Учебный план ФГОС и ФОП ООО ВД (5 класс) 2025-2026 уч г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с. Сиреники»
689273 ЧАО, Провиденский район, села Сиреники, ул. Мандрикова, 29, тел. (факс)2-52-37
E-mail: sireniki_school@mail.ru
Утверждаю:
И.о. директора
МБОУ «ООШ с. Сиреники»
_________ /Тарасенко Е.Э./
« 25 »_августа 2025 г.

Учебный план с пояснительной запиской
по внеурочной деятельности для 5 класса
(по ФГОС – 21 и ФОП ООО при пятидневной учебной неделе)
МБОУ «ООШ с. Сиреники»
на 2025 – 2026 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану по внеурочной деятельности для 5 класса
на 2025 – 2026 учебный год
(по ФГОС – 2021 и ФОП ООО при пятидневной учебной неделе)
План внеурочной
деятельности
является основным организационным
механизмом реализации основной образовательной программы и обеспечивает введение
в действие и реализацию требований раздела «Федеральный план внеурочной деятельности»
из ФОП (п. 173 ФОП НОО).
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО направлена
на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений учебных курсов
внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого в МБОУ «Основная
общеобразовательная школа села Сиреники».
Цель внеурочной деятельности: создание благоприятных условий для проявления и
развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно
- нравственных ценностей и культурных традиций.
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
- поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых
результатов освоения программы начального общего и основного общего
образования;
- совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений
в разновозрастной школьной среде;
- формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
- повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса кпознавательной
и
проектно-исследовательской
деятельности
с
учетом возрастных
и
индивидуальных особенностей участников;
- развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление
умений командной работы;
- поддержка
детских
объединений,
формирование
умений
ученического
самоуправления;
- формирование культуры поведения в информационной среде.
Эффективное конструирование оптимизационной модели внеурочной деятельности
опирается на следующие принципы:
1. Принцип учета потребностей, обучающихся и их родителей. Для этого необходимо
выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и
материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной
программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной
деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей,
поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности
школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания
обучающихся, самоопределения, самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий
реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности,
предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб
своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для
удовлетворения потребностей, желаний, интересов.
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов
учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной

деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения
тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого
в образовательном процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной
деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха.
Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и
ценными для социального окружения образовательного учреждения.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются
в
деятельностных
формулировках,
что
подчеркивает
их
практико-ориентированные
характеристики.
При выборе направлений и отборе содержания обучения МБОУ «Основная
общеобразовательная школа села Сиреники»:
• особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы,
особенности контингента, кадровый состав);
• результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы
и трудности их учебной деятельности;возможность обеспечить условия для
организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с
урочной деятельностью;
• особенности информационно-образовательной среды образовательной организации,
национальные и культурные особенности региона.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основным
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной
деятельности образовательной организацией предусмотрена:
Инвариантная часть:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник);
1 час в неделю - на занятия, направленные по формированию финансовой направленности
обучающихся «Финансовая грамотность».
1 час в неделю – на занятия, направленные на формирование цифровой грамотности,
развития компетенций, связанных с информатикой, программированием и современными
информационно-коммуникативными технологиями (ИКТ), основанными на достижениях
науки и IТ-отрасли обучающихся «Искусственный интеллект»;
1 час в неделю – на занятия, направленные на приобщение к системе традиционных
духовно-нравственных ценностей и формирование культуры семейных отношений,
уважения к старшим поколениям у обучающихся «Моя семья» (семьеведение).
Вариативная часть:
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение потребности обучающихся в
изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и
самореализации в ней: «Эскимосский язык» и «Чукотский язык».
1 час в неделю – на занятия, связанные с реализацией интеллектуальных и социокультурных
потребностей обучающихся (в том числе изучение отдельных учебных предметов на
углубленном
уровне,
проектно-исследовательскую
деятельность,
краеведческоисторическое просвещение): «В мире экологии», «Музейное дело».
1 час в неделю – на занятия, направленные укрепление здоровья, физического развития и
подготовленности обучающихся «Спортивные игры».
1 час в неделю – занятия, направленные на решение основных проблем возраста с целью
сохранения психологического здоровья детей, а также развитие коммуникативной,
познавательной и личностной сфер ребёнка «Азбука психологии».

Обязательная часть учебного плана
При организации внеурочной деятельности в условиях образовательного
учреждения педагогическими работниками школы были разработаны следующие
направления программы внеурочной деятельности:
✓ спортивно–оздоровительное;
✓ проектно-исследовательская;
✓ коммуникативная;
✓ художественно–эстетическое;
✓ информационная культура;
✓ интеллектуальный марафон;
✓ социально-гуманитарная;
✓ «Учение с увлечением».
Распределение часов внеурочной деятельности по направлениям Школа определяет
самостоятельно.
Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее
воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей программой воспитания
образовательной организации в форме отличной от урочной. С целью реализации принципа
формирования единого образовательного пространства на всех уровнях образования часы
внеурочной деятельности используются через реализацию оптимизационной модели
Внеурочной Деятельности с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
формированию функциональной грамотности:
Модель плана внеурочной
деятельности
С преобладанием учебно познавательной деятельности

С преобладанием педагогической
поддержки обучающихся

С преобладанием деятельности
ученических сообществ и
воспитательных мероприятий

Содержательное наполнение
- занятия обучающихся по формированию
функциональной грамотности;
- занятия обучающихся с педагогами,
сопровождающими проектноисследовательскую деятельность;
- профориентационные занятия обучающихся.
- Занятия по обеспечению благополучия
обучающихся в пространстве школы:
обеспечение безопасности жизни и здоровья
школьников, безопасных межличностных
отношений в учебных группах, профилактика
неуспеваемости и других рисков, социальная
защита учащихся.
занятия обучающихся с педагогами, которые
сопровождают деятельность детских
общественных объединений и органов
ученического самоуправления;
занятия в рамках циклов специально
организованных внеурочных занятий,
посвящённых актуальным социальным и
нравственным проблемам современного мира;
занятия обучающихся в социально
ориентированных объединениях:
экологических, волонтёрских, трудовых и
других.

Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося
определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости
обучающегося во второй половине дня.
Образовательные программы внеурочной деятельности разрабатываются
педагогами школы самостоятельно на основе запросов обучающихся и родителей (законных
представителей) в соответствии с Программой внеурочной деятельности НОО школы с
учётом видов и направлений внеурочной деятельности на каждый учебный год. Допускается
использование авторских программ.
Программа внеурочной деятельности должна соответствовать нормативноправовым требованиям к организации внеурочной деятельности. Количество часов,
отведенных на освоение обучающимися курсов внеурочной деятельности в совокупности не
превышает величину недельной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21.
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного, режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов ихподготовки. Расписание
утверждается директором школы образовательного учреждения. План включает в себя
следующие нормативы:
1) Недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся;
2) Недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению
развития личности.
Продолжительность учебного года составляет:
5 класс - 34 недели;
6 класс - 34 недели;
7 класс - 34 недели;
8 класс – 34 недели;
9 класс - 34 недели.
Продолжительность учебной недели: 5 - 9 классы - 5 дней.
Обязательная (максимальная) нагрузка внеурочной деятельности обучающихся в
МБОУ «Основная общеобразовательная школа села Сиреники» не превышает предельно
допустимую. Продолжительность занятия для обучающихся для учащихся 5 - 9 классов - 40
минут. Перемена между занятиями внеурочной деятельности длительностью не менее 10
минут для отдыха детей и проветривания помещений (в соответствии с нормами СанПин.).
Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не
менее 1 часа для отдыха детей, что соответствует требованиям СанПин 2 Санитарноэпидемиологические
требования
к
условиям
и
организации
обучения
в
общеобразовательных
учреждениях
(утверждены
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 года № 28 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»). С целью профилактики утомления, нарушения зрения и
осанки обучающихся, на занятиях проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФОП ООО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется через
следующие формы:
Главный ориентир – формы внеурочной деятельности отличаются от форм урочной
деятельности и носят творческий, исследовательский характер (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20). Это
могут быть спортивные и творческие студии, дискуссионный клуб, литературный кружок и
др. При выборе конкретных форм, школа ориентируется на ФОП с учетом образовательных
потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей или законных представителей
и собственных возможностей. Например, проведение общественно полезных практик,
исследовательской деятельности, образовательных
проектов, экскурсий, походов,
соревнований, посещение театров, музеев и иные.

Формы внеурочной деятельности выбираются так, чтобы они предполагали активное
участие школьников в практической деятельности и самостоятельность, сочетали
индивидуальную, парную, групповую и коллективную работу, с учетом специфики
коммуникативной деятельности разных направлений и возможности применения средств
ИКТ.
№
1.

2.

3.

Направление внеурочной
Основное содержание занятий
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
ИнформационноОсновная цель: развитие ценностного
просветительские
занятия отношения обучающихся к своей Родине –
патриотической, нравственной России, населяющим ее людям, ее уникальной
и
экологической истории, богатой природе и великой культуре.
направленности: «Разговоры о Основная
задача:
формирование
важном», «В мире экологии», соответствующей
внутренней
позиции
«Музейное дело»
личности школьника, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в
обществе. Основные темы занятий связаны с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории
и пониманием сложностей современного мира,
техническим прогрессом и сохранением
природы,
ориентацией
в
мировой
художественной культуре и повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам
Занятия по формированию Основная цель: развитие способности
финансовой
грамотности обучающихся
применять
приобретенные
обучающихся : «Финансовая знания, умения и навыки для решения задач
грамотность»
в различных сферах жизнедеятельности,
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
финансовой грамотности направленной на
развитие креативного мышления и глобальных
компетенций
Занятия, направленные на Основная цель: развитие ценностного
удовлетворение
отношения обучающихся к труду как
профориентационных
основному способу достижения жизненного
интересов и формирование благополучия и ощущения уверенности в
готовности
к жизни.
профессиональному
Основная задача: формирование готовности
самоопределению: «Россия – школьников
к
осознанному
выбору
мои горизонты»
направления продолжения своего образования
и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального образования; создание
условий для развития над профессиональных
навыков (общения, работы в команде,
поведения в конфликтной ситуации и т. п.);

4.

Занятия,
связанные
с
реализацией
особых
интеллектуальных
и
социокультурных
потребностей обучающихся,
информационной культуры:
«Искусственный интеллект»,
«Эскимосский
язык»,
«Чукотский язык»

5.

Занятия, направленные на
удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в
творческом и физическом
развитии,
проектноисследовательской
деятельности,
помощь
в
самореализации, раскрытии и
развитии
способностей
и
талантов: «Спортивные игры»

6.

Занятия, направленные на
приобщение
к
системе
традиционных
духовно-

создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности
Основная
цель:
интеллектуальное
и
общекультурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям как залогу
их собственного будущего и к культуре в
целом как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность
народов России.
Основные
направления
деятельности:
занятия
по
дополнительному
или
углубленному изучению учебных предметов
или
модулей;
занятия
в
рамках
исследовательской и проектной деятельности;
занятия, связанные с освоением регионального
компонента образования или особыми
этнокультурными интересами участников
образовательных отношений; дополнительные
занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы
или трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей, обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
способностей школьников, формирование у
них чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношения к
культуре; физическое развитие обучающихся,
привитие им любви к спорту и побуждение к
здоровому образу жизни, воспитание силы
воли,
ответственности,
формирование
установок на защиту слабых; оздоровление
школьников, привитие им любви к своему
краю, его истории, культуре, природе, развитие
их самостоятельности и ответственности,
формирование навыков самообслуживающего
труда
Основная
цель:
научить
школьников
осознавать значимость семьи и привить

нравственных ценностей и
формирование
культуры
семейных
отношений,
уважения
к
старшим
поколениям у обучающихся:
кружок «Моя семья»

7.

Занятия,
направленные
на решение основных проблем
возраста с целью сохранения
психологического
здоровья
детей, а также развитие
коммуникативной,
познавательной и личностной
сфер ребёнка: кружок «Азбука
психологии».

любовь к семейному укладу, который всегда
был важен для России.
Основные
задачи:
ознакомление
обучающихся
с
базовыми
понятиями,
раскрывающими смыслы, ценности и нормы
семейной жизни, освоение категорий и
таксономии
семейных
терминов;
формирование у молодых людей основных
представлений о семейной жизни с позиции
психологии, культурологии и этики; осознание
обучающимися
системы
российских
семейных ценностей и принятие их для
построения собственной семьи в будущем.
Основная цель: решение основных проблем
возраста
с
целью
сохранения
психологического здоровья детей, а также
развитие коммуникативной, познавательной и
личностной сфер ребенка.
Основная задача: научить положительному
самоотношению и принятию других людей,
рефлексивным
умениям,
формировать
потребность в саморазвитии; воспитывать
чувства
коллективизма,
взаимопомощи,
ответственности, сохранять и поддерживать
психологическое
здоровье
ребёнка,
воспитывать
нравственные
качества
обучающихся; создавать условия для развития
личности
каждого
ребёнка,
развивать
положительные эмоции и волевые качества,
развивать умение осознавать свои чувства,
причины поведения, последствия поступков,
строить жизненные планы.

Недельный учебный план внеурочной деятельности ФГОС – 2021 и ФОП НОО
на 2025– 2026 учебный год (5 класс)
Направления
внеурочной
деятельности
Спортивнооздоровительное
Проектноисследовательская
Коммуникативная
Художественно–
эстетическое
Информационная
культура
Интеллектуальный
марафон

Программа (курс)

Количество часов в год
V

Обязательная часть
«Спортивные
1

Секция
игры»
Кружок «В мире экологии»
Кружок «Музейное дело»
Кружок
«Азбука
психологии»
Классный час «Разговоры
о важном»
https://razgovor.edsoo.ru
Кружок «Искусственный
интеллект»
Кружок
«Финансовая
грамотность»

Всего
(год)
1

1

1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

Социальногуманитарная
«Учение
увлечением»

Кружок «Моя семья»
с Кружок «Чукотский язык»
Кружок
язык»
Итого по УП

1

1

2

2

10

10

«Эскимосский

Годовой учебный план внеурочной деятельности ФГОС – 2021 и ФОП НОО на
2025– 2026 учебный год (5 класс)
Направления
внеурочной
деятельности

Программа (курс)
V

Спортивнооздоровительное
Проектноисследовательская
Коммуникативная
Художественно–
эстетическое
Информационная
культура
Интеллектуальный
марафон
Социальногуманитарная
«Учение
увлечением»

Количество часов в год

Обязательная часть
Секция
«Спортивные
34
игры»
Кружок «В мире экологии»
34

Всего
(год)
34
34

Кружок «Музейное дело»
Кружок
«Азбука
психологии»
Классный час «Разговоры
о важном»
https://razgovor.edsoo.ru
Кружок «Искусственный
интеллект»
Кружок
«Финансовая
грамотность»
Кружок «Моя семья»

34
34

34
34

34

34

34

34

34

34

34

34

с Кружок «Чукотский язык»

68

68

340

340

Кружок
язык»
Итого по УП

«Эскимосский

Недельный учебный план внеурочной деятельности
для учащихся 5 класса
Направления
Спортивнооздоровительное

Название

Описание

Формы
организации
Кружок
Деятельность
Спортивна
«Спортивны направлена
на я секция
е игры»
физическое развитие
школьника,
углубление знаний
об
организации
жизни
и
деятельности
с
учетом
соблюдения правил

Количест Ответствен
во часов
ный
в неделю
1
Тарасенко
Е.Э.

Проектноисследователь
-ская

Коммуникативная

Художественноэстетическое
(творческая)

здорового
безопасного образа
жизни.
Кружок «В Поддерживать
мире
искренний интерес
экологии»
ребёнка
к
окружающему,
бережное
отношение
к
природе.
Формирования
экологической
культуры младших
школьников состоит
в
воспитании
ответственного,
бережного
отношения
к
природе.
Кружок
на
занятия,
«Музейное
связанные
с
дело»
реализацией
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся (в том
числе
изучение
отдельных учебных
предметов
на
углубленном уровне,
проектноисследовательскую
деятельность,
краеведческоисторическое
просвещение)
Кружок
Позволяет
«Азбука
существенно
психологии повысить
»
мотивацию
учащихся,
организовать
их
творческую
и
исследовательскую
работу,
позволяет
школьникам в форме
познавательной
игры узнать многие
важные
идеи
и
развивать
необходимые
в
дальнейшей жизни
навыки.

Творческие
проекты

1

Практикум

1

Олейникова
Т.А.

Практикум

1

Калдар – оол
К.К.

Информацион
ная культура

Классный
час
«Разговоры
о важном»
https://razg
ovor.edsoo.r
u

Интеллектуальные
марафоны

Кружок
«Искусстве
нный
интеллект»
Кружок
«Финансова
я
грамотность
»

Социально
- Кружок
гуманитарная «Моя
семья»

«Учение
с Кружок
увлечением!»
«Чукотский
язык»
Кружок
«Эскимосск
ий язык»

развитие
ценностного
отношения
школьников к своей
родине
- России,
населяющим
ее
людям,
ее
уникальной истории,
богатой природе и
великой культуре.
Организуются через
систему
интеллектуальных
соревновательных
мероприятий,
которые
призваны
развивать
общую
культуру
и
эрудицию
обучающегося, его
познавательные
интересы
и
способности
к
самообразованию
приобщение
к
системе
традиционных
духовнонравственных
ценностей
и
формирование
культуры семейных
отношений,
уважения к старшим
поколениям
у
обучающихся
Включает систему
занятий
в
зоне
ближайшего
развития , когда
учитель
непосредственно
помогает
обучающемуся
преодолеть
трудности,
возникшие
при
изучении
разных
предметов

Информац
ионно просветительская

1

Тарасенко
Е.Э.

Практикум

1

Тарасенко
Е.Э.

Практикум

1

Тарасенко
Е.Э.

1

Тарасенко
Е.Э.

2

Бороздина
Р.И.

Учебная
лаборатория

Олейникова
Т.А.

Итого:

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти