Учебный план ВАОП ООО ЗПР (5-9 классы) на 2025-2026 уч. год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский район, села Сиреники, ул. Мандрикова, 29,
тел. (факс)2-52-37
E-mail: sireniki_school@mail.ru
Утверждаю:
И.о. директора
МБОУ «ООШ с. Сиреники»
________ /Тарасенко Е.Э./
« 25_» августа_ 2025 г.

Учебный план с пояснительной запиской
по внеурочной деятельности
для обучающихся ЗПР (задержкой психического развития) 7 вид
в соответствии с ФАОП ООО МБОУ «ООШ с. Сиреники»
на 2025 – 2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану по внеурочной деятельности
для обучающихся ЗПР 7 вида
на 2025 – 2026 учебный год
(при пятидневной учебной неделе)
Федеральный учебный план ФАОП ООО для обучающихся с задержкой
психического развития (вариант 7) в целом соответствует обязательным требованиям
ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную
деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы.
Федеральный учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся с ЗПР;
- определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на
их освоение и организацию;
- распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план предусматривает программу внеурочной деятельности для учета
индивидуальных особенностей и потребностей, обучающихся с ЗПР через организацию
внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на
достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной, виды деятельности
обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и
социализации. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в
обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей
обучающихся с ЗПР, организации их свободного времени.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для: творческой
самореализации обучающихся с ЗПР в комфортной развивающей среде, стимулирующей
возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;
позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления
обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе,
активного взаимодействия со сверстниками и педагогами.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционноразвивающая область», реализующаяся в объеме не менее 5 часов в неделю в рамках
внеурочной деятельности через содержание коррекционных курсов, указанных у
обучающихся в заключениях ПМПК. (пункт 3.4.16. Санитарно- эпидемиологических
требований).
Внеурочная деятельность (10 часов, 5 из которых коррекционная подготовка)
ориентирована на создание условий для расширения опыта поведения, деятельности и
общения,
творческой
самореализации,
профессионального
самоопределения,
необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся и
представлена курсами:
Инвариантная часть:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник);
1 час в неделю – на занятия, направленные на формирование готовности к
профессиональному самоопределению обучающихся «Россия – мои горизонты», в
рамках проекта «Единая модель профориентации «Билет в будущее» (четверг);
1 час в неделю – на занятия, направленные на приобщение к системе традиционных
духовно-нравственных ценностей и формирование культуры семейных отношений,
уважения к старшим поколениям у обучающихся: кружок «Моя семья» (семьеведение).
Вариативная часть:

2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение потребности обучающихся
в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней: «Эскимосский язык» и «Чукотский язык»;
2 часа в неделю – на занятия, направленные на формирование речевой компетенции
обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование навыков речевого общения,
обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или
ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю
собственной речи: коррекционный курс «Логопедические занятия»;
2 часа в неделю – на занятия, направленные на развитие личности обучающегося с ЗПР
подросткового возраста, его коммуникативных и социальных компетенций, гармонизацию
его взаимоотношений с социумом: коррекционный курс «Психокоррекционные занятия
(психологические)»;
1 час в неделю – на занятия, направленные по развитию внимания формированию его
устойчивости, умению контролировать выполнение одновременно двух или больше
действий: психолого-коррекционное занятие «Тропинка к своему Я».
Продолжительность групповых и индивидуальных занятий до 25-30 минут.
Реализация коррекционно-развивающей области осуществляется за счет часов,
отводимых на внеурочную деятельность (количество часов на коррекционнообразовательную область должно быть не менее 5 часов в неделю в течение всего срока
обучения)
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционные курсы указано на
одного обучающегося.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ начального общего и основного общего образования при формировании плана
внеурочной деятельности образовательной организацией предусмотрена:
Обязательная часть учебного плана
При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного
учреждения педагогическими работниками школы были разработаны следующие
направления программы внеурочной деятельности:
✓ коммуникативная;
✓ информационная культура;
✓ социально-гуманитарная;
✓ коррекционно-развивающие;
✓ «Учение с увлечением».
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми
осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их
подготовки. Расписание утверждается директором школы образовательного учреждения.
План включает в себя следующие нормативы:
1) Недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
2) Недельное количество часов на реализацию программ по каждому
направлению развития личности.
Продолжительность учебного года составляет:
5 класс – 34 недели;
6 класс – 34 недели;
7 класс – 34 недели;
8 класс – 34 недели;
9 класс - 34 недели.
Продолжительность учебной недели: 5 - 9 классы - 5 дней.
Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в
МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» не превышает предельно
допустимую. Продолжительность занятия для обучающихся для учащихся 7 - 9 классов 40 минут. Перемена между занятиями внеурочной деятельности длительностью не менее

10 минут для отдыха детей и проветривания помещений (в соответствии с нормами
СанПин.). Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется
перерыв не менее 1 часа для отдыха детей, что соответствует требованиям СанПин 2
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных
учреждениях
(утверждены
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 года № 28 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи»). С целью профилактики утомления, нарушения зрения
и осанки обучающихся, на занятиях проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз.
Формы внеурочной деятельности выбираются так, чтобы они предполагали
активное участие школьников в практической деятельности и самостоятельность, сочетали
индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу, с учетом специфики
коммуникативной деятельности разных направлений и возможности применения средств
ИКТ.
№
1.

2.

Направления внеурочной
Основное содержание занятий
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
ИнформационноОсновная цель: развитие ценностного
просветительские
занятия отношения обучающихся к своей Родине –
патриотической, нравственной России, населяющим ее людям, ее уникальной
и
экологической истории, богатой природе и великой культуре.
направленности: «Разговоры о Основная
задача:
формирование
важном»
соответствующей
внутренней
позиции
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в
обществе. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории
и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением
природы,
ориентацией
в
мировой
художественной культуре и повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам
Занятия, направленные на Основная цель: развитие ценностного
удовлетворение
отношения обучающихся к труду как
профориентационных
основному способу достижения жизненного
интересов и формирование благополучия и ощущения уверенности в
готовности
к жизни.
профессиональному
Основная задача: формирование готовности
самоопределению: «Россия – школьников
к
осознанному
выбору
мои горизонты»
направления продолжения своего образования
и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального образования; создание
условий для развития над профессиональных
навыков (общения, работы в команде,
поведения в конфликтной ситуации и т. п.);

Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии,
проектноисследовательской
деятельности,
помощь
в
самореализации, раскрытии и
развитии
способностей
и
талантов: кружок «Чукотский
язык» и «Эскимосский язык»

2.

Занятия, направленные на
приобщение
к
системе
традиционных
духовнонравственных ценностей и
формирование
культуры
семейных
отношений,
уважения
к
старшим
поколениям у обучающихся:
кружок «Моя семья»

3.

Занятия, направленные на
формирование
речевой
компетенции обучающихся с
ЗПР,
развитие
и
совершенствование навыков
речевого общения, обогащение
лексического
запаса
и
языковых средств общения,
преодоление и/или ослабление
нарушений чтения и письма,
формирование мотивации к
самоконтролю
собственной
речи: коррекционный курс
«Логопедические занятия»

создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей, обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у
них чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы
воли,
ответственности,
формирование
установок на защиту слабых; оздоровление
школьников, привитие им любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, развитие
их самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда
Основная
цель:
научить
школьников
осознавать значимость семьи и привить
любовь к семейному укладу, который всегда
был важен для России.
Основные
задачи:
ознакомление
обучающихся
с
базовыми
понятиями,
раскрывающими смыслы, ценности и нормы
семейной жизни, освоение категорий и
таксономии
семейных
терминов;
формирование у молодых людей основных
представлений о семейной жизни с позиции
психологии, культурологии и этики; осознание
обучающимися
системы
российских
семейных ценностей и принятие их для
построения собственной семьи в будущем.
Основная цель: коррекция и преодоление или
ослабление
имеющихся
нарушений/недостатков устной и письменной
речи обучающихся с ЗПР, развитие и
совершенствование
коммуникативных
компетенций, формирование мотивации к
самоконтролю собственной речи.
Основные задачи:
коррекция и развитие языкового анализа и
синтеза;
совершенствование
зрительнопространственных
и
пространственновременных
представлений;
совершенствование
фонетикофонематической стороны речи; формирование
фонематических,
морфологических
и

4.

Занятия,
направлены
на
развитие
личности
обучающегося
с
ЗПР
подросткового возраста, его
коммуникативных
и
социальных
компетенций,
гармонизацию
его
взаимоотношений с социумом:
коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия (психологические)»

Занятия,
направленны по
развитию
внимания
формированию
его
устойчивости,
умению
контролировать выполнение
одновременно
двух
или
больше действий: психологокоррекционный
курс
«Тропинка к своему Я»

синтаксических обобщений;
коррекция и
развитие лексико-грамматического строя речи;
формирование алгоритма орфографических
действий, орфографической зоркости, навыков
грамотного письма;
коррекция или
минимизация ошибок письма и чтения;
развитие связной речи и формирование
коммуникативной компетенции.
Основная цель: развитие и коррекция
познавательной, личностной, эмоциональной,
коммуникативной,
регуляторной
сфер
обучающегося, направленные на преодоление
или ослабление трудностей в развитии,
гармонизацию личности и межличностных
отношений.
Основные задачи:
формирование
учебной
мотивации,
стимуляция
развития
познавательных
процессов; коррекция недостатков осознанной
саморегуляции познавательной деятельности,
эмоций и поведения, формирование навыков
самоконтроля;
гармонизация
психоэмоционального
состояния,
формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе,
формирование адекватной самооценки;
развитие личностного и профессионального
самоопределения, формирование целостного
«образа
Я»;
развитие
различных
коммуникативных
умений,
приемов
конструктивного
общения
и
навыков
сотрудничества; стимулирование интереса к
себе и социальному окружению; развитие
продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими сверстниками и взрослыми;
предупреждение школьной и социальной
дезадаптации; становление и расширение
сферы жизненной компетенции
Основная
цель:
создание
системы
комплексной помощи обучающимся с ЗПР в
освоении
адаптированной
основной
образовательной
программы
основного
общего образования, коррекция недостатков в
физическом,
психическом
развитии
обучающихся, их социальная адаптация.
Основные задачи:
определение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся
с
ЗПР;
осуществление
индивидуально
ориентированной психолого-педагогической
помощи детям с учетом особенностей
психофизического развития и индивидуальных
возможностей обучающихся (в соответствии с
рекомендациями
психолого-медико-

педагогической
комиссии);
повышение
возможностей обучающихся с ЗПР в освоении
адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования и
интегрировании в образовательный процесс с
учетом степени выраженности и механизма
речевого недоразвития
Недельный учебный план внеурочной деятельности ООО
для обучающихся ЗПР 7 вида (вариант 7.1)
на 2025– 2026 учебный год (7, 9 классы)
Направления
внеурочной
деятельности
Проектноисследовательская
Коммуникативная
Коррекционноразвивающие

Информационная
культура
Социальногуманитарная
«Учение
увлечением»

Программа (курс)

Количество часов в год
VII

Обязательная часть
Кружок «Россия – мои
горизонты»
Психологокоррекционный
курс
«Тропинка к своему Я»
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)»
Коррекционный
курс
«Логопедические занятия»
Классный час «Разговоры
о важном»
https://razgovor.edsoo.ru
Кружок «Моя семья»

IX

Всего
(год)

1

1

2

1

1

2

2

2

4

2

2

4

1

1

2

1

1

2

2

2

10

10

20

IX

Всего
(год)

34

34

68

34

34

68

68

68

136

с Кружок «Чукотский язык»
Кружок
язык»

4

«Эскимосский
Итого по УП

Годовой учебный план внеурочной деятельности ООО
для обучающихся ЗПР 7 вида (вариант 7.1)
на 2025– 2026 учебный год (7, 9 классы)
Направления
внеурочной
деятельности
Проектноисследовательская
Коммуникативная
Коррекционноразвивающие

Программа (курс)

Количество часов в год
VII

Обязательная часть
Кружок «Россия – мои
горизонты»
Психологокоррекционный
курс
«Тропинка к своему Я»
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные

Информационная
культура
Социальногуманитарная
«Учение
увлечением»

занятия
(психологические)»
Коррекционный
курс
«Логопедические занятия»
Классный час «Разговоры
о важном»
https://razgovor.edsoo.ru
Кружок «Моя семья»
с Кружок «Чукотский язык»
Кружок
язык»

68

68

136

34

34

68

34

34

68

68

68

136

340

340

680

IX

Всего
(год)

«Эскимосский
Итого по УП

Учебный план внеурочной деятельности ООО
для обучающихся ЗПР 7 вида (вариант 7.1)
на 2025– 2026 учебный год на весь период обучения
Направления
внеурочной
деятельности
Проектноисследовательская
Коммуникативная
Коррекционноразвивающие

Информационная
культура
Социальногуманитарная
«Учение
увлечением»

Программа (курс)

Количество часов в год
VII

Обязательная часть
Кружок «Россия – мои
горизонты»
Психологокоррекционный
курс
«Тропинка к своему Я»
Коррекционный
курс
«Психокоррекционные
занятия
(психологические)»
Коррекционный
курс
«Логопедические занятия»
Классный час «Разговоры
о важном»
https://razgovor.edsoo.ru
Кружок «Моя семья»

1

1

1
2

2

2

2

1

1

1

1

2

2

с Кружок «Чукотский язык»
Кружок
язык»

«Эскимосский
Итого по УП

10

10

Недельный учебный план внеурочной деятельности ООО
для обучающихся ЗПР 7 вида (вариант 7.1)
на 2025– 2026 учебный год (7 класс)
Направления

Название

Описание

Формы
организации

Количест
во часов
в неделю

Ответствен
ный

Проектноисследователь
-ская

Кружок
«Россия –
мои
горизонты»

Коммуникативная

Психологокоррекцион
ный
курс
«Тропинка к
своему Я»

Коррекционноразвивающие

Коррекцион
ный
курс
«Психокорр
екционные
занятия
(психологич
еские)»
Коррекцион
ный
курс
«Логопедич
еские
занятия»

Информацион
ная культура

Классный
час

помочь школьникам
выбрать
будущую
профессию, провести
для
них
профдиагностику;
знакомят
с
современными
профессиями
и
необходимыми
навыками работы по
специальностям,
потребностями
федерального
и
регионального
рынков труда,
достижениями
страны в области
науки, технологий,
экономики и других
сфер
представляет собой
систему групповых
занятий,
которые
включают элементы
тренинга,
социопсихологическ
ие игры, элементы
психогимнастики,
сказкотерапии,
арттерапии,
групповые
дискуссии.
используются
активные
формы
работы: подвижные
игры и упражнения,
работа
с
психологическими
сказками, элементы
арт-терапии
и
тренинговых занятий
по
модульному
принципу, каждый
модуль
отражает
содержание одного
из
направлений
коррекционной
логопедической
работы,
необходимых
для
преодоления
речевого нарушения
развитие
ценностного

Практикум

1

Петрова
А.Н.

Практикум

1

Калдар – оол
К.К.

Практикум

2

Калдар – оол
К.К.

Практикум

2

Калдар – оол
К.К.

Информац
ионно -

1

Петрова
А.Н.

«Разговоры
о важном»
https://razg
ovor.edsoo.r
u

отношения
школьников к своей
родине
- России,
населяющим
ее
людям,
ее
уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре.
Социально
- Кружок
приобщение
к
гуманитарная «Моя
системе
семья»
традиционных
духовнонравственных
ценностей
и
формирование
культуры семейных
отношений,
уважения к старшим
поколениям
у
обучающихся
«Учение
с Кружок
Включает систему
увлечением!»
«Чукотский занятий
в
зоне
язык»
ближайшего
развития , когда
Кружок
«Эскимосск учитель
непосредственно
ий язык»
помогает
обучающемуся
преодолеть
трудности,
возникшие
при
изучении
разных
предметов
Итого:

просветительская

1

Учебная
лаборатория

2

Петрова
А.Н.

Бороздина
Р.И.
Олейникова
Т.А.

10

Недельный учебный план внеурочной деятельности ООО
для обучающихся ЗПР 7 вида (вариант 7.1)
на 2025– 2026 учебный год (9 класс)
Направления
Проектноисследователь
-ская

Название

Описание

Формы
организации
Кружок
помочь школьникам Практикум
«Россия – выбрать
будущую
мои
профессию, провести
горизонты» для
них
профдиагностику;
знакомят
с
современными
профессиями
и
необходимыми
навыками работы по
специальностям,
потребностями

Количест Ответствен
во часов
ный
в неделю
1
Петрова
А.Н.

Коммуникативная

Психологокоррекцион
ный
курс
«Тропинка к
своему Я»

Коррекционноразвивающие

Коррекцион
ный
курс
«Психокорр
екционные
занятия
(психологич
еские)»
Коррекцион
ный
курс
«Логопедич
еские
занятия»

Информацион
ная культура

Классный
час
«Разговоры
о важном»
https://razg
ovor.edsoo.r
u

Социально
- Кружок
гуманитарная «Моя
семья»

федерального
и
регионального
рынков труда,
достижениями
страны в области
науки, технологий,
экономики и других
сфер
представляет собой
систему групповых
занятий,
которые
включают элементы
тренинга,
социопсихологическ
ие игры, элементы
психогимнастики,
сказкотерапии,
арттерапии,
групповые
дискуссии.
используются
активные
формы
работы: подвижные
игры и упражнения,
работа
с
психологическими
сказками, элементы
арт-терапии
и
тренинговых занятий
по
модульному
принципу, каждый
модуль
отражает
содержание одного
из
направлений
коррекционной
логопедической
работы,
необходимых
для
преодоления
речевого нарушения
развитие
ценностного
отношения
школьников к своей
родине
- России,
населяющим
ее
людям,
ее
уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре.
приобщение
к
системе
традиционных
духовно-

Практикум

1

Калдар – оол
К.К.

Практикум

2

Калдар – оол
К.К.

Практикум

2

Калдар – оол
К.К.

Информац
ионно просветительская

1

Петрова
А.Н.

1

Петрова
А.Н.

нравственных
ценностей
и
формирование
культуры семейных
отношений,
уважения к старшим
поколениям
у
обучающихся
«Учение
с Кружок
Включает систему Учебная
увлечением!»
«Чукотский занятий
в
зоне лаборатоязык»
ближайшего
рия
развития , когда
Кружок
«Эскимосск учитель
непосредственно
ий язык»
помогает
обучающемуся
преодолеть
трудности,
возникшие
при
изучении
разных
предметов
Итого:

2

Бороздина
Р.И.
Олейникова
Т.А.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти