Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.(факс) 2-52-37 Рассмотрено: на Педагогическом совете Протокол №_1 от «22 » августа 2024 г. Согласовано: Заместитель директора по ВР ___________/Т.Д.Шараева / « 23 » августа 2024 г Утверждаю: Директор МБОУ «ООШ с. Сиреники __________/ Я. Ю. Щуцкая/ Приказ № 159 – о.д от « 23 » августа 2024 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Лепка» (направление – общекультурное ) подготовительный класс Уровень образования: начальное общее образование Составил: Олейникова Т.А., учитель начальных классов Сиреники, 2024 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность и назначение программы Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лепка» ФАОП НОО (вариант 6.3) составлена на основе требований к результатам освоения АООП НОО, установленными ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральной программы воспитания. Техника лепки богата и разнообразна. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно – пластичных образах. Каждый ребенок может создать свой пластилиновый мир, но не настоящий. Вот почему с пластилиновыми игрушками так интересно играть и даже ставить маленькие спектакли. Ребенок берет в руки кусочек пластилина и не просто моделирует, а делает самые настоящие открытия. Программа курса внеурочной деятельности «Лепка» также ориентирована на целевые приоритеты общекультурного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в рабочей программе воспитания. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Лепка» Программа «Лепка» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование мягкого, твёрдого пластилина, глины, солёное тесто, влажный песок в игровой и практической деятельности: работа и иллюстрациями, познавательными заданиями, лепка и ролевые игры. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом, ножницами. Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко подаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы на некоторое время. Курс внеурочной деятельности «Лепка» включает в себя методы и приемы, которые можно объединить по следующим признакам: -Словесные: объяснение, пояснение, беседа, рассказ, инструктаж по ТБ. -наглядные: демонстрация образцов из пластилина, глины, мокрого песка, соленого теста. -практические: различные упражнения в приобретении умений, показ последовательности действий. Все они используются в комплексе и направлены на лучшее освоение программы с учетом способностей обучающихся, сложности работы, скорости выполнения заданий. Занятия проводятся в форме бесед и лекции (теоретическая часть) и практических работ для освоения знаний и навыков на практике (практическая часть). Цели изучения курса внеурочной деятельности «Лепка» Цель: - раскрытие творческого потенциала ребёнка посредством художественной лепкой. -создание условий для развитий художественно – эстетического вкуса, творческих способностей посредством использования художественной техники изобразительного искусства - пластилинографии у детей школьного возраста. Задачи: Познакомить ребёнка с основными способами работы с пластилином, с рельефными изображениями и лепкой по мотивам народных игрушек; Побуждать ребёнка создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции; Пробудить стремление ребёнка к творческому познанию и самовыражению. Развивать интерес к изобразительной, художественной деятельности. Взаимосвязь с программой воспитания • Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: • вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; • формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; • поощрение педагогами детских инициатив. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Место учебного курса в плане внеурочной деятельности Учебный курс предназначен для обучающихся подготовительный – 4-х классов; рассчитан на 1 час в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной деятельности по русскому языку отводится 168 часов: В подготовительном классе - 33 часа (1 час в неделю) в 1 классе — 33 часа (1 час в неделю), в 2 классе — 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе — 34 часов (1 час в неделю), в 4 классе — 34 часа (1 час в неделю). Формы проведения занятий учебного курса: • • • • беседа; наблюдение; экспериментирование с пластилином (смешивание окрашивание высохшего соленого теста и т.д. ; ролевые игры; цветов, СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Подготовительный класс Тема 1. Игрушки и звери. Вводное занятие. Введение в курс «Лепка»: инструктаж по ТБ. С чего начать? Рыбка. Мышка. Ёжик. Бабочки. Гусеница на листике. Зайчик. Поросёнок. Кошка. Петух. Лягушка. Тюлень. Божья коровка. Тема 2. Новогоднее настроение. Ветка рябины. Новогодний талисман. Новогодняя ветка ели. Дед мороз с мешком. Снеговик. Тема 3.Украшения и подарки. Плюшевый мишка. «Валентинка». Медальон. Самолет для папы. Роза. Ветка мимозы. Печенье и пряники. Тема 4.Космический и подводный мир. Космонавт. Ракета в космосе. Подводный мир. Тема 5.Пластилиновые сказки. Курочка ряба. Репка. Муравей. Тема 6. Рельефная композиция. Пасхальное яйцо. Лето «Ромашка». Выставка работ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Результат освоения программы представлены в виде следующих целевых ориентиров: - ребенок активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности; - ребенок использует рак окружающему миру в продуктивной деятельности; - у ребенка медленно развиваются сенсорные эталоны; - у ребенка развивается умелость рук (моторика); - ребенок умеет передавать образцы предметов, явлений посредством пластилинографии. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов в области патриотического, гражданского, духовно-нравственного, эстетического, экологического и трудового воспитания В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений. В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью. В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Обучающийся научится: • пользоваться художественным материалом (глина, пластилин, тесто); • моделировать простейшие выразительные форму геометрических фигур; • лепить по заранее подготовленным эскизам; • передавать образы героев сказок в мелкой пластике; • применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание поверхностей. Результат 1-го года обучения: К концу 1 -го года обучения школьники узнают: что такое пластилин; какой бывает пластилин; что такое стек (нож для пластилина); Будут уметь: сплющивать, разглаживать, примазывать пластилин, тесто; делать детали и создавать сюжет сказок; 2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Наименование разделов/тем Игрушки и звери (12 ч) Содержание образования Виды образовательной деятельности ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (33 ч) Историческая справка о Приобретение пластилине. Его виды свойства базовых знаний и и применение. Материалы и умений о приспособления, применяемые простейших при работе. Разнообразие приемах и техниках техник работ с пластилином. работы с Создание выразительного материалами и образа посредством объема и инструментами цвета. (пластилин, стека, Лепка из целого куска. нож и т.д.), Понятие симметрия. Работа в знакомство с технике мазок пластилином, историей данного плавно «вливая» один цвет в вида декоративно – другой на границе их прикладного соединения. искусства, Понятие контраст. Целостность изготовление объекта из отдельных деталей, простейших используя имеющиеся навыки: декоративно – придавливание деталей к художественных основе. изделий, учатся Создание выразительного организации своего образа посредством объема и рабочего места. цвета. Анализ свойств Целостность объекта из используемых в отдельных деталей, используя работе материалов имеющиеся навыки: и их применение придавливание деталей к Учатся основе. Примазывание. анализировать Приглаживание границ изделия, соединения отдельных частей. определять Лепка из целого куска. основные формы Основные формы “шар”“овал”, “диск”, “оттягивание частей” из ЭОР пластилина; Сплющивание, разглаживание, примазывание частей, поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. Новогоднее настроение ( 5 ч) Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. Украшения и подарки (7 ч) Формирование композиционных навыков. Сплющивание, разглаживание, примазывание частей, поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Космический и подводный мир (3 ч) Формирование композиционных навыков. Сплющивание, разглаживание, примазывание частей, поверхностей в создаваемых объектах. Практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Создание знакомого образа, с опорой на жизненный опыт детей. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. Создание знакомого образа, с опорой на иллюстрации. Реализация выразительного, яркого образа. Создание композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином. Создание подводного мира из воздушного пластилина, ракеты из твёрдого пластилина. Создание космонавта из Пластилиновые сказки (3 ч) Рельефная композиция (3 ч) Приемы раскатывания между ладонями, сплющивания. Совершенствовать технические и изобразительные навыки и умения. Формирование композиционных навыков. Формирование умения представлять, фантазировать. соленого теста. Лепка отдельных деталей. Использование разнообразного материала. Выполнение лепной картины, когда детали предметов сохраняют объем и выступают над поверхностью основы. Наглядная демонстрация готовых изделий. Итого: 33 Приложение КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Дата прим. Дата факт. Наименование разделов/тем ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС Игрушки и звери Вводное занятие. Рыбка. Мышка. Ёжик. Бабочки. Гусеница на листочке. Зайчик. Поросёнок. Кошка. Петух. Лягушка. Тюлень. Божья коровка. Новогоднее настроение Ветка рябины. Новогодний талисман. Новогодняя ветка ели. Дед мороз с мешком. Снеговик. Украшения и подарки Плюшевый мишка. Изготовление сердечки из соленого теста. Медальоны. Самолет для папы. Кол-во часов 12 ч 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 5ч 1 1 1 1 1 7ч 1 1 1 1 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Роза. Ветка мимозы. Печенье и пряники. Космический и подводный мир Космонавт. Ракета в космосе. Подводный мир. Пластилиновые сказки Курочка Ряба. Репка. Муравей. Рельефная композиция Пасхальное яйцо. Лето «Ромашка». Лето «Ромашка». Выставка работ. ИТОГО: 1 1 1 3ч 1 1 1 3ч 1 1 1 3ч 1 1 1 33ч