сравнение
по
возрасту, массе и
др.).
Работа
в
парах/группах.
Чтение
текста
задачи с учётом
предлагаемого
задания:
найти
условие и вопрос
задачи. Сравнение
различных текстов,
ответ на вопрос:
является ли текст
задачей?
Соотнесение текста
задачи
с
её
иллюстрацией,
схемой, моделью.

u/
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://iu.ru/video
-lessons
https://interneturo
k.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.sp
b.ru/

образовательна
я
платформа
«Учи.ру»
https://education.
yandex.ru/home
https://resh.edu.r
u/
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://iu.ru/video
-lessons
https://interneturo
k.ru/
https://znaika.ru/

заданий.
Нестандартные
задачи.

3

Геометрическая
мозаика (11 ч)

Геометрические
узоры.
Закономерности в
узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие
одну и несколько
осей симметрии.
Расположение
деталей фигуры в
исходной
конструкции
(треугольники,
уголки). Части
фигуры. Место
заданной фигуры в
конструкции.
Расположение
деталей. Выбор
деталей в
соответствии с
заданным контуром
конструкции. Поиск
нескольких
возможных

Составление задачи
по рисунку (схеме,
модели, решению).
Наблюдение
за
изменением
хода
решения задачи при
изменении условия
(вопроса).
Упражнения:
поэтапное решение
текстовой задачи:
анализ данных, их
представление на
модели
и
использование
в
ходе поиска идеи
решения;
составление плана;
составление
арифметических
действий
в
соответствии
с
планом;
использование
модели
для
решения,
поиск
другого способа и
др.
Игровые
упражнения:
«Опиши фигуру»,
«Нарисуй фигуру
по
инструкции»,
«Найди
модели
фигур
в
окружающем» и т.
п.
Упражнение:
формулирование
ответов на вопросы
об
общем
и
различном
геометрических
фигур.
Практическая
работа:
графические
и
измерительные
действия при учёте
взаимного
расположения
фигур
или
их
частей
при

http://mathnet.sp
b.ru/
https://урокцифр
ы.рф/

образовательна
я
платформа
«Учи.ру»
https://education.
yandex.ru/home
https://resh.edu.r
u/
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://iu.ru/video
-lessons
https://interneturo
k.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.sp
b.ru/

вариантов решения.
Составление и
зарисовка фигур по
собственному
замыслу.

ИТОГО:

1

Числа.
Арифметические
действия.
Величины (16 ч)

3 КЛАСС
Поиск
нескольких
решений.
Восстановление
примеров:
поиск
цифры,
которая
скрыта.
Последовательное
выполнение
арифметических
действий:
отгадывание
задуманных чисел.
Заполнение
числовых
кроссвордов (судоку,
какуро и др.).
Числа от 1 до 1000.
Сложение
и
вычитание чисел в
пределах 1000.

изображении,
сравнение
с
образцом.
Измерение
расстояний
с
использованием
заданных
или
самостоятельно
выбранных единиц.
Изображение
ломаных
с
помощью линейки
и от руки, на
нелинованной
и
клетчатой бумаге.
Практические
работы:
определение
размеров
геометрических
фигур на глаз, с
помощью
измерительных
инструментов.
Построение
и
обозначение
прямоугольника с
заданными длинами
сторон на клетчатой
бумаге.
34 ч
Устная
и
письменная работа
с
числами:
составление
и
чтение, сравнение и
упорядочение,
представление
в
виде
суммы
разрядных
слагаемых
и
дополнение
до
заданного
числа;
выбор
чисел
с
заданными
свойствами (число
единиц
разряда,
чётность и т. д.).
Практическая
работа: различение,
называние и запись

образовательна
я
платформа
«Учи.ру»
https://education.
yandex.ru/home
https://resh.edu.r
u/
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://iu.ru/video
-lessons
https://interneturo
k.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.sp
b.ru/
https://урокцифр
ы.рф/

2

Мир
занимательных
задач (9 ч)

Старинные задачи.
Логические задачи.
Задачи на
переливание.
Составление
аналогичных задач и
заданий.
Нестандартные
задачи.
Использование
знаковосимволических
средств для
моделирования
ситуаций,
описанных в
задачах.
Задачи, решаемые
способом перебора.
«Открытые» задачи
и задания. Задачи и
задания по проверке
готовых решений, в
том числе неверных.

математических
терминов, знаков;
их использование
на письме и в речи
при
формулировании
вывода, объяснении
ответа,
ведении
математических
записей. Работа в
парах/группах.
Обнаружение
и
проверка
общего
свойства
группы
чисел,
поиск
уникальных свойств
числа из группы
чисел. Упражнения:
использование
латинских букв для
записи
свойств
арифметических
действий,
обозначения
геометрических
фигур.
Моделирование:
составление
и
использование
модели
(рисунок,
схема,
таблица,
диаграмма, краткая
запись) на разных
этапах
решения
задачи.
Учебный
диалог: нахождение
одной
из
трёх
взаимосвязанных
величин
при
решении задач («на
движение»,
«на
работу» и пр.).
Работа
в
парах/группах.
Решение задач с
косвенной
формулировкой
условия, задач на
деление с остатком,
задач,
иллюстрирующих
смысл умножения

образовательна
я
платформа
«Учи.ру»
https://educatio
n.yandex.ru/ho
me
https://resh.edu.
ru/
https://uchebnik
.mos.ru/catalog
ue
https://iu.ru/vid
eo-lessons
https://internetu
rok.ru/
https://znaika.ru
/
http://mathnet.sp
b.ru/
https://урокцифр
ы.рф/

3

1

суммы на число;
оформление разных
способов решения
задачи (например,
приведение
к
единице,
кратное
сравнение); поиск
всех
решений.
Комментирование.
Геометрическая Разрезание и
Исследование
мозаика (9 ч)
составление фигур.
объектов
Деление заданной
окружающего мира:
фигуры на равные по сопоставление их с
площади части.
изученными
Поиск заданных
геометрическими
фигур в фигурах
формами.
сложной
Комментирование
конфигурации.
хода и результата
Решение задач,
поиска информации
формирующих
о
площади
и
геометрическую
способах
её
наблюдательность.
нахождения.
Распознавание
Формулирование и
(нахождение)
проверка
окружности на
истинности
орнаменте.
утверждений
о
Составление
значениях
вычерчивание)
геометрических
орнамента с
величин.
использованием
Упражнение:
циркуля (по образцу, графические
и
по собственному
измерительные
замыслу).
действия
при
построении
прямоугольников,
квадратов
с
заданными
свойствами (длина
стороны, значение
периметра,
площади);
определение
размеров предметов
на
глаз
с
последующей
проверкой
—
измерением.
ИТОГО:
34 ч
4 КЛАСС
Числа.
Числа от 1 до 1000. Упражнения:
Арифметические Сложение
и устная
и
действия.
вычитание чисел в письменная работа

образовательна
я
платформа
«Учи.ру»
https://education.
yandex.ru/home
https://resh.edu.r
u/
https://uchebnik.
mos.ru/catalogue
https://iu.ru/video
-lessons
https://interneturo
k.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.sp
b.ru/

образовательна
я
платформа

Величины (11 ч)

пределах
1000.
Числа-великаны
(миллион и др.).
Числовой
палиндром: число,
которое
читается
одинаково
слева
направо и справа
налево. Поиск и
чтение
слов,
связанных
с
математикой
(в
таблице,
ходом
шахматного коня и
др.). Занимательные
задания с римскими
цифрами.
Время.
Единицы времени.
Масса.
Единицы
массы. Литр.

с числами: запись
многозначного
числа,
его
представление
в
виде
суммы
разрядных
слагаемых; классы
и разряды; выбор
чисел с заданными
свойствами (число
разрядных единиц,
чётность и т. д.).
Моделирование
многозначных
чисел,
характеристика
классов и разрядов
многозначного
числа.
Учебный
диалог:
формулирование и
проверка
истинности
утверждения
о
числе.
Запись
числа,
обладающего
заданным
свойством.
Называние
и
объяснение
свойств
числа:
чётное/нечётное,
круглое,
трёх(четырёх-,
пяти-,
шести-)
значное;
ведение
математических
записей. Работа в
парах/группах.
Упорядочение
многозначных
чисел.
Классификация
чисел по одномудвум основаниям.
Запись
общего
свойства
группы
чисел.
Практические
работы:
установление

«Учи.ру»
https://education.y
andex.ru/home
https://resh.edu.ru
/
https://uchebnik.m
os.ru/catalogue
https://iu.ru/videolessons
https://interneturo
k.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.spb
.ru/

2

Мир
занимательных
задач (12 ч)

Анализ и оценка
готовых решений
задачи, выбор
верных решений.
Задачи на
доказательство,
например, найти
цифровое значение
букв в условной
записи: СМЕХ +
ГРОМ = ГРЕМИ и
др. Обоснование
выполняемых и
выполненных
действий.
Решение
олимпиадных задач
международного
конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение
способа решения
задачи. Выбор
наиболее
эффективных
способов решения.

правила,
по
которому
составлен
ряд
чисел,
продолжение ряда,
заполнение
пропусков в ряду
чисел;
описание
положения числа в
ряду чисел.
Моделирование
текста
задачи.
Использование
геометрических,
графических
образов в ходе
решения
задачи.
Обсуждение
способа решения
задачи,
формы
записи
решения,
реальности
и
логичности ответа
на вопрос. Выбор
основания
и
сравнение
задач.
Работа
в
парах/группах.
Решение
арифметическим
способом задач в
2—3
действия.
Комментирование
этапов
решения
задачи.
Практическая
работа:
нахождение доли
величины,
величины по её
доле. Оформление
математической
записи:
полная
запись
решения
текстовой задачи
(модель; решение
по действиям, по
вопросам или с
помощью
числового
выражения;
формулировка

образовательна
я
платформа
«Учи.ру»
https://education.y
andex.ru/home
https://resh.edu.ru
/
https://uchebnik.m
os.ru/catalogue
https://iu.ru/videolessons
https://interneturo
k.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.spb
.ru/
https://урокцифр
ы.рф/

3

Геометрическая
мозаика (11 ч)

ответа).
Разные
записи
решения
одной и той же
задачи.
Объёмные фигуры:
Упражнения:
цилиндр, конус,
графические
и
пирамида, шар, куб. измерительные
Моделирование из
действия
при
проволоки. Создание выполнении
объёмных фигур из
измерений
и
развёрток: цилиндр, вычислений
призма
периметра
шестиугольная,
многоугольника,
призма треугольная, площади
куб, конус,
прямоугольника,
четырёхугольная
квадрата, фигуры,
пирамида, октаэдр,
составленной
из
параллелепипед,
прямоугольников.
усечённый конус,
Практические
усечённая пирамида, работы:
пятиугольная
нахождение
пирамида, икосаэдр
площади фигуры,
(по выбору
составленной
из
учащихся).
прямоугольников
(квадратов),
сравнение
однородных
величин,
использование
свойств
прямоугольника и
квадрата
для
решения
задач.
Конструирование,
изображение
фигур, имеющих
ось
симметрии;
построение
окружности
заданного радиуса
с
помощью
циркуля.
Изображение
геометрических
фигур с заданными
свойствами.
Учебный диалог:
различение,
называние фигур
(прямой
угол);
геометрических
величин (периметр,

образовательна
я
платформа
«Учи.ру»
https://education.y
andex.ru/home
https://resh.edu.ru
/
https://uchebnik.m
os.ru/catalogue
https://iu.ru/videolessons
https://interneturo
k.ru/
https://znaika.ru/
http://mathnet.spb
.ru/

ИТОГО:
ИТОГО ПО КУРСУ

площадь).
Комментирование
хода и результата
поиска
информации
о
геометрических
фигурах
и
их
моделях
в
окружающем.
Упражнения
на
классификацию
геометрических
фигур по одномудвум основаниям.
Упражнения
на
контроль
и
самоконтроль
деятельности.
Определение
размеров
в
окружающем и на
чертеже на глаз и с
помощью
измерительных
приборов.
34 ч
135 ч

ПРИЛОЖЕНИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

1
2

Дата
прим.

Дата
факт.

Название темы
1 КЛАСС

Математика — это интересно. Математика - царица
наук.
Танграм: древняя китайская головоломка.
Путешествие точки.
Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.
Танграм: древняя китайская головоломка.
Волшебная линейка.
Праздник числа 10.
Конструирование многоугольников из деталей
танграма.
Игра-соревнование «Весёлый счёт».
Игры с кубиками.
Конструкторы.
Весёлая геометрия.
Математические игры.
«Спичечный» конструктор.
Задачи-смекалки.
Прятки с фигурами.
Математические игры.
Числовые головоломки.
Математическая карусель.
Уголки.
Игра в магазин. Монеты.
Конструирование фигур из деталей танграма.
Игры с кубиками.
Математическое путешествие.
Математические игры.
Секреты задач.
Математическая карусель.
Числовые головоломки.
Математические игры.
КВН
Итого:
2 КЛАСС
«Удивительная снежинка».
Крестики-нолики.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33 ч
1
1

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Математические игры.
Прятки с фигурами.
Секреты задач.
«Спичечный» конструктор.
Геометрический калейдоскоп.
Числовые головоломки.
«Шаг в будущее».
Геометрия вокруг нас.
Путешествие точки.
«Шаг в будущее».
Тайны окружности.
Математическое путешествие.
«Новогодний серпантин».
Математические игры.
«Часы нас будят по утрам…».
Геометрический калейдоскоп.
Головоломки.
Секреты задач.
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка.
Дважды два — четыре.
В царстве смекалки.
Интеллектуальная разминка.
Составь квадрат.
Мир занимательных задач.
Математические фокусы
Математическая эстафета.
Итого:
3 КЛАСС
Интеллектуальная разминка.
«Числовой» конструктор.
Геометрия вокруг нас.
Волшебные переливания.
В царстве смекалки.
«Шаг в будущее».
«Спичечный» конструктор.
Числовые головоломки.
Интеллектуальная разминка.
Математические фокусы.
Математические игры.
Секреты чисел.
Математическая копилка.
Математическое путешествие.
Выбери маршрут.
Числовые головоломки.
В царстве смекалки.
Мир занимательных задач.
Геометрический калейдоскоп.
Интеллектуальная разминка.
Разверни листок.

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
1
1
1
2
1
1
34 ч
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1

22
23
24
25
26
27
28

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28

От секунды до столетия.
Числовые головоломки.
Конкурс смекалки.
Это было в старину.
Математические фокусы.
Энциклопедия математических развлечений.
Математический лабиринт.
Итого:
4 КЛАСС
Интеллектуальная разминка.
Числа-великаны.
Мир занимательных задач.
Кто что увидит?
Римские цифры.
Числовые головоломки.
Секреты задач.
В царстве смекалки.
Математический марафон.
«Спичечный» конструктор.
Выбери маршрут.
Интеллектуальная разминка.
Математические фокусы.
Занимательное моделирование.
Математическая копилка.
Какие слова спрятаны в таблице?
«Математика — наш друг!»
Решай, отгадывай, считай.
В царстве смекалки.
Числовые головоломки.
Мир занимательных задач.
Математические фокусы.
Интеллектуальная разминка.
Блиц-турнир по решению задач.
Математическая копилка.
Геометрические фигуры вокруг нас.
Математический лабиринт.
Математический праздник.
Итого:
ИТОГО ПО КУРСУ

2
1
1
1
1
2
1
34 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
3
1
1
1
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
34 ч
135 ч

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти