Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ, село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29, тел. (факс) 2-52-37 Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов _________/ Т.Д. Шараева / Согласовано Заместитель директора по УР ________ /А.Н. Петрова / Протокол №_1__ от «26»_августа_2022_г. «26»_августа_2022_г Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с. Сиреники» ________ / Я. Ю. Щуцкая / Приказ № 179 – о.д от «29»_августа_2022 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» общеинтеллектуального направления (ФГОС III поколение) 1 - 4 класс Уровень образования: начальное общее образование Составил: учитель начальных классов первой квалификационной категории А.В.Сурусманова Сиреники 2022 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Изучение математики на занятиях предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Цели изучения учебного курса: Полноценное интеллектуальное развитие учащихся, формирование мыслительных процессов, логического мышления, творческой деятельности, теоретического сознания, овладение учащимися важными логико-математическими понятиями. Задачи учебного курса: 1. Развивать геометрические и пространственные представления учащихся. 2. Познакомить со способами выполнения арифметических действий, со свойствами сложения и вычитания, умножения и деления. 3. Развивать мышление ребёнка, его творческую деятельность. 4. Формировать у учащихся представлений о натуральных числах и нуле, овладение ими алгоритмом арифметических действий. 5. Ознакомление учащихся с наиболее часто встречающимися на практике величинами, их единицами и измерением, с зависимостями между величинами и их применением в несложных практических расчётах. 6. Формировать у учащихся первоначальные представления об алгебраических понятиях. Взаимосвязь с программой воспитания Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - поощрение педагогами детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс предназначен для обучающихся 1–4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной деятельности по русскому языку отводится 135 часов: в 1 классе — 33 часов (1 час в неделю), в 2 классе — 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе — 34 часов (1 час в неделю), в 4 классе — 34 часа (1 час в неделю). Формы проведения занятий учебного курса: • ситуационная игра; • образно-ролевые игры; • исследовательская деятельность; • урок-практикум; • дискуссия, обсуждение. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ. Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения. 1 класс Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины. Математика — это интересно. Математика - царица наук. Танграм: древняя китайская головоломка. Путешествие точки. Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. Волшебная линейка. Праздник числа 10. Конструирование многоугольников из деталей танграма. Тема 2. Мир занимательных задач. Задачи-смекалки. Прятки с фигурами. Математические игры. Математическая карусель. Игра в магазин. Монеты. Тема 3. Геометрическая мозаика. Конструирование фигур из деталей танграма. Игры с кубиками. Математическое путешествие. Числовые головоломки. 2 класс Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины. Удивительная снежинка. Крестики-нолики. Числовые головоломки. Дважды два – четыре. Тема 2. Мир занимательных задач. Математические игры. Секреты задач. Часы нас будят по утрам. Математические игры. Математическая карусель. Игра в магазин. Монеты. Тема 3. Геометрическая мозаика. Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Тайны окружности. Что скрывает сорока? Составь квадрат. Математические фокусы. 3 класс Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины. Интеллектуальная разминка. Числовой конструктор. В царстве смекалки. Математические фокусы. Тема 2. Мир занимательных задач. Математическая копилка. Волшебные переливания. Секреты задач. Математические игры. Выбери маршрут. Игра в магазин. Тема 3. Геометрическая мозаика. Разверни листок. От секунды до столетия. Конкурс смекалки. Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Тайны окружности. Что скрывает сорока? Составь квадрат. Математический лабиринт. 4 класс Тема 1. Числа. Арифметические действия. Величины. Числа – великаны. Кто что видит? Римские цифры. Интеллектуальная разминка. Числовой конструктор. В царстве смекалки. Математические фокусы. Тема 2. Мир занимательных задач. Какие слова спрятаны в таблице? Математика – наш друг. Решай, отгадывай, считай. Математическая копилка. Секреты задач. Математические игры. Блиц-турнир по решению задач. Тема 3. Геометрическая мозаика. Геометрические фигуры вокруг нас. Спичечный конструктор. Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Тайны окружности. Составь квадрат. Математический лабиринт. Математический праздник. 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям, для развития общей культуры человека развития способности мыслить, рассуждать, выдвигать предположения и доказывать или опровергать их; применять правила совместной деятельности со сверстниками, проявлять способность договариваться, лидировать, следовать указаниям, осознавать личную ответственность и объективно оценивать свой вклад в общий результат; осваивать навыки организации безопасного поведения в информационной среде; применять математику для решения практических задач в повседневной жизни, в том числе при оказании помощи одноклассникам, детям младшего возраста, взрослым и пожилым людям; работать в ситуациях, расширяющих опыт применения математических отношений в реальной жизни, повышающих интерес к интеллектуальному труду и уверенность своих силах при решении поставленных задач, умение преодолевать трудности; оценивать практические и учебные ситуации с точки зрения возможности применения математики для рационального и эффективного решения учебных и жизненных проблем; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей; стремиться углублять свои математические знания и умения пользоваться разнообразными информационными средствами для решения предложенных и самостоятельно выбранных учебных проблем, задач. Метапредметные результаты Универсальные познавательные учебные действия: Базовые логические действия: - устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (частьцелоепричина-следствие протяжённость); - применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ,классификация (группировка), обобщение; - приобретать практические графические и измерительные навыки для успешного решения учебных и житейских задач; - представлять текстовую задачу, её решение в виде модели, схемы, арифметической записи, текста в соответствии с предложенной учебной проблемой. Базовые исследовательские действия: - проявлять способность ориентироваться в учебном материале разных разделов курса математики; - понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; - применять изученные методы познания (измерение, моделирование, перебор вариантов) Работа с информацией: - находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; - читать, интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу,диаграмму, другую модель); - представлять информацию в заданной форме (дополнять таблицу, текст), формулировать утверждение по образцу, в соответствии с требованиями учебной задачи; - принимать правила, безопасно использовать предлагаемые электронные средства иисточники информации. Универсальные коммуникативные учебные действия: - конструировать утверждения, проверять их истинность; - строить логическое рассуждение; - использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; - формулировать ответ; - комментировать процесс вычисления, построения, решения объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии в процессе диалогов по обсуждению изученного материала; — задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников, приводить доказательства своей правоты, проявлять этику общения; - создавать в соответствии с учебной задачей тексты разного вида - описание (например, геометрической фигуры), рассуждение (к примеру, при решении задачи), инструкция (например, измерение длины отрезка); - ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные - составлять по аналогии; - самостоятельно составлять тексты заданий, аналогичные типовым изученным. Универсальные регулятивные учебные действия: Самоорганизация: - планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; - выполнять правила безопасного использования электронных средств, предлагаемых в процессе обучения. Самоконтроль: - осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; - выбирать и при необходимости корректировать способы действий; - находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. Самооценка: - предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения (формулирование вопросов, обращение к учебнику, дополнительным средствам обучения, в том числе электронным); - оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику. Совместная деятельность: - участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы (например, в случае решения задач, требующих перебора большого количества вариантов, приведения примеров и контрпримеров); - согласовывать мнения в ходе поиска доказательств, выбора рационального способа, анализа информации; - осуществлять совместный контроль и оценку выполняемых действий, предвидеть возможность возникновения ошибок и трудностей, предусматривать пути их предупреждения. Предметные результаты 1 - 4 КЛАСС Числа. Арифметические действия. Величины: сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы; применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Мир занимательных задач: анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; конструировать несложные задачи. Геометрическая мозаика ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»; ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения; проводить линии по заданному маршруту (алгоритму); выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции; составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции; выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии; анализировать предложенные возможные варианты верного решения; моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток; осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 Наименование раздела Содержание раздела 1 КЛАСС Числа. Названия и Арифметические последовательность действия. чисел от 1 до 20. Величины (14 ч) Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Виды обраовательной деятельности ЭОР Игровые упражнения по различению количества предметов (зрительно, на слух, установлением соответствия), числа и цифры, представлению чисел словесно и письменно. Работа в парах/ группах. Формулирование ответов на вопросы: «Сколько?», «Который по счёту?», «На сколько больше?», «На сколько меньше?», «Что получится, если увеличить/уменьшит ь количество на 1, на 2?» — по образцу и самостоятельно. Практические работы по определению длин предложенных предметов с помощью заданной образовательн ая платформа «Учи.ру» https://education. yandex.ru/home https://resh.edu.r u/ https://uchebnik. mos.ru/catalogue https://iu.ru/vide o-lessons https://internetur ok.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.sp b.ru/ 2 3 Мир занимательных задач (9 ч) Геометрическая мозаика (10 ч) Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, мерки, по определению длины в сантиметрах. Поэлементное сравнение групп чисел. Словесное описание группы предметов, ряда чисел. Коллективное наблюдение: распознавание в окружающем мире ситуаций, которые целесообразно сформулировать на языке математики и решить математическими средствами. Наблюдение за числами в окружающем мире, описание словами наблюдаемых фактов, закономерностей. Ориентировка в книге, на странице учебника, использование изученных терминов для описания положения рисунка, числа, задания и пр. на странице, на листе бумаги. Работа с наглядностью — рисунками, содержащими математическую информацию. Распознавание и называние известных геометрических фигур, обнаружение в окружающем мире их моделей. Игровые упражнения: «Угадай фигуру по описанию», образовательн ая платформа «Учи.ру» https://education. yandex.ru/home https://resh.edu.r u/ https://uchebnik. mos.ru/catalogue https://iu.ru/vide o-lessons https://internetur ok.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.sp b.ru/ образователь ная платформа «Учи.ру» https://educatio n.yandex.ru/ho me https://resh.edu. ru/ https://uchebnik указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. ИТОГО: 1 Числа. Арифметические действия. Величины (13 ч) «Расположи фигуры в заданном порядке», «Найди модели фигур в классе» и т. п. Практическая деятельность: графические и измерительные действия в работе с карандашом и линейкой: копирование, рисование фигур по инструкции. Анализ изображения (узора, геометрической фигуры), называние элементов узора, геометрической фигуры. Творческие задания: узоры и орнаменты. Составление инструкции изображения узора, линии (по клеткам). Составление пар: объект и его отражение. Практические работы: измерение длины отрезка, ломаной, длины стороны квадрата, сторон прямоугольника. Комментирование хода и результата работы; установление соответствия результата и поставленного вопроса. 33 ч 2 КЛАСС Сложение и Устная и вычитание чисел в письменная работа пределах 100. с числами: чтение, Таблица умножения составление, однозначных чисел и сравнение, соответствующие изменение; счёт случаи деления. единицами, .mos.ru/catalog ue https://iu.ru/vid eo-lessons https://internetu rok.ru/ https://znaika.r u/ http://mathnet.s pb.ru/ образовательна я платформа «Учи.ру» https://education. yandex.ru/home https://resh.edu.r Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 2 Мир занимательных задач (10 ч) Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и двойками, тройками от заданного числа в порядке убывания/возрастан ия. Оформление математических записей. Учебный диалог: формулирование предположения о результате сравнения чисел, его словесное объяснение (устно, письменно). Запись общего свойства группы чисел. Характеристика одного числа (величины, геометрической фигуры) из группы. Практическая работа: установление математического отношения («больше/меньше на … », «больше/меньше в … ») в житейской ситуации (сравнение по возрасту, массе и др.). Работа в парах/группах. Чтение текста задачи с учётом предлагаемого задания: найти условие и вопрос задачи. Сравнение различных текстов, ответ на вопрос: является ли текст задачей? Соотнесение текста задачи с её иллюстрацией, схемой, моделью. u/ https://uchebnik. mos.ru/catalogue https://iu.ru/video -lessons https://interneturo k.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.sp b.ru/ образовательна я платформа «Учи.ру» https://education. yandex.ru/home https://resh.edu.r u/ https://uchebnik. mos.ru/catalogue https://iu.ru/video -lessons https://interneturo k.ru/ https://znaika.ru/ заданий. Нестандартные задачи. 3 Геометрическая мозаика (11 ч) Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных Составление задачи по рисунку (схеме, модели, решению). Наблюдение за изменением хода решения задачи при изменении условия (вопроса). Упражнения: поэтапное решение текстовой задачи: анализ данных, их представление на модели и использование в ходе поиска идеи решения; составление плана; составление арифметических действий в соответствии с планом; использование модели для решения, поиск другого способа и др. Игровые упражнения: «Опиши фигуру», «Нарисуй фигуру по инструкции», «Найди модели фигур в окружающем» и т. п. Упражнение: формулирование ответов на вопросы об общем и различном геометрических фигур. Практическая работа: графические и измерительные действия при учёте взаимного расположения фигур или их частей при http://mathnet.sp b.ru/ https://урокцифр ы.рф/ образовательна я платформа «Учи.ру» https://education. yandex.ru/home https://resh.edu.r u/ https://uchebnik. mos.ru/catalogue https://iu.ru/video -lessons https://interneturo k.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.sp b.ru/ вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. ИТОГО: 1 Числа. Арифметические действия. Величины (16 ч) 3 КЛАСС Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. изображении, сравнение с образцом. Измерение расстояний с использованием заданных или самостоятельно выбранных единиц. Изображение ломаных с помощью линейки и от руки, на нелинованной и клетчатой бумаге. Практические работы: определение размеров геометрических фигур на глаз, с помощью измерительных инструментов. Построение и обозначение прямоугольника с заданными длинами сторон на клетчатой бумаге. 34 ч Устная и письменная работа с числами: составление и чтение, сравнение и упорядочение, представление в виде суммы разрядных слагаемых и дополнение до заданного числа; выбор чисел с заданными свойствами (число единиц разряда, чётность и т. д.). Практическая работа: различение, называние и запись образовательна я платформа «Учи.ру» https://education. yandex.ru/home https://resh.edu.r u/ https://uchebnik. mos.ru/catalogue https://iu.ru/video -lessons https://interneturo k.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.sp b.ru/ https://урокцифр ы.рф/ 2 Мир занимательных задач (9 ч) Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаковосимволических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. математических терминов, знаков; их использование на письме и в речи при формулировании вывода, объяснении ответа, ведении математических записей. Работа в парах/группах. Обнаружение и проверка общего свойства группы чисел, поиск уникальных свойств числа из группы чисел. Упражнения: использование латинских букв для записи свойств арифметических действий, обозначения геометрических фигур. Моделирование: составление и использование модели (рисунок, схема, таблица, диаграмма, краткая запись) на разных этапах решения задачи. Учебный диалог: нахождение одной из трёх взаимосвязанных величин при решении задач («на движение», «на работу» и пр.). Работа в парах/группах. Решение задач с косвенной формулировкой условия, задач на деление с остатком, задач, иллюстрирующих смысл умножения образовательна я платформа «Учи.ру» https://educatio n.yandex.ru/ho me https://resh.edu. ru/ https://uchebnik .mos.ru/catalog ue https://iu.ru/vid eo-lessons https://internetu rok.ru/ https://znaika.ru / http://mathnet.sp b.ru/ https://урокцифр ы.рф/ 3 1 суммы на число; оформление разных способов решения задачи (например, приведение к единице, кратное сравнение); поиск всех решений. Комментирование. Геометрическая Разрезание и Исследование мозаика (9 ч) составление фигур. объектов Деление заданной окружающего мира: фигуры на равные по сопоставление их с площади части. изученными Поиск заданных геометрическими фигур в фигурах формами. сложной Комментирование конфигурации. хода и результата Решение задач, поиска информации формирующих о площади и геометрическую способах её наблюдательность. нахождения. Распознавание Формулирование и (нахождение) проверка окружности на истинности орнаменте. утверждений о Составление значениях вычерчивание) геометрических орнамента с величин. использованием Упражнение: циркуля (по образцу, графические и по собственному измерительные замыслу). действия при построении прямоугольников, квадратов с заданными свойствами (длина стороны, значение периметра, площади); определение размеров предметов на глаз с последующей проверкой — измерением. ИТОГО: 34 ч 4 КЛАСС Числа. Числа от 1 до 1000. Упражнения: Арифметические Сложение и устная и действия. вычитание чисел в письменная работа образовательна я платформа «Учи.ру» https://education. yandex.ru/home https://resh.edu.r u/ https://uchebnik. mos.ru/catalogue https://iu.ru/video -lessons https://interneturo k.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.sp b.ru/ образовательна я платформа Величины (11 ч) пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр. с числами: запись многозначного числа, его представление в виде суммы разрядных слагаемых; классы и разряды; выбор чисел с заданными свойствами (число разрядных единиц, чётность и т. д.). Моделирование многозначных чисел, характеристика классов и разрядов многозначного числа. Учебный диалог: формулирование и проверка истинности утверждения о числе. Запись числа, обладающего заданным свойством. Называние и объяснение свойств числа: чётное/нечётное, круглое, трёх(четырёх-, пяти-, шести-) значное; ведение математических записей. Работа в парах/группах. Упорядочение многозначных чисел. Классификация чисел по одномудвум основаниям. Запись общего свойства группы чисел. Практические работы: установление «Учи.ру» https://education.y andex.ru/home https://resh.edu.ru / https://uchebnik.m os.ru/catalogue https://iu.ru/videolessons https://interneturo k.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.spb .ru/ 2 Мир занимательных задач (12 ч) Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения. правила, по которому составлен ряд чисел, продолжение ряда, заполнение пропусков в ряду чисел; описание положения числа в ряду чисел. Моделирование текста задачи. Использование геометрических, графических образов в ходе решения задачи. Обсуждение способа решения задачи, формы записи решения, реальности и логичности ответа на вопрос. Выбор основания и сравнение задач. Работа в парах/группах. Решение арифметическим способом задач в 2—3 действия. Комментирование этапов решения задачи. Практическая работа: нахождение доли величины, величины по её доле. Оформление математической записи: полная запись решения текстовой задачи (модель; решение по действиям, по вопросам или с помощью числового выражения; формулировка образовательна я платформа «Учи.ру» https://education.y andex.ru/home https://resh.edu.ru / https://uchebnik.m os.ru/catalogue https://iu.ru/videolessons https://interneturo k.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.spb .ru/ https://урокцифр ы.рф/ 3 Геометрическая мозаика (11 ч) ответа). Разные записи решения одной и той же задачи. Объёмные фигуры: Упражнения: цилиндр, конус, графические и пирамида, шар, куб. измерительные Моделирование из действия при проволоки. Создание выполнении объёмных фигур из измерений и развёрток: цилиндр, вычислений призма периметра шестиугольная, многоугольника, призма треугольная, площади куб, конус, прямоугольника, четырёхугольная квадрата, фигуры, пирамида, октаэдр, составленной из параллелепипед, прямоугольников. усечённый конус, Практические усечённая пирамида, работы: пятиугольная нахождение пирамида, икосаэдр площади фигуры, (по выбору составленной из учащихся). прямоугольников (квадратов), сравнение однородных величин, использование свойств прямоугольника и квадрата для решения задач. Конструирование, изображение фигур, имеющих ось симметрии; построение окружности заданного радиуса с помощью циркуля. Изображение геометрических фигур с заданными свойствами. Учебный диалог: различение, называние фигур (прямой угол); геометрических величин (периметр, образовательна я платформа «Учи.ру» https://education.y andex.ru/home https://resh.edu.ru / https://uchebnik.m os.ru/catalogue https://iu.ru/videolessons https://interneturo k.ru/ https://znaika.ru/ http://mathnet.spb .ru/ ИТОГО: ИТОГО ПО КУРСУ площадь). Комментирование хода и результата поиска информации о геометрических фигурах и их моделях в окружающем. Упражнения на классификацию геометрических фигур по одномудвум основаниям. Упражнения на контроль и самоконтроль деятельности. Определение размеров в окружающем и на чертеже на глаз и с помощью измерительных приборов. 34 ч 135 ч ПРИЛОЖЕНИЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 2 Дата прим. Дата факт. Название темы 1 КЛАСС Математика — это интересно. Математика - царица наук. Танграм: древняя китайская головоломка. Путешествие точки. Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор. Танграм: древняя китайская головоломка. Волшебная линейка. Праздник числа 10. Конструирование многоугольников из деталей танграма. Игра-соревнование «Весёлый счёт». Игры с кубиками. Конструкторы. Весёлая геометрия. Математические игры. «Спичечный» конструктор. Задачи-смекалки. Прятки с фигурами. Математические игры. Числовые головоломки. Математическая карусель. Уголки. Игра в магазин. Монеты. Конструирование фигур из деталей танграма. Игры с кубиками. Математическое путешествие. Математические игры. Секреты задач. Математическая карусель. Числовые головоломки. Математические игры. КВН Итого: 2 КЛАСС «Удивительная снежинка». Крестики-нолики. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 ч 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Математические игры. Прятки с фигурами. Секреты задач. «Спичечный» конструктор. Геометрический калейдоскоп. Числовые головоломки. «Шаг в будущее». Геометрия вокруг нас. Путешествие точки. «Шаг в будущее». Тайны окружности. Математическое путешествие. «Новогодний серпантин». Математические игры. «Часы нас будят по утрам…». Геометрический калейдоскоп. Головоломки. Секреты задач. «Что скрывает сорока?» Интеллектуальная разминка. Дважды два — четыре. В царстве смекалки. Интеллектуальная разминка. Составь квадрат. Мир занимательных задач. Математические фокусы Математическая эстафета. Итого: 3 КЛАСС Интеллектуальная разминка. «Числовой» конструктор. Геометрия вокруг нас. Волшебные переливания. В царстве смекалки. «Шаг в будущее». «Спичечный» конструктор. Числовые головоломки. Интеллектуальная разминка. Математические фокусы. Математические игры. Секреты чисел. Математическая копилка. Математическое путешествие. Выбери маршрут. Числовые головоломки. В царстве смекалки. Мир занимательных задач. Геометрический калейдоскоп. Интеллектуальная разминка. Разверни листок. 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 2 1 1 34 ч 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 22 23 24 25 26 27 28 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 От секунды до столетия. Числовые головоломки. Конкурс смекалки. Это было в старину. Математические фокусы. Энциклопедия математических развлечений. Математический лабиринт. Итого: 4 КЛАСС Интеллектуальная разминка. Числа-великаны. Мир занимательных задач. Кто что увидит? Римские цифры. Числовые головоломки. Секреты задач. В царстве смекалки. Математический марафон. «Спичечный» конструктор. Выбери маршрут. Интеллектуальная разминка. Математические фокусы. Занимательное моделирование. Математическая копилка. Какие слова спрятаны в таблице? «Математика — наш друг!» Решай, отгадывай, считай. В царстве смекалки. Числовые головоломки. Мир занимательных задач. Математические фокусы. Интеллектуальная разминка. Блиц-турнир по решению задач. Математическая копилка. Геометрические фигуры вокруг нас. Математический лабиринт. Математический праздник. Итого: ИТОГО ПО КУРСУ 2 1 1 1 1 2 1 34 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 3 1 1 1 1 2 1 2 1 2 1 1 1 1 1 34 ч 135 ч Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)