РП ВД «Мир в котором я живу»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел.
(факс) 2-52-37
Рассмотрено:
на Педагогическом совете
Протокол №_1
от
«22 » августа 2024 г.

Согласовано:
Заместитель директора
по ВР
___________/Т.Д.Шараева /
« 23 » августа 2024 г

Утверждаю:
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники
__________/ Я. Ю. Щуцкая/
Приказ № 159 – о.д
от « 23 » августа 2024 г

Рабочая программа
внеурочной деятельности социального направления
с детьми с ОВЗ
«Мир в котором я живу»
( Подготовительный класс)
(начальное общее образование)

Составила:
Педагог-психолог
Калдар-оол.К.К

с. Сиреники 2024 г
1

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья начального общего образования.
Целями и задачами данной программы
является накопление детьми нового
положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают
у обучающихся социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют
формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии,
развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои
внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные
качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные
ситуации.
Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование
механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.
Усвоение
обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через
социализацию.«Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в
общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых
коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных
обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного
формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации.
Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в общество,
активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень
социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных
возможностей. В контексте формирования личности обучающихся социализация возможна
лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания,обеспечивающих их
подготовку к самостоятельной жизни.
Одной из основных целей специального образования обучающихся с ОВЗ является
подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает
вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.
Один из важнейший элементов этой системы — занятия по социально-бытовой
ориентировке.
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового
качества образования. Это готовность обучающихсяк успешной интеграции в общество,
способность реализоваться в жизни.
Для социализации обучающихся
с ОВЗ необходим определенный уровень
сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с
отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему
миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Особо важное значение имеет социальнобытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями.
В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых
происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, то обучающиеся с ОВЗ не в
состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых
задач. В контексте формирования личности обучающихся с нарушениями социализация
возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их
подготовку к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка имеет своё
логическое продолжение в системе внеклассной работы. Учитель осуществляет закрепление
полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их
основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и родителей
позволит достичь желаемых результатов.
Рабочая программа «Социально-бытовая ориентировка» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
2

общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как
способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной
адаптацией воспитанников в социуме.

Целью данной программы является развитие социальной компетентности обучающихся с
ограниченными возможностями здоровьяи подготовка их к самостоятельной жизни.

Задачи:
- формировать у воспитанников ОВЗ,,навыки в области безопасности жизни;способствующих
социальной адаптации
- развитие
коммуникативной функции речи как непременное условие социальной
адаптацииобучающихся данного вида;
- дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми
необходимо пользоваться в быту их назначении и правилах пользования;
- расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
- развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности,
трудолюбия;
Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет учителю
использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования
имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией
собственного поведения и общения детей с ОВЗ с окружающими людьми в различных
социально-бытовых ситуациях.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития
учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема
сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано
формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания,
ориентировки в окружающем мире.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке направлена на практическое
знакомство с предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской
помощи.В процессе реализации программы обучающиеся с данными нарушениями
знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе
занятий у детей формируются следующие жизненно значимые умения:
- ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями:
- торговли,
- службы быта,
- связи,
- медицинской помощи,
- культуры;
- различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям,
витринам, вывескам-названиям и др.
- ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы
обслуживания населения в районе проживания;
- осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах;
- правильно вести себя в учреждениях культуры;
- обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую
помощь;
- знать различные виды опасностей и способы поведения и действия в них.
3

Дидактические принципы, которые реализуются в образовательном процессе:
- Последовательности и постепенности. Знания по основам безопасности
жизнедеятельностиследует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с
нарастающим объемом информации.
- Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и
поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует
заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения,
схемы, таблицыи.т.д.
Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла
конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения
определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить
именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях.
- Доступности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не
воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий,
к ним необходимы комментарии.
- Наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они
должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к
познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные
средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты,
специальное
оборудование
для
проведения
игровых
занятий,
видеофильмы,
компьютерныеигры и т.д.
- Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо
воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в
домашних условиях.
Основными формами и методамиреализации программных задач являются:
- практические работы,
- экскурсии,
- сюжетно-ролевые игры,
- беседы;
- наглядные средства обучения.
Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, и самостоятельной
работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную
практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.
Аудиторные формы организации занятий:
Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися.
Использование данного вида деятельности позволит привлечь внимание обучающихся к
наиболее важным вопросам темы; беседа с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в
процессе беседы обсуждение конкретных жизненных ситуаций;
Практические занятия: дают возможностьобучающимся
с ОВЗ
использовать
теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе
ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.
В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. В планировании
предусмотрены как вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии
позволяют обучающимся с ОВЗ получить представление о назначении учреждения (магазин,
почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии
направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся
как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте).
Ценность этого метода заключается в том, что обучающиеся в реальных, естественных
условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои
представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся
4

общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается
социальный опыт воспитанников.
Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности
преподавателя и обучающихся.Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно
в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями.
Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционнопедагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков:
1. Здравствуй, школа!
2. Азбука безопасности.
3. Мир вокруг нас.
4. Береги свое здоровье.
Рабочая программа по социальному направлению «Социально-бытовая ориентировка»»
предназначена для обучающихся 1 класса для детей в возрасте от 7 до 8 лет. Данная программа
составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся С ОВЗ и рассчитана на
проведение 1 часа в неделю – 33 часа в год. Реализация данной программы в рамках внеурочной
деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с ОВЗ.
II. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
 приобретение обучающимися социального опыта;
 формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
 приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
Показатели усвоения Рабочей программы определены по темам, но для каждого воспитанника
определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей.
1 уровень (начальный уровень) – предполагает, что у обучающихся с ОВЗ есть
элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при
устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности.
2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что воспитанник имеет представление о
навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не
«проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык.
Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого.
3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка.
Предполагается, что обучающийся свободно использует его в деятельности даже в незнакомых
ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно,
так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).
Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование,
устные опросы, творческие работы.
Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу.
Обучающиеся должны уметь:
 безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома;
 выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой;
 правильно переходить дорогу, перекресток;
 различать сигналы светофора;
 правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства;
 правильно вести себя в общественных местах;
 правильно вести себя при встрече с животными;
 оказать первую медицинскую помощь при небольшом кровотечении.

5

III.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№
п/п
I.

Тема

Всего
часов

Здравствуй школа!

Кол-во часов
Теорет.

Практич.

3

5

9

1.1

Школа – мой дом.

1.2

Я – дежурный.

1.3

Безопасный маршрут.

1

1.4

Двор нашей школы.

1

1.5

1

1.8

Мой адрес,мой дом, моя
улица
Книга – наш друг, без неё
как без рук
Как могут стать опасными
домашние вещи?
Номера первой помощи.

II.

Азбука безопасности.

2.1

Наш город и его транспорт.

1

2.2

1

2.3

Безопасный путь в школу и
домой.
Мы - пассажиры.

2.4

Детям знать положено.

1

2.5

1

2.7

Улица
полна
неожиданностей
Помнить обязан любой
пешеход!
Незнакомый предмет.

III.

Мир вокруг нас.

3.1

1

3.2

Как
вести
себя
в
общественных местах.
Магазины нашего города.

3.3

Правила покупки товаров.

1

3.4

Продуктовый магазин.

1

3.5

Отправляем письмо.

1

3.6

Зачем
парикмахерская?

3.7

«Экскурсия» в аптеку

1

3.8

Кинотеатр

1

3.9

Дом культуры.

1

1.6
1.7

2.6

Универсальные учебные
действия

1
1

1
1
1
7

3

4

1

1
1
10

2

1

3.10 Достопримечательности
нашего города.

1
6

Учить различать группы
транспорта по способу
передвижения, по назначению,
-учить соблюдать правила
поведения,
-учить выполнять правила
дорожного движения:
-дать понятие о дорожных
знаках,
-опасные ситуации, которые
могут
возникнуть
при
контактах с незнакомыми
людьми.

8

1

нужна

Учить высказывать своё
предположение (версию),
-учить работать по
предложенному плану,
-учить отличать верно
выполненное задание от
неверного,
выделять
источники
возможной опасности и
опасные ситуации, которые
могут возникнуть дома.

Ориентироваться в своей
системе знаний:
-отличать новое от уже
известного;
- находить ответы на
вопросы, используя свой
жизненный опыт и
полученные знания;
-слушать и понимать речь
других;
-оформлять свою мысль в
устной речи.

IV.

Береги свое здоровье.

4.1

Домашняя аптечка.

4.2

Советы доктора Айболита

4.3

Соблюдение безопасности
при общении с животными.

4.4

Культурные места отдыха

4.5

Наша безопасность летом.

1

4.6

Поведение на воде.

1

4.7

Съедобное, несъедобное.

1

Итого

IV.

8

5

Воспроизводить правила
поведения в конкретной
жизненной
ситуации,высказывать
предположение о
последствиях необдуманных
поступков,
участвовать в диалоге:
высказывать свои суждения
по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания
собеседников, добавлять их
высказывания.

2

1
1
1

1

33

13

20

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/
п

Тема занятий

I.

Здравствуй,
школа!

1.1 Школа - мой
дом

Колво
часо
в

Содержание
занятий

Тео
рет.

Прак
тич.

3

5

9
1

Правила
приветствия
работников
школы,родителе
й,
одноклассников

1

7

Дата
провед
ения
по
плану

Дата
проведе
ния по
факту

Универсальн
ые учебные
действия

Умение
приветствовать
и общаться со
взрослыми
людьми
и
одноклассника
ми

1.2 Я - дежурный

1

Знак-во
с
обязанностями
дежурного
в
классе.
Составление
графика
дежурств.
Ежедневные
обязанности по
созданию
чистоты в
классе.

1

Учить
высказывать
своё
предположение
(версию),
-учить работать
по
предложенном
у плану,
-учить
отличать верно
выполненное
задание от
неверного

1.3 Безопасный
маршрут.

1

Составить
безопасный
маршрут
от
дома до школы.

1

1.4 Двор
нашей
школы.

1

Закрепить у
обучающихся
знания о месте
нахождения
школы, правила
поведения на
пришкольной
площадке.

1

Выделять
источники
возможной
опасности
и
опасные
ситуации,
которые могут
возникнуть по
дороге
Умение
общаться
во
время отдыха
и
перемены,возм
ожные
опасности,
правила
поведения

1.5 «Мой
адрес,
мой дом, моя
улица..»
Игра
путешествие

1

1

1.6 Книга – наш
друг, без неё
как без рук

1

1.7 Как
могут
стать
опасными
полезные
вещи?

1

Формировать
представления
детей об улице;
познакомить их
с различными
видами домов;
знать адрес
школы и дома,
где живет
обучающийся.
Экскурсия в
школьную и
поселковую
библиотеку.
Знакомство с
книгами
Формировать
представление
об опасных
вещах в школе и
дома и как с

1

1

8

Развитие
интереса
к
чтению,
бережного
отношения
к
книге
Расширять
знания
о
причинах
возникновения
пожара,

1.8 Номера первой
помощи.

1

Азбука
безопасности
2.1 Наш город и
его транспорт.

7

II.

2.2
2.3 Мы
поссажиры.

–

2.4 Детям знать
положено.

1

1
1

1

ними
обращаться.(ко
мпьютер,
проектор,бытов
ая техника)
Повторить
телефоны
экстренных
служб.

повторить
номер
телефона
пожарной
службы.
1

3
Расширять
знания ребят о
видах
транспорта и
его назначении;
познакомить с
опасными
объектами

4

1

Учить различать
группы
транспорта по
способу
передвижения,
по назначению,
-учить
соблюдать
правила
поведения,
-учить
выполнять
правила
дорожного
движения:
-дать понятие о
дорожных
знаках,
-опасные
ситуации,
которые могут
возникнуть при
контактах
с
незнакомыми
людьми.
1
1

Формировать
правила
культуры
поведения
детей
в
общественном
транспорте.
Сюжетно ролевая игра
«Автобус».
Формировать
знания о пре-

1
9

2.5 Улица полна
неожиданност
ей

1

2.6 Помнить
обязан любой
пешеход!

1

2.7 Незнакомый
предмет.

1

III Мир вокруг
. нас.
3.1 Как вести себя
в
общественных
местах.

10
1

дупреждающих
, запрещающих
и
информационн
ых знаках.
Добиваться
осознанного
понимания
опасности игр
на
проезжей
части;
закрепить
навыки
правильного
поведения на
улице.

1

Закрепить
знания
о
понятиях
«пешеход»,
«проезжая
часть»,
продолжать
знакомить
ребят
с
дорогой,
ее
элементами,
правилами
поведения на
ней.
Формировать
правила
поведения при
обнаружении
незнакомого
предмета, учить
предпринимать
правильные
действия.

1

1

3
Дать
понятие
«общественное
место».
Знакомство
с
правилами
поведения
в
общественных
местах.

7

1
Ориентировать
ся в своей
системе
знаний:
-отличать
новое от уже
известного;
- находить
ответы на
вопросы,
10

используя свой
жизненный
опыт и
полученные
знания;
-слушать и
понимать речь
других;
-оформлять
свою мысль в
устной речи.
3.2 Магазины
нашего города.

1

3.3 Правила
покупки
товаров.

1

3.4 Продуктовый
магазин.

1

3.5 Отправляем
письмо.

1

3.6 Зачем нужна
парикмахерска
я?

1

3.7 «экскурсия» в
аптеку

1

3.8 Кинотеатр

1

3.9 Дом культуры.

1

3.1 Достопримечат
0 ель-

1

Выяснить
назначение
магазинов, виды
магазинов.
Правила
поведения в
магазине.
Выяснить, кто
такой
консультант.
Учить делать
покупки в
разных отделах.
Познакомить
детей с работой
отделения
связи,
с
функцией
почты.
Познакомить с
назначением
данного
объекта.
Закрепить
знания о
назначении
аптеки.
Формировать
знания о
правилах
поведения в
кинотеатре.
Познакомить с
помещениями
Дома культуры;
рассмотреть
социальные и
культурные
объекты,
расположенные
в данном месте
Вертуальная
экскурсия по

1

1

1

1

1

1

1

1

1
11

Изготовление
информационн

ности
нашей
станицы.
IV Береги
свое
. здоровье.
4.1 Советы
доктора
Айболита

памятным
местам
станицы.
7
1

Познакомить с
правилами первой
медицинской
помощи при
легких травмах

4.2 Домашняя
аптечка.

1

4.3 Соблюдение
безопасности
при общении с
животными.

1

4.4 Культурные
места отдыха

1

4.5 Наша
безопасность
летом.

1

Использование
содержимого
аптечки для
оказания первой
помощи
Познакомить с
правилами
безопасного
общения с
животными
(кошками,
собаками).
Парк, сквер.
Отличие леса от
парка, сквера.
Правила
безопасного
поведения на
прогулке в
парке, сквере.
Формировать и
прививать
элементарные
представления о
правилах
поведения в

ого стенда о
событиях ВОВ
4

3
Воспроизводит
ь правила
поведения в
конкретной
жизненной
ситуации,выска
зывать
предположение
о последствиях
необдуманных
поступков,
участвовать в
диалоге:
высказывать
свои суждения
по
обсуждаемой
теме,
анализировать
высказывания
собеседников,
добавлять их
высказывания.

1

1

1

1

1

12

формирование
представлений
о
разнообразных
формах отдыха

4.6 Поведение на
воде.

1

4.7 Съедобное,
несъедобное.

1

Итого

летний период,
воспитывать
чувство
ответственности
за своё
здоровье.
Знакомить с
правилами
безопасного
поведения на
воде,
воспитывать
чувство
осторожности,
ответственного
поведения за
свою жизнь.
Познакомить
учащихся со
съедобными и
несъедобными
грибами,
ядовитыми
плодами,
растениями;
нельзя
определять на
вкус грибы,
плоды,
растения.

1

1

33

13

13

20

V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд (для учителя)
1. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер,
и ред. А. Битова. Обнинск, 1999.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995.
3. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002.
4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями
здоровья (проект). М., 1999.
5. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М.,
1996.. СПб., 1996.
6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996.
7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.,
2000.
Библиотечный фонд (для обучающихся)
1. А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000.
2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998.
3. “Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград:
“Учитель”, 2005 г.
4. “Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград:
“Учитель”, 2007 г.
Технические средства обучения:
 компьютер,
 медиапроектор,
 интерактивная доска,
 наглядные материалы, плакаты
 накопительные папки по отдельным темам,
 медицинская аптечка,
 бытовые приборы.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти