Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» 689273 ЧАО, Провиденский городской округ, с. Сиреники, ул. Мандрикова д.29, тел. (факс) 2-52-37 Рассмотрено: на Педагогическом совете Протокол №_1 от «22 » августа 2024 г. Согласовано: Заместитель директора по ВР ___________/Т.Д.Шараева / « 23 » августа 2024 г Утверждаю: Директор МБОУ «ООШ с. Сиреники __________/ Я. Ю. Щуцкая/ Приказ № 159 – о.д от « 23 » августа 2024 г Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления с детьми с ОВЗ «Мир в котором я живу» ( Подготовительный класс) (начальное общее образование) Составила: Педагог-психолог Калдар-оол.К.К с. Сиреники 2024 г 1 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования. Целями и задачами данной программы является накопление детьми нового положительного коммуникативного опыта в процессе социального общения. Они развивают у обучающихся социально значимый комплекс жизненно важных навыков, способствуют формированию коммуникативной компетенции, потребности в социальном взаимодействии, развитию интеллектуальных способностей, творческой активности, помогают познать свои внутренние психологические характеристики, собственные таланты, положительные качества, учат общению, как работать над собой и разрешать различные жизненные ситуации. Весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ направлен на развитие и формирование механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Усвоение обучающимися принятых в обществе социальных норм и правил происходит через социализацию.«Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего — системы социальных ролей. Реализуется в общении и деятельности — в семье, дошкольных учреждениях, школе, в трудовых коллективах и пр. Происходит как в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, так и в условиях воспитания — целенаправленного формирования личности. Воспитание — ведущее и определяющее начало социализации. Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию детей с ОВЗ в общество, активное приспособление (адаптацию) их к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. В контексте формирования личности обучающихся социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания,обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Одной из основных целей специального образования обучающихся с ОВЗ является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Достижение такой цели обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Один из важнейший элементов этой системы — занятия по социально-бытовой ориентировке. Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность обучающихсяк успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Для социализации обучающихся с ОВЗ необходим определенный уровень сформированности коммуникативной функции речи, умений и навыков. Известно, что дети с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения. Особо важное значение имеет социальнобытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями. В отличие от нормально развивающихся сверстников, социальное развитие которых происходит в значительной мере непроизвольно и спонтанно, то обучающиеся с ОВЗ не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных и бытовых задач. В контексте формирования личности обучающихся с нарушениями социализация возможна лишь при условии целенаправленного обучения и воспитания, обеспечивающих их подготовку к самостоятельной жизни. Социально-бытовая ориентировка имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Учитель осуществляет закрепление полученных на уроках знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и родителей позволит достичь желаемых результатов. Рабочая программа «Социально-бытовая ориентировка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального 2 общего образования обучающихся с ОВЗ, на основе примерной адаптированной основной образовательной программы начального общего образования. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как способствует ориентировке обучающихся в современном мире, что является благополучной адаптацией воспитанников в социуме. Целью данной программы является развитие социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяи подготовка их к самостоятельной жизни. Задачи: - формировать у воспитанников ОВЗ,,навыки в области безопасности жизни;способствующих социальной адаптации - развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптацииобучающихся данного вида; - дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту их назначении и правилах пользования; - расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. - развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности, трудолюбия; Данная рабочая программа по социальному направлению позволяет учителю использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения детей с ОВЗ с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений; по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем мире. Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке направлена на практическое знакомство с предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи.В процессе реализации программы обучающиеся с данными нарушениями знакомятся с предприятиями и учреждениями сферы обслуживания населения. В процессе занятий у детей формируются следующие жизненно значимые умения: - ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: - торговли, - службы быта, - связи, - медицинской помощи, - культуры; - различать и узнавать эти предприятия, учреждения по условным обозначениям, витринам, вывескам-названиям и др. - ориентироваться в местонахождении ближайших предприятий и учреждений сферы обслуживания населения в районе проживания; - осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах; - правильно вести себя в учреждениях культуры; - обращаться по телефону в службы экстренной помощи: пожарную, милицию, скорую помощь; - знать различные виды опасностей и способы поведения и действия в них. 3 Дидактические принципы, которые реализуются в образовательном процессе: - Последовательности и постепенности. Знания по основам безопасности жизнедеятельностиследует давать постепенно, определенными дозами, без перегрузки, с нарастающим объемом информации. - Принцип развивающего обучения. Организация обучающих воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития. Не следует заставлять школьников начальных классов зазубривать сложные термины, определения, схемы, таблицыи.т.д. Задачей является достижение понимания, осмысления и осознания учащимися смысла конкретных безопасных действий в традиционной обстановке. Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему Он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат — осознанно вести себя в реальных условиях. - Доступности. Учебный материал должен быть изложен в доступной форме. Дети не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий, к ним необходимы комментарии. - Наглядности. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися, когда они должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию. При обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимы наглядные средства: учебные книжки-тетради с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения игровых занятий, видеофильмы, компьютерныеигры и т.д. - Принцип единства воспитания и обучения. На всех этапах обучения необходимо воспитывать у детей культуру поведения на улицах и дорогах, в общественных местах, в домашних условиях. Основными формами и методамиреализации программных задач являются: - практические работы, - экскурсии, - сюжетно-ролевые игры, - беседы; - наглядные средства обучения. Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, и самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни. Аудиторные формы организации занятий: Беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающимися. Использование данного вида деятельности позволит привлечь внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы; беседа с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе беседы обсуждение конкретных жизненных ситуаций; Практические занятия: дают возможностьобучающимся с ОВЗ использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков. В рабочей программе большое место отводится экскурсиям. В планировании предусмотрены как вводные экскурсии, так текущие и итоговые. Ознакомительные экскурсии позволяют обучающимся с ОВЗ получить представление о назначении учреждения (магазин, почта и т.д.), о действиях работающих там людей и посетителей. Текущие экскурсии направлены на конкретизацию и закрепление изученного материала, а итоговые – проводятся как практическое занятие (например, покупка в магазине, отправление письма на почте). Ценность этого метода заключается в том, что обучающиеся в реальных, естественных условиях наблюдают за объектами окружающего мира, уточняют и расширяют свои представления о них, закрепляют знания и умения, сформированные на занятиях, учатся 4 общаться с незнакомыми людьми, т.е. в процессе экскурсий формируется и обогащается социальный опыт воспитанников. Сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся.Сюжеты ситуаций берутся из реальной жизни, но обязательно в соответствии с уровнем знаний, опыта детей и их возможностями. Рабочей программой определяются следующие основные направления коррекционнопедагогической работы, которые структурируются в виде тематических блоков: 1. Здравствуй, школа! 2. Азбука безопасности. 3. Мир вокруг нас. 4. Береги свое здоровье. Рабочая программа по социальному направлению «Социально-бытовая ориентировка»» предназначена для обучающихся 1 класса для детей в возрасте от 7 до 8 лет. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся С ОВЗ и рассчитана на проведение 1 часа в неделю – 33 часа в год. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся с ОВЗ. II. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение обучающимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Показатели усвоения Рабочей программы определены по темам, но для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. 1 уровень (начальный уровень) – предполагает, что у обучающихся с ОВЗ есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности, при устном напоминании. Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности. 2 уровень (достаточный уровень) – предполагает, что воспитанник имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой (не «проигранной» на занятиях) ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого. 3 уровень (самостоятельный уровень) – достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что обучающийся свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется, как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового). Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие работы. Прогнозируемые результаты освоения рабочей программы по курсу. Обучающиеся должны уметь: безопасно общаться с незнакомыми людьми на улице, в подъезде дома; выбрать наиболее безопасный путь в школу и домой; правильно переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора; правильно переходить дорогу при высадке из транспортного средства; правильно вести себя в общественных местах; правильно вести себя при встрече с животными; оказать первую медицинскую помощь при небольшом кровотечении. 5 III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № п/п I. Тема Всего часов Здравствуй школа! Кол-во часов Теорет. Практич. 3 5 9 1.1 Школа – мой дом. 1.2 Я – дежурный. 1.3 Безопасный маршрут. 1 1.4 Двор нашей школы. 1 1.5 1 1.8 Мой адрес,мой дом, моя улица Книга – наш друг, без неё как без рук Как могут стать опасными домашние вещи? Номера первой помощи. II. Азбука безопасности. 2.1 Наш город и его транспорт. 1 2.2 1 2.3 Безопасный путь в школу и домой. Мы - пассажиры. 2.4 Детям знать положено. 1 2.5 1 2.7 Улица полна неожиданностей Помнить обязан любой пешеход! Незнакомый предмет. III. Мир вокруг нас. 3.1 1 3.2 Как вести себя в общественных местах. Магазины нашего города. 3.3 Правила покупки товаров. 1 3.4 Продуктовый магазин. 1 3.5 Отправляем письмо. 1 3.6 Зачем парикмахерская? 3.7 «Экскурсия» в аптеку 1 3.8 Кинотеатр 1 3.9 Дом культуры. 1 1.6 1.7 2.6 Универсальные учебные действия 1 1 1 1 1 7 3 4 1 1 1 10 2 1 3.10 Достопримечательности нашего города. 1 6 Учить различать группы транспорта по способу передвижения, по назначению, -учить соблюдать правила поведения, -учить выполнять правила дорожного движения: -дать понятие о дорожных знаках, -опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. 8 1 нужна Учить высказывать своё предположение (версию), -учить работать по предложенному плану, -учить отличать верно выполненное задание от неверного, выделять источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома. Ориентироваться в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и полученные знания; -слушать и понимать речь других; -оформлять свою мысль в устной речи. IV. Береги свое здоровье. 4.1 Домашняя аптечка. 4.2 Советы доктора Айболита 4.3 Соблюдение безопасности при общении с животными. 4.4 Культурные места отдыха 4.5 Наша безопасность летом. 1 4.6 Поведение на воде. 1 4.7 Съедобное, несъедобное. 1 Итого IV. 8 5 Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации,высказывать предположение о последствиях необдуманных поступков, участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. 2 1 1 1 1 33 13 20 УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Тема занятий I. Здравствуй, школа! 1.1 Школа - мой дом Колво часо в Содержание занятий Тео рет. Прак тич. 3 5 9 1 Правила приветствия работников школы,родителе й, одноклассников 1 7 Дата провед ения по плану Дата проведе ния по факту Универсальн ые учебные действия Умение приветствовать и общаться со взрослыми людьми и одноклассника ми 1.2 Я - дежурный 1 Знак-во с обязанностями дежурного в классе. Составление графика дежурств. Ежедневные обязанности по созданию чистоты в классе. 1 Учить высказывать своё предположение (версию), -учить работать по предложенном у плану, -учить отличать верно выполненное задание от неверного 1.3 Безопасный маршрут. 1 Составить безопасный маршрут от дома до школы. 1 1.4 Двор нашей школы. 1 Закрепить у обучающихся знания о месте нахождения школы, правила поведения на пришкольной площадке. 1 Выделять источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть по дороге Умение общаться во время отдыха и перемены,возм ожные опасности, правила поведения 1.5 «Мой адрес, мой дом, моя улица..» Игра путешествие 1 1 1.6 Книга – наш друг, без неё как без рук 1 1.7 Как могут стать опасными полезные вещи? 1 Формировать представления детей об улице; познакомить их с различными видами домов; знать адрес школы и дома, где живет обучающийся. Экскурсия в школьную и поселковую библиотеку. Знакомство с книгами Формировать представление об опасных вещах в школе и дома и как с 1 1 8 Развитие интереса к чтению, бережного отношения к книге Расширять знания о причинах возникновения пожара, 1.8 Номера первой помощи. 1 Азбука безопасности 2.1 Наш город и его транспорт. 7 II. 2.2 2.3 Мы поссажиры. – 2.4 Детям знать положено. 1 1 1 1 ними обращаться.(ко мпьютер, проектор,бытов ая техника) Повторить телефоны экстренных служб. повторить номер телефона пожарной службы. 1 3 Расширять знания ребят о видах транспорта и его назначении; познакомить с опасными объектами 4 1 Учить различать группы транспорта по способу передвижения, по назначению, -учить соблюдать правила поведения, -учить выполнять правила дорожного движения: -дать понятие о дорожных знаках, -опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. 1 1 Формировать правила культуры поведения детей в общественном транспорте. Сюжетно ролевая игра «Автобус». Формировать знания о пре- 1 9 2.5 Улица полна неожиданност ей 1 2.6 Помнить обязан любой пешеход! 1 2.7 Незнакомый предмет. 1 III Мир вокруг . нас. 3.1 Как вести себя в общественных местах. 10 1 дупреждающих , запрещающих и информационн ых знаках. Добиваться осознанного понимания опасности игр на проезжей части; закрепить навыки правильного поведения на улице. 1 Закрепить знания о понятиях «пешеход», «проезжая часть», продолжать знакомить ребят с дорогой, ее элементами, правилами поведения на ней. Формировать правила поведения при обнаружении незнакомого предмета, учить предпринимать правильные действия. 1 1 3 Дать понятие «общественное место». Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 7 1 Ориентировать ся в своей системе знаний: -отличать новое от уже известного; - находить ответы на вопросы, 10 используя свой жизненный опыт и полученные знания; -слушать и понимать речь других; -оформлять свою мысль в устной речи. 3.2 Магазины нашего города. 1 3.3 Правила покупки товаров. 1 3.4 Продуктовый магазин. 1 3.5 Отправляем письмо. 1 3.6 Зачем нужна парикмахерска я? 1 3.7 «экскурсия» в аптеку 1 3.8 Кинотеатр 1 3.9 Дом культуры. 1 3.1 Достопримечат 0 ель- 1 Выяснить назначение магазинов, виды магазинов. Правила поведения в магазине. Выяснить, кто такой консультант. Учить делать покупки в разных отделах. Познакомить детей с работой отделения связи, с функцией почты. Познакомить с назначением данного объекта. Закрепить знания о назначении аптеки. Формировать знания о правилах поведения в кинотеатре. Познакомить с помещениями Дома культуры; рассмотреть социальные и культурные объекты, расположенные в данном месте Вертуальная экскурсия по 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 Изготовление информационн ности нашей станицы. IV Береги свое . здоровье. 4.1 Советы доктора Айболита памятным местам станицы. 7 1 Познакомить с правилами первой медицинской помощи при легких травмах 4.2 Домашняя аптечка. 1 4.3 Соблюдение безопасности при общении с животными. 1 4.4 Культурные места отдыха 1 4.5 Наша безопасность летом. 1 Использование содержимого аптечки для оказания первой помощи Познакомить с правилами безопасного общения с животными (кошками, собаками). Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. Формировать и прививать элементарные представления о правилах поведения в ого стенда о событиях ВОВ 4 3 Воспроизводит ь правила поведения в конкретной жизненной ситуации,выска зывать предположение о последствиях необдуманных поступков, участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. 1 1 1 1 1 12 формирование представлений о разнообразных формах отдыха 4.6 Поведение на воде. 1 4.7 Съедобное, несъедобное. 1 Итого летний период, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье. Знакомить с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь. Познакомить учащихся со съедобными и несъедобными грибами, ядовитыми плодами, растениями; нельзя определять на вкус грибы, плоды, растения. 1 1 33 13 13 20 V. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Библиотечный фонд (для учителя) 1. Бейкер Б., Брайтман А. Обучение детей бытовым навыкам: Путь к независимости /Пер, и ред. А. Битова. Обнинск, 1999. 2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. М., 1995. 3. Тин А.А. Приемы педагогической техники. 4-е изд. М., 2002. 4. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (проект). М., 1999. 5. Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами. М., 1996.. СПб., 1996. 6. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. М., 1996. 7. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М., 2000. Библиотечный фонд (для обучающихся) 1. А.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для 2 класса. М., 2000. 2. Форштат М.Л. Учись быть пешеходом: Учебное пособие по ПДД, М., 1998. 3. “Основы безопасности жизнедеятельности 1 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2005 г. 4. “Основы безопасности жизнедеятельности 2 класс” Шевченко Н.Г. – Волгоград: “Учитель”, 2007 г. Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, наглядные материалы, плакаты накопительные папки по отдельным темам, медицинская аптечка, бытовые приборы. 14