РП_по_ВД_Занимательная_грамматика_1-4_класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ,
село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29,
тел. (факс) 2-52-37

Рассмотрено:
на заседании МО учителей
начальных классов

Согласовано
Заместитель директора по ВР
________ /Ерёмина С.Г../

_______________/Т.Д.Шараева
Протокол № _4___

Утверждаю
И.о. директора
МБОУ «ООШ с.Сиреники»
________ / Андреева Е.Б./

« 19 » августа 2019 г.
Приказ № 177-о.д от
«27» августа 2019 г.

от “ 15 ”_мая__2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Занимательная грамматика» (ФГОС)
1 – 4 классы
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации: 4 года (2019 – 2023 год)

Разработчик: Бороздина Римма Ивановна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория

Сиреники
2019 г.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»
Личностные результаты:

















осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак);
эмоциональность;
осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:








определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану;
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:







находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;

2




устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:














оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный
анализ слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными
звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 2 класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки согласных и гласных звуков.

3

Состав слова.
Признаки родственных слов.
Виды пересказа.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3 класса
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного,
местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки –
слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных,
непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 4 класса
учащиеся должны знать:
 отличительные признаки основных языковых единиц;
 основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой,
морфологией, орфографией;
 слова, словосочетания, предложения, текста;
 основные орфографические и пунктуационные правила;
 о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;
учащиеся должны уметь:
 четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;
 подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

4

 различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;
 пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим,
этимологическими словарями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ
ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа Занимательная грамматика» 1-4 класс рассчитана на 135 часов
(1 класс -33 ч, 2 – 4 классы - 34 часа в год), занятия проводятся один раз в неделю.
Учебно - тематическое планирование по годам
Название раздела

Количество часов
1 класс

Слово

33 ч
2 класс

Орфография

34 ч
3 класс

Словообразование

34 ч
4 класс

Фонетика и орфоэпия
Лексикография
Итого

7ч
27 ч
135 ч

Содержание
№
п/п

Наименование
разделов

Содержание

Кол-во часов

1 КЛАСС
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Формы организации:беседа педагога; мини -лекции, комплексные занятиявыполнение заданий учебно – тренировочного, познавательного,
практического, занимательного видов
1
Слово
Звуки, буквы. Слоги.
33 ч
Родственные слова.
Слова с безударной
гласной в корне слова, с
парными звонкими и
глухими согласными в
корне слова и в конце.
Текст.
2 КЛАСС
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Формы организации: беседа педагога; мини -лекции, комплексные занятиявыполнение заданий учебно – тренировочного, познавательного,
практического, занимательного видов
2
Орфография
Приставки и предлоги.
34ч
Состав слова.
Безударных гласные,
парные звонкие и глухие

5

согласные,
непроизносимых
согласных в корне слова.
НЕ с глаголами.
Работать со словарем.
Группировать и подбирать
слова на определенные
правила.
Разделительные твердый
(ъ) и мягкий (ь) знаки.
Текст.
3 КЛАСС
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Формы организации: беседа педагога; мини -лекции, комплексные занятиявыполнение заданий учебно – тренировочного, познавательного,
практического, занимательного видов
3
Словообразование
Красота и богатство
34 ч
народной речи. Разные
группы родственных слов.
Неологизмы.
Заимствованные слова.
Анаграмма. Метаграмма.
4 КЛАСС
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Формы организации: беседа педагога; мини -лекции, комплексные занятиявыполнение заданий учебно – тренировочного, познавательного,
практического, занимательного видов
4
Фонетика и
Фонетика, правила
7ч
орфоэпия
чтения и записи
транскрипции. Нормы
литературного
произношения.
Углубление и расширение
знаний и представлений о
литературном языке.
Понятия «орфоэпия»,
«орфография».
Правильное
произношение слов,
соблюдая орфоэпические
нормы.
5
Лексикография
Знакомство с термином «
27 ч
лексика», и лексическим
значением слов.
Знакомство с толковыми
словарями русского языка.
Обогащение словарного
запаса учащихся

1-й класс «Путешествия по Стране Слов»

6

Тема занятия
В мире безмолвия и неведомых звуков.
В страну слов. Первые встречи.
К тайнам волшебных слов.
Выбор друзей в Стране Слов
К несметным сокровищам Станы Слов.
Чудесные превращения слов.
В гости к Алфавиту.
К тайнам звуков и букв.
Встреча с Радугой.
В Страну Говорящих Скал.
В глубь веков на Машине времени.
В Королевстве ошибок.
В Страну Слогов.
Неожиданная остановка в пути.
В удивительном городе Неслове.
Чудеса в Стране Слов.
К словам разнообразным, одинаковым, но разным.
На карнавале слов.
В Театре близнецов.
Конкурс знающих.
Новое представление.
Необычный урок.
Следопыты развлекают гостей.
В Клубе весёлых человечков.
К словам – родственникам. Почему их так назвали?
Экскурсия в прошлое.
Полёт в будущее.
Итоговое занятие.

Кол – во
часов
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
Итого
33 ч

2-й класс «Секреты орфографии»
Тема занятия
Как обходились без письма?
Древние письмена.
Как возникла наша письменность?
Меня зовут Фонема.
Для всех ли фонем есть буквы?
«Ошибкоопасные» места
Тайны фонемы
Опасные согласные
На сцене гласные
«Фонемы повелевают буквами»
Когда ь пишется, а когда не пишется?
Ваши старые знакомые
Правила о непроизносимых согласных
Волшебное средство – «самоинструкция»

Кол –во
часов
1
1
1
2
3
2
1
2
1
1
1
1
2
2

7

Строительная работа морфем
Где же хранятся слова?
Поговорим о всех приставках сразу
Слова – «родственники»
Кто командует корнями?
«Не лезьте за словом в карман!»
«Пересаженные» корни
Итоговое занятие
Итого

3 класс

1
2
2
2
2
2
1
1
34 ч

«Занимательное словообразование»
Тема занятия

Сказочное царство слов .
Путешествие в страну Слов.
Чудесные превращения слов.
В гостях у слов- родственников.
Добрые слова.
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.
Новые слова в русском языке.
Встреча с зарубежными друзьями.
Синонимы в русском языке.
Слова- антонимы.
Слова- омонимы.
Крылатые слова.
В королевстве ошибок.
В стране Сочинителей.
Искусство красноречия.
Праздник творчества и игры.
Трудные слова.
Анаграммы и метаграммы.
Шарады и логогрифы.
Откуда пришли наши имена.
Занимательное словообразование.
КВН по русскому языку.
Итого

Кол – во
часов
1
2
2
2
2
1
2
1
2
1
1
1
2
2
2
1
2
2
2
1
1
1
34 ч

4 класс «Занимательная лингвистика»
Тема занятия

Фонетика и орфоэпия
Что такое орфоэпия?
Что такое фонография или звукозапись?
Звуки не буквы!
Звучащая строка.
Банты и шарфы.

Кол – во
часов
7ч
1
1
1
1
1

8

«Пигмалион» учит орфоэпии.
Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях.

1
1
27 ч
1
1
1
1
1
1

Лексикология
Имена вещей.
О словарях энциклопедических и лингвистических.
В царстве смыслов много дорог.
Как и почему появляются новые слова?
Многозначность слова.
«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые
рассказывают об истории слов.
Об одном и том же – разными словами.
Как возникают названия.
Слова – антиподы.
Фразеологические обороты.
Словари «чужих» слов.
Капитан и капуста.
«Он весь свободы торжество».
Мы говорим его стихами.
Слова, придуманные писателями.
Слова уходящие и слова – новички.
Словарь языка Пушкина.
Смуглая Чернавка.
Паронимы, или «ошибкоопасные слова».
Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».
Какой словарь поможет избежать ошибок?
Словарь- грамотей.
Научная этимология.
Какие бывают имена?
Древнерусские имена.
Отчество и фамилия.
Надо ли останавливаться перед зеброй?
Итого
Итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч
135 ч

9

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти