РП ВД Удивительный мир географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский городской округ,
с. Сиреники, ул. Мандрикова, д. 29, тел. (факс) 2-52-37
Рассмотрено:
на Педагогическом совете
Протокол №_1
от
«22 » августа 2024 г.

Согласовано:
Заместитель директора
по ВР
___________/Т.Д.Шараева /
« 23 » августа 2024 г

Утверждаю:
Директор
МБОУ «ООШ с. Сиреники
__________/ Я. Ю. Щуцкая/
Приказ № 159 – о.д
от « 23 » августа 2024 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Удивительный мир географии»
центра образования естественно – научной и технологической
направленности «Точка роста»
МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники»
(5 - 9 классы)

Составил: учитель биологии, химии
и географии Монгуш В. Б.

Сиреники, 2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Рабочая программа по внеурочному курсу «Удивительный мир географии» для
5-9 классов составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного Приказом Минпросвещения России от 31.05.2021
№ 287;
 Примерной рабочей программы основного общего образования образовательных
организаций
(одобрена
решением
федерального
учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.);
 Примерных программ по учебным предметам. География. 5 - 9 классы:
проект. - 2-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011.
Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности
заключаются в том, что учащиеся получают возможность развития и формирования
творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную,
исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает
создание моделей географических инструментов и природных объектов, работу с
интернет
- ресурсами
и
картой полушарий, проектирование путешествий по
материкам
и островам.
Реализация программы внеурочной деятельности
«Удивительный мир географии» позволяет познакомить с методами географической
науки, изучить географию материков, географию России.
Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес учащихся к
изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к
явлениям жизни и природы, программа внеурочной деятельности «Удивительный мир
географии»
является
актуальной
в
системе
школьного географического
образования.
Целью программы является формирование творчески развитой личности
школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его
общей географической культуры.
Задачи программы:
образовательные:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических
знаний и знаний о природе, полученных в начальной школе;
- формирование представлений о методах изучения географии;
- формирование географического взгляда на мир;
- приобретение знаний о природе островов и его компонентах;
воспитательные:
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию
как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники
географической информации, прежде всего географические карты, в том числе
электронные;
- формирование основ экологической культуры, способности самостоятельно
оценивать
уровень
безопасности
окружающей
среды
как
среды
жизнедеятельности; осознание семейных ценностей, связей и традиций в
географическом аспекте;
развивающие:
- формирование гражданского самосознания;
- развитие
основных
психических процессов
школьников:

-

-

-

-

воображение, память, мышление, речь и др.;
развитие кругозора учащихся;
формирование способности к использованию географических знаний и умений в
решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в
решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
Взаимосвязь с программой воспитания
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность,
которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести
социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного
развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально
значимых делах;
формирование в кружках и внеурочной деятельности, которые могли бы
объединять детей и педагогов
общими позитивными эмоциями и
доверительными отношениями друг к другу;
поощрение педагогами детских инициатив.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности
происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность,
позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные
условия
для просоциальной самореализации школьников,
направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства
вкуса
и
умения
ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно - нравственное развитие.
Проблемно - ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры
общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и
отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая
деятельность.
Курсы
внеурочной
деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, на развитие самостоятельности и ответственности школьников, формирование у
них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно - оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные
на
физическое развитие школьников, развитие их ценностного
отношения
к
своему здоровью,
побуждение к
здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту
слабых.
Игровая деятельность. Курсы
внеурочной
деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности
Учебный курс предназначен для обучающихся 5–9-х классов; рассчитан на
1
час в неделю в каждом классе. Учебным планом на изучение внеурочной
деятельности по курсу «Удивительный мир географии » отводится 170 часов:
в 5 классе — 34 часа (1 час в неделю),

в
в
в
в

6
7
8
9

-

классе
классе
классе
классе

—
—
—
—

34 часа (1 час в неделю),
34 часа (1 час в неделю),
34 часа (1 час в неделю),
34 часа ( 1 час в неделю).

Виды деятельности:
учебно - исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
моделирование;
ориентирование на местности и чтение карт различного содержания;
работа с различными источниками географической информации;
работа в сети Интернет.
Формы организации внеурочной деятельности:
исследовательские и проектные работы;
создание моделей географических инструментов и природных объектов;
выставки проектов и защита разработанных маршрутов путешествия по
островам

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Содержание учебного курса внеурочной деятельности отвечает требованиям к
организации внеурочной деятельности: соответствует содержанию учебного предмета
«География», не требует от учащихся дополнительных знаний по географии.
Учебный
курс построен в соответствии с реальными познавательными
интересами
обучающихся и содержит полезную и любопытную информацию,
интересные научные и географические факты, способные дать простор воображению
детей.
При разработке содержания учебного курса учитывалась особая роль
географического познания в формировании личности, в развитии мышления,
воображения,
интеллектуальных
и творческих способностей обучающихся.
Содержание программы
нацелено
на
то, чтобы обучающиеся осознали
географические знания как средство взаимодействия человека с окружающей
средой, как основной канал социализации и самореализации личности, развития
способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая
организацию учебной деятельности.
5 класс
Картография (2 часа).
Виды карт. Значение карт.
Земля и ее изображение (4 часа)
Первые представления о форме Земли. Планы местности.
Школа Робинзонов (8 часов)
Условные знаки. Виды масштаба. Стороны горизонта. Ориентирование на местности.
Компас. Нивелир.
История географических открытий (7 часов)
Современные экспедиции и исследования.
Географическая карта (10 часов)
Географические карты. Природные зоны России и мира.
6 класс
Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)
Виды географических
изображений. Географические
координаты. Способы
картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности.

Мы юные картографы. (8 часов)
Карты
материков
и
океанов, разнообразие их содержания. Вулканы. Откуда
произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан Везувий. Как образовались и
действуют
вулканы.
Продукты извержения вулканов: магма, лава, вулканические
бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические газы. Подводные вулканы и
вулканические острова. Самые активные вулканы планеты. Что такое гейзер.
Мы юные топонимисты. (7 часов)
Что
такое
топонимика.
О чем рассказывают названия некоторых стран.
Географические названия своей местности.
Страны мира . (4 часа)
Страны Европы. Страны Азии.
7 класс
Каменная летопись планеты (2 часа)
Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной
летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора
Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в
горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских
горах.
В мире песка и камня (4 часа)
Что
такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где
расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и
жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников,
Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки.
Каньоны мира (2 часа)
Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо.
Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон.
В мире падающей воды (4 часа)
Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор
Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский
водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский
водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники
водопадов.
Эти удивительные озёра (2 часа)
Самые большие озёра мира: Байкал, Танганьика, Каспийское море, Ладожское Озеро,
Подземное озеро на севере Намибии, Озеро в озере – Маниту. Озёра с уникальной
солёностью: Байкал, Онежское, Ладожское, Верхнее, Венерн, Туз, Мёртвое море,
Балхаш, Чад, Могильное. Самые диковинные озёра: Титикака, озеро на Синайском
полуострове, Лох – Нес, озёра на острове Флорес, озёра с минеральной водой, озёра –
пропасть, озёро смерти, озеро – убийца, озеро, где живут акулы, содовые озёра,
сульфатные озёра.
В мире мрака и безмолвия (6 часов)
Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города.
Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты.
Пещерная система Флинт – Мамонтова– самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая
– вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская,
Большая
Орешная,
Торгашенский
провал, пещера Макрушинская. Жители
подземелий – троглобионты. Что
такое клаустрофобия. Пещеры и полезные
ископаемые.
Грозное дыхание Земли (3 часа)
Вулканы. Откуда произошло название «Вулкан» и другие имена. Вулкан
Везувий.
Как образовались и действуют вулканы. Продукты извержения вулканов:

магма, лава, вулканические бомбы и глыбы, вулканический пепел, вулканические
газы. Подводные вулканы и вулканические острова. Самые активные вулканы
планеты. Вулканический туризм на Гавайском архипелаге, на острове Лансороте, в
Японии. Вулканические горные породы и их применение.
Тепло подземных вод и природных фонтанов (2 часа)
Горячие
источники Памуккале в Турции. Самый знаменитый гейзер Исландии –
Большой гейзер. Гейзеры
Йелоустонского
парка самые грандиозные в мире.
Новозеландское чудо – Страна чудес. Долина гейзеров на Камчатке.
Это удивительный ледяной мир (3 часа)
Что
такое
лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы
оледенения:
наземная,
подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники
Антарктиды. Айсберги.
Великие оледенения прошлого: окское, днепровское,
московское, валдайское.
В глубинах неизведанного (4 часа)
Звенящие
и
поющие камни в американском штате Пенсильвания. Необычный
Вашкский камень в республике Коми. Мумиё – каменные слёзы гор и каменное
масло таёжных скал. Неопознанные шумы. Полярные сияния. Гало и другие видения.
Могут ли камни кататься сами собой? Багровый туман - странное явление
малонаселённых северных районов. Озеро Монуи – смертоносное озеро Сахеля.
Гиблые места (2 часа)
Геопатогенные зоны – энергосиловой каркас Земли: глобальные прямоугольная и
диагональная решетчатая сеть. Гиблые места. Здоровье и геопатогенные зоны.
Поляна смерти, или тайна Чертова кладбища села Рожково. Корабли –
призраки. Бермудский треугольник – треугольник смерти.
8 класс.
Россия: территория, природа, население (1 час)
Россия
на карте мира. Государственная территория России. Какое место Россия
занимает среди других стран мира? Размеры и конфигурация территории России, их
влияние на жизнь и деятельность людей. Границы России.
Территория и акватория России. (1 час).
Географическое районирование территории России. Роль природы в формировании
Российского государства. Природные районы России. Экономические районы
России. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения.
Административно - территориальное устройство России (1 час).
Особенности административно - территориального устройства России.Субъекты
Федерации и их разнообразие. Федеральные округа. Города федерального
значения.
Города Федерального значения (3 часа).
Москва: Кремль. Китай-город. Бульварное кольцо. Садовое кольцо. Замоскворечье.
Музеи Москвы и Подмосковья.
Санкт - Петербург: Северная
пальмира.
Петропавловская
крепость.
Адмиралтейство
и
Исаакиевский
собор.
Дворцовая
площадь и Эрмитаж.
Александро-Невская лавра. Стрелка Васильевского острова. Мосты, каналы и
набережные Санкт-Петербурга. Летний сад, Марсово поле, Михайловский замок,
площадь искусств. Стрельна.
Петергоф.
Пушкин.
Павловск.
Кронштадт.
Шлиссельбург.
Центральная Россия (2 часа).
Золотое кольцо России. Духовные святыни России. Владимир. Суздаль. ГусьХрустальный. Сергиев
Посад. Переславль-Залесский. Ростов Великий. Ярославль.
Углич. Кострома. Плес.
Жемчужины природы Валдайской возвышенности: в верховьях Волги, озера
Валдай, Ильмень, Селигер. Рыбинское водохранилище. Мещера – «глухомань» в

центре России.
Русский Север (2 часа).
Кольский полуостров и Хибины.
Карелия – край воды и камня. Петрозаводск. Ладога. Онежское озеро. Кижи.
Белое море. Чистота и свет Вологды и Архангельска. Холмогоры. Каргополь и
окрестности. Котлас и Сольвычегодск. Соловецкие острова. Белозерск. Великий
Устюг – «родина» Деда Мороза. Красота северных рек – Северная Двина, Сухона,
Онега, Пинега.
Русская Прибалтика (1 час).
Куршская коса. Зеленоградск. Куршский национальный парк. Озера Чайка
и
Изумруд. Дюна Ореховая. Калининград.
Поволжье (1 час).
Национальные парки Поволжья. Марий Чодра. Нижняя Кама. Нечкинский.
Смольный. Чаваш Вармане. Самарская Лука. Хвалынский Юг России южнорусское подстепье (2 часа).
Островные леса Среднерусской возвышенности. Приокско - террасный биосферный
заповедник. Центрально – черноземный заповедник.
Дивногорье: жемчужина среднего Дона, пещерные храмы Больших и Малых Див.
Галичья гора. Заповедник «Черные Земли» в Калмыкии.
Северный Кавказ (2 часа).
Северный Кавказ. Географическое положение. Самые высокие и молодые горы
России. Высотная поясность Кавказа. Природно-ресурсный потенциал Северного
Кавказа.
Кавказский
биосферный заповедник. Высокогорные заповедники Кавказа:
Тебердинский, Кабардино - Балкарский, Северо - Осетинский. Красная Поляна.
Эльбрус. Природный парк Приэльбрусье.
Черноморское побережье России: от Новороссийска до Адлера.
Урал (2 часа).
Урал – каменный пояс земли русской. Геологическая история Уральских гор.
Вподземных кладовых Урала. Города Урала: Пермь, Екатеринбург.
Природные
уникумы Урала от Пай-Хоя до Мугоджар. Полярный Урал: от
Константинова Камня до истоков Хулги. Приполярный Урал: Каменная россыпь,
Торговое озеро, край ледников. Северный Урал: плато Манпупунер, Вишерский
заповедник, Тулымский камень, плато Кваркуш. Средний Урал: гора Колпаки,
заповедник Басеги. Южный Урал: Ильменский заповедник.
Западная Сибирь (4 часа).
Особенности географического положения. Специфика природы региона. История
освоения. Природные ресурсы Западно - Сибирской равнины.
Югра – древняя земля. Ханты – Мансийск и окрестности. Парк «Самаровский
чугас». Обь. Нижневартовск: озеро Самотлор Самотлорское месторождение.
Тюменская область. Тобольск – дорогой декабристов.
Ямало - ненецкий
автономный
округ.
Верования ненцев. День оленевода.
Заповедные зоны. Мангазея. Северный двойник БАМа - Трансполярная магистраль.
Салехард – Лабытнанги – Надым.
Омская область: Густав Гасфорт, Омская крепость, «пять озер».
Новосибирская область: Новосибирск – «наукоград» России. Барабинская равнина.
Умревинский острог. Палеолитическая стоянка «Волчья грива». Озера: Убинское,
Чаны, Карачи.
Томская область: Таловские Чаши. Обь – Енисейский водный путь.
Средняя Сибирь (4 часа).
Особенности
географического
положения, история
освоения
региона.
Специфика природы: с высоты Среднесибирского плоскогорья, край великих
рек и «моря тайги».

Красноярский край. Красноярск –крупнейший город Восточной Сибири. Пароходмузей
«Святой
Николай». Государственный
природный
заповедник «Красноярские
Столбы».
«Палласовожелезо» - знаменитый железокаменный метеорит. Саяно - Шушенская
ГЭС. Озеро Тиберкуль. По Енисею.
Эвенкийский
автономный
округ. Озеро Виви – географический центр России.
Хатанга–
«ворота» на Северный полюс. Таймырский (Долгано-Ненецкий автономный округ).
Дудинка. Норильск. Музей мамонта. Остров Диксон. Таймырский заповедник.
Плато Путорана: Тальниковый водопад. Хэйро – праздник Солнца.
Томская область: Таловские Чаши. Обь - Енисейский водный путь.
Горы Южной Сибири (2 часа).
Особенности природы
пояса
гор Южной Сибири. Озеро Байкал – жемчужина
Сибири.
Причины уникальности
Байкала.
Значение
ресурсов Байкала.
Экологические проблемы Байкала. Байкальский
государственный биосферный
заповедник.
Алтайский край. Барнаул. Бийск. Республика Алтай. Горно-Алтайск. Телецкое озеро
и гора Белуха.
Северо - Восточная Сибирь (2 часа).
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. История освоения региона.
Особенности природы Северо - Восточной Сибири. Восточная Сибирь – край
будущего. Заповедник «Остров Врангеля» - уголок уникальной арктической
природы.
Дальний Восток (2 часа).
Дальний Восток – край контрастов. Уникальный природно - ресурсный
потенциал Дальнего Востока. Особенности природных условий Дальнего Востока.
Стихийные природные явления: вулканы, землетрясения, цунами.
Камчатка. Вулканы и гейзеры Камчатки. Приморский край: на берегах Японского
моря. Сахалин. Курильские острова. Дальневосточный морской заповедник. Круиз по
Амуру.
Чукотский автономный округ (2 часа)
Особенности природных
условий. Экологические проблемы и охрана природы.
Итоговая проектная работа (1 час)
9 класс
Россия на карте мира (3 часа)
Географическое положение
и
границы России. Субъекты
Российско
Федерации. Особенности природы.
Место России в мировом хозяйстве (7 часов)
Россия
в
современном мире. Знакомство с
программной географической
номенклатурой по курсу.
Внешне экономические связи России (6 часов)
Хозяйство России (8 часов)
Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию.
Особенности населения (8 часов)
Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография
.Определение демографических процессов и явлений по их существенным
признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со
статистическими таблицами, полово
возрастными пирамидами). Определение
демографических показателей по формулам.
Итоговая проектная работа (2 часа)

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ
ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность
обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности
(патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального
народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для
реализации целей устойчивого развития;
представление
о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию
и
взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной
деятельности;
патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к
познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов
России;
ценностное
отношение
к
достижениям
своей
Родины
–
цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и
природному
наследию
и
объектам природного и культурного
наследия
человечества,
традициям разных народов,
проживающих
в родной
стране;
уважение к символам России, своего края;
духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в
ситуациях нравственного выбора;
готовность
оценивать
своё
поведение
и
поступки,
а
также
поведение
и
поступки
других людей
с
позиции
нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей
среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного
выбора с использованием нравственных
ценностей
и
принятых в российском
обществе правил и норм поведения
с
учётом
осознания
последствий
для
окружающей среды;
эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других
народов,
понимание
роли
этнических культурных традиций; ценностного
отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и
культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного
наследия человечества;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание
ценности
жизни;
ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков
безопасного
поведения в
Интернет - среде;
способность адаптироваться к
стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным
условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие
цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку
и
такого
же
права
другого
человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей
среде;

трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических
задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного
края) технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к
практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении
всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей;
экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера
экологических
проблем
и путей их
решения; активное неприятие действий,
приносящих вред
окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
овладение читательской культурой как средством познания мира для применения
различных источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской
деятельности
в
географических
науках,
установка на осмысление опыта,
наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения географии на уровне основного общего образования у
обучающегося
будут
сформированы
познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов,
процессов и явлений;
- устанавливать существенный признак классификации географических объектов,
процессов и явлений, основания для их сравнения;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
- выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов,
процессов и явлений; проводить выводы с использованием дедуктивных и
индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать географические вопросы как исследовательский инструмент
познания;

формулировать
географические
вопросы, фиксирующие разрыв между
реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
- формировать
гипотезу
об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам
различных вопросов и проблем;
- проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на
краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических
объектов,
причинно-следственных связей и зависимостей
между географическими объектами, процессами и явлениями;
- оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического
исследования;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность
полученных результатов и выводов;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов,
процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся
условиях окружающей среды.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников географической информации с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию
различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и
туже идею, в различных источниках географической информации;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
- оценивать
надёжность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- систематизировать географическую информацию в разных формах.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим
аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
- в ходе
диалога
и
(или)
дискуссии
задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями
других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать
способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять
план
действий
(план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный
алгоритм с учётом
получения новых
знанийоб изучаемом объекте.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
- владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения
(недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому
опыту; вносить коррективы
в
деятельность
на
основе новых
-

обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его
мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных
географических проектов, коллективно строить действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; планировать организацию
совместной работы, при выполнении
учётом
учебныхгеографических проектов определять свою роль (с
предпочтений
и
возможностей
всех участников взаимодействия),
участвовать в групповых формах работы,
выполнять свою
часть
работы,
достигать
качественного результата по своему направлению и
координировать
свои действия с другими членами команды;
сравнивать
результаты выполнения учебного
географического
проекта
с
исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ











5 класс
ориентироваться
на
местности при помощи топографических карт и
современных навигационных приборов;
читать
космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и
географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных
программ.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и
окружающей среде
приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении
социально - экономических
и
геоэкологических проблем человечества;
примеры практического использования географических знаний в различных
областях деятельности;
воспринимать
и
критически оценивать информацию географического
содержания в научно - популярной литературе и СМИ;
создавать
письменные
тексты
и
устные сообщения о географических
явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать
выступление презентацией

6 класс
 приводить
примеры,
иллюстрирующие роль практического использования
знаний о населении в решении социально - экономических и геоэкологических
проблем человечества, стран и регионов;
 самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование,
связанное с изучением населения.
7 класс
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов,
происходящих в географической оболочке;
 сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих






















глобальных изменений климата;
оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений
климата для отдельных регионов и стран;
объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных
территорий в связи с природными и социально - экономическими
факторами.
8 класс
оценивать возможные в будущем изменения географического положения
России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и
геоэкономическими
процессами,
а
также
развитием
глобальной
коммуникационной системы.
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий
страны, связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в
результате изменения их компонентов.
выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об
изменении численности населения России, его половозрастной структуры,
развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.
9 класс
выдвигать
и обосновывать
на основе анализа комплекса источников
информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры
хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства
России.
Составлять
комплексные
географические характеристики районов разного
ранга;
самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования,
связанные с изучением
природы, населения и хозяйства географических
районов и их частей;
создавать собственные тексты и устные сообщения о географических
особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких
источников информации, сопровождать выступление презентацией;
оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития
регионов;
выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации
природных,
социально - экономических, геоэкологических
явлений и
процессов на территории России.
выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;
объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем
человечества;
оценивать
социально - экономическое положение и перспективы развития
России.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование
разделов /тем

Содержание
образования

Виды
образовательной
деятельности
5 класс

ЭОР

Картография ( 2 ч)

География как
наука. Значение карт.

Земля и её
изображение (4 ч)

Форма,
размеры
и движение Земли.
Глобус.
Аэрофотоснимки и
космические снимки.
План местности.
Топографическая карта.
Масштаб. Стороны
горизонта

Школа Робинзонов
(8 ч)

Решение
проблемных
процессов

https://www.krugosvet.ru/
https://www.geomania.net/5class/
https://www.geomania.net/wo
rld/
Выбор тем проектов https://www.krugosvet.ru/
https://www.geomania.net/5class/
https://www.geomania.net/wo
rld/
Наблюдение
https://www.krugosvet.ru/
местных признаков. https://www.geomania.net/5class/
https://hw.lecta.ru/homework/
new/840

История
географических
открытий (9 ч)

Как люди изучали и
открывали Землю.
Первые
путешественники

Практическая
работа

Географическая
карта.
( 10 ч)

Многообразие
Практическая
географических карт и их работа над общим
значение.
проектом

Уроки понимания
карты.
Географическая
карта.
( 13 ч)

6 класс
Многообразие
Сопоставление
географических карт и очертаний
геоизображений.
материков, морей и
Географические
крупных островов и
координаты.
полуостровов

Мы- юные
картографы.( 8 ч)

Линии градусной сети Сопоставление
на картах.
географического
Определение
описания по карте.
расстояний с помощью
градусной сети.

Мы - юные
топонимисты
( 7 ч)

Значение и суть предмета
топонимика.
Географические названия
земного шара
Страны мира, страны
Европы и Азии.
Хозяйственная
деятельность людей и ее
основные виды.
Профессия менеджер,
экскурсовод.
7 класс

Страны мира ( 6 ч)

Подготовка проекта

Работа над общим
проектом и защита
проекта

https://resh.ed u.ru/
subject/4/5/
https://app.onlinetestpad.com
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://www.geomania.net/5class/
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://resh.edu.ru/subject/4
/6/
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://hw.lecta.ru/homework/
new/840
https://resh.edu.ru/subject/4
/6/
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://hw.lecta.ru/homework/
new/840
https://resh.edu.ru/subject/4
/6/
https://app.onlinetestpad.com
https://resh.edu.ru/subject/4
/6/
https://app.onlinetestpad.com
https://www.geomania.net/wo
rld/

Каменная летопись
планеты (2 ч)

Башня Дьявола.
Каменные
горбы
Катажута.

В мире песка и
камня ( 5 ч)

Известные пустыни
мира.
Вода и жизнь в пустыне.

Каньоны мира
( 2 ч)

Образование каньонов.
Самый величественный
каньон мира.

В мире падающей
воды ( 4ч)

Фотовыставка

Эти удивительные
озёра
(2 ч)

Самые широкие
водопады мира и России
и их история
происхождение и
значение.
Озёра с уникальной
солёностью. Самые
диковинные озёра мира .

В мире мрака и
безмолвия
( 6 ч)

Сказочный мир
подземных дворцов и
пещер. Пещеры России.

Занятие с
использованием
ИКТ.
Фотовыставка

Грозное дыхание
Земли ( 3 ч)

Горы, подводные
Практическая
вулканы и вулканические работа
острова. Вулканические и
сейсмические события и
их объяснение.

Тепло подземных
вод и природных
Фонтанов
( 2ч)

Горячие источники и
гейзеры мира и России,
их происхождение и
значение.

Занятие с
использованием
ИКТ.
Фотовыставка

Этот удивительный
ледяной мир ( 3 ч)

Лёд и в чём его
уникальность.
Айсберги, ледники,
великое оледенение.

Занятие с
использованием
ИКТ

В глубинах
неизведанного ( 4ч)

Звенящие и поющие
камни. Камни слезы.
Полярные сияния.
Объекты Всемирного
природного наследия
ЮНЕСКО
8 класс
Россия на карте мира.

Работа над общим
проектом и защита
проекта

Визитная карточка

Занятие с
использованием
ИКТ.
Фотовыставка
Занятие с
использованием
ИКТ.
Фотовыставка
Занятие с
использованием
ИКТ

Практическая
работа.

Занятие практикум

https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://www.geomania.net/7class/
https://app.onlinetestpad.com
https://hw.lecta.ru/homework/
new/840
https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://hw.lecta.ru/homework/
new/840
https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://app.onlinetestpad.com
https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://www.geomania.net/ma
ps/
https://www.geomania.net/7class/
https://www.geomania.net/ma
ps/

https://resh.edu.ru/subject/4/8

России:
территория,
природ, население.
( 1ч)

Государственная
территория России.
Основные этапы истории
формирования и
изучения территории
России.
Природные районы
России. Влияние
географического
положения России на
особенности природы,
жизнь и хозяйственную
деятельность населения

с использованием
ИКТ; работа с
картой

/
https://www.geomania.net/8class/
https://100urokov.ru/predmet
y/8klass-geografiya

Практикум

Административнотерриториальное
деление. Субъекты
Российской Федерации,
их равноправие и
разнообразие
История возникновения
и значение городов.

Занятие практикум
с использованием
ИКТ; работа с
картой

Центральная
Россия
( 2 ч)

Виды районирования
территории.
Макрорегионы России

Описание городов
Золотого Кольца
России

Русский Север
(2 ч)

Кольский полуостров.
Республика Карелия.
Красота северных рек.

Описание Русского
Севера

Русская
Прибалтика ( 2 ч)

Куршская коса.
Национальный парк.
Озера. Калининград.

Описание Русской
Прибалтики.
Практикум

https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://100urokov.ru/predmet
y/8klass-geografiya
https://hw.lecta.ru/homework/
new/840
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://100urokov.ru/predmet
y/8klass-geografiya
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://100urokov.ru/predmet
y/8klass-geografiya
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://100urokov.ru/predmet
y/8klass-geografiya
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://100urokov.ru/predmet
y/8klass-geografiya
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8-

Территория и
акватория
России.(1ч)

Административнотерриториальное
устройство России
(1ч)
Города
федерального
значения (2ч)

Поволжье ( 1 ч)

Занятие с
использованием
ИКТ

Национальные парки
Поволжья. Приокскотеррасный биосферный
заповедник.
Юг России и южно- История освоения ,
русское подстепье
природа и
( 2 ч)
отличительные черты

Описание
Поволжья.
Практикум

Северный Кавказ
( 2 ч)

Описание
Северного Кавказа

Высотная поясность
Кавказа. Природноресурсный потенциал

Описание юга
России. Практикум

Урал ( 2 ч)

Северного Кавказа.
Каменный пояс ;
Заповедники Урала.

Описание Урала.
Практикум

Западная Сибирь
(4 ч)

История освоения и
природные ресурсы
Западно- Сибирской
равнины.

Описание Западной
Сибири. Практикум

Средняя Сибирь
( 4 ч)

Специфика природы
Среднесибирского
плоскогорья; край
великих рек и «моря
тайги».

Описание Средней
Сибири. Практикум

Горы Южной
Сибири (2 ч)

Черты природы и
богатства Южной
Сибири и ее
отличительные черты

Описание Южной
Сибири. Практикум

Северо-Восточная
Сибирь (2ч)

Величие и суровость
природы и ее
уникальность.

Описание СевероВосточной Сибири

Дальний Восток
( 2 ч)

Уникальный природноресурсный потенциал
Дальнего Востока.
Заповедники.

Описание Дальнего
Востока.
Практикум

Чукотский АО
(2 ч)

Особенности природных Описание своего
условий. Экологические региона. Работа над
проблемы и охрана
общим проектом и
природы .Оценочные
защита проекта
суждения о воздействии
человеческой на
окружающую среду
своей местности .
9 класс
Географическое
Работа с
положение, границы
картографическими
России и особенности
источниками
природы.

Россия на карте
мира ( 3 ч)

class/
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://100urokov.ru/predmet
y/8klass-geografiya
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://resh.edu.ru/subject/4/8
/
https://www.geomania.net/8class/
https://100urokov.ru/predmet
y/8klass-geografiya
https://ru.wikipedia.org/wiki/
Чукотский_автономный_ок
руг
https://www.geomania.net/wo
rld/

https://resh.edu.ru/subject/4/9
/
https://app.onlinetestpad.com
.
https://foxford.ru/wiki/geogra
fiya
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://hw.lecta.ru/homework/
new/840

Место России в
мировом хозяйстве
( 7 ч)

Портрет страны на фоне
мира, природные
ресурсы и развитие
отраслей.
Характеризовать место и
роль России в мировом
хозяйстве. Влияние ТЭК
на окружающую среду.
Основные положения «
Энергетической
стратегии России на
период до 2035 года»
.Особенности и
структуры
международной торговли
и торговые партнеры
России

Занятие с
использованием
ИКТ

https://resh.edu.ru/subject/4/9
/
https://app.onlinetestpad.com
.
https://foxford.ru/wiki/geogra
fiya
https://www.geomania.net/wo
rld/

Занятие с
использованием
ИКТ

Хозяйство России
( 8 ч)

АПК, ВПК, научный
комплекс, рекреационная
и экологическая
обстановка.

Занятие с
использованием
ИКТ

Особенности
населения России
( 8 ч)

Россия –
многонациональная
страна. Народы, их
обычаи и традиции.
Этногеография.
Демография.

Диспут. Работа над
общим проектом и
защита проекта

https://resh.edu.ru/subject/4/9
/
https://app.onlinetestpad.com
.
https://foxford.ru/wiki/geogra
fiya
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://resh.edu.ru/subject/4/9
/
https://app.onlinetestpad.com
.
https://foxford.ru/wiki/geogra
fiya
https://resh.edu.ru/subject/4/9
/
https://app.onlinetestpad.com
.
https://foxford.ru/wiki/geogra
fiya
https://www.geomania.net/wo
rld/
https://hw.lecta.ru/homework/
new/840

Внешне
экономические
связи России
( 6 ч)

Приложение
Календарно- тематическое планирование 5 класс
№
п/п

1.
2.
3.
4.

Дата
прим

Дата
факт

Наименование разделов /тем

Тема 1. Картография
География как
наука. Источники
географической информации
Картография. Значение карт.
Тема 2. Земля и её изображение
Первые представления о форме Земли.
Форма,
размеры
и
движение
Земли. Глобус .

Кол-во
часов
2ч
1
1
4ч
1
1

5.
6.

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Тема 4.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.

План местности. Аэрофотоснимки
и
космические снимки.
Защита
проектов
«Первые
карты
Эратосфена»,
«Изобретениекомпаса»,
«Космические снимки».
Тема 3. Школа Робинзонов
План местности. Значение
планов
местности.
Топографическая карта. Условные знаки.
Игра«Условные знаки».
Масштаб. Игра «Кто уедет дальше от Аши»
Стороны горизонта. Ориентирование по местным
признакам.
Защита проекта «Компас».
Изображение неровностей земной поверхности
Игра «Путешествие по топографической карте».
История
географических открытий
Путешествия первобытного человека.
Как люди изучали и открывали Землю.
Карты первых путешественников.
Составление атласа несуществующих земель и
загадочных карт.
Накопление знанийо
Земле. Защита
проектов.
Накопление знанийо
Земле. Защита
проектов.
Современные экспедиции и исследования.
Защита
проектов «Современные экспедиции
и исследования»
Защита
проектов «Современные экспедиции
и исследования»
Тема5. Географическая карта
Многообразие географических карт.
Физическая карта полушарий.
Карта природных зон мира. Природные зоны.
Арктические пустыни.
Тайга. Смешанный лес.
Игра –
экскурсия
«Путешествие
степи».
Викторина «Обитатели пустыни».
Загадочные джунгли
Фотоколлаж «Природные зоны в
мультфильмах».
Защита проектов
Защита проектов

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

по

1.
2.

Уроки

1
8ч
1
1
1
1
1
1
1
1
9ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10 ч
1
1
1
1
1
1
1
1
1

ИТОГО:
Тема 1.

1

6 класс
понимания карты. Географическая карта
Многообразие геоизображений.
Многообразие географических карт.

1
1
34 ч
13 ч
1
1

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

29.
30.
31.
32.
33.

Особенности изображения земной поверхности на
глобусе, космических снимках.
Особенности изображения земной поверхности на
географических картах.
Школа географа–следопыта. Глобус– модель
Земли.
Игр а«В поисках капитана Гранта».
Географические
координаты- географическая
широта.
Географические
координаты - географическая
долгота.
Способы картографического изображения.
Изображение неровностей земной поверхности.
Игра«Найди свой клад».
Способы картографического изображения: значки,
линейные знаки, знаки движения и ареалы.
Использование геоизображений.
Защита
проектов
«Использование
географических карт».
Тема 2. Мы- юные картографы
Карты материков
и
океанов, разнообразие
их содержания.
Анализ и сопоставление карт разной тематики
Карта «Строение земной
коры».
Землетрясения.
Вулканы Земли.
Что такое гейзер?
Фотоколлаж «Вулканы Земли».
Проект
«Создаем
конструктор
литосферных плит».
Проект
«Создаем
конструктор
литосферных плит».
Тема3. Мы- юные топонимисты
Что изучает
топонимика? Сколько
географических названий на всем земном шаре?
О чем рассказывают названия некоторых стран.
О чем рассказывают названия некоторых стран.
Курьезы
топонимики. Географические
названия - гулливеры и лилипуты.
Географические
названия в художественных
фильмах и мультиках.
Географические
названия
своей
местности.
Защита
проектов
«Каталог
географических названий Чукотского АО».
Тема 4. Страны мира
Сколько стран на Земле?
Страны Европы.
Страны Азии
Подготовка проекта"Сказочная карта Европы".
Защита
проекта
"Сказочная карта
Европы".

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
7 ч.
1
1
1
1
1
1
1
6 ч.
1
1
1
1
1

34.

Защита
Европы".

проекта

"Сказочная

карта
ИТОГО:

1.
2.

3.
4.

5.
6.
7.

8.
9.

10.
11.
12.
13.

14.
15.

16.

17.
18.
19.
20.
21.

7 класс
Каменная летопись планеты
Каменная летопись планеты. Башня
Дьявола.
Каменные горбы Катажута.
Конусы Каппадокии. Долина приведений горы
Демерджи.
В мире песка и камня
Что такое пустыня? Как образовались пустыни?
Где расположены самые известные пустыни
мира?
Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в
пустыне.
Сахара крупнейшая пустыня мира. Берег скелетов
в пустыне Намиб.
Пустыня Кающихся Грешников. Каменная
симфония пустыни Гоби.
Высокогорные пустыни Азии и Южной
Америки.
Каньоны мира
Почему
и
где
образуются каньоны?
Самый величественный каньон мира.
Жизнь в Большом каньоне. Как открыли Большой
каньон.
В мире падающей воды
Водопад Анхель. Водопад Йосемитский.
Самые широкие водопады мира. Ниагарский
водопад.
Водопады Игуасу и Гуагира. Водопад Виктория.
Другие водопады мира. Фотоколлажи водопадов.
Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны
Сибири
и Дальнего Востока. Культ
праздников водопадов.
Эти удивительные озёра
Самые большие озёра мира.
Озёра с уникальной солёностью. Самые
диковинные озёра.
В мире мрака и безмолвия
Пещеры
священные, легендарные,
таинственные. Сокровища пещер. Пещерные
города.
Сказочный мир подземных дворцов,
сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты.
Сказочный мир подземных дворцов.
Фотоколлажи.
Пещерная система Флинт-Мамонтова. Пещера
Оптимистическая.
Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России.
Жители
подземелий. Что такое
Клаустрофобия Пещеры и полезные ископаемые.

1
34 ч
2 ч.
1
1
5ч
1
1

1
1
1
2 ч.
1
1
4 ч.
1
1
1
1
2 ч.
1
1
6 ч.
1

1
1
1
1
1

22.
23.

24.

25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.

1.

2.
3.

4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.

Грозное дыхание Земли
Горы, извергающие огонь. Откуда произошло
название «вулкан» и другие имена
Коварный
сон
вулканов.
Как
образовались и действуют вулканы. Что
извергают вулканы.
Подводные вулканы и вулканические острова.
Самые активные вулканы планеты.
Вулканический туризм.
Тепло подземных вод и природных фонтанов
Горячие источники Памуккале. Самый
знаменитый гейзер Исландии.
Гейзеры Северной Америки. Новозеландское чудо.
Долина гейзеров на Камчатке.
Этот удивительный ледяной мир
Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько
льда на Земле?
Ледники
Гренландии. Антарктиды, Айсберги
Великие оледенения прошлого.
В глубинах неизведанного
Звенящие и поющие камни. Вашкский камень
Каменные слёзы гори каменное масло таёжных
скал. Неопознанные шумы.
Полярные
сияния.
Гало и
другие
видения.
Могут ли камни кататься сами собой. Бывает ли
туман багровым? Могут ли «перевернуться» и
закипеть воды озера?
Защита проектов
ИТОГО:
8 класс
Визитная
карточка
России: территория, природ, население.
Россия на карте мира. Государственная
территория России.
Территория и акватория России.
Природные районы России.
Административно-территориальное устройство России
Что такое административно - территориальное
деление
Города Федерального значения
Москва и Санкт- Петербург
Москва и Санкт- Петербург
Севостополь.
Центральная Россия
.
По Золотому кольцу России
Жемчужины природы
Валдайской
возвышенности.
Русский Север
Кольский полуостров и Хибины.
Карелия – край воды и камня.
Русская Прибалтика
Куршская коса.

3 ч.
1
1

1
2 ч.
1
1
3 ч.
1
1
1
4 ч.
1
1
1
1

1
34 ч
1ч
1
1ч
1
1 ч.
1
3 ч.
1
1
1
2 ч.

2 ч.
1
1
1 ч.
1

12.
13.
14.

15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

Поволжье
Национальные парки Поволжья.
Юг России и южно- русское подстепье
Островные леса Среднерусской возвышенности
Дивногорье: жемчужина среднего Дона, пещерные
храмы Больших и Малых Див.
Северный Кавказ
Заповедники Северного Кавказа.
Черноморское
побережье России:
от
Новороссийска до Адлера.
Урал
Урал–каменный пояс земли русской.
Заповедники Урала.
Западная Сибирь
Специфика природы региона.
История освоения региона.
Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.
Заповедники
Западной Сибири.
Средняя Сибирь
Специфика природы с высоты Среднесибирского
плоскогорья, край великих рек и «моря тайги»
Специфика природы с высоты Среднесибирского
плоскогорья, край великих рек и «моря тайги»
Специфика природы с высоты Среднесибирского
плоскогорья, край великих рек и «моря тайги»
Горы Южной Сибири
Особенности природы пояса гор Южной Сибири.
Причины уникальности Байкала.
Северо – Восточная Сибирь
Восточная Сибирь: величие и суровость природы.
Восточная Сибирь: величие
и суровость
природы.
Дальний Восток
Уникальный природно-ресурсный потенциал
Дальнего Востока.
Заповедники Дальнего Востока
Чукотский Автономный округ
Особенности природных условий
Экологические
проблемы
и
охрана
природы.
Итоговая проектная работа
ИТОГО:

1.
2.
3.
4.
5.

9 класс
Россия на карте мира
Россия на политической карте мира
Проблемы, связанные с географическим
положением
Проблемы, связанные с площадью РФ
Место России в мировом хозяйстве
Объекты мирового и культурного наследия
Объекты мирового и культурного наследия

1 ч.
1
2 ч.
1
1
2 ч.
1
1
2 ч.
1
1
4 ч.
1
1
1
1
3 ч.
1
1
1
2 ч.
1
1
2ч
1
1
2 ч.
1
1
2 ч.
1
1
1
34 ч
3 ч.
1
1
1
7 ч.
1
1

6.
7.
8.
9.
10.

11.

12.
13.
14.

15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Народные промыслы России
Природно –ресурсный потенциал России
Проблемы ресурсной основы экономики России
Россия в мировом хозяйстве и МГРТ
География отраслей её международной
специализации
Внешне экономические связи России
Особенности и структуры международной
торговли. Крупнейшие торговые партнёры
России.
Структура внешнеторгового баланса
Основные формы внешне экономических связей
Участие
России
в
международных
отраслевых и
региональных
организациях
Россия и СНГ
Участие
России
в
международных
социально-экономических и геоэкологических
проектах
Хозяйство России
АПК. Обеспеченность
продуктами питания
Научный комплекс–вершина экономики России
Состояние современной науки
ВПК России
Сфера обслуживания. Транспорт, связь.
Социальные услуги в
сравнении
с
другими странами
Рекреационные ресурсы России
Экологическая обстановка в стране
Особенности населения
Экономический кризис в России. Пути
экономических реформ
Численность населения.Проблема естественного и
механического движения населения
Россия – многонациональная страна
Культура народов России
Обычаи народов России
Обычаи народов России
Военные конфликты в России
Перспективы развития России
Перспективы развития России
Итоговая проектная работа
ИТОГО:
ИТОГО:

1
1
1
1
1
6 ч.
1

1
1
1

1
1
8 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
8 ч.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 ч
170 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти