Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с. Сиреники» 689273 ЧАО, Провиденский район, села Сиреники, ул. Мандрикова, 29, тел. (факс)2-52-37 E-mail: sireniki_school@mail.ru Утверждаю Директор МБОУ «ООШ с.Сиреники» ________ /Щуцкая Я.Ю. / « 23» августа 2024 г. Учебный план с пояснительной запиской по внеурочной деятельности (по ФОП ООО для 6 - 9 классов) МБОУ «ООШ с. Сиреники» На 2024 - 2025 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану по внеурочной деятельности 6 – 9 классов на 2024 – 2025 учебный год (по ФОП ООО при пятидневной учебной неделе) Пояснительная записка План внеурочной деятельности является основным организационным механизмом реализации основной образовательной программы и обеспечивает введение в действие и реализацию требований раздела «Федеральный план внеурочной деятельности» из ФОП (п. 173 ФОП НОО). Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого в МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники». Цель внеурочной деятельности: создание благоприятных условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций. Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач: - поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего и основного общего образования; - совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; - формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; - повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; - развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; - поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; - формирование культуры поведения в информационной среде. Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности опирается на следующие принципы: 1. Принцип учета потребностей, обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов. 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии. 5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ «ООШ с. Сиреники» учитывает: - особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); - результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; - возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; - особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организацией предусмотрена: Направления внеурочной деятельности Информационно просветительские занятия «Разговор о главном» Количество Основное содержание занятий часов Инвариантная часть 1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей РодинеРоссии, населяющим ее людям, ее уникальной истории и культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории, пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношениям к окружающим и ответственным Занятия направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся в рамках курса «Россия - страна возможностей» Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и отношением к собственным поступкам. 1 Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами получения профессионального образования; создание условий для развития над профессиональных навыков (общение, работа в команде, поведение в конфликтной ситуации и др); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения обучающихся к знаниям как залогу их собственного будущего и к культуре в целом как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению отдельных учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особыми этнокультурными интересами обучающихся; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы ; дополнительные занятия для обучающихся с ОВЗ или испытывающих затруднения в социальной коммуникации Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности в рамках РДДМ «Движение Первых» творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытие и развитие способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения к культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установки на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, театральных кружках, кружках художественного творчества, журналистских, поэтических, писательских клубах и т.п. Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека социальных умений заботиться о близких; педагогическое сопровождение деятельности РДДМ «Движения Первых» и Юнармии; волонтерских, экологических, трудовых отрядов, выборного - постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых школьных событий (соревнований, творческих советов, служб примирения, советов профилактики и т. д.) Обязательная часть учебного плана При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного учреждения педагогическими работниками школы были разработаны следующие направления программы внеурочной деятельности: - спортивно–оздоровительное; - проектно-исследовательская; - коммуникативная; - художественно–эстетическое; - информационная культура; - интеллектуальный марафон; социально-гуманитарная; «Учение с увлечением». Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям Школа определяет самостоятельно. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания образовательной организации в форме отличной от урочной. С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности используются через реализацию оптимизационной модели ВД с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию финансовой грамотности: - Модель плана внеурочной деятельности Преобладание учебно познавательной деятельности Содержательное наполнение - занятия обучающихся по формированию финансовой грамотности; - занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектно-исследовательскую деятельность - профориентационные занятия обучающихся. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются педагогами школы самостоятельно на основе запросов обучающихся и родителей (законных представителей) в соответствии с Программой внеурочной деятельности ООО школы с учётом видов и направлений внеурочной деятельности на каждый учебный год. Допускается использование авторских программ. Программа внеурочной деятельности должна соответствовать нормативноправовым требованиям к организации внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения. План включает в себя следующие нормативы: - Недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; - недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развития личности. Продолжительность учебного года составляет: - 6 класс - 34 недели; - 7 класс - 34 недели; - 8 класс - 34 недели; - 9 класс - 34 недели. Продолжительность учебной недели: 6 - 9 классы - 5 дней. Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в МБОУ «ООШ с. Сиреники» не превышает предельно допустимую. Продолжительность занятия для обучающихся 6 - 9 классов составляет 40 минут. Перемена между занятиями внеурочной деятельности длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений (в соответствии с нормами СанПин.). Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 1 часа для отдыха детей, что соответствует требованиям СанПин 2 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 года № 28 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»). С целью профилактики утомления, нарушения зрения и осанки обучающихся, на занятиях проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФОП ООО и следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: Главный ориентир – формы внеурочной деятельности отличаются от форм урочной деятельности и носят творческий, исследовательский характер (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). Это могут быть спортивные и творческие студии, дискуссионный клуб, литературный кружок и др. При выборе конкретных форм, школа ориентируется на ФОП с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей или законных представителей и собственных возможностей. Например, проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещение театров, музеев и иные. Формы внеурочной деятельности выбираются так, чтобы они предполагали активное участие школьников в практической деятельности и самостоятельность, сочетали индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу, с учетом специфики коммуникативной деятельности разных направлений внеурочки и возможности применения средств ИКТ. Недельный план внеурочной деятельности ФОП ООО для учащихся 6 - 9 классов на 2024 – 2025 учебный год Направления внеурочной деятельности Формы Количество часов занятий VI VII VII IХ (основные) класс класс класс класс Обязательная часть СпортивноКружок 1 1 1 оздоровительно «Спортивные е игры» Проектноисследовательс кая Коммуникативн ая Художественно –эстетическое Социальногуманитарная Всего (год) 3 Кружок «В мире экологии» 1 1 1 1 4 Курс «Россия – мои горизонты» Кружок «Волшебный мир слова» Классный час «Разговоры о важном» 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 https://razgovor .edsoo.ru Информационн Кружок ая культура «Секреты информатики» Интеллектуальн «Избранные ый марафон вопросы математики» Кружок «Занимательны й английский» Кружок «Финансовая грамотность» «Учение с Кружок увлечением» «Чукотский язык» Кружок «Эскимосский язык» Итого по УП: 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 - - - 1 1 2 2 2 2 8 2 2 2 2 8 10 10 10 10 40 Годовой план внеурочной деятельности ФОП ООО для учащихся 6, 7 классов на 2024 – 2025 учебный год Направления внеурочной деятельности Формы Количество часов занятий VI VII VII IХ (основные) класс класс класс класс Обязательная часть СпортивноКружок 34 34 34 оздоровительно «Спортивные е игры» Проектноисследовательс кая Коммуникативн ая Художественно –эстетическое Социальногуманитарная Всего (год) 102 Кружок «В мире экологии» 34 34 34 34 136 Курс «Россия – мои горизонты» Кружок «Волшебный мир слова» Классный час «Разговоры о важном» https://razgovor .edsoo.ru 34 34 34 34 136 34 34 34 34 136 34 34 34 34 136 Информационн ая культура Кружок «Секреты информатики» Интеллектуальн «Избранные ый марафон вопросы математики» Кружок «Занимательны й английский» Кружок «Финансовая грамотность» «Учение с Кружок увлечением» «Чукотский язык» Кружок «Эскимосский язык» Итого по УП: 34 34 34 34 136 34 34 34 34 136 34 34 34 34 136 - - - 34 34 68 68 68 68 272 68 68 68 68 272 340 340 340 340 1360 Недельный план внеурочной деятельности для учащихся 6 класса Направление Название Спортивнооздоровительное Кружок «Спортивные игры» Проектноисследователь ская Кружок «В мире экологии» Коммуникатив ная Курс «Россия – мои горизонты» Художественно– эстетическое Кружок «Волшебный мир слова» Описание Деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Деятельность направлена на формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию Деятельность направлена на формирование готовности к профессиональному самоопределению. Деятельность направлена на формирование стремления учащегося к размышлению и поиску, познавательного интереса и развития Форма организации Спортивная секция Кол-во часов 1 Руководитель Тарасенко Е.Э. практикум 1 Шараева Т.Д. информационно -просветительская 1 Петрова А.Н. практикум 1 Петрова А.Н. Социальногуманитарная Классный час «Разговоры о важном» https://razgovor. edsoo.ru Информацион ная культура Кружок «Секреты информатики» Интеллектуальный марафон «Избранные вопросы математики» Кружок «Занимательный английский» «Учение с увлечением» Кружок «Чукотский язык» Кружок «Эскимосский язык» нестандартных способностей Деятельность направлена на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Деятельность направлена на облегчение положения учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного пространства», где научит его к самостоятельному поиску информации и рациональным приѐмам её, анализа и синтеза. Деятельность направлена на создание условий для развития у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формируя стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывая у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Деятельность направлена на ценностное отношение к своему личному пространству и границам пространства другого человека Включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов информационно -просветительская 1 Петрова А.Н. Учебная лаборатория 1 Тарасенко Е.Э. Учебная лаборатория 1 Сердюкова Г.С. практикум 1 Черезов А.А. Учебная лаборатория 1 Бороздина Р.И. Учебная лаборатория 1 Олейникова Т.А. Всего: 10 Кол-во часов 1 Руководител ь Тарасенко Е.Э. 1 Шараева Т.Д. Недельный план внеурочной деятельности для учащихся 7 класс Направление Название Спортивнооздоровительное Кружок «Спортивные игры» Проектноисследователь Кружок «В мире экологии» Описание Деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Деятельность направлена на формирование устойчивых Форма организации Спортивная секция практикум ская Коммуникатив ная Курс «Россия – мои горизонты» Художественно– эстетическое Кружок «Волшебный мир слова» Социальногуманитарная Классный час «Разговоры о важном» https://razgovor. edsoo.ru Информацион ная культура Кружок «Секреты информатики» Интеллектуальный марафон «Избранные вопросы математики» Кружок «Занимательный английский» «Учение с увлечением» Кружок «Чукотский язык» познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию Деятельность направлена на формирование готовности к профессиональному самоопределению. Деятельность направлена на формирование стремления учащегося к размышлению и поиску, познавательного интереса и развития нестандартных способностей Деятельность направлена на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Деятельность направлена на облегчение положения учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного пространства», где научит его к самостоятельному поиску информации и рациональным приѐмам её, анализа и синтеза. Деятельность направлена на создание условий для развития у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формируя стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывая у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Деятельность направлена на ценностное отношение к своему личному пространству и границам пространства другого человека Включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель информационно -просветительская 1 Черезов А.А. практикум 1 Петрова А.Н. информационно -просветительская 1 Черезов А.А. Учебная лаборатория 1 Тарасенко Е.Э. Учебная лаборатория 1 Сердюкова Г.С. практикум 1 Черезов А.А. Учебная лаборатория 1 Бороздина Р.И. Кружок «Эскимосский язык» непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов Учебная лаборатория 1 Олейникова Т.А. Всего: 10 Кол-во часов 1 Руководитель практикум 1 Шараева Т.Д. информационно -просветительская 1 практикум 1 информационно -просветительская 1 Учебная лаборатория 1 План внеурочной деятельности для учащихся 8 класса Направление Название Описание Спортивнооздоровительное Кружок «Спортивные игры» Проектноисследователь ская Кружок «В мире экологии» Коммуникатив ная Курс «Россия – мои горизонты» Художественно– эстетическое Кружок «Волшебный мир слова» Социальногуманитарная Классный час «Разговоры о важном» https://razgovor. edsoo.ru Информацион ная культура Кружок «Секреты информатики» Деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Деятельность направлена на формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию Деятельность направлена на формирование готовности к профессиональному самоопределению. Деятельность направлена на формирование стремления учащегося к размышлению и поиску, познавательного интереса и развития нестандартных способностей Деятельность направлена на развитие ценностного отношения школьников к своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Деятельность направлена на облегчение положения учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного пространства», где научит его к самостоятельному поиску информации и рациональным приѐмам её, анализа и синтеза. Форма организации Спортивная секция Тарасенко Е.Э. Петрова А.Н. Тарасенко Е.Э. Интеллектуальный марафон «Избранные вопросы математики» Кружок «Занимательный английский» «Учение с увлечением» Кружок «Чукотский язык» Кружок «Эскимосский язык» Деятельность направлена на создание условий для развития у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формируя стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывая у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Деятельность направлена на ценностное отношение к своему личному пространству и границам пространства другого человека Включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов Учебная лаборатория 1 Сердюкова Г.С. практикум 1 Черезов А.А. Учебная лаборатория 1 Бороздина Р.И. Учебная лаборатория 1 Олейникова Т.А. Всего: 10 План внеурочной деятельности для учащихся 9 класса Направление Название Описание Проектноисследователь ская Кружок «В мире экологии» Коммуникатив ная Курс «Россия – мои горизонты» Художественно– эстетическое Кружок «Волшебный мир слова» Социальногуманитарная Классный час «Разговоры о важном» Деятельность направлена на формирование устойчивых познавательных интересов, универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к самостоятельности в поисках способов решения поставленных задач, самообразованию и саморазвитию Деятельность направлена на формирование готовности к профессиональному самоопределению. Деятельность направлена на формирование стремления учащегося к размышлению и поиску, познавательного интереса и развития нестандартных способностей Деятельность направлена на развитие ценностного отношения школьников к Форма организации Кол-во часов 1 Руководитель Тарасенко Е.Э. Шараева Т.Д. практикум 1 информационно -просветительская 1 Тарасенко Е.Э. практикум 1 Петрова А.Н. информационно -просветительская 1 Тарасенко Е.Э. https://razgovor. edsoo.ru Информацион ная культура Кружок «Секреты информатики» Интеллектуальный марафон «Избранные вопросы математики» Кружок «Занимательный английский» Кружок «Финансовая грамотность» «Учение с увлечением» Кружок «Чукотский язык» Кружок «Эскимосский язык» своей родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Деятельность направлена на облегчение положения учащегося как потребителя информации в условиях современного «информационного пространства», где научит его к самостоятельному поиску информации и рациональным приѐмам её, анализа и синтеза. Деятельность направлена на создание условий для развития у школьников интеллектуальных потребностей, познавательных интересов, формируя стремление ребѐнка к размышлению и поиску, вызывая у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Деятельность направлена на ценностное отношение к своему личному пространству и границам пространства другого человека Деятельность направлена на формирование познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения Включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов Учебная лаборатория 1 Тарасенко Е.Э. Учебная лаборатория 1 Сердюкова Г.С. практикум 1 Черезов А.А. практикум 1 Тарасенко Е.Э. Учебная лаборатория 1 Бороздина Р.И. Учебная лаборатория 1 Олейникова Т.А. Всего: 10