РП ВД Рродной (эскимосский) язык 5-9 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273, Чукотский автономный округ, Провиденский городской округ,
село Сиреники, улица Мандрикова, дом 29,
тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено:
на Педагогическом совете
Протокол №_1
от
«22 » августа 2024 г.

Согласовано:
Заместитель директора
по ВР
___________/Т.Д.Шараева /
« 23 » августа 2024 г

Утверждаю:
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники
__________/ Я. Ю. Щуцкая/
Приказ № 159 – о.д
от « 23 » августа 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по эскимосскому языку
«Родной язык»
для 5-9 классов
по духовно - нравственному направлению

Уровень образования: среднее общее образование

Составил: учитель родных языков
Т.А.Олейникова

Сиреники
2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Эскимосский язык относится к группе родных языков и распространен на
территории Чукотского автономного округа, а также за пределами России (Аляска,
Гренландия, Канада). Он имеет глубокие корни и богатые истоки, обеспечивающие
непреходящую ценность.
Однако много лет сохраняется опасность исчезновения языка, если забота о его
возрождении и сохранении в качестве живого народного языка и дальнейшем его
развитии и функционировании не станет делом поистине общенациональным,
языковой политикой – формой сознательного воздействия общества на свой
исконный язык.
Учебный курс «Родной (эскимосский) язык» актуализирует цель воспитания
активной гражданской позиции, патриотизма, любви к родному языку и культуре,
популяризации родного языка.
Благодаря внеурочной деятельности будет совершенствоваться культура речи,
коммуникативные умения, а также, что важно, будет обеспечено базовое знание
эскимосским языком в различных ситуациях.
Родной (эскимосский) язык – национальный язык коренного народа Чукотки,
являющийся также средством межнационального общения. Изучение учебного
курса «Родной язык» на уровне основного общего образования нацелено на
личностное развитие обучающихся, так как формирует представление о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о родном
эскимосском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Цели изучения учебного курса «Родной язык»:
 осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к языку межнационального общения; проявление сознательного
отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и
хранения духовного богатства народов Чукотки;
 овладение эскимосским языком как инструментом личностного развития,
инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом
преобразования мира;
 овладение знаниями о языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах эскимосского языка;
практическое овладение нормами эскимосского литературного языка и
речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и
использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических
средств;
 совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Задачи учебного курса:
 формировать навыки самостоятельной работы над познанием родного языка;
 развивать творческие способности учащихся;
 совершенствовать общее языковое развитие учащихся;
 формировать культуру обращения с книгой;
 развивать смекалку и сообразительность;
2



приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
 Взаимосвязь с программой воспитания
 Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
 - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для
своего личностного развития социально значимые отношения, получить
опыт участия в социально значимых делах;
 - формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
 - поощрение педагогами детских инициатив.
 Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов.
 Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на передачу школьникам социально значимых знаний,
развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание
к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным
проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
 Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности,
создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации
школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей,
формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание
ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовнонравственное развитие.
 Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников,
воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и
слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное,
терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
 Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и
ответственности школьников, формирование у них навыков
самообслуживающего труда.
 Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной
деятельности, направленные на физическое развитие школьников,
развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых.
 Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала
школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений
работать в команде.

3

Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебным планом на изучение родного (эскимосского) языка отводится 338
часов:
в 5 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 6 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 7 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 8 классе — 68 часов (2 часа в неделю),
в 9 классе — 66 часов (2 часа в неделю).
Формы проведения занятий учебного курса:











беседа,
игра,
проект,
круглый стол,
викторина,
практическая работа,
фотоконкурс,
дискуссия,
виртуальная экскурсия,
дебаты.
2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
5 класс
Повторение.
Введение в содержание раздела. Значимость и практическая направленность
курса. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий. Основные
понятия: падежи, послелоги, падежи послелогов, имена качественные, имена
относительные, местоимение, личные местоимения, глаголы, спряжение глаголов.
Повторение.
Ныӄалътыху кик – Помни лето
Основные понятия: кик-лето, нунивак-тундра, имак-море, Мыґналиқ-отдых.,
Виды устного народного творчества. Различение жанров художественных
произведений: рассказа, сказки, стихотворения; выделение их характерных
признаков.
Рассказ — небольшое прозаическое художественное повествование о какомлибо случае, эпизоде из жизни героя.
Стихотворение — небольшое художественное произведение, написанное
стихами.
Оно
ритмически
организовано,
имеет
рифму,
отличается
эмоциональностью и выразительностью, передает чувства, настроение и мысли
человека (лирического героя).
Уксяґми - осенью
Введение в содержание раздела. Основные понятия: уксяқ-осень, ныпсюкдождь, слъя-погода, праздник. Пословицы о осени. Стихи, песни и рассказы о
осени.
Уксюқ - Зима
4

Основные понятия: Уксюқ – Зима, пиҳтуқ – пурга. Рассказы о зиме, хороших
делах.
Уӈипаґатыт - Рассказы
Введение в содержание раздела. Анализ эскимосских сказок. Литературные
сказки. Сравнение и объяснение разницы между народной и литературной сказкой.
Сказки Чукотки. Эскимосские сказки.
Қыпҳақат – Моя работа
Введение в содержание раздела. Пересказ эскимосских, литературных
сказок. Отличие русских от эскимосских сказок. Сказки Чукотки. Эскимосские
сказки.
Айўан упынґа
Основные признаки произведений: смысловая и интонационная
законченность, грамматическая оформленность. Перевод произведений на русский
язык. План рассказов.
Итагнатулъҳа литылъҳым уксюлъӄусиӄ – Повторение изученного
Введение в содержание раздела. Повторение по всем пройденным разделам.
Составление кроссворда на родном языке.
6 класс
Основы фонетики и орфографии.
Введение в содержание раздела. Звуковой состав эскимосского языка.
Гласные звуки. Описание гласных звуков. Основные правила фонетического
состава слова.
Лексика.
Введение в содержание раздела. Лексика. Расширения значения старых слов.
Образование новых слов. Отмирание устаревших слов. Заимствования.
Грамматика.
Введение в содержание раздела. Основные особенности строения слова.
Структура слова. Словообразовательные и словоизменительные суффиксы. Основа
слова.
Словоизменение.
Введение в содержание раздела. Число существительных. Спряжение
глаголов. Субъектное спряжение. Субъектно-объектное спряжение.Формы
неочевидного действия. Времена глаголов. Образцы спряжения субъектных и
субъектно-объектных глаголов. Склонение существительных. Таблица падежных
суффиксов простого склонения. Склонение. Косвенные падежи притяжательного
склонения. Пространственные имена и послелоги.
Словоизменение. Классы слов.
Введение в содержание раздела. Классы слов. Именное словообразование.
Увеличительные и уменьшительные суффиксы. Ограничительные суффиксы.
Формы совместности. Глагольное словообразование. Суффиксы модального
значения. Суффиксы, содержащие значение оценки. Видовые глагольные
суффиксы. Причастия.
Повторение
Введение в содержание раздела. Повтор по теме «Основы фонетики»,
«Лексика», «Грамматика», «Словообразование».
7 класс
5

Основа фонетики и орфографии.
Введение в содержание раздела. Изменения согласных и гласных звуков.
Ассимиляция. Чередование согласных. Соединительные гласные. Выпадение
согласных и гласных. Слияние гласных. Ударение. Графика и орфография.
Лексика.
Введение в содержание раздела. Синонимы. Антонимы. Омонимы.
Омографы. Словари эскимосского языка.
Грамматика.
Введение в содержание раздела. Типы словообразовательных суффиксов.
Изменение основ. Типы основ. Состав частей речи.
Словоизменение.
Введение в содержание раздела. Независимые наклонения. Вопросительные
наклонения. Спряжение глаголов. Повелительное наклонение. Оптативное
наклонения. Сослагательные наклонения. Переходные и непереходные глаголы.
Производные основы с суффиксом –та. Побудительные суффиксы. Суффиксы –ута
и -вик(а). Глагольные формы со значением результата действия. Деепричастия, или
зависимые глагольные формы. Деепричастия сопутствующего действия.
Временные деепричастия. Деепричастия с суффиксом –ма-(ґ). Деепричастия с
суффиксом –ақӈа-. Конверсивная форма деепричастия. Работа над ошибками.
Деепричастия с суффиксом –нґ/-ны (ґ). Деепричастия с суффиксом –я/-ся.
Деепричастия с суффиксом –(қ)аґут/-(қ)аґуся. Условные деепричастия. Условные
деепричастия с суффиксами –қу/-ку, -қа/-ка, -ску/-ска. Условные деепричастия с
суффиксом
–яқу/-сяқу.
Условно-ограничительные
деепричастия.
Предупредительно-предположительные
деепричастия.
Противительные
деепричастия.
Словообразование. Классы слов.
Введение в содержание раздела. Именные признаки причастий. Глагольные
признаки причастий. Классификация причастий по лексико-грамматическим
признакам. Причастия с суффиксами: лґи, –қа/ка, нҳа, лӈу. Причастия
долженствования. Причастия могущего быть действия.
Повторение.
Введение в содержание раздела. Повторение по темам «Основы фонетики и
орфографии», «Лексика», «Грамматика», «Словоизменение», «Словообразование.
Классы слов».
8 класс
Введение.
Склонение имен существительных. Склонение личных местоимений.
Спряжение непереходных глаголов.
Лексика.
Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.
Лексикография. Различные виды словарей.
Морфология.
Качественные имена прилагательные. Изменение качественных имен
прилагательных по лицам. Таблица
спряжения качественных имен
прилагательных.
6

Спряжение глаголов. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в изъявительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в вопросительном
наклонений мн. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении ед. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении двойств. числа. Субъектное спряжение глаголов в повелительном
наклонении мн. числа. Субъектно – объектное спряжение глаголов.
Отрицательные формы глаголов. Пространственные имена и послелоги.
Независимые
наклонения.
Изъявительное
наклонение.
Вопросительное
наклонение. Повелительное наклонение. Суффиксы со значением вежливого
наклонения.
Синтаксис.
Тип и связи слов. Составность предложения. Типы предложения по цели
высказывания. Полные и неполные предложения. Распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения. Члены предложения. Составность
предложения. Типы предложений по цели высказывания.
9 класс
Повторение.
Причастие. Склонение имен причастий. Деепричастие. Основные формы
деепричастия. Причастия с различными суффиксами. Причастия долженствования.
Причастия могущего быть действия. Вспомогательные глаголы. Служебные слова.
Частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи.
Постпозитивные частицы. Выделяемые частицы. Союзы. Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Морфология.
Отрицательные формы глаголов. Их образование. Причастия с суффиксом лг′и-. Причастия с суффиксом -лн′у-. Причастия с суффиксом –ка-. Причастия с
суффиксом -нх′а-. Причастия долженствования. Причастия могущего быть
действия. Вспомогательные глаголы с наречиями. Вспомогательные глаголы с
существительными в форме отрицания. Служебные слова. Частицы, выражающие
различные смысловые оттенки слов в речи. Постпозитивные частицы. Выделяемые
частицы. Союзы. Сочинительные союзы: соединительные. Сочинительные союзы:
противительные. Сочинительные союзы: разделительные. Подчинительные союзы:
подчинительные. Подчинительные союзы: цели. Подчинительные союзы:
условные. Подчинительные союзы:
уступительные. Подчинительные союзы:
сравнительные. Подчинительные союзы: временные. Подчинительные союзы:
изъяснительные
Синтаксис.
Предложения односоставные, двусоставные. Предложения с простым
именным сказуемым. Предложения с составным именным сказуемым. Инфинитив.
Предложения с составным глагольным сказуемым. Однородные члены
предложения. Союзная связь однородных членов предложения: соединительные,
разделительные, противительные союзы. Бессоюзная связь однородных членов
предложения. Сложные предложения. Сочинительная и подчинительная связь
частей сложного предложения. Сложносочиненные предложения. Бессоюзные
7

сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненных
предложениях. Сложноподчиненные предложения.
Главная и придаточная части в сложноподчиненном предложении.
Союзы как наиболее распространенное в эскимосском языке средство
подчинения.
Основные виды придаточных предложений. Придаточное предложение
дополнительное.
Придаточное предложение определительное. Придаточное предложение
места
Придаточное предложение времени. Придаточное предложение образа
действия и степени. Придаточное предложение цели. Придаточное предложение
причины.
Придаточное
предложение
условное.
Придаточное
предложение
уступительное.
Сложное
предложение
с
несколькими
придаточными
предложениями. Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной
Повторение.
Причастие. Склонение имен причастий. Деепричастие. Основные формы
деепричастия. Причастия с различными суффиксами. Причастия долженствования.
Причастия могущего быть действия. Вспомогательные глаголы. Служебные слова.
Частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи.
Постпозитивные частицы. Выделяемые частицы. Союзы. Сочинительные союзы.
Подчинительные союзы. Синтаксис. Морфология. Качественные имена
прилагательные. Субъективное спряжение глаголов. Отрицательная форма
глаголов. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение. Синтаксис.
Прямая и косвенная речь. Замена прямой речи косвенной.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в
жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке; неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов
в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на
основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в школьном
самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотического воспитания:
8

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и
многоконфессиональном
обществе,
понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России; проявление интереса к познанию русского языка, к
истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России
в контексте учебного предмета «Русский язык»; ценностное отношение к русскому
языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым
подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях; уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных
поступков; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов; понимание эмоционального воздействия искусства; осознание
важности художествен- ной культуры как средства коммуникации и
самовыражения; осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский
опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков,
курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного языкового образования; способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный
опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние
других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений,
написанных на русском языке; сформированность навыков рефлексии, признание
своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
9

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том
числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с
деятельностью филологов, журналистов, писателей; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей; умение рассказать о своих планах на
будущее.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; умение точно, логично выражать
свою точку зрения на экологические проблемы; повышение уровня экологической
культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их
решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в
том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы; активное неприятие действий,
приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных
закономерностях
развития
человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой; закономерностях
развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения
как средства познания мира; овладение основными навыками исследовательской
деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды; потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других; потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать
в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других; необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы,
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций,
планирование своего развития; умение оперировать основными понятиями,
терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития,
анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать
свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность
10

осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их
последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию
стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение
универсальными
учебными
действиями

познавательными

Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения
и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе
лингвистического
исследования
(эксперимента);
самостоятельно
формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов
и обобщений;

11

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой ин- формации с целью решения учебных задач;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации
(текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи
несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в
зависимости от коммуникативной установки;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем
или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение
действиями

универсальными

учебными

коммуникативными

Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога/дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
12

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
13

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку и его мнению; признавать своё и
чужое право на ошибку;
принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5 класс
Язык и культура:
характеризовать роль родного языка в жизни общества КМНЧ в
современном мире, в жизни человека; осознавать важность бережного отношения к
языку;
приводить примеры, доказывающие, что изучение языка позволяет лучше
узнать историю и культуру своего края
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с
национально-культурным компонентом;
характеризовать особенности употребления слов с суффиксами субъективной
оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях
художественной литературы;
распознавать и характеризовать слова;
понимать и объяснять национальное своеобразие общеязыковых и
художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих,
традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;
распознавать слова и выражения из эскимосских, чукотских и эвенских
литературных сказок; пословицы и поговорки, объяснять их значения (в рамках
изученного), правильно употреблять их в речи;
иметь представление о личных чукотских и эскимосских именах и их
перевод на русский язык;
понимать и объяснять взаимосвязь происхождения названий старинных
названий сёл и истории народа, истории языка (в рамках изученного);
использовать словари,.
Культура речи:
иметь общее представление о современном эскимосском литературном
языке;
иметь общее представление о показателях хорошей и правильной речи;
иметь общее представление о роли чукотских писателей и поэтов развитии
современного литературного языка (в рамках изученного);
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных,
глаголах (в рамках изученного); соблюдать нормы ударения в отдельных
грамматических формах имён существительных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов;
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов, омонимов (в рамках
изученного);
14

различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые
ошибки в устной речи; различать типичные ошибки, связанные с нарушением
грамматической нормы;
выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной и письменной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и
неофициальной речевой ситуации;
современные формулы обращения к незнакомому человеку;
соблюдать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального
речевого этикета;
использовать словари;
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных
задач;
владеть элементами интонации; выразительно читать тексты; уместно
использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения (просьба,
принесение извинений); инициировать диалог и поддерживать его, сохранять
инициативу в диалоге, завершать диалог;
анализировать и создавать (в том числе с опорой на образец) тексты разных
функционально-смысловых типов речи;
составлять планы разных видов; план устного ответа на уроке, план
прочитанного текста;
создавать объявления (в устной и письменной форме) с учётом речевой
ситуации;
анализировать и интерпретировать фольклорные и художественные тексты
или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, пословицы,
загадки);
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы;
6 класс
Язык и культура:
понимать взаимосвязи исторического развития языка с историей общества,
приводить примеры исторических изменений значений и форм слов (в рамках
изученного);
иметь представление об истории родного литературного языка;
характеризовать роль эскимосского языка (в рамках изученного);
выявлять и характеризовать различия между литературным языком и
диалектами чаплинского и сиреникского;
распознавать диалектизмы; объяснять национально-культурное своеобразие
диалектизмов (в рамках изученного);
устанавливать и характеризовать роль заимствованной лексики;
комментировать причины лексических заимствований; характеризовать процессы
заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных
культур, приводить примеры; характеризовать особенности освоения иноязычной
лексики; целесообразно употреблять иноязычные слова;
характеризовать причины пополнения лексического состава языка;
использовать словари;
Культура речи:
15

соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён
существительных, глаголов (в рамках изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
синонимов, антонимов, омонимов;
употреблять имена существительные, местоимения, порядковые и
количественные числительные в соответствии с нормами родного языка (в рамках
изученного);
выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в устной и
письменной речи;
анализировать и оценивать с точки зрения норм чужую и собственную речь
(в рамках изученного);
корректировать свою речь;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального этикета; этикетные формулы начала и конца общения, похвалы и
комплимента, благодарности, сочувствия, утешения и т. д.;
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных
задач; выбирать и использовать различные виды чтения в соответствии с его
целью; владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации; использовать информацию словарных статей
энциклопедического и лингвистических словарей для решения учебных задач;
анализировать и создавать тексты описательного типа (определение понятия,
пояснение, собственно описание);
анализировать и создавать учебно-научные тексты (различные виды ответов
на уроке) в письменной и устной форме;
использовать при создании устного научного сообщения языковые средства,
способствующие его композиционному оформлению;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в
устной форме.
7 класс
Язык и культура:
характеризовать
внешние
причины
исторических
изменений
в
эскимосскоммязыке (в рамках изученного); приводить примеры; распознавать и
характеризовать устаревшую лексику (сиреникского вымершего диалекта) с
национально-культурным компонентом значения;
характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между
активным и пассивным запасом; приводить примеры актуализации устаревшей
лексики в современных контекстах;
характеризовать
лингвистические
и
нелингвистические
причины
лексических заимствований; определять значения лексических заимствований
последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
Культура речи:
16

соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, наречиях; различать
основные и допустимые нормативные варианты постановки ударения в глаголах,
причастиях, послелогах, наречиях;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости;
анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в рамках
изученного); корректировать устную и письменную речь с учётом её соответствия
основным нормам современного литературного языка;
употреблять слова с учётом вариантов современных орфоэпических,
грамматических и стилистических норм;
анализировать и оценивать с точки зрения норм эскимосского языка чужую
и собственную речь;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального речевого этикета;
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных
задач; владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации;
характеризовать традиции эскимосского речевого общения;
анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать виды
абзацев; распознавать и анализировать разные типы заголовков текста;
использовать различные типы заголовков при создании собственных текстов;
анализировать художественный текст с опорой на его сильные позиции;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в
устной и письменной форме;
8 класс
Язык и культура:
иметь представление об истории развития лексического состава
эскимосского языка, характеризовать лексику родного языка с точки зрения
происхождения (в рамках изученного, с использованием словарей);
комментировать роль национального языка в развитии;
характеризовать особенности употребления диалекта в эскимосском языке (в
рамках изученного, с использованием словарей);
характеризовать заимствованные с английского и русского языка слова по
языку-источнику времени вхождения (самые древние и более поздние) (в рамках
изученного, с использованием словарей);
определять значения лексических заимствований последних десятилетий и
особенности их употребления в разговорной речи, старой публицистике, в том
числе в текстах; оценивать целесообразность их употребления;
комментировать исторические особенности речевого этикета (обращение);
характеризовать основные особенности родного речевого этикета;
использовать словари;
Культура речи:
иметь представление об активных процессах эскимосского языка в области
произношения и ударения (в рамках изученного);
17

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости; соблюдать нормы употребления
синонимов‚ антонимов;
корректно употреблять термины в текстах учебно-научного стиля, в
публицистических и художественных текстах (в рамках изученного);
анализировать и оценивать с точки зрения норм эскимосского литературного
языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия
основным нормам языка;
распознавать типичные ошибки согласования и управления в эскимосском
языке; редактировать предложения с целью исправления синтаксических
грамматических ошибок;
характеризовать и оценивать активные процессы в речевом этикете (в рамках
изученного);
Речь. Речевая деятельность. Текст:
использовать разные виды речевой деятельности для решения учебных
задач; владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации; использовать таблицы для представления
информации;
использовать основные способы и правила эффективной аргументации в
процессе учебно-научного общения; стандартные обороты речи и знание правил
корректной дискуссии; участвовать в дискуссии;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять результаты проекта (исследования), представлять их в
устной и письменной форме;
9 класс
Язык и культура:
понимать и истолковывать значения эскимосских слов с национальнокультурным компонентом (в рамках изученного), правильно употреблять их в речи;
иметь представление о родной языковой картине природы; приводить примеры
национального своеобразия, богатства, выразительности родного языка;
иметь представление о ключевых словах эскимосской культуры;
комментировать тексты с точки зрения употребления в них ключевых слов
чукотской культуры (в рамках изученного);
правильно употреблять пословицы, поговорки и выражения в различных
ситуациях речевого общения (в рамках изученного);
характеризовать влияние внешних и внутренних факторов изменений в
эскимосском языке (в рамках изученного);
комментировать особенности новых заимствований в родном языке;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий;
объяснять причины изменения лексических значений слов и их
стилистической окраски в эскимосском языке (на конкретных примерах);
использовать словари для перевода текстов;
Культура речи:
понимать и характеризовать активные процессы в области произношения и
ударения (в рамках изученного); способы фиксации произносительных норм;

18

соблюдать нормы произношения и ударения в отдельных грамматических
формах самостоятельных частей речи (в рамках изученного); употреблять слова с
учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости (в рамках изученного);
соблюдать синтаксические нормы родного языка:
анализировать и оценивать с точки зрения норм, вариантов норм родного
языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учётом её соответствия
основным нормам и вариантам норм языка;
использовать словари;
Речь. Речевая деятельность. Текст:
пользоваться различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым) учебно-научных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих
разные форматы представления информации;
владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки
и преобразования информации);
анализировать структурные элементы и языковые особенности делового
письма;
создавать устные учебно-научные сообщения различных видов, отзыв на
проектную работу одноклассника; принимать участие в учебно-научной дискуссии;
создавать
тексты
как
результат
проектной
(исследовательской)
деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной
и письменной форме;

Тематические
блоки, темы
Повторение (11 ч)

Ныӄалътыху кик
Помни лето (5 ч)

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основные виды
Основное содержание
деятельности обучающихся
5 КЛАСС (68 ч)
Повторение (11ч )
Значимость и практическая Повторяют
инструктаж
по
направленность
курса. технике безопасности.
Инструктаж
по
технике Знакомятся с заимствованными
безопасности при проведении словами.
занятий.
Учатся
определять
Основные понятия: падежи, грамматические
значения
послелоги,
имена заимствованных слов.
относительные и качественные, Выразительно
читают
местоимения,
личные произведения.
местоимения, глагол.
Ныӄалътыху кик – Помни лето (5 ч)
– Основные понятия: лето – кик, Повторяют значения слов: кигми,
отдых.
Также
различение уксяґми, игаґвик.
жанров
художественных Учатся определять тему текста на
произведений: рассказа, сказки, родном языке, основную мысль,
стихотворения; выделение их определять ключевые слова в
характерных признаков.
тексте.
19

Уксяґми -осенью (6 ч)

Уксюқ - Зима (13 ч)

Рассказ
—
небольшое
прозаическое художественное
повествование о каком-либо
случае, эпизоде из жизни героя.
Стихотворение — небольшое
художественное произведение,
написанное
стихами.
Оно
ритмически
организовано,
имеет
рифму,
отличается
эмоциональностью
и
выразительностью,
передает
чувства, настроение и мысли
человека (лирического героя).
Уксяґми - осенью (6 ч)
Основные понятия: празник,
пословицы
и поговорки о
осени.. Стихи и рассказы о
осени.

На основе опорных слов создают
текст.
Учатся
составлять
тексты
рассуждения.
Уметь соблюдать речевой этикет
в споре, дискуссии.
Сочиняют стихотворение (одно
четверостишье)
по
данному
разделу.

Распознают и понимают значение
слов: нунивак (тундра), қилґан
тыгиґи (животные тундры)..
Учатся
понимать
значение
пословиц.
Читают тексты о осени на
эскимосском языке..
Самостоятельно выбирают и
переводят стихотворение о осени
(с русского на эскимосский).

Уксюқ - Зима (13 ч)
Основные понятия: нунак –
земля, . Рассказы дружбе, селах
Чукотского
автономного
округа, о тундровых животных,
хороших делах.

Читают
произведения
на
эскимосском языке о селах ЧАО,
тундровых животных.
Создают
иллюстрацию
к
произведениям.
Пересказывают связно и без
потери важных деталей.
Выполняют контрольную работу
в формате диктанта.
Уӈипаґатыт - Рассказы (9 ч)
Основные
понятия: писатель, Читают
произведения
на
Уӈипаґатыт- Рассказы
переводчик. Анализ сказок и эскимосском языке.
(9 ч)
рассказов.
Литературные Создают
иллюстрацию
к
сказки.
Сравнение
и произведениям.
объяснение разницы между Пересказывают связно и без
народной
и
литературной потери важных деталей.
сказкой.
Сказки
Чукотки. Составляют план к каждому
Эскимосские сказки.
произведению.
Переводят отрывки из текста (с
эскимосского на русский и
наоборот).
Қыпҳақат –Моя работа (5ч)
Қыпҳақат
–Моя Основные понятия: средства Распознают слова и понимают
работа (5ч)
художественной
значение
слов:
метафора,
выразительности – метафора, олицетворение,
эпитет,
олицетворение,
эпитет, сравнение.
20

сравнение.
произведений
литературы,
Чукотки.

Айўан упынґа (12 ч)

Сравнение Знакомятся с произведениями,
живописи
и которые были переведены с
писатели русского на эскимосский язык.
Сравнивают
и
анализируют
произведения.
Пересказывают связно и без
потери важных деталей.
Создание
иллюстрации
к
произведениям.
Учат наизусть отрывки из
произведения на эскимосском
языке.

Айўан упынґа (12 ч)
Основные
признаки
предложения: смысловая и
интонационная законченность,
грамматическая оформленность.
Повторение раннее изученного
материала за год.

Распознают
и
понимают
основные
признаки
предложения.
Анализируют тексты разных
стилей.
Выявляют
особенности
художественного стиля.
Пробуют
самостоятельно
составить небольшой рассказ в
художественном стиле.
Продумывают
содержание
рассказа и его композицию.
Составляют план рассказа.
Записывают опорные слова.
Итагнатулъҳа литылъҳым уксюлъӄусиӄ – Повторение изученного (7 ч.)
Итагнатулъҳа
Повторение по пройденным Распознают
и
понимают
литылъҳым
темам.
основные
признаки
уксюлъӄусиӄ
– Повторение раннее изученного предложения.
Повторение
материала за год.
Анализируют тексты разных
изученного (7 ч.)
стилей.
Составляют
кроссворд
на
родном языке с помощью
словаря.
Выявляют
особенности
художественного стиля.
Пробуют
самостоятельно
составить небольшой рассказ в
художественном стиле.
6 КЛАСС (68 ч)
Основы фонетики и орфографии (8 ч)
Основы фонетики и Инструктаж
по
технике Повторять
инструктаж
по
орфографии (8 ч)
безопасности при проведении технике безопасности в кабинете.
занятий.
Повторяют
звуковой
состав
Звуковой состав слова. Гласные слова. Выразительно читают
звуки.
Описание
гласных произведения.
звуков.
Согласные
звуки. Участвуют в диалоге, монологе
Описание согласных звуков. по прочитанным произведениям.
Основные
правила
21

Лексика (5 ч)

Грамматика (5 ч)

Словоизменение
ч)

фонетического состава слова.
Лексика (5 ч)
Лексика. Расширения значения
старых
слов.
Образование
новых
слов.
Отмирание
устаревших
слов.
Заимствования.

Грамматика (5 ч)
Основные
особенности
строения слова. Структура
слова. Словообразовательные и
словоизменительные
суффиксы. Основа слова.

Самостоятельно
выполнять
различные
упражнения
по
данному разделу.
Устно
пересказывать
прочитанный или прослушанный
текст, в том числе с изменением
лица рассказчика.
Участвовать
в
диалоге
и
монологе.
Распознавать
и
правильно
объяснять значения изученных
слов
с
национально
–
культурным
компонентом,
правильно употребляют в речи.
Распознавать, анализировать и
характеризовать согласные буквы
и звуки.
Распознавать
и
правильно
объяснять значения изученных
слов с национально-культурным
компонентом,
правильно
употреблять их в речи.

Словоизменение (34 ч)
(34 Число
существительных. Знакомство
с
понятиями
Спряжение глаголов.
«Спряжения
глаголов»
в
Субъектное
спряжение. эскимосском языке.
Субъектно-объектное
Распознавать
тексты,
спряжение глаголов.
принадлежащие
к
разным
Времена глаголов. Образцы функциональным
спряжения
субъектных
и разновидностям
языка.
субъектно-объектных глаголов Определять сферу использования
в разных временах. Склонение и соотносить её с той или иной
существительных.
Таблица разновидностью языка.
падежных суффиксов простого Определять суффиксы глаголов
склонения. Косвенные падежи наклонений.
притяжательного склонения.
Определять падеж в эскимосских
Пространственные имена и словах.
послелоги.
Самостоятельно
составлять
предложения,
используя
спряжение глаголов.
«Падежи эскимосского языка».
Применять правило орфографии
при письме.
Самостоятельно
составлять
предложения по теме «Что я
делаю после школы» на родном
языке, используя субъектное
спряжение глаголов, падежи, и
личные местоимения.
22

Словоизменение. Классы слов. (12 ч)
Классы
слов.
Именное Знакомится с понятием «Классы
словообразование.
слов». Знакомится с суффиксами
Увеличительные
и данного
раздела.
уменьшительные
суффиксы. Характеризовать роль родного
Суффиксы
качественной языка в жизни общества в
оценки.
Ограничительные современном мире, в жизни
суффиксы.
Формы человека.
совместности.
Глагольное Приводить
примеры,
словообразование. Суффиксы доказывающие, что изучение
модального
значения. эскимосского языка позволяет
Суффиксы,
содержащие лучше
узнать
историю
и
значение оценки. Видовые культуру своей малой Родины.
глагольные
суффиксы. Создавать текст на заданную
Причастия.
тему.
Использовать
приёмы
просмотрового и изучающего
чтения.
Повторение (4 ч)
Повторение (4 ч)
Повторение
по
разделам: Повторять пройденный материал
Основы
фонетики
и по разделам.
орфографии.
Лексика, Создавать текст на заданную
грамматика, словообразование. тему,
применяя
правила
орфографии и пунктуации на
письме.
7 КЛАСС (68 ч)
Основы фонетики и орфографии (9 ч)
Основы фонетики и Изменения
согласных
и Повторять
инструктаж
по
орфографии (9 ч)
гласных звуков. Ассимиляция. технике безопасности в кабинете.
Чередование
согласных. Повторяют тему «Изменения
Соединительные гласные и согласных
и
гласных».
согласные. Выпадение гласных Выразительно
читают
и согласных. Слияние гласных. произведения.
Ударение.
Графика
и Участвуют в диалоге, монологе
орфография.
по прочитанным произведениям.
Словоизменение.
Классы слов. (11 ч)



Лексика (6 ч)

Лексика (6 ч)
Синонимы.
Антонимы. Применять
правила
Омонимы. Омографы. Словари эскимосского языка.
эскимосского языка.
Распознавать
и
правильно
объяснять значения изученных
слов
с
национально
–
культурным
компонентом,
правильно употреблять в речи.
Создавать
устные
монологические высказывания на
основе жизненных наблюдений.
Создавать предложения и текст,
используя синонимы, омонимы,
антонимы, омографы.
Грамматика (3 ч)
23

Грамматикка (3 ч)

Словоизменение(33 ч)

Словообразование.
Классы слов. (11 ч)

Повторение (6 ч)

Повторение (7 ч)

Типы
словообразовательных Анализировать текст с точки
суффиксов. Типы основ. Состав зрения
его
соответствия
частей речи.
основным признакам.
С
точки
зрения
его
принадлежности
к
функциональносмысловому
типу речи.
Знакомство с понятиями: «Типы
словообразовательных
суффиксов».
Характеризовать
тексты
различных
функциональносмысловых
типов
речи.
Характеризовать
особенности
описания как типа речи.
Словоизменение (33 ч)
Независимые
наклонения. Характеризовать
особенности
Вопросительные наклонения. глаголов различных наклонений.
Спряжение
глаголов. Различать
и
составлять
Повелительное
наклонение. предложения
с
падежами
Оптативное
наклонение. эскимосского языка. Отличать
Переходные и непереходные падежи.
Уметь
составлять
глаголы.
предложения с использованием
Причастия с суффиксами: лґи, – переходных и непереходных
қа/ка, нҳа, лӈу. Причастия глаголов.
долженствования. Причастия Составлять
предложения с
могущего быть действия.
использованием
суффиксов
данного раздела.
Словообразование. Причастие (11 ч)
Именные признаки причастий.
Изучать
именные
признаки
Глагольные
признаки причастий.
Изучить
причастий.
Классификация классификацию причастий.
причастий
по
лексико- Применять правила орфографии
грамматическим
признакам. и пунктуации на письме.
Причастия
с
суффиксами. Характеризовать
слова
со
Причастия долженствования.
специфическим
оценочно
–
характеризующим значением.
Повторение (6 ч)
Повторение по теме «Основы
фонетики
и
орфографии»,
«Лексика»,
«Грамматика»,
«Словоизменение»,
«Словообразование.
Классы
слов».
8 КЛАСС (68 ч)
Повторение (7ч )
Склонение
имен
существительных.
Склонение
личных
местоимений.
Спряжение

Повторяют разделы
учебного года.

текущего

Повторять раннее изученные
темы «Склонение местоимений»
Составлять
предложения
и
диалоги.
С
использованием
24

непереходных глаголов.

Лексика (7 ч)

Морфология (36 ч)

Лексика (7 ч)
Однозначные и многозначные
слова. Прямое и переносное
значения слов.
Лексикография. Различные
виды словарей.

Морфология (36 ч)
Качественные
имена
прилагательные.
Изменение качественных имен
прилагательных по лицам.
Таблица
спряжения
качественных
имён
прилагательных.
Спряжение глаголов.
Отрицательные
формы
глаголов.
Пространственные имена и
послелоги.
Независимые
наклонения.
Изъявительное
наклонение,
Вопросительное
наклонение.
Повелительное
наклонение.
Суффиксы
со
значением
вежливого
наклонения.

личных
местоимений
эскимосского языка.
Извлекать
информацию
из
различных
источников
по
данному разделу.
Соблюдать нормы употребления
личных
местоимений,
непереходных глаголов.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.
Создавать устные и письменные
предложения с использованием
однозначных и многозначных
слов.
Представлять сообщение на
заданную тему в виде
презентации.
Анализировать словари
различных авторов эскимосского
языка.
Объяснять национальную
обусловленность норм речевого
этикета. Применять в устной
речи и на письме правила
эскимосского речевого этикета.
Использовать приёмы
аудирования различных видов.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.
Анализировать текст с точки
зрения
его
соответствия
основным признакам.
Распознавать тексты разных
функционально-смысловых
типов речи.
Анализировать тексты разных
функциональных разновидностей
языка и жанров.
Применять эти знания при
выполнении анализа различных
видов и в речевой практике.
Знакомство
с
понятием
«Независимые наклонения».
Самостоятельно создавать текст,
используя субъектное спряжение
глаголов
в
различных
наклонениях.
Составлять
самостоятельно
таблицы спряжений глаголов.
Составлять диалог, используя
25

субъектное спряжение глаголов
различных наклонений.
Выучить послелоги эскимосского
языка.
Приводить примеры, используя
послелоги.
Составлять таблицу спряжения
глаголов.
Составлять таблицу «Суффиксы
вежливого наклонения».
Составлять
предложения,
используя отрицательные формы
глаголов».
Объяснять
примеры
употребления
в
речевых
высказываний глаголов, с точки
зрения
лексических
норм
родного языка.
Синтаксис (18 ч)

Повторение (6 ч)

Синтаксис (18 ч)
Тип и связи слов.
Полные
и
неполные
предложения.
Распространенные
предложения.
Второстепенные
члены
предложения.
Члены предложения.
Составность предложения
Типы предложений по цели
высказывания.

9 КЛАСС ( 68 ч)
Повторение (6 ч)
Причастие. Склонение имен
причастий. Деепричастие.
Основные формы
деепричастия. Причастия с
различными суффиксами.
Причастия долженствования.
Причастия могущего быть
действия.

Анализировать тексты полных и
неполных предложений.
Применять эти знания при
выполнении
различных
предложении.
Распознавать распространенные
предложения на родном языке.
Анализировать различные виды
в речевой практике.
Употреблять
слова
в
соответствии с их лексическим
значением
и
правилами
лексической сочетаемости.
Иметь
представление
о
составности предложении по
цели высказывания.
Повторить весь пройденный
материал, изученный за учебный
год.

Знакомство и изучение темы
«Причастие».
Создавать устные и письменные
предложения с использованием
однозначных и многозначных
слов. Характеризовать основные
формы деепричастия.
Самостоятельно составлять
текст, используя основные
формы деепричастия.

Морфология (29 ч)
26

Морфология (29 ч)

Синтаксис (26 ч)

Отрицательные
формы
глаголов. Их образование.
Причастия с суффиксом -лг′иПричастия с суффиксом -лн′уПричастия с суффиксом –каПричастия с суффиксом -нх′аПричастия долженствования
Причастия могущего быть
действия
Вспомогательные глаголы с
наречиями
Вспомогательные глаголы с
существительными в форме
отрицания
Служебные слова. Частицы,
выражающие
различные
смысловые оттенки слов в речи
Постпозитивные частицы
Выделяемые частицы
Союзы. Сочинительные союзы:
соединительные,
противительные,
разделительные,
противительные.
Подчинительные
союзы:
подчинительные,
цели,
условные,
уступительные,
сравнительные,
временные,
изъяснительные.
Синтаксис (26 ч)
Предложения односоставные,
двусоставные. Предложения с
простым именным сказуемым
Предложения с составным
именным сказуемым
Инфинитив. Предложения с
составным
глагольным
сказуемым
Однородные
члены
предложения. Союзная связь
однородных
членов
предложения: соединительные,
разделительные,
противительные союзы
Бессоюзная связь однородных
членов предложения
Сложные
предложения.
Сочинительная
и
подчинительная связь частей
сложного предложения
Сложносочиненные
предложения

Повторять
«Отрицательные
формы глаголов».
Создавать
устные
монологические
высказывания
на основе наблюдений, личных
впечатлений.
Владеть различными видами
суффиксов.
Владеть различными видами
чтения текстов с использованием
причастия
могущего
быть
действия.
Соблюдать в устной речи и на
письме
нормы
родного
(эскимосского) языка.
Владеть полученными знаниями
по теме «Служебные слова»,
союзы.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.

Анализировать текст: определять
и комментировать тему и
главную мысль текста.
Подбирать
заголовок,
отражающий тему или главную
мысль текста. Ознакомиться с
темой «Инфинитив».
Находить в тексте однородные
члены предложения.
Определять основания
для
сравнения и сравнивать разные
функционально- смысловые
типы
речи,
понимать
особенности их сочетания, в том
числе
сочетание
элементов
разных стилей в художественном
произведении.
Выявлять
отличительные
признаки
текстов
с
использованием
различных
суффиксов.
Создавать
текст,
используя
27

Бессоюзные сложносочиненные
предложения.
Знаки
препинания
в
сложносочиненных
предложениях.
Сложноподчиненные
предложения.
Главная и придаточная части в
сложноподчиненном
предложении
Союзы
как
наиболее
распространенное
в
эскимосском языке средство
подчинения
Основные виды придаточных
предложений
Придаточное
предложение
дополнительное
Придаточное
предложение
определительное
Придаточное
предложение
места
Придаточное
предложение
времени
Придаточное
предложение
образа действия и степени
Придаточное предложение цели
Придаточное
предложение
причины.
Придаточное
предложение
условное.
Придаточное
предложение
уступительное
Сложное
предложение
с
несколькими
придаточными
предложениями.
Прямая и косвенная речь.
Замена прямой речи косвенной.
Повторение (7 ч)

Повторение (7 ч)
Причастие. Склонение имен
причастий.
Деепричастие.
Основные
формы
деепричастия. Причастия с
различными
суффиксами.
Причастия долженствования.
Причастия могущего быть
действия.
Вспомогательные
глаголы. Служебные слова.
Частицы,
выражающие
различные смысловые оттенки
слов в речи. Постпозитивные

сложные и сложносочиненные
предложения.
Извлекать
информацию
из
различных источников, в том
числе
из
практикумов
по
родному (эскимосскому языку),
словарей
и
справочной
литературы, и использовать её в
учебной деятельности.
Подробно и сжато передавать в
устной и письменной форме
содержание прослушанных и
прочитанных текстов на родном
языке.
Применять правила орфографии
и пунктуации на письме.

Повторять пройденные темы,
изученные за год.
Пользоваться
различными
видами чтения.
анализировать
и
создавать
тексты.
применять правила орфографии и
пунктуации
на письме (в рамках изученного).
Владеть
умениями
информационной
переработки
прослушанного
или
28

частицы. Выделяемые частицы. прочитанного текста.
Союзы. Сочинительные союзы.
Подчинительные
союзы.
Синтаксис.
Морфология.
Качественные
имена
прилагательные. Субъективное
спряжение
глаголов.
Отрицательная форма глаголов.
Изъявительное
наклонение.
Повелительное
наклонение.
Синтаксис. Прямая и косвенная
речь. Замена прямой речи
косвенной.
Перечень электронных образовательных ресурсов
Электронный носитель «Н. П. Радунович. Практикум по эскимосскому языку»

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти